Декартово сомнение
Часть серии о |
Рене Декарт |
---|
Картезианское сомнение — это форма методологического скептицизма, связанная с трудами и методологией Рене Декарта (31 марта 1596 г. — 11 февраля 1650 г.). [1] [2] : 88 Картезианское сомнение также известно как картезианский скептицизм , методическое сомнение , методологический скептицизм , универсальное сомнение , систематическое сомнение или гиперболическое сомнение .
Картезианское сомнение — это систематический процесс скептицизма (или сомнения) в истинности своих убеждений, который стал характерным методом в философии . [3] : 403 Кроме того, многие считают метод Декарта корнем современного научного метода. Этот метод сомнения был широко популяризирован в западной философии Рене Декартом, который стремился усомниться в истинности всех убеждений, чтобы определить, в истинности каких из них он мог быть уверен. Это основа утверждения Декарта « Cogito ergo sum » («Я мыслю, следовательно, существую»). Более полная версия его фразы: « dubito ergo cogito, cogito ergo sum » переводится как «Я сомневаюсь, следовательно, мыслю, я мыслю, следовательно, существую». Сумма , переведенная как «Я существую» (согласно различным словарям латинского и английского языков), придает этой фразе гораздо более широкий и ясный смысл.
Методологический скептицизм отличается от философского скептицизма тем, что методологический скептицизм — это подход, который подвергает все претензии на знание тщательной проверке с целью отделения истинных утверждений от ложных, тогда как философский скептицизм — это подход, который ставит под сомнение возможность определенного знания. [4] : 354
Характеристики
[ редактировать ]Картезианское сомнение методологическое. Он использует сомнение как путь к определенному знанию, определяя то, в чем нельзя сомневаться. Ошибочность чувственных данных, в частности, является предметом картезианских сомнений.
Существует несколько интерпретаций цели скептицизма Декарта. Среди них выделяется фундаменталистская теория, в которой утверждается, что скептицизм Декарта направлен на устранение всех убеждений, в которых можно сомневаться, оставляя, таким образом, только базовые убеждения (также известные как основополагающие убеждения). [5] : 64–65 Из этих несомненных основных убеждений Декарт затем пытается получить дальнейшие знания. Это архетипический и важный пример, олицетворяющий континентальные рациональные философские школы. [6] : 6
Марио Бунге утверждает, что методологический скептицизм предполагает, что научные теории и методы удовлетворяют определенным философским требованиям: идеализм , материализм , реализм , рационализм , эмпиризм и системизм, что данные и гипотезы науки составляют систему. [7]
Техника
[ редактировать ]Метод гиперболического сомнения Декарта включал: [8] : 67–70
- Принимать только ту информацию, которую вы знаете, является правдой
- Разбивка этих истин на более мелкие части
- Сначала решаем простые проблемы
- Составление полных списков дальнейших проблем
Гиперболическое сомнение означает склонность к сомнению, поскольку это крайняя или преувеличенная форма сомнения. [9] : 115 Знание в картезианском смысле означает знание чего-то за пределами не просто всякого разумного, но и всякого возможного сомнения. В своих «Размышлениях о первой философии» (1641 г.) Декарт решил систематически сомневаться в истинности любого из своих убеждений, чтобы с нуля построить систему убеждений, состоящую только из определенно истинных убеждений; его конечной целью – или, по крайней мере, главной – было найти несомненную основу для наук. Рассмотрим первые строки «Размышлений» Декарта :
Прошло уже несколько лет с тех пор, как я впервые осознал, что принимал еще с юности многие ложные мнения за истинные и что, следовательно, то, что я впоследствии основывал на таких принципах, было весьма сомнительно; и с этого времени я был убежден в необходимости раз в жизни отказаться от всех мнений, которые я принял, и начать заново работу по строительству с фундамента... — Декарт, «Размышление I», 1641 г.
метод Декарта
[ редактировать ]Рене Декарт, создатель картезианского сомнения, поставил под сомнение все убеждения, идеи, мысли и материю. Он показал, что его основания или рассуждения для любого знания могут с таким же успехом быть ложными. Чувственный опыт, основной способ познания, часто ошибочен и поэтому подлежит сомнению. Например, то, что вы видите, вполне может быть галлюцинацией . Нет ничего, что доказывало бы, что этого не может быть. Короче говоря, если существует какой-либо способ опровергнуть убеждение, то его оснований недостаточно. Исходя из этого, Декарт предложил два аргумента: сон и демон. [10] : 33–36
Аргумент мечты
[ редактировать ]Декарт, зная, что контекст наших снов, хотя и невероятен, часто очень похож на жизнь, выдвинул гипотезу, что люди могут только верить в то, что они бодрствуют. [11] : 353–368 Нет достаточных оснований отличать опыт сновидения от опыта наяву. Например, Субъект А сидит за компьютером и печатает эту статью. Существует столько же доказательств того, что написание этой статьи является реальностью, сколько и доказательств обратного. Декарт признал, что мы живем в мире, который может создавать такие идеи, как сны. Однако к концу «Размышлений» он приходит к выводу, что мы можем отличить сон от реальности, по крайней мере, в ретроспективе: [12] : 538
«Но когда я отчетливо вижу, откуда вещи приходят и куда и когда они приходят ко мне, и когда я могу без перерыва связать свои представления о них со всей остальной жизнью, тогда я вполне уверен, что когда я столкнусь с в этих вещах я не сплю, а бодрствую». — Декарт: Избранные философские сочинения. [13] : 122
