Jump to content

Народ Мбья Гуарани

Народ Мбья Гуарани
Табличка с надписью «Сопротивление» в Порту-Алегри , Бразилия .
Общая численность населения
33,801
Регионы со значительной численностью населения
 Парагвай 12,100 [ 1 ]
 Бразилия 8,400 [ 2 ]
 Аргентина 3,000 [ 3 ]
 Уругвай 10,301 [ 4 ]
Языки
английский , английский , португальский , испанский
Родственные этнические группы
Гуарани , Гуарани-Кайова

Мбиа через , также известные как Мбьа Гуарани (по- Мбья : mby'as ), являются ветвью народа гуарани , живущего в Южной Америке , на обширной территории, которая простирается Парагвай , Бразилию , Аргентину и Уругвай . [ 5 ]

Филиал народа гуарани

[ редактировать ]

Из-за языкового сходства и схожих ритуалов лингвисты и антропологи считают мбиа, наряду с пай тавитера , восточноболивийскими гуарани , гуарайос , чане и другими, подгруппой народа гуарани . [ 6 ]

Хотя сейчас они известны под именем «Мбья», они называют себя «Нхандева», слово, которое означает «мы» или «наш народ», и это также имя, используемое внутри страны различными другими народами гуарани. [ 5 ] Другую такую ​​группу, которую этнографы часто называют нхандева, называют « чирипа », и каждая из этих двух групп претендует на исключительный статус истинных гуарани. мбья [ 7 ]

Ритуальное имя, которое мбья используют для обозначения себя, — Джегуакава Тенонде Порангеи, что означает «Первый избранный, несущий священное украшение из перьев» или «Первый украшенный». [ 8 ]

Предыстория

[ редактировать ]

Многие археологические находки указывают на присутствие народа гуарани на обширной территории Южной Америки, датируемое задолго до прихода колониальных держав .

Среди специалистов нет единого мнения относительно того, когда они прибыли в Южный конус , где обосновались к моменту прибытия конкистадоров в этот регион. По оценкам некоторых археологов, между 3000 и 5000 лет назад коллективы протогуарани, возможно, мотивированные резким ростом численности населения, мигрировали из бассейна Амазонки на юг, оккупируя территории, уже ставшие домом для других групп. Хотя есть свидетельства такой мобильности среди протогуарани, они не были в первую очередь -охотниками-собирателями кочевниками , а в качестве питания полагались на выращивание зерна, овощей и клубнеплодов. Они сажали эти культуры посреди леса, открывая поляны с помощью методов контролируемого сжигания . [ 9 ]

Древние горшки гуарани, используемые в качестве погребальных урн.

Прото-гуарани, от которых произошли мбиа, также были гончарами и ткачами корзин , производившими предметы, используемые для сбора, приготовления и подачи еды. исследователи обнаружили глиняные горшки, используемые в качестве погребальных урн, наконечники стрел и другие неорганические материалы. На археологических раскопках протогуарани [ 9 ]

Основываясь на местоположении этих археологических памятников, эксперты предполагают, что гуарани в период до контакта с европейцами обитали в Атлантическом лесу , влажных лесах Араукарии и других тропических лесах и лиственных лесах . Они жили семейными группами разного размера и получали все необходимое из окружающей среды, в том числе путем сбора лекарственных растений, изготовления ловушек для охоты и изготовления керамики. [ 10 ]

Иезуитские редукции (17-18 вв.)

[ редактировать ]

В 18 веке мбиа считались жителями леса Мбаэвера. [ 8 ] В тот период они жили, среди прочего, в джунглях между реками и Мондей, на территории современного Парагвая. Акарай Их также называли Тарума, Апитере, Тембекуа, Тамбеаопе, Кайнгуа, Кайгуа, Каингуа или Батикола. [ 11 ]

Руины иезуитской редукции Тринидада в Парагвае.

