История Панамы (1964–1977)
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Ноябрь 2016 г. ) |
История Панамы |
---|
![]() |
Хронология |
![]() |
Панама — трансконтинентальная страна, охватывающая южную часть Северной Америки и северную часть Южной Америки.
Беспорядки 1964 года
[ редактировать ]Публичные демонстрации и беспорядки, возникшие из-за народного недовольства политикой Соединенных Штатов и подавляющим присутствием граждан и учреждений Соединенных Штатов, не были редкостью, но беспорядки, произошедшие в январе 1964 года, были необычайно серьезными. Инцидент начался с символического спора по поводу развевающегося панамского флага в зоне канала .
В течение некоторого времени спор серьезно осложнялся разногласиями по этому вопросу между Министерством обороны и Государственным департаментом . С одной стороны, военные выступили против принятия панамского флага, подчеркнув стратегическую важность беспрепятственного контроля Соединенных Штатов в зоне канала и опасный прецедент, который умиротворение требований бунтовщиков создаст для будущих американо-панамских отношений. Государственный департамент, с другой стороны, поддержал предложение о флаге как разумную уступку требованиям Панамы и способ избежать серьезного международного затруднения. Дипломатические чиновники также опасались, что стабильность самих политических институтов Панамы может оказаться под угрозой из-за массового насилия и действий мафии по вопросу флага.
В конце концов Соединенные Штаты согласились поднять флаги Панамы и США рядом в одном месте. На специальной церемонии 21 сентября 1960 года в Шалерском треугольнике присутствовал новый губернатор зоны генерал-майор Уильям А. Картер вместе со всеми высшими военными и дипломатическими офицерами США и всем панамским кабинетом министров. Однако даже этот инцидент, ознаменовавший официальное признание «титульного» суверенитета Панамы, был омрачен, когда Соединенные Штаты отклонили просьбу бывшего президента Эрнесто де ла Гуардиа разрешить ему лично поднять флаг. Де ла Гуардиа в качестве ответной меры отказался присутствовать на церемонии и направил приглашения на президентский прием после церемонии только послу США и его старшим дипломатическим помощникам; Зона канала США и военные чиновники были исключены.
Панамцы остались недовольны, поскольку их флаг появился только в одном месте в зоне канала, в то время как флаг Соединенных Штатов развевался один во многих других местах. В конце концов было достигнуто соглашение о том, что в нескольких точках зоны канала флаги США и Панамы будут развеваться рядом. Однако граждане Соединенных Штатов, проживающие в зоне канала, не хотели соблюдать это соглашение, и учащиеся американской средней школы при поддержке взрослых два дня подряд в одиночку водружали американский флаг перед своей школой.
Слух об этом жесте вскоре распространился через границу, и вечером второго дня, 9 января 1964 года, около 200 панамских студентов прошли маршем в зону канала со своим флагом. Завязалась драка, и панамский флаг был порван. После этой провокации тысячи панамцев штурмовали пограничный забор. Беспорядки длились три дня и привели к гибели 21 человека, серьезным ранениям нескольких сотен человек и материальному ущербу на сумму более 2 миллионов долларов США.
В начале боевых действий Панама обвинила США в агрессии. Панама разорвала отношения с США и обратилась в Организацию американских государств (ОАГ) и Организацию Объединенных Наций (ООН). 10 января ОАГ передала дело в Межамериканский комитет мира . На заседании Совета Безопасности ООН посол США Адлай Стивенсон отметил, что Межамериканский комитет мира уже запланировал расследование на месте, и призвал рассмотреть проблему на региональном форуме. Предложение бразильского делегата о том, чтобы президент Совета Безопасности обратился к обеим сторонам с призывом проявлять сдержанность, было одобрено, и ООН не предприняла никаких дальнейших действий.
