Зандик
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
Религиозный портал |
Зандик (среднеперсидский: 𐭦𐭭𐭣𐭩𐭪) — зороастрийский термин, традиционно интерпретируемый как еретик в узком смысле или, в более широком смысле, для человека с какой-либо верой или практикой, которые противоречат , опосредованной Сасанидами зороастрийской ортодоксии .
Среднеперсидский термин породил более известный арабский زنديق zindiq с тем же семантическим полем, но связанный с исламом, а не с зороастризмом. В исламском мире, включая Иран исламской эпохи, этот термин также по-разному применялся к манихеям , мандеям , маздакитам , зороастрийцам, буддистам, христианам и вольнодумцам в целом, включая мусульман. [ 1 ] : 276 зандик каким Неизвестно, использовался ли -либо из этих способов во времена зороастрийцев; в этом контексте этот термин засвидетельствован только в трех текстах (два от одного и того же автора), и во всех трех он появляется как hapax legomenon, используемый в уничижительном смысле, но без каких-либо дополнительных намеков, из которых можно было бы сделать вывод о значении.
В нескольких ныне устаревших исследованиях, связанных с зороастризмом, предполагалось, что это слово является собственным именем определенной (но гипотетической) жреческой традиции, которая приняла зурванитское учение.
Лексикология
[ редактировать ]Традиционный перевод как «еретик» был распространен уже в XIX веке, когда Кристиан Варфоломея (1885 г.) [ 2 ] производное зандик от авестийского занда , которое он трактовал как имя некоторых еретиков. [ 1 ] : 276
Зиндик (زنديق) или Зандик (𐭦𐭭𐭣𐭩𐭪) изначально использовался для отрицательного обозначения последователей религии манихейства в Сасанидской империи . [ 3 ] Однако ко времени Аббасидского халифата 8-го века значение слова зиндик и прилагательного зандака расширилось и могло свободно обозначать многие вещи: гностических дуалистов, а также последователей манихейства, агностиков и атеистов . [ 4 ] Ранние примеры арабского зиндика, обозначающего манихеев, и это, возможно, является значением этого термина в раннем подтвержденном использовании в среднеперсидском языке (см. Ниже ), привел А. А. Беван в [ 1 ] : 274 вывести среднеперсидский зандик от сирийского zaddiq «праведный» как манихейский технический термин для обозначения «слушателей» (т.е. мирян, в отличие от манихейской элиты). Вывод Бевана был широко принят до 1930-х годов, особенно среди исследователей семитских языков, но был дискредитирован после всестороннего обзора арабского и иранского использования, проведенного Х.Х. Шедером (1930). Шедер отметил, что существительным было zand , а не zandik (таким образом, этимология должна была бы объяснить zand , а не zandik ), поскольку -ik был просто обычным среднеиранским прилагательным суффиксом. [ 1 ] : 277
Альтернативная интерпретация, объясняющая как «манихей», так и «еретик», заимствует существительное в языке зандик от авестийского 𐬰𐬀𐬥 zan «знать, объяснять», [ 1 ] : 276–277 отсюда также произошли среднеперсидские « занд » (класс экзегетических комментариев) и « пазанд » (система письма). В этом объяснении термин зандик стал применяться к любому, кто придавал большее значение человеческой интерпретации, чем Священному Писанию (считавшемуся переданным свыше). До обзора Шедера обычно считалось, что этот термин сначала объясняет слово «манихей», а затем в качестве вторичного развития развил значение слова «еретик». [ 1 ] : 277 В этой модели этот термин относился к манихеям из-за их склонности интерпретировать и объяснять писания других религий в соответствии со своими собственными идеями.
В надписях
[ редактировать ]При Сасанидах (224–651 гг. н.э.) ранее неформальная местная иранская религиозная традиция, ныне известная как «зороастризм», была опосредована и формализована в систематизированную конфигурацию, в которой она сохранилась сегодня. [ 5 ] Денкард , работа зороастрийской традиции 9-11 веков, приписывает эту систематизацию доктрины, в которой определенные верования и традиции считались определенными, в то время как другие считались неприемлемыми, инициативе Тансара, первосвященника при Ардашире I , основателя династия. На развитие определенной ортодоксии указывают и другие источники, такие как « Письмо Тансара» , которое дополнительно предполагает, что систематизация зороастрийской церкви была частью более масштабного спонсируемого государством «возрождения» иранских ценностей, очевидно, как сасанидская реакция. к предполагаемым культурным «искажениям» предшествующих (также иранских, но эллинистических) парфянских династий Аршакидов. [ 6 ]
Аршакиды, вероятно, не были настолько культурно « неиранскими », как указывает пропагандистское оправдание их свержения Тансара/Ардашира. [ 6 ] и даже неясно, оказала ли систематизация какое-либо влияние на население в целом во времена Сасанидов (или это впервые произошло в постсасанидский период). [ 7 ] Однако литературные и эпиграфические свидетельства, начиная с третьего века, указывают на то, что священники эпохи Сасанидов, занимавшие руководящие посты, преследовали людей, которые придерживались убеждений, не согласовавшихся с их (при посредничестве Сасанидов) разновидностью зороастризма. 3-4 веков Среди этих эпиграфических свидетельств - надписи Картира , преемника Тансара и первосвященника трех преемников Ардашира I. В своей собственной надписи на Кааба-е Зартошт Картир утверждает ( KKZ 8–9), что он преследовал «евреев, буддистов, брахманов, насореев (иудео-христиан), христиан, «мактаков» (мандеев, манихеев?) и Зандики ». [ 8 ] Надпись Картира — самое раннее эпиграфическое свидетельство слова зандик .
