Ирис
Ирисариг (также Урусагриг, Ири-Сариг и на аккадском языке Аль-Шарраки) — древний ближневосточный город в Ираке, местонахождение которого точно не известно, но в настоящее время считается, что он находится на месте Телль-эль-Вилайи , на древний канал Мама-Шаррат у реки Тигр, недалеко от древнего городища Кеш , Тулул аль-Бакарат . Город был оккупирован в раннединастический, аккадский, Ур III и ранний старовавилонский периоды. Хотя клинописные таблички из города время от времени появлялись, поток артефактов, попавших на частный рынок в результате разграбления, последовавшего за войной в Ираке 2003 года, включал большое количество артефактов из Ирисарига. Это подстегнуло интерес археологов к поиску этого места. Город стал популярным из-за скандала с контрабандой в Хобби-Лобби . Хотя в городе было несколько значительных храмов, титульное божество неизвестно, хотя в литературном сочинении периода Исин-Ларса «Плач по Эриду» в этой роли упоминается богиня Аруру . Было также высказано предположение, что существовали храмы Ашги и Алла . [ 1 ] в Ирисагриге существовал храм Нинисины и храм Нергала Эреша . Известно, что в период Ура III, по крайней мере, еще во времена правления Шу-Суэна и Амар-Сина , и продолжавшегося под властью Мальгиума, [ 2 ]
Альтернативное название Урсагрига в периоды Аккадской империи и Ура III было идентифицировано как Шарракум (возможно, вариант Аль-Шарраки). [ 3 ] [ 4 ] Это предложение было оспорено. [ 5 ]
Расположение
[ редактировать ]В 1992 году Дуглас Фрейн предложил место Умм аль-Хафрият (Умм аль-Хафрият) в качестве места, основываясь: а) на том, что оно находится в 4 днях плавания вверх по течению от Уммы на канале Итурунгал у реки Евфрат, как это было предложено в раннем маршруте, б ) о том, что это самый большой курган к северу от Адаба с известными раннединастическими и саргоническими останками, и в) о сообщениях о качестве изготовление таблеток из глины на месте. [ 6 ] После более тщательного рассмотрения в 2001 году Петр Штайнкеллер пришел к выводу, что это место должно находиться на берегу реки Тигр, а не Евфрата, и должно находиться к северу от Адаба. Он предложил несколько безымянных курганов в качестве возможных мест для Ирисарига. [ 7 ]
Больше текстов Ура III стало доступно во время путешествий на лодках между Ирисаригом, Ниппуру и Уммой, в сочетании с лучшей информацией о древних водотоках, которые там находятся, что позволило уточнить расстояния. Кроме того, спутниковые фотографии мародерства коррелировали с появлением планшетов с сайта на частном рынке. Наземные исследования также были проверены на предмет соответствия периодам, когда город был оккупирован. В результате было высказано предположение, что Ирисариг находился на одном из двух участков: 1) Участок № 1032 - в 80 км вверх по течению от Уммы и 2) Участок № 1056 - в 76 км вверх по течению от Уммы по данным исследования Адамса. [ 8 ] [ 9 ]
Дальнейшие работы опровергли предположение более ранних исследователей о том, что Ирисариг находился недалеко от Ниппура, а на самом деле находился несколько дальше. Раскопки в Тулул аль-Бакарат показали, что это место Кеша. Судя по надписям, Ирисариг и Кеш находились очень близко друг к другу, причем последний действовал как культовое место под контролем первого. Тулул аль-Бакарат находится примерно в 6 км от Телль аль-Вилаи. Они также соединены каналом. Известно, что Ирисариг был довольно большим, а предлагаемый участок Телль-эль-Вилайя составляет значительные 64 гектара. Поверхностные исследования и краткие раскопки, проведенные иракскими археологами на этом месте, также показали, что оно было заселено в нужное время. Все это привело к нынешнему предложению, что Телль аль-Вилайя является Ирисаригом. [ 10 ] Это не обошлось без некоторых научных разногласий. Стейнкеллер заявил, что Телль аль-Вилайя определенно не является Ирисагеригисом, но на самом деле может быть древним Анзагаром. [ 11 ] Еще одно предлагаемое место — Телль-Джидр . [ 12 ]
Археология
