Jump to content

Критическое сознание

(Перенаправлено с Сознания )

Критическое сознание , сознание или сознание по- португальски ( Португальское произношение: [kõsjẽtʃizaˈsɐ̃w] ) — популярная образовательная и социальная концепция, разработанная бразильским педагогом и теоретиком образования Пауло Фрейре и основанная на неомарксистской критической теории . Критическое сознание ориентировано на достижение глубокого понимания мира, позволяющего воспринимать и обнажать социальные и политические противоречия. Критическое сознание также включает в себя действия против репрессивных элементов в жизни, которые освещаются этим пониманием. [1]

Чеканка монет

[ редактировать ]

Английский термин «сознательность» является переводом португальского термина «conscientização» , который также переводится как « повышение сознания » и «критическое сознание». Этот термин был популяризирован бразильским педагогом, активистом и теоретиком Пауло Фрейре в его работе 1970 года «Педагогика угнетенных» . Фрейре учил бедных и неграмотных членов бразильского общества читать в то время, когда грамотность была требованием для избирательного права правили диктаторы , а многими странами Южной Америки . Этот термин первоначально происходит от придуманного Францем Фаноном французского термина « conscientiser » в его книге 1952 года «Черные шкуры, белые маски» . [2]

Пауло Фрейре определяет критическое сознание как способность вмешиваться в реальность, чтобы изменить ее. [3] Критическое сознание осуществляется посредством выявления «генеративных тем», которые Фрейре определяет как «знаковые представления, оказывающие мощное эмоциональное воздействие на повседневную жизнь учащихся». Таким образом, индивидуальное сознание помогает положить конец « культуре молчания », в которой социально обездоленные усваивают негативные образы самих себя, созданные и пропагандируемые угнетателями в ситуациях крайней бедности . Освобождение учащихся от этой имитации сильных мира сего и от братоубийственного насилия, которое в результате этого происходит, является главной целью критического сознания. Критическое сознание является фундаментальным аспектом концепции народного образования Фрейре .

Арлин Голдбард , автор работ по культурному развитию сообщества, считает, что концепция сознательности является основой культурного развития сообщества. Из глоссария книги Голдбарда « Новое творческое сообщество» 2006 года : «Осознание — это непрерывный процесс, посредством которого учащийся движется к критическому сознанию. Этот процесс является сердцевиной освободительного образования. Он отличается от «повышения сознания» тем, что последнее может включать передачу Сознание означает участие в практике , в которой человек одновременно размышляет и предпринимает действия в отношении своей социальной реальности, чтобы прорваться через преобладающие мифологии и достичь новых уровней осознания - в частности, осознания угнетения , будучи скорее «объектом» воли других. чем самоопределяющийся «субъект». Процесс осознания предполагает выявление противоречий в опыте посредством диалога и становление частью процесса изменения мира». [4]

История применения

[ редактировать ]

Древние греки впервые определили сущность критического сознания, когда философы поощряли своих учеников развивать «импульс и готовность отстраниться от человечества и природы... [и] сделать их объектами мысли и критики, а также искать их смысл». и значимость. [5] В своих книгах «Педагогика угнетённых». [6] и образование критического сознания , [3] Фрейре объясняет критическое сознание как социально-политический образовательный инструмент, который заставляет учащихся ставить под сомнение природу их исторической и социальной ситуации, которую Фрейре называл «чтением мира». Целью критического сознания, по мнению Фрейре, должно быть выступление субъектов в создании демократического общества. В образовании Фрейре подразумевает равенство между поколениями между учениками и учителями, при котором оба учатся, оба задают вопросы, оба размышляют и оба участвуют в создании смысла . Используя эту идею и описывая современные методы обучения как гомогенизацию и одновременную стандартизацию, предлагаются альтернативные подходы, такие как модель Садбери , альтернативный подход, в котором дети, наслаждаясь личной свободой , таким образом поощряются к осуществлению личной ответственности за свои действия , учатся по своему усмотрению. в собственном темпе, а не следовать ранее навязанной учебной программе, основанной на хронологии. [7] [8] [9] В аналогичной форме учащиеся изучают все предметы, техники и навыки в этих школах. Персонал — второстепенные актеры, «учитель» — советчик и помогает только тогда, когда его об этом просят. [10] [11] Модель Садбери утверждает, что ценности , социальная справедливость , критическое сознание, равенство между поколениями и политическая сознательность должны приобретаться на основе опыта . [12] [13] [14] [15] как сказал Аристотель: «Тому, чему мы должны научиться, прежде чем мы сможем это сделать, мы учимся, делая это». [16]

