Кельтское неоязычество
Кельтское неоязычество относится к любому типу современного язычества или современным языческим движениям, основанным на древней кельтской религии . Одним из подходов является кельтский реконструкционизм (CR), который подчеркивает историческую точность возрождения кельтских традиций. Практикующие CR полагаются на исторические источники и археологию в своих ритуалах и верованиях, включая подношения духам и божествам. Изучение и сохранение языка имеют важное значение, а повседневная жизнь часто включает в себя ритуальные элементы. Хотя эти традиции отличаются от эклектичных языческих и неоязыческих традиций колдовства, они в некоторой степени совпадают с неодруидизмом.
Кроме того, кельтский неошаманизм сочетает в себе кельтские элементы с шаманскими практиками, а кельтская Викка сочетает в себе кельтскую мифологию с викканскими традициями. Каждая традиция кельтского неоязычества имеет свою уникальную направленность и практику, но черпает вдохновение из древнего кельтского наследия.
Кельтский реконструкционизм
[ редактировать ]Кельтский реконструкционизм | |
---|---|
Аббревиатура | ЧР |
Тип | Этническая религия |
Классификация | Современное язычество |
Ориентация | реконструктивист |
Писание | не ориентированный на Священные Писания |
Теология | Кельтский политеизм |
Ассоциации | Европейский конгресс этнических религий |
Источник | середина 1980-х |
Кельтский реконструкционизм ( CR ) или кельтское реконструктивистское язычество — это политеистический реконструктивистский подход к древней кельтской религии , подчеркивающий историческую точность, а не эклектизм, который встречается в большинстве форм кельтского неоязычества. Это попытка реконструировать и возродить в современном кельтском культурном контексте дохристианские кельтские религии . Различные группы и подходы, основанные на различных кельтских религиозных традициях, возникли в конце 20 века в США и Великобритании; в Восточной Европе также есть кельтские реконструкционисты.
Изучение мифологии и фольклора было частью современного язычества с момента его зарождения, и хотя многие группы занимались колдовством, некоторые стремились возродить дохристианские религии. [2] В 1980-е годы некоторые из них выступили против эклектизма и сосредоточения внимания на «духе» древних религий в пользу «реконструкции того, что можно знать из дошедших до нас исторических записей». [3] Хотя некоторые кельтские реконструктивистские группы начали присутствовать в Интернете только после своего образования, [4] развитие BBS и Интернета способствовало росту движения; [5] по CR Часто задаваемые вопросы были коллективно разработаны и первоначально размещены в Интернете. [6]
По состоянию на 2016 год [update]Кельтский реконструкционизм — третья по распространенности форма реконструктивистского язычества в Соединённых Штатах после Асатру (германского реконструкционизма) и кеметического реконструкционизма . [7] Помимо англоязычного язычества, в Чехии есть кельтские реконструкторы. [8] и в России. [9] И в Соединенных Штатах, и в Великобритании кельтский реконструкционизм стал общим термином, охватывающим несколько субтрадиций: [5] которые различаются, в частности, в географическом регионе, религию которого они стремятся реконструировать, например, британская, [10] ирландский, [11] Шотландский или валлийский.
