Воображаемое (психоанализ)

Воображаемое ) — один из трёх (или Воображаемый Порядок терминов в психоаналитической перспективе Жака Лакана , наряду с Символическим и Реальным . Каждый из трех терминов возник постепенно с течением времени, претерпевая эволюцию в развитии мысли Лакана. «Из этих трех терминов «воображаемое» появилось первым, задолго до Римского доклада 1953 года… [когда] понятие «символического» вышло на первый план». [1] : 279 Действительно, оглядываясь назад на свое интеллектуальное развитие с точки зрения 1970-х годов, Лакан резюмировал его следующим образом:
«Я начал с Воображаемого, затем мне пришлось пережевывать историю Символического… и я закончил тем, что представил вам это знаменитое Реальное». [2] : 49
Соответственно, как выражаются Хоэнс и Пут (2004), «работу Лакана часто делят на три периода: Воображаемый (1936–1953), Символический (1953–1963) и Реальный (1963–1981)». [2] : 49 Что касается первого, «Лакан рассматривал «имаго» как правильное исследование психологии, а идентификацию как фундаментальный психический процесс. Воображаемое тогда было… измерением образов, сознательных или бессознательных, воспринимаемых или воображаемых». [1] : 279 примерно через десять-два десятилетия после его постановки в 1936 году «Стадиона мира» Наиболее полно лакановская концепция Воображаемого была сформулирована в Мариенбаде.
Воображаемый порядок
[ редактировать ]Основой Воображаемого порядка является формирование Эго на « стадии зеркала ». Формулируя эго таким образом, «категория воображаемого обеспечивает теоретическую основу для давней полемики против эго-психологии». [3] : XXI со стороны Лакана. Поскольку эго формируется путем идентификации с двойником или зеркальным образом, « идентификация » является важным аспектом воображаемого. Отношения, в которых эго конституируется идентификацией, являются локусом «отчуждения» — еще одной особенностью воображаемого — и являются фундаментально нарциссическими : так, Лакан писал о «различных фазах воображаемой, нарциссической, зеркальной идентификации — трех прилагательных эквивалентны», [4] : 188 которые составляют историю эго.
Если «Воображаемое, Символическое и Реальное представляют собой нечестивую троицу, членов которой с таким же успехом можно было бы назвать Обманом, Отсутствием и Невозможностью», [5] тогда Воображаемое, царство поверхностных видимостей, которые по своей сути обманчивы, есть «Обман».
Лакан также отождествляет воображаемое с интуитивной сферой: «интуиция, другими словами, воображаемое» (SXIII: 30/3/66), «воображаемый, или интуитивный, план» (SII: 18). «Все интуитивное гораздо ближе к воображаемому, чем к символическому» (SII: 316). Воображаемое — это сфера понимания в кантовском смысле, где человек воспринимает вещи как целое, а не по частям[.] [6]
- Майкл Льюис цитирует Лакана
Фрагментированное тело
[ редактировать ]Для Лакана движущей силой создания эго как зеркального отображения был предшествующий опыт фантазии фрагментированного тела. «Лакан не был кляйнианцем, хотя он был первым во Франции… кто расшифровал и похвалил ее работы», [7] но «угрожающая и регрессивная фантазия «тела, состоящего из частей»… Лакан явно связывает с Мелани Кляйн ». параноидальной позицией [3] : восемнадцатый «Специфическая фантазия Кляйн… что что-то внутри человека пытается разорвать его на части и сделать мертвым путем расчленения» [8] питала для Лакана «последовательность фантазий, простирающихся от фрагментированного образа тела… до принятия доспехов отчуждающей идентичности» [9] : 4 — к эго как отождествлению с другим, как к «мошенничеству».
Символическое
[ редактировать ]С ростом значимости Символического в мысли Лакана после 1953 года Воображаемое начинает рассматриваться в совершенно ином свете, структурированное символическим порядком . По-прежнему верно, что «тело, разбитое на части, находит свое единство в образе другого… [или] в своем собственном зеркальном изображении», но «анализ больше не состоит в воображаемой реализации субъекта… чтобы сделать его всесторонним». , это эго, чтобы... определенно интегрировать все свои разрозненные фрагментарные состояния, свои разбросанные конечности, свои прегенитальные фазы, свои частичные влечения». [10] : 54, 241 Вместо этого «человек находит проводника за пределами воображаемого, на уровне символического плана». [4] : 141
Также стало очевидным, что воображаемое включает в себя лингвистическое измерение: тогда как означающее является основой символического, «означаемое» и «означающее» принадлежат воображаемому. Таким образом, язык имеет как символический, так и воображаемый аспекты: «Слова сами по себе могут подвергаться символическим повреждениям и совершать воображаемые действия, субъектом которых является пациент… Таким образом, речь может стать воображаемым или даже реальным объектом». [9] : 87–8
Для Лакана пятидесятых годов «весь аналитический опыт разворачивается на стыке воображаемого и символического». [4] : 132 причем последнее является центральным ключом к росту: «цель анализа невротиков состоит в том, чтобы устранить вмешательство в символические отношения, создаваемое воображаемыми отношениями… рассеивая воображаемые идентификации». [11] Воображаемое было проблемой, Символическое — ответом, так что «весь сегмент аналитического опыта представляет собой не что иное, как исследование тупиков воображаемого опыта». [4] : 272 Таким образом, «в распаде воображаемого единства, конституируемого Эго, субъект находит означающий материал своих симптомов». [9] : 137 «кризис идентичности… [когда] система ложного «я» распадается». [12]
