Jump to content

Воображаемое (психоанализ)

Черно-белая иллюстрация Жака Лакана
Иллюстрация Жака Лакана

Воображаемое ) — один из трёх (или Воображаемый Порядок терминов в психоаналитической перспективе Жака Лакана , наряду с Символическим и Реальным . Каждый из трех терминов возник постепенно с течением времени, претерпевая эволюцию в развитии мысли Лакана. «Из этих трех терминов «воображаемое» появилось первым, задолго до Римского доклада 1953 года… [когда] понятие «символического» вышло на первый план». [1] : 279  Действительно, оглядываясь назад на свое интеллектуальное развитие с точки зрения 1970-х годов, Лакан резюмировал его следующим образом:

«Я начал с Воображаемого, затем мне пришлось пережевывать историю Символического… и я закончил тем, что представил вам это знаменитое Реальное». [2] : 49 

Соответственно, как выражаются Хоэнс и Пут (2004), «работу Лакана часто делят на три периода: Воображаемый (1936–1953), Символический (1953–1963) и Реальный (1963–1981)». [2] : 49  Что касается первого, «Лакан рассматривал «имаго» как правильное исследование психологии, а идентификацию как фундаментальный психический процесс. Воображаемое тогда было… измерением образов, сознательных или бессознательных, воспринимаемых или воображаемых». [1] : 279  примерно через десять-два десятилетия после его постановки в 1936 году «Стадиона мира» Наиболее полно лакановская концепция Воображаемого была сформулирована в Мариенбаде.

Воображаемый порядок

[ редактировать ]

Основой Воображаемого порядка является формирование Эго на « стадии зеркала ». Формулируя эго таким образом, «категория воображаемого обеспечивает теоретическую основу для давней полемики против эго-психологии». [3] : XXI со стороны Лакана. Поскольку эго формируется путем идентификации с двойником или зеркальным образом, « идентификация » является важным аспектом воображаемого. Отношения, в которых эго конституируется идентификацией, являются локусом «отчуждения» — еще одной особенностью воображаемого — и являются фундаментально нарциссическими : так, Лакан писал о «различных фазах воображаемой, нарциссической, зеркальной идентификации — трех прилагательных эквивалентны», [4] : 188  которые составляют историю эго.

Если «Воображаемое, Символическое и Реальное представляют собой нечестивую троицу, членов которой с таким же успехом можно было бы назвать Обманом, Отсутствием и Невозможностью», [5] тогда Воображаемое, царство поверхностных видимостей, которые по своей сути обманчивы, есть «Обман».

Лакан также отождествляет воображаемое с интуитивной сферой: «интуиция, другими словами, воображаемое» (SXIII: 30/3/66), «воображаемый, или интуитивный, план» (SII: 18). «Все интуитивное гораздо ближе к воображаемому, чем к символическому» (SII: 316). Воображаемое — это сфера понимания в кантовском смысле, где человек воспринимает вещи как целое, а не по частям[.] [6]

- Майкл Льюис цитирует Лакана

Фрагментированное тело

[ редактировать ]

Для Лакана движущей силой создания эго как зеркального отображения был предшествующий опыт фантазии фрагментированного тела. «Лакан не был кляйнианцем, хотя он был первым во Франции… кто расшифровал и похвалил ее работы», [7] но «угрожающая и регрессивная фантазия «тела, состоящего из частей»… Лакан явно связывает с Мелани Кляйн ». параноидальной позицией [3] : восемнадцатый «Специфическая фантазия Кляйн… что что-то внутри человека пытается разорвать его на части и сделать мертвым путем расчленения» [8] питала для Лакана «последовательность фантазий, простирающихся от фрагментированного образа тела… до принятия доспехов отчуждающей идентичности» [9] : 4  — к эго как отождествлению с другим, как к «мошенничеству».

Символическое

[ редактировать ]

С ростом значимости Символического в мысли Лакана после 1953 года Воображаемое начинает рассматриваться в совершенно ином свете, структурированное символическим порядком . По-прежнему верно, что «тело, разбитое на части, находит свое единство в образе другого… [или] в своем собственном зеркальном изображении», но «анализ больше не состоит в воображаемой реализации субъекта… чтобы сделать его всесторонним». , это эго, чтобы... определенно интегрировать все свои разрозненные фрагментарные состояния, свои разбросанные конечности, свои прегенитальные фазы, свои частичные влечения». [10] : 54, 241  Вместо этого «человек находит проводника за пределами воображаемого, на уровне символического плана». [4] : 141 

Также стало очевидным, что воображаемое включает в себя лингвистическое измерение: тогда как означающее является основой символического, «означаемое» и «означающее» принадлежат воображаемому. Таким образом, язык имеет как символический, так и воображаемый аспекты: «Слова сами по себе могут подвергаться символическим повреждениям и совершать воображаемые действия, субъектом которых является пациент… Таким образом, речь может стать воображаемым или даже реальным объектом». [9] : 87–8 

Для Лакана пятидесятых годов «весь аналитический опыт разворачивается на стыке воображаемого и символического». [4] : 132  причем последнее является центральным ключом к росту: «цель анализа невротиков состоит в том, чтобы устранить вмешательство в символические отношения, создаваемое воображаемыми отношениями… рассеивая воображаемые идентификации». [11] Воображаемое было проблемой, Символическое — ответом, так что «весь сегмент аналитического опыта представляет собой не что иное, как исследование тупиков воображаемого опыта». [4] : 272  Таким образом, «в распаде воображаемого единства, конституируемого Эго, субъект находит означающий материал своих симптомов». [9] : 137  «кризис идентичности… [когда] система ложного «я» распадается». [12]