Взяв за основу определение критического сознания Фрейре, Джо Л. Кинчело расширил определение этого понятия в своей работе о постформализме. В формулировке Кинчело постформализм связывает познание с критическими теоретическими вопросами власти и социальной справедливости. В этом контексте Кинчело создает критическую теорию познания, которая исследует вопросы смысла, эмансипации по отношению к идеологической записи и особого внимания к социально-политическому конструированию личности. Учитывая эти опасения, постформальное критическое сознание Кинчелоэ затрагивает вопросы цели, человеческого достоинства, свободы, власти, переосмысленные понятия разума, интеллектуальных качеств и социальной ответственности. Постформальное критическое сознание стимулирует диалог между критической педагогикой и широким спектром социальных, культурных, политико-экономических, психологических и философских проблем. Кинчело использует этот «мультилогический разговор» для формирования новых способов самосознания, более эффективных форм социального, политического и педагогического действия, а также эластичной модели развивающегося критического сознания (Кинчело и Стейнберг, 1993; Кинчело, 1999; Томас и Кинчелое, 2006).

Развитие критического сознания Фрейре получило развитие в нескольких академических дисциплинах и общих приложениях. [17] Сотрудничество с общественностью общественного здравоохранения сосредоточено на профилактике ВИЧ среди женщин, [18] роль критического сознания в образовании взрослых, [19] и влияние давления со стороны сверстников на курильщиков сигарет [20] Понятие критического сознания Фрейре отчасти является разновидностью политического сознания .

В образовательных программах для молодежи и подростков некоторые преподаватели внедрили учебные программы, направленные на поощрение учащихся к развитию критического сознания в рамках материала по конкретному предмету. [21] Преподаватели могут преподавать словесные искусства, [22] наука, [23] и социальные науки [24] уроки, помогая учащимся связать академический материал со своим опытом, исследовать темы социальной справедливости и совместно обсуждать эти идеи в классе.

