Воображаемое (Сартр)
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Ноябрь 2009 г. ) |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2009 г. ) |
![]() Обложка первого издания | |
Автор | Жан-Поль Сартр |
---|---|
Оригинальное название | Воображение: феноменологическая психология воображения. |
Язык | Французский |
Предмет | Воображение , Воображаемое |
Опубликовано |
|
Место публикации | Франция |
Страницы | 234 (издание Routledge) |
ISBN | 0-415-11954-5 (издание Routledge) |
«Воображаемое: феноменологическая психология воображения» ( фр . L’Imaginaire: Psychologie phénoménologique de l’imagination ), также опубликованное под названием «Психология воображения» , представляет собой книгу философа Жана-Поля Сартра , вышедшую в 1940 году. автор излагает свою концепцию воображения и обсуждает, что существование воображения показывает о природе человеческого сознания.
Краткое содержание
[ редактировать ]Сартр утверждает, что, хотя некоторые считают, что воображение похоже на внутреннее восприятие, воображение не имеет ничего общего с восприятием. Восприятие — это наше изучение определенного объекта с течением времени с помощью наших органов чувств. Оно обязательно неполное; Например, одновременно можно видеть только одну сторону стула. Таким образом, восприятие предполагает наблюдение. Напротив, воображение тотально. В стуле, который появляется в нашем воображении, нам даны сразу все стороны стула. Однако Сартр указывает, что воображаемые объекты не могут нас ничему научить. Тотальность стула, предстающего в нашем воображении, возникает в результате синтеза наших знаний о стуле и нашего намерения по отношению к нему. Мы ожидаем, что стул будет X или Y, поэтому в нашем воображении он представляется нам таким. Таким образом, Сартр называет то, что происходит, когда мы представляем себе что-то воображаемое, «квазинаблюдением». Воображаемые объекты представляют собой «смесь прошлых впечатлений и недавних знаний» ( «Воображаемые 90»). Короче говоря, воображаемые объекты — это то, чем мы хотим их видеть. Поскольку воображаемые объекты кажутся нам похожими на восприятие, но не являются восприятием, мы склонны относиться к ним так, как если бы они были реальными. Это не значит, что мы заблуждаемся; мы знаем, что они воображаемые. Но мы склонны приписывать этим ирреальным объектам эмоции, черты характера и убеждения, как если бы они были реальными.
На протяжении всей книги Сартр предлагает аргументы против представления изображений как чего-то внутри пространственного сознания. Сартр называет эту идею «иллюзией имманентности».
Сартр говорит, что для возникновения воображаемого процесса необходим аналог , то есть эквивалент восприятия. Это может быть картина, фотография, набросок или даже мысленный образ, который мы создаем, когда думаем о ком-то или о чем-то. В ходе воображаемого процесса аналог теряет собственный смысл и приобретает смысл представляемого им предмета. Опять же, мы не заблуждаемся. Но на каком-то уровне фотография моего отца перестает быть просто цветами на бумаге и вместо этого заменяет моего отсутствующего отца. Затем я склонен приписывать свои чувства к отцу его изображению. Таким образом, аналог может приобретать новые качества в зависимости от моего собственного намерения по отношению к нему.
В конечном счете, Сартр утверждает, что, поскольку мы можем воображать, мы онтологически свободны. Сознание, которое не могло воображать, указывает он, было бы безнадежно погрязшим в «реальном», неспособным к восприятию нереализованных возможностей и, следовательно, к какой-либо реальной свободе мысли или выбора. Чтобы воображать, сознание должно быть способно постулировать объект как ирреальный — несуществующий, отсутствующий, где-то еще, и оно делает это всегда с определенной точки зрения. Все наши взаимодействия с миром потенциально могут активировать воображаемый процесс. А поскольку воображаемый процесс опирается на интенциональность, мир конструируется не извне, в нашем сознании, а скорее мы конструируем мир на основе наших намерений по отношению к нему.
Издания
[ редактировать ]- Сартр, Жан-Поль, L'Imaginaire: Феноменологическая психология воображения (Париж: Галлимар, 1940).
- Сартр, Жан-Поль, Воображаемое: феноменологическая психология воображения в переводе Джонатана Уэббера (Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 2004).
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Воображаемое . Поиск книг Google с доступом к предварительному просмотру книг.