Гоюэ
Музыка Китая | ||||
Общие темы | ||||
---|---|---|---|---|
Жанры | ||||
|
||||
Конкретные формы | ||||
СМИ и производительность | ||||
|
||||
Националистические и патриотические песни | ||||
|
||||
Региональная музыка | ||||
Гоюэ | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Китайская традиционная музыка | ||
Упрощенный китайский | Китайская традиционная музыка | ||
Буквальный смысл | "национальная музыка" | ||
|
Гоюэ ( 国 乐 ; буквально «национальная музыка»; также миньюэ (民乐), хуаюэ (华乐) или чжунюэ (中乐)), в настоящее время относится к музыке, написанной для китайских музыкальных инструментов. [ 1 ] который является продолжением китайской традиционной музыки. [ 2 ] [ 3 ] Его часто пишут для грандиозного выступления большого китайского оркестра , а также для выступлений с сольными инструментами. Ее часто транслируют по радио и телевидению в Китайской Народной Республике , а также это основная форма китайской музыки, преподаваемая в консерваториях Китая. [ 4 ] а также на Тайване и в Сингапуре .
Термины и определения
[ редактировать ]Имена
[ редактировать ]Термин гоюэ появлялся в различных древних текстах и до 20 века имел разные значения. Оно использовалось еще в период Суй - Тан для обозначения придворной музыки или яюэ . [ 5 ] [ 6 ] В «Музыкальные записи» разделе «Истории Ляо » он использовался, чтобы отличить музыку киданейских правителей от музыки ханьских китайцев. [ 7 ] Во времена династии Цин оно использовалось для обозначения церемониального придворного репертуара, который считался символом Китая. [ 8 ]
В начале 20 века гоюэ стал популярным термином, широко используемым для обозначения всей музыки, написанной для китайских инструментов в ответ на определенное националистическое сознание. [ 8 ] Позже, после победы коммунистов в 1949 году, в материковом Китае стал использоваться новый термин минюэ , сокращение от миндзу иньюэ (民族音乐), означающий национальную или народную музыку, для обозначения всех композиций и жанров для традиционных инструментов, включая музыку этнических меньшинств . На Тайване он по-прежнему известен как гоюэ , но в других китайских общинах его также можно называть хуаюэ (например, в Сингапуре и Малайзии) или чжунюэ (в Гонконге). [ 9 ]
Использование термина
[ редактировать ]В начале 20 века термин гоюэ широко использовался для различения импортированной западной музыки и традиционной китайской музыки. Таким образом, в него была включена вся ханьская китайская музыка, но исключено все, написанное для западных инструментов. [ 3 ] В самом широком смысле он включает в себя всю китайскую инструментальную музыку, оперу, региональные народные жанры и сольные произведения.
Однако не все согласились с его современным определением, и то, что представляло собой гоюэ, менялось со временем и местом. Первоначально оно относилось только к музыке ханьцев, позже оно также включало музыку различных этнических меньшинств Китая. Некоторые утверждали, что это должно относиться только к музыке конфуцианских ритуалов ( яюэ ) и литераторов, в то время как другие утверждали, что это слово должно включать все китайские формы музыки, если только они не являются европейскими. В новой Китайской Республике на Тайване Гоюэ сделал упор на традиционную музыку материкового Китая, а не на тайваньские местные традиции. [ 8 ]
Гоюй , задуманный в начале 20 века, не был полностью традиционным. Для многих часть идеи заключалась в том, чтобы изменить китайскую народную и художественную музыку, соответствующую современности. По мнению композитора Сянь Синхая , «традиционная музыка должна быть улучшена путем добавления гармонии и контрапункта», в то время как для музыканта Чжао Фэна национальная музыкальная культура будет представлять собой комбинацию китайских мелодий и западных профессиональных техник. [ 10 ] Некоторые также проводили различие между региональной музыкой в исполнении неподготовленных народных музыкантов, т. е. сырьем, из которого гоюю , и более отточенной национальной музыкой. создается [ 11 ] Таким образом, с этой точки зрения гоюэ представляет собой отполированную, модернизированную форму традиционной китайской музыки.
