Критическое сознание
Критическое сознание , сознание или сознание по- португальски ( Португальское произношение: [kõsjẽtʃizaˈsɐ̃w] ) — популярная образовательная и социальная концепция, разработанная бразильским педагогом и теоретиком образования Пауло Фрейре и основанная на неомарксистской критической теории . Критическое сознание ориентировано на достижение глубокого понимания мира, позволяющего воспринимать и обнажать социальные и политические противоречия. Критическое сознание также включает в себя действия против репрессивных элементов в жизни, которые освещаются этим пониманием. [1]
Чеканка монет
[ редактировать ]Английский термин «сознательность» является переводом португальского термина «conscientização» , который также переводится как « повышение сознания » и «критическое сознание». Этот термин был популяризирован бразильским педагогом, активистом и теоретиком Пауло Фрейре в его работе 1970 года «Педагогика угнетенных» . Фрейре учил бедных и неграмотных членов бразильского общества читать в то время, когда грамотность была требованием для избирательного права правили диктаторы , а многими странами Южной Америки . Этот термин первоначально происходит от придуманного Францем Фаноном французского термина « conscientiser » в его книге 1952 года «Черные шкуры, белые маски» . [2]
Обзор
[ редактировать ]Пауло Фрейре определяет критическое сознание как способность вмешиваться в реальность, чтобы изменить ее. [3] Критическое сознание осуществляется посредством выявления «генеративных тем», которые Фрейре определяет как «знаковые представления, оказывающие мощное эмоциональное воздействие на повседневную жизнь учащихся». Таким образом, индивидуальное сознание помогает положить конец « культуре молчания », в которой социально обездоленные усваивают негативные образы самих себя, созданные и пропагандируемые угнетателями в ситуациях крайней бедности . Освобождение учащихся от этой имитации сильных мира сего и от братоубийственного насилия, которое в результате этого происходит, является главной целью критического сознания. Критическое сознание является фундаментальным аспектом концепции народного образования Фрейре .
Арлин Голдбард , автор работ по культурному развитию сообщества, считает, что концепция сознательности является основой культурного развития сообщества. Из глоссария книги Голдбарда « Новое творческое сообщество» 2006 года : «Осознание — это непрерывный процесс, посредством которого учащийся движется к критическому сознанию. Этот процесс является сердцевиной освободительного образования. Он отличается от «повышения сознания» тем, что последнее может включать передачу Сознание означает участие в практике , в которой человек одновременно размышляет и предпринимает действия в отношении своей социальной реальности, чтобы прорваться через преобладающие мифологии и достичь новых уровней осознания - в частности, осознания угнетения , будучи скорее «объектом» воли других. чем самоопределяющийся «субъект». Процесс осознания предполагает выявление противоречий в опыте посредством диалога и становление частью процесса изменения мира». [4]
История применения
[ редактировать ]Древние греки впервые определили сущность критического сознания, когда философы поощряли своих учеников развивать «импульс и готовность отстраниться от человечества и природы... [и] сделать их объектами мысли и критики, а также искать их смысл». и значимость. [5] В своих книгах «Педагогика угнетённых». [6] и образование критического сознания , [3] Фрейре объясняет критическое сознание как социально-политический образовательный инструмент, который заставляет учащихся ставить под сомнение природу их исторической и социальной ситуации, которую Фрейре называл «чтением мира». Целью критического сознания, по мнению Фрейре, должно быть выступление субъектов в создании демократического общества. В образовании Фрейре подразумевает равенство между поколениями между учениками и учителями, при котором оба учатся, оба задают вопросы, оба размышляют и оба участвуют в создании смысла . Используя эту идею и описывая современные методы обучения как гомогенизацию и одновременную стандартизацию, предлагаются альтернативные подходы, такие как модель Садбери , альтернативный подход, в котором дети, наслаждаясь личной свободой , таким образом поощряются к осуществлению личной ответственности за свои действия , учатся по своему усмотрению. в собственном темпе, а не следовать ранее навязанной учебной программе, основанной на хронологии. [7] [8] [9] В аналогичной форме учащиеся изучают все предметы, техники и навыки в этих школах. Персонал — второстепенные актеры, «учитель» — советчик и помогает только тогда, когда его об этом просят. [10] [11] Модель Садбери утверждает, что ценности , социальная справедливость , критическое сознание, равенство между поколениями и политическая сознательность должны приобретаться на основе опыта . [12] [13] [14] [15] как сказал Аристотель: «Тому, чему мы должны научиться, прежде чем мы сможем это сделать, мы учимся, делая это». [16]