Практики
[ редактировать ]Как и многие другие современные языческие традиции, кельтский реконструкционизм не имеет священных текстов, поэтому упор делается на личное исследование. [12] Многие кельтские реконструкционисты опираются на археологию , исторические рукописи и сравнительное религиоведение, в первую очередь кельтских культур, но иногда и других европейских культур. [13] Кельтские реконструкторы на практике не являются панкельтскими, а скорее изучают документальные и археологические свидетельства конкретной кельтской традиции. [10] [14] Хотя древние кельтские религии были в значительной степени подчинены христианству, [15] многие религиозные традиции сохранились в виде фольклора, мифологии, песен и молитв. [16] [17] Многие фольклорные традиции так и не вымерли полностью, и некоторые кельтские реконструкторы могут опираться на семейные традиции, берущие свое начало в обычаях определенного кельтского региона. [16] [17]
Ритуалы основаны на реконструкциях традиционных техник взаимодействия с Потусторонним миром , таких как подношение еды, питья и искусства духам земли, духам предков и кельтским божествам . Кельтские реконструкторы приносят подношения духам в течение всего года, но в Самайне делаются более сложные подношения конкретным божествам и предкам. [18] В то время как кельтские реконструкторы стремятся как можно точнее возродить религиозные практики исторических кельтских народов, [3] они признают, что некоторые аспекты их религиозной практики являются новыми изобретениями, основанными на теориях о прошлом. [19] Прежде чем новая практика будет принята как действительная часть реконструированной традиции, требуется обратная связь от ученых и опытных практиков. [20]
Древние ирландцы клялись в своих клятвах «Трёмя Царствами» — землей, морем и небом; [21] Кельтские реконструкторы используют спираль тройную Ан Трибхис Мхор , чтобы символизировать три царства. [20] Многие также рассматривают повседневные действия как форму ритуала, совершая ежедневные обряды очищения и защиты, сопровождаемые традиционными молитвами и песнями из таких источников, как шотландская гэльская Кармина Гаделика или рукописные сборники древней ирландской или валлийской поэзии . [22] Они также верят, что мистические , экстатические практики являются необходимым балансом науки и жизненно важной частью их религии. [22] Некоторые практикуют гадание ; огам - излюбленный метод, как и традиционные обычаи, такие как получение предзнаменований по формам облаков или поведению птиц и животных. [22]
Изучение и сохранение языка считается основной частью традиции. [23] как и, в меньшей степени, участие в других культурных мероприятиях, таких как кельтская музыка и танцы. Кельтских язычников обвиняли в культурном присвоении и игнорировании живых кельтских сообществ, особенно из-за неоязыческой концепции «избирательной близости», согласно которой идентификация как кельтов является личным выбором; [24] [25] [26] Кельтские реконструкторы стремятся осознавать эту опасность и участвовать в жизни кельтских культур. [27] Некоторые приняли участие в протестах против предложенного разрушения археологических памятников вокруг холма Тара в ходе строительства автомагистрали М3 в Ирландии, а также провели скоординированный ритуал защиты. [11] Некоторые полагают, что реконструкционизм несет в себе опасность этноцентризма. [28]
Этикетки
[ редактировать ]Некоторые группы, придерживающиеся кельтского реконструктивистского подхода к древнему гэльскому политеизму, называют себя «гэльскими традиционалистами», но этот термин также часто используется кельтскими христианами. [29] Некоторые группы , ориентированные на гэльский язык, использовали шотландский гэльский Pàganachd («язычество, язычество»). [22] или соответствующий ирландский Págánacht . [ нужна ссылка ] Одна группа гэльских политеистов на восточном побережье США использовала модификацию гэльского термина Pàganachd Bhandia («язычество богинь»). [22] Ирландское («Реконструированный политеизм , обозначающее «многобожие» слово ildiachas , используется по крайней мере одной группой на западном побережье США как Ildiachas Atógtha »). [30] В 2000 году IMBAS, кельтская реконструктивистская организация, базирующаяся в Сиэтле , приняла название Senistrognata . [30] сконструированный « древнекельтский » термин, предназначенный для перевода « обычаев предков параллельного » на манер термина, используемого в германском неоязычестве . [31]
Связь с другими традициями
[ редактировать ]Кельтский реконструкционизм отличается от эклектичного, универсалистского язычества. [28] и от неоязыческих традиций колдовства. [7] Реконструктивистские группы также отличаются по направленности от кельтских возрожденцев, для которых дух кельтской религии важнее исторической точности. [32] В рамках реконструкционизма существует разная степень акцента на точности, а не на том, что лучше всего отражает суть религии в современном контексте. [33]