Некоторые формы традиционной музыки также в разное время исключались. В материковом Китае после 1949 года пропагандировалась народная музыка, но классическая китайская музыка также осуждалась как декадентская и реакционная и отодвигалась на второй план. Во время Культурной революции классическая китайская музыка практически исчезла, а некоторые сохранились только благодаря переработке в «легком» стиле. Большая часть того, что преподавалось и исполнялось как классическая музыка, состояла из аранжировок и переработок старого репертуара; однако с 1990-х годов интерес к оригинальному классическому репертуару возрос. [ 12 ]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]В начале 20 века, после падения династии Цин , китайские интеллектуалы были заинтересованы в модернизации и возрождении традиционной китайской музыки. Цай Юаньпей , президент Пекинского университета и важная фигура в « Движении четвертого мая» , предложил использовать определенные аспекты западной музыки, чтобы компенсировать кажущуюся слабость китайской музыки. [ 13 ] В рамках Движения за новую культуру того периода в 1920-х годах возник музыкальный жанр гоюэ, призванный способствовать большему патриотизму. Многие группы в Шанхае называли себя «Национальными музыкальными клубами», например Национальный музыкальный клуб Великого Единства (大同國樂會), основанный Чжэн Цзиньвэнем (鄭覲文). [ 3 ] [ 14 ] Китайская региональная музыка становится частью современного учебного заведения, например, Лю Тяньхуа в Пекинском университете , где в 1927 году был основан Институт совершенствования национальной музыки (國樂改進社, Guóyuè Gώijìnshè ). [ 15 ] Также было основано периодическое издание «Музыкальный журнал» (音樂雜誌, Yīnyuè Zázhì). Лю Тяньхуа продвигал региональные народные инструменты, такие как эрху , перенял западные музыкальные техники и методы обучения игре на таких инструментах. Он сочинял музыкальные произведения для эрху и перенял технику игры на скрипке на этом инструменте. Национальная идентичность и гордость также стали важными во время Второй китайско-японской войны и гражданской войны в Китае на протяжении 1930-х годов.
Развитие современного китайского оркестра (1930-1960-е гг.)
[ редактировать ]Китайский оркестр представляет собой значительную силу в развитии гоюй . Хотя в древние времена существовали оркестры, китайский оркестр, который сейчас широко распространен в Китае и зарубежных китайских общинах, представляет собой современное творение, которое постепенно развивалось в результате серии экспериментов, начиная с 1920-х годов. [ 16 ] Он создан по образцу западного симфонического оркестра, но изначально взят из традиционного сычу ансамбля ( сичжу , 絲竹, буквально «шелк и бамбук», - две традиционные классификации струнных и духовых инструментов). В Пекине Лю Тяньхуа сформировал ансамбль сычжу и написал для него, расширяя традиционную нотную запись, чтобы ее можно было использовать для оркестра, уточняя детали орнамента и темп, а также использование конкретных инструментов в определенных разделах. [ 17 ] Еще одним важным вкладчиком в его развитие был Чжэн Цзиньвэнь, который первым экспериментировал, увеличив количество музыкантов в ансамбле Цзяннань сичжу до 35 и разделив инструменты на разные секции. Он также начал процесс стандартизации инструментов, например, изобретя метод решения проблемы традиционных инструментов, таких как дизи , где фундаментальная настройка различных инструментов может быть разной. [ 18 ] Раньше каждый музыкант мог также украшать партии по своему желанию, но в этом новом оркестре Чжэн написал особую музыку для каждого инструмента или секции.
был сформирован музыкальный ансамбль В 1935 году при Радиовещательной корпорации Китая (BCC) в Нанкине для трансляции традиционной китайской музыки. [ 17 ] Из-за китайско-японской войны ансамбль позже переехал в Чунцин , где в 1942 году состоялось первое публичное выступление. [ 19 ] Ансамбль также проводил занятия, и он быстро расширился за счет добавления дополнительных инструментов. Он стал известен как Китайский оркестр BCC, который часто считают первым сформированным китайским оркестром. Оркестр был организован по образцу западного оркестра в узнаваемой сегодня форме, с дирижером, полными партитурами для музыкантов и четырьмя различными секциями — духовыми , щипковыми , смычковыми и ударными . [ 17 ] Секция щипковых струн уникальна для китайского оркестра из-за большого количества традиционных китайских инструментов типа лютни. [ 20 ]
В 1953 году правительство КНР учредило свой первый китайский оркестр — Оркестр Центральной радиовещательной станции в Пекине — на основе ранних моделей. Настройка инструментов была переведена на равнотемперный строй. Также были добавлены дополнительные инструменты для улучшения звука и диапазона оркестра. Для оркестра были написаны новые произведения на основе региональной музыки и другой традиционной китайской музыки.
