Ур-Намма
Ур-Намма 𒌨𒀭𒇉 | |
---|---|
![]() | |
Король неошумерской империи | |
Царствование | в. 2112 г. до н.э. – 2094 г. до н.э. |
Предшественник | Прайс-Хенгал |
Преемник | Шульги |
Супруга | Ватартум |
Проблема | Шульги |
Династия | Третья династия Ура |
Религия | Шумерская религия |
Ур-Намму (или Ур-Намма , Ур-Энгур , Ур-Гур , шумерский : 𒌨𒀭𒇉 , правил ок. 2112 г. до н. э. — 2094 г. до н. э. по средней хронологии ) основал шумерскую Третью династию Ура в южной Месопотамии , после нескольких столетий аккадского и Правило Гутиев . Хотя он построил множество храмов и каналов, его главным достижением было создание ядра Империи Ур III посредством военных завоеваний, и Ур-Намму сегодня в основном помнят благодаря его юридическому кодексу , Кодексу Ур-Намму , старейшему известному сохранившемуся образцу в мир. Он носил титулы «Царь Ура , Царь Шумера и Аккада ». Его личной богиней была Нинсуна .
Царствование
[ редактировать ]
𒀭𒈹 Д Инанна... "Для Инанны ..."
𒎏𒂍𒀭𒈾 Нин-э-ан-на.... " Нинанна ",
𒎏𒀀𒉌 НИН-а-ни.... "его леди"
𒌨𒀭𒇉 УР-НАММУ.... "Ур-Намму"
𒍑𒆗𒂵 НИТА КАЛАГ га.... "могучий человек"
𒈗𒋀𒀊𒆠𒈠 ЛУГАЛ УРИМ КИ ма.... "Царь Ура"
𒈗𒆠𒂗𒄀𒆠𒌵𒆤 ЛУГАЛ и у них есть URI для.... "Царь Шумера и Аккада"
Согласно Шумерскому списку царей , Ур-Намму правил 18 лет. [ 4 ] Названия лет известны для 17 из этих лет, но их порядок неизвестен. Один год его правления описывает опустошение Гутиума, а два года, кажется, ознаменовывают его правовые реформы («Год, в котором царь Ур-Намму привел в порядок пути [людей в стране] снизу вверх» , «Год Ур-Намму восстановил справедливость на земле»). [ 5 ]
Среди его военных подвигов были завоевание Лагаша и поражение его бывших хозяев при Уруке . В конечном итоге он был признан важным региональным правителем (Ура, Эриду и Урука) на коронации в Ниппуре и, как полагают, построил здания в Ниппуре, Ларсе , Кише , Адабе и Умме . [ 6 ] Он был известен восстановлением дорог и общего порядка после кутийского периода. [ 7 ] В интернегуме после падения Аккадской империи ряд городов стал независимым, а территория на северо-востоке перешла под контроль Элама. Ур-Намму в своих надписях на шумерском языке сообщает о разгроме коалиции Кутика-Инсусинака, эламского правителя, и ряда других городов, включая Тутуба и Эшнунну . [ 8 ] Высказано предположение, что это было другое имя эламского правителя Пузур-Иншушинака , о котором мало что известно. Равную поддержку имеет идея о том, что Пузур-Иншушинак и современник аккадского правителя Нарам-Сина столетием ранее. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

Ур-Намму также был ответственным за строительство ряда зиккуратов , в том числе Великого Зиккурата Ура . [ 12 ] На основании гораздо более позднего литературного произведения было высказано предположение, что он был убит в бою после того, как его бросила армия. [ 7 ] Ему наследовал его сын Шульги . [ 4 ] Одна известная дочь, Ама-бараг, вышла замуж за местного жителя. Другая известная дочь была посвящена в сан жрицы Нанны в Уре, приняв духовное имя Эн-нир-гал-ан-на (Эн-ниргал-ана). [ 13 ] Две надписи, найденные в Уре, гласят:
«Для богини Нингал, его [ле]ди, или [жизни] Ур-Намму, [могущественного [человека], царя] земель Шумера и Аккада, ее отца, Эн-ниргаль-ана, [e]n бога Нанны, посвященный (этот предмет) ей» [ 8 ]

