Гендерные роли среди коренных народов Северной Америки
Традиционные гендерные роли среди коренных американцев и коренных народов , как правило, сильно различаются в зависимости от региона и сообщества. Как и во всех обществах доколумбовой эпохи , исторические традиции могут отражать, а могут и не отражать современные взгляды. Гендерные роли, демонстрируемые общинами коренных народов, в некоторых аспектах трансформировались из-за евроцентристских, патриархальных норм и систематического угнетения. [1] Во многих сообществах эти вещи не обсуждаются с посторонними. [ нужна ссылка ]
Апач
[ редактировать ]Традиционные гендерные роли апачей включают во многом одни и те же навыки, которым учатся как женщины, так и мужчины. Все дети традиционно учатся готовить, ходить по следам, шкурить кожу, шить, ездить на лошадях и пользоваться оружием. [2] Обычно женщины собирают растительность, такую как фрукты, корни и семена. Женщины часто готовили еду. Мужчины использовали оружие и инструменты для охоты на животных, таких как буйволы. [3] Ожидается, что женщины не будут участвовать в охоте, [4] но ее роль как матери важна. Обряд полового созревания молодых девушек – важное событие. [4] Здесь девушка принимает свою роль женщины и получает благословение на долгую жизнь и плодовитость. [3] [5] Люди апачи обычно живут в матрилокальных семьях, где супружеская пара живет с семьей жены. [6]
Восточные лесные общества
[ редактировать ]Сообщества Восточного Леса сильно различаются по тому, разделяют ли они труд по полу. В целом, как и в странах равнин , женщины владеют домом, в то время как работа мужчин может включать в себя больше поездок. [7] Мужчины Наррагансетта в фермерских общинах традиционно помогали расчищать поля, возделывать урожай и помогать в сборе урожая, тогда как женщины обладают властью в доме. [8] Среди ленапе и мужчины, и женщины участвовали в сельском хозяйстве и охоте в зависимости от возраста и способностей, хотя основное руководство в сельском хозяйстве традиционно принадлежит женщинам, в то время как мужчины, как правило, несли больше ответственности в области охоты. Пожилые женщины ленапе, полученные от охоты, рыбалки или сельского хозяйства, берут на себя ответственность за распределение продуктов питания в обществе. Управление земельными ресурсами, независимо от того, используются ли они для охоты или сельского хозяйства, также является традиционной обязанностью женщин ленапе. [9]
Исторически сложилось так, что ряд социальных норм в сообществах Восточного Леса демонстрируют баланс сил между женщинами и мужчинами. Традиционно последнее слово в выборе того, на ком они выйдут замуж, всегда остается за мужчинами и женщинами, хотя родители обычно также имеют большое влияние. [10]
Хопи
[ редактировать ]Хопи (на территории нынешней резервации хопи на северо-востоке Аризоны ) традиционно придерживаются как матриархального , так и матрилинейного образа жизни . [11] с эгалитарными ролями в обществе и без чувства превосходства или неполноценности по признаку пола или гендера . [12] И женщины, и мужчины традиционно участвовали в политике и управлении общинами. [13] хотя колонизация принесла патриархальные влияния, которые привели к изменениям в традиционных структурах и ранее более высоком статусе женщин. [14] Однако даже при этих изменениях матрилинейные структуры по-прежнему сохраняются, а также центральная роль матери и бабушки в семье, домашнем хозяйстве и клановой структуре. [15] [16]
Хауденосауни
[ редактировать ]Хауденосауни — матриархальное общество . Традиционно Мать Клана обладала высшей властью над всеми решениями, хотя ее конкретная роль различалась в зависимости от нации. В этой структуре подчиненные ей люди являются руководителями, выполняющими преимущественно дипломатические функции. Традиция гласит, что она имеет право наложить вето на любую идею, предложенную ее вождями, и что как традиции присвоения имен, так и передача политической власти являются матрилинейными . [17]
Калапуя
[ редактировать ]У Калапуйи было патриархальное общество, состоящее из банд или деревень, обычно возглавляемых в социальной и политической жизни лидером-мужчиной или группой лидеров. [18] Главным лидером обычно был человек с наибольшим богатством. [19] Хотя женщины-лидеры действительно существовали, женщины чаще получали статус духовного лидера. Банды Калапуя обычно состояли из больших семей, состоящих из родственников мужчин, их жен и детей. [19] Церемониальными лидерами могли быть мужчины или женщины, а духовная сила считалась более ценной, чем материальное богатство. Таким образом, духовные лидеры часто были более влиятельными, чем политические лидеры. [20]
