Jump to content

История учреждений в Месопотамии

Фрагмент Кодекса Хаммурапи . Один из важнейших институтов Месопотамии . и древнего мира Это был сборник предыдущих законов ( Кодекс Ур-Наммы , Кодекс Эшнунны ), которые были сформированы и обновлены во времена Хаммурапи и были воплощены в клинописном письме на скульптурах и камнях во всех общественных местах на территории древнего Вавилонского государства. , наследник Аккадской империи, смешавшей шумерские и аккадские традиции, семитского происхождения.

История институтов в Месопотамии касается происхождения и эволюции институтов (экономических, социальных или политических) в месопотамской цивилизации . Его история простирается от возникновения цивилизации и существования письменных источников , которые позволяют создавать историю, до падения Халдейской или Нововавилонской империи , последней месопотамской империи.

Зарождение институтов, принадлежащих цивилизации – в основном социальная дифференциация, присущая разделению труда и его организации в городском масштабе , построению власти в первобытных государствах и установлению институционализированных религий с храмами и духовенством – произошло в Месопотамии и Египет с 4-го тысячелетия до нашей эры.

Первые учреждения

[ редактировать ]

Первые учреждения в Античности возникли в Месопотамии и крайне неизвестны. Они возникли в прелюдии древней истории, в «Протоистории» . Начиная с 5-го тысячелетия до нашей эры, в деревнях на юге современного Ирака наблюдалась прогрессирующая оккупация долин Тигра и Евфрата и консолидация сельского хозяйства и земледелия. Появились также первые металлургические технологии, такие как медь ( Энеолит ). Модель города этого периода обычно считается преамбулой городской революции и в ней обнаруживаются первые институты. Около 4500 г. до н. э. можно было найти здание с толстыми стенами, что сигнализировало об изменениях в обществе. Это (институциональное) здание могло принадлежать всему селу и играть роль на уровне коллективной организации, упорядочении отношений жителей. Это здание указывает на переход от одного общества к другому, потребовавший большей организации. Это явление умножилось во всех деревнях юга. Его можно считать храмом с бюрократической властью, который организовывал торговые операции и имел комнаты внутри, где были найдены медные предметы, остатки зерна, куски шерсти, это была экономическая деятельность местного происхождения, а также остатки керамики и были найдены материалы, исходящие извне, подобные драгоценным камням.

С социальной точки зрения, в начале III тысячелетия до н. э. появились первые крупные экономические различия (до этого существовали различия по полу и возрасту) и вытекающая из них внутренняя борьба. Некоторые семьи держали власть через контроль над храмом. Они превратили часть населения в рабов и присвоили себе часть производства, до того коллективного. Эта аристократия , поселившаяся вокруг храма, создала первые административные должности. Возникли также первые местные учреждения: Совет старейшин юридического характера и собрание Городское оборонительного характера. Первые местные вожди взяли на себя такие функции, как функции военного начальника, который был единственным, кто мог обеспечить политическую и военную независимость из-за растущего соперничества с соседними городами, и монополизировали унитарную власть. Необходимо подчеркнуть религиозную власть, которая была объединена с политической, судебной и военной властью, с обычным правом. . Оно развивалось в сторону прогрессивной централизации власти.

Эта первая фаза привела к другой, более четко определенной фазе. Первые храмы выполняли экономическую миссию внутри этих обществ, будучи экономически независимыми и самодостаточными городами. Параллельно с появлением храмов начались споры между великими семьями, соперничавшими за местное лидерство. Это можно датировать примерно 4000-3100 гг. до н.э. и было ответом на потребности того времени.

В каждой деревне существовала догосударственная модель, предшествовавшая возникновению городов -государств . Особый расцвет эта модель имела в южной Месопотамии с орошаемым земледелием и более развитой земледельческой технологией, и именно здесь появляются первые свидетельства письменности (социально-экономические сочинения), а позже появится фаза первых династий. [1]

Институты протодинастического периода

[ редактировать ]
Икона из Лувра , найденная в Уруке , изображающая фермеров во времена величайшего великолепия Урука .
Сосуд найден в Кише .

В протодинастический период произошло важное развитие сельскохозяйственной техники, которое ознаменовало большой прогресс, также произошло технологическое развитие, медь была заменена бронзой, а также керамика достигнет важных успехов.

