Концерт для скрипки с оркестром любителей бабочек
Скрипичный концерт «Любителей бабочек» (Скрипичный концерт Лян Шаньбо и Чжу Интай; часто сокращается на упрощенном китайском языке : любителей бабочек Скрипичный концерт ; традиционный китайский : Лян Чжу Скрипичный концерт ) — одно из самых известных китайских произведений оркестровой музыки. древняя легенда « Любовники-бабочки» . Написанная для в западном стиле оркестра , в ней солирует скрипка, играемая с использованием некоторых китайских техник.
Этот концерт написан в традиционной пятинотной технике ( пентатоника ). Он использует мелодии из оперы Шаосин , структуры и узоры аккордов, а также пытается имитировать технику игры на китайских музыкальных инструментах. [ 1 ] [ 2 ] Это придает произведению характерное «китайское» звучание, хотя в нем используются тональные гармонии.
Концерт был написан в 1959 году двумя китайскими композиторами Хэ Чжаньхао (何占豪, род. 1933) и Чэнь Ганом (陈钢, род. 1935), когда они были студентами Шанхайской консерватории . [ 2 ] [ 3 ] Эта работа является обычным явлением в фигурном катании и в концертных залах по всему миру. Этот концерт сейчас часто исполняется с участием китайских инструментов, играющих партию скрипки, наиболее распространенными из которых являются эрху , пипа и люцинь . В таких случаях солиста часто сопровождает оркестр, состоящий из китайских инструментов .
Хэ Чжаньхао более широко известен как автор композиции концерта. Однако его главным вкладом стала знаменитая вступительная тема, в то время как большая часть разработки была написана Чэнь Ганом. Об этом стало известно в интервью Центральному телевидению Китая с несколькими художниками, которые внесли свой вклад в создание и популярность этой работы в Китае и во всем мире. [ 4 ]
Премьера скрипичного концерта «Любители бабочек» в 1959 году с участием 18-летней скрипачки Ю Лина состоялась в Шанхае в рамках празднования десятой годовщины основания Китайской Народной Республики . Впервые он был записан в 1959 году с Юй в качестве солиста и симфоническим оркестром Шанхайской музыкальной консерватории под управлением Фань Чэн-у, а затем Шэнь Жун в 1961 году с тем же оркестром и дирижером. Последняя запись была переиздана в 1977 году компанией China Record Company. [ 2 ] Запись произведения с Гилом Шахамом в качестве солиста скрипки под управлением Лан Шуя, возглавляющего Сингапурский симфонический оркестр, часто можно услышать на таких радиостанциях, как WSMR (FM) , Sarasota Manatee Classical. [ 5 ]
Это произведение также адаптировано в других формах, включая фортепианный концерт Чэнь Ганга. [ 6 ] и соло на фортепиано Сунь Илинь (Сунь Илинь, 3 января 1935 г. - 5 апреля 2015 г.). [ 7 ]
Сюжет и музыкальные элементы
[ редактировать ]
Концерт состоит из одной части, но разбит на семь отдельных частей. Каждый рассказывает свою часть истории любителей бабочек . Некоторые мелодии взяты из китайской оперы одноименной или из традиционных китайских народных песен. Солирующая скрипка в концерте символизирует Чжу Интай, главного героя истории, а партия виолончели символизирует Лян Шаньбо, ее возлюбленного.
I. Адажио Кантабиле
[ редактировать ]Концерт начинается с двух пятых ре мажор на арфе, после чего цветочной мелодией открывается соло флейты, определяющей сцену повествования. Вступает соло гобоя со струнами соль мажор, после чего вступает соло-скрипач и начинает простую мелодию. Эта мелодия взята из китайской народной песни о Желтой реке (Хуанхэ) и рассказывает историю детства Чжу Интая. Солирующая скрипка сопровождается арфой и другими элементами оркестра. По дороге в Ханчжоу на учебу Чжу (переодетая мужчиной) впервые встречает Ляна; соло виолончели переплетается со скрипкой, привнося новую, но все еще мелодичную тему и модулируясь ре мажором. Когда уходит виолончель, оркестровая тутти играет ту же мелодию, что и скрипка-соло, с редкими выступлениями скрипки между ними. Когда начинают распускаться первые бутоны любви, короткая скрипичная каденция, в которой используется в основном соль-пентатоника, выражает радость Чжу по поводу нее и клятву братства Ляна.
