Дилан и Дон
Дилан и Дон ( Валлийское произношение: [ˈdəlan ˈail ˈdɔn] ) (на средневаллийском языке ) — персонаж валлийских мифических сказок о Мабиногионе , особенно в четвертой сказке « Math fab Mathonwy ». История Дилана отражает древние кельтские мифы , которые передавались устно на протяжении нескольких поколений, а затем были записаны священнослужителями в раннехристианский период. [ 1 ] Таким образом, история в том виде, в котором она сохранилась, демонстрирует элементы и архетипы, характерные как для кельтской языческой , так и для христианской мифологии. Его имя переводится как «Дилан Вторая волна».
В некоторых интерпретациях легенд Дилан представляет тьму, а его брат-близнец Ллеу Ллау Гиффес представляет свет. [ 2 ] Но более распространенная интерпретация состоит в том, что Дилан — валлийский морской бог. Дилан был убит своим дядей, и было сказано: «Рев волн, разбивающихся о пляж, является выражением их стремления отомстить за своего сына. [ 2 ] "
В Уэльсе Дилан — одно из самых популярных традиционных валлийских имен для мальчиков. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]В Math fab Mathonwy рассказывается, что двоюродный дядя Дилана Мат умрет, если он не будет держать ноги на коленях девственницы, когда не на войне. Первоначальный держатель ноги Мэта, Гоэвин , изнасилован Гилфаэтви , который сурово наказан, когда Мат возвращается, превращая Гилфаэтви и Гвидиона в серию спаренных пар животных. Затем Мат женится на Говин, чтобы облегчить ее стыд, но должен найти новую девственницу, которая будет держать его на ногах. Гвидион предлагает свою сестру Арианрод . Математика волшебным образом проверяет Арианрод, чтобы подтвердить, что она девственница, после чего она рожает сыновей-близнецов. [ 4 ]
Крещение Дилана
[ редактировать ]Одного из сыновей, Ллеу Ллау Гиффес , Гвидион уносит как «кусок плоти» и прячет в сундуке до зрелости, но другой, крепкий светловолосый мальчик, был немедленно оставлен матерью, но был признан своим великим сыном. дядя Мат и получил имя Дилан. Как только Дилан соприкасается со своими крещенскими водами, он ныряет в море и приобретает черты морского существа, передвигаясь по морской воде так же прекрасно, как любая рыба: [ 4 ]
«Итак, они крестили мальчика, и когда они крестили его, он погрузился в море. И тотчас же, когда он оказался в море, он принял его природу и плавал так же, как и лучшая рыба, которая там была. И по этой причине его звали Диланом, сыном Волны. [ 5 ] '
смерть Дилана
[ редактировать ]Дилана случайно убивает его дядя Гофаннон . В конце концов [ 2 ]
«И удар, от которого он пришел к смерти, был нанесен его дядей Гофанноном. Так назывался третий смертельный удар». [ 5 ]
Мифологические элементы
[ редактировать ]В литературе по кельтской мифологии персонаж Дилан иногда воспринимается как пережиток древнего кельтского бога. [ 6 ] Согласно этому образу мышления, изображение Дилана в валлийской литературе и фольклоре отсылает к атрибутам его предполагаемого божественного древнего кельтского прототипа. Сквайр (2000:158) предпочитает видеть в Дилане остатки бога тьмы:
«[T] два сына родились одновременно – Дилан и Ллеу , которые считаются представителями двойных сил тьмы и света. Шум волн, разбивающихся о пляж, является выражением их стремления отомстить за своего сына. Звук моря, устремляющегося вверх по устью реки Конви , до сих пор известен как «смертный стон Дилана». Небольшой мыс на Карнарвонширской стороне пролива Менай , называемый Пвинт Маен Тайлен или Пвинт Маен Дулан, сохранил его имя». [ 6 ]
Скала Дилана расположена к северу от церкви Святого Беуно в Клинног-Фауре на берегу моря, которая должна находиться на месте его могилы или рядом с ним, как сказано в Englynion y Beddau (Стансы могилы) Черной книги Кармартена xxxii. [ 7 ] :
«йныдвна тон толо». (Там, где волна издает угрюмый звук)
«Bet dalam llan bevno. (Могила Дилана в Ллан Беуно.)
С другой стороны, МакКаллох (1911, гл. VI) предпочитал видеть в Дилане просто остатки местного морского бога Гвинеда (Северный Уэльс):
«Однако у Дилана нет темных черт, и его описывают как блондинку. Волны оплакивают его смерть и, разбиваясь о берег, стремятся отомстить за нее. Его могила находится «там, где волна издает угрюмый звук», но распространенное мнение отождествляет его с волнами, и их шум, когда они надвигаются на Конви, является его предсмертным стоном. Он не только Эйл Тон, «сын волны», но и Эйл Мор, «сын моря». Таким образом, он является местным морским богом и, подобно Мананнану , отождествляется с волнами, но в то же время отделен от них, поскольку они оплакивают его смерть. «Мабиноги» дают нам обломки мифов, объясняющих, как антропоморфный морской бог был связан с богиней Арианрод и убит богом Гованноном. [ 8 ] ’
Генеалогия
[ редактировать ]В «Мабиногионе» мать Дилана, Арианрод, — дочь Дона и сестра Гвидиона и Гилфаэтви . Ее дядя, Мат ап Матонви, является королем Гвинеда, и по ходу истории Арианрод рожает двух сыновей; Дилан исцелил Дона и Ллеу Ллау Гиффс магическими средствами. [ 4 ]
В «Валлийских триадах» нам дан контекст реальной Арианрод, которая появляется как дочь Бели Мавра. [ 9 ] и сестра Касваллона (исторического Кассивеллауна). [ 5 ] Является ли эта ссылка результатом слияния мифа и истории, неясно. Вполне возможно, что более поздний исторический Арианрод отождествился и слился с более ранним легендарным/мифологическим Арианродом.