В более позднем шумерском литературном сочинении, известном под разными названиями как «Коронация Ур-Намму» и «Ур-Намма Д», перечислены каналы, построенные Ур-Намму. [ 14 ] Он известен в трех редакциях древневавилонского периода из Ниппура, Ура и неизвестного происхождения. Существует ряд известных шумерских литературных сочинений об Ур-Намме, помеченных от А до Н. [ 15 ] [ 16 ] Другое важное позднее шумерское литературное произведение — «Смерть Ур-Намму» (Ур-Намма А), которое по-разному описывается как «гимн», «плач» или «мудрость». [ 17 ] В нем описываются смерть, похороны и переход через подземный мир Ур-Намму. Он известен примерно по 9 поврежденным табличкам и фрагментам, хранящимся в различных музеях, которые в совокупности позволяют восстановить большую часть текста. Описание смерти Ур-Намму искажено, расплывчато и метафорично, что не помешало более поздним ученым интерпретировать его так, что Ур-Намму погиб в бою от рук своих собственных войск. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Дебаты об обожествлении
[ редактировать ]Ур-Намму примечателен тем, что был одним из немногих месопотамских царей третьего тысячелетия до нашей эры, который не был обожествлен после своей смерти. [ 13 ] Об этом свидетельствуют посмертная шумерская литература, которая никогда не включает божественный определитель перед именем Ур-Намму (это можно увидеть в транслитерациях текстов на ETCSL ), темы божественного оставления в «Смерти Ур-Намму» и тот факт, что Шульги продвигал свою линию среди членов легендарной династии Уруков, а не Ур-Намму. [ 21 ] Хотя некоторые переводы шумерских текстов включали божественный определитель перед именем Ур-Намму, [ 4 ] более поздние данные показывают, что это было ошибочное добавление. [ 21 ] Несмотря на это, убеждение в том, что царь был обожествлен после смерти, высказывалось совсем недавно, демонстрируя отсутствие определенности по этому вопросу (хотя они были написаны в том же году, что и новые интерпретации свидетельств, и поэтому не могли ссылаться на них). ). [ 22 ] Шарлах совсем недавно отметил, что многие ученые согласились с тем, что Ур-Намму не был обожествлен. [ 13 ]
Каким бы ни было нынешнее состояние дебатов об обожествлении, Ур-Намму явно поклонялись после его смерти. Дворец в Туммале включал в себя погребальные часовни Ур-Намму (э Тум-ма-ал Ур- д Намма) и его жена. Известно, что его жену звали С.И. А.тум, читается как Ватартум. [ 23 ] Строительные материалы поступали даже из Вавилона, Куты и Адаба. [ 24 ] Ки-а-наг, или погребальные подношения правителю Ура III Ур-Намму, проводились в Туммале. Поскольку его могилы не было найдено в Уре, это вызвало предположения, что он был похоронен в Туммале. [ 25 ] [ 26 ]
Названия годов Ур-Намму
[ редактировать ]Известны почти все года имена Ур-Намму, документирующие основные события его правления. [ 27 ] [ 28 ] Основные названия года:
- «Год Ур-Намму (стал) королём»
- «Год Ур-Намму восстановил справедливость на земле»
- «Год, в котором была построена городская стена Ура»
- храм Нанны » «Год, в котором был построен
- «Год уничтожения Гутия»
- храм Энлиля » «Год, в котором был построен
- «Год, в котором был вырыт канал «эн-эрин-нун»»
- храм Нинсун в Уре» «Год, в котором был построен
- «Год, в который бога Лугал-багара привели в его храм» [ 29 ]
Стела Ур-Намму
[ редактировать ]
Часть фрагментов стелы была найдена во время раскопок в Уре в 1920-х годах, преимущественно в 1925 году, Леонардом Вулли под эгидой совместной экспедиции Университетского музея и Британского музея на территории храма Нанны.