Соединенные Штаты надеялись ограничить разногласия Межамериканским комитетом мира. Но когда переговоры сорвались, Панама настояла на Органа консультаций 1947 года в соответствии с Межамериканским договором о взаимной помощи (так называемый Договор Рио-де-Жанейро) созыве . Совет ОАГ, временно действовавший в качестве консультативного органа, назначил комиссию по расследованию, состоящую из всех членов Совета, за исключением двух спорящих сторон. В апреле обе страны подписали рекомендованную комитетом совместную декларацию, и дипломатические отношения были восстановлены. Однако споры тлели почти год, пока президент США Линдон Б. Джонсон не объявил, что будут разработаны планы строительства нового канала и что будут вестись переговоры по совершенно новому договору.
Переговоры велись на протяжении всей первой половины президентского срока Роберто Кьяри преемника Маркоса Аурелио Роблеса . Когда в 1967 году были обнародованы условия трех проектов договоров, касающихся существующего шлюзового канала, возможного канала на уровне моря и вопросов обороны, реакция панамской общественности была неблагоприятной. Новые договоры отменили бы недовольную оговорку «бессрочно» в пользу даты истечения срока действия 13 декабря 1999 года или даты завершения строительства нового канала на уровне моря, если бы это было раньше. Более того, они выплатили бы панамскому правительству компенсацию в зависимости от тоннажа, проходящего через канал, и такая договоренность могла бы увеличить аннуитет более чем до 20 миллионов долларов США.
Однако интенсивность панамского национализма была такова, что многие утверждали, что Соединенным Штатам следует вообще отказаться от участия в делах Панамы. Предложения о сохранении военных баз Соединенных Штатов в зоне канала, о праве Соединенных Штатов размещать войска и вооружение в любой точке республики, а также о создании совместного совета из девяти губернаторов зоны, пять из которых должны были назначаться США были особенно непопулярны. Роблес первоначально пытался защитить условия драфтов. Когда ему не удалось добиться ратификации договора и он узнал, что его собственная коалиция окажется в невыгодном положении на предстоящих выборах, он заявил, что необходимы дальнейшие переговоры.
Олигархия под огнем
[ редактировать ]В середине 1960-х годов олигархия все еще слабо контролировала политическую систему Панамы. Представители среднего класса, состоящего в основном из учителей и государственных служащих, время от времени приобретали политическую известность. Стремясь занять высшие классы, они не смогли объединиться с низшими классами, чтобы вытеснить олигархию. Студенты были наиболее активным элементом среднего класса и группой, наиболее склонной выступать от имени невнятных бедняков; однако, будучи выпускниками, они, как правило, были поглощены системой.
Огромная пропасть отделяла сельскую часть от городского населения двух крупных городов. Только сельские наемные рабочие, сконцентрированные в провинциях Бокас-дель-Торо и Чирики , по-видимому, следили за событиями в столице и выражали свое мнение по вопросам национальной политики. Среди городских низших классов антагонизм между испаноговорящими и англо- и франкоязычными чернокожими препятствовал организации усилий по преследованию общих интересов.
Грамотность была высокой — около 77 процентов — несмотря на нехватку средних школ в сельской местности. Явка избирателей также имела тенденцию быть высокой, несмотря на ненадежность подсчета голосов. (Популярная поговорка гласит: «Выбирает тот, кто считает голоса».) Сосредоточение внимания на грехах Соединенных Штатов послужило предохранительным клапаном, отвлекающим внимание от несправедливости внутренней системы.
, Многопартийная система существовавшая до государственного переворота 1968 года, служила для регулирования конкуренции за политическую власть между ведущими семьями. Отдельные партии, как правило, служили личными машинами лидеров, чьи клиенты (сторонники или иждивенцы) ожидали получения работы или других преимуществ в случае успеха их кандидата. Из основных партий, конкурировавших в 1960-е годы, только сильно фракционированная Национал-либеральная партия ( Partido Liberal Nacional , PLN) имела историю, насчитывающую более двух десятилетий. Единственными партиями, разработавшими четко различимые программы, были небольшая Социалистическая партия и Христианско-демократическая партия ( Partido Demócrato Cristiano , PDC). Единственной партией с массовой базой была Партия Панаменьиста ( Partido Panameñista , PP), избирательная машина эксцентричного президента Арнульфо Ариаса . Партия Панаменьиста апеллировала к разочарованным, но ей не хватало четко узнаваемой идеологии или программы.