Этнического единства, судя по письменным источникам, не было. Тексты слоя 4А Урука и Джемдет Насра идентифицируют один элемент шумерского населения и другой элемент неизвестного происхождения, который населял эту территорию до шумеров, а также выделяют нешумерские языковые элементы. Со второй половины третьего тысячелетия эта страна Персидского залива называлась Шумером. страна Аккад К северо-западу от него появится .

Шумерский элемент был важнейшим элементом развития и этот процесс привел к решающим изменениям в формировании общества. Города были окружены стенами, и даже храмы внутри города были окружены стенами. С этими храмами была связана каста жрецов, которая ими командовала и обладала огромной властью, основанной на широком экономическом контроле. Первые тексты были написаны в этих храмах. В слое 4А Урука около 3100 г. до н.э. находится более 4000 текстов, происходящих из великого храма Урука и записывающих экономическую и коммерческую деятельность храма.

Эти экономические тексты раскрывают данные институционального регулирования и предоставляют конкретные данные о площадях обрабатываемых полей, сельском хозяйстве и экспорте, а также транспортировке. В некоторых более поздних документах встречается ряд названий профессий, раскрывающих организацию ремесла через специализацию функций. Согласно этим данным, с управлением храмом было связано не только ремесло, но и торговля. Имеются также свидетельства крупномасштабной торговли, обеспечивавшей ввоз главным образом предметов роскоши, сырья, поступающего из отдаленных регионов.

Эта импортная способность трансформировала растущий потенциал храмов (экономический), что, несомненно, позволило им поддерживать этот обмен в течение длительного времени, что показывает их экономическую самодостаточность, которая, по-видимому, экспортирует сельскохозяйственную продукцию, рыболовство, текстильную и сельскохозяйственную продукцию. Этот процесс не мог бы существовать без многочисленной группы людей, специализирующихся на торговле, которых называли Дам-Гар, которые являются первыми известными торговцами и упоминаются в текстах Урука и Джемдет Насра . Считается, что функция этих институциональных торговцев делает возможными человеческие отношения с организацией, и в рамках этого движения торговцев необходимо подчеркивать частную деятельность тех же самых. Было ясно, что они являются посредниками храмов снаружи и будут использоваться в их внешних связях.

Города приобретали всё большее значение на юге Шумера и объединялись в города-государства . также были города-государства В Сирии . По разным причинам экономическое соревнование между городами и военные столкновения множились и зафиксированы в текстовых документах. Дух воина появился как новинка, и города были обнесены стенами, и это было важной особенностью первых династий около 2700 г. до н.э. Необходимость концентрации военной силы для защиты привела к возникновению наследственной королевской власти. И, как следствие, эти короли выполняли важные функции культа и постепенного подчинения храмов этим королям, которые принадлежали к упомянутым выше великим семьям протодинастического периода, которые начали выделяться в то время. Эта королевская власть была распределена по всем городам-государствам, принимая на себя централистскую политическую власть единственного человека, который отвечал за храмы и их экономическую реформу.

Собрание свободных людей и совет старейшин продолжали поддерживать короля, чтобы королевская власть не была абсолютной. Несмотря на подчинение, эти институты признавали верховенство короля, которому они помогали в принятии решений и поддерживали его, король не принимал решения в одиночку. Согласно источникам, закрепляется независимость монархической власти. ) появились письменные документы о царском титуле Около 2700 г. до н.э. в Шумере ( Ан , и этот титул стал обозначать статус. Параллельно титулу 'эн' появились первые письмена об институте дворца ( Эгаль ), встречающиеся в самых архаичных текстах Ура . С археологической точки зрения первые особенно крупные постройки были обнаружены в городах Киш и Эриду . было найдено несколько гробниц Около 2600 г. до н. э. в Уре , которые по своему инвентарю показывают, что они являются царями, и показывают растущее положение царской власти, поддерживаемой частично религиозной идеологией.

К 2700 г. до н.э. название изменилось, потому что название en присоединилось к названию lugal и ensi . Похоже, что это разнообразие соответствует диалектизации шумерского языка, впоследствии титул Эн исчез, лугал — царь, а энси — подчиненный лугала . Степень значимости королевской власти как института возрастает на горизонте городов-государств, позднее король будет обожествлен. Хотя в это время царствование еще не было обожествлено, оно было связано с божественным происхождением и особым отношением к культу. Эти местные вожди нашли свое место в том факте, что члены королевской семьи спустились с небес, стояли над обществом и проживали во дворцах, укрепляя свои экономические ресурсы, используя в своих интересах историческую конъюнктуру и посредством купли-продажи.