[ редактировать ]Хотя Ирисариг еще не раскопан (или точно не обнаружен), тысячи клинописных табличек оттуда доступны в результате грабежей . [ 13 ] Большинство из них относятся к периоду Ура III. Большое количество табличек позволяет провести такой анализ, как определение календарной системы, используемой в Ирисариге, которую можно найти только на саргонических табличках из Телль-эль-Виллая. В городе также действовала уникальная карточная система. Таблички также документируют многочисленные визиты правителей Ура III по причинам, пока неясным, но, возможно, связанным с наличием трех храмов обожествленных правителей этой династии в Ирисариге. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
История
[ редактировать ]Город Ирисариг известен благодаря множеству клинописных надписей, относящихся к раннединастическому периоду IIIb. [ 18 ] Он также был оккупирован в саргонический период. В двухлетних именах правителей Аккадской империи упоминается Урусагриг, т.е. «Год, в котором Иль, храмовый чиновник Урусагрига, был захвачен» и «Год, в котором энси Ниппура объединились? с Урусагригом...». [ 19 ] Из печати известно имя одного правителя при правителе Аккадской империи Нарам-Сина, принца и сына Нарам-Сина Шаратигубишина (ранее считавшегося либо сыном Шар-Кали-Шарри, либо сыном кутийского царя): [ 20 ]
д Я-ра-ам- д Суен/ЛУГАЛ/ки-иб-ра-тим/ар-ба-им -
Нарам Суен, король четырех четвертей света
Сар-а-ти-гу-би-си-ин / ЭНСИ 2 / Уру-саг-риг 7 к /ДУМУ-су -
Шаратигубишин, губернатор Урусагрига, его сын [ 11 ]
Во времена империи Ура III это была крупная столица провинции и транспортный узел. В этот период он также был тесно связан с ненайденным древним городом Гаршана и известен как перевалочный пункт товаров в Дер . [ 21 ] [ 22 ] Благодаря многочисленным записям, созданным этой империей, многое известно о городе, его повседневной жизни и взаимодействии, особенно торговом, с другими частями империи. Один энси (правитель) при Уре, Лубанда, известен по печати Шульги . [ 23 ]
Примером повседневной жизни может быть женщина Нинсага, дочь правителя при правителях Ура от Амар-Сина (7-й год) через Шу-Син до Ибби-Сина (9-й год) Ур-мес, которая управляла своим большим поместьем в городе. . В поместье находились сотни рабов мужского и женского пола. [ 24 ] [ 25 ] Известно, что за Ур-месом последовали еще два губернатора: Илалум и Дадани. [ 26 ] В тексте, найденном в соседнем Кеше, упоминается еще один правитель, ла-ра-ра думу ис-[гар]. [ 27 ]
Другим примером может служить купец Турам-или, известный по архиву табличек с частного рынка, которые сейчас принадлежат Ирисаригу. [ 28 ] [ 29 ] И писец Илум-асу, который вместе со своим отцом Биби и братьями Машумом и Ашги-иброй занимался распределением пайков для ряда рабочих в Ирисариге. [ 30 ]
Поскольку империя Ура находилась в упадке, город Мальгиум завоевал Ирисариг примерно после 10 года правления Ибби-Сина (ок. 2028–2004 гг. До н.э.), последнего правителя империи Ура III. Таблички показали, что Ирисаригом правили шесть правителей Малиума. Они оставили существующую административную систему Ура III, перейдя на календарь Мальгия. [ 31 ] [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ [1] Николе, Грегуар, «Старые вавилонские списки богов в ретроспективе: новое издание TH 80.112», Сирия. Археология, искусство и история 99, стр. 9–78, 2022 г.
- ^ [2] Нотия, Пальмиро и Аммар М. аль-Таи, «Запечатанные буллы и управление животноводством в Ирисариге в ранний старовавилонский период», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии 113.2, стр. 169-192, 2023 г.
- ^ Фрейн, Дуглас Р., «Раннединастический список географических названий», Vol. 7400, Американское восточное общество, 1992 г.
- ^ Стейнкеллер, П., «Печать Ишма-Илума, сына губернатора Матара», Vicino Oriente 6, стр. 27-40 + Дополнения и исправления, 1986 г.
- ^ Лекомпт, К., «Лексические списки и пространственные представления от архаических эпох до палеовавилонского периода», докторская диссертация, Версальский университет Сен-Кантен-ан-Ивелин / Женевский университет, 2009 г.
- ^ Фрейн, Д.Р., «Раннединастический список географических названий», American Oriental Series 74. Нью-Хейвен: Американское восточное общество, 1992. ISBN 978-0940490741
- ^ Штайнкеллер, П., «Новый взгляд на гидрологию и топографию Южной Вавилонии в третьем тысячелетии», Zeitschrift für Assyriologie 91, стр. 22–84, 2001 г.
