Жиль Липовецкий
Жиль Липовецкий | |
---|---|
Рожденный | 24 сентября 1944 г. |
Эра | Современная философия |
Область | Западная философия |
Жиль Липовецкий (род. 24 сентября 1944) — французский философ , писатель и социолог , профессор Университета Стендаля в Гренобле , Овернь-Рона-Альпы , Франция.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Липовецкий родился в Мийо в 1944 году. Он изучал философию в Университете Гренобля и участвовал в студенческом восстании 1968 года в Париже за изменение французской образовательной модели. Однако он критикует возникшую из этого модель, создающую отчужденных людей с хрупкой личностью, склонных к эмоциональным расстройствам из-за гедонизма и немедленного удовлетворения. [1] [2]
Свою академическую карьеру он начал с преподавания в своей альма-матер. Благодаря успеху своей первой книги он стал широко известен во многих частях мира и стал одним из самых выдающихся французских интеллектуалов конца 20 века. [3] [4]
Помимо должности, он получил две почетные докторские степени Университета Шербрука в Квебеке (Канада) и Нового болгарского университета в Софии , членство в Совете по анализу общества французского правительства, рыцарское звание Почетного легиона. , членство в Национальном совете программ и консультант Ассоциации прогресса управления. [2] [5] В 2015, 2016 и 2017 годах входил в состав судейской коллегии Приза Версаля. [6]
Идеи
[ редактировать ]Липовецкий начал свою философскую карьеру как марксист , как и многие другие в 1960-е годы, будучи связанным с движением « Социализм или варварство », которое требовало от мира не трансформировать его, а, скорее, «проглотить его». [2] [7] Однако с тех пор его философия существенно изменилась, включая признание капитализма «единственной законной экономической моделью». [1] Когда его спрашивают об изменении его позиции по сравнению с его марксистским началом, он отвечает: «Только идиоты никогда не меняют мнения». [7]
Работы Липовецкого посвящены современному миру с конца 20 века до наших дней. Он разделил этот временной период на три периода: «марксистская самокритика» (1965–1983), постмодернистский (1983–1991) и период гиперсовременности с 1991 года. Это началось с его книги 1983 года, в которой он объявил мир постмодернистским , характеризующимся крайним индивидуализмом и распадом политики, основанной на политических партиях, отвернувшись от сильного чувства социального долга, от которого зависят демократия и социализм . Однако к концу 2000-х годов он предположил, что этот термин устарел и не может описать мир после 1991 года. Затем он предложил «гипермодернистский», аналогичный постмодернистскому, но с превосходным и непреодолимым значением, сосредоточив внимание на новые технологии, рынки и глобальная культура. [2] [5]
В своей книге 1983 года, которая принесла ему известность, Липовецкий продолжал писать на такие темы, как современность , глобализация , консьюмеризм , современная культура , рынки , феминизм , мода и средства массовой информации , но у них есть общая нить — индивидуализм. [3] Он определяет индивидуализм как желание порвать с традицией и прошлым и смотреть в будущее и к собственному удовольствию. [8] В 1987 году он написал «Империя эфемера: мода и сын в современном обществе», продолжая аргументы работы 1983 года, посвященной моде как отражению индивидуализма и гиперпотребительства . Это также указывает на желание всегда быть молодым и на то, что существует только здесь и сейчас. [2] В 1992 году он опубликовал Le Crépuscule du devoir . В этой работе он утверждает, что видение светского мира началось с Мартина Лютера восстания против католической церкви и было развито такими мыслителями, как Рене Декарт , Кант и Фома Аквинский . чем за два столетия до Мартина Лютера; должно быть недоразумение], что приводит к идее, что одна цель Бога — определить и защитить права личности. В книге La Troisième femme в 1997 году он