Jump to content

Хаямия

Хаямия в Каире

Хайамия ( египетский арабский : خيّامية khayyāmiyah ) — это декоративная текстильная аппликация египетского искусства , которая восходит к Древнему Египту . [1] Сейчас их в основном производят в Каире ( Египет ) на так называемой Улице Палаточников ( Шариа аль-Хаямия или Сук аль-Хаямия ), расположенной в Касабе Радван-бея , историческом крытом рынке, построенном в 17 веке. век. Улица расположена непосредственно к югу от Бавабет-эль-Метвали и расположена вдоль исторической экономической оси Каира, на участке улицы Муизз.

Описание

[ редактировать ]

Хаямия — это тщательно продуманные узоры и красочные аппликации, наносимые на внутреннюю часть палаток, выполняющие двойную функцию: укрытия и украшения. Они напоминают лоскутные одеяла и имеют три слоя, типичные для одеял: тяжелую «спину», фоновый «верх» и сложную аппликацию поверх «верха». Функционально их можно сравнить со шторами , хотя в последнее время их функции расширились и стали использоваться в туристических целях. Теперь это чехлы для подушек, модная одежда, сумки, покрывала и другие предметы. [ нужна ссылка ]

Производитель палаток

Khayamiya украшена вышитыми вручную аппликациями из плотного хлопка на спине. Эта спинка предназначена для защиты и защиты от жаркого, сухого и пыльного климата. Опытные мастера по изготовлению палаток быстро выполняют ручное шитье, сидя со скрещенными ногами, с использованием игл и ниток. Небольшие кусочки ткани обрезаются по необходимым размерам с помощью больших ножниц. Хаямия обычно изготавливается одним мастером палаток, независимо от размера изделия. Они могут варьироваться от простых чехлов для подушек до сложных драпировок на всю стену шириной несколько метров. Реализация крупных проектов впоследствии может занять несколько месяцев. Производители палаток очень бережно относятся к своим творческим инновациям, поскольку успешные новые конструкции часто копируются их конкурентами-соседями. [ нужна ссылка ]

Популярные мотивы дизайна включают геометрические и криволинейные арабески, заимствованные из исламских орнаментов, а также сцены, вдохновленные искусством фараонов, особенно папируса и лотоса мотивы являются египетские фольклорные сюжеты, такие как Гоха , нубийские музыканты и кружащиеся дервиши, . Популярными туристическими сувенирами а также стилизованные изображения рыб и птиц. Каллиграфические узоры, основанные на текстах Корана , часто имеют форму предметов и животных. Панно хедивал, изготовленные в конце девятнадцатого и начале двадцатого века, обычно имеют более крупные блоки аппликаций и более широкую строчку, хотя туристическая и современная хаямия отличается более тонкой и сложной ручной работой. [ нужна ссылка ]

Терминология

[ редактировать ]

Правильное написание — по-арабски, но английские приближения этого термина разнообразны, включая хиамиа , хиямия , хиамиия , хьямия , хейемия , хеямея и хайямия . Арабское слово хайма ( خيمة ), означающее «палатка», связано с персидским хайям ( خیام ), что означает «изготовитель палаток». Популярные альтернативные описания на английском языке включают «работу каирских изготовителей палаток», «аппликацию изготовителя палаток» или просто «египетскую аппликацию». Медхат Адель Эмам обсудил происхождение этого термина, поскольку он применяется к явно египетскому арабскому языку с турецким влиянием. [2] Очень большие украшенные «павильоны» хайамия известны как сурадек . [3]

Историческая Хайамия

[ редактировать ]
Улица изготовителей палаток в историческом Касабе Радван-бея  — крытом рынке XVII века.