В практическом плане повышение критического сознания у младших школьников может привести к успешным результатам с точки зрения социально-эмоционального благополучия учащихся. [25] академическая успеваемость, [26] и более активное стремление к карьере после окончания средней школы. [27] [28] В то время как некоторые исследования оказывают поддержку развитию критического сознания у студентов из-за потенциальных преимуществ, другие исследования дают противоречивые результаты. Например, исследования также показали, что учащиеся, демонстрирующие более низкий уровень критического сознания, могут меньше испытывать депрессивное настроение. [29] и более высокие оценки. [30] Из-за ограничений, связанных с преимущественно качественным дизайном многих исследований критического сознания в образовании, необходимы дальнейшие исследования с использованием строгих, контролируемых количественных планов , чтобы более четко понять взаимосвязь между критическим сознанием и траекторией развития молодых учащихся. [21]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мустакова-Поссардт, М. (2003) «Есть ли дорожная карта к критическому сознанию? Критическое сознание: исследование морали в глобальном историческом контексте». Архивировано 22 сентября 2013 г. в Wayback Machine One Country. 15 (2).
  2. ^ Дуглас Дж. Фичек, «Человек - это да»: Фанон, Освобождение и игровая политика философской археологии, докторская диссертация, представленная на факультет Университета Темпл, август 2013 г., стр. 156, примечание 156.
  3. ^ Jump up to: а б Фрейре, П. (2005) Образование критического сознания. Нью-Йорк: Международная издательская группа Continuum.
  4. ^ Creative Communication. Архивировано 18 октября 2014 г. в Wayback Machine New Village Press .
  5. ^ Тортон, Б. «Критическое сознание и гуманитарное образование» в Уотсон, Б. (2006) Гражданское образование и культура.
  6. ^ Фрейре, П. (1970) Педагогика угнетенных. Нью-Йорк: Континуум.
  7. ^ Гринберг, Д. (1992). «Специальное образование» — благородное дело, принесенное в жертву стандартизации, Образование в Америке — взгляд из долины Садбери.
  8. ^ Гринберг, Д. (1992). «Специальное образование» — Благородное дело вышло из-под контроля, Образование в Америке — Взгляд из долины Садбери.
  9. ^ Гринберг, Д. (1987). Глава 1 и «Наконец-то свободная рифметика. Школа Садбери-Вэлли».
  10. ^ Гринберг, Д. (1987), Глава 19, Обучение, наконец-то бесплатно - Школа Садбери-Вэлли.
  11. ^ Гринберг, Х. (1987). Искусство ничего не делать. Архивировано 11 мая 2011 г. в Wayback Machine . Опыт школы в Садбери-Вэлли. По состоянию на 29 ноября 2008 г.
  12. ^ Гринберг, Д. (1992). «Этика» — это курс, преподаваемый на основе жизненного опыта. Образование в Америке — взгляд из долины Садбери.
  13. ^ Гринберг, Д. (1987). Обучение справедливости через опыт, опыт школы Садбери-Вэлли.
  14. ^ Гринберг, Д. (1987). Глава 35, Со свободой и справедливостью для всех. Архивировано 11 мая 2011 г. в Wayback Machine , наконец-то бесплатно — Школа Садбери-Вэлли. По состоянию на 29 ноября 2008 г.
  15. ^ Гринберг, Д. (1992). Чтобы учиться, демократию нужно испытать, Образование в Америке: взгляд из долины Садбери.
  16. ^ Байнум, В.Ф. и Портер, Р. (ред.) (2005). Оксфордский словарь научных цитат. Издательство Оксфордского университета. 21:9.
  17. ^ Адельсон, Л. (1987) «Современное критическое сознание: Питер Слотердейк, Оскар Негт / Александр Клюге и« новая субъективность ». Обзор немецких исследований. 10 (1); стр. 57-68.
  18. ^ Шампо, Д. и Шоу, С. (2002) «Власть, расширение прав и возможностей и критическое сознание в сотрудничестве с сообществом: уроки консультативной группы для кампании в СМИ по повышению осведомленности о ВИЧ для женщин». Здоровье женщин. 36 (3):31–50.
  19. ^ Тейлор, Э., Тисделл, Э. и Стоун Хэнли, М. (2000) Роль позиционности в обучении критическому сознанию: последствия для образования взрослых. Доклад, представленный на Исследовательской конференции по образованию взрослых 2000 года в Ванкувере, Британская Колумбия.
  20. ^ Цукер А., Стюарт А., Померло К. и Бойд К. (2005) «Сопротивление гендерному давлению курения: критическое сознание как коррелят статуса курения женщин», Поведенческая наука. 53 (3-4); 261-272.
  21. ^ Jump up to: а б Гербеле, Эми Э.; Рапа, Люк Дж.; Фараго, Флора (2020). «Дополнительный материал для критического сознания у детей и подростков: систематический обзор, критическая оценка и рекомендации для будущих исследований». Психологический вестник . дои : 10.1037/bul0000230.supp . ISSN   0033-2909 . S2CID   241373436 .
  22. ^ Тайсон, Синтия А. (1 января 2002 г.). « Вставай с этой штуки»: афроамериканские ученики средних школ реагируют на литературу, чтобы разработать основу для понимания социальных действий». Теория и исследования в области социального образования . 30 (1): 42–65. дои : 10.1080/00933104.2002.10473178 . ISSN   0093-3104 . S2CID   144251236 .
  23. ^ Козан, Салиха; Блюстейн, Дэвид Л.; Барнетт, Майкл; Вонг, Кэтрин; Коннорс-Келлгрен, Алиса; Хейли, Джеймс; Патчен, Эми; Олле, Чад; Димер, Мэтью А.; Флойд, Ава; Тан, Р.П. Бенджамин (10 августа 2017 г.). «Пробуждение, эффективность и действие: качественное исследование программы научного образования, основанной на социальной справедливости: пробуждение, эффективность и действие». Анализ социальных проблем и государственной политики . 17 (1): 205–234. дои : 10.1111/asap.12136 .
  24. ^ Шиндел Димик, Александра (30 июня 2016 г.). «Изучение потенциала и сложности критической педагогики места в городском научном образовании: ИЗУЧЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ МЕСТА». Научное образование . 100 (5): 814–836. дои : 10.1002/sce.21233 .
  25. ^ Клонан-Рой, Кэти; Джейкобс, Шарлотта Э.; Наккула, Майкл Дж. (15 марта 2016 г.). «К модели позитивного развития молодежи, характерной для цветных девочек: перспективы развития, устойчивости и расширения прав и возможностей». Гендерные проблемы . 33 (2): 96–121. дои : 10.1007/s12147-016-9156-7 . ISSN   1098-092X . S2CID   147108672 .
  26. ^ Перес-Гуалдрон, Лейла М. (2013). «Ориентация на социальную справедливость, культурные переменные и академические результаты латиноамериканских студентов: продольное исследование». дои : 10.1037/e588042013-001 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  27. ^ Хеберле, Эми Э.; Рапа, Люк Дж.; Фараго, Флора (2020). «Критическое сознание у детей и подростков: систематический обзор, критическая оценка и рекомендации для будущих исследований» . Психологический вестник . 146 (6): 525–551. дои : 10.1037/bul0000230 . ПМИД   32271028 . S2CID   215618919 .
  28. ^ Олле, Чад Д.; Фуад, Надя А. (2015). «Родительская поддержка, критическое сознание и свобода действий в принятии карьерных решений для городских студентов». Журнал оценки карьеры . 23 (4): 533–544. дои : 10.1177/1069072714553074 . S2CID   144926269 .
  29. ^ Годфри, Эрин Б.; Берсон, Эстер Л.; Яниш, Тесс М.; Хьюз, Дайан; Путь, Ниоба (март 2019 г.). «Горькая пилюля, которую нужно проглотить? Модели критического сознания, социально-эмоционального и академического благополучия в раннем подростковом возрасте». Психология развития . 55 (3): 525–537. дои : 10.1037/dev0000558 . ISSN   1939-0599 . ПМИД   30802104 . S2CID   73496193 .
  30. ^ Димер, Мэтью А.; Войт, Адам М.; Маршан, Экса Д.; Баньялес, Жозефина (март 2019 г.). «Политическая идентификация, политическая идеология и критический социальный анализ неравенства среди маргинализированной молодежи». Психология развития . 55 (3): 538–549. дои : 10.1037/dev0000559 . ISSN   1939-0599 . ПМИД   30802105 . S2CID   73486430 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Пауло Фрейре