К 1960-м годам возникла в значительной степени стандартизированная форма китайского оркестра. [ 10 ] С тех пор современный китайский оркестр стал культурным учреждением в Китае, а также в китайских общинах за пределами материкового Китая. Любительские китайские оркестры обычно встречаются на Тайване, в Гонконге, Сингапуре, Малайзии и организованы клановыми ассоциациями, общественными центрами и школами. Профессиональные китайские оркестры включают Шанхайский китайский оркестр , Центрально-китайский оркестр Китая , Китайский оркестр Гонконга , Китайский оркестр Сингапура и Китайский оркестр Тайбэя .
1980-е годы
[ редактировать ]В 1980 году Ассоциация китайских музыкантов была официально избрана в «Международное музыковедческое общество». Китайские музыкальные коллективы гастролировали по зарубежным странам, а зарубежные музыкальные организации выступали в Китае. В середине 1980-х популярные баллады , западная фолк и классическая музыка по-прежнему привлекали наибольшую аудиторию, но другие виды музыки, в том числе ранее запрещенный западный джаз и рок-н-ролл , исполнялись с большим признанием, особенно среди молодежи.
2000-е
[ редактировать ]Музыка Гоюэ вернулась в мейнстрим популярной музыки в 2000-х годах благодаря тайваньскому композитору Джею Чоу и автору песен Винсенту Фану , которые придумали термин Чжунго Фэн (中國風; букв. «Китайский ветер») для описания стиля альбома «Восемь измерений» , сочетающего в себе современность. рок и современный R&B вместе с традиционной китайской музыкой.
Репертуар
[ редактировать ]Многие из ранних произведений были основаны на региональных и традиционных произведениях. Ранние композиции могут быть написаны для ансамбля Цзяннань сычжу или других инструментов, некоторые из них могут быть позже развиты в оркестровые композиции. Хорошо известное оркестровое произведение — « Танец народа яо» , основанное на народной музыке меньшинства яо . Первоначально оно было написано для западного оркестра, но позже было аранжировано как китайское оркестровое произведение. Точно так же другие популярные произведения, такие как Скрипичный концерт «Любителей бабочек», также были переработаны для китайского оркестра как концертная пьеса для эрху или пипа .
Также сочинено множество сольных пьес для различных китайских инструментов, и эти пьесы могут исполняться соло или аранжироваться в сопровождении других инструментов или полного оркестра. Примерами таких сольных пьес являются «Ночная песня рыбака» ( 漁舟唱晚 ), написанная для гучжэна в 1936 году на основе старой шаньдунской пьесы «Двойной ритм» (雙板), «Танец народа и», сочиненный для пипа. в 1965 году, и «Луна, отраженная в Эрцюань » ( 二泉映月 ), написанная для эрху Абингом озере . Многие из этих мелодий были аранжированы для китайского оркестра, в первую очередь Пэн Сювэня .
Сольные произведения
[ редактировать ]Некоторые из них являются традиционными произведениями, и новые композиции также могут быть основаны на старых традиционных мелодиях, хотя некоторые из них полностью оригинальны. Многие из них также были аранжированы для более крупного оркестра.