На президентских выборах 1964 года участвовало семь кандидатов, хотя серьезными соперниками были только трое. Роблес, который занимал пост министра президента в кабинете Киари, был кандидатом от Национального оппозиционного союза , в который входили PLN и семь более мелких партий. После длительных закулисных маневров Роблес был поддержан уходящим президентом. Хуан де Арко Галиндо , бывший член Национальной ассамблеи , министр общественных работ и зять бывшего президента де ла Гуардиа, был кандидатом от коалиции Национального оппозиционного альянса ( Alianza Nacional de Oposición ), в которую вошли семь партий, возглавляемых КПН. Арнульфо Ариаса поддержала ПП, уже крупнейшая партия в стране.
Как обычно, главным вопросом кампании был статус канала. И либеральная коалиция, и коалиция КПН культивировали националистические настроения, осуждая Соединенные Штаты. Ариас, отказавшись от своей прежней националистической темы, занял позицию сотрудничества и примирения по отношению к Соединенным Штатам. Ариас привлек поддержку низшего класса, осудив олигархию. объявил Избирательный трибунал , что Роблес победил Ариаса с перевесом более 10 000 голосов из 317 312 поданных голосов. Коалиция КПН сильно отстала от двух главных претендентов. Сторонники Ариаса, получившие большинство мест в Национальной ассамблее, объяснили победу Роблеса «чудом Лос-Сантоса »; они утверждали, что за Роблеса в этой провинции проголосовало достаточно трупов, чтобы он мог победить на выборах.
Проблемы, с которыми столкнулся Роблес, мало чем отличались от проблем его предшественников, но были усугублены последствиями беспорядков 1964 года. Помимо лишений и недовольства, вызванных человеческими и материальными потерями, беспорядки привели к резкому увеличению и без того серьезной безработицы в мегаполисах. Несмотря на свою националистическую риторику во время предвыборной кампании, новый президент зависел от экономической и технической помощи США в разработке проектов, инициированных правительством Кьяри, также при содействии США. Кьяри сделал упор на строительство школ и недорогого жилья. Он поддержал ограниченную программу аграрной реформы. Как и его предшественник, Роблес стремился повысить эффективность сбора налогов, а не повышать налоги.
К 1967 году в коалициях происходили перестановки в рамках подготовки к выборам 1968 года. К тому времени, когда Ариас выдвинул свою кандидатуру, он расколол обе коалиции, участвовавшие в выборах 1964 года, и заручился поддержкой нескольких фракций в коалиции, возглавляемой Партией Панаменьиста. Поддержка Роблеса досталась Дэвиду Самудио из PLN. Инженер-строитель и архитектор из среднего класса, Самудио работал членом законодательного собрания и занимал несколько постов в кабинете министров, в том числе должность министра финансов при Роблесе. Помимо PLN, его поддерживала Лейбористская и аграрная партия ( Partido Laborista Agrario , PALA) и другие отколовшиеся группы. (Партийные ярлыки обманчивы: у ПАЛА, например, не было ни аграрной базы, ни организованной профсоюзной поддержки.) Кандидат от PDC Антонио Гонсалес Ревилла также вступил в гонку.
Поскольку многие сторонники Ариаса считали, что выборы 1964 года были сфальсифицированы, основным вопросом кампании 1968 года стала перспектива действительности самих выборов. Кризис доверия обострился в феврале 1968 года, когда председатель Избирательного трибунала, сторонник Самудио, закрыл центральную регистрационную службу в споре с двумя другими членами трибунала, сторонниками Ариаса, по поводу избирательных процедур. Правительство подало иск в Верховный суд об их увольнении на том основании, что у каждого мужчины был сын, который был кандидатом на выборную должность. После этого Гонсалес Ревилья при поддержке Ариаса обратился в Национальное собрание с просьбой начать процедуру импичмента Роблесу за незаконное вмешательство в избирательные дела. Помимо прочего, Роблеса обвинили в перенаправлении государственных средств на кампанию Самудио.