Мужчины калапуйя обычно охотились, в то время как женщины и маленькие дети собирали еду и разбивали лагеря. Поскольку подавляющее большинство рациона Калапуйя состояло в основном из собранной пищи, большую часть пропитания обеспечивали женщины. Женщины также отвечали за приготовление, сохранение и хранение пищи. [21] Пища, на которую охотились мужчины, обычно состояла из оленей , лосей и рыбы из рек долины Уилламетт , включая лосося и угря . Собранные растения включали вапато , тарвида семена , фундук и особенно камас . Женщины готовили из луковиц камас хлеб, похожий на лепешку, который считался ценным. [22]
Женщины участвовали в общественной жизни и выражали свое индивидуальное мнение. [21] Когда мужчина хотел жениться на женщине, он должен был заплатить выкуп за невесту ее отцу. [23] Если мужчина спал с чужой женой или изнасиловал ее, он был обязан заплатить мужу выкуп за невесту. Если бы он этого не сделал, ему бы порезали руку или лицо. Если бы мужчина мог заплатить цену, он мог бы взять женщину в жены. [24]
Есть упоминание о том, что с разным полом в культуре Калапуя принимаются люди . Духовный человек Калапуйи по имени Цимсин вспоминается Джоном Б. Хадсоном в его интервью из « Текстов Калапуйи» :
Они сказали бы: «Он мужчина (по телу), он превратился в женщину (по одежде и образу жизни). Но он не женщина (по телу). Говорят, что его духовная сила имеет сказал ему: «Ты станешь женщиной. Ты всегда должен носить свое (женское) платье, как женщины». [25]
После прибытия европейцев в долину Уилламетт и создания резервации Гранд Ронд и школ-интернатов, таких как индейская школа Чемава , детей народа Калапуя обучали типичным гендерным ролям европейцев. [ нечеткий ] . [26]
Инуиты
[ редактировать ]Арвилингьюармиут
[ редактировать ]Арвилингьюармиут, также известный как Нетсилик , — это инуиты , которые живут в основном в Кугааруке и Джоа-Хейвене , Нунавут , Канада. Они следуют традиции кипиджуитук , которая относится к случаям, когда младенцев преимущественно мужского пола воспитывают как девочек. Часто решение о том, чтобы ребенок стал кипиджуитуком, остается на усмотрение бабушки и дедушки, исходя из реакции ребенка в утробе матери. [27] Позже, в подростковом возрасте, дети будут выбирать соответствующий пол, после того как они пройдут обряд посвящения, включающий охоту на животных. [27] Похожий по концепции сипиник из районов Иглулик и Нунавик . [28]
Арану'тик
[ редактировать ]Аранутик — это изменчивая категория среди чугачей , народа алутик с Аляски , которая не соответствует ни мужским, ни женским категориям. [29] Гендерное выражение непостоянно, и дети обычно одеваются как в мужскую, так и в женскую одежду. [29] Новорожденные младенцы рассматриваются не как новые люди, а скорее как тарнина или инусия, что относится к их душе, личности, оттенку и названо в честь старшего умершего родственника как способ реинкарнации, поскольку отношения между ребенком и другими людьми будут продолжать соответствовать этим отношениям. умершего. [30]
Навахо
[ редактировать ]Как и в других культурах коренных народов, девушки навахо участвуют в церемонии посвящения, которая является празднованием превращения в женщину. Это событие отмечено новым опытом и ролями в обществе. Ритуал, описываемый как Кинаалда, длится четыре дня, во время первой или второй менструации. Причина этого глубоко укоренена в верованиях навахо в сверхъестественное и мифах об их сотворении. [31]
Третья гендерная роль надлехи (что означает «тот, кто трансформируется» или «тот, кто меняется»), выходящая за пределы современных англо-американских ограничений определения пола , является частью общества нации навахо , культурной ролью « двух духов ». известный художник навахо XIX века Хостин Кла (1849–1896). Примером может служить [32] [33] [34]
Ценности навахо подчеркивают мужское и женское начало, несмотря на то, что ритуал сосредоточен на женских гендерных ролях. Исторически зафиксировано, что в культурах навахо уважали автономию женщин и их равенство с мужчинами в племени, во многих сферах жизни внутри своего общества. Напротив, основной дискурс в западном обществе относительно полового созревания девочек связан с дискретностью, которую можно пережить в частном порядке из-за беспокойства о стыде и смущении по поводу менструации и телесных изменений. [31]
Нез Персе
[ редактировать ]В ранний колониальный период общины не-персе, как правило, имели определенные гендерные роли. Мужчины отвечали за производство снаряжения, используемого для охоты, рыбалки и защиты своих общин, а также за выполнение этой деятельности. Мужчины составляли органы управления деревнями, которые состояли из совета и старосты. [35] [36] [37]