Заголовок | китайский | Композиторы/Аранжировщики | Год | Инструменты | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
Генеральское командование | общий порядок | Гучжэн | |||
Ночная песня рыбака | Рыбацкие лодки поют поздно | Лу Шухуа (娄树华) | 1936 | Гучжэн | На основе традиционной мелодии |
Цветок Жасмина | Жасмин | Эрху / Гучжэн | Композиция XVIII века. | ||
Скачки | раса | Хуан Хайхуай (黄海伟) | 1959 | Эрху | |
Луна, отраженная в бассейне Эркуан | Два источника отражают луну | Абинг (阿炳) | 1930-е годы | Эрху | Более поздняя оркестровая аранжировка Пэн Сювэня. |
Мелодия фиолетового бамбука | Фиолетовая бамбуковая мелодия | Телесериал / Эрху | Традиционная оркестровая версия Пэн Сювэня. | ||
Сучжоу Трэвел | Поездка в Сучжоу | Цзян Сяньвэй (江西伟) | 1962 | Мыльная опера | |
Куропатка в полете | Куропатки летают | Мыльная опера | На основе провинции Хунань мелодии | ||
Феникс расправляет крылья | Феникс расправляет крылья | Ху Тяньцюань, Донг Хундэ | 1956 | Шэн | |
Сотня птиц отдает дань уважения Фениксу | Сотни птиц отдают дань уважения фениксу | Рен Тунсян (Ren Tongxiang) | 1953 | Кольцо | На основе традиционной мелодии, более поздней фортепианной аранжировки Ван Цзяньчжуна. |
Засада с десяти сторон | Дом летающих кинжалов | Трубка | Состав династии Цин | ||
Танец народа И | Танцевальная музыка национальности Йи | Ван Хуйжань (王伟然) | 1965 | Трубка | |
Весенние цветы на залитой лунным светом реке | Харуэ Кагецуё | Лю Раочжан (Лю Яочжан), Чжэн Цзиньвэнь (正觐文) | 1925 | Пипа / Гучжэн | Переработка традиционной мелодии пипа (Закатная флейта и барабан) |
Оркестровые произведения
[ редактировать ]Ранние оркестровые произведения
[ редактировать ]Английское название | Китайское название | Композитор | Год | Примечание |
---|---|---|---|---|
Цветное облако, преследующее луну | Разноцветные облака гонятся за луной | Рен Гуан (Рэн Гуан) | 1932 | Более поздняя фортепианная аранжировка Инь Чэнцзуна и Ван Цзяньчжуна. |
Танец Золотой Змеи | Золотая змея дико танцует | Не Эр (聂耳) | 1934 | Аранжировка на основе традиционной пьесы, более поздней западной оркестровой аранжировки Тан Цзяньпина. |
Красивые цветы в полнолуние | Цветы полны, и луна полна | Хуан Ицзюнь (黄伊钧) | 1935 | Более поздняя оркестровая аранжировка Пэн Сювэня. |
Танец народа яо | Яо люди танцуют | Лю Тешань, Мао Юань | 1952 | Впервые написано для западного оркестра. |
Полный радости | ликующий | Лю Минъюань (Liu Mingyuan) | 1958 | По мотивам Шаньси народных песен . |
Современные композиции
[ редактировать ]Ниже приведены несколько примеров произведений, написанных для большого современного китайского оркестра. В этих музыкальных произведениях используются западные техники музыкальной композиции, а также западные инструменты, такие как виолончель, контрабас, арфа и западная перкуссия.
Английское название | Китайское название | Композитор | Количество движений | Список движений | Разработка |
---|---|---|---|---|---|
Симфония № 2 «Ода миру» [ 21 ] | Симфония № 2 «Ода миру» | Чжао ЦзипинЧжао Цзипин | 5 | I: Цзиньлин и река Янцзы Цзиньлин·Дацзян, II: Слезы реки江泪, III: Печаль реки江怨, IV: Ярость реки江怒, V: Ода миру ода миру |
Симфония из пяти частей, изображающая печально известную Вторую китайско-японскую войну и Нанкинскую резню . |
Путешествие в Лхасу | Поездка в Лхасу | Куан Най- чунгГуань Найчжун | 4 | I: Дворец Потала Дворец Потала, II: Река Ярлунг Цангпо Река Ярлунг Цангпо, III: Небесное погребение, IV: Победа над демонами |
Эта четырехчастная симфоническая сюита, написанная в 1984 году, изображает пейзажи Тибета и культуру тибетского народа. |
Воспоминания о Юньнани | Воспоминания Юньнани | Лю СинЛю Син | 3 | I: Moderato — умеренная средняя доска, II: Медлительное Адажио Ленто, III: Аллегро Механическое Аллегро |
Трехчастный концерт для чжунжуаня и современного китайского оркестра. Также известен как «Чжунжуаньский концерт № 1» (Первый Чжунжуаньский концерт). |
Впечатления от китайской музыки | Впечатление от китайской музыки | Цзян Ин Цзян Ин | 3 | Я: Птичья музыка, II: прошлые и настоящие жизни, III: Омагари |