Среди антропологов нет единого мнения относительно происхождения современных групп Мбиа, Нхандева и Пай Тавитера , а также относительно того, были ли они среди гуарани, которые вошли в поселения, организованные португальскими миссионерами-иезуитами , которые были известны как редукции иезуитов . Одна из гипотез указывает на возможность того, что мбья сопротивлялись обращению в католицизм и поселению среди иезуитов, тогда как нхандева были потомками гуарани, которые участвовали в процессе обращения иезуитов. [ 9 ] Другой тезис утверждает, что ни одна из этих групп не подчинилась миссионерскому процессу, решив сохранить свою независимость, несмотря на частое перемещение с территорий, которые сейчас являются частью Парагвая, Бразилии и Аргентины. Последняя теория утверждает, что различия между этими различными народами гуарани проистекают из разного родства и семейных связей, поскольку население гуарани уменьшалось в течение миссионерского периода. Эта теория также утверждает, что многие из выживших групп гуарани, поселившихся в редукциях, бежали жить в леса во время войны гуарани 1756 года .

Обе эти теории направлены на объяснение изменений в космологии гуарани, включающих в себя некоторые элементы под европейским влиянием, которые сохраняются и по сей день. Эти изменения включают отказ от ритуального каннибализма , включение аспектов христианской эсхатологии в шаманизм гуарани , а также, в случае мбья и нхандева, воспроизведение и использование предметов, принесенных иезуитами, включая музыкальные инструменты, такие как раве ( рабека ) и мбарака ( гитара ).

Бразильский священник с коренными народами, пережившими Парагвайскую войну, в том числе Мбьа Гуарани (в правом нижнем углу), 1869 год.

Парагвайская война (1864-1870 гг.)

[ редактировать ]

Мбиа были среди народов гуарани, которые были вынуждены сражаться как на парагвайской, так и на бразильской стороне во время Парагвайской войны . Нет никаких оценок того, сколько гуарани, как бойцов, так и гражданских лиц, погибло на войне, поскольку в современных отчетах правительства Парагвая они были причислены ко всем другим «крестьянам» и «солдатам» в рамках политики «этнического отрицания», которая проводилась очень характерно для того периода.

Парагвайская война считается одной из самых жестоких резнь в истории Америки. Историки расходятся во мнениях относительно того, сколько человек погибло в войне и какую территорию Парагвай потерял в пользу Бразилии. [ 12 ] Устная история Мбья содержит различные истории, связанные с Парагвайской войной. Многие говорят об ужасном насилии, которому подвергались их предки, о принудительной вербовке мужчин вблизи линии фронта и об их предках, бегущих из зон конфликта.

Демография

[ редактировать ]

В Парагвае перепись 1981 года выявила 5500 человек этнической принадлежности мбиа. Перепись 1992 года выявила 4744 человека. На Парагвайском форуме коренных народов (FEPI) в 1995 году было представлено 10 990 мб. Разницу между этими цифрами можно объяснить сопротивлением национальным переписям среди членов индейской группы. По другим оценкам, в 2000 году в Парагвае было еще больше 12 100 Мбья.

Дети Мбья в Цветочном лесу Миссии , Аргентина ,

В аргентинском регионе Мисьонес Мбьа сосуществует в одних и тех же семейных общинах с членами групп Ксирипа Гуарани и Пай Тавитера. В регионе насчитывается 74 таких сообщества, известных как текоас , а в Аргентине в целом насчитывается около 3000 Мбя. В двух крупных общинах в Мисьонесе недалеко от водопада Игуасу , Фортин Мбороре и Ириапу, проживает более 600 человек, многие из которых приезжают из Парагвая или Бразилии.

В Бразилии население Мбья сконцентрировано на юге и юго-востоке, на холмах Атлантического леса и вдоль побережья. Есть также несколько малых и средних групп на демаркированных землях коренных народов дальше вглубь страны. [ 13 ] Их также часто можно встретить в придорожных лагерях в штатах Парана , Санта-Катарина и Риу-Гранди-ду-Сул , в основном вдоль автомагистралей BR-101 и BR-116 . По данным Instituto Socioambiental, бразильской организации по защите окружающей среды и прав коренных народов, в настоящее время в Бразилии насчитывается 8400 Мбя. Существуют также общины, состоящие из потомков одной семьи Мбьа, которая после Парагвайской войны мигрировала в северный регион Бразилии , поселилась в лесах штатов Пара и Токантинс и со временем распространилась небольшими семейными группами по всей центрально-западной Бразилии. [ 7 ]

В Уругвае также проживает небольшое количество мбьа, разделенное между общиной Текоа Мараи недалеко от Сантьяго-Васкеса и общиной в районе Треинта-и-Трес .