утверждает, что женское освободительное движение тесно связано с гиперпотребительством, поскольку женщины являются основными покупателями предметов роскоши. [2] В книге «Метаморфозы свободной культуры – этика, средства массовой информации, предпринимательство» 2002 года он исследует парадоксы сверхсовременных демократий, уделяя особое внимание как личности, регионализации против глобализации, так и коллективу и обществу, которое одновременно открыто и закрыто, и приходит к выводу, что они взаимозависимы. Книга Le luxe éternel 2003 года исследует концепцию роскоши в истории человечества. Парадоксальное счастье. Essai sur la société d'hyperconsommation в 2006 году исследует размножение и глобализацию крупных брендов, а также связь между модой и роскошью, которая является основой гиперпотребительства. В книге «Общество обмана» (2006) он анализирует концепцию разочарования, следуя работам Жака Лакана о том, что желание создает вакуум и никогда не может быть заполнено. В L’écran global. Culture-médias et cinéma à l'âge Hypermoderne (2007) он анализирует «вторую современную революцию», провозглашая конец постмодернизма, утверждая, что парадоксы множатся из-за сложности современной жизни. [2] Его книга 2013 года «Эстетизация мира: жизнь в эпоху капитализма Художник» посвящена капитализму и его взаимосвязи с искусством, особенно с кино. [5] [9]
Липовецкий делал провокационные заявления о современной жизни и связанных с ней элементах, которые часто расходились с интеллектуальными тенденциями последних десятилетий. Он сравнил моду с демократией как нестабильное, эфемерное и поверхностное явление, но назвал ее позитивным и более работоспособным, чем более взаимозависимое общество . [2] [10] Он утверждает, что в центре внимания современной жизни находится новое, которое затем быстро стареет, и мы ищем что-то еще, что приводит к его понятию «гипер», поскольку эта потребность в новом становится быстрее в эпоху Интернета и социальных сетей , которые также разрушает традиционные институты, такие как нация и семья. [3] По его словам, этому поддается даже «культура», поскольку люди ходят в музеи скорее как туристы, а не ради образования. [4] Потребность в новом провоцирует гиперпотребительство, когда люди пытаются идти в ногу с тенденциями и вызывают разочарование среди беднейших слоев населения, которые не могут идти в ногу со временем. [11] Однако он проводит различие между гиперпотребительством и потребительством. Он не критикует последнее, которое, по его словам, положительно сказалось на повышении уровня жизни. Он считает, что потребление должно быть средством достижения цели, а не самоцелью , и считает, что такие проблемы, как экология, не являются несовместимыми с капитализмом. [1] [11]
У Липовецкого нет четко определенного стиля изложения, он варьируется в зависимости от манеры речи, подобной манере разговора психолога или социолога, а также философа, часто выразительно жестикулирующего. Его методология также варьируется, часто имея дело с парадоксами . Его подход к проблемам практически не существует с эпистемологической точки зрения . На его творчество также сильно повлияла французская литература, хотя художественную литературу он не пишет. [1] [2]
Список публикаций
[ редактировать ]- Эпоха пустоты: Очерки современного индивидуализма, Галлимар, 1983.
- Империя эфемерного: мода и ее судьба в современном обществе, Галлимар, 1987.
- Сумерки долга, Галлимар, 1992 г.
- Третья женщина, Галлимар, 1997.
- Метаморфозы либеральной культуры – Этика, СМИ, бизнес, Монреаль, Édition Liber, 2002 г.
- Вечная роскошь (с Элиетт Ру), Editions Gallimard, 2003 г.
- Гиперсовременные времена, издания Грассе, 2004 г.
- Парадоксальное счастье. Очерк об обществе гиперпотребления, издания Gallimard, 2006 г.
- Общество обмана, издания Textuel, 2006 г.
- Глобальный экран. Медиакультура и кино в эпоху гипермодерна (совместно с Жаном Серруа), Сей, 2007 г.
