Мухаммад Юсуф Ходжа
Мухаммад Юсуф Ходжа (محمد يوسف خوجه; современный уйгурский : موماد يوسف خوجا ; китайский : 瑪木特玉素布 семнадцатого века лидером Накшбанди ) был суфийским . Родился в селе Дахбид Самаркандской области . [1] он был отцом Афака Ходжи (Хидаят Аллаха), религиозного и политического лидера, носившего титул Ходжа/Ходжа (хозяин, потомок лидера Накшбанди).
Школа Байшань
[ редактировать ]Мухаммад Юсуф Ходжа принадлежал к школе Байшан или Белой Горы (白山派 báishān pài по-китайски, aqtaghliq по-тюркски, آفاقية āfāqiyya по-арабски), иногда называемой «ходжами Белой горы», подгруппой более крупного ордена Накшбанди. Школа Байшань возникла в 18 веке и также известна как «Школа Белой Шляпы» и «Школа Белой Шляпы Хуэйцзы» (白帽回子). Эта школа мысли возникла после смерти Ахмада Касани, когда некоторые суфии последовали учению Великого Мастера. старшего сына (Ишан-и-Калан) Их называли суфиями Белой горы (или Белыми горцами), а сторонников младшего сына Ахмада Касани Исхака называли школой Черной горы (黑山派 hēishān pài по-китайски, каратаглик по-тюркски, إسحاقية). ишакия по-арабски). [2] [3]
Генеалогия
[ редактировать ]Дедушкой Мухаммада Юсуфа Ходжи был Ахмад Касани (1461–1542), известный лидер Накшбанди, которого иногда называют Великим Мастером. Считалось, что некоторые ходжи в Центральной Азии были сайидами , потомками Мухаммеда. Однако большинство жителей Бухары и Самарканда были таджиками . [4] Многие ходжи были назначены на административные должности монгольскими лидерами на территории современного Синьцзяна, Китай , исторически известной как Алтишахр . Сам Ахмад Касани никогда не посещал регион Алтишахр , но его потомки, в том числе Мухаммад Юсуф, были задействованы в этом районе. [5]
«Сыновья святого поселились в Кашгаре, где их отец женился и получил богатые поместья, и постепенно установили теократию, возложив на шеи покорного, апатичного народа тяжелое ярмо, которое они несут до сих пор. Со временем сформировались две партии, влияние которых на последующую историю страны было глубоким. Сторонников старшего сына называли Ак-Таулин или «Белые горцы», по названию хребта за Артушем, их штаб-квартирой, тогда как сторонники младшего были известны как Кара-Таулин или «Черные горцы» с холмов возле Хана. Арик. Обе стороны Ходжаса. как их называли, стремились к политическому превосходству и интриговали любую внешнюю силу, которая, казалось, могла поддержать их амбиции. — Сэр Перси Сайкс и Элла Сайкс. [6]
Жена Мухаммада Юсуфа Ходжи Зулейха Бегум была родом из села Башкерим в Кашгаре . Ее отец был богатым помещиком из Башкерима. родился их сын Афак Ходжа (Хидаят Аллах) Они создали семью, когда в 1626 году в Кумуле .
Проповедь в Кумуле
[ редактировать ]Находясь в Кумуле, Мухаммад Юсуф Ходжа был проповедником. Основным суфийским орденом в районе Кумула в то время была школа Черной горы, основанная младшим сыном Ахмада Касани Исхаком. Присутствие ходжей Черной горы (иногда также называемых школой Черной шляпы) мешало школе Белой горы закрепиться в этом районе. [7] Итак, Мухаммад Юсуф Ходжа переселился в Хами в Восточном ханстве.
Когда Афаку Ходже было 12 лет, они переехали в Кашгар . Именно здесь Мухаммад Юсуф Ходжа смог найти последователей школы Байшан. Находясь в Кашгаре, школа Байшань смогла утвердиться, но все еще сталкивалась с политической борьбой с династией Цин и религиозным конфликтом с противостоящей школой Черной горы. [8]
Конфликт в Яркенде
[ редактировать ]После смерти лидера ходжи Черной горы в Яркенде Мухаммад Юсуф Ходжа переехал в этот район, пытаясь обрести последователей и проповедовать. После попытки убедить некоторых ходжей Черной горы отказаться от своей веры и присоединиться к ходжам Белой горы, он встретил яростное сопротивление со стороны их общины. Это заставило его покинуть Яркенд и вернуться в Кашгар, но он внезапно умер, прежде чем вернуться. Многие ходжи Белой горы (Байшан) считают, что его отравили представители школы Черной горы. Это вызвало еще большую враждебность между двумя фракциями и привело к политическому конфликту между Кашгаром и Яркендом. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тум, Риан (2014). Священные маршруты уйгурской истории . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 214.
- ^ «Умма» и «Китай»: правление династии Цин над уйгурским обществом в Синьцзяне». Движение за независимость Восточного Туркестана, 1930-1940-е годы, Ван Кэ и Карисса Флетчер, China University Press, Гонконг, 2018, стр. 1–26. JSTOR, www.jstor.org/stable/j.ctvzsmbz2.6. По состоянию на 19 апреля 2020 г.
- ^ Липман, Джонатан (2011). Знакомые незнакомцы: история мусульман на северо-западе Китая . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 88.
- ^ Села, Рон (2004). Центральная Азия в XVIII веке: эпоха самоанализа . Университет Индианы.
- ^ «Мусульманское разнообразие: местный ислам в глобальном контексте». Лейф Мангер, Эд. Суррей: Curzon Press. Северный институт азиатских исследований, № 26.
- ^ Сайкс, Элла и Сайкс, Перси. стр. 269 Через пустыни и оазисы Средней Азии . Лондон. Макмиллан и Ко. Лимитед, 1920 год.
- ^ «Умма» и «Китай»: правление династии Цин над уйгурским обществом в Синьцзяне». Движение за независимость Восточного Туркестана, 1930-1940-е годы, Ван Кэ и Карисса Флетчер, China University Press, Гонконг, 2018, стр. 1–26. JSTOR, www.jstor.org/stable/j.ctvzsmbz2.6. По состоянию на 19 апреля 2020 г.
- ^ «ГОСУДАРСТВО». «Священные маршруты уйгурской истории» , Риан Тум, издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс; Лондон, Англия, 2014 г., стр. 210–244. JSTOR , www.jstor.org/stable/j.ctt9qdt35.11. По состоянию на 20 апреля 2020 г.
- ^ Брофи, Дэвид. «Новые методы на новых рубежах: исламский реформизм в Синьцзяне, 1898-1917». Журнал экономической и социальной истории Востока , том. 59, нет. 1/2, 2016 г., стр. 303–332, www.jstor.org/stable/43919275. По состоянию на 24 апреля 2020 г.