Национальное собрание собралось на специальную сессию и назначило комиссию для сбора доказательств. Роблес, в свою очередь, добился решения муниципального суда о том, что собрание действовало неконституционно. Национальное собрание предпочло проигнорировать постановление муниципального суда о приостановлении работы до возобновления работы Верховного суда 1 апреля, а 14 марта проголосовало за импичмент. 24 марта Национальное собрание признало Роблеса виновным и объявило его смещенным. Роблес и Национальная гвардия проигнорировали разбирательство, заявив, что они подчинятся решению Верховного суда, когда он возобновит свою работу.
Верховный суд лишь одним голосом против признал процедуру импичмента неконституционной. Впоследствии Избирательный трибунал постановил, что тридцать депутатов парламента, участвовавших в процедуре импичмента, не имеют права на переизбрание. Роблес при поддержке Национальной гвардии сохранил пост президента.
Выборы состоялись 12 мая 1968 года, как и было запланировано, и в последующие восемнадцать дней напряжение нарастало, поскольку Избирательная комиссия и Избирательный трибунал откладывали объявление результатов. Наконец, Избирательная комиссия заявила, что Ариас выиграл выборы, набрав 175 432 голоса: 133 887 за Самудио и 11 371 за Гонсалеса Ревиллу. Избирательный трибунал, старший в Совете и все еще верный Роблесу, выразил протест, но командующий Национальной гвардией бригадный генерал Боливар Валларино , несмотря на прошлую враждебность по отношению к Ариасу, поддержал решение Совета.
Ариас вступил в должность 1 октября, потребовав немедленного возвращения зоны канала под юрисдикцию Панамы и объявив о смене руководства Национальной гвардии. Он попытался сместить двух самых старших офицеров, Валларино и полковника Хосе Марию Пинилью , и назначить полковника Боливара Уррутиа командовать силами . 11 октября Гвардия в третий раз отстранила Ариаса от поста президента. Вместе с семью из восьми своих министров и двадцатью четырьмя членами Национального собрания Ариас укрылся в зоне канала.
Правительство Торрихоса и Национальная гвардия
[ редактировать ]Свержение Ариаса спровоцировало студенческие демонстрации и беспорядки в некоторых трущобах Панама-Сити. Крестьяне провинции Чирики в течение нескольких месяцев спорадически сражались с гвардейцами, но гвардия сохраняла контроль. Первоначально Уррутия был арестован, но позже его убедили присоединиться к временной хунте из двух человек, возглавляемой Пиниллой. Валларино остался на пенсии. Первоначальный кабинет, назначенный хунтой, имел довольно широкий состав и включал нескольких сторонников Самудио и одного сторонника Ариаса. Однако по прошествии первых трех месяцев пять гражданских членов кабинета министров подали в отставку, обвинив новое правительство в диктаторских действиях.
Временная хунта быстро предприняла шаги по консолидации правительственного контроля. Несколько сотен действующих или потенциальных политических лидеров были арестованы по обвинению в коррупции и подрывной деятельности. Другие отправились в добровольную или вынужденную ссылку , а владельцам собственности грозила экспроприация . Национальное собрание и все политические партии были распущены, а Панамский университет был закрыт на несколько месяцев, а его преподаватели и студенты были подвергнуты чистке. Средства массовой информации были взяты под контроль посредством цензуры, вмешательства в управление или экспроприации.
Пинилья, принявший титул президента, заявил, что его правительство временное и что должны быть назначены свободные выборы. Однако в январе 1969 года власть фактически находилась в руках Омара Торрихоса и Бориса Мартинеса , соответственно командира и начальника штаба Гвардии. В начале марта речь Мартинеса, обещающая аграрную реформу и другие меры, достаточно радикальные, чтобы встревожить землевладельцев и предпринимателей, спровоцировала переворот внутри переворота. Торрихос взял на себя полный контроль, а Мартинес и трое его сторонников в военном правительстве были сосланы.
Торрихос заявил, что без Мартинеса «в правительстве было бы меньше импульсивности». Торрихос не осудил предложенные реформы, но заверил инвесторов из Панамы и США, что их интересам ничего не угрожает.