- ^ Молина, Мануэль. «О местоположении Ирисарига»., От 21 века до нашей эры до 21 века нашей эры: материалы Международной конференции по неошумерским исследованиям, состоявшейся в Мадриде, 22–24 июля 2010 г., под редакцией Стивена Дж. Гарфинкла и Мануэля Молины, Юниверсити-Парк, США: издательство Penn State University Press, 2021, стр. 59–88, 2010 г.
- ^ [3] Адамс, Р. МакК., «Сердце городов. Исследования древних поселений и землепользования в центральной пойме Евфрата», Чикаго: University of Chicago Press, 1981.
- ^ [4] Виано, Маурицио, «Еще раз о местонахождении Ирисарига», Журнал клинописных исследований 71.1, стр. 35–52, 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Штейнкеллер, Петр. «Две саргонические печати из Урусагрига и вопрос о местонахождении Урусагрига», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 112, № 1, стр. 1-10, 2022 г.
- ^ Пауэлл, Марвин А., «Каркар, Дабрум и Талл-Эйдр: нерешенная географическая проблема», Журнал ближневосточных исследований, том. 39, нет. 1, стр. 47–52, 1980 г.
- ^ М. Молина, «Разграбление табличек Ура III после войн в Персидском заливе», в: В. Зоммерфельд (редактор), Работа с древностью: прошлое, настоящее и будущее. РАЙ Марбург. AOAT 460. Мюнстер, стр. 324–35, 2020 г.
- ^ Герстенблит, Пэтти. «Хобби-лобби, Музей Библии и закона: пример разграбления археологических артефактов из Ирака». Контрабанда антиквариата в реальном и виртуальном мире. Рутледж, стр. 59–95, 2022 г.
- ^ Сигрист, Марсель, Габбай, Ури и Авила, Марк. «Клинописные таблички и другие предметы с надписями из коллекций в Иерусалиме»., Первые девяносто лет: шумерское празднование в честь Мигеля Сивила, под редакцией Луиса Фелиу, Фуми Карахаши и Гонсало Рубио, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 311- 336, 2017 г.
- ^ Оуэн, Дэвид. «Архив Ири-Сарига / Аль-Шарраки: краткий обзор». в книге «От 21 века до нашей эры до 21 века нашей эры: материалы Международной конференции по неошумерским исследованиям, состоявшейся в Мадриде, 22–24 июля 2010 г.», под редакцией Стивена Дж. Гарфинкла и Мануэля Молины, Юниверсити-Парк, США: Пенсильванский государственный университет Пресс, стр. 89-102, 2021 г.
- ^ [5] Звайд, Вафаа Х. и Эрик Л. Криппс. «Некоторые тексты Ура III из Ирисагрига в Иракском музее». Аккадика 141.2, стр. 97-114, 2020 г.
- ^ Эдзард, Д.О., и Фарбер, В., «Die Orts und Gewässernname der Zeit der 3. Dynastie von Ur», Répertoire Géographique des Textes Cunéiformes 2. Висбаден: Л. Райхерт., 1974
- ^ Марсель Сигрист и Питер Дамероу, «Месопотамские названия лет», Инициатива цифровой библиотеки клинописи, 2001 г.
- ^ Сутер, Клаудия Э., «Об образах, видимости и деятельности ранних месопотамских королевских женщин», Первые девяносто лет: шумерское празднование в честь Мигеля Сивила, под редакцией Луиса Фелиу, Фуми Карахаши и Гонсало Рубио, Берлин, Бостон : Де Грюйтер, стр. 337-362, 2017 г.
- ^ Оуэн, Дэвид И.. «Повесть о двух городах: Архивы Нового Ура III и их значение для истории и культуры раннего Старого Вавилона». Разнообразие и стандартизация: взгляд на древнюю культурную историю Ближнего Востока, под редакцией Евы Канчик-Киршбаум, Йорга Клингера и Герфрида Г.В. Мюллера, Мюнхен: Akademie Verlag, стр. 99–112, 2014 г.
- ^ Саадун, Абатер Рахи, «Архив шумерского города Ирисагриг (Аль-Шараки) (исследование в свете клинописных текстов)», журнал ISIN, вып. 3, стр. 93-109, 2022 г.
- ^ Сигрист, Марсель и Тору Одзаки. «Таблички из архива Ирисаэриг». Том. 40. Penn State Press, 2019. ISBN 978-1-57506-726-1
- ^ Оуэн, Дэвид И., «Клинописные тексты в основном из Ири-Сагрига/Аль-Шарраки и история периода Ура III. Нисаба 15/1 и 15/2», два тома, Bethesda: CDL Press, 2013 ISBN 9781934309452
- ^ Лафон, Бертран. «Женщины на работе и женщины в экономике и обществе в неошумерский период». Роль женщин в работе и обществе на Древнем Ближнем Востоке, под редакцией Брижит Лион и Сесиль Мишель, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 149–173, 2016 г.