Взяв за основу определение критического сознания Фрейре, Джо Л. Кинчело расширил определение этого понятия в своей работе о постформализме. В формулировке Кинчело постформализм связывает познание с критическими теоретическими вопросами власти и социальной справедливости. В этом контексте Кинчело создает критическую теорию познания, которая исследует вопросы смысла, эмансипации по отношению к идеологической записи и особого внимания к социально-политическому конструированию личности. Учитывая эти опасения, постформальное критическое сознание Кинчелоэ затрагивает вопросы цели, человеческого достоинства, свободы, власти, переосмысленные понятия разума, интеллектуальных качеств и социальной ответственности. Постформальное критическое сознание стимулирует диалог между критической педагогикой и широким спектром социальных, культурных, политико-экономических, психологических и философских проблем. Кинчело использует этот «мультилогический разговор» для формирования новых способов самосознания, более эффективных форм социального, политического и педагогического действия, а также эластичной модели развивающегося критического сознания (Кинчело и Стейнберг, 1993; Кинчело, 1999; Томас и Кинчелое, 2006).
Развитие критического сознания Фрейре получило развитие в нескольких академических дисциплинах и общих приложениях. [17] Сотрудничество с общественностью общественного здравоохранения сосредоточено на профилактике ВИЧ среди женщин, [18] роль критического сознания в образовании взрослых, [19] и влияние давления со стороны сверстников на курильщиков сигарет [20] Понятие критического сознания Фрейре отчасти является разновидностью политического сознания .
В образовательных программах для молодежи и подростков некоторые преподаватели внедрили учебные программы, направленные на поощрение учащихся к развитию критического сознания в рамках материала по конкретному предмету. [21] Преподаватели могут преподавать словесные искусства, [22] наука, [23] и социальные науки [24] уроки, помогая учащимся связать академический материал со своим опытом, исследовать темы социальной справедливости и совместно обсуждать эти идеи в классе.
В практическом плане повышение критического сознания у младших школьников может привести к успешным результатам с точки зрения социально-эмоционального благополучия учащихся. [25] академическая успеваемость, [26] и более активное стремление к карьере после окончания средней школы. [27] [28] В то время как некоторые исследования оказывают поддержку развитию критического сознания у студентов из-за потенциальных преимуществ, другие исследования дают противоречивые результаты. Например, исследования также показали, что учащиеся, демонстрирующие более низкий уровень критического сознания, могут меньше испытывать депрессивное настроение. [29] и более высокие оценки. [30] Из-за ограничений, связанных с преимущественно качественным дизайном многих исследований критического сознания в образовании, необходимы дальнейшие исследования с использованием строгих, контролируемых количественных планов , чтобы более четко понять взаимосвязь между критическим сознанием и траекторией развития молодых учащихся. [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мустакова-Поссардт, М. (2003) «Есть ли дорожная карта к критическому сознанию? Критическое сознание: исследование морали в глобальном историческом контексте». Архивировано 22 сентября 2013 г. в Wayback Machine One Country. 15 (2).
- ^ Дуглас Дж. Фичек, «Человек - это да»: Фанон, Освобождение и игровая политика философской археологии, докторская диссертация, представленная на факультет Университета Темпл, август 2013 г., стр. 156, примечание 156.
- ^ Jump up to: а б Фрейре, П. (2005) Образование критического сознания. Нью-Йорк: Международная издательская группа Continuum.
- ^ Creative Communication. Архивировано 18 октября 2014 г. в Wayback Machine New Village Press .
- ^ Тортон, Б. «Критическое сознание и гуманитарное образование» в Уотсон, Б. (2006) Гражданское образование и культура.
