Переход Судана к демократии (2019–2021 гг.)
Государство-член Лиги арабских государств |
---|
Серия политических соглашений между суданскими политическими и военными силами о демократическом переходе в Судане началась в июле 2019 года. Омар аль-Башир сверг демократически избранное правительство Садика аль-Махди в 1989 году. [1] и сам был свергнут в результате государственного переворота в Судане в 2019 году его заменил Переходный военный совет (ПВС) , в ходе которого после нескольких месяцев продолжительных уличных протестов . [2] 3 июня После дальнейших протестов и резни в Хартуме TMC и альянс «Силы свободы и перемен» (FFC) договорились 5 июля 2019 года о 39-месячном переходном процессе для возвращения к демократии, включая создание исполнительных, законодательных и судебных институтов и процедуры. [3]
17 июля 2019 г. [4] ТМК и ФФК подписали соглашение в письменной форме. [5] Генеральная координация перемещенных лиц Дарфура выступила против устной сделки от 5 июля. [6] и Суданский революционный фронт , [7] Силы национального согласия , [8] и Сеть суданских журналистов выступили против письменного соглашения от 17 июля. [9] 4 августа 2019 года проект конституционной декларации был первоначально подписан Ахмедом Раби от FFC и заместителем главы TMC Мохамедом Хамданом Дагало («Хемедти»). [10] [11] в присутствии посредников Эфиопии и Африканского союза, [12] и более официально он был подписан Раби и Хемедти 17 августа в присутствии глав международных государств и правительств. [13]
Переходный период был прерван 25 октября 2021 года, когда суданские военные во главе с генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом взяли под свой контроль правительство в результате военного переворота . Правительство Хамдока было восстановлено менее чем через месяц, и переходный период продолжился. Хамдок подал в отставку 2 января 2022 года на фоне продолжающихся протестов, после чего к власти вновь пришли военные. 15 апреля 2023 года переход был снова прерван, когда Силы быстрой поддержки начали атаки на правительственные позиции. По состоянию на 22 июля 2024 г. [update]И RSF, и аль-Бурхан заявили о контроле над правительственными объектами; боевые действия продолжались. [14]
Фон
[ редактировать ]Предыдущий демократический опыт
[ редактировать ]Выборы в Судане 1948 года состоялись, когда Судан все еще находился под англо-египетским правлением , при этом вопрос о союзе или отделении от Египта был основным вопросом выборов. [15] [16] После обретения независимости в 1956 году следующие полвека включали в себя смесь национальных выборов , конституций , коалиционных правительств, государственных переворотов , участия в гражданской войне в Чаде (2005–2010) , исламизации под влиянием Хасана аль-Тураби (1989–1989) . 1999 г.) и отделение Южного Судана (2011 г.).
Правило Аль-Башира
[ редактировать ]Правление Омара аль-Башира началось с суданского государственного переворота в 1989 году и закончилось суданским государственным переворотом в апреле 2019 года во время суданской революции (декабрь 2018 года - сентябрь 2019 года).
2019–2020
[ редактировать ]Соглашения за июль 2019 года
[ редактировать ]Устная сделка от 5 июля
[ редактировать ]5 июля при помощи посредника союза Африканского Мохамеда Эль Хасена Лебатта. [17] и эфиопский посредник Махмуд Дрир, [18] устная сделка была достигнута между TMC и альянсом «Силы свободы и перемен» (FFC), включая Сиддига Юсифа и Ибрагима аль-Амина, [3] [18] о формировании правительственных институтов, в соответствии с которыми пост президента переходного правительства будет чередоваться между военными и гражданскими лицами. [19]
Первоначальная устная сделка, согласованная TMC и гражданскими переговорщиками, включала создание «совета суверенитета», 39-месячный переходный период, ведущий к выборам, кабинета министров, законодательного совета и расследование резни в Хартуме . [19]
Тахани Аббас, соучредитель организации «Нет угнетению женщин », выразила обеспокоенность по поводу того, что женщины могут быть исключены из переходных институтов, утверждая, что женщины «[несут] основную тяжесть насилия, [сталкиваются] с сексуальными домогательствами и изнасилованиями» и активно участвуют в организации протесты. [3] Фракции Миннави и ан-Нур Суданского освободительного движения/армии , вооруженной повстанческой группировки в Дарфуре, заявили 5 июля, что они отвергают сделку, утверждая, что сделка не приведет к созданию «государства равного гражданства». [20] Силы быстрой поддержки напали на людей, праздновавших сделку в Абу-Джубайе, избивая их, применяя слезоточивый газ и стреляя боевыми пулями в воздух. Один человек был госпитализирован с тяжелыми ранениями. [21]
Письменное политическое соглашение от 17 июля.
[ редактировать ]После устного соглашения от 5 июля комитет юристов, включая юристов Африканского союза, обещал подготовить проект письменного соглашения «в течение 48 часов». [19] 9 июля редакционный комитет в составе четырех человек, в том числе Яхья аль-Хусейн, заявил, что текст еще не закончен. Новый график предусматривал подписание соглашения «в течение десяти дней» на церемонии с участием региональных лидеров. [22] 13 июля три камня преткновения, задерживающие подписание соглашения, включали требование FFC к комитету по расследованию прав человека исключить людей, подозреваемых в ответственности или организации резни в Хартуме 3 июня; FFC требует ограничения сроков назначения законодательного совета; и разногласия между FFC и TMC относительно «одобрения [утверждения] или [утверждения] кандидатур» TMC. [23] Письменная форма сделки как «политическое соглашение», [5] с конституционной декларацией, которая последует позже, был подписан TMC и FFC 17 июля. [4]
Возражения против соглашений от 5 и 17 июля 2019 г.
[ редактировать ]Генеральная координация перемещенных лиц Дарфура , представляющая людей из Дарфура, перемещенных в связи с геноцидом в Дарфуре , выступила против устного соглашения от 5 июля, назвав его «несовершенным по форме и содержанию» и «отчаянной попыткой сохранить власть Партии Национальный Конгресс». «, доминирующая политическая партия Омара аль-Башира . за 30-летнее правление Судана [6]
Через несколько дней после письменной сделки от 17 июля [5] повстанческие группировки, представленные Суданским революционным фронтом (СРФ), [7] Силы национального согласия (NCF), коалиция политических партий, выступавших против Национального конгресса аль-Башира, [8] и Сеть суданских журналистов [9] возражал против подписанного письменного соглашения. NCF и SRF заявили, что FFC подписала соглашение в Хартуме, не дожидаясь NCF и других оппозиционных сил, которые все еще обсуждали предлагаемую сделку в Аддис-Абебе . [8] [7] В NCF заявили, что сделка «направлена на предоставление власти военной хунте» и что сделка не предусматривает международного расследования «преступлений, совершенных на протяжении всего» правления аль-Башира. [8] Сеть суданских журналистов заявила, что подписанное соглашение «укрепляет власть хунты... и пытается узурпировать власть, крадя усилия, пот и кровь революции». НФС призвал распространить проект конституционной декларации для комментариев до подписания, чтобы он принял во внимание озабоченность НФС. [8]
4 августа/17 августа Проект конституционной декларации
[ редактировать ]4 августа 2019 года проект Конституционной декларации [10] [11] (или проект конституционной хартии ) был подписан Ахмедом Раби от имени FFC и заместителем главы TMC Мохамедом Хамданом Дагало («Хемедти») в присутствии посредников Эфиопии и Африканского союза. [12] Документ состоит из 70 юридических статей, разделенных на 16 глав, в которых описываются переходные государственные органы и процедуры. [10] [11] 17 августа 2019 года Раби и Хемедти подписали документ более официально от имени FFC и TMC соответственно в присутствии Абия Ахмеда , премьер-министра Эфиопии, Сальвы Киира , президента Южного Судана , и других глав государств и правительство. [13]
Возражения против проекта Конституционной декларации от 4 августа 2019 г.
