Jump to content

Конституция Гайаны

Конституция Гайаны является высшим руководящим документом Республики Гайана . Она вступила в силу 6 октября 1980 года, заменив конституцию, принятую в 1966 году после обретения страной независимости от Соединенного Королевства . Действующая Конституция Гайаны состоит из 12 глав, которые разделены на 232 статьи. [1] Он также содержит преамбулу и присягу . С момента принятия в 1980 году в него было внесено множество поправок .

Конституции до обретения независимости

[ редактировать ]

Сложная конституционная история Гайаны предоставляет полезные средства для понимания конфликта между местными интересами и интересами Великобритании, давней колониальной державы . Первый управляющий документ колонии, «Концептуальный план восстановления», был обнародован при правлении в 1792 году и оставался в силе с изменениями при британской администрации до 1928 года голландском . колониальной власти и Политического суда , который превратился в законодательный орган колонии. Реформы на протяжении XIX века постепенно расширили избирательное право и уменьшили власть плантаторов в колониальном правительстве. [2]

В результате финансовых трудностей 1920-х годов, а также конфликта между существующими плантаторами сахара и новыми производителями риса и бокситов , британское правительство обнародовало новую конституцию, сделавшую Британскую Гвиану королевской колонией . Политический суд был заменен Законодательным советом в составе тридцати членов (шестнадцать назначенных и четырнадцать избранных), а исполнительная власть была передана в руки губернатора, назначаемого чиновниками в Лондоне . Изменения, внесенные в 1930-х и 1940-х годах, сделали большинство членов Законодательного совета подлежащими всенародным выборам и еще больше расширили избирательное право. [2]

Формирование первой крупной политической партии Британской Гвианы в 1950 году и растущее стремление к независимости снова вынудили британцев пересмотреть политическую структуру. Королевская комиссия предложила новую конституцию, которая предусматривала бы двухпалатный законодательный орган, состоящий из нижней Палаты собрания и верхнего Государственного совета, губернатора, назначаемого британцами, и семи министров, назначаемых Палатой собрания. Эта конституция вступила в силу в начале 1953 года. Успех самопровозглашенного марксиста-лениниста Чедди Джагана и его левой Народной прогрессивной партии (ПНП) ​​на выборах в апреле 1953 года напугал колониальные власти. После того, как новый законодательный орган принял спорный закон о труде и потребовал независимости, британцы в октябре 1953 года приостановили действие конституции и создали временное правительство , члены которого были полностью выбраны британскими властями. [2]

В 1957 году были проведены новые выборы для избрания большинства членов нового Законодательного совета; остальные члены были выбраны губернатором. За четыре года своего пребывания в должности это правительство создало комитет для выработки рекомендаций по еще одной конституции. Комитет предложил сформировать новое правительство с полной внутренней автономией . только обороной и внешними делами. Британцы будут управлять [2]

В 1961 году вступила в силу новая конституция. Был создан двухпалатный орган из тридцати пяти членов Законодательный , полностью состоявший из выборных должностных лиц; а верхняя палата из тринадцати членов , Сенат , полностью состояла из назначенцев. Самый влиятельный исполнительный пост занимал премьер -министр , избранный партией большинством голосов в Законодательном собрании. Премьер-министру помогали и другие министры. Губернатор оставался номинальным главой государства . ПНП победила на выборах в августе 1961 года , и Джаган был назначен премьер-министром. [2]

В 1962 и 1963 годах были широко распространены трудовые распри и гражданские беспорядки. Стремясь подавить беспорядки, британский министр по колониям объявил чрезвычайное положение и предложил изменить конституцию, чтобы предусмотреть однопалатную Палату собрания из пятидесяти трех членов и пропорциональное представительство. . Предложение было принято, и выборы были назначены на 1964 год. Выборы привели к власти новое коалиционное правительство во главе с ННК. Однако администрация ПНП отказалась уйти в отставку. Лишь после принятия поправки к конституции , дающей губернатору право распускать Палату собрания, старое правительство было отстранено от власти. [2]

Конституция независимости

[ редактировать ]

Первая конституция Независимой Гайаны, модифицированная версия конституции 1961 года, вступила в силу в первый день независимости, 26 мая 1966 года. Она подтвердила принцип, согласно которому Гайана является демократическим государством, основанным на верховенстве закона . Номинальным главой страны был британский монарх , которого в Гайане представлял генерал-губернатор , выполнявший в основном церемониальные функции. Реальная исполнительная власть принадлежала премьер-министру, назначенному партией большинства в переименованном Национальном собрании, и его министрам. Первые выборы после обретения независимости в 1968 году подтвердили доминирующую роль ННК и ее лидера Форбса Бернэма . [3]

23 февраля 1970 года правительство Бёрнема провозгласило Кооперативную Республику Гайану. Этот шаг имел как экономические, так и политические последствия. Правительство утверждало, что многие ресурсы страны контролировались иностранными капиталистами и что организация населения в кооперативы обеспечит лучший путь к развитию . [3]

Прокламация 1970 года разорвала последнюю значительную конституционную связь Гайаны с Великобританией. Генерал-губернатора, до этого церемониального главы государства , сменил президент , также церемониальная фигура. Артур Чунг страны , китайско-гайанец, был первым президентом . [3]

Хотя связи Гайаны с британским монархом были разорваны, она осталась в составе Содружества Наций . Членство в Содружестве позволило Гайане воспользоваться преимуществами доступа к рынкам Великобритании и сохранить некоторые меры защиты, которые Великобритания предлагала своим бывшим колониям. В частности, британский оборонительный зонтик рассматривался как сдерживающий фактор притязаний Венесуэлы на территорию Гайаны. [3]