Торрихос, ныне бригадный генерал, еще более прочно укрепился у власти после предотвращения попытки государственного переворота, предпринятой полковниками Амадо Санхюром , Луисом К. Ненценом Франко и Рамиро Сильверой в декабре 1969 года. Пока Торрихос находился в Мексике, три полковника объявили его свергнутым. Торрихос поспешил обратно в Панаму, собрал сторонников в гарнизоне Давида и триумфально вошел в столицу. Полковники отправились в изгнание вслед за предыдущими конкурентами Торрихоса. Поскольку правящая хунта (полковник Пинилья и его заместитель полковник Уррутиа) не выступили против неудавшегося переворота, Торрихос заменил их двумя гражданскими лицами: Деметрио Б. Лакасом , инженером, пользующимся популярностью среди бизнесменов, и Артуро Сукре , юристом и бывшим директором национальная лотерея. Лакас был назначен «временным президентом», а Сукре — его заместителем.
В конце 1969 года близкий соратник Торрихоса объявил о создании Нового Панамского движения . Первоначально это движение было предназначено для организации крестьян, рабочих и других социальных групп и было создано по образцу Мексики Институционально -революционной партии . Однако никакой организационной структуры создано не было, и к 1971 году от этой идеи отказались. Правительственная партия была возрождена под другим названием — Демократическая революционная партия ( Partido Revolucionario Democrático , PRD) в конце 1970-х годов.
Кардинальная реорганизация кабинета министров и комментарии высокопоставленных чиновников в 1971 году предвещали сдвиг во внутренней политике. Торрихос выразил восхищение социалистическими тенденциями в военных правительствах Перу и Боливии . Он также установил отношения взаимной поддержки с кубинским президентом Фиделем Кастро . Торрихос тщательно дистанцировался от левых марксистов Панамы . Политический ярлык, который он, судя по всему, носил наиболее комфортно, был « популистским ». В 1970 году он заявил: «Покончив с олигархией, панамец обретает собственную ценность, независимо от его происхождения, колыбели или места рождения».
Торрихос работал над созданием народной базы для своего правительства, формируя альянс между Национальной гвардией и различными слоями общества, которые были объектами социальной несправедливости со стороны олигархии, особенно крестьян, которыми долгое время пренебрегали . Он регулярно летал на вертолете в деревни во внутренних районах страны, чтобы услышать их проблемы и объяснить свои новые программы.
Помимо Национальной гвардии и крестьян , в популистский альянс, который Торрихос сформировал в качестве опоры власти, входили студенты, Народная партия ( Partido del Pueblo , PdP) и часть рабочего класса. Поддержка Торрихоса варьировалась в зависимости от групп интересов и с течением времени. В альянс входили группы, в первую очередь Гвардия и студенты, которые традиционно были враждебны друг другу, а также группы, которые традиционно мало интересовались национальной политикой, например, сельский сектор. Национализм в форме поддержки усилий режима Торрихоса по получению контроля над каналом посредством нового договора с Соединенными Штатами стал связующим звеном для поддержания политического консенсуса.
В начале 1970-х годов сила альянса была впечатляющей. Нелояльные или потенциально нелояльные элементы в Национальной гвардии и студенческих группах были подвергнуты чистке; повышенные зарплаты, привилегии Лояльному большинству были предложены и посты в политической власти. Приверженность среднего класса частично обеспечивалась за счет увеличения количества рабочих мест. В обмен на поддержку ПДП было разрешено действовать открыто, когда все другие политические партии были объявлены вне закона.
Усилия Торрихоса по обеспечению политической поддержки в сельском секторе были новшеством в панамской политике. За исключением воинствующих рабочих-бананов в западных провинциях Чирики и Бокас-дель-Торо, крестьяне традиционно мало интересовались национальными политическими проблемами. В отличие от большей части Латинской Америки, в Панаме элита почти полностью проживает в городах, а не представляет собой земельную аристократию.
