Картезианские размышления
Автор | Эдмунд Гуссерль |
---|---|
Язык | Французский |
Предмет | Феноменология |
Опубликовано | 1931 |
Тип носителя | Распечатать |
«Картезианские размышления: Введение в феноменологию» ( фр . Méditations cartesiennes: Введение à la phénoménologie ) — книга философа Эдмунда Гуссерля , основанная на четырёх лекциях, которые он читал в Сорбонне , в амфитеатре Декарта 23 и 25 февраля 1929 года. В следующие два года он и его помощник Ойген Финк расширили и доработали текст этих лекций. Эти расширенные лекции были впервые опубликованы во французском переводе 1931 года Габриэль Пайффер и Эммануэлем Левинасом по совету Александра Койре . Они были опубликованы на немецком языке вместе с оригинальным Pariser Vortrage в 1950 году и снова в английском переводе Дориона Кэрнса в 1960 году на основе машинописного текста (Typescript C), который Гуссерль назначил для Кэрнса в 1933 году.
«Картезианские размышления» никогда не публиковались на немецком языке при жизни Гуссерля, и этот факт привел некоторых комментаторов к выводу, что Гуссерль стал недоволен работой в отношении ее цели, а именно введения в трансцендентальную феноменологию . В тексте представлены основные черты зрелой трансцендентальной феноменологии Гуссерля, включая (не исчерпывающе) трансцендентальную редукцию, эпохе , статическую и генетическую феноменологию, эйдетическую редукцию и эйдетическую феноменологию. В «Четвертом размышлении» Гуссерль утверждает, что трансцендентальная феноменология есть не что иное, как трансцендентальный идеализм .
Название «Картезианские размышления» относится к « Размышлениям Рене Декарта о первой философии» . Так, Гуссерль писал:
Величайший мыслитель Франции Рене Декарт придал трансцендентальной феноменологии новые импульсы через свои «Размышления»; их исследование совершенно непосредственно повлияло на трансформацию уже развивающейся феноменологии в новый вид трансцендентальной философии. Соответственно, трансцендентальную феноменологию можно было бы почти назвать неокартезианством, хотя она и вынуждена — и именно благодаря радикальному развитию картезианских мотивов — отвергнуть почти все известное доктринальное содержание картезианской философии.
— Эдмунд Гуссерль, «Картезианские размышления».
Содержание
[ редактировать ]Работа разделена на пять «медитации» разной длины, содержание которых следующее:
- Первая медитация: путь к трансцендентальному эго
- Вторая медитация: поле трансцендентального опыта
- Третье размышление: конституциональные проблемы
- Четвертое размышление: конституциональные проблемы, относящиеся к самому трансцендентальному эго
- Пятое размышление: Трансцендентальное бытие как монадологическая интерсубъективность
Издания
[ редактировать ]- Картезианские размышления: Введение в феноменологию . 1931. Габриэль Пайффер и Эммануэль Левинас, пер. Париж: Арман Коллен.
- Картезианские размышления: Введение в феноменологию . 1947. Габриэль Пайффер и Эммануэль Левинас, пер. Париж: Врин.
- Картезианские размышления . 1960. Дорион Кэрнс, пер. Гаага: Мартинус Нийхофф.
Ссылки
[ редактировать ]- Дермот Моран, Родни К.Б. Паркер (ред.). 2016. Studia Phaenomenologica: Том. XV/2015. Ранняя феноменология . Зета Книги. п. 150.