Соперничество между городами-государствами привело к тому, что город Киш и его монархия в протодинастический период стали наиболее важными, как показывает шумерский царский список, и титул царя Киша стал обобщенным, но, несмотря на это первенство, борьба городов дала Возникла серия шумерских лиг и коалиций, в которых цари объединялись для защиты общих интересов, но картина политической истории оставалась в значительной степени неясной.

Документы представляют собой королевские тексты, содержащие мало информации. Если известно, что на этом протодинастическом этапе около 2500 г. до н. э. в Лагаше появился царь , принявший титул царя Киша, и намекает, что этот царь по имени Эаннатум достиг бы первенства в Шумере и утвердил бы эту власть над другими городами, у него была своя власть. победы записаны на различных планшетах. Существуют также экономические тексты, исходящие из дворцов, в которых упоминается распределение власти в местном масштабе. В этих документах лучше всего отражены свойства храмов, которые являются сельскохозяйственными угодьями и собственностью богов и составляют значительную часть земель, доступных для эксплуатации. Храм Лагаша контролировал 50% орошаемой территории. Королевский институт был усилен за счет узурпации у этих храмов их собственности и коллективной собственности. Абсолютная власть королей таковой не была. Царский институт контролировал с 2500 г. до н.э. экономические единицы государственного характера, храмы, речные порты и сухопутные пути. В протодинастический период Дворцовая структура была высокоразвитой и контролировала две области:

  • Он официально регулировал орошение и распределение воды, а также контролировал обработку садов и полей.
  • Он контролировал распределение шерсти, продуктов питания, рыболовство, земледелие и животноводство, аренду земли, торговлю, а также покупку и продажу рабов. [2]

Распределение земли

[ редактировать ]

Продуктивные земли принадлежали государственной организации. Распределение было трехсторонним:

  • Они принадлежали храму и прежде всего дворцу и выращивались специализированными работниками, продукция которых предназначалась для содержания храмов, это контролировалось дворцами.
  • Земля отдана на самообеспечение административному персоналу храма и дворца.
  • Большая часть земли была сдана в аренду в обмен на выплату зарплаты натурой.

Эта модель государственного устройства контролировалась дворцом, который злоупотреблял самообогащением за счет других, экспроприировал имущество храмов и горожан, что приводило к прогрессирующему обнищанию города. Это злоупотребление дворцом спровоцировало восстания, которые привели к политическим изменениям. Это было время реформ Урука Агина в 2350 г. до н.э., пришедшего к власти путем государственного переворота и уже на троне принявшего правовые меры, направленные на возвращение собственности храмам и народу. Его целью было уничтожить деспотизм дворцов и их чиновников . Он также регулировал налоги жителей на свадьбы, разводы, похороны и так далее. Реформа пошла на пользу наиболее обездоленным, положила конец долгам, улучшила положение рабов и даже освободила некоторых из них. Дана правовая гарантия, регулирующая отношения между учреждениями и людьми, а также между храмом и дворцом. Все это означало новую социальную справедливость в первобытном государстве, что послужило ориентиром для других более поздних царей. Эта реформа снижает социальную напряженность и способствует общему улучшению экономики, особенно наиболее обездоленных слоев населения. Королевская власть и храм закреплены в конкретном законодательстве, но неясно, насколько храмам удалось восстановить свое положение.

Протодинастический период заканчивается периодом Урука Агины и борьбой между городами за навязывание себя друг другу, и в этом контексте появился Лугал Загеси , который был принцем Уммы , стал королем Урука и в конце своего правления установил свой суверенитет в весь юг Месопотамии, в большом территориальном государстве Шумер . Это огромное расширение земли демонстрирует огромную силу дворца как учреждения, поскольку он был сувереном не города, а государства.

Юридическая практика

[ редактировать ]

Первые юридические документы появились с началом письменности и регулировали куплю-продажу земли и вытекающие из нее обязательства. Это контракты, диктующие правила работы частично известной на данный момент законности.

Очень важно было среди сторон договора опираться на свидетелей, которые образовали институт, удостоверявший, что сделка совершается в рамках закона, это обычное право и появляются в конце договора, они являются свободными гражданами, в основном члены семьи. Формирование этого документа купли-продажи обычно имеет фиксированную речь, поскольку они были очень распространены. Большинство документов были купли-продажи и не регулировались центральной властью, мы знаем их по архивам дворцов. Это частное право исходит из обычая и является признанной практикой.