[ редактировать ]Генеральная координация перемещенных лиц в Дарфуре выступила против проекта конституционной декларации от 4 августа, утверждая, что мир требует разоружения ополченцев; предоставление услуг всем пяти подозреваемым, разыскиваемым Международным уголовным судом в Дарфуре , и изгнание новых поселенцев с традиционно принадлежащих земель в Дарфуре. [24] Минни Минави заявила, что SRF возражает против проекта конституционной декларации на том основании, что из декларации было исключено соглашение, достигнутое между составляющими группами FFC в Аддис-Абебе относительно механизмов общенационального мирного процесса в Судане, и что декларация представляет собой право соглашение о разделе между FFC и TMC. [25]
Правовая реформа
[ редактировать ]Правовая реформа была инициирована Политическим соглашением от 17 июля 2019 года, статья 20 которого предписывала «программу правовой реформы, а также восстановление и развитие системы правосудия и прав, а также обеспечение независимости судебной власти и верховенства закона». [26] Многие реформы затрагивают Суданский Уголовный кодекс 1991 года (также известный как Уголовный закон или Уголовный кодекс). [27]
При правлении аль-Башира были предприняты некоторые попытки реформировать законодательство по таким вопросам, как обвинение жертвы внебрачного изнасилования посредством « прелюбодеяния » и безнаказанность за изнасилование в браке , путем внесения в феврале 2015 года поправки в определение изнасилования в статье 149.1 Уголовного кодекса. Однако Некоторые комментаторы, такие как Африканский центр исследований справедливости и мира, утверждали, что эта поправка имеет ряд недостатков. Несмотря на то, что поправка позволила привлечь к ответственности за изнасилование в браке, удалив ссылку на супружескую измену, до сих пор не существует конкретного запрета на изнасилование в браке, а оральное изнасилование не квалифицируется как уголовная ответственность. Более того, статья 149.2 по-прежнему определяет прелюбодеяние и содомию как формы «изнасилования», поэтому заявители по-прежнему рискуют подвергнуться преследованию за супружескую измену или содомию, если они не смогут доказать, что подверглись сексуальным действиям без их согласия. Наконец, важность согласия была уменьшена в пользу принуждения, что противоречило тенденции в международном праве определять сексуальное насилие как отсутствие согласия. [28]
Конституционные принципы правовой реформы (август 2019 г.)
[ редактировать ]Проект конституционной хартии (также известный как проект конституционной декларации), согласованный в августе 2019 года, подробно описывает, как эта реформа должна была проходить в течение 39-месячного переходного периода и на каких областях права она должна быть сосредоточена. Статья 2 Хартии определяет, что: [29]
Переходная конституция Судана 2005 года и конституции провинций [sic] отменены, а изданные на ее основе законы остаются в силе, если только они не будут отменены или изменены. Указы, изданные с 11 апреля 2019 года до даты подписания настоящей Конституционной Хартии, остаются в силе, если они не будут отменены или изменены Переходным военным советом. Если они противоречат каким-либо положениям настоящей Конституционной Хартии, положения настоящей Декларации имеют преимущественную силу.
В статьях 3 и 5 описывается, каким государством и обществом является или должен стать Судан: парламентская демократия с равным гражданством для всех, которая «основана на справедливости, равенстве и разнообразии и гарантирует права человека и основные свободы», где правило преобладает закон, а «нарушения прав человека, международного и гуманитарного права» и другие правонарушения наказываются, в том числе совершенные режимом 1989–2019 годов (пункт повторяется в статье 7.3). Статья 4 устанавливает принцип народного суверенитета и гласит, что положения существующих законов, «противоречащие положениям настоящей Конституционной Хартии, должны быть отменены или изменены в той мере, в какой это необходимо для устранения противоречия». [29]
В статьях 6 и 7 описывается переходный процесс, в ходе которого Судан превратится в то общество, которым он должен стать. Статья 7.5 является почти точной копией статьи 20 Политического соглашения, тем самым подтверждая общую приверженность правовой реформе. Упоминаются дополнительные характеристики:
- 7.2 «Отменить законы и положения, ограничивающие свободы или дискриминирующие граждан по признаку пола».
- 7.7 «Гарантировать и продвигать права женщин в Судане во всех социальных, политических и экономических областях, а также бороться со всеми формами дискриминации в отношении женщин, принимая во внимание временные преференциальные меры как в военное, так и в мирное время».
- 7.15 «Демонтаж структуры режима июня 1989 года для консолидации власти (тамкин) и построение государства законов и институтов». [29]
Статьи с 41 по 66 предусматривают набор основных прав и свобод человека и гражданина, которыми обладают все суданские граждане. Примечательно, что статья 50 запрещает «пытки или жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание, а также унижение человеческого достоинства». Кроме того, статья 53 предусматривала ограничение смертной казни случаями «возмездия ( касас ), наказания худуд или наказания за особо тяжкие преступления в соответствии с законом», освобождая от нее лиц моложе 18 лет или старше 70 лет. от казни и отсрочки казни для беременных и кормящих женщин. [29]
Отмена закона об общественном порядке (ноябрь 2019 г.)
[ редактировать ]Законы [об общественном порядке] были разработаны
намеренно угнетать женщин.
Отмена их означает шаг вперед
за революцию, в которой массы
женщины участвовали. Это очень
победный момент для всех нас.
– Йосра Фуад (29 ноября 2019 г.) [30]
29 ноября 2019 года была отменена статья 152 Уголовного кодекса (обычно называемая Законом об общественном порядке или Законом об общественном порядке). [31] [32] Это вызвало споры по разным причинам, например, потому, что его использовали для наказания женщин, которые носили брюки в общественных местах, нанося им 40 ударов плетью. [32] Другие ограничения, направленные против женщин, которые были отменены, включали отсутствие свободы в одежде (в виде обязательного хиджаба и других мер), передвижении, объединении, работе и учебе. Предполагаемые нарушения (многие из которых активисты сочли «произвольными») наказывались арестом, избиениями и лишением гражданских прав, таких как свобода объединений и выражения мнений. [30] По словам Ихсана Фагири, лидера инициативы «Нет угнетению женщин» , только в 2016 году около 45 000 женщин были привлечены к ответственности по Закону об общественном порядке. Это рассматривалось как важный первый шаг на пути к постепенной правовой реформе, направленной на улучшение статуса прав женщин в стране, как это предусмотрено Хартией. [32]
В тот же день был принят Закон о демонтаже режима спасения, согласно которому была расформирована бывшая правящая партия Национальный конгресс Омара аль-Башира, создан комитет по конфискации огромных активов партии (многие из которых якобы были незаконно получены от населения путем «грабежей», «воровства» и коррупции) и запретил «символам режима или партии» «заниматься какой-либо политической деятельностью сроком на 10 лет». [33]
Закон о различных поправках (апрель – июль 2020 г.)