- Мировая культура. Ответ дезориентированному обществу, Париж, Одиль Жакоб, 2008 (совместно с Жаном Серроем )
- Глобализированный Запад: полемика по поводу глобальной культуры, Париж, Грассе, 2010 г. (совместно с Эрве Жювеном )
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Жиль Липовецкий, защитник капитализма» (на испанском языке). Гвадалахара: Информатор. 31 августа 2009 года . Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Рауль Коррал Кинтеро (октябрь – ноябрь 2007 г.). «Жиль Липовецкий: социология пост(гипер)современного настоящего» (PDF) . Дом времени (на испанском языке). IV (4 страницы 41–46). Столичный автономный университет. Архивировано из оригинала (PDF) 15 июня 2016 года . Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Излишество доминирует в сегодняшнем обществе; пределы утрачены» . Ла Хорнада (на испанском языке). Мехико. 28 марта 2012 г. с. 9 . Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Хесус Алехо (23 марта 2012 г.). «Жиль Липовецкий: Мы живем в такое время, когда культура не имеет никакого влияния» . Миллениум (на испанском языке). Мехико. Архивировано из оригинала 27 августа 2013 года . Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Жиль Липовецкий приехал в Мексику» . Эль Юниверсал (на испанском языке). 14 августа 2013. Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 года . Проверено 20 августа 2013 г.
- ^ Веб-сайт Приза Версаля
- ^ Jump up to: а б Альберто Сауре. «Жиль Липовецкий, Империя эфемерного» (на испанском языке). Автономный технологический институт Мексики. Архивировано из оригинала 20 декабря 2013 года . Проверено 20 августа 2013 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Тамес, Энрике (2 сентября 2016 г.). «Интервью с Жилем Липовецким» (на испанском языке). Мексика: Тек де Монтеррей.
- ^ Тамес, Энрике (8 октября 2019 г.). «Интервью с Жилем Липовецким» . En-Claves del Pensamiento (Мексика) Num.2 Vol.i (на испанском языке). Тек де Монтеррей . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Эллис Кэшмор (20 января 1995 г.). «Свободный стиль. Империя моды Жиля Липовецкого в переводе Кэтрин Портер». 8 (336). Новый государственный деятель и общество: 37.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б «Интервью / Жиль Липовецкий / Человек живет не только брендами» (на испанском языке). Мехико: Реформа. 5 октября 2008 г. с. 5.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интервью Дени Файи с Жилем Липовецким о его книге « Парадоксальное счастье: Очерк об обществе гиперпотребления» , 2006. (на французском языке)
- Отрывок из «Культуры мира: ответ дезориентированному обществу» на интернет-телевидении Жака Лангирана: достопримечательности Лангирана
- Europe's Times и Unknown Waters, Клуж-Напока, Брашовяну, Нарциса (апрель 2009 г.). «Нарциссическое и циничное отношение - две тождественные маски, Жиль Липовецкий, Эпоха пустоты. Очерки современного индивидуализма и Питер Слотердайк, Критик дер Zynischen Vernunft»
- 1944 года рождения
- Атеисты 20-го века
- эссеисты 20-го века
- Французские эссеисты XX века
- Французские писатели-мужчины XX века
- Французские писатели-публицисты XX века.
- Французские философы XX века
- Атеисты 21 века
- Французские эссеисты XXI века
- Французские писатели-мужчины XXI века
- Французские писатели научно-популярной литературы XXI века
- Французские философы XXI века
- Философы-атеисты
- Рыцари Почетного легиона
- Критические теоретики
- Экологические философы
- Писатели-экологи
- Французские эпистемологи
- Бывшие марксисты
- Французские атеисты
- Французские эссеисты
- Французские эссеисты-мужчины
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские писатели-мужчины
- Французы русско-еврейского происхождения
- Французские социологи
- Французские писатели
- Академический состав Университета Гренобль-Альпы
- Теоретики гиперреальности
- Живые люди
- Теоретики СМИ
- СМИ-критики
- Метафизики
- Онтологи
- Феноменологи
- Французские философы искусства
- Французские философы культуры
- Философы экономики
- Французские философы образования
- Французские философы истории
- Философы религии
- Французские философы науки
- Философы сексуальности
- Французские философы техники
- Французские ученые-философы
- Писатели-философы
- Французские политические философы
- Постмодернисты
- Теоретики западной цивилизации
- Писатели об активизме и социальных изменениях
- Писатели о глобализации
- Писатели о религии и науке