Институты великих месопотамских государств

[ редактировать ]
Империя Лугала Загеси из Уммы (красным) в 2350 году до нашей эры.
Ворота Иштар в Пергамском музее в Берлине.

Историческая эволюция Месопотамии привела к решающим изменениям в обществе, и в этом процессе изменений королевская власть стала более могущественной против священников и аристократов. Старые существовавшие ранее институты, совет старейшин и собрание свободных людей псевдодемократического характера отошли на второй план. В результате возникновения монархии дворец приобрел большую власть за счет включения храмов в свою экономическую структуру. Политическая власть стала звеном в структуре территориального государства, сувереном великого государства, базирующегося в одном из древних городов-государств, которое менялось в зависимости от его важности. Лугалу . помогал аппарат крупных чиновников, это была уникальная монархия, имевшая централизацию власти, делавшую возможным управление

Лугал-Загеси стал первым царем всей Месопотамии ( Шумера ), этот домен соответствует военному завоеванию, позволившему ему принять титул царя Урука и царя Шумера. Чтобы сохранить целостность всего государства, Лугал-Загеси заявил:

Я сделал торговые пути из верхнего моря в нижнее море безопасными.

Лугал Загеси

Через 25 лет успехи Лугал-Загеси закончились, потому что на севере Саргон , которому удалось основать самое продолжительное до тех пор царство со столицей в Агаде или также называемое Аккад, станет царством Аккад, стал царем Шумера и Аккада. . , самую могущественную военную династию всех времен в Месопотамии, Он открывает могущественную династию Саргонидов которая должна была защищаться от враждебности своих врагов. Со времен Саргона королевский институт достиг новых высот власти.

Саргон основал в 2340 г. до н.э. царство, более мощное и обширное, чем царство Лугал-Загеси в стране Аккад , и оно просуществовало столетие. Он также завоевал Сирию и Элам , включавшие почти всю Месопотамию , хотя Сирия, по-видимому, не принадлежала династии Саргона или Иштар , носившей военный характер и на протяжении всей своей истории вынужденной защищаться от постоянной враждебности. Это был период, когда королевский институт достиг невиданных ранее высот власти. Среди наиболее важных царей был Нарам Син .

Основными институциональными характеристиками являются централизованное управление . Для поддержания такой централизации власти необходима широкая сеть чиновников, которые бы артикулировали власть, а также чрезвычайно мощная армия, не имеющая прецедентов. Многим из этих чиновников доверяют царь и сыновья Аккада . В стране Шумер во время завоевания Саргоном в городах-государствах существовали энсисы или лугалы , которые теперь стали простыми наместниками на службе у царя, зависевшими от имперских указаний новой власти. Как и в Египте , иногда родственников ставили во главе городов в качестве правителей или чиновников, обеспечивая таким образом лояльность и стабильность.

Священство также было зафиксировано в храмах, которые могли носить люди королевской семьи, что отражает прямое политическое влияние в культовых районах. Это раскрывает исполнительную способность контролировать храмы с прямым влиянием на население.

Дворец гарем Аккада был необычайно могуч, контролировал большую территорию и представлял собой сложную и развитую экономическую единицу, во дворце имели работу, хозяйственную деятельность, придворные, личную армию и 5400 человек . Кроме того, во дворце есть ремесленники и ткачи, работавшие исключительно на дворец.

Короли, как высший институт, достигли в этот период новых измерений: отныне принцип абсолютной власти навязывается как фундаментальное ядро ​​государства, и короли имеют максимальные полномочия в государстве и вмешательство власти аристократов и священников значительно сокращается, примером этого препятствия является то, что Нарам Син и Шар-Кали-Шари стали обожествляться как государственные боги, и это дало им характеристику богов-защитников страны, но без связи с каким-либо центром культа. И этот бог-король правил ради благополучия страны.

Некоторые юридические документы этого времени включают факт добавления форм присяги от имени царя, зафиксированный документально со времен Нарам Сина . В качестве проявления верховной власти используется новый титул, царь четырёх регионов мира (царь вселенной), локальный горизонт предыдущей традиции преодолевается. Административную структуру возглавлял дворец и она основывалась на подчинении и услугах других учреждений, уделяя особое внимание храмам и их экономической деятельности. Покупка земель увеличилась, что увеличило власть королей, так что дворец стал бенефициаром системы.