и кельтскими реконструктивистскими группами произошло перекрестное опыление Между неодруидскими , и между этими двумя движениями наблюдается значительное пересечение членства, но у них во многом разные цели и методологии. [3] Однако некоторые группы нео-друидов (в частности, Ар нДрайохт Фейн (ADF), Орден бардов, оватов и друидов (OBOD) и Хендж Келтрии ) применяли аналогичные методологии реконструкции, по крайней мере, время от времени. ADF, в частности, уже давно использует реконструктивистские методы, но по своему охвату является паниндоевропейским, что может привести к некельтским комбинациям, таким как « ведические друиды» и « римские друиды». [34] Существуют также терминологические различия, особенно в том, что означает «друид» . Некоторые группы нео-друидов называют любого, кто интересуется кельтской духовностью, «друидом», а практику любой духовности, вдохновленной кельтами, называют «друидизмом». [35] в то время как группы реконструктивистов обычно рассматривают «друида» как специфическую для культуры должность, требующую длительного обучения и опыта, которой может достичь лишь небольшое количество практиков, и которая должна быть присвоена и подтверждена сообществом, которому служит друид. [36]
Кельтский неошаманизм
[ редактировать ]Кельтский неошаманизм — это современная духовная традиция, сочетающая в себе элементы кельтских мифов и легенд с Майкла Харнера . основным шаманизмом [37] Сторонники кельтского шаманизма считают, что его практики позволяют установить более глубокую духовную связь с людьми североевропейского происхождения. [38] Такие авторы, как Дженни Блейн, утверждали, что «кельтский шаманизм» - это «конструкция» и «антисторическая концепция». [39]
Нео-друидизм
[ редактировать ]Неодруидизм — это форма современной духовности или религии, которая обычно способствует гармонии и поклонению богам природы. Многие формы современного друидизма представляют собой неоязыческие религии, тогда как другие рассматриваются как философии, которые не обязательно религиозны по своей природе. [40] [41] Возникшие в XVIII веке в Англии романтистское движение , прославившее древние кельтские народы железного века , ранние неодруиды стремились подражать кельтским священникам железного века, которые также были известны как друиды . В то время об этих древних жрецах было известно мало точной информации, и современное движение друидов не имеет с ними фактической связи, несмотря на некоторые утверждения современных друидов об обратном. [42] Нео-друидские организации включают:
- Наша собственная магия (ADF), основанная в 1983 году.
- Церковь Универсальной связи
- Орден Бардов, Оватов и Друидов (ОБОД), образован в 1964 году.
- Реформированные друиды Северной Америки (RDNA), образованные в 1963 году.
- The Druid Network , первая современная языческая организация, признанная благотворительной в Соединенном Королевстве. [43]
- Орден Друидов , основанный ок. 1910 г., но утверждает, что возник еще в 1717 г.
Кельтская Викка
[ редактировать ]Кельтская Викка — это современная традиция Викки , включающая в себя некоторые элементы кельтской мифологии . [44] [45] [46] В нем используется та же основная теология, ритуалы и верования, что и в большинстве других форм Викки. [44] [45] Кельтские виккане используют имена кельтских божеств , мифологических фигур и сезонных фестивалей в рамках викканской ритуальной структуры и системы верований. [44] [47] а не исторически кельтский . [46] [48]
См. также
[ редактировать ]- Древняя кельтская религия
- Кельтская мифология
- Ирландская мифология
- Список неоязыческих движений
- Неоязычество в Соединенном Королевстве
- Неоязычество в Соединенных Штатах
- Шотландская мифология
- Валлийская мифология
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боневиц (2006) , с. 132: [Среди кельтских реконструктивистов] «... Трибхис Мхор (великая тройная спираль) вошёл в обиход для обозначения трёх миров». Также п. 134: [О CR] «Использование кельтских символов, таких как трискелы и спирали ».
- ^ Адлер (2006) , с. 243.
- ^ Jump up to: а б с Галлахер, Юджин В.; Эшкрафт, В. Майкл (2006). Введение в новые и альтернативные религии в Америке . Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд. п. 178. ИСБН 0-275-98713-2 .
- ^ Коуэн, Дуглас Э. (2005). Киберхендж: Современные язычники в Интернете . Нью-Йорк / Лондон: Рутледж. п. 113. ИСБН 0-415-96910-7 .
Moonstone Circle, не-викканская, кельтская реконструктивистская группа, члены которой были вместе в различных формах почти 20 лет, задолго до популярного появления Интернета и Всемирной паутины...