Исторические экземпляры хаямии редки. Первоначально они предназначались для размещения снаружи, в условиях сухого тепла и пыли, и считались заменяемыми, поэтому не очень ценились при сборе или сохранении. Образцы хедиваля хранятся в коллекциях нескольких музеев, в том числе Британского музея . [4] Упоминания о хаямии также встречаются в фотографиях и картинах европейских востоковедов девятнадцатого века и ранее. Литературные упоминания об их использовании, включая иллюстрации, можно увидеть в средневековых рукописях. [5] Существуют археологические свидетельства, позволяющие предположить, что текстиль, похожий на хайамию, создавался и использовался в Египте со времен фараонов. [3]

Несмотря на свое историческое наследие, занятие изготовлением палаток сейчас находится под угрозой. [2] [6] Во многом это связано с конкуренцией со стороны импортных массовых набивных тканей со схожим декоративным рисунком. Эти печатные листы теперь широко используются по всему Египту в качестве временных ширм для особых мероприятий, особенно во время Рамадана, фестивалей, свадеб и похорон, вместо оригинальной хайамии ручной работы. Большинство хайамии, созданных в последние годы, продаются туристам, посещающим Египет. В 2000-е годы первые международные выставки египетской хайамии прошли в Австралии, Великобритании, Франции и США. Куратором их выступила Дженни Боукер, австралийская мастерица по изготовлению лоскутных одеял и преподаватель. [7] [8]

Хаямия в современном искусстве

[ редактировать ]

Египетский художник Моатаз Наср использует аспекты, вдохновленные хайамией, в своих современных произведениях смешанной техники. [9] Сьюзен Хефуна Инсталляция «Я люблю Египет!» (представленный на 18-й биеннале в Сиднее в 2012 году) также применяет Хаямию в контексте современного искусства инсталляции. [10] С 2009 года египетский художник Хани эль-Масри в сотрудничестве с Tentmakers создал интерпретацию « Тысячи и одной ночи» размером 5 × 8 м (16 × 26 футов) . [11] Алжирский художник Рашид Кораичи также сотрудничал с каирскими изготовителями палаток для создания больших каллиграфических баннеров, таких как его серия «Невидимые мастера». Как заявил Кораичи в 2011 году:

«Когда мы говорим об исламской ремесленной традиции, мы не говорим об искусстве XIX века, которое происходило в мастерской художника и на холсте. Здесь мы говорим о вещах, выходящих из повседневной жизни... Это это не мир, в котором художник живет отдельно».
Культура ремесленников – все еще присутствующая, но постепенно исчезающая на улицах родного Кораичи Алжира и соседних стран Магриба – дает представление о том, как искусство может быть взято непосредственно из повседневного мира, но при этом усилено преданностью ремеслу. . «Если вы посмотрите на основы западного искусства, — продолжал Кораичи, — то оно было основано на целой традиции ремесла, которая проникла в церкви: кубки, изготовленные мастерами по металлу, и мраморирование. Точно то же самое происходит и с мечетями, поскольку они были построены теми, кто умел работать с камнем и ткачеством. Это источники, которые мы можем ясно видеть, но перед нами стоит вопрос, как взять эти исчезающие традиции и снова сделать их присутствующими в живой момент». [12]

Существует четыре основные формы Хаямии: Хедиваль, Туристическая, Уличная и Современная. [ нужна ссылка ]

  • Хедивал хаямия были созданы между 1867 и 1914 годами. Обычно это большие аппликационные панели цвета индиго, красного и белого цвета на бежевом холсте, часто с вертикальными синими полосами на самом холсте.
  • Туристические хаямии создавались с 1890-х годов до наших дней и были особенно популярны после открытия гробницы Тутанхамона в 1922 году. Они часто меньшего размера и представляют собой фигуративные аппликации, обычно с мотивами из Древнего Египта или современными сценами египетской культуры. жизнь, особенно фольклорные сцены. Обычно их покупали международные путешественники в Египет в качестве популярных египетских сувениров.
  • Уличная хайамия включает панели, предназначенные для использования на открытом воздухе в Египте, например, павильоны сурадека или фоны для общественных мероприятий. Это крупномасштабный «архитектурный» текстиль. В 20 веке средний размер панели составлял 2,75 на 5,57 метра (9,0 на 18,3 фута). Многие панели были связаны вместе на деревянной конструкции, образуя тканевый павильон.
  • Современная хаямия — это аппликационные панно, предназначенные для использования внутри помещений.