|
Взгляд на Такла-Макан | Взгляд на Таклимакан | Цзинь Сян Цзинь Сян | 4 | Я: Пустыня, II: Затерянная империя в пустыне 漠楼, III: Лодка пустыни, IV: Мочжоу |
Это четырехчастное стихотворение изображает величественную пустыню Такла-Макан на северо-западе Китая. |
Шелковый путь | шелковый путь | Цзян Ин Цзян Ин | Автономная часть | Также известен как «Кумтаг». | |
Вариации эмоций | Лирические вариации | Лю Чангюань Лю Чангюань | 3 | Безымянные движения; три части обозначены просто «Часть I», «Часть II», «Часть III». | Это произведение состоит из 15 вариаций на одну главную тему, разделенных на три части. |
Каприччио Желтой реки | Фантазия Желтой реки | Ченг Дачжао Ченг Дачжао | Автономная часть | Это финал симфонической сюиты «Корни китайца». [ 22 ] | |
Весна | весна | Лу ЛянхуэйЛу Лянхуэй | Автономная часть | ||
Лето | лето | Лу Лянхуэй Лу Лянхуэй | Автономная часть | ||
Осень | осень | Лу Лянхуэй Лу Лянхуэй | Автономная часть | ||
Зима | зима | Лу Лянхуэй Лу Лянхуэй | Автономная часть | ||
Фантазия Терракотовых Воинов | Цинь Терракотовые воины и лошади Фантазия | Пэн СювэньПэн Сювэнь | Автономная часть | ||
Впечатления от гор и моря | Впечатление от гор и моря | Су ВэньцинСу Вэньцин | Автономная часть | ||
Эпоха Дракона | Год Дракона Новый век | Куан Най-чунг | 4 | Я: Солнце, солнце, II: Луна, III: Звезды 星星, IV: Земля |
Четырехчастный концерт, написанный для китайской перкуссии, западной перкуссии и современного китайского оркестра. |
Река Дабо Каприс | Река Дабо Каприс | Хэ СюньтяньХе Сюньтянь | 2 | Я: Адажио Адажио, II: Аллегретто |
Это музыкальное произведение, написанное в 1982 году, изображает экзотическую красоту реки Дабо в провинции Сычуань и жизнь тибетского народа байма, проживающего в этом районе. |
Три мелодии Западного Юньнани | Три народные песни Западной Юньнани | Го ВэньцзинГо Вэньцзин | 3 | Я: Гора Ва, Гора Ва, II: Танец Джино, III: Жертвоприношение, Факелы, Крепкий спиртное Жертвоприношение·Факелы·Спиртной напиток |
Эта трехчастная работа изображает культуры трех различных племенных групп, проживающих в западной провинции Юньнань . |
Симфония №1 «Цзиньлин» | Симфония №1 «Цзиньлин» | Пэн Сювэнь Пэн Сювэнь | 3 | I: Воспоминание о прошлом 怀古, II: Река Циньхуай Циньхуай, III: Превратности жизни, превратности жизни |
Это трехчастное симфоническое произведение изображает богатую историю и культуру Нанкина , ранее называвшегося Цзиньлин. |
Люкс «Дым пустыни» | Люкс «Пустыня» для одиночного дыма | Чжао Цзипин Чжао Цзипин | 4 | II: Ищи звуковое стихотворение – найди, IV: Элегия |
|
Северо-западный люкс | Северо-западный люкс | Дун Тан | 4 | I: Своевременный дождь, падающий с небес II: Веселимся в свадебном зале, III: Я хочу поцеловать, IV: Боковой барабан в форме каменной пластины |
Также известен как «Северо-западный люкс № 1» (Northwest Suite № 1). |
Люкс «Племя Мохэ» | Люкс «Мохэ» | Лю СицзиньЛю Сицзинь | 6 | Я: Воины, II: Принцесса Принцесса, III: Бай Си Тонг, IV: Пить и танцевать, V: Битва при Хуалине, VI: Шагающий танец |
|
Легенда о Шадиэре | Легенда о Шадире | Лю Юань Лю Ян | Автономная часть | Также известна как «Уйгурская тональная поэма». | |
Великая стена Каприччио | Случайные мысли о Великой стене | Лю ВэньцзиньЛю Вэньцзинь | 4 | I: Прогулка по горному перевалу 关山行, II: Учения по стрельбе по маяку, III: Мемориал Патриотам, IV: Взгляд вдаль |
Четырехчастный концерт для эрху и современного китайского оркестра. |
Императрица Земли | Хоуту | Тан Цзяньпин Тан Цзяньпин | Автономная часть |
Гоюэ Исполнители
[ редактировать ]Дирижеры
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Гоюэ (国乐)
- YayueЯюэ
- Нангуань музыка
- Бэйгуаньская музыка
- Даосская музыка
- Список китайских музыкальных инструментов
- Китайский культурный ренессанс
- Музыкальный национализм
- Исторические китайские гимны
- Культурная революция
Ссылки
[ редактировать ]- ^
У Сюэчжун (2004). Мир музыки, выпуск 12, 2004 г.> Об анализе термина « Ассоциация музыкантов провинции Шэньси», стр. 42.