Это вотчина была необходима для поддержания организации строя, она раздавалась дворцовым чиновникам, установившим их в производстве. Примером может служить Обелиск Манистусу, на котором зафиксировано 330 гектаров земли, купленных у 98 человек, что является пережитком частной собственности. Существовала широкая коммерческая деятельность и бизнес, извлекавший выгоду из завоеваний того времени. Фигура торговца выделяется, что обеспечивает доступ к продуктам, многие из которых действуют в государственном и частном качестве. [3]

Учреждения третьей династии Ура (неошумерский ренессанс)

[ редактировать ]
Руины в городе Ур .

Были споры за территориальное первенство, в первую очередь фигура Ур Наммы (2100 г. до н.э.), который вернул себе титул царя Шумера и Аккада . Требовалась структурная реорганизация на основе централистской модели. Это был неблагополучный с экономической точки зрения период, но были построены каналы, улучшен транспорт и возделывались новые земли. Структура государства была реорганизована путем разделения провинций на старые города-государства со столицей в Уре , но это столкнулось с проблемами адаптации из-за защиты партикуляризма Шумера. Царь Сульги (2093–2046 гг. до н.э.) прибыл с самым важным правлением Ура и укрепил административный аппарат государства.

В это время фигура короля оставалась очень могущественной, о чем свидетельствует изощренность средств управления. Управление государства имело высокий уровень развития расчета и очень сложную регистрацию. Политическая и экономическая власть находилась в руках короля, который был богом-защитником страны, обожествление, которое особенно заметно в Сульги, с многочисленными гимнами королю, восхвалявшими его как мудрого и защитника искусства и справедливости.

О структурах институтов можно сказать, что Ур III имел очень сложный административный аппарат, имевший на вершине неошумерского царя, затем были энси и на том же уровне военные губернаторы ( саканаку ), находившиеся в стратегические города и могли быть наследственным титулом, как энси , но не официально. Король не мог помешать большим семьям контролировать определенные сектора, как в Ниппуре или Умме , и в пределах этой провинциальной юрисдикции находились члены королевской семьи, имевшие непосредственное участие в центральной власти.

Дочери Сулги и Ур-Наммы были жрицами важных храмов, а брат Сульги был священником Иннаны Ура, и королевская семья контролировала несколько храмов. [4]

  • Наместники провинции Вавилон имели ярко выраженный политико-религиозный характер, это была провинция со своим снабжением и контролем над своими святилищами, среди которых выделялся город Ниппур с запасами животных для жертвоприношений. В нем подчеркивалась административная роль Пуэрита, где тексты принадлежат государству и лишь немногие из них являются частными, в официальных также фигурирует местная администрация.
  • Рабочая сила: Они были официальными работниками дворца , каналов, транспорта. Также была большая масса единомышленников, которые заставляли систему работать, со специализацией функций.
Печатный знак Ур-Наммы , который гласит: « Ур-Намму, мифический герой, царь Ура ; Хашхамер, патеси Ишкун-Сина, его слуга ».
Песня Ур-Наммы .

Многие тексты о правопорядке, браке, купле-продаже, займах, наследстве и т. д. задокументированы. Существовал социально принятый свод правил обычного происхождения. Процедура присяги была интегрирована в практику и приносилась королем или божеством. Этот тип процедуры имел характер обещания, хотя существовала и присяга, которая носила менее обязательный характер. Обе клятвы служили гарантией честности.

Появился первый в истории письменный свод законов Ур-Наммы , который представлял собой список норм, хотя и фрагментированный. Он состоял из трех разделов: первый - богословского характера, второй - исторического характера, а третий - этико-морального с принципами, которые регулировали Месопотамию . Сохранились только два последних раздела. Он служит информацией о критериях Ур Наммы. Произошло уменьшение экономических проблем, установление законности и мер по стабилизации экономической жизни. Оно заканчивается теми же словами, что и у Урука Агина .

Смертной казнью наказывались тяжкие преступления (грабеж и убийство), а также регулирование браков: изнасилование, жестокое обращение, развод и прелюбодеяние. Семья приговоренных к смертной казни несла экономическое наказание, и в дальнейшем воровство не каралось смертной казнью.

Применение Закона имеет основополагающую роль: Король осуществляет правосудие при содействии должностных лиц под надзором Ensis . Была еще фигура судьи, который сформировал группу, которая принимала меры, они не были профессионалами. В более мелких общинах были маски, которые были комиссарами.

Существует частный аспект, который относится к действию законов для бедных людей, таких как регулирование брака. Есть еще рабы со своим порядком, со своим юридическим статусом, они могут жениться на свободных женщинах, быть свидетелями и так далее.