- ^ Фрейре, П. (1970) Педагогика угнетенных. Нью-Йорк: Континуум.
- ^ Гринберг, Д. (1992). «Специальное образование» — благородное дело, принесенное в жертву стандартизации, Образование в Америке — взгляд из долины Садбери.
- ^ Гринберг, Д. (1992). «Специальное образование» — Благородное дело вышло из-под контроля, Образование в Америке — Взгляд из долины Садбери.
- ^ Гринберг, Д. (1987). Глава 1 и «Наконец-то свободная рифметика. Школа Садбери-Вэлли».
- ^ Гринберг, Д. (1987), Глава 19, Обучение, наконец-то бесплатно - Школа Садбери-Вэлли.
- ^ Гринберг, Х. (1987). Искусство ничего не делать. Архивировано 11 мая 2011 г. в Wayback Machine . Опыт школы в Садбери-Вэлли. По состоянию на 29 ноября 2008 г.
- ^ Гринберг, Д. (1992). «Этика» — это курс, преподаваемый на основе жизненного опыта. Образование в Америке — взгляд из долины Садбери.
- ^ Гринберг, Д. (1987). Обучение справедливости через опыт, опыт школы Садбери-Вэлли.
- ^ Гринберг, Д. (1987). Глава 35, Со свободой и справедливостью для всех. Архивировано 11 мая 2011 г. в Wayback Machine , наконец-то бесплатно — Школа Садбери-Вэлли. По состоянию на 29 ноября 2008 г.
- ^ Гринберг, Д. (1992). Чтобы учиться, демократию нужно испытать, Образование в Америке: взгляд из долины Садбери.
- ^ Байнум, В.Ф. и Портер, Р. (ред.) (2005). Оксфордский словарь научных цитат. Издательство Оксфордского университета. 21:9.
- ^ Адельсон, Л. (1987) «Современное критическое сознание: Питер Слотердейк, Оскар Негт / Александр Клюге и« новая субъективность ». Обзор немецких исследований. 10 (1); стр. 57-68.
- ^ Шампо, Д. и Шоу, С. (2002) «Власть, расширение прав и возможностей и критическое сознание в сотрудничестве с сообществом: уроки консультативной группы для кампании в СМИ по повышению осведомленности о ВИЧ для женщин». Здоровье женщин. 36 (3):31–50.
- ^ Тейлор, Э., Тисделл, Э. и Стоун Хэнли, М. (2000) Роль позиционности в обучении критическому сознанию: последствия для образования взрослых. Доклад, представленный на Исследовательской конференции по образованию взрослых 2000 года в Ванкувере, Британская Колумбия.
- ^ Цукер А., Стюарт А., Померло К. и Бойд К. (2005) «Сопротивление гендерному давлению курения: критическое сознание как коррелят статуса курения женщин», Поведенческая наука. 53 (3-4); 261-272.
- ^ Jump up to: а б Гербеле, Эми Э.; Рапа, Люк Дж.; Фараго, Флора (2020). «Дополнительный материал для критического сознания у детей и подростков: систематический обзор, критическая оценка и рекомендации для будущих исследований». Психологический вестник . дои : 10.1037/bul0000230.supp . ISSN 0033-2909 . S2CID 241373436 .
- ^ Тайсон, Синтия А. (1 января 2002 г.). « Вставай с этой штуки»: афроамериканские ученики средних школ реагируют на литературу, чтобы разработать основу для понимания социальных действий». Теория и исследования в области социального образования . 30 (1): 42–65. дои : 10.1080/00933104.2002.10473178 . ISSN 0093-3104 . S2CID 144251236 .
- ^ Козан, Салиха; Блюстейн, Дэвид Л.; Барнетт, Майкл; Вонг, Кэтрин; Коннорс-Келлгрен, Алиса; Хейли, Джеймс; Патчен, Эми; Олле, Чад; Димер, Мэтью А.; Флойд, Ава; Тан, Р.П. Бенджамин (10 августа 2017 г.). «Пробуждение, эффективность и действие: качественное исследование программы научного образования, основанной на социальной справедливости: пробуждение, эффективность и действие». Анализ социальных проблем и государственной политики . 17 (1): 205–234. дои : 10.1111/asap.12136 .