- ^ Лафон, Бертран. «Игра престолов: годы, когда Шу-Син сменил Амар-Суэна в королевстве Ур», Первые девяносто лет: шумерское празднование в честь Мигеля Сивила, под редакцией Луиса Фелиу, Фуми Карахаши и Гонсало Рубио, Берлин, Бостон : Де Грюйтер, стр. 189–204, 2017 г.
- ^ Абд, Б.Дж., «Неопубликованные клинописные тексты с места Тулул аль-Бакарат», [на арабском языке], Журнал исследований истории и древностей 64. Багдад, стр. 3–26, 2018 г.
- ^ Гарфинкл, Стивен Дж. «Турам-Или и сообщество торговцев в период Ура III». Журнал клинописных исследований, том. 54, с. 29–48,
- ^ Гарфинкл, Стивен Дж., «Семейные фирмы в период Ура III», Традиции и инновации на Древнем Ближнем Востоке: материалы 57-го Международного ассириологического совещания в Риме, 4–8 июля 2011 г., под редакцией Альфонсо Арчи, Университетский парк, США: Издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 517–524, 2021 г.
- ^ [6] Виделл, Магнус, «Илум-асу. Писец из Ирисагрига». Восточный архив 90.1, стр. 25-39, 2022 г.
- ^ Одзаки, Тору, Сигрист, Марсель и Штайнкеллер, Петр., «Новый свет на историю Ирисарига в эпоху после Ура III», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 111, № 1, стр. 28-37, 2021 г.
- ↑ Колонна д'Истрия, Л., «Названия годов королей Мальгии на некоторых этикетках», НАБУ 2020/10, 2020.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ахмед, Али Мохаммед (2022). «Два новых клинописных текста из Ири-Сагрига, включая аккадские формулы» (PDF) . Атар Альрафедайн . 7 (1): 239–253.
- Аль-Джубури, Али Ясин, «Неопубликованные тексты о рационе из Ири-Сагрига (iri-sag-rig7 ki)», Атар Альрафедайн 8.2, стр. 3–25, 2023 г.
- Л. Фелиу, «Табличка Ur III из Урусагрига», AuOr 24, стр. 149, 2006 г.
- Кляйнерман, Александра. « Цирюльники Ири-Сарига ». В: От 21 века до нашей эры к 21 веку нашей эры: материалы Международной конференции по неошумерским исследованиям, состоявшейся в Мадриде, 22–24 июля 2010 г. Под редакцией Стивена Дж. Гарфинкла и Мануэля Молины, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, стр. 89–102, 2021 г.
- Ламбер, Морис, «Город Урусагриг», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, vol. 47, нет. 1, стр. 11–15, 1953 г.
- Лю, Чанъюй (2020). «Издание двенадцати административных клинописных табличек Ur III из коллекций США» . Восточный архив . 87 (1): 33–57.
- Мартос, Мануэль Молина. « Шумерские клинописные тексты древнего города Ирисариг ». В: Ex Baetica Romam: дань уважения Хосе Ремесалю Родригесу . Университет Барселоны, 2020.
- Оуэн, Дэвид И., «Космополитическое общество Ири-Сарига», Третье тысячелетие, Брилл, стр. 585–594, 2020 г.
- Оуэн, Дэвид И. «Новое распределение рациона Ири-Сариг и связанные с ним тексты». За горами и далеко: исследования по истории и археологии Ближнего Востока, представленные Мирджо Сальвини по случаю его 80-летия, под редакцией Павла С. Аветисяна и др., Archaeopress, стр. 371–80, 2019 г.
- Д.И. Оуэн, «Новые дополнения к архивам Ири-Сариг/Аль-Шарраки», в: П. Коро – Э. Девекки – Н. Де Зорзи – М. Майокки (ред.), Libiamo ne'lieti Calici. Исследования Древнего Ближнего Востока, представленные Лусио Милано по случаю его 65-летия учениками, коллегами и друзьями, AOAT 436 (Мюнстер, 2016), стр. 337–362, 2016 г.
- Оуэн, Д.И., «Новый текст описи «ризницы» Ири-сариг в Теологической библиотеке Ланье», RA 113, стр. 39–44, 2019 г.
- Одзаки, Тору., «О календаре Урусарига», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии 106.2, стр. 127–137, 2016 г.