[ редактировать ]22 апреля 2020 года Переходный законодательный совет принял ряд законопроектов, вносящих поправки в другие части Уголовного кодекса 1991 года. Среди прочего, калечащие операции на женских половых органах (КОЖПО) были криминализированы и наказуемы штрафом и лишением свободы на срок до трех лет. [34] Полученные в результате правовые изменения были объединены в «Закон о различных поправках» (который некоторые СМИ также называют «Законом об основных правах и свободах»). [35] [36] ) и отправлены на утверждение в Суверенный совет , которому потребовалось несколько месяцев на их рассмотрение. По словам министра юстиции Насреддина Абдельбари , некоторые детали были добавлены в закон Министерством юстиции после комментариев, сделанных Суверенным советом, "таким образом, чтобы не подрывать закон". [37] Закон о различных поправках был наконец подписан председателем Суверенного совета Абдель Фаттахом аль-Бурханом. [36] и опубликован в Официальном вестнике 9 июля 2020 года и, таким образом, стал законом. [38]
Закон о различных поправках (или «Закон об основных правах и свободах»). [36] ) имело различные последствия, в том числе следующие:
- Калечащие операции на женских половых органах (КОЖПО) были криминализированы и наказуемы штрафом и лишением свободы на срок до трех лет. [34]
- Отступничество мусульман больше не каралось смертью, а такфир был объявлен уголовным преступлением. Статья 126 Уголовного кодекса 1991 года предусматривала смертную казнь или пожизненное заключение за отказ от ислама. [39] Сообщается, что отступничество по-прежнему считается незаконным, хотя наказание за него неясно, а прокурорам было приказано защищать обвиняемых в вероотступничестве. [40]
- Женщинам больше не нужно было получать разрешение от родственника-мужчины для выезда за границу со своими детьми. [38] [39]
- Порка как вид наказания была отменена. [39]
- были В закон о содомии внесены поправки: участники анального секса мужского пола (содомия между двумя мужчинами или между мужчиной и женщиной) больше не наказывались смертью или поркой, но по-прежнему наказывались тюремным заключением. [41]
- Немусульманам (около 3% населения Судана) больше не запрещалось продавать, импортировать и употреблять алкоголь (статьи 78 и 79). [36] Между тем, мусульманам по-прежнему запрещено употреблять алкоголь, а закон не касается открытия баров, что, по мнению Абдельбари, является более сложным вопросом, который необходимо обсудить в будущем. [40] Он заявил, что если мусульманин и немусульманин будут уличены в совместном употреблении алкоголя, последнему могут быть предъявлены обвинения в соучастии. [37]
- В Закон об информации были внесены поправки, смягчающие наказание за любое нарушение; тем не менее было сочтено важным, чтобы прокурор мог юридически противостоять «слухам и ложным обвинениям». [40]
Кроме того, в тот же день были подписаны законопроект о реформировании правовой и судебной системы и Закон о борьбе с киберпреступностью. [36]
Разделение религии и государства и признание многообразия (сентябрь 2020 г.)
[ редактировать ]В рамках продолжающегося мирного процесса между переходным правительством и различными повстанческими группировками 3 сентября 2020 года в Аддис-Абебе было достигнуто соглашение об отделении религии от государства и отсутствии дискриминации в отношении чьей-либо этнической принадлежности, чтобы обеспечить равное обращение со всеми гражданами Судана. . В декларации принципов говорилось, что «Судан является многорасовым, многоэтническим, многоконфессиональным и многокультурным обществом. Должно быть подтверждено полное признание и принятие этих различий. (...) Государство не должно учреждать должностное лицо. Ни один гражданин не может подвергаться дискриминации по признаку своей религии». [42] Секуляризм уже давно является требованием повстанческой группировки НОДС-Северный аль-Хилу , представитель которой заявил: «Проблема в том, (...) разобраться, почему люди стали повстанцами? Потому что нет равных прав гражданства, нет и распределения. богатства, в стране нет равного развития, нет равенства между черными и арабами, мусульманами и христианами». [43]
Реакция и требования активистов
[ редактировать ]Активисты за права женщин, такие как журнала 500 Words Magazine редактор Ола Диаб и юрисконсульт Redress Чарли Лаудон, приветствовали отмену репрессивных мер и ограничений в отношении женщин как «большие первые шаги». Они подчеркнули, что новые законы необходимо обеспечить соблюдение, а от отмененных законов также следует отказаться на практике, что потребует пересмотра внутренней политики государственных органов, таких как полиция, армия и разведывательные службы. Несколько других законов, которые активисты требовали отменить, включали судебное преследование жертв изнасилования за «прелюбодеяние» (статья 149.2) и женщин в смешанных полах за «проституцию» (статья 154), [32] другие статьи, диктующие женский дресс-код, а также роспуск полиции общественного порядка и специализированных судов, которые были частью «режима общественного порядка». [30] Министр юстиции Абдельбари заявил в июле 2020 года, что он также рассматривает возможность отмены Закона о личном статусе для защиты прав женщин. [37] Региональный директор Стратегической инициативы в интересах женщин Африканского Рога (SIHA) Хала аль-Кариб похвалила закон «как хороший шаг в правильном направлении», но призвала переходное правительство продолжить реформы, отметив, что система опеки по-прежнему обеспечивается посредством других законов, таких как «паспорта, иммиграция, выдача официальных документов и даже регистрация смертей и рождений». [38] Аль-Кариб также призвал правительство подписать, ратифицировать и соблюдать положения Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) и Протокола к Африканской хартии прав человека и народов о правах женщин. Женщины в Африке (Протокол Мапуту) . [38] Другие активисты утверждали, что существуют и другие формы «правовой дискриминации», которые делают женщин уязвимыми к насилию, такие как « изнасилование в браке , и им не позволяют выходить из дома, работать, выбирать, где жить, и [с ними] обращаются менее одинаково со стороны другие члены семьи». [38]
Суданские ЛГБТ +-активисты приветствовали отмену смертной казни и порку за анальный секс как «отличный первый шаг», но заявили, что этого пока недостаточно, и конечной целью должна стать полная декриминализация сексуальной активности геев. [41]
Хьюман Райтс Вотч (HRW) похвалила переходное правительство за различные шаги, которые оно предприняло для правовой реформы, включая отмену закона об общественном порядке и закона о вероотступничестве, криминализацию КОЖПО и одобрение законопроектов о создании комиссий по работе с человеческими правами. права и реформы правосудия переходного периода, но призвал его ускорить темпы правовой и институциональной реформы и лучше консультироваться с группами гражданского общества по поводу новых законов перед их принятием. [36]