Современную хаймию можно разделить на следующие поджанры: [ нужна ссылка ]

  • Арабеска хаямия, состоящая из сложных взаимосвязанных узоров. Этот жанр доминирует в этом виде современного искусства.
  • Фольклорная хаямия, например легенды о Гохе .
  • Востоковедные хаямия, например уличные сцены по гравюрам Дэвида Робертса , или их реальные аналоги, расположенные в Каире.
  • Птица хаямия, часто ассоциирующаяся с древом жизни , райским садом или росписью гробницы фараонов.
  • Музыканты, исполняющие традиционные египетские или нубийские музыкальные инструменты и танцы.
  • Каллиграфия обычно основана на Коране.
  • Рисунки фараонов основаны на текстах папируса из Книги Мертвых и других произведений древнеегипетского искусства.
  • Заказные , в том числе уникальные произведения, созданные по заказу художников, дизайнеров, кураторов и издателей.
  • Панно в стиле нео-хедиваль, вдохновленные историческими аппликациями периода хедивала (1867–1914 гг.). Они начали появляться после 2014 года, после публикации Хедиваля Хаямия в текстильных журналах.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Этот древнеегипетский текстиль висит на волоске» , atlasobscura.com , 26 сентября 2019 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Рамадан, Ахмед (21 октября 2010 г.). «Традиция против модернизма на улице изготовителей палаток» . Египет Независимый . Проверено 14 ноября 2012 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Фини, Джон (ноябрь – декабрь 1986 г.). «Изготовители палаток из Каира» . Саудовская Арамко Мир . Проверено 14 ноября 2012 г.
  4. ^ Боукер, Сэм (2014). «Симметрия хаямии и квилтинга: Международные связи египетских изготовителей палаток» . Ремесло + Запрос на дизайн (6). АНУ Пресс: 36–8.
  5. ^ Стоун, Кэролайн (18 января 2012 г.). «Передвижные дворцы» . Исламское искусство и архитектура . Архивировано из оригинала 26 октября 2018 г. Проверено 26 октября 2018 г.
  6. ^ Амани Али Шоуки (13 августа 2011 г.). «Улицы Каира: Изготовление палаток и ремесла, находящиеся под угрозой исчезновения, вокруг Хаямии» . Египет Независимый . Проверено 26 октября 2018 г.
  7. ^ Акерман-Хейвуд, Дженнифер (4 сентября 2012 г.). « Выставка «Вышивай как египтянин» и выставка Американского общества квилтеров приносят вдохновение Западному Мичигану» . Гранд-Рапидс Пресс . Гранд-Рапидс, Мичиган . Проверено 13 июля 2020 г.
  8. ^ Хоксли, Руперт (9 июля 2018 г.). «Эти одеяла рассказывают истории о людях на Ближнем Востоке, и на их изготовление уходят годы» . Национальный . Проверено 13 июля 2020 г.
  9. ^ «Картины и наблюдения Моатаза Насра из жизни в Каире» . Архивировано из оригинала 21 марта 2013 г. Проверено 16 ноября 2012 г.
  10. ^ Исса, Роуз (ноябрь 2011 г.). «Сьюзен Хефуна — «Я люблю Египет!» » . Журнал искусств «Нафас» . Вселенные во Вселенной. Архивировано из оригинала 26 октября 2018 г. Проверено 26 октября 2018 г.
  11. ^ «Египетский гобелен» . Работы Хани Д. Эль-Масри . Архивировано из оригинала 26 октября 2018 г. Проверено 26 октября 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  12. ^ Лорд, Кристофер (14 сентября 2011 г.). «Рашид Кораичи: мистический лауреат премии Джамиля» . Национальный . Проверено 26 октября 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5edec6e54d028b858d3b07c19ce121ea__1716928020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/ea/5edec6e54d028b858d3b07c19ce121ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khayamiya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)