- ^ Jump up to: а б Боневиц (2006) , с. 131.
- ^ Маккой, Нарелль (2013). «Рост кельтской кибердиаспоры: влияние «Нового века» на языческие сообщества в Интернете и распространение «кельтской» музыки». В Уэстоне, Донна; Беннетт, Энди (ред.). Поп-язычники: язычество и популярная музыка . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9781315729688 . ISBN 9781317546665 .
- ^ Jump up to: а б Харрис, Кевин А.; Панзика, Кейт М.; Крокер, Рут А. (2016). «Язычество и консультирование: развитие клинического ресурса» . Открытое богословие : 859. doi : 10.1515/opth-2016-0065 .
- ^ Венцалек, Матуш (2017). «Религиозные, социокультурные и политические мировоззрения современных язычников в Чехии». Гранат . Том. 19, нет. 2. С. 233–50. дои : 10.1558/pome.33834 .
- ^ Гальцин Дмитрий. «Утверждая Европу: кельтичность в русских языческих и нативистских движениях (1990–2010-е годы)». Гранат . Том. 20, нет. 2. С. 208–33.
Эта группа, базирующаяся в Москве, исповедует кельтский реконструкционизм и организует ряд культурных мероприятий, связанных с Ирландией.
- ^ Jump up to: а б Блейн, Дженни (2005). «Язычество, прошлое и священные места в сегодняшней Британии». В Стрмиске, Майкл (ред.). Современное язычество в мировых культурах: сравнительные перспективы . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 184. ИСБН 1-85109-613-2 .
- ^ Jump up to: а б Нуска, Эндрю (12–18 марта 2008 г.). «Реконструкция Ирландии дома» (PDF) . Ирландский голос . 22 (11): 23.
- ^ Биттарелло, Мария Беатрис (2008). «Чтение текстов, просмотр текстов: мифопоэз на неоязыческих сайтах». В Ллевеллине, Дон; Сойер, Дебора Ф. (ред.). Чтение духовности: создание и представление священного . Олдершот: Эшгейт. п. 191. ИСБН 978-0-7546-6329-4 .
[Неоязычество] характеризуется отсутствием нормативных священных текстов и иерархии, контролирующей авторитетные источники, а также упором на личное исследование и выбор.
- ^ МакКолман (2003) , с. 12.
- ^ Дэви, Барбара Джейн (2007). Введение в языческие исследования . Роуман Альтамира. п. 97. ИСБН 978-0-7591-0818-9 .
Некоторые язычники придерживаются идеи общеевропейской кельтской культуры, но некоторые практикуют реконструкционистские традиции, специфичные для региона.
- ^ Сьёстедт, Мария-Луиза (2000) [1949]. Кельтские боги и герои . Дуврские публикации. п. 3. ISBN 0-486-41441-8 .
- ^ Jump up to: а б Данахер, Кевин (1972). Год в Ирландии . Дублин, Ирландия: Mercier Press. стр. 11, 12 . ISBN 1-85635-093-2 .
- ^ Jump up to: а б Надь, Джозеф Фалаки (1985). Мудрость преступника: детские поступки Финна в гэльской повествовательной традиции . Беркли: Калифорнийский университет. п. 2. ISBN 0-520-05284-6 .
- ^ «Хэллоуин от А до Я» . Лимерик Лидер . Лимерик, Ирландия. 29 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 2 ноября 2009 года . Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ Литтлфилд, Кристина (8 ноября 2005 г.). «Возрождение древней веры» . Лас-Вегас Сан . Проверено 17 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Боневиц (2006) , с. 132.
- ^ Мак Матуна, Лиам (1999). «Ирландские представления о космосе» (PDF) . Кельтика . 23 : 174–187. Архивировано из оригинала (PDF) 4 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Лори и др. (2005) .
- ^ МакКолман (2003) , с. 51.
- ^ Боуман (1996) , с. 246.
