Jump to content

Нимрод

(Перенаправлено с Нимрода (короля) )

«Нимрод», Дэвид Скотт , 1832 г.

Нимрод ( / ˈ n ɪ m r ɒ d / ; [1] Иврит : נִמְרוֹד , современный :   Нимрод , тиверийский :   Нимрод ; Классический сирийский : ��������������; язык арабский : نُمْرُود , латинизированный : Нумруд ) — библейский персонаж, упомянутый в Книге Бытия и Книгах Летописи . Сын Хуша и, следовательно, правнук Ноя , Нимрод был описан как царь земли Сеннаар ( Нижняя Месопотамия ). говорится В Библии , что он был «сильным охотником пред Господом [и]… стал сильным на земле». [2] Более поздние внебиблейские традиции идентифицировали Нимрода как правителя, который заказал строительство Вавилонской башни или Лестницы Иакова на основе библейского сна Иакова в Бытие 28: 11–19, что привело к его репутации царя, восставшего против Бога. .

Нимрод не был засвидетельствован ни в каких исторических , небиблейских записях, записях или списках царей, включая списки самой Месопотамии, которые значительно старше и разнообразнее, чем более поздние библейские тексты. Историкам не удалось сопоставить Нимрода с какой-либо исторически подтвержденной фигурой или найти какую-либо историческую, лингвистическую или генетическую связь между Месопотамией и царством Куш, хотя одним из недавних предположений среди исключительно месопотамских фигур является Нарам-Син из Аккада, внук Саргона . [3] [4]

несколько руин Ближнего Востока . В исламскую эпоху в его честь были названы [5]

Библейский рассказ

[ редактировать ]
На картине Питера Брейгеля «Вавилонская башня» изображен традиционный Нимрод, осматривающий каменщиков .

Первое библейское упоминание о Нимроде находится в « Поколениях Ноя» . [6] Он описан как сын Хуша , внук Хама и правнук Ноя ; и как «сильный на земле» и «сильный охотник пред Господом». Это повторяется в 1 Паралипоменон 1:10, а «Земля Нимрода», используемая как синоним Ассирии или Месопотамии , упоминается в Михея 5 :6:

Кто будет пасти землю Ассирии мечами,

Земля Нимрода у ее ворот.
Так он избавит [нас]
Из Ассирии, если она вторгнется в нашу землю,

И должно ли оно растоптать нашу страну.

В Бытии 10:10 говорится, что «оплотами его царства» ( רֵאשִׁית מַמְלַכְתּוֹ rēšit̲ mamlak̲to ) были Вавилон , Урук , Аккад и Кальне в Сеннааре ( Месопотамия ) – что по-разному понимается как основание этих городов, над ними, или и то, и другое . Из-за двусмысленности оригинального еврейского текста неясно, именно он или Ашур дополнительно построил Ниневию , Ресен , Рехобот-Ир и Нимруд (Калах) ; обе интерпретации отражены в различных английских версиях . Уолтер Рэли посвятил несколько страниц в своей «Истории мира » (1614 г.) изложению прошлых научных исследований по вопросу о том, был ли Нимрод или Ашур построены города в Ассирии. [7]

Традиции и легенды

[ редактировать ]

В еврейской и христианской традиции Нимрод считается лидером тех, кто построил Вавилонскую башню в земле Сеннаар. [8] хотя в Библии об этом никогда не говорится. Царство Нимрода включало города Вавилон, Урук, Аккад и, возможно, Калне в Сеннааре (Быт. 10:10). [9] Иосиф Флавий считал, что, вероятно, именно под его руководством началось строительство Вавилона и его башни; Помимо Иосифа Флавия, эта точка зрения встречается также в Талмуде ( Хуллин 89а, Песахим 94б, Эрубин 53а, Авода Зара 53б), а также в более поздних мидрашах, таких как Бытие Рабба . Некоторые из этих ранних иудейских источников также утверждают, что царь Амрафел , который воюет с Авраамом позже в книге Бытия, — это не кто иной, как сам Нимрод.

Иосиф Флавий писал: [10]

Теперь именно Нимрод побудил их к такому оскорблению и презрению к Богу. Он был внуком Хама, сына Ноя, человеком смелым и с большой силой рук. Он убеждал их не приписывать это Богу, как если бы они были счастливы благодаря Его средствам, а поверить, что это их собственное мужество обеспечило это счастье. Он также постепенно превратил правительство в тиранию, не видя другого способа отвратить людей от страха Божия, кроме как привести их в постоянную зависимость от своей власти. Он также сказал, что отомстит Богу, если Ему вздумается снова утопить мир; для этого он построит башню слишком высокую, чтобы вода могла достичь ее. И что он отомстит Богу за уничтожение их предков.Теперь толпа была очень готова последовать решимости Нимрода и сочла трусостью подчиняться Богу; и они построили башню, не жалея никаких усилий и ни в какой степени небрежно относясь к работе; и, по причине множества занятых в ней рук, она выросла очень высоко, раньше, чем можно было ожидать; но толщина его была так велика, и он был так прочно сложен, что из-за этого его большая высота на первый взгляд казалась меньше, чем она была на самом деле. Он был построен из жженого кирпича, склеенного раствором и битумом, чтобы не пропускать воду. Когда Бог увидел, что они поступили так безумно, Он не решился уничтожить их окончательно, так как они не поумнели от истребления прежних грешников; но Он вызвал среди них смятение, породив в них различные языки и сделав так, что из-за множества этих языков они не могли понимать друг друга. Место, где они построили башню, теперь называется Вавилоном из-за смешения языка, который они раньше легко понимали; ибо евреи подразумевают под словом Вавилон смятение...