Хотя точное значение слова «зандик» неясно из того, как Картир использует этот термин, обычно считается, что оно означает «еретик» или «неортодоксальный» по отношению к идеологии Картира. ср. [ 8 ] Однако ни одна из надписей Картира на самом деле не определяет содержание его ортодоксальности. [ 8 ] Из этой и другой надписи в Сар-Машаде становится ясно, что единственной доктриной, которой интересовался Картир, была вера в загробную жизнь, рай и ад, где то или другое является конечным пунктом назначения души в качестве награды или наказания за дела в этой жизни. [ 8 ] Тем не менее, в научных кругах 1920-1960-х годов молчание Картира по этому вопросу породило мнение ex silencio о том, что рассматриваемой «ересью», должно быть, был зурванизм , ныне вымершая ветвь зороастризма, находящаяся под влиянием эллинистических и/или вавилонских представлений о загробной жизни. Слово «зандик» даже рассматривалось как собственное название особой (незасвидетельствованной) жреческой школы, принимавшей зурванитское учение, которому затем приписывали ряд непривлекательных аспектов зороастрийской религиозной практики. Современная иранская наука гораздо менее склонна к диким спекуляциям, и этим гипотетическим конструкциям сегодня больше не следуют.
В списке Картира заметно отсутствует какое-либо легко идентифицируемое упоминание о манихейцах, которые время от времени подвергались преследованиям со стороны сасанидского истеблишмента, а также Картира, который в манихейских источниках прямо назван одним из преследователей Мани. [ 9 ] Есть три предполагаемые причины, объясняющие эту аномалию: а) Традиционная точка зрения состоит в том, что Картир включает их в термин «Мактак»; [ 8 ] б) альтернативная точка зрения состоит в том, что текст Картира датируется ранним периодом правления Бахрама I, когда Мани еще находился под защитой Шапура I и Хормизда I; в) третья точка зрения состоит в том, что манихеи включены в «зандик». [ 1 ]
По традиции
[ редактировать ]Термин зандик однажды появляется в текстах зороастрийской традиции IX–X веков (так называемые книги Пехлеви ). В этом единственном случае, в Даэдестане и Меног-и Храде 36.16, этот термин появляется как абстрактное существительное («зандиких») и считается тринадцатым по величине самым отвратительным преступлением.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шедер, Ганс Генрих (1930), «Зандик-Зиндик», Иранские вклады, I , Сочинения Кенигсбергского научного общества 6, K5, Галле: KGG, стр. 274–291 .
- ^ Варфоломея, Кристиан (1855), Староиранский словарь , Страсбург: Трюбнер, кол. 1662 .
- ^ Тахери-Ирак, Ахмад. Зандака в период раннего Аббасидов с особым упором на поэзию. Эдинбургский университет. п. 3. [...] слово зиндик/зандик изначально применялось в Империи Сасанидов по отношению к манихеям как уничижительный эпитет.
- ^ Тахери-Ираки, Ахмад. Зандака в период раннего Аббасидов с особым упором на поэзию. Эдинбургский университет. п. 3. «Хотя слово зиндик/зандик изначально в Сасанидской империи применялось к манихеям как уничижительный эпитет, ко времени исламской эпохи его использование расширилось и широко применялось к гностическим дуалистам, агностикам, атеистам и даже свободным -мыслители и распутники. В конце концов, в более поздний период, вплоть до настоящего времени, слово «зиндик» стало синонимом слова «нерелигиозный». .
- ^ Бойс, Мэри (1996), «О православии сасанидского зороастризма», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 59 (1): 11–28, doi : 10.1017/s0041977x00028536 , S2CID 162913368 .
- ^ Jump up to: а б Бойс, Мэри, изд.; Минови, Мойтаба, пер. (1968), Письмо Тансара , Рим: Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока.
{{citation}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) . - ^ Шакед, Шауль (1994), Дуализм в трансформации: разновидности религий в Сасанидском Иране , Иорданские лекции по сравнительному религиоведению, том. XVI, Лондон: СОАС .
- ^ Jump up to: а б с д и Дюшен-Гиймен, Жак (1983), «Зороастрийская религия в сасанидский период», Кембриджская история Ирана, том. 3(2) , Кембриджский университет, стр. 866–908 .
- ^ Хеннинг, Уолтер Бруно (1942), «Последнее путешествие Мани», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , X (4): 948–949, doi : 10.1017/s0041977x00090133 , S2CID 161286597 .