Женщины не-персе в ранний период контактов отвечали за ведение домашнего хозяйства, включая производство утилитарных инструментов для дома. За сбор лекарственных растений отвечали женщины общины из-за их обширных знаний. Съедобные продукты собирали и женщины, и дети. Женщины также регулярно участвовали в политике, но из-за своих обязанностей перед семьей и врачебными собраниями они не занимали должности. [35] [36] [37] Критические знания о культуре и традициях передавались всеми старейшинами общины. [35] [36] [37]
оджибве
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что в большинстве культур оджибве считается, что мужчины и женщины обычно подходят для выполнения определенных задач. [38] Охота обычно является мужским занятием, и праздники первой добычи устраиваются в честь охотников. [38] Сбор дикорастущих растений – чаще женское занятие; однако эти задачи часто пересекались: мужчины и женщины работали над одним и тем же проектом, но с разными обязанностями. [38] Несмотря на то, что охота сама по себе чаще является мужской задачей, женщины также участвуют в строительстве домиков, переработке шкур в одежду и сушке мяса. В современной культуре оджибве в этой работе участвуют все члены общины, независимо от пола. [38]
Сбором дикого риса ( оджибве : манумин) занимаются все члены общины. [39] хотя часто женщины бросают рисовые зерна в каноэ, в то время как мужчины гребут и управляют каноэ через тростник. [39] Для женщин оджибве сбор дикого риса может иметь особенное значение, поскольку традиционно он дает возможность выразить свою автономию: [40]
Сбор дикого риса был наиболее заметным выражением женской автономии в обществе оджибве. Связывание риса было важным видом экономической деятельности для работниц, которые в своих общинах заранее выражали претензии на рис и на законное право использовать гряды дикого риса в реках и озерах посредством этой практики. Представления оджибве о собственности не были вложены в патриархат, как в европейских правовых традициях. Поэтому, когда первые путешественники и поселенцы наблюдали за работой женщин из числа коренного населения, им пришлось бы сменить парадигму, чтобы понять, что для оджибве вода была гендерным пространством, где церемониальная ответственность женщин за воду вытекает из этих связанных правовых традиций и экономической практики.
- Бренда Дж. Чайлд, «Сохраним наш мир вместе», с. 25
В то время как оджибве продолжают собирать дикий рис на каноэ, теперь и мужчины, и женщины по очереди сбивают рисовые зерна. [38]
И мужчины, и женщины оджибве создают вышивку бисером и музыку, а также поддерживают традиции рассказывания историй и традиционной медицины . [39] Что касается одежды, женщины оджибве исторически носили кожаные платья с леггинсами и мокасинами , а мужчины носили леггинсы и набедренные повязки . [39] После того, как торговля с европейскими поселенцами участилась, оджибве начали перенимать особенности европейской одежды. [39]
Осейдж
[ редактировать ]Сиу
[ редактировать ]Народы лакота языке , , дакота и накота , в дополнение к некоторым другим сиуанском народам, говорящим на таким как омаха и понка , являются патриархальными или патрилинейными и исторически имели четко определенные гендерные роли. [41] [42] В таких племенах наследственное лидерство переходило по мужской линии, а дети считались принадлежащими отцу и его клану. Если женщина выходит замуж за пределами племени, она больше не считается его частью, и ее дети будут разделять этническую принадлежность и культуру своего отца. [42] В 19 веке мужчины обычно собирали дикий рис , тогда как женщины собирали все остальное зерно (у дакота или санти). [43] Винкте — это социальная категория в культуре лакота, состоящая из людей мужского пола, которые перенимают одежду, работу и манеры, которые культура лакота обычно считает женскими . [44] Обычно винкте являются гомосексуалистами , а иногда это слово также используется для обозначения геев , которые не являются каким-либо другим гендерным вариантом. [44]
См. также
[ редактировать ]- Коренные американцы в Соединенных Штатах – гендерные роли
- Коренной феминизм
- Матриархат (подраздел коренных американцев)
- Пропавшие без вести и убитые женщины коренных народов
- Индейский феминизм
- Патриархат
- Сексуальная виктимизация индейских женщин
- Два духа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лидделл, Джессика Л.; МакКинли, Кэтрин Э.; Книпп, Ханна; Скарнато, Дженн Миллер (август 2021 г.). « Она — центр моей жизни, та, которая держит мое сердце открытым»: роли и ожидания женщин коренных американцев» . Аффилия . 36 (3): 357–375. дои : 10.1177/0886109920954409 . ISSN 0886-1099 . ПМЦ 8276874 . ПМИД 34267418 .