Поскольку Аккад был разрушен и потерян вместе с распадом Аккадской империи в период 2200–2154 гг. до н. э. ( длинная хронология ), истории, упоминающие Нимрода, похоже, напоминают поздний ранний бронзовый век . Связь с Эрехом (вавилонским Уруком ), городом, потерявшим свое первостепенное значение около 2000 г. до н. э. в результате борьбы между Исином , Ларсой и Эламом , также свидетельствует о раннем происхождении историй о Нимроде. По мнению некоторых современных теоретиков, их размещение в Библии предполагает вавилонское происхождение — возможно, вставленное во время вавилонского плена . [11]

Иудейские толкователи еще Филон и Йоханан бен Заккай в I веке истолковывали «могучего охотника пред Господом» ( גבר ציד לפני יהוה gibbor-ṣayiḏ Lip̄nē Yahweh , букв. «перед лицом Яхве ») как означающего « противоположность Господь"; аналогичное толкование встречается у Псевдо-Филона , а также позднее у Симмаха . Некоторые раввинские комментаторы также связывают имя Нимрод с еврейским словом, означающим «бунтарь». В Псевдо-Филоне (датированном ок. 70 г. н. э.) Нимрод считается лидером хамитов, в то время как Иоктан как лидер семитов и Фенек как лидер иафетитов также связаны со строительством Башни. [12] Версии этой истории снова подхватываются в более поздних произведениях, таких как «Апокалипсис Псевдо-Мефодия» (7 век).

В Книге Юбилеев имя «Неброд» (греческая форма Нимрода) упоминается только как отец Азурада , жены Евера и матери Фалека (8:7). Таким образом, это повествование делает Нимрода предком Авраама и, следовательно, всех евреев .

Нимрод Ицхака Данцигера

Вавилонский Талмуд ( Гиттин 56б) приписывает смерть Тита насекомому, которое влетело ему в нос и в течение семи лет ковыряло его мозг, что является повторением другой легенды, относящейся к библейскому царю Нимроду. [13] [14] [15]

Ранний арабский труд, известный как Китаб аль-Магалл или Книга Свитков (часть литературы Клементина ), утверждает, что Нимрод построил города Хаданюн, Элласар , Селевкию , Ктесифон , Рухин, Атрапатене , Телалан и другие, что он начал свое правление. как царь над землей, когда Реу было 163 года, и что он правил 69 лет, построив Нисибис , Раху ( Эдессу ) и Харран, когда Фалеку было 50 лет. Далее добавляется, что Нимрод «видел в небе кусок черной ткани и корону». . Он призвал ткача Сасана и повелел ему сделать ему подобную корону, которую он украсил драгоценностями и носил. Он якобы был первым королем, носившим корону. «Поэтому люди, ничего не знавшие об этом, говорили, что с неба на него сошел венец ». Позже в книге описывается, как Нимрод установил огнепоклонство и идолопоклонство, затем в течение трех лет получал обучение гаданию от Бунитера, четвертого сына Ноя . [16]

В «Признаниях» (Р 4.29), одной из версий Клементинов, Нимрод приравнивается к легендарному ассирийскому царю Нину , который впервые появляется у греческого историка Ктесия как основатель Ниневии. Однако в другой версии, «Проповедях» (И 9:4–6), Нимрод изображается таким же, как Зороастр .

Сирийская « Пещера сокровищ» (ок. 350 г.) содержит описание Нимрода, очень похожее на сообщение в « Китаб аль-Магал» , за исключением того, что Нисибис, Эдесса и Харран, как говорят, были построены Нимродом, когда Реу было 50 лет, и что он начал свою царствовал как первый царь, когда Реу было 130 лет. В этой версии ткача зовут Сисан , а четвертого сына Ноя зовут Йонтон .

Джером , написав ок. объясняется 390, в книге «Вопросы на иврите» Бытия , что после того, как Нимрод правил в Вавилоне, «он также правил в Арахе [Эрехе], то есть в Эдиссе; и в Ахаде [Аккаде], который теперь называется Нисибисом; и в Шаланне [Калне] , который позже был назван Селевкией в честь царя Селевка, когда его название было изменено, и который теперь фактически называется Ктесифоном». Однако эта традиционная идентификация городов, построенных Нимродом в книге Бытия, больше не принимается современными учёными, которые считают, что они расположены в Шумере , а не в Сирии .

Адама «Конфликт Геэза и Евы с сатаной» (ок. V век) также содержит версию, аналогичную версии в « Пещере сокровищ» , но создателя короны зовут Сантал , а четвертого сына Ноя, который наставляет Нимрода, зовут Барвин. .

Однако Ефрем Сирин (306–373) высказывает противоречивое мнение о том, что Нимрод был праведным и выступил против строителей Башни. Точно так же Таргум Псевдо-Ионафан (дата неизвестна) упоминает еврейскую традицию, согласно которой Нимрод покинул Сеннаар в южной Месопотамии и бежал в Ассирию в северной Месопотамии, потому что он отказался принимать участие в строительстве Башни, за что Бог наградил его четырьмя городами в Месопотамии. Ассирия, взамен вавилонских.