II. Аллегро
[ редактировать ]Оркестр начинает следующую часть ми мажор, скрипка вступает с быстрой и веселой мелодией, символизирующей три года напряженной учебы Чжу и Ляна в школе. Представлено множество примеров скрипичной техники, а именно спиккато, быстрая игра в широком диапазоне нот и даже арпеджио в стандартном отображении сложности скрипичного концерта.
III. Очень болезненная поговорка
[ редактировать ]По мере приближения окончания учебы Лян и Чжу грустят, понимая, что их время вместе почти подошло к концу. Чжу предлагает Лян навестить ее семью и ухаживать за ее сестрой. Он не знает, что Чжу действительно предлагает ему жениться на ней. Лян обещает снова увидеть Чжу, но Лян ждет, прежде чем сделать это.
IV. Тяжелый – Более изменчивый – Тяжелый
[ редактировать ]Когда Чжу возвращается домой, она обнаруживает, что отец пообещал ей сына из богатой семьи. Скрипка-соло борется с силами оркестра, выражая свой протест против отца.
V. Lagrimoso
[ редактировать ]Когда приезжает Лян, он видит Чжу и понимает, что она женщина, и они влюбляются. Соло скрипки и виолончели играют эмоциональный дуэт, один из самых известных и сильных разделов произведения.
ТЫ. Скоро решительный
[ редактировать ]Любовный дуэт между ними сменяется гневом, когда Лян узнает, что в его отсутствие Чжу была обручена с другой. Солирующая скрипка начинает блестящий и сложный пассаж, поддержанный аккордами оркестра, но в конечном итоге возвращается к исходной мелодии, олицетворяющей любовь, снова сопровождаемой соло виолончели. Лян заболевает и умирает, когда дуэт подходит к концу. Другая виртуозная часть для соло и оркестра сочетает в себе как медленные мелодии, так и быстрые энергичные пассажи, представленные ранее. Раздел заканчивается самоубийством Чжу, а соло скрипки заканчивается резкой высокой нотой.
VII. Кантабильная пословица
[ редактировать ]Партии влюбленных объединены заключительной частью, в которой солирующая скрипка и оркестр перерабатывают вступительную тему, доводя ее до триумфальной кульминации. Концерт горько-сладко заканчивается заключительной мелодичной фразой солирующей скрипки, загадочно завершающейся высоким ре на струнных. Согласно легенде, могила Ляна открывается, и Чжу бросается в пропасть; финал изображает превращение влюбленных в бабочек, которые больше никогда не разлучатся. [ 8 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Этот концерт написан для скрипки соло , 2- х флейт , 2- х гобоев , 2- х кларнетов ля ля , 2 -х фаготов , 4-х валторн , 2- х труб , 3-х тромбонов , литавр , ударных инструментов ( губан , тарелки , там-там ), арфы , фортепиано и струны .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хэ Чжаньхао, Чэнь Ган. Концерт для скрипки с оркестром «Любители бабочек» (Партитура) . Шанхайское музыкальное издательство, июль 1996 г.
- ^ Перейти обратно: а б с См. вступления, напечатанные на пластинке Vinyl Violin Concerto, Liang Shan-Po And Chu Ying-Tai (Этикетка: M-2311, China Record Company, 1977).
- ^ Ходжес, Брюс (2005). «Международный обзор концертов увиденного и услышанного» . MusicWeb-International.
- ^ «Жизнь искусства как бабочка: пятьдесят лет» . оригинала Архивировано из 4 декабря 2020 г.
- ↑ Классическая музыка с Бетани Кейгл, WSMR FM 89.1 Classical WSMR , Сарасота, Флорида, доступ 4 мая 2024 г., 7:03.
- ^ Хэ Чжаньхао, Чэнь Ган; Чэнь Ган, «Любители бабочек», Концерт для скрипки с оркестром, Переложение для фортепианного концерта , Издательство «Народная музыка», ноябрь 2016 г.
- ^ Сунь Илинь, Сборник фортепианных пьес на основе китайских народных песен , Central Music Conservatory Press, январь 2005 г.
- ^ «Концерт для скрипки «Любители бабочек» и Концерт для скрипки с оркестром Чайковского» (PDF) .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Выпуская Стрелу Музы в мир ; краткая автобиография Чэнь Гана (перевод с китайского)