- ^ Кеннеди, Майкл (ноябрь 2002 г.). Гэльский язык Новая Шотландия: исследование экономического, культурного и социального воздействия . Галифакс, Новая Шотландия, Канада: Публикации музея Новой Шотландии. стр. 12–13. ISBN 0-88871-774-1 .
- ^ Льюис, Джеймс Р. (2009). «Кельты, друиды и изобретение традиции». В «Пицце», Мерфи; Льюис, Джеймс Р. (ред.). Справочник современного язычества . Справочники Брилла по современной религии, 2. Лейден / Бостон: Брилл. стр. 487–88. ISBN 978-90-04-16373-7 .
- ^ Кирки, Джейсон (2009). Лосось весной: экология кельтской духовности . Сан-Франциско: Hiraeth Press. п. 20. ISBN 978-0-9799246-6-8 .
- ^ Jump up to: а б Стрмиска, Майкл Ф. (2020). «Спорить с предками: доводы в пользу язычества без расизма». В Эморе, Нолли С.; Лидер, Джонатан М. (ред.). Язычество и его недовольство: устойчивые проблемы расовой идентичности . Ньюкасл-апон-Тайн: Кембриджские ученые. стр. 8–9. ISBN 978-1-5275-5770-3 .
- ^ Боневиц (2006) , с. 137: «Есть... группы людей, называющих себя «гэльскими традиционалистами», которые имеют много общего с кельтскими реконами. Некоторые из этих GT начинали как CR, но по тем или иным причинам считают себя другими (обычно политические). Другие — католики, стремящиеся восстановить старые (но христианские) гэльские обычаи».
- ^ Jump up to: а б Боневиц (2006) , с. 137.
- ^ «Имбас» . imbas.org. 2004. Архивировано из оригинала 16 июня 2004 года . Проверено 16 июня 2004 г. Даниэль Ни Диге (18 марта 2000 г.) « Сенистрогната ». alt.pagan : «Senistrognata [...] — это термин, который наши члены демократически выбрали для замены кельтского реконструктивизма/кельтского реконструктивистского язычества».
- ^ Боуман (1996) , с. 244: «Существуют различия и взгляды между реконструкторами, чей приоритет состоит в том, чтобы собрать воедино как можно более точную картину кельтского прошлого, и сторонниками возрождения, чья главная задача — не столько воспроизвести, сколько вдохнуть новую жизнь».
- ^ Блейн, Дженни (2004). «В поисках настоящей провидицы: от сейд-магии до каменных кругов». В Блейне, Дженни; Эззи, Дуглас; Харви, Грэм (ред.). Исследование язычества . Уолнат-Крик, Калифорния: Альтамира - Роуман и Литтлфилд. стр. 221–22. ISBN 0-7591-0523-5 .
- ^ Боневиц (2006) , стр. 128–140.
- ^ Грир, Джон Майкл (2003). Новая энциклопедия оккультизма . Сент-Пол, Миннесота: Llewellyn Worldwide. стр. 139, 140, 410. ISBN. 1-56718-336-0 .
- ^ Боневиц (2006) , с. 135: «[Поскольку слово «друид» используется очень многими людьми для самых разных целей, Celtic Recons, даже те, кого в их собственных сообществах называют друидами, не хотят использовать этот титул из-за страха, что другие будут приравнивать их к люди, которых они считают жуликами, мошенниками или дураками».
- ^ Боуман, Мэрион (2001). Современная кельтская духовность. Новые направления в кельтологии . Водолей Пресс. п. 97. ИСБН 0859895874 .
- ^ Конвей, Дина Дж. (1994) Дуб, Эш и Торн: кельтский шаманизм. ISBN 1-56718-166-X стр.4
- ^ Блейн, Дженни (2001) « Шаманы, камни, подлинность и присвоение: споры об изобретениях и значениях. Архивировано 31 января 2016 г. в Wayback Machine ». В Р. Дж. Уоллисе и К. Лаймере (ред.) Новые подходы к археологии искусства, религии и фольклора: проницаемость границ? Оксфорд: БАР. стр.50,52. «Обвинение в присвоении, в свою очередь, касается таких понятий, как происхождение, культурные знания, уважение и прибыль, то есть коммерческая выгода. Такие обвинения были задокументированы различными авторами со ссылкой на «заимствования» из сибирского шаманизма – через антропологические отчеты – и, более конкретно, от коренных народов Северной и Южной Америки. Давайте еще раз посмотрим на «кельтский шаманизм» МакЭована и продолжим исследование конструкции этой антиисторической концепции… Изобретение «кельтского шаманизма».