Пирке де-рабби Элиезер (ок. 833 г.) передает еврейские предания о том, что Нимрод унаследовал одежды Адама и Евы от своего отца Хуша и что они сделали его непобедимым. Затем партия Нимрода победила иафетян и взяла на себя универсальное правление. Позже Исав (внук Авраама ) устроил засаду, обезглавил и ограбил Нимрода. XVI века Эти истории позже снова появляются в других источниках, включая «Сефер ха-Яшар» , в котором добавляется, что у Нимрода был сын по имени Мардон , который был еще более злым. [17]

В «Истории пророков и царей» 9-го века мусульманского историка ат-Табари Нимрод построил башню в Бабиле, Бог разрушает ее, и язык человечества, ранее сирийский , затем смешивается в 72 языка. Другой мусульманский историк XIII века, Абу аль-Фида , рассказывает ту же историю, добавляя, что патриарху Эверу (предку Авраама) было разрешено сохранить первоначальный язык, в данном случае иврит, потому что он не принимал участия в строительстве. . Мусульманский историк X века Масуди пересказывает легенду, согласно которой Нимрод, построивший башню, был сыном Маша, сына Арама, сына Сима , добавляя, что он правил 500 лет над набатейцами . Позже Масуди называет Нимрода первым царем Вавилона и утверждает, что он рыл огромные каналы и правил 60 лет. Еще в другом месте он упоминает другого царя Нимрода, сына Ханаана , как того, кто ввел астрологию и пытался убить Авраама.

В армянской легенде предок армянского народа Айк победил Нимрода (иногда приравниваемого к Бэлу ) в битве у озера Ван.

В венгерской легенде о Зачарованном Олене (более известном как Белый Олень [ Фехер Сарваш ] или Серебряный Олень) король Нимрод ( Менрот ), часто описываемый как «Нимрод Великан» или «гигант Нимрод», потомок Ноя, является первым человеком, которого называют праотцом венгров. Он вместе со всем своим народом также является гигантом, ответственным за строительство Вавилонской башни, строительство которой предположительно было начато им через 201 год после библейского события Великого Потопа . После катастрофического провала этого самого амбициозного предприятия и среди смешения языков великан Нимрод перебрался в землю Эвилат , где его жена Энэ родила братьев-близнецов Хунора и Мадьяра (он же Магор ). Отец и сыновья, все трое, были потрясающими охотниками, но особенно Нимрод — архетипический, непревзойденный, легендарный охотник и лучник. Венгерские легенды гласят, что сыновья-близнецы короля Нимрода, Хунор и Магор, были предками гуннов и мадьяр ( венгров) соответственно, а их дети произошли от двух дочерей короля Дула из Венгрии. Аланы , которых они похитили после того, как потеряли след серебряного оленя во время охоты. [18] Нимроду приписывается исторически подтвержденное умение гуннов и мадьяр обращаться с изогнутым луком и стрелами. ( Симон Кезай , личный «придворный священник» короля Ладислава Половца , в его Gesta Hungarorum , 1282–1285). Эту традицию также можно найти в более чем двадцати других средневековых венгерских хрониках, а также в одной немецкой, по словам доктора Антала Эндри. в статье, опубликованной в 1979 г.). Венгерский прелат XVI века Николаус Олахус утверждал, что Аттила взял себе титул Потомка Великого Нимрода . [19]

Бог-охотник или дух Нююрикки , фигурирующий в финской «Калевале» как помощник Лемминкяйнена , некоторые исследователи и лингвисты связывают с Нимродом. [20]

Крепость Нимрод (Калъат Намруд по-арабски) на Голанских высотах [21] - фактически построенный во время крестовых походов , Аль-Азизом Усманом младшим сыном Саладина , - был анахронично приписан Нимроду более поздними жителями этого района.

есть очень краткое упоминание о Нимроде В Книге Мормона : «(и название долины было Нимрод, названное в честь могучего охотника)». [22]

Нимрод против Авраама

[ редактировать ]
Авраам приносит в жертву своего сына Измаила . Авраам брошен в огонь Нимродом. Из Зубдат-аль-Тавариха , османско-турецкой рукописи 1583 года.

конфронтация между Нимродом и Авраамом В еврейской и исламской традициях говорится, что произошла . Некоторые истории объединяют их обоих в катастрофическом столкновении, которое рассматривается как символ противостояния Добра и Зла или как символ монотеизма против многобожия . Некоторые еврейские традиции говорят только о том, что двое мужчин встретились и поговорили. По мнению К. ван дер Торна и П.В. ван дер Хорста, эта традиция впервые засвидетельствована в сочинениях Псевдо-Фила . [23] Эта история также встречается в Талмуде и раввинских сочинениях средневековья . [24]

В некоторых версиях, таких как Флавий Иосиф Флавий , Нимрод — это человек, который противопоставляет свою волю воле Бога. В других случаях он провозглашает себя богом, и его подданные поклоняются ему как таковому, иногда вместе с его супругой Семирамидой , которой поклоняются как богине. [ нужна ссылка ]

положит конец Звездное предзнаменование сообщает Нимроду и его астрологам о предстоящем рождении Авраама, который идолопоклонству . Поэтому Нимрод приказывает убивать всех новорожденных младенцев. Однако мать Авраама убегает в поле и тайно рожает. В юном возрасте Авраам узнает Бога и начинает поклоняться ему. Он противостоит Нимроду и говорит ему лицом к лицу прекратить свое идолопоклонство , после чего Нимрод приказывает сжечь его на костре. В некоторых версиях Нимрод заставляет своих подданных собирать дрова целых четыре года, чтобы сжечь Авраама на самом большом костре, который когда-либо видел мир. Однако, когда огонь зажжен, Авраам уходит невредимым. [ нужна ссылка ]

В некоторых версиях Нимрод затем вызывает Авраама на битву. Когда Нимрод появляется во главе огромной армии, Авраам создает армию комаров , которая уничтожает армию Нимрода. В некоторых источниках говорится, что комар или комар проникают в мозг Нимрода и сводят его с ума (божественное возмездие, которое еврейская традиция также приписывает римскому императору Титу , разрушителю Храма в Иерусалиме ). [ нужна ссылка ]

В некоторых версиях Нимрод раскаивается и принимает Бога, принося многочисленные жертвы, которые Бог отвергает (как в случае с Каином ). В других версиях Нимрод подарил Аврааму в качестве примирительного подарка гигантского раба Элиезера , которого некоторые источники описывают как собственного сына Нимрода (Библия также упоминает Элиезера как мажордома Авраама , хотя и не делает никакой связи между ним и Нимродом; Бытие 15:2). ).