Комиссия США по международной религиозной свободе (USCIRF), ранее исключившая Судан из списка «стран, вызывающих особое беспокойство» (где он находился в 2000–2019 годах) из-за его первоначальных реформ, приветствовала, в частности, новые реформы, касающиеся отменить закон о богохульстве прав женщин и закон о вероотступничестве 15 июля 2020 года. Однако он призвал суданских законодателей также (статья 125 Уголовного кодекса Судана) и обеспечить, «чтобы законы, регулирующие разжигание ненависти, соответствовали международным стандартам в области прав человека и не препятствовать свободе религии или убеждений». [35]
Политическое соглашение TMC–FFC и Конституционная декларация
[ редактировать ]TMC и FFC подписали письменную форму Политического соглашения 17 июля 2019 года. [4] перед свидетелями, представляющими Африканский Союз , Эфиопию и другие международные организации. [5]
Элементы соглашения включали:
- создание Суверенного совета в составе 11 членов, в который входят пять военных и пять гражданских лиц, которые будут выбраны обеими сторонами, и один гражданский человек, который будет согласован на взаимной основе; [19] [5]
- переходный период продолжительностью 3 года и 3 месяца, возглавляемый членом TMC в течение первых 21 месяца и гражданским членом Суверенного совета в течение следующих 18 месяцев; [19] [5]
- создание конституционного документа переходного периода; [5] В статье 9.(a) проекта конституционной декларации от 4 августа Совет суверенитета определяется как глава государства Судан; [11]
- Совет министров, который будет назначаться в основном ФФК, при этом Совет суверенитета и его военные члены будут играть частичную роль в принятии решения; [19] [5]
- запрет членам Суверенного совета переходного периода, Совета министров и губернаторов штатов выдвигать кандидатуры на первых выборах, завершающих переходный период; [5]
- , законодательный совет который будет создан в течение трех месяцев после создания Суверенного совета; [44] [5]
- создание суданского [44] «точное и прозрачное» независимое расследование резни в Хартуме и «связанных с ней» нарушений прав человека; [19] [5]
- шестимесячная программа мира для Дарфура, Голубого Нила и Южного Кордофана; [5]
- инициирование процедуры подготовки новой конституции; [5]
- создание правосудия переходного периода . механизмов [5]
Демократические выборы для определения руководства после 39-месячного переходного периода были упомянуты в первоначальном устном соглашении. [3] и упомянуто в письменном соглашении. [5] Статья 19 проекта конституционной декларации запрещает «председателю и членам Суверенного совета, а также министрам, губернаторам провинций или главам регионов» «[участвовать] в публичных выборах», которые следуют за 39-месячным переходным периодом. [11] Статья 38.(c)(iv) декларации гласит, что председатель и члены Избирательной комиссии должны назначаться Суверенным советом по согласованию с Кабинетом министров. [11]
Проект конституционной декларации
[ редактировать ]В письменной сделке от 17 июля, как и в первоначальной устной сделке, говорилось: [23] что было запланировано конституционное соглашение на переходный период и что подготовка к созданию новой постоянной конституции будет осуществляться в течение переходного периода. [5] Предыдущей конституцией Судана была Временная национальная конституция 2005 года . [45]
25 июля Мохамед Эль Хафиз из юридического комитета FFC заявил о запрошенных FFC изменениях в проекте конституционной декларации. FFC удалила проект статьи декларации, которая предоставляла иммунитет от судебного преследования лидерам TMC и Суверенного совета. FFC потребовал, чтобы реформа сил безопасности проводилась гражданскими, а не военными властями; что Суверенный совет должен иметь только церемониальные полномочия; что Суверенный совет и Кабинет министров должны вместе подготовить законы до создания Законодательного совета; и что Законодательный совет должен обладать полными законодательными полномочиями, включая создание комиссий по земельной, законодательной и избирательной реформе. Комментарии ФФК к проекту охватили «85 статей и пунктов». [46]
Конституционная декларация [10] [11] был подписан Ахмедом Раби от FFC и заместителем главы TMC Мохамедом Хамданом Дагало 4 августа 2019 года в присутствии посредников Эфиопии и Африканского союза. Полная ратификация была запланирована на 17 августа 2019 года. [12]
Переходный совет суверенитета
[ редактировать ]состоящий из 11 членов, Суверенный совет, определен статьей 9.(a) проекта конституционной декларации от 4 августа как глава государства Судан. [11] В планируемый состав Совета суверенитета входят военные Абдель Фаттах аль-Бурхан , Мохамед Хамдан Дагало («Хемедти»), генерал-лейтенант Ясир аль-Атта и два других военнослужащих, выбранные TMC; [13] пять гражданских лиц, выбранных FFC: Айша Муса эль-Саид , Сиддиг Тауэр, Мохамед Эльфаки Сулейман, Хасан Шейх Идрис и Мохаммед Хасан аль-Таиши; [47] [48] и гражданское лицо Раджа Никола , выбранное по взаимному согласию. [48] В состав Совета суверенитета в основном входят мужчины, и в его состав входят только две женщины: Аиша Муса и Раджа Никола. [49]
Совет Министров
[ редактировать ]Политическое соглашение предоставило FFC право выбора министров переходного правительства. [19] с суверенным советом, имеющим право вето на кандидатуры, [44] за исключением министров обороны и внутренних дел, которые должны быть «выбраны» военными членами Суверенного совета и «назначены» премьер-министром. [5] Премьер-министр может «в исключительных случаях назначить двух членов, имеющих партийную квалификацию, на министерские должности». [5]
Глава 5 (статья 14) проекта конституционной декларации определяет переходный кабинет аналогичным образом и дает премьер-министру право выбирать других членов кабинета из списка, предоставленного ему или ей ФФК. Члены кабинета министров «утверждаются Суверенным советом». [11] [10]
Статья 16.(a) проекта конституционной декларации требует, чтобы премьер-министр и члены кабинета были «суданцами по рождению», не моложе 25 лет и не имели судимости за «преступления чести». Статья 16.(b) исключает лиц с двойным гражданством из должности министра обороны, внутренних дел, иностранных дел или юстиции, если исключение не согласовано Суверенным советом и ФФК для должности премьер-министра или Суверенным советом и премьер-министром. на министерские должности. [11]
Абдалла Хамдок , суданский государственный администратор, занимавший многочисленные международные административные должности в конце двадцатого и начале двадцать первого веков, [50] был назначен ФФК на пост премьер-министра, официальное назначение запланировано на 20 августа 2019 года. [47]
Переходный законодательный совет
[ редактировать ]Глава 7 проекта конституционной декларации от 4 августа определяет планы Временного законодательного совета . [11]
Переходное соглашение (23.(4) проекта Конституционной декларации [11] [10] ) устанавливает, что переходный Законодательный совет будет сформирован через три месяца после начала переходного периода, [44] после определения суверенного совета и кабинета министров. [19]
В соглашении от 17 июля FFC и TMC договорились не прийти к согласию по поводу пропорций членского состава Законодательного совета. FFC «подтверждает свою приверженность» выбору двух третей членов совета, а TMC «подтверждает свою позицию по пересмотру процентного содержания членов законодательного совета». FFC и TMC согласились, что их соответствующие члены Суверенного совета продолжат «обсуждение» этого вопроса. [5] В пункте 23.(3) проекта конституционной декларации от 4 августа 67% членов должны быть выбраны ФФК, а 33% - «другими силами», которые не подписали декларацию ФФК от января 2019 года. [11]