- ^ 100 коренных американцев, которые сформировали американскую историю, Юттнер, 2007.
- ^ Перейти обратно: а б «Наша культура» . Официальный сайт племени апачей мескалеро . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Оплер, Моррис (1996). Образ жизни апачей: экономические, социальные и религиозные институты индейцев чирикауа . КНИГИ ЗУБРОВ. ISBN 0803286104 .
- ^ Маркстрем, Кэрол (2008). Расширение прав и возможностей девочек североамериканских индейцев: ритуальные выражения в период полового созревания . Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-3257-0 .
- ^ Вайтман, Эбигейл. «Почитание родственников: пол, родство и экономика идентичности равнинных апачей» . Шарок .
- ^ Джеймс Акс Телл, Индийские народы Восточной Америки: документальная история полов, Нью-Йорк, Oxford University Press, 1981, 107-110.
- ^ Джеймс Акс телл, Индийские народы Восточной Америки: документальная история полов, Нью-Йорк, Oxford University Press, 1981, 123
- ^ Оружейный журнал Мех, Нация женщин: гендерные и колониальные встречи среди индейцев Делавэра, Филадельфия, University of Pennsylvania Press, 2009, 87.
- ^ Джеймс Экстелл, Индийские народы Восточной Америки: документальная история полов, Нью-Йорк, Oxford University Press, 1981, 74-75.
- ^ Шлегель, Алиса, Гендерная идеология женского превосходства хопи , в Ежеквартальном журнале идеологии: «Критика общепринятой мудрости» , том. VIII, нет. 4, 1984, с. 44 и см. стр. 44–52 (эссе, частично основанное на «семнадцатилетних полевых исследованиях среди хопи», см. стр. 44, № 1) (автор кафедры антропологии Университета Аризоны, Тусон).
- ^ ЛеБоу, Диана, Переосмысление матрилинейности среди хопи , op. цит. , с. [8].
- ^ ЛеБоу, Диана, Переосмысление матрилинейности среди хопи , op. цит. , с. 18.
- ^ Шлегель, Алиса, Гендерная идеология женского превосходства хопи , op. цит. , с. 44 н. 1.
- ^ Шлегель, Алиса, Гендерная идеология женского превосходства хопи , op. цит. , с. 45.
- ^ Шлегель, Алиса, Гендерная идеология женского превосходства хопи , op. цит. , с. 50.
- ^ Томас, Кацитави. «Гендерные роли среди ирокезов» (PDF) .
- ^ Прескотт, Синтия Калвер. «Гендер и поколение на дальнезападной границе». Google Книги, Google, 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Юнтунен, Даш и Роджерс, Мир Калапуйи, стр. 17.
- ^ Юнтунен, Даш и Роджерс, Мир Калапуйи, стр. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Юнтунен, Даш и Роджерс, Мир Калапуйи, стр. 20.
- ^ Крамер, Стефани. «Луковицы Камас, Калапуя и пол: изучение доказательств интенсификации растительного питания в долине Уилламетт в Орегоне». Банк стипендиатов Университета Орегона, Университет Орегона, июнь 2000 г.,
- ^ Джейкобс, Мелвилл (1945). Тексты Калапуйи . Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет. стр. 45–46.
- ^ Джейкобс, Мелвилл (1945). Тексты Калапуйи . Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет. п. 44.
- ^ Джейкобс, Мелвилл (1945). Тексты Калапуйи . Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет. стр. 48–49.
- ^ Юнтунен, Даш и Роджерс, Мир Калапуйи, стр. 111.