В других версиях Нимрод продолжает свое восстание против Бога или возобновляет его. Действительно, решающий поступок Авраама, когда он покинул Месопотамию и поселился в Ханаане, иногда интерпретируется как бегство от мести Нимрода. В отчетах каноническим местом считается строительство Башни за много поколений до рождения Авраама (как и в Библии, также в Юбилеях ); однако в других случаях это восстание произошло позже после того, как Нимрод потерпел неудачу в противостоянии с Авраамом. В других версиях Нимрод не сдается после падения Башни, а пытается штурмовать Небеса лично, на колеснице, управляемой птицами. [ нужна ссылка ]

История приписывает Аврааму элементы истории рождения Моисея (жестокий царь, убивающий невинных младенцев, а акушеркам было приказано убить их) и карьеры Седраха, Мешаха и Авденаго, которые вышли невредимыми из огня. Таким образом, Нимроду придаются атрибуты двух архетипических жестоких и преследующих царей – Навуходоносора и Фараона . [ нужна ссылка ] Некоторые еврейские традиции также отождествляли его с Киром , рождение которого, по словам Геродота, сопровождалось предзнаменованиями, которые заставили дедушку попытаться его убить. [ нужна ссылка ]

также встречается противостояние В Коране между царем, не упомянутым по имени, и Ибрагимом (по-арабски «Авраам»). Некоторые мусульманские комментаторы называют Нимрода царем. В кораническом повествовании Ибрагим беседует с царем, первый утверждает, что Бог — это тот, кто дает жизнь и вызывает смерть, тогда как неназванный царь отвечает, что он дает жизнь и вызывает смерть. [25] Ибрагим опровергает его, заявляя, что Бог поднимает Солнце с Востока, и поэтому он просит царя принести его с Запада. Тогда король озадачен и разгневан. Комментарии к этой суре предлагают множество украшений этого повествования, одно из которых принадлежит Ибн Касиру , учёному XIV века, добавляя, что Нимрод продемонстрировал свою власть над жизнью и смертью, убив пленника и освободив другого. [26]

Независимо от того, задуман ли Нимрод как окончательно раскаявшийся, или нет, он оставался в еврейской и исламской традиции символическим злым человеком, архетипом идолопоклонника и царя-тирана. В раввинских сочинениях до сих пор его почти всегда называют «Нимродом Злым» ( иврит : נמרוד הרשע ). [ нужна ссылка ]

Нимрод упоминается по имени в нескольких местах Священных Писаний Бахаи , включая Китаб-и-Икан , основной богословский труд Веры Бахаи . Там говорится, что Нимроду «приснился сон», который его прорицатели истолковали как означающее рождение новой звезды на небе. Говорят, что затем в стране появился глашатай, возвещающий о «пришествии Авраама». [27] Нимрод также упоминается в одном из самых ранних произведений Баба ( вестника Веры Бахаи). Приводя примеры силы Бога, он спрашивает: «Разве не Он в прошлые дни заставил Авраама, несмотря на Его кажущуюся беспомощность, одержать победу над силами Нимрода?» [28]

История противостояния Авраама с Нимродом не осталась в пределах научных сочинений и религиозных трактатов, но также оказала заметное влияние на массовую культуру. Ярким примером является « Quando el Rey Nimrod » («Когда король Нимрод»), одна из самых известных народных песен на ладино испанский язык), очевидно написанная во время правления короля X. Кастилии (иудо - Альфонсо Начинается словами: «Когда царь Нимрод вышел в поля/ Взглянул на небо и на звезды/ Он увидел святой свет в еврейском квартале/Знак того, что Авраам, отец наш, вот-вот должен был родиться», Песня дает поэтический отчет о гонениях, совершенных жестоким Нимродом, а также о чудесном рождении и деяниях спасителя Авраама. [29] [30]

Исламское повествование

[ редактировать ]

В Коране говорится: «Разве вы не считали того, кто спорил с Авраамом о его Господе, потому что Бог дал ему царство (т.е. он был гордым)?» [31] Авраам говорит: «Мой Господь — Тот, Кто оживляет и умерщвляет». Царь отвечает: «Я даю жизнь и причиняю смерть». [31] На этом этапе некоторые комментарии добавляют новые повествования, например, о том, как Нимрод приводит двух мужчин, ранее приговоренных к смертной казни. Он приказывает казнить одного и освободить другого. [32] Затем Авраам говорит: «Воистину, Бог поднимает солнце с востока, так подними его с запада». [31] Это заставляет короля изгнать его, и он уезжает в Левант . [33]

Хотя имя Нимрода конкретно не указано в Коране, исламские ученые считают, что упомянутым «царем» был он. Два других раздела Корана повествуют о диалогах Авраама с Нимродом и его народом, в частности, вокруг стихов суры аль-Анбия 21:68 и суры аль-Анкабут 29:34, где Авраам был брошен в огонь, но вышел невредимым по милости Бога. Вокруг Нимрода существуют и другие традиционные истории, в результате которых в мусульманских культурах его называют тираном. [34] [35] [36]

По словам Муджахида ибн Джабра , «Четыре человека получили контроль над Землей, востоком и западом, двое верующих и двое неверующих. Двумя верующими были Соломон ( Сулейман в исламских текстах) и Зуль Карнайн , а двумя неверующими были Навуходоносор II и Нимрод. Никто, кроме них, не получил над этим власть». [37]

Версия Мидраша Рабба

[ редактировать ]

Следующая версия противостояния между Авраамом и Нимродом появляется в Мидраше Раба , главном сборнике еврейских толкований Священного Писания . Часть, в которой это появляется, — Бытие Раба (гл. 38, 13), считается датированной шестым веком.

