Jump to content

ноябрь

Слово ноэма (множественное число: noemata ) происходит от греческого слова νόημα, означающего «мысленный объект». [1] Философ Эдмунд Гуссерль использовал ноэму как технический термин в феноменологии, обозначающий объект или содержание мысли, суждения или восприятия, но ее точное значение в его работах остается предметом споров.

Ноябрь Гуссерля

[ редактировать ]

В книге «Идеи: общее введение в чистую феноменологию» (1913) Гуссерль продолжил и развивал (от древнегреческого до современного греческого) [2] до ранних современных немецкого идеализма философий ) термины «ноэма» и « ноэзис » для обозначения коррелирующих элементов структуры любого интенционального действия — например, акта восприятия, суждения или запоминания:

«Всем пунктам многообразия данных реального ( reelle ) ноэтического содержания соответствуют разнообразные данные, отображаемые в действительно чистой ( wirklicher reiner ) интуиции, а также в соответствующем «ноэматическом содержании», или кратко «ноэме» — терминах которым мы впредь будем постоянно пользоваться». [3]

Каждое намеренное действие имеет ноэтическое содержание (или ноэзис — от греческого nous — разум). Это ноэтическое содержание, которому соответствует ноэма, представляет собой тот психический акт -процесс (например, акт симпатии, суждения, значения и т. д.), который становится направленным на интенционально удерживаемый объект (например, понравившееся как понравившееся, оцениваемое). как суждено или имелось в виду так, как предполагалось). [4] Иными словами, каждый поступок имеет в рамках своего формирования ноэматический коррелят, которым является объект действия — то, что им предполагается. [5] Другими словами, каждый интенциональный акт имеет «Я-полюс (происхождение познания)» и «объект-полюс (или ноэму)». [6] Гуссерль также называет ноэму грехом или смыслом (значением) действия, и иногда кажется, что он использует эти термины как синонимы. Тем не менее, Sinn не представляет собой то, что Гуссерль называет «полной ноэмой»: Sinn принадлежит ноэме, но полная ноэма — это объект действия , как он подразумевается в действии, воспринимаемый объект как воспринимаемый, оцениваемый объект как оцениваемый, и так далее. [7] Другими словами, ноэма, по-видимому, представляет собой все, что предназначено актами восприятия или суждения в целом, будь то «материальный объект, изображение, слово, математическая сущность, другой человек» именно как воспринимаемый, оцениваемый или иным образом воспринимаемый . подумал. [8]

Интерпретация Гуссерля

[ редактировать ]

Фактически, комментаторы не смогли прийти к единому мнению относительно того, что такое ноэма. В недавнем опросе Дэвид Вудрафф Смит выделил четыре различные школы мысли. С одной стороны, сказать, что ноэма является интенциональным объектом акта сознания, значит означать, что она в буквальном смысле является объектом. Ученик Гуссерля Роман Ингарден , например, считал, что как обычные объекты, такие как стулья и деревья, так и интенциональные объекты, такие как стул, каким он мне кажется, или даже вымышленное дерево, действительно существуют, но имеют разные «способы» существования. . [9]

Альтернативная точка зрения, разработанная прежде всего Ароном Гурвичем, подчеркивает ноэму перцептивного опыта. Большинство обычных объектов можно воспринимать по-разному и с разных точек зрения (представьте себе, что вы смотрите на дерево с нескольких разных позиций). Для Гурвича в каждом таком акте воспринимается ноэма, а сам объект — скажем, дерево — следует понимать как совокупность или систему связанных с ним ноэм. Эта точка зрения имеет сходство с феноменализмом . [10]

Роберт Соколовски , напротив, считает, что ноэма — это просто реальный объект восприятия или суждения, рассматриваемый феноменологически. Другими словами, ноэма суждения о том, что «этот стул неудобен», не является ни сущностью (стул, рассматриваемый как неудобный), существующей помимо самого стула (но с другим способом существования) — точка зрения Ингардена; и ноэма такого суждения не отождествляется с особым тактильным восприятием стула, которое наряду с другими восприятиями образует стул как таковой, — точка зрения Гурвича. Для Соколовского ноэма — это вовсе не отдельная сущность, а сам стул, как в данном случае он воспринимается или оценивается. Кажется, это согласуется с акцентом Гуссерля на ноэме как «воспринимаемом как таковое… запоминаемом как таковое… оцениваемом как таковое…» [11]

Философ-аналитик Дагфинн Фёллесдал во влиятельной статье 1969 года: [12] предложил фрегевскую интерпретацию ноэмы, которая была широко развита Рональдом Макинтайром и Дэвидом Вудраффом Смитом. [13] Эта школа мысли согласна с тем, что ноэма не является отдельной сущностью, а вместо того, чтобы отождествлять ее с действительным объектом действия (восприятия, суждения и т. д.), феноменологически понимаемого, эта точка зрения предполагает, что она является опосредующим компонентом действовать сам. Это то, что придает поступку тот смысл, который он имеет. [14] Действительно, Фёллесдаль и его последователи предполагают, что ноэма представляет собой обобщенную версию Готтлоба Фреге объяснения языкового значения и, в частности, его концепции смысла ( Sinn ). Подобно тому, как Фреге считал, что языковое выражение выделяет свою референцию посредством своего смысла, так и Гуссерль считал, что сознательные действия вообще — не только акты значения, но также акты восприятия, суждения и т. д. — интенционально направлены на объекты посредством их ноэмы. С этой точки зрения ноэма — это не объект, а абстрактный компонент определенных типов действий. [15]

