Бази (король)
База | |
---|---|
Король Мари | |
Преемник | Зизи |
шумерский | 𒀭𒁀𒍣 |
Они знают ( 𒀭𒁀𒍣 , д Ба-зы и) был легендарным царем Мари . Он упоминается в редакции « Списка шумерских царей» из Телль-Лейлана и в версии « Баллады о ранних правителях», известной от Эмара . Первый из этих двух текстов указывает на то, что он был обожествлен . Предполагается, что бог Бази, известный только из древневавилонской « Песни о Бази», является той же фигурой.
Обзор
[ редактировать ]Согласно Телль-Лейлана редакции Шумерского списка царей , Бази был одним из царей Мари . [ 1 ] [ а ] Он третий из перечисленных королей мариотов, его предшественником является Анба, а преемником - Зизи. [ 2 ] хотя вариант из Ниппура , очевидно, ставит перед ним Зизи. [ 3 ] Список приписывает ему 30-летнее правление и характеризует его как кожевника . [ 1 ] Бази засвидетельствовано как обычное имя, предположительно шумерского происхождения, и ряд лиц, носивших его, в том числе житель Мари, были идентифицированы в экономических текстах между раннединастическим периодом и периодом Ура III . [ 4 ] Однако предполагается, что король Бази, скорее всего, не был исторической фигурой, и что его биография носит чисто легендарный характер. [ 5 ] Ему не могут быть приписаны никакие известные королевские надписи. [ 4 ] Также нет никаких указаний на то, что он обязательно происходил из западной аморейской традиции. [ 3 ]
Бази также упоминается среди известных древних фигур в версии « Баллады о ранних правителях» от Эмара , наряду с Алулимом , Этаной , Гильгамешем , Зиусудрой , Хумбабой , Энкиду и Зизи. [ 6 ] он и Зизи отсутствуют . Однако в старовавилонской версии этого произведения [ 7 ] Строка, упоминающая их обоих, отсутствует и в единственном из трех экземпляров из Угарита, сохранившемся в достаточной степени, чтобы с уверенностью определить, соответствует ли текст эмарскому варианту. [ 8 ] По оценкам Маурицио Виано, по этой причине он был добавлен в период Среднего Вавилона . [ 9 ] Йорам Коэн аналогичным образом предлагает «пост-старовавилонскую или средневавилонскую» дату. [ 10 ] Был ли этот отрывок первоначально сформулирован в Месопотамии или же он был добавлен местным писцом в Эмаре, остается предметом споров среди исследователей. [ 11 ] В 1992 году Уильям В. Халло предложил включить Бази и Зизи, поскольку они считались местными героями в Эмаре, хотя, поскольку было известно о предстоящей публикации текста Телль-Лейлана, в котором они также упоминаются, он предположил, что традиция, относящаяся к ним, зародилась в Мари. [ 2 ] Коэн, опираясь на то, что Бази, по-видимому, не является исторической фигурой и фигурирует лишь в научных сочинениях месопотамского происхождения, пришел к выводу, что строка, упоминающая его, должна зародиться в Месопотамии. [ 12 ] Он предполагает, что он был добавлен из-за его связи с западными регионами, что сделало его подходящей легендарной фигурой для упоминания наряду с Хумбабой, который, как полагают, также проживал там, а также Гильгамешем и Энкиду , которые, согласно мифам, путешествовали в эту часть мира. [ 10 ] Он также ссылается на « Список шумерских царей» как на вероятное влияние на « Балладу о ранних правителях» . [ 13 ] Уилфред Г. Ламберт также выразил определенную поддержку теории восточного происхождения, отметив, что нет необходимости предполагать, что текст был переработан в Эмаре или Угарите. [ 7 ]
Историческая вавилонская династия Бази не имеет отношения к легендарному Бази и, скорее всего, вместо этого была названа в честь одного из городов под названием Баз (ум) или Баш (ум). [ 12 ]
Обожение
[ редактировать ]В копии шумерского списка царей Телль-Лейлана имени Бази предшествует так называемый «божественный определитель », что указывает на то, что он воспринимался как божество. [ 10 ] Первоначально было неясно, следует ли фонетически читать знак, предшествующий его имени, как определяющий дингир или как определяющий дингир , но вопрос был решен последующим открытием текста, известного как « Песнь о Бази» . [ 12 ] Эта композиция, датированная древневавилонским периодом , изображает его как божество. [ 10 ] Пока идентифицирован только один экземпляр, и его происхождение остается неизвестным. [ 14 ] В остальном божественный Бацзы не засвидетельствован. [ 15 ]