Сегодняшний день

[ редактировать ]

Организация

[ редактировать ]
Вождь племени Мбиа посещает деревню Ириапу в Мисьонесе , Аргентина.

Обычно мбья живут небольшими группами по четыре-пять семей, распределенных во временных лагерях и деревнях. Временные лагеря обычно располагаются вдоль дорог, где члены группы часто продают изделия ручной работы . Деревни представляют собой более крупные и постоянные поселения, расположенные как внутри, так и за пределами демаркированных земель коренных народов . Эти деревни известны как текоа , и они идеально расположены в местах, где можно воспроизвести традиционный образ жизни мбья, называемый ñande reko . Для них характерно наличие традиционного молитвенного дома, известного как опий , используемого для проведения ритуалов. Эти деревни также идеально окружены лесами и полями и имеют хороший источник воды, но для сегодняшней Мбья это не всегда возможно. Мбья охотятся, ловят рыбу и собирают пищу, а также сажают на своих полях сельскохозяйственные культуры, в основном кукурузу ( авати ), маниоку ( мандио ), картофель, арахис ( мандуи ), фасоль ( куманда ), кабачки ( миндаин ) и арбузы ( джанджау ). [ 14 ] [ 15 ] Сегодня территории, занимаемые общинами Мбья, все меньше и меньше способны обеспечить их необходимыми ресурсами, что делает их необходимыми для потребления промышленной продукции.

Общины обычно возглавляют два лидера: духовный лидер или шаман, известный как караи , и политический лидер или вождь, известный как мбурувича , который отвечает за контакты с теми, кто находится за пределами деревни. Иногда эти две роли совмещаются. [ 16 ]

Мбиа обитают между реками Апа и Парана на юге Парагвая, в основном разбросаны по парагвайскому департаменту Гуайра . Они также живут в аргентинской провинции Мисьонес и некоторых частях южной и юго-восточной Бразилии, достигая бразильского побережья. Этот многонациональный участок земли соответствует тому, что мбья считают своей первоначальной территорией. Мобильность — одна из основных характеристик группы, и мбиа постоянно перемещаются по этой территории. Однако национальные границы, ограничения на въезд в частную собственность и определение правительствами племенных заповедников затрудняют продолжение этой характерной культурной практики.

Культура

[ редактировать ]

Мбиа говорят на другом диалекте гуарани, чем тот, на котором говорят в Парагвае , с отличной фонетикой, морфологией, синтаксисом и словарным запасом. Затем диалект Мбья делится на два субдиалекта: тамбеопе и батикола . Многие мбиа говорят на трех языках: говорят на мбиа, парагвайском гуарани и испанском для тех, кто живет в испаноязычных районах. Те, кто живет в Бразилии, часто также говорят по-португальски . [ 17 ]

Устное слово имеет центральное значение в культуре Мбья. Традиционно в культуре Мбья не было письменности, поэтому устное слово было единственным способом передачи обычаев и знаний. Знания передаются через беседу у костра, сопровождаемую выпивкой матэ и курением трубки, известной как петингуа , а также через ритуалы в опий молитвенном доме . Речь считается божественным атрибутом, результатом космического вдохновения. В традиции Мбья фигура творца описывается как дух nhe'e , который представляет речь и красноречие, происходящие от богов. [ 16 ] Устный диалог также является основным средством общения между мбья и внешним миром. Владение языком мбья является признаком идентичности группы. Чтобы считаться Мбиа, нужно говорить на этом языке и жить среди семьи в обществе.

Члены народов Кайнганг , Мбьа и Чарруа занимают вестибюль Министерства здравоохранения Бразилии в Бразилиа .