Они взяли его и отдали Нимроду. Он сказал ему: Поклоняйся огню. Авраам сказал ему: И я поклонюсь воде, которая гасит огонь? Нимрод сказал ему: Работай ради воды! Он сказал ему: если так, то поклонюсь ли я облаку, несущему воду? Сказал ему: Работай на облако! Он сказал ему: если так, то поклонюсь ли я ветру, разгоняющему облака? Сказал ему: служи духу! Он сказал ему: И мы поклоняемся человеку, который страдает от духов? Он сказал ему: ты говоришь слишком много слов, я не кланяюсь, а свету – ведь я бросаю тебя в него, и Бог, которому ты кланяешься, придет и спасет тебя прямо сейчас! Херн стоял там. Он сказал: Какова твоя душа, если победит Авраам – он скажет: «Я – притча об Аврааме», а если победит Нимрод – он скажет: «Я – притча о Нимроде». Поскольку Авраам сошел в огненную печь и остался жив, ему сказали: чей ты пример? Он сказал им: Я пример Авраама! Они схватили его и бросили на свет, и внутренности его ожесточились, и он вышел и умер на глазах у своего отца Фарры. И так сказано: И умер Харан на глазах у своего отца Фарры. (Берешит Раба 68:13)

(...) Он [Авраам] был отдан Нимроду. [Нимрод] сказал ему: Поклоняйся Огню! Авраам сказал ему: неужели я поклонюсь воде, которая гасит огонь? Нимрод сказал ему: Поклоняйся воде! [Авраам] сказал ему: Если так, то поклонюсь ли я облаку, несущему воду? [Нимрод] сказал ему: Поклоняйся облаку! [Авраам] сказал ему: Если так, то поклонюсь ли я ветру, который разгоняет облака? [Нимрод] сказал ему: Поклонись ветру! [Авраам] сказал ему: И поклонимся ли мы человеку, который противостоит ветру? Сказал [Нимрод] ему: Ты нагромождаешь слова на слова, я не склоняюсь ни перед кем, кроме огня — в него я брошу тебя, и пусть Бог, которому ты поклоняешься, придет и спасет тебя от него!
Там стоял Харан [брат Авраама]. Он сказал [про себя]: что мне делать? Если победит Авраам, я скажу: «Я из [последователей] Авраама», если победит Нимрод, я скажу: «Я из [последователей] Нимрода». Когда Авраам вошел в печь и выжил, Харана спросили: «Чей [последователь] ты?» и он ответил: «Я Авраамов!». [Тогда] они схватили его и бросили в печь, и чрево его разверзлось, и он умер, и умер раньше Тераха, своего отца.
Библии , Бытие 11:28, Харан упоминается раньше Фараха, но не приводится никаких подробностей.]|—

Исторические интерпретации

[ редактировать ]
Надпись Нарам Сина найдена в городе Марад.

Историки, востоковеды , ассириологи и мифографы долгое время пытались найти связи между Нимродом библейских текстов и реальными исторически засвидетельствованными фигурами в Месопотамии. Ни один царь по имени Нимрод или с похожим именем нигде не появляется ни в каких добиблейских, внебиблейских или исторических списках шумерских , аккадских , ассирийских или вавилонских царей, а имя Нимрод не встречается ни в каких других писаниях самой Месопотамии или ее соседей. контекст во времена бронзового века , железного века или дохристианского классического века .

Поскольку город Аккад был разрушен и потерян вместе с разрушением его Империи в период 2200–2154 годов до нашей эры ( длинная хронология ), гораздо более поздние библейские истории, упоминающие Нимрода, похоже, напоминают поздний ранний бронзовый век . Связь с Эрехом ( шумеро-аккадский Урук ), городом, потерявшим свое первостепенное значение около 2000 г. до н.э. в результате борьбы между Исином , Уром , Ларсой и Эламом , также свидетельствует о раннем происхождении рассказов о Нимроде. [11] Несколько месопотамских руин получили имя Нимрода в результате вторжения арабов- мусульман в 8 веке нашей эры , включая руины ассирийского города Калху (библейский Калах ), который вопреки библейским утверждениям на самом деле был построен Салманасаром I (1274–1244 до н.э.). [6]

Был предпринят ряд попыток связать его с историческими личностями, но они не увенчались успехом.

Христианский епископ Кесарийский Евсевий еще в начале 4 века отмечал, что вавилонский историк Берос в 3 веке до нашей эры заявил, что первым царем после потопа был Евехой из Халдеи (на самом деле Халдея была небольшим государством, исторически основанным только после конец 9 века до н. э.), отождествлял его с Нимродом. Георгий Синцелл (ок. 800 г.) также имел доступ к Беросу и тоже отождествлял также исторически не подтвержденного Евехия с библейским Нимродом.