Соколовский продолжал отвергать этот подход, утверждая, что «приравнять смысл и ноэму означало бы приравнять пропозициональную и феноменологическую рефлексию. Он рассматривал бы философию просто как критическую рефлексию наших значений или чувств; он приравнивал бы философию к лингвистическому анализу. ." [16] Роберт К. Соломон попытался примирить интерпретацию школы Гурвича, основанную на восприятии, с фрегевской интерпретацией ноэмы как смысла, предполагая, что, хотя «(i) теперь среди феноменологов стало практически аксиомой, что Sinne [ чувства] опыта стоят независимо , что не существует смысла вне языка . стало почти аксиомой Среди философов-аналитиков Именно концепция ноэмы обеспечивает связь между ними. опыт и организующий смысл нашего опыта. Но эти два «компонента» неотделимы друг от друга, поскольку любой опыт требует смысла не как роскоши постфактум в рефлективных суждениях, а для того, чтобы он был опытом чего -либо». [17]

Другое использование

[ редактировать ]

В риторике — это речь , ноэма намеренно неясная, так что ее смысл становится ясен только после созерцания. Это значение слова заимствовано из Квинтилиана » «Institutio Oratoria , трактата по риторике, датируемого примерно 95 годом нашей эры, и оно использовалось в английском языке к 1500-м годам. [18] В начале 1600-х годов композитор и теоретик музыки Иоахим Бурмейстер применил к музыке терминологию классической риторики. Бурмейстер использовал ноэму для обозначения приема выделения части полифонического произведения путем прерывания его гомофоническим отрывком. [19] [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Николас Баннин и Цзиюань Ю (ред.) Словарь западной философии Блэквелла , Wiley-Blackwell, 2004, стр. 473
  2. ^ Пекорино, Филип, доктор философии. «Глава 2: Греки: Платон: Республика», « Введение в философию» , электронная книга, Городской университет Нью-Йорка, 2001 г.
  3. ^ Эдмунд Гуссерль, Идеи: общее введение в чистую феноменологию (также известный как «Идеи I» ), пер. У. Бойс Гибсон, Collier Books, 1962, стр. 238
  4. ^ Дермот Моран, Эдмунд Гуссерль: основатель феноменологии Polity, 2005, стр. 133
  5. ^ Эдмунд Гуссерль, Идеи: общее введение в чистую феноменологию (также известный как «Идеи I» ), пер. У. Бойс Гибсон, Collier Books, 1962, стр. 229.
  6. ^ Жан-Франсуа Лиотар, Феноменология , пер. Брайан Бикли, SUNY Press, 1991, стр. 55.
  7. ^ Дермот Моран, Эдмунд Гуссерль: основатель феноменологии Polity, 2005, стр. 135; см. также Эдмунд Гуссерль, «Идеи: общее введение в чистую феноменологию» (также известный как «Идеи I» ), пер. У. Бойс Гибсон, Collier Books, 1962, стр. 238
  8. ^ Роберт Соколовски, Введение в феноменологию , издательство Кембриджского университета, 2000, стр. 59
  9. ^ Дэвид Вудрафф Смит, Гуссерль , Routledge, 2007, стр. 304-305.
  10. ^ Дэвид Вудрафф Смит, Гуссерль , Routledge, 2007, стр. 305-306.
  11. ^ Эдмунд Гуссерль, Идеи: общее введение в чистую феноменологию (также известный как «Идеи I» ), пер. У. Бойс Гибсон, Collier Books, 1962, стр. 238
  12. ^ Дагфинн Фёллесдал, «Понятие Гуссерля о ноэме» Философский журнал LXVI:20, 1969, стр. 680–687
  13. ^ Дэвид Вудрафф Смит и Рональд Макинтайр, «Интенциональность через намерения» Философский журнал LXVIII: 18, 1971, стр. 541-561; Рональд Макинтайр и Дэвид Вудрафф Смит, «Теория интенциональности» в книге Дж. Н. Моханти и Уильяма Р. Маккенны (редакторы) «Феноменология Гуссерля: учебник», Центр перспективных исследований в области феноменологии и Университетское издательство Америки, 1989, стр. 147-179; см. также Дэвид Вудрафф Смит, Гуссерль , Рутледж, 2007, особенно главу шестую.
  14. ^ Дэвид Вудрафф Смит, Гуссерль , Routledge, 2007, стр. 306-307.
  15. ^ Дэвид Вудрафф Смит и Рональд Макинтайр, «Интенциональность через намерения» Философский журнал LXVIII: 18, 1971, стр. 541-542
  16. ^ Роберт Соколовски, Введение в феноменологию , издательство Кембриджского университета, 2000, стр. 194
  17. ^ Роберт К. Соломон, «Концепция ноэмы Гуссерля» в книге Фредерика Эллистона и Питера Маккормика (редакторы) Гуссерль: Экспозиции и оценки, University of Notre Dame Press, 1977, стр. 168-181; см. стр. 179
  18. ^ «ноэма» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  19. ^ Викерс, Брайан (1 мая 1984 г.). «Фигуры риторики/Фигуры музыки?» . Риторика . 2 (1): 1–44. дои : 10.1525/р.1984.2.1.1 . ISSN   0734-8584 .
  20. ^ Сейман, Гэри (2021). «Изучение хоровой музыки с риторической точки зрения: практическое руководство» . Хоровой журнал . 62 (4): 20–29. дои : 10.2307/27109987 . ISSN   0009-5028 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63e7a5204ea128c2109e433ad773f07e__1718577780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/7e/63e7a5204ea128c2109e433ad773f07e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Noema - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)