Статья 23.(3) проекта конституционной декларации от 4 августа устанавливает минимальную 40-процентную квоту для женщин-членов Переходного законодательного совета. [11] [10] Статья 23.(1) устанавливает максимальное количество членов в 300 и исключает членство членов Национального конгресса , который доминировал при аль-Башире, и политических сил, которые участвовали в правительстве аль-Башира. [11] В соответствии со статьей 25 членство открыто для граждан Судана в возрасте не менее 21 года, которые «[обладают] честностью и компетентностью», не были осуждены за «честь, надежность или финансовую ответственность» и умеют читать и писать . [11]
Судебные органы
[ редактировать ]Глава 8 проекта Конституционной декларации от 4 августа заменяет ранее существовавшие судебные органы новым Высшим судебным советом и Конституционным судом. В статье 29.(2) он заявляет, что «судебная власть» независима от Совета суверенитета, Переходного законодательного совета и «исполнительной власти» и обладает достаточными финансовыми и административными ресурсами для того, чтобы быть независимой. В статье 30.(1) Конституционный суд определяется как независимый и отдельный от судебной власти. [11] [10]
предлагали Первоначально газеты «Хартум Стар» и «Судан Дейли» , чтобы Немат Абдулла Хайр был приведен к присяге в качестве главного судьи 20 августа. [51] или 21 августа 2019 г. [52] 10 октября 2019 года ее кандидатура утверждена указом. [53] Статья 29.(3) гласит, что глава судебной власти также является председателем Верховного суда и «отвечает за управление судебной властью перед Высшим судебным советом». [11] [10]
Права человека
[ редактировать ]В проекте конституционной декларации от 4 августа глава 14 определяет «Права и свободы». Статья 41.(2) гласит, что все международные соглашения, пакты и хартии по правам человека, ратифицированные Республикой Судан, считаются «неотъемлемой частью» проекта конституционной декларации. [11]
Расследование
[ редактировать ]5 июля сделка была описана как предусматривающая проведение «прозрачного и независимого расследования» событий, последовавших за суданским государственным переворотом 2019 года , включая резню в Хартуме . [19] 8 июля агентство Associated Press назвало расследование «суданским». [44] В письменном политическом соглашении от 17 июля говорилось, что комитет по расследованию «при необходимости может обратиться за любой поддержкой со стороны Африки». [5]
В проекте Конституционной декларации от 4 августа расследование упоминается в статье 7.(16) как элемент «Мандата переходного периода», определяя его масштаб как «нарушения, совершенные 3 июня 2019 года, а также события и инциденты, в ходе которых были нарушены были нарушены права и достоинство гражданских и военных граждан». [11] Следственный комитет должен быть создан в течение месяца после назначения премьер-министра на основании «приказа», который «гарантирует, что он будет независимым и будет обладать всеми полномочиями по расследованию и определению сроков своей деятельности». [11]
- Иммунитет
По словам анонимного военного чиновника, присутствовавшего на переговорах перед 5 июля и цитируемого The Christian Science Monitor , американские переговорщики во главе с Дональдом Э. Бутом предложили, чтобы членам TMC был гарантирован иммунитет от судебного преследования в ходе расследования. Военный чиновник заявил: «Американцы требовали заключения сделки как можно скорее. Их послание было ясным: разделение власти в обмен на гарантии того, что никто из членов совета не будет предан суду». [54] 13 июля ФФК выступил против включения подозреваемых в массовых убийствах в Хартуме 3 июня в состав следственного комитета. [23]
В письменном соглашении от 17 июля не упоминается иммунитет членов TMC. [5] 25 июля Мохамед Эль-Хафиз из юридического комитета ФФК высказал свою просьбу о внесении изменений в проект конституционной декларации. Это включало удаление проекта статьи, которая предоставляла бы иммунитет от судебного преследования лидерам TMC и Суверенного совета. Эль-Хафиз заявил, что ни абсолютный, ни процедурный иммунитет не будет принят ни для какого лидера. [46] 31 июля лидер TMC аль-Бурхан «подтвердил, что члены [хунты] не желают иммунитета». [55] 1 августа FFC признал, что члены Суверенного совета могут иметь «процессуальный иммунитет», который означает, что члены Суверенного совета будут иметь иммунитет, который может быть снят квалифицированным большинством в две трети голосов законодательного совета. [56]
В проекте конституционной декларации от 4 августа статья 21 предоставляет процедурный иммунитет членам Совета суверенитета, Кабинета министров, Переходного законодательного совета, губернаторам провинций и главам регионов, а статья 21.(2) дает Переходному законодательному совету право снять этот иммунитет простым большинством голосов. [11] [10]
- Создание
Комиссия по расследованию хартумской резни , возглавляемая адвокатом-правозащитником Набилем Адибом , была назначена 20 октября 2019 года премьер-министром Хамдоком . [57]
Всеобъемлющий мир
[ редактировать ]В проекте конституционной декларации от 4 августа в статье 7.(1) указано « достижение справедливого и всеобъемлющего мира , прекращение войны путем устранения корней суданской проблемы», первый пункт «Мандата переходного периода», и Подробности приведены в главе 15, статьях 67 и 58 документа. [10] [11] В статье 67.(b) говорится, что мирное соглашение должно быть заключено в течение шести месяцев с момента подписания проекта конституционной декларации. Статья 67.(c) требует от женщин участия на всех уровнях мирной процедуры и применения Резолюции 1325 Совета Безопасности ООН , а юридическое установление прав женщин рассматривается в статье 67.(d). Другие механизмы реализации всеобъемлющего мирного процесса перечислены в статьях 67.(e) (прекращение боевых действий, открытие коридоров гуманитарной помощи, освобождение и обмен пленными), 67.(f) (амнистии политическим лидерам и членам вооруженных оппозиционных движений), и 67.(g) (ответственность за преступления против человечности и военные преступления и судебные разбирательства в национальных и международных судах). [10] В статье 68 перечислены 13 «основных вопросов мирных переговоров». [10]
, Южный Судан, между суданскими властями и повстанческими группировками было подписано мирное соглашение 31 августа 2020 года в Джубе о прекращении вооруженных боевых действий. [58] По условиям соглашения, подписавшие его фракции получат право на пять министров в переходном кабинете министров и четверть мест в переходном законодательном органе . На региональном уровне подписавшие стороны будут иметь право на 40% мест в переходных законодательных органах своих штатов. [59] Окончательное соглашение было достигнуто в начале сентября. В этом соглашении говорилось, что «Судан является многорасовым, многоэтническим, многоконфессиональным и многокультурным обществом. Необходимо подтвердить полное признание и принятие этих различий. (...) Государство не может устанавливать официальную религию. Ни один гражданин не может подвергаться дискриминации по признаку религии». [42]
Протесты в 2019–2021 гг.