Совсем недавно шумерологи предложили дополнительно связать и этого Евехая , и царя Вавилона и деда Гильгамоса , который фигурирует в древнейших копиях Элиана (ок. 200 г. н.э.) как Евехорос , с именем основателя Урука, известным из клинописных источников. как Энмеркар . [38]

В 1920 году Дж. Д. Принс также предположил возможную связь между Лордом (Ни) Марада и Нимродом. Он упомянул, что доктор Крелинг теперь был склонен исторически связать Нимрода с Лугаль-Бандой , мифологическим шумерским царем, упомянутым в Побеле, «Исторические тексты» , 1914, чья резиденция находилась в городе Марад. [39]

По мнению Рональда Хенделя, имя Нимрод, вероятно, является гораздо более поздним полемическим искажением семитского ассирийского бога Нинурты , выдающегося бога в месопотамской религии, который имел культовые центры в ряде ассирийских городов, таких как Калху , а также в Вавилоне , и был покровителем бог ряда ассирийских царей, и что «Куш» — это неправильный перевод слова Киш, месопотамского города. [40] Имперские предприятия Нимрода, описанные в Бытии, могут быть основаны на завоеваниях ассирийского царя Тукульти-Нинурты I. [41]

Джулиан Джейнс также указывает на Тукульти-Нинурту I (могущественного царя Среднеассирийской империи ) как на вдохновителя Нимрода. [42]

Александр Хислоп в своем трактате «Два Вавилона» (1853) отождествил Нимрода с Нином (также не засвидетельствованным нигде в списках месопотамских царей), который, согласно греческой мифологии, был месопотамским царем и мужем царицы Семирамиды . [43] с целым множеством божеств по всему Средиземноморью и с персидским Зороастром . Отождествление с Нином следует за отождествлением Клементины ; тот, что с Зороастром, и тот, что из « Проповедей Клементина» , оба являются частью литературы Клементина . [44] Хислоп приписывал Семирамиде и Нимроду изобретение многобожия и, вместе с ним, поклонения богине , а также то, что их кровосмесительным мужским приношением был Таммуз . [45] Он также утверждал, что католическая церковь — это тысячелетний тайный заговор , основанный Семирамидой и Нимродом для распространения языческой религии древнего Вавилона . [46] Граббе и другие отвергли аргументы книги как основанные на ошибочном понимании текстов: [46] [47] но их вариации принимаются некоторыми группами протестантов -евангелистов . [46] [47]

В 9 веке до нашей эры жила историческая ассирийская царица Шаммурамат , на самом деле жена Шамши-Адада V , которую ассириологи отождествляли с Семирамидой, в то время как другие считают ее более поздней тезкой гораздо более ранней (опять же исторически не подтвержденной) Семирамиды.

Согласно Дэвида Рола теории , Энмеркар , шумерский основатель Урука , был первоначальным источником вдохновения для Нимрода, поскольку история Энмеркара и владыки Аратты [48] имеет некоторое сходство с легендой о Нимроде и Вавилонской башне, а также потому, что -KAR в Энмеркаре означает «охотник». Кроме того, говорят, что в Энмеркаре были построены зиккураты как в Уруке , так и в Эриду , который, как постулирует Рол, был местом первоначального Вавилона.

Другие пытались отождествить Нимрода с Амрафелом , предполагаемым царем Месопотамии, но, опять же, тем, кто сам исторически не засвидетельствован в месопотамских записях.

Джордж Роулинсон полагал, что Нимрод был Белом , основываясь на том факте, что вавилонские и ассирийские надписи носят имена Бел-Нибру . [49] Слово Нибру на восточно-семитском аккадском языке Аккада, Ассирии и Вавилонии происходит от корня, означающего «преследовать» или «заставлять бежать», и, как отметил Роулинсон, это не только очень похоже на имя Нимрода, но и идеально подходит описание Нимрода в Бытие 10:9 как великого охотника. Уравнение или связь Белуса-Нимрода также встречается во многих старых работах, таких как «Моисей из Хорены» и « Книга пчелы» . [50] Нибру на шумерском языке было первоначальным названием города Ниппур .

Иосиф Поплича писал в 1929 году об отождествлении Нимрода с первой династией Урука. [51]

Совсем недавно Игаль Левин (2002) предполагает, что вымышленный Нимрод был воспоминанием о Саргоне Аккадском , а также о его внуке Нарам-Сине , имя которого «Нимрод» произошло от последнего. Он утверждает, что:

Таким образом, библейский Нимрод не является полной копией какого-либо исторического персонажа. Скорее, он представляет собой более поздний составной еврейский эквивалент династии Саргонидов : первый могущественный царь, правивший после потопа. Позднее влияние изменило легенду в месопотамской традиции, добавив такие детали, как имя героя, его территорию и некоторые из его деяний, и, что наиболее важно, его титул «Царь Киша ». Гораздо более поздние редакторы Книги Бытия отбросили большую часть оригинальной истории и ошибочно отождествили и неправильно перевели месопотамский Киш с «хамитским» Кушем, поскольку между Кушем (в современный Северный Судан) и Месопотамии. [52]

[ редактировать ]

В современном североамериканском английском термин «нимрод» часто используется для обозначения тупого или глупого человека, и это использование, возможно, впервые было зафиксировано в письме 1836 года Роберта Э. Ли подруге. Ли описывает «молодого Нимрода с Запада», который, отказываясь от назначения в Вест-Пойнт, выразил обеспокоенность тем, что «я надеюсь, что моя страна не подвергнется опасности из-за моих действий». [53] Хотя Ли, возможно, саркастически называл студента «тираном или умелым охотником», современное использование более точно соответствует его посланию.