При военном правительстве выборы не проводились до апреля 1970 года, когда городу Сан-Мигелито, ставшему шестьдесят четвертым муниципальным округом страны, было разрешено избирать мэра, казначея и муниципальный совет. Кандидаты, выдвинутые торговыми группами и другими беспартийными органами, избирались косвенно советом, который был избран районными советами. Впоследствии новая система была распространена по всей стране, и в 1972 году Национальная ассамблея муниципальных представителей, состоящая из 505 членов , собралась в Панама-Сити, чтобы подтвердить роль Торрихоса как главы правительства и утвердить новую конституцию . Новый документ значительно расширил полномочия правительства за счет гражданских свобод. Государство также было уполномочено «надзирать за рациональным распределением земли» и в целом регулировать или инициировать экономическую деятельность. Что касается зоны канала, Конституция также объявила уступку национальной территории любому иностранному государству незаконной. [ оригинальное исследование? ]
Правительственные инициативы в экономике, легитимные новой Конституцией, уже реализовывались. В начале 1969 года правительство объявило о своем намерении реализовать закон 1962 года, распределив 700 000 гектаров земли в течение 3 лет между 61 300 семьями. Однако приобретение и распространение продвигались гораздо медленнее, чем ожидалось.
Тем не менее, крупные программы были реализованы. Основное внимание и государственная помощь была направлена на фермеров, объединенных в организации, которые первоначально назывались кооперативами, но на самом деле представляли собой коммерческие сельскохозяйственные предприятия, принадлежащие государственным фирмам. Правительство также создало компании для управления банановыми плантациями — отчасти потому, что значительная часть земель, полученных в соответствии с законами о земельной реформе, наиболее подходила для выращивания бананов и принадлежала международным фруктовым компаниям.
Образовательные реформы, начатые Торрихосом, делали упор на профессионально-техническую подготовку в ущерб праву, гуманитарным и гуманитарным наукам. Программы, введенные на экспериментальной основе в некоторых начальных и средних школах, напоминали кубинскую систему «основных школ в деревне» . В сельской местности были созданы новые школы, в которых половина времени учащихся посвящалась обучению сельскому хозяйству. Городским учащимся также преподавали методы ведения сельского хозяйства и другие практические навыки, и в конечном итоге новая учебная программа стала обязательной даже в частных школах. Хотя изменения вводились постепенно, они встретили сильное сопротивление со стороны представителей высшего среднего класса и особенно со стороны учителей.
Далеко идущие реформы были проведены и в здравоохранении. Программа комплексной медицинской помощи стала доступна расширенной семье любого, кто проработал минимальный период, необходимый для получения права на социальное обеспечение . Широкий спектр услуг был доступен не только супруге и детям работника, но и родителям, тетям, дядям, двоюродным братьям — любому родственнику-иждивенцу. В то время как в прошлом медицинские учреждения почти полностью ограничивались Панама-Сити, при Торрихосе больницы были построены в нескольких провинциальных городах. Поликлиники открывались по всей сельской местности. Выпускники медицинских вузов должны были провести не менее двух лет в сельской стажировке, обслуживающей разрозненные клиники.
Торрихос также предпринял амбициозную программу общественных работ . Строительство новых дорог и мостов особенно способствовало росту благосостояния в сельской местности. Хотя Торрихос проявлял больший интерес к развитию сельской местности, чем к городским проблемам, он также продвигал строительство городского жилья и офисов в Панама-Сити. Эти проекты частично финансировались за счет увеличения личных и корпоративных налогов, а также повышения эффективности сбора налогов. Принятие в 1972 году нового Трудового кодекса попыталось объединить городской рабочий класс в популистский альянс. Среди прочего, кодекс предусматривал обязательные коллективные договоры , обязательные вычеты профсоюзных взносов из заработной платы, учреждение высшего трудового суда и включение примерно 15 000 дополнительных рабочих, включая уличных торговцев и разносчиков, в профсоюзы. В то же время правительство безуспешно пыталось объединить три основные профсоюзные конфедерации страны в единую организацию, спонсируемую правительством.