По кодексу Ур Наммы , в наследстве не было большой разницы с нынешним, поскольку оно признавалось в пользу плотских или усыновленных детей от брака. Существовала разница между сыновьями и дочерьми, дочери наследовали только в том случае, если не было мужчины, если был мужчина, он наследовал всю совокупность имущества.

Хотя были и исключения, например, в случае смерти отца семейства, женщина не имела права наследовать согласно кодексу, хотя согласно другим юридическим текстам она в конечном итоге должна была стать наследницей. Также выделяется текст Ниппура , устанавливающий, что наследство было разделено поровну между женой и детьми. Кодекс Ур-Наммы и другие юридические тексты воплощают в себе правила, которые не всегда в конечном итоге разрешаются, но позволяют восстановить наследование в этом обществе.

Можно сделать вывод, что юридическая практика Ура III отвечает норме, типичной для социального класса, и понимает Право как функцию распределения богатства, имеющую консервативный характер.

Необходимо также признать учреждение культурного характера, которым была Школа Табличек , которая находилась на обочине других. Ее ролью было развитие культуры, эти школы позволили урегулировать определенные области знаний, поскольку именно через них появились такие вещи, как регистрация, медицинская литература, ранняя математика, ранние астрономические знания, энциклопедии , мифы и так далее. Эволюция школ планшетов превратилась в библиотеки.

Эволюция институтов древнего Вавилонского государства.

[ редактировать ]
Монолит с кодексом Хаммурапи . написанным под рельефом

Структуры сохранились, но произошли новшества с точки зрения социального и юридического регулирования. С юридической точки зрения с этого момента и подчеркнули с приходом амореев существование трех новых сводов законов:

  • Кодекс Липит-Иштар : происходит из Ниппура и был написан на шумерском языке . Он был обнародован между 2000 и 1800 годами до н. э., сохранилось около 50 параграфов правовых положений, хотя и не было полным. В отличие от других, он не содержит типизации преступлений, караемых смертной казнью.
  • Кодекс Эшнунны: происходит от Эшнунны , города в центральной Месопотамии , имеет локальный горизонт. В отличие от предыдущего кодекса, он был написан на аккадском языке. Он включает в себя 60 предположений о преступлении и, по-видимому, имеет очень четкую основу в Кодексе Ур-Наммы , напоминающую этот в некоторых параграфах. Также в этом кодексе признается смертная казнь, а преступления, караемые смертной казнью, должны были раскрываться на глазах самого короля. Есть также судьи, которые представляют самого монарха.
  • Кодекс Хаммурапи : он является наиболее репрезентативным из всей древней истории и важнейшим юридическим сводом почти всей древности. Он сохранился в каменной стеле высотой 2,5 метра, а копии сохранились в городах, далеких от Вавилона . В нем 282 параграфа, и предполагается, что авторы кодекса принадлежали к королевской канцелярии и вдохновлялись предыдущими кодексами. Период разработки этих параграфов длился много лет. Его можно датировать 1760 годом до нашей эры. Сохранившийся Кодекс Хаммурапи датируется 37-м годом правления Хаммурапи , и здесь снова, в прологе, Хаммурапи утверждает себя как того, кто «творит справедливость на земле».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мангас, Дж. (1994). Руководство по всеобщей истории. 2 Древняя история. 28–33 . Мадрид. ISBN  84-7679-244-1 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Барраза, Даяна (2011). «Пробуждение цивилизации» . Испания . Проверено 25 января 2008 г.
  3. ^ Sapiens, .ya.com (2007). «Лос-шумериос» . Испания. Архивировано из оригинала 14 февраля 2009 года . Проверено 30 января 2008 г.
  4. ^ Мангас, Дж. (1994). «2 Древняя история. Неошумерский ренессанс и Третья династия Ура». Руководство по всеобщей истории (на испанском языке). Мадрид. стр. 59–62. ISBN  84-7679-244-1 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )

Библиография

[ редактировать ]
  • Эллул, Дж. (1970). История учреждений Античности . Мадрид: Агилар. ISBN  84-03-25045-2 .
  • Годемет, Дж. (1980). Учреждения античности . Париж. ISBN  2-7076-0614-6 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Гумберт, М. (1994). Политические и социальные институты древности . Париж. ISBN  2-247-01858-0 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Эренберг, В. (1966). Древнее общество и институты . Оксфорд.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 06b38f97ebe48a1962f88779f0cd3998__1697870040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/98/06b38f97ebe48a1962f88779f0cd3998.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of institutions in Mesopotamia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)