Злой Демон
[ редактировать ]Декарт рассуждал, что наш собственный опыт вполне может контролироваться своего рода злым демоном . [14] Этот демон настолько же умен и лжив, насколько и силен. Он мог бы создать поверхностный мир, в котором, как нам кажется, мы живем. [1] В результате этого сомнения, иногда называемого гипотезой злобного демона, Декарт обнаружил, что он не может доверять даже самым простым из своих представлений. [15] : 66
В «Размышлении I » Декарт заявил, что если бы кто-то был сумасшедшим, хотя бы на короткое время, безумие могло бы заставить человека поверить в то, что то, что мы считаем правдой, может быть просто обманом нашего разума. Он также заявил, что мог быть « какой-то злой, могущественный и хитрый демон », который обманул нас, не давая нам правильно судить. [16] : 308
Декарт утверждал, что все его чувства лгут, и поскольку ваши чувства могут легко обмануть вас, его идея о бесконечно могущественном существе должна быть верной, поскольку эта идея могла быть вложена только бесконечно могущественным существом, у которого не было бы причин для обмана. . [17] : 16
Я мыслю, следовательно, я
[ редактировать ]Хотя методическое сомнение имеет природу, не нужно считать, что познание невозможно применить метод сомнения. [18] : 83 Действительно, попытка Декарта применить метод сомнения к существованию самого себя породила доказательство его знаменитого изречения: « Cogito, ergo sum » (Я мыслю, следовательно, существую). То есть Декарт пытался усомниться в собственном существовании, но обнаружил, что даже его сомнение доказывает, что он существует, поскольку он не мог сомневаться, если бы его не существовало. [19] : 56
См. также
[ редактировать ]- Академический скептицизм
- Брекетинг (феноменология)
- Клиническое равновесие
- Эгоцентрическое затруднительное положение
- Неопровержимые доказательства
- Приостановление судебного решения
- Солипсизм
- Теория оправдания
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Скратон, Роджер (2004). Современная философия: введение и обзор . Лондон, Англия: Pimlico Books . стр. 39–50. ISBN 9781844131068 .
- ^ Лейбер, Джастин , изд. (2001). Философский глоссарий (PDF) . Хьюстон, Техас: Хьюстонский университет . п. 88.
- ^ Мармыш, Джон (2012). Путь философии: правда, чудо и горе . Бостон, Массачусетс: Уодсворт . п. 403.
- ^ Гите, Хаулиан (2017). Исповедь умирающего разума: слепая вера атеизма . Лондон, Англия: Издательство Bloomsbury Publishing . п. 354. ИСБН 978-9386432216 .
- ^ Рокмор, Т. , О фундаментализме: стратегия метафизического реализма ( Лэнхэм, Мэриленд : Rowman & Littlefield , 2005), стр. 64–65 .
- ^ Бротон, Дж. , Метод сомнения Декарта ( Принстон : Princeton University Press , 2002), с. 6 .
- ^ Бунге, Марио (лето 1992 г.). «Скептицизм учёного» . Скептический исследователь . Амхерст, Нью-Йорк: Центр исследований . стр. 377–380. Архивировано из оригинала 12 сентября 2021 года . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Гриффит, Дж., Басня, метод и воображение у Декарта (Лондон: Palgrave Macmillan , 2018), стр. 67–70 .
- ^ Скирри (2006), с. 115 .
- ^ Скратон, Р. (2012). Современная философия: введение и обзор . Издательство Блумсбери. стр. 33–36 . ISBN 978-1-4482-1051-0 .
- ^ Стоун, Дж., «Мечтание и уверенность», Philosophical Studies 45, 1983, стр. 353–368 .
- ^ Скратон, Р., Современная философия: введение и обзор (Лондон: Penguin Books, 1994), стр. 538.
- ^ Декарт, Рене (26 февраля 1988 г.). Декарт: Избранные философские сочинения . Издательство Кембриджского университета. п. 122. ИСБН 9780521358125 .
- ^ Ревонсуо, А. , Сознание: наука о субъективности ( Милтон Парк : Тейлор и Фрэнсис , 2010), стр. 50–52 .
- ^ Чанг, MC, и Хайланд, М.Э., История и философия психологии ( Хобокен : Wiley-Blackwell , 2012), стр. 66 .
- ^ Соса, Э. , Стеуп, М., и Дэнси, Дж ., ред., «Спутник по эпистемологии» (Хобокен: Wiley-Blackwell, 2010), стр. 308 .
- ^ Дикер, Г. , Декарт: аналитическое и историческое введение ( Оксфорд : Oxford University Press , 2013), стр. 16 .
- ^ Надлер С. , Шмальц ТМ и Антуан-Маю Д., ред., Оксфордский справочник по Декарту и картезианству (Оксфорд: Oxford University Press, 2019), стр. 83 .
- ^ Скратон, там же, с. 56 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коттингем , Стутхофф и Мердок, пер. (1984). Философские сочинения Декарта . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Джанет Бротон , Метод сомнения Декарта , Princeton University Press, 2002.
- Эдвин М. Керли, Декарт против скептиков , издательство Гарвардского университета, 1978.
- Франсуа-Ксавье де Перетти. «Хватит сомневаться вместе с Декартом». Топои, Springer Nature (2022). https://doi.org/10.1007/s11245-022-09822-0
- Франсуа-Ксавье де Перетти: «Декарт скептически настроен вопреки самому себе? », Международный журнал по изучению скептицизма, 11 (3), 2021, Брилл, Лейден, стр. 177–192. Дата онлайн-публикации: 15 октября 2020 г. doi: https://doi.org/10.1163/22105700-bja10016.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кляйн, Питер . «Скептицизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Ньюман, Лекс. «Эпистемология Декарта» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Скирри, Джастин. «Рене Декарт (1596—1650): Обзор» . Интернет-энциклопедия философии .
- Декарт, Рене. (1641). Размышления о первой философии . В Коттингеме и др. (ред.), 1984.
- Картезианское сомнение в PhilPapers
- Словарь философии разума