Прозвище «Нимрод» было насмешливо использовано в романе Роберта Трессела 1914 года « Филантропы в рваных брюках» . Саркастическое прозвище использовалось по отношению к бригадиру (по имени Хантер) банды рабочих как игра на его фамилии, а также на его предполагаемых религиозных убеждениях и чувстве собственной важности. Помимо письма Ли и романа Тресселла, первое зарегистрированное использование слова «Нимрод» в этом значении произошло в 1932 году.

Часто говорят, что это использование было популяризировано персонажем Looney Tunes мультфильма Багз Банни, саркастически называющим охотника Элмера Фадда «Нимродом». [54] [55] чтобы подчеркнуть разницу между «могучим охотником» и «бедным маленьким Нимродом», то есть Фаддом. [56] Однако на самом деле именно Даффи Дак называет Фадда «моим маленьким Нимродом» в короткометражке 1948 года « Что делает Даффи Дака ». [57] хотя Багз Банни действительно называет Йосемитского Сэма «маленьким Нимродом» в короткометражном фильме 1951 года « Кролик каждый понедельник ». Оба эпизода были озвучены Мелом Бланком и спродюсированы Эдвардом Зельцером . [58]

Литература

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

  1. ^ Произношение британского английского приведено на сайте «Нимрод» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  2. ^ «Библейские ворота» .
  3. ^ Левин, Игаль (2002). «Нимрод Могучий, царь Киша, царь Шумера и Аккада» . Ветус Заветум . 52 (3): 350–366. дои : 10.1163/156853302760197494 . ISSN   0042-4935 .
  4. ^ Джонс, Кристофер В. (2022). «Литературно-историческая память о Саргоне Аккадском в Ассирии как фон для Нимрода в Бытие 10:8–12» . Журнал библейской литературы . 141 (4): 595–615. дои : 10.15699/jbl.1414.2022.1 . ISSN   0021-9231 . S2CID   255905070 .
  5. ^ Харрис, Стивен Л. (1985). Понимание Библии . Пало-Альто: Мэйфилд.
  6. ^ Jump up to: а б Харрис, Стивен Л. (1985). Понимание Библии . Пало-Альто: Мэйфилд.
  7. ^ Рэли, Уолтер (1820) [1614]. История мира, Vol. II . Эдинбург: А. Констебль. стр. 125–132.
  8. ^ Меннер, Роберт Дж. (1938). «Нимрод и Волк в древнеанглийском «Соломон и Сатурн» ». Журнал английской и германской филологии . Том. 37, нет. 3. С. 332–84. JSTOR   27704407 .
  9. ^ В зависимости от того, как читается текст, «Кальне» может быть четвертым названием города в этом списке или частью выражения, означающего «все они в Сеннааре». ( Ван дер Тоорн и Ван дер Хорст 1990 , стр. 1).
  10. ^ Иосиф Флавий. «Иудейские древности — Книга I» . Пенелопа | Джеймс Исон . Чикагский университет . Проверено 7 июля 2024 г.
  11. ^ Jump up to: а б Ван дер Тоорн и Ван дер Хорст (1990) .
  12. ^ Кугель, Джеймс (1998). Традиции Библии . п. 230. [ нужна полная цитата ]
  13. ^ «Трактат Гиттин 56б» . www.sefaria.org.il .
  14. ^ Рознер, Фред. Медицина в Библии и Талмуде . стр.76. Паб. 1995, Издательство КТАВ, ISBN   0-88125-506-8 . Выдержку можно просмотреть по адресу ( [1] )
  15. ^ Wikisource: Страница: Легенды персонажей Ветхого Завета.djvu/178
  16. ^ « Китаб аль-Магалл » . Sacred-texts.com . Проверено 5 апреля 2012 г.
  17. ^ См. Луи Гинзберг «Легенды евреев», том I, и том с сносками.
  18. ^ Симон Кезский: Деяния венгров (гл. 1.4–5), стр. 13–17.
  19. ^ Герберт, Уильям (1838). «Аттила, король гуннов» . Гугл Книги . п. 49 . Проверено 12 сентября 2019 г.
  20. ^ Калевала . Финский эпос Элиаса Лённрота. С комментарием Ганса Фромма, Штутгарт: Reclam 1985. (Комментарий Ганса Фромма к «Калевале» Элиаса Лённрота )
  21. ^ Шарон, Моше (1999). Корпус арабских надписей Палестины: B v. 1 (Справочник по востоковедению) (изд. В твердом переплете). Издательство «Брилл». п. 59 . ISBN  90-04-11083-6 .
  22. ^ «Эфир 2» . www.churchofjesuschrist.org .
  23. ^ Ван дер Тоорн и Ван дер Хорст (1990) , с. 19.
  24. ^ Нимрод . Еврейская энциклопедия Даат (на иврите). Герцогский колледж .
  25. ^ «Арабский корпус Корана – Перевод» . corpus.quran.com .
  26. ^ «QuranX.com — самая полная коллекция Корана, хадисов и тафсиров!» . quranx.com .
  27. ^ "Китаб-и-Икан" Справочная библиотека бахаи . стр. 41–80. Проверено 10 сентября 2014 г.
  28. ^ Эффенди, Шоги. «Предвестники рассвета» . bahai-library.com . Издательский фонд Бахаи. п. 94 . Проверено 23 февраля 2016 г.
  29. ^ «КОГДА ЦАРЬ НИМРОД» . hebrewsongs.com .
  30. ^ «Куандо Эль Рей Нимрод» [Когда царь Нимрод]. zemerl.com . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года.
  31. ^ Jump up to: а б с «Сура Аль-Бакара [2:258] — Благородный Коран — Священный Коран » . Legacy.quran.com . Проверено 16 ноября 2015 г.