У позднего Лакана
[ редактировать ]Подобно тому, как раннее преобладание Воображаемого затмилось после Римского доклада, так и к концу шестидесятых годов Символическое будет затмевано Реальным, поскольку «с этого момента Лакан преуменьшает значение Эдипова комплекса, рассматриваемого как мифический – и таким образом воображаемая – версия бессознательной организации». [13]
Тем не менее, Лакан все еще мог утверждать, что «цель моего учения… состоит в том, чтобы отделить… то, что принадлежит воображаемому, и… то, что принадлежит символическому». [14] Он считал, что в узлах Борромео он нашел возможный топологический аналог взаимосвязей Воображаемого, Символического и Реального. «Семинар Лакана временами теперь был не более чем молчаливой демонстрацией свойств переплетающихся узлов, которые иллюстрировали переплетение реального, символического и воображаемого». [3] : xxxiii
Французская культура
[ редактировать ]Использование «прилагательного [воображаемый] в качестве существительного… можно проследить до работ романиста Андре Жида » [Сартра] … [и], вероятно, оно получило большее распространение благодаря «Воображению . » [3] : XXI В руках Лакана Воображаемое стало почти всеядной колонизирующей интерпретационной машиной: так, Рене Жирар сожалел, что «для лакана все, что я называю миметическим, должно соответствовать… 'capture par l'imaginaire'». [15]
Благодаря постлаканианским разделяющим тенденциям его «школ» этот термин, возможно, сможет вернуться в общую культуру, как, например, когда философ Жиль Делёз (1972) определяет воображаемое «как игры зеркального отражения, дублирования, обратной идентификации и проекции» . всегда в режиме двойника», [16] : 172 или когда Корнелиус Касториадис определяет воображаемое как способность людей создавать другие формы индивидуального и социального существования. [17]
См. также
[ редактировать ]- Воображаемое (социология)
- «Идеология и идеологические государственные аппараты» — влиятельное эссе Луи Альтюссера, который, помимо других понятий, опирается на «воображаемую» и «зеркальную сцену» Лакана для разработки теории идеологии.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шеридан, Алан. 1994. «Заметки переводчика» в «Четырех фундаментальных концепциях психоанализа » под редакцией Дж. Миллера, серия «Психология пингвинов» . Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 9780140242782 .
- ^ Jump up to: а б Цитируется у Мелларда, Джеймса М., 2006. Beyond Lacan, серия SUNY по психоанализу и культуре . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 9780791469040 .
- ^ Jump up to: а б с д Мейси, Дэвид . "Введение." Стр. i – xxxiii в «Четырех фундаментальных концепциях психоанализа » под редакцией Дж. Миллера. Лондон: Книги Пингвинов .
- ^ Jump up to: а б с д Миллер, Жак-Ален, изд. 1998. Семинар Жака Лакана: Книга I. Кембридж.
- ^ Малкольм Боуи, Лакан (Лондон, 1991), с. 112
- ^ Льюис, Майкл (2008). «3 Реальное и развитие воображаемого». Деррида и Лакан: другое письмо . Издательство Эдинбургского университета. стр. 148–201. JSTOR 10.3366/j.ctt1r2cj3.9 .
- ^ Жак-Ален Миллер, «Микроскопия», в Жаке Лакане, Телевидение (Лондон, 1990), стр.xxxi
- ^ Редактор Ричарда Аппиньанези, Представляем Мелани Кляйн (Кембридж, 2006), стр. 136
- ^ Jump up to: а б с Лакан, Жак. 1997. Сочинения: Выбор.
- ^ Миллер, Жак-Ален, изд. 1988. Семинар Жака Лакана: Книга II . Кембридж.
- ^ Брюс Финк , Лакановский субъект (Принстон, 1997), с. 87
- ^ Фрешуотер, Дон и Крис Робертсон. 2002. Эмоции и потребности, основные концепции терапии . Букингем: Издательство Открытого университета . п. 50. ISBN 9780335208029 .
- ^ Ред. В. Воруз и Б. Вольф, «Поздний Лакан: Введение» (Олбани, 2007), с. х
- ^ Лакан, «На бис», в Джульет Митчелл и Жаклин Роуз, Женская сексуальность (Нью-Йорк, 1982), с. 154
- ^ Жирар, Рене. 1988 [1978]. Чтобы удвоить бизнес-связь: очерки по литературе, мимесису и антропологии. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса . п. 200.
- ^ Делёз, Жиль . 2004 [1972]. «Как мы распознаем структурализм?» Стр. 170–92 в «Необитаемых островах и других текстах», 1953–1974 , под редакцией Д. Лапужада, перевод М. МакМахона и К. Дж. Стивейла. Нью-Йорк: Семиотекст (е) . ISBN 1-58435-018-0 .
- ^ Касториадис, Корнелиус. 1996. «Общество и истина в социально-историческом мире, Семинары 1986–1987, Человеческое творчество I. Париж: Éditions du Seuil . стр. 20. Климис, Софи и Лоран Ван Эйнде. 2006. Воображение по Касториадису: темы и проблемы . Публикации Fac St Louis, с. 70. Французский : «[T] появление у людей воображения как на уровне отдельного человеческого существа (воображение), так и на социальном уровне (социальное воображение или устанавливающее воображение)».
Ссылки
[ редактировать ]- Семинары Жака Лакана
- Вводный словарь лакановского психоанализа - Дилан Эванс
- Ален Ванье , Лакан (2000)