Литературная справка
[ редактировать ]Дилан является предметом панегирика под названием «Марвнад Дилан Эйл Дон», приписываемого барду Талиесину : [ нужна ссылка ]
Один Бог Верховный, божественный, мудрейший, величайшее его жилище,
когда он вышел на поле, тот очаровал его в руке крайне либеральной.
Или раньше, чем он, находившийся на покое на природе поворотный.
Противостоящий жених, приготовленный яд, гневное дело,
Пронзая Дилана озорной берег, насилие свободно течет.
Волна Ивердона, и волна Манау, и волна Севера,
И волна Придейна, хозяева миловидные вчетвером.
Я буду поклоняться Богу Отцу, регулятору страны, не отказываясь.
Создатель Небесный, да введет нас в веселье.
Этимология
[ редактировать ]Этимология имени Дилан несколько сложна. В валлийском языке есть связанный элемент dylanw , который появляется в dylanwad «влияние», dylanwadol «влиятельный» и dylanwadu «влиять». [ 10 ] [ 11 ] Этот элемент dylanw , по-видимому, представляет собой соединение префикса dy и существительного llanw, «приливный поток». [ 12 ] Префикс dy - встречается во многих словах валлийского языка и реконструируется в протокельтском как * dī - со значением "прочь, прочь". [ 13 ] Элемент llanw реконструируется в протокельтском языке как * φlanwo - 'наводнение, наполнение'. Это * φlanwo — возможно, имело сокращенную форму * φlanu — «наводнение». Эта этимология перекликается со следующими гэльскими (ирландскими) словами:
- [ волна ] нф. в: gob na tuinne, кромка воды
- [ тон ] нф. г. тон; д. тон; пл.+ан, основание
- [ волна ] нм. гв-волны; мн.+an и tunn, волна, всплеск, вал
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Робертс, Бринли (1988). «Устная традиция и валлийская литература: описание и обзор» (PDF) . Национальная библиотека Уэльса, Аберистуит : 65 – через контент Wordpress.
- ^ Перейти обратно: а б с «Дилан болеет Дон» . echoes.devin.com . Проверено 21 июня 2023 г.
- ^ «Самые популярные валлийские имена для мальчиков и девочек. Дневник Эммы» . www.emmasdiary.co.uk . Проверено 21 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Неизвестный (2002). Мабиногион . Электронная книга № 5160 (под ред. Леди Шарлотты Гест). Пресс Гутенберга .
- ^ Перейти обратно: а б с Гость, 1877: Глава 9.
- ^ Перейти обратно: а б Сквайр, К. (2000). Мифология Британских островов: введение в кельтские мифы, легенды, поэзию и романтику . Лондон и Уэр .
- ^ «Средневековый валлийский «Englynion y Gravedau» » . Бойделл и Брюэр . 14 мая 2020 г. Проверено 21 июня 2023 г.
- ^ Маккаллох, Дж. А. (3 июня 2014 г.). Религия древних кельтов . дои : 10.4324/9781315828220 . ISBN 9781315828220 .
- ^ Триада 35. Бромвич, Трио Инис Брайдейн , стр. 284–285.
- ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ [2] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ [3] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ http://www.wales.ac.uk/documents/external/cawcs/PCl-MoE.pdf. Архивировано 14 января 2006 г. в Wayback Machine. [ только URL-адрес PDF ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бромвич, Рэйчел (2006). Трио Инис Брайдейн: Триады острова Британия. Издательство Уэльского университета. ISBN 0-7083-1386-8 .
- Эллис, Питер Берресфорд (1994). Словарь кельтской мифологии. (Оксфордский справочник в мягкой обложке) Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-508961-8 .
- Форд, Патрик К. (1977). Мабиноги и другие средневековые валлийские сказки. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-03414-7 .
- Ганц, Джеффри (переводчик) (1987). Мабиногион. Нью-Йорк: Пингвин. ISBN 0-14-044322-3 .
- Гость, К. (переводчик) (1877). Мабиногион . Чикаго: Academy Press Limited.
- Маккалок, Дж. А. (1911). Религия древних кельтов . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 0-486-42765-X .
- МакКиллоп, Джеймс (1998). Словарь кельтской мифологии. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-280120-1 .
- Сквайр, К. (1905). Мифология Британских островов: введение в кельтские мифы, легенды, поэзию и романтику . Лондон и Уэр: UCL & Wordsworth Editions Ltd.
- Вуд, Джульетта (2002). Кельты: жизнь, миф и искусство. Издательство Торсонс. ISBN 0-00-764059-5 .