Тем временем Торрихос привлекал иностранные инвестиции, предлагая налоговые льготы и условия неограниченной репатриации капитала . В частности, международному банковскому делу было предложено разместиться в Панаме, чтобы сделать страну региональным финансовым центром. Закон, принятый в 1970 году, облегчил оффшорную банковскую деятельность. Многочисленные банки, в основном принадлежащие иностранцам, получили лицензию на работу в Панаме; некоторые были авторизованы исключительно для внешних транзакций. Средства, заимствованные за рубежом, могут быть предоставлены взаймы иностранным заемщикам без обложения налогом в Панаме.
Большинство реформ, принесших пользу рабочим и крестьянам, были проведены в период с 1971 по 1973 год. Экономические проблемы, начавшиеся в 1973 году, привели к некоторому отказу от социальных программ. Например, новый трудовой закон, принятый в 1976 году, отменил большую часть защиты, предусмотренной Трудовым кодексом 1972 года, включая обязательные коллективные переговоры. Среди причин этих экономических трудностей были такие внешние факторы, как спад мировой торговли и, следовательно, движения по каналам. Внутренние проблемы включали спад сельскохозяйственного производства, который многие аналитики объясняли провалом экономических мер правительства Торрихоса. Сочетание устойчивого снижения валового национального продукта на душу населения , инфляции, безработицы и огромного внешнего долга отрицательно повлияло на все слои общества и во многом способствовало постепенному разрушению популистского альянса, который твердо поддерживал Торрихоса в начале 1970-х годов.
Коррупция в руководящих кругах и внутри Национальной гвардии все чаще становилась проблемой как на национальной, так и на международной арене. Оппоненты Торрихоса сразу заметили, что его родственники в большом количестве фигурируют в государственных ведомостях.
Переговоры по договору
[ редактировать ]В течение первых двух лет после свержения Ариаса, пока Гвардия консолидировала свой контроль над правительством, а Торрихос искоренял своих конкурентов внутри Гвардии, вопрос о канале преуменьшался и в целом откладывался. Однако к 1971 году переговоры по новым договорам снова стали основной целью режима Торрихоса.
В 1970-е годы через канал проходило около 5 процентов мировой торговли по объему, от 20 до 30 судов в день. Плата за проезд поддерживалась искусственно низкой: в среднем она составляла немногим более 10 000 долларов США за 8-10-часовой проезд, что влекло за собой субсидию правительства США. Тем не менее, в 1970-е годы использование канала сокращалось из-за появления альтернативных маршрутов, слишком больших размеров судов для транзита по каналу и спада мировой торговли.
Тем не менее канал был явно жизненно важен для экономики Панамы. Через канал проходило около 30 процентов внешней торговли Панамы. Около 25 процентов валютных поступлений страны и 13 процентов ее ВНП были связаны с деятельностью каналов. Уровень дорожного движения и получаемые от него доходы были ключевыми факторами в экономической жизни страны.
По договору 1903 года губернатор зоны канала назначался президентом Соединенных Штатов и подчинялся военному министру. Губернатор также был президентом компании Canal Zone Company и подчинялся совету директоров, назначенному военным министром. Юрисдикция Соединенных Штатов в этой зоне была полной, а место жительства было ограничено государственными служащими Соединенных Штатов и их семьями. Накануне принятия новых договоров в 1977 году среди жителей зоны канала насчитывалось около 40 000 граждан США, две трети из которых составляли военнослужащие и члены их семей, а также около 7500 панамцев. Зона канала, по сути, была военным форпостом Соединенных Штатов с сопутствующей ей процветающей экономикой, которая резко контрастировала с бедностью по другую сторону ее заборов.
К 1960-м годам военные действия в этой зоне находились под руководством Южного командования США (SOUTHCOM). Основной задачей SOUTHCOM была защита канала. Кроме того, SOUTHCOM служил нервным центром широкого спектра военной деятельности в Латинской Америке, включая связь, обучение латиноамериканских военнослужащих, контроль над консультативными группами военной помощи США и проведение совместных военных учений с латиноамериканскими вооруженными силами.