- ^ Шиндел Димик, Александра (30 июня 2016 г.). «Изучение потенциала и сложности критической педагогики места в городском научном образовании: ИЗУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ МЕСТА». Научное образование . 100 (5): 814–836. дои : 10.1002/sce.21233 .
- ^ Клонан-Рой, Кэти; Джейкобс, Шарлотта Э.; Наккула, Майкл Дж. (15 марта 2016 г.). «К модели позитивного развития молодежи, характерной для цветных девочек: перспективы развития, устойчивости и расширения прав и возможностей». Гендерные проблемы . 33 (2): 96–121. дои : 10.1007/s12147-016-9156-7 . ISSN 1098-092X . S2CID 147108672 .
- ^ Перес-Гуалдрон, Лейла М. (2013). «Ориентация на социальную справедливость, культурные переменные и академические результаты латиноамериканских студентов: продольное исследование». дои : 10.1037/e588042013-001 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Хеберле, Эми Э.; Рапа, Люк Дж.; Фараго, Флора (2020). «Критическое сознание у детей и подростков: систематический обзор, критическая оценка и рекомендации для будущих исследований» . Психологический вестник . 146 (6): 525–551. дои : 10.1037/bul0000230 . ПМИД 32271028 . S2CID 215618919 .
- ^ Олле, Чад Д.; Фуад, Надя А. (2015). «Родительская поддержка, критическое сознание и свобода действий в принятии карьерных решений для городских студентов». Журнал оценки карьеры . 23 (4): 533–544. дои : 10.1177/1069072714553074 . S2CID 144926269 .
- ^ Годфри, Эрин Б.; Берсон, Эстер Л.; Яниш, Тесс М.; Хьюз, Дайан; Путь, Ниоба (март 2019 г.). «Горькая пилюля, которую нужно проглотить? Модели критического сознания, социально-эмоционального и академического благополучия в раннем подростковом возрасте». Психология развития . 55 (3): 525–537. дои : 10.1037/dev0000558 . ISSN 1939-0599 . ПМИД 30802104 . S2CID 73496193 .
- ^ Димер, Мэтью А.; Войт, Адам М.; Маршан, Экса Д.; Баньялес, Жозефина (март 2019 г.). «Политическая идентификация, политическая идеология и критический социальный анализ неравенства среди маргинализированной молодежи». Психология развития . 55 (3): 538–549. дои : 10.1037/dev0000559 . ISSN 1939-0599 . ПМИД 30802105 . S2CID 73486430 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Пауло Фрейре
- «Образование как практика свободы, мира и земли» (Рио-де-Жанейро, Бразилия) (1967), перевод Майры Бергман Рамос, опубликованный как «Образование и практика свободы» в журнале «Образование для критического сознания » , Сибери, 1973.
- «¿Extensión o comunación?», Институт сельскохозяйственной реформы (Сантьяго) (1969), перевод Луизы Бигвуд и Маргарет Маршалл, опубликованный как «Расширение или коммуникация», в журнале Education for Critical Consciousness , Сибери, 1973.
- «Образование критического сознания» (включает «Образование как практика свободы» и «Расширение или общение»), Сибери, 1973 г., опубликовано в Англии как « Образование, практика свободы, Издательский кооператив писателей и читателей», 1976 г.
Другой
- Томас П. и Дж. Кинчело «Чтение, письмо и мышление: основы постформализма». Роттердам, издательство Sense, 2006.
- Кинчело Дж. и С. Стейнберг «Предварительное описание постформального мышления: критическая конфронтация с когнитивной теорией». Harvard Educational Review, 63.2 (осень 1993 г.), стр. 296–320.
- Кинчело, Дж. «Проблемы впереди, проблемы позади: обоснование постформальной критики педагогической психологии», в книге Дж. Кинчело, С. Стейнберга и П. Хинчи, «Постформальный читатель: познание и образование». Нью-Йорк: Фалмер, 1999.
- Кирилл, Джеймс Д. Пауло Фрейре: Человек из Ресифи . Нью-Йорк: Питер Лэнг, 2011.