[ редактировать ]Протесты продолжались во время создания институтов переходного периода по таким вопросам, как назначение нового главного судьи Судана и генерального прокурора, [60] убийства мирных жителей Силами быстрой поддержки (RSF), [61] [62] токсическое воздействие цианида и ртути при добыче золота в Северном штате и Южном Кордофане , [63] протесты против губернатора штата в Эль-Гадарифе и против показательных процессов над координаторами Суданской ассоциации профессионалов (SPA), [64] и чтобы чиновники предыдущего правительства были уволены в Красном море и Белом Ниле . [64]
Иностранное влияние на переходный период
[ редактировать ]Группа из четырех государств ( Саудовская Аравия , Объединенные Арабские Эмираты , Великобритания и США) , получившая название QUAD для Судана, была сформирована в 2021 году. [65] способствовать посредничеству и переговорам вместе с Организацией Объединенных Наций и Африканским союзом . Саудовская Аравия и ОАЭ желают ограничить влияние исламистов, а Великобритания и США желают ограничить влияние России в стране. [66] [67] «Квад» заявил, что поддержал переход к демократическому правительству, возглавляемому гражданами. [68] [69]
Администрация Трампа пыталась убедить переходное правительство нормализовать израильско-суданские отношения путем заключения официального мирного соглашения. Оно также предложило исключить Судан из списка государств-спонсоров терроризма в обмен на 335 миллионов долларов США в качестве компенсации семьям жертв взрывов посольства США в 1998 году, организованных «Аль-Каидой» , в которых, как утверждало правительство США, предыдущий суданский режим сыграл свою роль. роль в. Для переходного правительства Судана было важно получить финансовую помощь и открыть торговые возможности в разгар нескольких продолжающихся кризисов, включая десятилетия плохого управления экономикой при режиме Башира, незавершенный внутренний мирный процесс, недавние политические потрясения и пандемию COVID. Пандемия -19, в результате которой миллионы суданцев оказались в затруднительном положении из-за резкого роста цен на продовольствие и топливо. Поэтому в середине октября 2020 года оно согласилось выплатить компенсацию и дистанцировалось от протеррористической деятельности режима Башира, чтобы отменить антитеррористические санкции, введенные в 1993 году, получить доступ к внешним кредитам и восстановить экономику. Кроме того, Судан уже вел переговоры о мире с Израилем и к середине октября согласился разрешить полеты в Израиль над своей территорией. [70] [71]
На 100-й день войны в Судане продолжаются столкновения между армией и Силами быстрой поддержки , в результате которых более 3 миллионов человек были перемещены и 1136 человек погибли. 23 июля 2023 г. [72]
Переворот 2021 года и его последствия
[ редактировать ]25 октября 2021 года суданские военные во главе с генералом Абдель Фаттахом аль-Бурханом взяли под свой контроль правительство в результате военного переворота. Первоначально были задержаны по меньшей мере пять высокопоставленных государственных деятелей. [73] Гражданский премьер-министр Абдалла Хамдок отказался заявить о поддержке переворота и 25 октября призвал к народному сопротивлению; его перевели под домашний арест 26 октября . Гражданские группы, в том числе Суданская ассоциация профессионалов и «Силы свободы и перемен», призвали к гражданскому неповиновению и отказу сотрудничать с организаторами государственного переворота. 21 ноября 2021 года аль-Бурхан освободил премьер-министра Абдаллу Хамдока из-под домашнего ареста, и они подписали соглашение, восстанавливающее Хамдока в должности премьер-министра и обещавшее освободить политических заключенных. [74] Хамдок подал в отставку 2 января 2022 года на фоне продолжающихся протестов. [ нужна ссылка ]
Африканский Союз приостановил членство Судана, а США и Европейский Союз заморозили помощь Судану в целях развития. Помощь Международного валютного фонда и Всемирного банка прекратилась, а экономика Судана продолжала снижаться. [75]
К апрелю 2022 года было неясно, продолжится ли переход Судана к демократии, поскольку военное правительство укрепляло свои связи с Россией , в том числе после того, как года началось российское вторжение в Украину. 24 февраля 2022 Мирные жители Судана ежедневно выходили на улицы, призывая к созданию гражданского правительства и скандируя «Военные, возвращайтесь в казармы», переговоры между военным руководством и Комплексной миссией Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в переходный период в Судане (УНИТАМС) под руководством Волкера Пертес стал напряженным. [76]
Рамочное соглашение от декабря 2022 г.
[ редактировать ]5 декабря 2022 года представители 40 гражданских групп, в том числе представитель FFC , а также военные лидеры аль-Бурхан и Хемедти, подписали новое рамочное соглашение о переходе к гражданскому правительству. [77] [78] [79] Соглашение, большая часть которого ранее была включена в соглашение в Джубе 2020 года, обязывало военных назначить гражданское правительство, включая гражданского премьер-министра. [80] После назначения переходного правительства начнется новый двухлетний переходный период, который завершится выборами. В сделке не была указана дата окончательного соглашения, а некоторые спорные вопросы остались для будущих переговоров, что привело к протестам. [81] суданскими комитетами сопротивления . [77]
«Окончательное соглашение» планировалось подписать 6 апреля 2023 года. 6 апреля Шехаб Ибрагим из FFC-CC (Центральный совет FFC) заявил, что был достигнут «важный прорыв» в переговорах между гражданскими и военными группировками и что новые даты подписания Окончательного соглашения обсуждаются. В тот же день FFC-DB (FFC-Демократический блок), который не подписал «Рамочное соглашение» от декабря 2022 года, сообщил о прогрессе в переговорах о разделении власти в Джубинском мирном соглашении . [82]
Анализ
[ редактировать ]В марте 2023 года дипломат Розалинда Марсден назвала рамочное соглашение от декабря 2022 года «важным шагом к устранению ущерба» от переворота в октябре 2021 года. Марсден описал роль суданских комитетов сопротивления как ключевой фактор, убедивший военных в том, что их переворот провалился. Она заявила, что возможными помехами демократическому переходу могут стать Народные силы обороны, связанные с Национальным исламским фронтом бывшего правительства аль-Башира, воссозданные под новыми названиями. Марсден заявил, что сторонники бывшего правительства аль-Башира использовали онлайн-социальные сети, чтобы нарушить Рамочное соглашение и посеять раскол между СВС и RSF. [78]
конфликт 2023 года
[ редактировать ]15 апреля 2023 года переход был снова прерван, когда Силы быстрой поддержки начали атаки на правительственные позиции. По состоянию на 22 июля 2024 г. [update]И RSF, и аль-Бурхан заявили о контроле над правительственными объектами; боевые действия продолжались. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ФАКТЫ – Президент Судана Омар Хасан аль-Башир» . Рейтер . 14 июля 2008 года . Проверено 16 июля 2008 г.