Переговоры по новому пакету договоров возобновились в июне 1971 года, но мало что было достигнуто до марта 1973 года, когда по настоянию Панамы Совет Безопасности ООН созвал специальное заседание в Панама-Сити. Резолюция, призывающая Соединенные Штаты заключить «справедливый и равноправный» договор, была наложена вето Соединенными Штатами на том основании, что распоряжение каналом является двусторонним вопросом. Однако Панаме удалось драматизировать проблему и заручиться международной поддержкой.
Соединенные Штаты сигнализировали о возобновлении интереса к переговорам в конце 1973 года, когда посол Эллсворт Банкер был отправлен в Панаму в качестве специального посланника. В начале 1974 года государственный секретарь Генри Киссинджер и министр иностранных дел Панамы Хуан Антонио Так объявили о своем соглашении по восьми принципам, которые послужат руководством в переговорах по «справедливому и равноправному договору, устраняющему раз и навсегда причины конфликта между двумя странами». Принципы включали признание суверенитета Панамы в зоне канала; немедленное увеличение экономических выгод для Панамы; фиксированная дата истечения срока контроля Соединенных Штатов над каналом; расширение участия Панамы в эксплуатации и защите канала; и продолжение участия Соединенных Штатов в защите канала.
Позднее, в 1974 году, внимание Америки было отвлечено Уотергейтским скандалом , процедурой импичмента и, в конечном итоге, отставкой президента Ричарда М. Никсона . Переговоры с Панамой были ускорены президентом Джеральдом Р. Фордом в середине 1975 года, но зашли в тупик по четырем основным вопросам: срок действия договора; сумма доходов от канала, которые пойдут в Панаму; объем территории, которую военные базы Соединенных Штатов будут занимать в течение срока действия договора; а Соединенные Штаты требуют возобновляемой аренды баз для защиты канала на сорок или пятьдесят лет. Панама была особенно обеспокоена бессрочным присутствием военных баз Соединенных Штатов и считала, что формирующаяся позиция Соединенных Штатов сохраняет резко отвергаемое положение о «бессрочности» договора 1903 года и, таким образом, нарушает дух принципов Киссинджера-Тэка 1974 года. Чувствительность этого вопроса во время переговоров была продемонстрирована в сентябре 1975 года, когда публичное заявление Киссинджера о том, что «Соединенные Штаты должны сохранить за собой право в одностороннем порядке защищать Панамский канал в течение неопределенного будущего», вызвало фурор в Панаме. Группа из примерно 600 разгневанных студентов забросала камнями посольство США.
Переговоры зашли в тупик во время избирательной кампании в США 1976 года, когда проблема канала, особенно вопрос о том, как Соединенные Штаты могут продолжать гарантировать свою безопасность в соответствии с новыми договорными соглашениями, стал основной темой дебатов. Торрихос заменил министра иностранных дел Тэка Акилино Бойдом в апреле 1976 года, а в начале следующего года Бойда сменил Николас Гонсалес Ревилла . Тем временем Ромуло Эскобар Бетанкур стал главным переговорщиком от Панамы. Растущие экономические трудности Панамы сделали заключение нового договора, сопровождающегося увеличением экономических выгод, все более важным.
Таким образом, новую панамскую переговорную группу воодушевил тот высокий приоритет, который президент Джимми Картер придал быстрому заключению нового договора. Картер добавил Сола Линовица , бывшего посла в ОАГ, в переговорную группу США вскоре после вступления в должность в январе 1977 года. открыт и нейтральен после того, как Панама взяла на себя управление. Эта точка зрения контрастировала с предыдущими требованиями Соединенных Штатов о постоянном физическом военном присутствии и привела к заключению двух отдельных договоров. Эта изменившаяся точка зрения, а также готовность Соединенных Штатов предоставить значительный объем двусторонней помощи в целях развития в дополнение к доходам, связанным с участием Панамы в эксплуатации канала, сыграли центральную роль в объявлении от 10 августа 1977 года о достижении соглашения. по двум новым договорам.
Ссылки
[ редактировать ] В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .