Фридрих Науманн
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2018 г. ) |
Фридрих Науманн | |
---|---|
Рейхстаг | |
Личные данные | |
Рожденный | Штермталь (ныне часть Гроспёсны ) недалеко от Лейпцига | 25 марта 1860 г.
Умер | 24 августа 1919 г. Травемюнде | (59 лет)
Политическая партия | Национально-общественная ассоциация (1896–1903) Свободомыслящий союз (1903–1910) Прогрессивная народная партия (1910–1918) Немецкая демократическая партия (1918–1919) |
Супруг | Мария Магдалена Циммерманн |
Занятие | Теолог , Политик |
Фридрих Науманн (25 марта 1860 – 24 августа 1919) был немецким либеральным политиком и протестантским приходским пастором. В 1896 году он основал Национально-социальную ассоциацию , которая стремилась объединить либерализм , национализм и (немарксистский ) социализм с протестантскими христианскими ценностями, предлагая социальную реформу для предотвращения классовой борьбы . Он руководил партией до ее слияния в Свободномыслящий Союз в 1903 году. С 1907 по 1912 год и снова с 1913 по 1918 год он был депутатом Рейхстага Германской империи.
Науманн выступал за империалистическую внешнюю политику, изложив претензии Германии на доминирование в Центральной Европе в своем плане «Миттельевропа» 1915 года . После Первой мировой войны он стал сооснователем Германской демократической партии и был избран в Веймарское национальное собрание . Науманн также вызывает споры из-за своих антиармянских заявлений. [1] Фонд Фридриха Науманна . Свободной демократической партии Его именем назван
Жизнь
[ редактировать ]Науманн родился в пасторском доме Гросспёсны и недалеко от Лейпцига в Саксонии был сыном местного лютеранского пастора. Он посещал школу в Лейпциге и Fürstenschule в Мейсене , после чего изучал протестантскую теологию в университетах Лейпцига и Эрлангена . В 1881 году он был одним из основателей националистического студенческого братства Verein Deutscher Studenten в Лейпциге. С 1883 года он работал в благотворительном учреждении Rauhes Haus , основанном Иоганном Хинрихом Вихерном в Гамбурге , прежде чем в 1886 году возглавил ректорат Ленгенберга близ Глаухау в Саксонии. С 1890 года он также служил во Внутренней миссии во Франкфурте .
В 1880-е годы Науманн был последователем консервативно-клерикального и антисемитского берлинского движения, возглавляемого Адольфом Штокером и его Христианско-социальной партией . Однако на Евангельском социальном конгрессе 1890 года он стал представителем либерального крыла, дистанцируясь от консерватизма и антисемитизма Стокера. Позже он заинтересовался социальными теориями, пропагандируемыми его другом Максом Вебером , одним из наиболее ярых критиков императора Вильгельма II . Его идеалом была помощь рабочим , свидетелем жалких жизненных обстоятельств которых он стал в Гамбурге. Его целью было поднять интерес к этому вопросу среди среднего класса , однако первоначально ему мешал страх немецкого среднего класса перед пролетариатом, которого рассматривали как потенциальных революционеров . Позже Науманн пытался привлечь Вебера к политике, но это не удалось из-за плохого здоровья и вспыльчивости Вебера.
С 1894 года он издавал еженедельный журнал Die Hilfe («Помощь»), в котором рассматривал социальные вопросы с немарксистской точки зрения среднего класса. С этой целью он написал небольшую книгу Soziale Briefe An Reiche Leute («Социальные письма богатым людям»), опубликованную в Геттингене в 1895 году.
Вместе с Рудольфом Зомом и Каспаром Рене Грегори он основал Национально-социальную ассоциацию в 1896 году ; попытка предоставить социально-либеральную , социально-христианскую и националистическую альтернативу социал-демократам , которые выступали против национализма и считали религию частным делом. Ассоциация пыталась преодолеть растущий социальный раскол между богатыми промышленниками и бедным рабочим классом с помощью социальных реформ, а не классовой борьбы. В том же году Науманн оставил свою пастырскую должность, с тех пор сосредоточившись на своей политической и писательской деятельности. В своем «Национально-социальном катехизисе » 1897 года (построенном в риторических вопросах и ответах по образцу Малого катехизиса Лютера ) он объяснил фундаментальное убеждение Национально-социальной ассоциации в том, что «национальное и социальное (интересы) принадлежат друг другу». Под национализмом он понимал «стремление немецкого народа расширить свое влияние на земной шар»; в то время как он определил социал (изм) как «стремление рабочих масс расширить свое влияние внутри народа». [2]
1890-х годов Во время гамидийской резни Науман стал известен своими антиармянскими высказываниями в Die Hilfe, включая знаменитую «цитату гончара», в которой Науман процитировал немецкого гончара, которого он встретил во время своего путешествия на Ближний Восток в Константинополе, который заявил:
Я христианин и считаю первой заповедью «Возлюби ближнего своего» и говорю, что турки поступили правильно, когда забили армян до смерти. У турка нет другого способа защититься от армянина. […] Армянин – худший тип в мире. Он продаёт жену, ещё несовершеннолетнюю дочь, крадет у брата. Весь Константинополь морально отравлен армянами. Это не турки напали, а армяне. […] Упорядоченных средств защиты от армян не существует. Турок действует в целях самообороны. [1]
Историк Штефан Ихиг утверждает, что «Науманн разоблачил очень широкую аудиторию оправданий убийства армян и сделал уши Германии глухими к тяжелому положению армян, а также к антиармянству, «морально» и политически более приемлемому». [3] А вот по поводу геноцида армян 1915 года Die Hilfe [4] – все еще редактируемый и возглавляемый Фридрихом Науманом – писал:
Никакой германо-турецкий союз не может быть легитимацией «резни армян в масштабах, которых еще не было в истории. , в частности, не весь армянский народ враждебен турецкому – и при этом его не обвиняют в предательстве нашего доброго дела. Кроме того, немецкая пресса должна обсуждать арминианский вопрос без предубеждений!»
Позже в своей жизни Науманн работал на поддержку немецких социал-демократических и либеральных движений, но столкнулся с серьезным сопротивлением со стороны консерваторов . Промышленники, такие как фрайгер фон Штумм, называли Наумана и его соратников «союзниками социалистов». Науманн хотел сохранить христианские ценности, которые, как он надеялся, улучшат непростые отношения между рабочими и корпоративными бизнесменами. Национально-социальная ассоциация потерпела поражение на выборах в Германии 1898 и и 1903 годов затем была распущена в Союз свободомыслящих . Науманн стал членом парламента Рейхстага после федеральных выборов 1907 года .
В 1907 году он стал соучредителем объединения Deutscher Werkbund . Накануне Первой мировой войны Науман проявил себя как монархист, но его симпатии к германскому императору Вильгельму II исчезли после известного дела Daily Telegraph в 1908 году. Он поддерживал своего рода либеральный империализм , подписав в 1914 году Манифест Девяносто три , и все еще в 1918 году поддерживал « Антибольшевистский союз » Эдуарда Штадтлера . С другой стороны, Науман поддержал Мирную резолюцию, согласно которой рейхстаг предложил мирные переговоры без аннексий в 1917 году. [5]
В 1919 году Фридрих Науман был среди основателей социал-либеральной Немецкой демократической партии (Deutsche Demokratische Partei, DDP) вместе с Теодором Вольфом и Хьюго Пройссом . Будучи членом Веймарского национального собрания , он стал одним из «отцов конституции » Веймарской республики и незадолго до своей смерти был избран первым президентом Демократической партии.
Прием
[ редактировать ]Наумана часто считают защитником немецкого национализма с милитаристскими и аннексионистскими идеалами. [ нужна ссылка ] благодаря его книге Mitteleuropa (1915) о геополитике Центральной Европы под руководством Германии. [6] Работа имела большой общественный резонанс, хотя и не повлияла на военную стратегию Первой мировой войны. Как и многие учёные своего времени, Науманн поддерживал теории социального дарвинизма и Volksgemeinschaft . Он делился своими взглядами с интеллектуальными кругами, которые часто посещал, включая не только Макса Вебера , но и Лухо Брентано , Хельмута фон Герлаха , молодого Теодора Хойсса , его жену Элли Хойсс-Кнапп и Густава Штреземана . [ нужна ссылка ]
Для Юргена Фрелиха, историка из Архива либерализма , Науманн является «ключевой фигурой немецкого либерализма позднего Кайзеррайха ». [7] который увидел, что его политические цели в основном реализованы, когда незадолго до окончания войны в Конституцию Германской империи была принята поправка, превратившая государство в недолговечную парламентскую демократическую монархию. [ нужна ссылка ]
По словам историка Гётца Али , Науманн «исказил либерализм до неузнаваемости и завершил поворот к националистической власти и народной политике благосостояния». Хотя Науманн не был предшественником нацистского антисемитизма, Али обвиняет его в том, что он «объединил социальную, имперскую и национальную мысль в единое интеллектуальное течение, которое в конечном итоге могло слиться с мышлением НСДАП ». [8]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Юрген Фрелих (2015). « Науманн, Фридрих ». В: 1914–1918 онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны под редакцией Уте Дэниела, Питера Гатрелла, Оливера Янца, Хизер Джонс, Дженнифер Кин, Алана Крамера и Билла Нассона, выпущена Свободным университетом Берлина, Берлин, 2 июня 2015 г. DOI: 10.15463/ie1418.10652.
- Вольфхарт Пентц (2002). «Значение религии в политике Фридриха Науманна». Журнал истории современного богословия . 9 (1): 70–97.
- Аластер П. Томпсон (2000). Левые либералы, государство и народная политика в Германии времен Вильгельма , Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Теодор Хойсс (1949). Фридрих Науман: человек, работа, время . Штутгарт и Тюбинген: Замечательно.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Фридриха Науманна или о нем в Internet Archive
- СМИ, связанные с Фридрихом Науманом, на Викискладе?
- Фридрих Науманн; Кристабель Маргарет Мередит; Уильям Джеймс Эшли (1917). Центральная Европа . Король.
- Вырезки из газет о Фридрихе Наумане в архив ZBW ХХ веке Пресс -
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ихриг, Стефан (2018). «Германия и армянская резня 1890-х годов: вопросы морали во внешней политике» . Современные арменоведения (11): 75–92. doi : 10.4000/eac.1871 . ISSN 2269-5281 .
- ^ Науманн, Фридрих (1897). Национальный социальный катехизис: Объяснение основных принципов Национальной социальной ассоциации . Книгоиздатель того времени. п. 5. Цитируется в Кедар, Асаф (лето 2013 г.). «Национал-социализм до нацизма: от Фридриха Науманна к «идеям 1914 года» ». История политической мысли . 34 (2): 324–349.
- ^ Оправдание геноцида , с. 77.
- ^ Помощь , № 36/1915, с. 582.
- ^ Хойсс 1949, с. 389.
- ^ Науманн, Фридрих (1915). Центральная Европа (на немецком языке). Берлин, Германия: Георг Раймер.
- ^ Юрген Фрелих: «Науманн, Фридрих» . 1914-1918-онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны . Немецкий исторический институт . 2 июня 2015 года . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Али, Гетц (2011). Почему немцы? Почему евреи?: Равенство, зависть и расовая ненависть . С. Фишер Верлаг.
- 1860 рождений
- 1919 смертей
- Жители Лейпцига (район)
- Люди из Королевства Саксония
- Немецкое лютеранское духовенство ХХ века
- Политики Национальной общественной ассоциации
- Свободомыслящие политики Союза
- Политики Прогрессивной народной партии (Германия)
- Политики Демократической партии Германии
- Лидеры политических партий Германии
- Немецкие радикалы
- Депутаты 12-го рейхстага Германской империи.
- Депутаты 13-го Рейхстага Германской империи.
- Члены Веймарского национального собрания
- Геополитики
- Основатели политических партий
- Немецкое лютеранское духовенство XIX века
- Антиармянские настроения