История риксдага

Риксдаг — национальный законодательный Швеции орган . Однако на момент основания в 1866 году в Швеции не было парламентской системы правления .
Национальные законодательные органы Эстонии и Финляндии также известны как Риксдаг на шведском языке.
Старый риксдаг
[ редактировать ]Предшественником современного риксдага был сословный риксдаг ( швед . Ståndsriksdagen ). Древнее происхождение викингов , собрание 1435 года в городе Арбога считается первым риксдагом, однако, вероятно, присутствовали только три сословия: дворянство , духовенство и мещане . [ 1 ] королем Это неформальное представительство было официально оформлено в 1527 году шведским Густавом I и включало в себя представителей всех четырех сословий , что исторически отражало линии разделения шведского общества: дворянство , духовенство , бюргерство и крестьянство . Согласно Акту правления 1809 года риксдаг разделил полномочия правительства с королем.
Новый риксдаг
[ редактировать ]На основании законопроекта о реформе избирательной системы 1863 года сословия проголосовали в 1866 году за роспуск сословного риксдага и создание нового риксдага. Новый риксдаг представлял собой политическое собрание с двумя палатами, члены которого избирались на национальных выборах.
Революция заключалась в том, что граждане могли участвовать и голосовать в выборах независимо от того, к какому сословию они принадлежали до сих пор; вместо этого появились новые требования к доходу или богатству, то есть избирательное право переписи населения . Несмотря на коренное изменение принципов представительства, социальный состав риксдага изменился незначительно, как и система правления. Согласно конституции 1809 года риксдаг по-прежнему разделял полномочия правительства с королем.
Возникает демократия
[ редактировать ]Со второй половины XIX века, когда был основан риксдаг, и до начала XX века шведское общество претерпело ряд фундаментальных изменений, повлиявших на политическую систему. Политические требования, а также сам экономический прогресс увеличили размер электората и степень политической мобилизации. Это, в свою очередь, также способствовало появлению и росту политических партий. Таким образом, законодательный орган стал более настойчивым в отношении королевской власти, успешно утверждая ответственное правительство ; система установилась парламентская Таким образом, де-факто ; Король не мог (или, по крайней мере, не осмелился) сохранить правительство у власти, несмотря на возражения парламента.
В последний раз король пытался выступить против риксдага во время дворцового кризиса 1914 года, когда король Густав V произнес партийную речь, которая ускорила отставку премьер-министра Карла Стаафа и его правительства. Хотя начало Первой мировой войны удержало консервативное правительство короля у власти, перед лицом народных волнений и явного большинства оппозиционных социал-демократов и либералов на всеобщих выборах 1917 года , король неохотно решил назначить кабинет из числа реформаторов. единомышленников большинства в риксдаге. [ 2 ] Основной задачей нового правительства стало представление законопроектов о конституционной реформе.
В 1907 году это право было распространено на всех взрослых мужчин; избирательное право женщин впервые было предоставлено на всеобщих выборах 1921 года .
Конституционная реформа
[ редактировать ]В 1960-е годы в Швеции усилились дебаты по поводу конституционной реформы. Основной вопрос касался системы правления. Несмотря на то, что де-факто парламентская система была прочно установлена, что чем-то похоже на ситуацию в Соединенном Королевстве, существовали требования более демократической конституции. Одним из главных вопросов было, переживет ли монархия конституционную реформу, и это надолго заблокировало этот вопрос.
С 1970 года была согласована реформа риксдага. Хотя формально это не было частью конституции, оно показало, что партии в риксдаге смогли договориться о фундаментальных изменениях политической системы, которые превратили риксдаг из двухпалатного законодательного органа в однопалатный. [ 3 ] В нем будет 350 мест, и все они будут заполнены путем прямых выборов. [ 4 ] Однако вторые всеобщие выборы в однопалатный риксдаг предоставили правительству поддержку только со стороны 175 членов, в то время как оппозиция смогла мобилизовать равную силу в 175 членов, что привело к так называемой «лотерее риксдага», в которой спикер должен был выиграть много , чтобы разрешить зашедшие в тупик голоса. [ 5 ] В 1974 году было решено сократить количество мест с 1977 года до 349.
Подарок
[ редактировать ]В 1974 году был установлен новый Инструмент правления как жизненно важная часть Конституции и системы правления. Монархия была сохранена, тогда как монарх потерял всякое формальное политическое влияние и стал лишь символическим главой государства. Вместо этого некоторые традиционные функции главы государства были переданы спикеру риксдага .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ riksdagen.se
- ^ Левин, Лейф (1 мая 2007 г.). «Майоритарная и консенсусная демократия: шведский опыт». Скандинавские политические исследования . 21 (3): 195–206. CiteSeerX 10.1.1.734.6025 . дои : 10.1111/j.1467-9477.1998.tb00012.x .
- ^ Руин, Олоф (1990). Таге Эрландер: служение государству всеобщего благосостояния, 1946-1969 гг . Серия Питта по политическим и институциональным исследованиям, 99-0818751-1. Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета. п. 93 . ISBN 9780822936312 . ЗНАМЕНИТОСТЬ 5791923 .
Риксдаг двухпалатный.
- ^ Скотт, Франклин Д. (1975). Скандинавия . Американская библиотека внешней политики, 99-0107809-1 (Ред. и англ. Ред.). Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет, с. 63. ИСБН 0-674-79000-6 . СЭЛИБР 5117677 .
- ^ Бротон, Дэвид; Донован, Марк, ред. (1999). «Швеция: легкий случай «синдрома электоральной нестабильности»?» . Изменение партийных систем в Западной Европе . Лондон: Пинтер. п. 143. ИСБН 1-85567-327-4 . СЕЛИБР 6470870 .