- ^ «Судан Ибн Ауф уходит с поста главы военного совета» . Аль Джазира . Проверено 15 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кирби, Джен (6 июля 2019 г.). «Военная и гражданская оппозиция Судана достигли соглашения о разделе власти» . Вокс . Архивировано из оригинала 5 июля 2019 г. Проверено 06 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Международное сообщество аплодирует политическому соглашению с Суданом» . Радио Дабанга . 18 июля 2019 г. Архивировано из оригинала 18 июля 2019 г. Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в ФФК ; ТМЦ ; Идрис, Инсаф (17 июля 2019 г.). «Политическое соглашение о создании структур и институтов переходного периода между Переходным военным советом и Декларацией свободы и сил перемен» (PDF) . Радио Дабанга . Архивировано (PDF) из оригинала 18 июля 2019 г. Проверено 18 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Перемещенные лица в Дарфуре отвергают соглашение между оппозицией и хунтой» . Радио Дабанга . 2019-07-12. Архивировано из оригинала 14 июля 2019 г. Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Суданские повстанцы отвергают политическое соглашение хунты и оппозиции» . Радио Дабанга . 18 июля 2019 г. Архивировано из оригинала 18 июля 2019 г. Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Суданская оппозиция: Политическое согласие дает всю власть хунте» . Радио Дабанга . 20 июля 2019 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2019 г. Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сеть суданских журналистов критикует сделку хунты и оппозиции» . Радио Дабанга . 29 июля 2019 г. Архивировано из оригинала 20 июля 2019 г. Проверено 20 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м ФФК ; ТМК (04 августа 2019 г.). «(Конституционная декларация (арабский))» [(Конституционная декларация)] (PDF) . поднятьthevoices.org (на арабском языке). Архивировано (PDF) из оригинала 5 августа 2019 г. Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В ФФК ; ТМЦ ; ИДЕЯ ; Ривз, Эрик (10 августа 2019 г.). «Судан: проект конституционной хартии на переходный период 2019 года» . sudanreeves.org . Архивировано из оригинала 10 августа 2019 г. Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Подписана Конституционная декларация Судана – о создании Суверенного совета будет объявлено через две недели» . Радио Дабанга . 04.08.2019. Архивировано из оригинала 4 августа 2019 г. Проверено 4 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Лидеры протестов в Судане и военные подписывают соглашение о переходном правительстве» . Аль-Джазира на английском языке . 17.08.2019. Архивировано из оригинала 17 августа 2019 г. Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «По меньшей мере 25 убиты, 183 ранены в продолжающихся столкновениях по всему Судану, поскольку военизированная группировка утверждает контроль над президентским дворцом» . CNN . 15 апреля 2023 г. Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ «Выборы в Судане» . Зритель . 1948-11-26. Архивировано из оригинала 13 июля 2019 г. Проверено 13 июля 2019 г.
- ^ Дольф Штернбергер , Бернхард Фогель , Дитер Нолен и Клаус Ландфрид (1978) Выборы парламентов: Том II: Африка, вторая половина тома , стр. 1954
- ^ «Суданские генералы и протестующие достигли знакового соглашения» . Ближний Восток онлайн . 05.07.2019. Архивировано из оригинала 8 июля 2019 г. Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Военная хунта и Альянс за свободу и перемены достигли соглашения о переходном периоде в Судане» . Радио Дабанга . 05.07.2019. Архивировано из оригинала 9 июля 2019 г. Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж « Наша революция победила»: Суданская оппозиция хвалит сделку с военными» . Аль-Джазира на английском языке . 5 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2021 года . Проверено 5 июля 2019 г.
- ^ «Миннави и аль-Нур отвергают соглашение о переходном правлении в Судане» . Судан Трибьюн . 07.07.2019. Архивировано из оригинала 6 июля 2019 г. Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ «Суданцы празднуют соглашение между хунтой и оппозицией» . Радио Дабанга . 07.07.2019. Архивировано из оригинала 7 июля 2019 г. Проверено 7 июля 2019 г.
- ^ «Делегации FFC и SRF прибывают в Аддис-Абебу для переговоров о переходном процессе в Судане» . Судан Трибьюн . 09.07.2019. Архивировано из оригинала 9 июля 2019 г. Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Демонстранты в Судане требуют справедливости для жертв репрессий в армии» . Аль-Джазира на английском языке . 13 июля 2019 г. Архивировано из оригинала 13 июля 2019 г. Проверено 13 июля 2019 г.
- ^ «Перемещенные лица из Дарфура денонсируют Конституционную декларацию» . Радио Дабанга . 06.08.2019. Архивировано из оригинала 31 августа 2020 г. Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ «Минави: Конституционная декларация Судана «игнорирует Аддис-Абебское соглашение» » . Радио Дабанга . 07.08.2019. Архивировано из оригинала 22 мая 2021 г. Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ Политическое соглашение о создании структур и институтов переходного периода между Переходным военным советом и Декларацией свободы и Сил перемен . Переходный военный совет и Силы свободы и перемен. 17 июля 2019 года . Проверено 20 июля 2020 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Во имя Бога Милосердного Милосердного. Уголовный кодекс 1991 года» (PDF) . Европейская информационная сеть о странах происхождения . Австрийский центр исследований и документации стран происхождения и убежища (ACCORD). 20 февраля 1991 года . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ «Новый закон Судана об изнасилованиях и сексуальных домогательствах. Один шаг вперед, два шага назад?» (PDF) . Африканский центр исследований справедливости и мира. 8 марта 2016 года . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Проект Конституционной Хартии на переходный период 2019 года» . Кирилла . Переходный военный совет и Силы свободы и перемен. 4 августа 2019 г. Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Зейнаб Мохаммед Салих и Джейсон Берк (29 ноября 2019 г.). «Судан «на пути к демократии», поскольку бывшая правящая партия распущена» . Хранитель . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ Джеймс Копнелл (29 ноября 2019 г.). «Суданский кризис: женщины хвалят отмену строгого закона об общественном порядке» . Новости Би-би-си . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Камиль Ахмед (16 июля 2020 г.). « Спасибо, наша славная революция»: активисты реагируют на то, что Судан отменяет исламистские законы» . Хранитель . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ «Судан распускает Партию Национальный конгресс и отменяет законопроект об общественном порядке» . Радио Дабанга . 29 ноября 2019 года . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Деклан Уолш (30 апреля 2020 г.). «В честь победы женщин в Судане калечащие операции на женских половых органах объявлены вне закона» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «USCIRF приветствует отмену Суданом Закона о вероотступничестве посредством принятия нового Закона об основных правах и свободах» . Комиссия США по международной религиозной свободе. 15 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 16 июля 2020 года . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Судан отменяет строгое исламское законодательство» . Радио Дабанга . 13 июля 2020 г. Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Новый закон отменяет вероотступничество и разрешает употребление алкоголя немусульманам» . Суданская дань . 11 июля 2020 г. Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Судан официально обнародует закон, обеспечивающий свободу женщин» . Суданская дань . 10 июля 2020 г. Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Судан отменяет закон о вероотступничестве и запрет на алкоголь для немусульман» . Новости Би-би-си . 12 июля 2020 г. Проверено 12 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Министр юстиции Судана разъясняет отмену строгих законов» . Радио Дабанга . 13 июля 2020 г. Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пан Баркави, Рэйчел Сэвидж (16 июля 2020 г.). « «Отличный первый шаг»: в Судане отменяется смертная казнь и порка за однополый секс» . Рейтер . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Атит (4 сентября 2020 г.). «Правительство Судана соглашается разделить религию и государство» . Голос Америки . Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ Набиль Бьяхо (2 сентября 2020 г.). «Суданская несогласная группа: мирное соглашение не устраняет коренные причины конфликта» . Голос Америки . Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Военный совет Судана будет распущен в рамках переходного соглашения» . ВТОП-FM . АП . 08.07.2019. Архивировано из оригинала 8 июля 2019 г. Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ «Временная национальная конституция Республики Судан, 2005 г.» (PDF) . Refworld.org . УВКБ ООН . Архивировано (PDF) из оригинала 8 июля 2019 г. Проверено 1 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Продемократическое движение Судана завершает проект конституционной декларации» . Радио Дабанга . 28 июля 2019 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2019 г. Проверено 29 июля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Суданская оппозиционная коалиция назначает пять гражданских членов суверенного совета» . Томсон Рейтер . 18 августа 2019 г. Архивировано из оригинала 18 августа 2019 г. Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ФФК наконец-то согласовала кандидатов в Суверенный совет Судана» . Судан Трибьюн . 20 августа 2019 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2019 г. Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ «Союз суданских женщин протестует против кандидатов от FFC» . Радио Дабанга . 18 августа 2019 г. Архивировано из оригинала 19 августа 2019 г. Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ «Абдалла Хамдок – заместитель исполнительного секретаря Экономической комиссии ООН для Африки» . Организация Объединенных Наций по промышленному развитию . 2018. Архивировано из оригинала 13 августа 2019 г. Проверено 13 августа 2019 г.