- ^ Харви, Грэм (2007) Слушающие люди, говорящие на Земле: современное язычество (второе издание). Лондон: Херст и компания. ISBN 978-1-85065-272-4 . стр.17
- ^ Орр, Эмма Ресталл (2000) Друид . Хаммерсмит, Лондон: Торсонс. ISBN 978-0-00-710336-2 . стр.7.
- ^ « Друиды. Архивировано 23 декабря 2012 г. в archive.today », Британский музей . «Современные друиды не имеют прямой связи с друидами железного века. Многие из наших популярных представлений о друидах основаны на недоразумениях и заблуждениях ученых 200-летней давности. Эти идеи были вытеснены более поздними исследованиями и открытиями».
- ^ « Друиды признаны; Daily Mail Angry, архивировано 30 октября 2010 г. в Wayback Machine », Fortean Times , FT269
- ^ Jump up to: а б с МакКолман (2003) , стр. 50–51.
- ^ Jump up to: а б Реберн, Джейн, Кельтская Викка: древняя мудрость 21 века (2001), ISBN 0806522291
- ^ Jump up to: а б Хаттон, Рональд (2001) Триумф Луны: история современного языческого колдовства . ISBN 0-19-285449-6
- ^ Гримасси, Рейв (2000). Энциклопедия Викки и колдовства . Ллевеллин. ISBN 978-1567182576 .
- ^ Грир, Джон Майкл и Гордон Купер (лето 1998 г.) «Красный Бог: Деревообработка и истоки Викки». Журнал «Гнозис», вып. № 48: Колдовство и язычество
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Адлер, Марго (2006) [1979]. Рисуя луну: ведьмы, друиды, богини и другие язычники в Америке сегодня (переработанное и обновленное издание). Нью-Йорк / Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-303-819-1 .
- Боневиц, Исаак (2006). «Кельтские реконструкционисты и другие друиды-недруиды». Основное руководство Боневица по друидизму . Нью-Йорк: Кенсингтон. ISBN 0-8065-2710-2 .
- Боуман, Мэрион (1996). «Сердечные кельты: образы кельтов в язычестве». В Харви, Грэм; Хардман, Шарлотта (ред.). Язычество сегодня: виккане, друиды, богиня и древние земные традиции двадцать первого века . Лондон: Торсонс. ISBN 0-7225-3233-4 .
- Лори, Эринн Роуэн; О'Морригу, Аед Руа; Мачате, Джон; Прайс Театана, Кэтрин; Ламберт ни Дхойрианн, Ким (2005). «Кельтское реконструктивистское язычество». В Телеско, Патрисия (ред.). Какая ведьма какая? . Франклин Лейкс, Нью-Джерси: Новые страницы книг / The Career Press. стр. 85–89. ISBN 1-56414-754-1 .
- МакКолман, Карл (2003). Полный путеводитель идиота по кельтской мудрости . Альфа Пресс. ISBN 0-02-864417-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Даймлер, Морган (2015). Ирландское язычество: реконструкция ирландского политеизма . Языческие порталы. Алресфорд, Хантс: Moon Books – Джон Хант. ISBN 978-1785351457 .
- Фэргроув, Роуэн (1997). «Чего мы не знаем о древних кельтах» . Гранат . 2 .
- Кондратьев, Алексей (1998). Яблочная ветвь: путь к кельтскому ритуалу . Сан-Франциско: Коллинз. ISBN 1-898256-42-X (1-е издание), ISBN 0-806-52502-9 (2-е издание) [также переиздается без изменений под названием «Кельтские ритуалы».
- Лори, Эринн Роуэн (1995). Круг камней: путешествия и медитации современных кельтов . Чикаго: Эшатон. ISBN 1-57353-106-5 .