В 1978 году конституционный референдум состоялся . Предлагаемое изменение статьи 73 конституции устранит необходимость проведения референдумов для изменения укоренившихся положений конституции (включая президентские полномочия, роспуск парламента и избирательную систему) и вместо этого позволит их изменить большинством в две трети голосов. в парламенте (который в то время был у ННК). [4] Это также приведет к переносу выборов, запланированных на конец года, и вместо этого парламент, избранный в 1973 году , будет объявлен Учредительным собранием. [5] Законопроект был принят Национальным собранием 10 апреля, а референдум состоялся через три месяца. Сообщается, что изменения одобрили 97% избирателей при явке 70%. [6] хотя данные были сфальсифицированы правительством. [7] Оппозиция утверждала, что явка составила всего от 10% до 14%. [7]

Конституция 1980 года

[ редактировать ]

По мере того, как Бёрнем укреплял свой контроль над политикой Гайаны на протяжении 1970-х годов, он начал настаивать на изменениях в конституции, которые могли бы заглушить оппозицию. Он и его коллеги утверждали, что изменения необходимы для управления в интересах народа, без вмешательства оппозиции. К концу 1970-х годов в правительстве и законодательном органе доминировала ННК, и партия заявила о своей гегемонии над государственной службой , вооруженными силами , судебной системой , экономическим сектором и всеми другими сегментами гайанского общества. Бёрнем назвал конституцию 1966 года неадекватной и продуктом британского консерватизма . Национализация частного предпринимательства должна была стать первым шагом в обновлении системы, которая, по мнению Бёрнема, была разработана для защиты частной собственности за счет масс. [8]

Двумя главными архитекторами новой конституции были министр юстиции и прокурор генеральный Мохаммед Шахаббуддин и Хью Десмонд Хойт , министр экономического планирования. Генеральному прокурору Шахаббуддину было поручено продать новую конституцию Национальному собранию и народу. Он осудил конституцию 1966 года как капиталистический документ, поддерживающий национальную экономику, основанную на экспорте и законах спроса и предложения . Он утверждал, что конституция защищает приобретения богатых и привилегированных и не способствует существенному повышению роли народа в политическом процессе. [8]

Конституция 1980 года, обнародованная в октябре того же года, подтвердила статус Гайаны как кооперативной республики в составе Содружества . Он определяет кооперативную республику как имеющую следующие атрибуты: политическую и экономическую независимость, государственную собственность на средства производства , гражданство, организованное в такие группы, как кооперативы и профсоюзы , а также экономику, работающую на основе национального экономического планирования. В конституции говорится, что страна является демократическим и светским государством, находящимся в процессе перехода от капитализма к социализму , и что конституция является высшим законом страны, имеющим приоритет над всеми другими законами. Конституция гарантирует свободу религии , слова , ассоциаций и передвижения и запрещает дискриминацию . Он также предоставляет каждому гражданину Гайаны право работать , получать бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание , а также владеть личной собственностью ; оно также гарантирует равную оплату труда для женщин . Однако свобода выражения мнений и другие политические права ограничены национальными интересами и обязанностью государства обеспечивать справедливость при распространении информации среди общественности.

Власть распределена между тремя «верховными органами демократической власти»: исполнительным президентом , кабинетом министров и Национальным собранием. [9] Из этих трех подразделений правительства исполнительный президент на практике обладает практически неограниченными полномочиями. [8]

Первоначальная Конституция предусматривала наличие двух дополнительных высших органов демократической власти: [10] Национальный конгресс местных демократических органов и Верховный народный конгресс (специальный совещательный орган, состоящий из Национального собрания, заседающего совместно с Национальным конгрессом местных демократических органов). [8]

Важные конституционные изменения, внесенные документом 1980 года, были в основном политическими: концентрация власти в должности исполнительного президента и создание местных партийных организаций для обеспечения контроля Бёрнема над ННК и, в свою очередь, контроля партии над народом. Экономические цели конституции были скорее позицией, чем содержанием. Призыв к национализации основных отраслей промышленности со справедливой компенсацией был спорным вопросом, учитывая, что к 1976 году 80 процентов экономики уже находилось в руках правительства. Остальные 20 процентов принадлежали гайанским предпринимателям. [8]

Поправки к конституции 1980 года

[ редактировать ]
  1. ^ «Гайана: Конституция 1980 года с реформами 1996 года» .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Жорж А. Фориоль (январь 1992 г.). «Конституции до независимости». В Меррилле (ред.). Гайана и Белиз: страноведение . федеральных исследований Отдел Библиотеки Конгресса . LCCN   93010956 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Жорж А. Фориоль (январь 1992 г.). «Конституция независимости». В Меррилле (ред.). Гайана и Белиз: страноведение . федеральных исследований Отдел Библиотеки Конгресса . LCCN   93010956 .
  4. ^ Сфальсифицированный референдум Guyana Journal, апрель 2006 г.
  5. ^ Нолен, Д. (2005) Выборы в Америке: справочник данных, том I , стр. 356 ISBN   978-0-19-928357-6
  6. Гайана, 10 июля 1978 г.: Поправки к конституции парламента. Прямая демократия (на немецком языке).
  7. ^ Перейти обратно: а б Нолен, стр.365
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Жорж А. Фориоль (январь 1992 г.). «Конституция 1980 года». В Меррилле (ред.). Гайана и Белиз: страноведение . федеральных исследований Отдел Библиотеки Конгресса . LCCN   93010956 .
  9. ^ «Конституция Кооперативной Республики Гайана 1980 года — Глава V — Высшие органы демократической власти» .
  10. ^ «Гайана: Конституция 1980 года с реформами 1996 года» .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 069f274ee042594df96d2027d5ae0f23__1685667420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/23/069f274ee042594df96d2027d5ae0f23.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitution of Guyana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)