- ^ «Историческое событие… Назначение женщины главой юстиции Судана» . Хартум Стар . 21 августа 2019 г. Архивировано из оригинала 24 августа 2019 г. Проверено 25 августа 2019 г.
- ^ «TMC и FFC выбирают нового главного судью» . Судан Дейли . 21 августа 2019 г. Архивировано из оригинала 24 августа 2019 г. Проверено 25 августа 2019 г.
- ^ «Судан назначает первую женщину председателем Верховного суда» . Радио Дабанга . 10.10.2019. Архивировано из оригинала 10 октября 2019 г. Проверено 10 октября 2019 г.
- ^ Мэгди, Сами (08 июля 2019 г.). «Судан: международное давление позволило заключить пакт о разделе власти» . Христианский научный монитор . Архивировано из оригинала 8 июля 2019 г. Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ «Посредник АС: Конституционная декларация Судана близка к завершению» . Радио Дабанга . 01.08.2019. Архивировано из оригинала 01 августа 2019 г. Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ «Четверо протестующих убиты боевыми патронами в суданском Омдурмане» . Аль-Джазира на английском языке . 01.08.2019. Архивировано из оригинала 02 августа 2019 г. Проверено 2 августа 2019 г.
- ^ Абдельазиз, Халид (21 октября 2019 г.). «Десятки тысяч митингуют против бывшей правящей партии Судана» . Томсон Рейтер . Архивировано из оригинала 21 октября 2019 г. Проверено 21 октября 2019 г.
- ^ «Судан подписывает мирное соглашение с повстанческими группировками из Дарфура» . Аль Джазира . 31 августа 2020 г.
- ^ «Судан подписывает мирное соглашение с ключевыми повстанческими группировками, некоторые сопротивляются» . Рейтер . 31 августа 2020 г. – через www.reuters.com.
- ^ «Суданцы требуют справедливости в ходе первого протеста под кабинетом Хамдока» . Судан Трибьюн . 13 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2019 г. Проверено 14 сентября 2019 г.
- ^ « Стрельба со стороны ополченцев спровоцировала массовые демонстрации в Южном Дарфуре» . Радио Дабанга . 17 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2019 г. Проверено 23 сентября 2019 г.
- ^ «Демократия в Южном Дарфуре осуждает гибель демонстрантов» . Радио Дабанга . 18 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2019 г. Проверено 23 сентября 2019 г.
- ^ «Марш против нового золотого прииска в Северном штате» . Радио Дабанга . 18 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2019 г. Проверено 23 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Протесты по всему Судану направлены на борьбу с общественным недовольством» . Радио Дабанга . 19 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2019 г. Проверено 23 сентября 2019 г.
- ^ « Квадрат для Судана» призывает к миру, демократии после переворота и протестов» . Голос Америки. 3 ноября 2021 г. Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ Фултон, Адам; Холмс, Оливер (25 апреля 2023 г.). «Суданский конфликт: почему идут боевые действия и что поставлено на карту в регионе?» . Хранитель . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ Брук-Холланд, Луиза (25 апреля 2023 г.). «Реакция Великобритании на беспорядки в Судане» (PDF) . Библиотека Палаты общин . Парламент Великобритании. СВР-9778 . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ «Совместное заявление QUAD Судана, Королевства Саудовская Аравия, Объединенных Арабских Эмиратов, Соединенных Штатов Америки и Великобритании о событиях в Судане» . Госдепартамент США. 3 ноября 2021 г. Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ «Заявление четверки и тройки в начале национального/федерального семинара по правосудию переходного периода» . Госдепартамент США. 17 марта 2023 г. Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ «Судан обсуждает с США арабо-израильский список мира и терроризма: заявление» . Рейтер . 23 сентября 2020 г. Проверено 20 октября 2020 г.
- ^ Джейсон Берк и Оливер Холмс (19 октября 2020 г.). «США исключили Судан из черного списка терроризма в обмен на 335 миллионов долларов» . Хранитель . Проверено 20 октября 2020 г.
- ^ Абдельазиз, Халид (23 июля 2023 г.). «Война в Судане продолжается уже 100-й день, поскольку попытки посредничества терпят неудачу» . Рейтер . Проверено 24 июля 2023 г.
- ^ «Премьер-министр Судана и другие лидеры задержаны при очевидной попытке государственного переворота» , The Guardian , Судан, 25 октября 2021 г., заархивировано из оригинала 25 октября 2021 г. , получено 25 октября 2021 г.
- ^ «Судан Хамдок восстановлен в должности премьер-министра после подписания политического соглашения» . www.aljazeera.com . Проверено 21 ноября 2021 г.
- ^ «Критическое окно для поддержки следующего правительства Судана» . Международная кризисная группа. 23 января 2023 г. Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ (www.dw.com), Немецкая волна. «Судан: холодное отношение к ООН, теплые объятия к России | DW | 21.04.2022» . DW.COM . Проверено 22 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Долгожданное рамочное соглашение Судана подписано между военными и гражданскими органами» . Радио Дабанга . 6 декабря 2022 г. Викиданные Q117787748 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года.
- ^ Перейти обратно: а б Розалинда Марсден (28 марта 2023 г.), Критический момент демократического перехода Судана , Chatham House , Викиданные Q117788038 , заархивировано из оригинала 28 марта 2023 г.
- ^ «Суданские генералы и группа сторонников демократии подписали соглашение, призванное положить конец кризису» . АП НОВОСТИ . 05.12.2022 . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Али, Василь (07 декабря 2022 г.). «Скептицизм как суданская военная и демократическая группа заключила сделку» . Аксиос . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Абдельазиз, Халид; Эльтахир, Нафиса (5 декабря 2022 г.). «Суданские генералы и партии подписывают общее соглашение, протестующие возмущаются» . Рейтер . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Прорыв в реформе безопасности, повстанцы требуют большей власти, революционные силы призывают к единству» . Радио Дабанга . 6 апреля 2023 г. Викиданные Q117787817 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года.