- ^ Перейти обратно: а б Стюарт, Генри, «Кипиджуитук в обществе нетсилик» , «Многоликий гендер» , University of Calgary Press, стр. 13–26, doi : 10.2307/j.ctv6cfrqv.6 , ISBN 978-1-55238-397-1 , получено 26 февраля 2021 г.
- ^ Иссенман, Бетти Кобаяши (1997). Сухожилия выживания: живое наследие одежды инуитов . Ванкувер: UBC Press. п. 214. ИСБН 978-0-7748-5641-6 . OCLC 923445644 .
- ^ Перейти обратно: а б Бернар Саладен д'Англюр; Питер Фрост; Клод Леви-Стросс. Инуитские истории бытия и возрождения: гендер, шаманизм и третий пол . ISBN 978-0-88755-559-6 . OCLC 1125818726 .
- ^ Лиза Фринк; Рита С. Шепард; Грегори А. Рейнхардт (2002). Многоликость гендера: роли и взаимоотношения во времени в коренных северных общинах . Университетское издательство Колорадо. ISBN 0-87081-677-2 . OCLC 49795560 .
- ^ Перейти обратно: а б Маркстром, Кэрол А.; Иборра, Алехандро (декабрь 2003 г.). «Формирование подростковой идентичности и обряды посвящения: церемония навахо Кинаалда для девочек» . Журнал исследований подросткового возраста . 13 (4): 399–425. дои : 10.1046/j.1532-7795.2003.01304001.x . ISSN 1050-8392 .
- ^ Фрэнк Джонсон Ньюкомб (1980-06). Хостин Кла: знахарь навахо и художник по песку. Университет Оклахомы Пресс. ISBN 0-8061-1008-2 .
- ^ Лапахи, Харрисон-младший Хостин Кла (сэр-левша). Лапахи.com. 2001 г. (получено 19 октября 2009 г.)
- ^ Берло, Джанет С. и Рут Б. Филлипс. Искусство коренных народов Северной Америки. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, ISBN 978-0-19-284218-3 . стр. 34
- ^ Перейти обратно: а б с « Гендерные роли » в Музее Нез Персе , Министерство внутренних дел США , Служба парков ; по состоянию на 5 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Коломби, Бенедикт Дж. « Лосось и адаптивная способность культуры нимиипуу (нез-персе) справляться с изменениями » в журнале American Indian Quarterly , Vol. 36, № 1 (зима 2012 г.), стр. 75-97. Университет Небраски Пресс ; по состоянию на 5 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с « История CTUIR, заархивированная 27 марта 2016 г. в Wayback Machine » в Конфедеративных племенах индейской резервации Уматилла ; по состоянию на 5 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Баффалохед, Присцилла (1983). «Фермеры, воины, торговцы: свежий взгляд на женщин оджибвеев» (PDF) . История Миннесоты . 48 : 236–244 – через JSTOR.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Историческое общество округа Сент-Луис (SLCHS). «Галерея Оджибве на озере Верхнее» (PDF) . 1854 г. Договорный орган . Проверено 26 февраля 2021 г.
- ^ Чайлд, Бренда Дж. (2013). Сохранение нашего мира вместе: женщины оджибве и выживание сообщества . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-312159-6 . OCLC 795167052 .
- ^ Медицина, Беатрис (1985). «Социализация детей среди коренных американцев: лакота (сиу) в культурном контексте». Обзор Wíčazo Ša . 1 (2): 23–28. дои : 10.2307/1409119 . JSTOR 1409119 .
- ^ Перейти обратно: а б Мелвин Рэндольф Гилмор, «Настоящий Логан Фонтенель» , Публикации Исторического общества штата Небраска , Том. 19, под редакцией Альберта Уоткинса, Историческое общество штата Небраска, 1919, с. 64, GenNet, по состоянию на 25 августа 2011 г.
- ^ Джонатан Периам, Руководство по дому и ферме, 1884 г., вероятно, цитирует краткую информацию Министерства сельского хозяйства США о «диком рисе».
- ^ Перейти обратно: а б Медицина, Беатрис (2002). «Направления гендерных исследований в обществах американских индейцев: два духа и другие категории, Беатрис Медисин» . Онлайн-чтения по психологии и культуре (Блок 3, Глава 2). У. Дж. Лоннер, Д. Л. Диннел, С. А. Хейс и Д. Н. Саттлер (ред.) . Центр межкультурных исследований Университета Западного Вашингтона. Архивировано из оригинала 30 марта 2003 г. Проверено 7 июля 2015 г.