В частности, относится ко всей китайской музыке с наших дней.
- ^
У Сюэчжун (2004). Мир музыки. Выпуск 12, 2004> Об анализе термина «Национальная музыка» . Ассоциация музыкантов провинции Шэньси. Стр. 42.
«Национальная музыка» - это не только продолжение традиционной китайской музыки в наше время. , но также Это новая отправная точка для формирования и развития «новой музыки» в наше время.
- ^ Перейти обратно: а б с Фредерик Лау (2008). Кай-Винг Чоу (ред.). За пределами парадигмы четвертого мая: в поисках китайской современности . Лексингтонские книги. стр. 210–211. ISBN 978-0739111222 .
- ^ Трэшер, Алан Р. (2001). «I. Введение: исторический, региональный и исследовательский аспекты». Китай, Народная Республика . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.43141 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 21 июня 2021 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ↑ Музыка прошлых династий с цитатой Суйшу Суй Шу. Оригинальный текст: Национальная музыка называется элегантностью, и в ней взято из «Предисловия к стихам» слова: «Она говорит о вещах мира и формирует ветры во всех направлениях». , что называется элегантностью, это праведность».
- ^ «Гугаку (国乐 . » )
- ↑ История династии Ляо/Том 54 Исходный текст: Национальная музыка династии Ляо похожа на стиль предыдущих королей; музыка различных стран похожа на стиль принцев; Поэтому так и запланировано.
- ^ Перейти обратно: а б с Фредерик Лау (2007). Музыка в Китае . Издательство Оксфордского университета. стр. 30–34. ISBN 978-0195301243 .
- ^ Винити Вайш, изд. (2010). Глобализация языка и культуры в Азии: влияние процессов глобализации на язык . Международная издательская группа «Континуум», ООО с. 21. ISBN 978-1847061836 .
- ^ Перейти обратно: а б Чарльз Хэмм (1995). Ставим популярную музыку на место . Издательство Кембриджского университета. стр. 279–280. ISBN 978-0521471985 .
- ^ Фредерик Лау (2007). Музыка в Китае . Издательство Оксфордского университета. п. 59. ИСБН 978-0195301243 .
- ^ Чарльз Хэмм (1995). Ставим популярную музыку на место . Издательство Кембриджского университета. стр. 283–284. ISBN 978-0521471985 .
- ^ Цуй Инфай (16 сентября 1998 г.). «Современный китайский народный оркестр: краткая история» . В Цао Пенье (ред.). Традиции и изменения в исполнении китайской музыки, Часть 2 . Рутледж. п. 21. ISBN 978-9057550416 .
- ^ Хой Ян Чунг (2011). Китайская музыка и перевод современности в Шанхае, 1918–1937 гг . п. 157. ИСБН 978-1243526014 .
- ^ Цуй Инфай (16 сентября 1998 г.). «Современный китайский народный оркестр: краткая история» . В Цао Пенье (ред.). Традиции и изменения в исполнении китайской музыки, Часть 2 . Рутледж. п. 22. ISBN 978-9057550416 .
- ^ Фредерик Лау (2007). Музыка в Китае . Издательство Оксфордского университета. стр. 36–41. ISBN 978-0195301243 .
- ^ Перейти обратно: а б с Цуй Инфай (16 сентября 1998 г.). Цао Пенье (ред.). Традиции и изменения в исполнении китайской музыки, Часть 2 . Рутледж. стр. 23–24. ISBN 978-9057550416 .
- ^ Фредерик Лау (2008). Кай-Винг Чоу (ред.). За пределами парадигмы четвертого мая: в поисках китайской современности . Лексингтонские книги. стр. 212–215. ISBN 978-0739111222 .
- ^ Эдвард Л. Дэвис, изд. (2 августа 2004 г.). Энциклопедия современной китайской культуры . Рутледж. ISBN 9781134549535 .
- ^ Хан Го-Хуан (16 декабря 2009 г.). Марвелен С. Мур, Филип Юэлл (ред.). Калейдоскоп культур: праздник мультикультурных исследований и практики . R&L Образование. стр. 64–65. ISBN 9781607093039 .
- ^ «Шанхайский весенний международный музыкальный фестиваль» .
- ^ «Симфония «Корни Китая», показывающая долгую историю - Культура - People's Daily Online» www.people.com.cn Проверено 19 сентября 2018 г.