У позднего Лакана

[ редактировать ]

Подобно тому, как раннее преобладание Воображаемого затмилось после Римского доклада, так и к концу шестидесятых годов Символическое будет затмевано Реальным, поскольку «с этого момента Лакан преуменьшает значение Эдипова комплекса, рассматриваемого как мифический – и таким образом воображаемая – версия бессознательной организации». [13]

Тем не менее, Лакан все еще мог утверждать, что «цель моего учения… состоит в том, чтобы отделить… то, что принадлежит воображаемому, и… то, что принадлежит символическому». [14] Он считал, что в узлах Борромео он нашел возможный топологический аналог взаимосвязей Воображаемого, Символического и Реального. «Семинар Лакана временами теперь был не более чем молчаливой демонстрацией свойств переплетающихся узлов, которые иллюстрировали переплетение реального, символического и воображаемого». [3] : xxxiii

Французская культура

[ редактировать ]

Использование «прилагательного [воображаемый] в качестве существительного… можно проследить до работ романиста Андре Жида » [Сартра] … [и], вероятно, оно получило большее распространение благодаря «Воображению . » [3] : XXI В руках Лакана Воображаемое стало почти всеядной колонизирующей интерпретационной машиной: так, Рене Жирар сожалел, что «для лакана все, что я называю миметическим, должно соответствовать… 'capture par l'imaginaire'». [15]

Благодаря постлаканианским разделяющим тенденциям его «школ» этот термин, возможно, сможет вернуться в общую культуру, как, например, когда философ Жиль Делёз (1972) определяет воображаемое «как игры зеркального отражения, дублирования, обратной идентификации и проекции» . всегда в режиме двойника», [16] : 172  или когда Корнелиус Касториадис определяет воображаемое как способность людей создавать другие формы индивидуального и социального существования. [17]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Шеридан, Алан. 1994. «Заметки переводчика» в «Четырех фундаментальных концепциях психоанализа » под редакцией Дж. Миллера, серия «Психология пингвинов» . Лондон: Книги Пингвинов . ISBN   9780140242782 .
  2. ^ Jump up to: а б Цитируется у Мелларда, Джеймса М., 2006. Beyond Lacan, серия SUNY по психоанализу и культуре . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN   9780791469040 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Мейси, Дэвид . "Введение." Стр. i – xxxiii в «Четырех фундаментальных концепциях психоанализа » под редакцией Дж. Миллера. Лондон: Книги Пингвинов .
  4. ^ Jump up to: а б с д Миллер, Жак-Ален, изд. 1998. Семинар Жака Лакана: Книга I. Кембридж.
  5. ^ Малкольм Боуи, Лакан (Лондон, 1991), с. 112
  6. ^ Льюис, Майкл (2008). «3 Реальное и развитие воображаемого». Деррида и Лакан: другое письмо . Издательство Эдинбургского университета. стр. 148–201. JSTOR   10.3366/j.ctt1r2cj3.9 .
  7. ^ Жак-Ален Миллер, «Микроскопия», в Жаке Лакане, Телевидение (Лондон, 1990), стр.xxxi
  8. ^ Редактор Ричарда Аппиньанези, Представляем Мелани Кляйн (Кембридж, 2006), стр. 136
  9. ^ Jump up to: а б с Лакан, Жак. 1997. Сочинения: Выбор.
  10. ^ Миллер, Жак-Ален, изд. 1988. Семинар Жака Лакана: Книга II . Кембридж.
  11. ^ Брюс Финк , Лакановский субъект (Принстон, 1997), с. 87
  12. ^ Фрешуотер, Дон и Крис Робертсон. 2002. Эмоции и потребности, основные концепции терапии . Букингем: Издательство Открытого университета . п. 50. ISBN   9780335208029 .
  13. ^ Ред. В. Воруз и Б. Вольф, «Поздний Лакан: Введение» (Олбани, 2007), с. х
  14. ^ Лакан, «На бис», в Джульет Митчелл и Жаклин Роуз, Женская сексуальность (Нью-Йорк, 1982), с. 154
  15. ^ Жирар, Рене. 1988 [1978]. Чтобы удвоить бизнес-связь: очерки по литературе, мимесису и антропологии. Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса . п. 200.
  16. ^ Делёз, Жиль . 2004 [1972]. «Как мы распознаем структурализм?» Стр. 170–92 в «Необитаемых островах и других текстах», 1953–1974 , под редакцией Д. Лапужада, перевод М. МакМахона и К. Дж. Стивейла. Нью-Йорк: Семиотекст (е) . ISBN   1-58435-018-0 .
  17. ^ Касториадис, Корнелиус. 1996. «Общество и истина в социально-историческом мире, Семинары 1986–1987, Человеческое творчество I. Париж: Éditions du Seuil . стр. 20. Климис, Софи и Лоран Ван Эйнде. 2006. Воображение по Касториадису: темы и проблемы . Публикации Fac St Louis, с. 70. Французский : «[T] появление у людей воображения как на уровне отдельного человеческого существа (воображение), так и на социальном уровне (социальное воображение или устанавливающее воображение)».
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e1bc1d639a591cbcf52be0d265a82e6__1671650880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/e6/3e1bc1d639a591cbcf52be0d265a82e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Imaginary (psychoanalysis) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)