Apiaguaiki Tumpa
Apiaguaiki Tumpa (ок. 1863 - 29 марта 1892 года) был мессианским лидером восточного боливийского гуарани (чиригуанос) жителей Боливии . Многие Гуарани считают его национальным героем, известным за его борьбу за защиту земли своих людей и свободы от вторгающегося правительства Боливии, скотоводов и миссионеров . Он был казнен после его поражения и провала его восстания. Его смерть отмечается ежегодно многими Гуарани, а также языковым университетом Гуарани в сообществе Куруюки, Боливия названа в его честь.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Апиагуайки, вероятно, родилась в 1863 году в сообществе Йохай, в нескольких милях к северо -востоку от Бойуибского департамента Санта -Крус, Боливия . Его мать была слугой для одного из крупных креольских (белых или смешанных боливийцев кровью) скота в регионе. Определение его отца неизвестна. Его имя рождения было Чапиагуасу. [ 1 ]
Когда Чапиагуаса было около 10 лет, он, по -видимому, бежал со своей матерью с ранчо и поселился среди группы традиционных гуарани, чаще называемых «чиригуаносом» в то время, в сообществе под названием Мурукуяти. Вероятно, он присутствовал, когда креолы убили большое количество гуарани в ноябре 1877 года, включая его мать, в резне Мурукуяти. Впоследствии Чапиагааса приобрела зачатки христианства в францисканской миссии Санта -Роза, недалеко от города Куэво , служил посланником для лидеров хириканка и стал шаманом . Он приобрел репутацию целителя. В 1891 году он стал лидером общины Иво под названием себя Apiaguaiki, «евнуха Бога». и был выбран хиригуано в Иво для «Тумпа» - пророком или святым человеком. Таким образом, он стал соперником францисканских миссионеров в ближайшей миссии Санта -Роза, которая претендовала на монополию на исцеляющие искусства и духовные вопросы. [ 2 ]
Война 1892 года
[ редактировать ]В течение 400 лет хиригуано сопротивлялись вторжению на их земли и культуре империей инков , Испанской империи и независимой стране Боливии. Однако с 1860 -х годов давление на них от креольских ранчо и поселенцев и францисканских миссионеров увеличилось. Многие чиригуано стали христианами, и креольские владельцы ранчо взяли на себя многие из своих традиционных земель. Они потерпели поражение в войне Хуакая 1874-1877 гг. [ 3 ]
Апиагуайки поднялся на власть как мессианского лидера тысячелетнего движения . Как правило, тысячелетние движения предсказывают возвращение к воображаемому золотому веку культуры и поражению врагов сверхъестественными силами. Эти движения особенно распространены среди людей, живущих под колониализмом или другими разрушительными и репрессивными силами. [ 4 ]
К концу 1891 года Апиагуайки собрал то, что миссионер, по оценкам (вероятно, преувеличен) как 5000 мужчин, плюс женщины и дети, в сообществе Куруюки или Куруйуки, 13 километров (8,1 миль) от миссии Санта -Роза. Изнасилование и убийство девочки из чиригуано 31 декабря 1891 года мэром Куэво сняли восстание. После некоторого успеха в ранних засадах 21 января 1892 года Апиагуайки возглавил нападение на миссию Санта -Роза, которая провалилась. Боливийские солдаты, креольские добровольцы и христианские индейцы контратаковали 28 января в битве при Куруюки . ApiaGuiaki был разумно побежден. [ 5 ]
Исполнение
[ редактировать ]После битвы при Куруюки солдаты, креолы и христианские индейцы охотились и убили примерно 6000 хиригуано. Через месяц после того, как битва Апиагуайки была предана сторонником и захвачен. 29 марта 1892 года он был подвергнут пыткам и казнен отрядом в Соусе, в современном Монтеагудо . В официальном докладе о его казни говорилось, что «Апиагуайки умер с надменой великого лидера». [ 6 ]
С смертью Апиагуайки вооруженным сопротивлением восточной боливийской гуарани или чиригуанос правительству Боливии, креольских поселенцах и францисканским миссионерам закончились. [ 7 ]
Университет
[ редактировать ]В 2009 году президент Боливии Эво Моралес принял участие в праздновании битвы при Куруюки и открыл «Апиагуагуи -Тумпа Университета Нижней», расположенного в сообществе Куруюки, теперь более часто питается Куруюки. [ 8 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лангер, Эрик Д. (2009), ожидая груш от дерева вяза, Дарем, Северная Каролина: издательство Duke University Press, p. 187
- ^ Лангер, стр. 187-188; Hurtado Guzman, Emilio (2011), «Apaiguaiqui Tumpa, последняя надежда освобождения Гуарани-Киригуаны перед колониальным республиканским государством», Виртуальная библиотека [ 1] , доступ к 20 января 2017
- ^ Лангер, с. 11-18
- ^ «Миллениализм», Encyclopedia Britannica, https://www.britannica.com/topic/millennialism/millennialism-from-the-daissance-to-modern-world , доступ к 20 января 2017 г.
- ^ Hurtado Guzman
- ^ Saignes, Thierry (2007), ed. Изабель Компес, История Чиригуано народа , Лима, Перу: Французский институт андских исследований, с. 158
- ^ Hurtado Guzman
- ^ блог .
Библиография
[ редактировать ]- Saignes, Thierry (2007), ed. Изабель Комбес, История Чиригуано народа , Лима, Перу: Французский институт андских исследований. ISBN 9789995410674 .
- Лангер, Эрик Д. (2009), ожидая груш от дерева вяза , Дарем, Северная Каролина: издательство Duke University Press. ISBN 978-0-8223-4504-6 .