  • «Образование как практика свободы, мира и земли» (Рио-де-Жанейро, Бразилия) (1967), перевод Майры Бергман Рамос, опубликованный как «Образование и практика свободы» в журнале «Образование для критического сознания » , Сибери, 1973.
  • «¿Extensión o comunación?», Институт сельскохозяйственной реформы (Сантьяго) (1969), перевод Луизы Бигвуд и Маргарет Маршалл, опубликованный как «Расширение или коммуникация», в журнале Education for Critical Consciousness , Сибери, 1973.
  • «Образование критического сознания» (включает «Образование как практика свободы» и «Расширение или общение»), Сибери, 1973 г., опубликовано в Англии как « Образование, практика свободы, Издательский кооператив писателей и читателей», 1976 г.

Другой

  • Томас П. и Дж. Кинчело «Чтение, письмо и мышление: основы постформализма». Роттердам, издательство Sense, 2006.
  • Кинчело Дж. и С. Стейнберг «Предварительное описание постформального мышления: критическая конфронтация с когнитивной теорией». Harvard Educational Review, 63.2 (осень 1993 г.), стр. 296–320.
  • Кинчело, Дж. «Проблемы впереди, проблемы позади: обоснование постформальной критики педагогической психологии», в книге Дж. Кинчело, С. Стейнберга и П. Хинчи, «Постформальный читатель: познание и образование». Нью-Йорк: Фалмер, 1999.
  • Кирилл, Джеймс Д. Пауло Фрейре: Человек из Ресифи . Нью-Йорк: Питер Лэнг, 2011.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 953d347ed66ae90c9d3b88a8728e159b__1721742660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/9b/953d347ed66ae90c9d3b88a8728e159b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Critical consciousness - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)