  32. ^ «Мечеть: Пророк Ибрагим» . www.islamicity.com . Проверено 16 ноября 2015 г.
  33. ^ «Ибн Касир: История Пророка Ибрагима/Авраама (мир ему и благословение Аллаха)» . www.islamawareness.net . Проверено 16 ноября 2015 г.
  34. ^ «Истории Пророков | Alim.org» . www.alim.org .
  35. ^ «Ибрагим и Намруд» . islamicstories.com .
  36. ^ «Пророк Ибрагим и идолопоклонство» . www.al-islam.org . 22 января 2013 г.
  37. ^ Ибн Касир, Касас Уль Амбия (Истории Пророков) , Муассиса Аль-нур Лил нашр валь Илаан, 1978, стр. 183, archive.org
  38. ^ Хенкельман, Воутер Ф.М. «Рождение Гильгамеша». Античность и Средиземноморье: древний мир по обе стороны Леванта . п. 819. [ нужна полная цитата ]
  39. ^ Принс, Джей Ди (1920). «Возможный шумерский оригинал имени Нимрод». Журнал Американского восточного общества . [ нужна полная цитата ]
  40. ^ Оксфордский путеводитель по Библии . Издательство Оксфордского университета. 1993. с. 557. ИСБН  978-0-19-534095-2 .
  41. ^ Далли и др., 1998, с. 67.
  42. ^ Джейнс, Джулиан (2000). Происхождение сознания при распаде двухпалатного разума . Книги Маринера. ISBN  9780547527543 . Проверено 16 июня 2013 г.
  43. ^ «Самму-Рамат и Семирамида: вдохновение и миф» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 13 апреля 2016 г.
  44. ^ «Проповедь IX» . Ccel.org. 1 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2012 г. Проверено 5 апреля 2012 г.
  45. ^ Хислоп, Александр. «Два Вавилона» . Филологос.орг. Архивировано из оригинала 28 марта 2014 года . Проверено 4 января 2013 г.
  46. ^ Jump up to: а б с Граббе, Лестер Л. (1997). Майн, Эндрю; Кэмп, Клаудия В. (ред.). Можно ли написать «Историю Израиля»? . Лондон, Англия: Международная издательская группа Continuum. стр. 27–28. ISBN  978-0567043207 .
  47. ^ Jump up to: а б Маклхенни, Альберт М. (2011). Это солнце?: Дух времени и религия (Том I: Сравнительная религия) . Лулу.com. п. 60. ИСБН  978-1-105-33967-7 .
  48. ^ «Энмеркар и владыка Аратты: перевод» . Etcsl.orinst.ox.ac.uk . Проверено 12 ноября 2009 г.
  49. ^ Семь великих монархий древнего восточного мира . Том. 1. С. 347–350. [ нужна полная цитата ]
  50. ^ Мос. Чорен. 1. 6; 9; Книга Пчелы , 22
  51. ^ Поплича, Иосиф (1929). «Библейский Нимрод и царство Эанны». Журнал Американского восточного общества . 49 : 303–317. дои : 10.2307/593008 . JSTOR   593008 .
  52. ^ Левин, Игаль (2002). «Нимрод Могучий, царь Киша, царь Шумера и Аккада». Ветус Заветум . Том. 52, нет. 3. С. 350–356. дои : 10.1163/156853302760197494 .
  53. ^ Коннелли, Томас Л. (1977) Мраморный человек: Роберт Э. Ли и его образ в американском обществе . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана. стр.174. ISBN   0-8071-0474-4
  54. ^ Штайнмец, Сол (2005). Словарь еврейского употребления: Руководство по использованию еврейских терминов . Роуман и Литтлфилд. п. 126. ИСБН  978-0-7425-4387-4 . Проверено 11 апреля 2012 г.
  55. ^ Гарнер, Брайан А. (27 августа 2009 г.). Современное американское использование Гарнера . Издательство Оксфордского университета. п. 53. ИСБН  978-0-19-538275-4 . Проверено 11 апреля 2012 г.
  56. ^ Бауэр, С. Уайз (2007). История древнего мира: от самых ранних отчетов до падения Рима . Нортон. стр. 269–70. ISBN  978-0-393-05974-8 . Проверено 11 апреля 2012 г.
  57. ^ Артур Дэвис (режиссер) (14 февраля 1948 г.). Что делает Даффи Дак (короткометражный анимационный фильм). Событие происходит в 5:34. Именно то, что мне интересно, мой маленький Нимрод.
  58. ^ Фриц Фреленг (режиссер) (10 февраля 1951 г.). Кролик каждый понедельник (короткометражный анимационный фильм). Событие происходит в 6:50. Нет, я не мог так поступить с маленьким Нимродом.
  59. ^ Данте, Инферно , XXXI.67 и 76.

Библиография

  • Дэлли, Стефани ; и др. (1998). Наследие Месопотамии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Хейнс, Стивен Р. (2002). Проклятие Ноя: библейское оправдание американского рабства . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Ван дер Тоорн, К. и Ван дер Хорст, П.В. (январь 1990 г.). «Нимрод до и после Библии» (PDF) . Гарвардское теологическое обозрение . Том. 83, нет. 1. стр. 1–29. Архивировано из оригинала (PDF) 25 мая 2015 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 352ea2d54be0e9a3d637fedaac2210a8__1722163320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/a8/352ea2d54be0e9a3d637fedaac2210a8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nimrod - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)