Понятие семьи и происхождения у мбья напрямую связано с их географической мобильностью , что является примечательной характеристикой культуры группы. Самой базовой социальной структурой группы является нуклеарная семья , за которой следует расширенная семья, состоящая из всех кровных родственников . Однако существует общий термин для «относительного» — retarã . Все Мбиа считаются ретара , то есть все они считаются родственниками. Эта широкая концепция сообщества обеспечивает территориальную мобильность мбья. Отдельные люди и семьи постоянно переезжают, редко оставаясь в каждом месте, где они поселяются, более одного-двух лет. Они циркулируют по различным деревням и стоянкам своего народа: посещают родственников, распространяют новости, участвуют в ритуалах и деятельности, требующих коллективного труда (например, строительство зданий), ищут супругов, предметы торговли и так далее. Смерть, болезни, нехватка ресурсов и внутренние политические конфликты также являются причинами миграции отдельных лиц и семей Мбиа. Путешествие пешком ( jeguatá ), как и речь, рассматривается как имеющий божественный аспект. Он является частью идентичности Мбья. [ 16 ] [ 17 ]

Ритуалы – это особые коллективные моменты для сообщества Мбья. Одним из самых традиционных ритуалов группы является « Семонгарай» , ритуал наречения имени ребенка, который проводится во время пика урожая кукурузы. В этом ритуале шаман, не принадлежащий к общине (дань культурной важности мобильности), дает имена детям деревни. Основываясь на поведении каждого маленького ребенка, шаман пытается определить, какое божественное существо пантеона Мбья послало свой дух ребенку, и дает ему имя, связанное с божественным существом и его характеристиками. Этот момент считается моментом, когда душа ребенка вселяется в его тело, когда он становится Мбья. [ 14 ]

Обычно времена изобилия и урожая отмечаются коллективными ритуалами, когда это возможно. Когда различные группы встречаются в деревне для решения политических вопросов или проведения торжеств, собравшиеся обычно проводят приветственный ритуал с музыкой и танцами. Эти встречи отмечены беседами, подачей традиционных блюд и праздничной атмосферой, учитывая важность коллективных усилий и сбора родственников для Мбья. [ 14 ]

Здоровье и шаманизм

[ редактировать ]

Сегодня мбиа ограничены небольшими территориями, а среда, необходимая для поддержания их традиционного образа жизни, исчезает, поэтому они вынуждены перенимать определенный образ жизни тех, кого они называют джуруа (потомки европейцев, буквально «рот с волосами»). Этот более высокий уровень контактов нанес серьезный и растущий ущерб их здоровью. Болезни, ранее неизвестные общинам Мбья, достигли их деревень. Это заставило народ Мбья перенять некоторые медицинские практики из внешнего мира. [ 15 ]

Традиционно лечение с помощью лекарственных растений проводят шаманы караи , также известные как опыгуа или «повелитель опи », которые также проводят ритуалы, призванные влиять на погоду, предотвращать будущие события и обеспечивать плодотворную охоту и сбор урожая. Эти шаманы также ведут обрядовые песни и танцы, а также определяют духовные имена маленьких детей. Их самая важная функция — рассказывать мифы о сотворении мира, которые, как полагают, также обладают целебной силой. Эти духовные лидеры разделены по возрасту, опыту и знаниям, хотя эти подразделения не являются в первую очередь иерархическими. Шаманами могут быть как женщины, так и мужчины: мужчин называют караи , а женщин - кунха-караи . [ 18 ] Практика традиционной медицины Мбья осложнилась из-за вырубки лесов: многим шаманам становится все труднее найти травы, необходимые для лечения. Как следствие, молодым Мбья часто не хватает знаний о лекарственных растениях, которые издавна передавали их предки.

Различные обстоятельства

[ редактировать ]
Гуарани на обочине дороги в Фейра-ду-Бом-Фим, Порту-Алегри , Бразилия.

Ситуации, в которых оказываются общины Мбья, разнообразны. В лесах Парагвая и Гран-Чако есть группы , которые остаются относительно изолированными от общества. С другой стороны, в Аргентине некоторые общины, замкнутые в племенных заповедниках, полагаются на обед, раздаваемый двуязычными школами, как на единственный реальный источник пищи. Семейные группы, которые выезжают за пределы деревень и территорий коренных народов в Аргентине и Бразилии, обычно зарабатывают на жизнь продажей изделий кустарного промысла, продуктов, связанных с материальной культурой и космологией Мбиа, а также предоставлением сельскохозяйственной рабочей силы частным землевладельцам. Когда они обосновываются в определенном месте, они также могут обращаться за государственной помощью.