Сюжет мифа вращается вокруг попыток Бази обрести собственное место поклонения, которое он получает от Эа после того, как доказал свою силу, победив своих врагов. [ 14 ] К последнему богу обращаются как к его отцу. [ 16 ] Бази описывается как «бог, наблюдающий за человеческим родом, знающий мысли злых и праведных», и его сравнивают с бараном . [ 15 ] Он также связан с экзорцизмом. [ 17 ] В тексте описывается посвященный ему храм, расположенный в районе гор Башар и Шаршар, который Эндрю Р. Джордж определил как двойное имя Джебель Бишри . [ 10 ] Сочетание этих двух топонимов засвидетельствовано во многих литературных текстах, и в других местах они были связаны с амореями и сутеанцами . [ 12 ] Предположения о том, что одну из гор можно отождествить с Телль-Бази, подверглись критике со стороны Альфонсо Арчи, который указывает, что это место представляет собой всего лишь небольшой холм, и маловероятно, что его можно было бы рассматривать как гору, сравнимую с Джебель-Бишри. [ 18 ]
Аннетт Зголл предположила, что, основываясь на том факте, что Песня Бази написана на аккадском , а не на шумерском языке , и на включении инструкций по исполнению, изначально она исполнялась во время фестивалей. [ 19 ]
Предлагаемые ассоциации с другими фигурами
[ редактировать ]Экхарт Фрам предположил, что имя Бази, в частности, в последовательности с Зизи ( д ба-зи-зи-зи ), послужило источником теонима Пазузу . [ 20 ] Он указывает, что в « Песне о Бази » одноименная фигура связана с магией и экзорцизмом , как и Пазузу в более поздних источниках. [ 17 ] Однако он признает, что доказательства не являются убедительными. [ 21 ] Вместо этого различные предложения представляют развитие Пазузу под влиянием образа таких фигур, как Хумбаба. [ 22 ] или египетский бог Бес . [ 23 ]
Альфонсо Арчи предполагает, что « Песнь о Бази» , в частности то, что он интерпретирует как характеристику одноименной фигуры как всеведущей и его связь с Эа, «находит отголосок в хурритской поэме «Эа и Зверь». [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Фрейн 2008 , с. 295.
- ^ Перейти обратно: а б с Коэн 2012 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б Коэн 2012 , с. 142.
- ^ Перейти обратно: а б Фрейн 2008 , с. 303.
- ^ Коэн 2013 , стр. 147–148.
- ^ Коэн 2012 , стр. 139–140.
- ^ Перейти обратно: а б Коэн 2013 , с. 146.
- ^ Виано 2016 , с. 302.
- ^ Виано 2016 , с. 310.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Коэн 2013 , с. 148.
- ^ Виано 2016 , с. 299.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коэн 2012 , с. 147.
- ^ Коэн 2013 , с. 147.
- ^ Перейти обратно: а б Зголль 2015 , с. 68.
- ^ Перейти обратно: а б Фрам 2018 , с. 279.
- ^ Зголль 2015 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б Фрам 2018 , с. 280.
- ^ Архи 2015 , с. 389.
- ^ Зголл 2015 , стр. 68–69.
- ^ Фрам 2018 , с. 277.
- ^ Фрам 2018 , с. 281.
- ^ Фрам 2018 , с. 274.
- ^ Фрам 2018 , с. 284.
- ^ Архи 2013 , с. 16.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Арчи, Альфонсо (2015). «Рецензируемые работы: Принц, Принцесса - Самуг (= RlA 11) М. П. Стрека; Шамуха - Паук (= RlA 12) М. П. Стрека» . Архив востоковедения . 53 . Архив востоковедения (АфО) / Институт востоковедения: 386–390. ISSN 0066-6440 . JSTOR 44810845 . Проверено 17 января 2023 г.
- Коэн, Йорам (2013). Мудрость позднего бронзового века . Письма древнего мира. СБЛ Пресс. ISBN 978-1-58983-754-6 . Проверено 16 января 2023 г.
- Коэн, Йорам (2012). « Где Бази? Где Зизи?" Список ранних правителей в "Балладе" от Эмара и Угарита и марийские правители в Шумерском списке царей и других источниках" . Ирак . 74 . Британский институт изучения Ирака: 137–152. дои : 10.1017/S0021088900000322 . ISSN 0021-0889 . JSTOR 23349786 . S2CID 192942939 . Проверено 17 января 2023 г.
- Фрам, Экхарт (2018). «Повесть о двух землях и двух тысячах лет: Происхождение Пазузу» . Месопотамская медицина и магия. Исследования в честь Маркхэма Дж. Геллера . Древняя магия и гадание. Том. 14. Брилл. стр. 272–291. дои : 10.1163/9789004368088_015 . ISBN 9789004368088 . S2CID 201576309 .
- Фрейн, Дуглас (2008). Досаргонический период . РИМ. Царские надписи Месопотамии. Торонто: Университет Торонто Press. дои : 10.3138/9781442688865 . ISBN 978-1-4426-8886-5 .
- Виано, Маурицио (2016). Рецепция шумерской литературы на западной периферии . Венеция. ISBN 978-88-6969-077-8 . OCLC 965932920 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Зголл, Аннет (2015). «Аккадский миф о Бази и его исполнение в ритуале». В Яновский, Бернд; Швемер, Дэниел (ред.). Тексты мудрости, мифы и эпосы . Тексты из ветхозаветной среды. Новый эпизод (на немецком языке). Том 8. Издательство Гютерсло. стр. 68–73. дои : 10.14315/9783641219949-004 . ISBN 9783641219949 . S2CID 198882298 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жизнь человечества — лишь взгляд ( Баллада о ранних правителях ) в базе данных проекта «Источники ранней аккадской литературы » (SEAL)
- Песня Бази в базе данных SEAL