В Бразилии за последнее десятилетие группы молодых певцов и танцоров Мбья начали выступать в школах и университетах. Некоторые из этих исполнительских групп, работая с партнерами за пределами Мбья, записали свои песни на компакт-диски, которые продают вместе со своими поделками, чтобы пополнить свой доход. Эти исполнители также стремятся распространять информацию о коренных народах Бразилии и информировать бразильцев о культуре и образе жизни мбьа.

  1. ^ Анализ современного населения гуарани: демография, пространственное расположение и земельные проблемы . Валерия де Ассис и Ивори Хосе Гарле. Revista de Indias , 2004, том. LXIV, № 230, стр. 35-54 ISSN   0034-8341
  2. ^ «Социально-экологический институт - Гуарани Мбья » www.socioenvironmental.org.
  3. ^ «Межконтинентальный крик Аргентины: тихое вымирание народа мбья гуарани» . Intercontinentalcry.org.
  4. ^ Грин, Густав. «На Мбья Гуарани в Уругвае »
  5. ^ Jump up to: а б «Гуарани Мбья — коренные народы Бразилии» . pib.socioenvironmental.org . Проверено 23 апреля 2020 г.
  6. ^ Чаморро, Грасиела (1999). «ГУАРАНИ: их путь и образ существования» (PDF) .
  7. ^ Jump up to: а б ЛАДЕИРА, Мария Инес. Прогулка под светом: территория Мбя на берегу океана. 1992. Магистерская диссертация по антропологии – Папский католический университет – PUC. Онлайн-версия. Сан-Паулу: Центр труда коренных народов – CTI, 2014.
  8. ^ Jump up to: а б Гуанче, Хесус; Коррал, Кармен (2017). Этнографический словарь: Том II — Народы Южной Америки . РУТ. ISBN  978-9590618185 .
  9. ^ Jump up to: а б с МЕЛИЯ, Бартоломе. Религиозный опыт гуарани. 1989, стр. 294.
  10. ^ Филиппинка, Адриана Перес. Гуарани Мбья: соображения об их сельскохозяйственных методах и управлении окружающей средой . Сан-Паулу: Центр коренных народов, 2003.
  11. ^ МОНТОЯ, Антонио Руис де. Духовное завоевание: совершено религиозными деятелями Общества Иисуса в провинциях Парагвай, Парана, Уругвай и Тапе . Порту-Алегри: Мартинс Ливреиро Эд., 1985. 262 стр.
  12. ^ Марио Маэстро. Война против Парагвая: от создания к историографической реставрации. Ежедневные чтения № 143, 22 февраля 2005 г.
  13. ^ ГАРЛЕТ, Ивори Хосе. Мобильность Мбя: история и значение. Порту-Алегри: PUCRS, 1997. 229 стр. (Магистерская диссертация)
  14. ^ Jump up to: а б с МОРАЕС, Карлос Эдуардо Невес де. Рефигурация Тава Мири Сан-Мигеля в коллективной памяти мбьа-гуарани в Миссойнсе/РС, Бразилия. Диссертация (магистр социальной антропологии) ИФЧ, УФРГС. Порту-Алегри, 2010 г.
  15. ^ Jump up to: а б ПИРЕС, Даниэле де Менезес. Этнографические аллегории Мбья-Реко в межэтнических сценариях в Риу-Гранди-ду-Сул (2003–2007 гг.): Дискурс, практика и холизм Мбья перед лицом дифференцированной государственной политики. Диссертация (магистр социальной антропологии) ИФЧ, УФРГС. Порту-Алегри, 2007 г.
  16. ^ Jump up to: а б с АССИС, Валерия. Подарок, товар и человек: обмены в конституции социального мира Мбья. Диссертация (докторская степень по социальной антропологии) IFCH, UFRGS. Порту-Алегри, 2006 г.
  17. ^ Jump up to: а б ГОББИ, Флавио. Между родственниками, местами и другими: следы социокосмологии гуарани на Юге. Диссертация (магистр социальной антропологии) ИФЧ, УФРГС. Порту-Алегри, 2008 год.
  18. ^ «В резиденции Кунха Караи . История и культура гуарани (на бразильском португальском языке ) Получено 2 апреля 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 92cf8aa02a70b474621ab1655c7d9bca__1723350660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/ca/92cf8aa02a70b474621ab1655c7d9bca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mbyá Guaraní people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)