Но главное наше открытие было сделано во дворе Э-дублал-маха и в привратной камере, ведущей к нему. Здесь по тротуару было разбросано множество обломков известняка, больших и малых, которые оказались частями одного, или возможно, две огромные стелы размером пять футов в поперечнике и, возможно, пятнадцать футов в высоту, покрытые с обеих сторон прекрасно выполненными рельефами. На одних кусках камень удивительно хорошо сохранился, на других его поверхность сильно пострадала от отслаивания и действия солей; рельефы были намеренно разбиты, а их фрагменты разбросаны по всей территории [...].

Первый издатель стелы назвал ее «Стелой летающих ангелов». [ 31 ] Большинство фрагментов было найдено недалеко от базы. [ 32 ] Некоторые фрагменты были перемещены и использованы для других целей, включая дверные розетки, и были найдены на уровнях касситского периода (ок. 1595–1155 до н. э.), более полутысячелетия спустя. Одна сторона сохранилась заметно лучше другой. Один большой фрагмент был обнаружен в сезоне 1932–1933 годов. [ 33 ] Поскольку на уровне времен падения Империи Ура III было обнаружено несколько фрагментов, археологи указали, что стела была разрушена в конце правления последнего правителя Ура III Ибби-Сина (ок. 2028–2004 гг. до н. э.), а куски позже использовались касситами в качестве удобного строительного материала. [ 34 ]

Плита из известняка имеет высоту 3 метра и ширину 1,52 метра, если предположить, что она была правильно собрана. Фрагменты стелы собирались несколько раз, начиная с 1927 года, каждый раз по-разному. Основанием для повторной сборки является: 1) одна грань сохранилась заметно лучше, 2) фигуры на стеле тем крупнее, чем выше они расположены, 3) края стелы гладкие. Считается, что изначально с каждой стороны было по пять горизонтальных регистров. Идентификация и значение сохранившихся сцен вызывает много споров. Когда в 1989 году стелу разобрали для изучения, минералогический анализ показал, что несколько фрагментов на самом деле не принадлежали стеле. [ 35 ] В то же время другие фрагменты, находившиеся на хранении, были идентифицированы как принадлежащие стеле Ур-Намму. В результате общее количество фрагментов достигло 106, включая один фрагмент, хранящийся в Британском музее (два других предположительно также принадлежат стеле Ур-Намму). Эта стела и стела Утухегала были раскопаны одновременно, и находки были разделены между спонсорами. Вопрос о том, какие фрагменты принадлежат этой стеле, до сих пор открыт. [ 36 ] В настоящее время он хранится в Университетском музее университета Пенсильванского . [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
Артефакты
[ редактировать ]-
Обожженный сырцовый кирпич с выбитой надписью Ур-Намму. Около одного края видны следы двух собачьих лап. Из Зиккурата Ура. Ур III период. Британский музей
-
Цилиндрическая печать Ур-Намму. Британский музей. [ 41 ]
-
Имя Ур-Намму на печати и стандартной клинописи.
-
«Ур-Намму, царь Ура и царь Шумера и Аккада» ( 𒌨𒀭𒇉 : Ур-Намму 𒈗𒋀𒀊𒆠 : Лугал Уримки 𒈠 : ма 𒈗𒆠𒂗𒄀 : Лугал Киенгир 💠 : Киури )
-
Фундаментная фигура в виде колышка, увенчанная бюстом царя Ур-Намму.
-
Ур Намма конус АН1925.633
-
Три конуса фундамента из южного Ирака. Имена Гудеа, Ур-Намму и Липит-Иштар. Из Ура, Киша и Варки, Ирак. Музей Ирака
См. также
[ редактировать ]- Намму : в честь бога Ур-Намму был назван
- Список месопотамских династий
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ 𒌨𒀭𒇉 УР Д НАММУ / 𒍑𒆗𒂵 НИТА КАЛАГ га / 𒈗𒋀𒀊𒆠𒈠 ЛУГАЛ УРИМ КИ ма.
- ^ «Цилиндровая печать Хаш-Хамер Ур-Намму» . Британский музей .
- ^ Эндервиц, Сюзанна; Зауэр, Ребекка (2015). Коммуникация и существенность: письменная и неписьменная коммуникация в досовременных обществах . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 28. ISBN 978-3-11-041300-7 .
- ^ Jump up to: а б с Якобсен 1939 , стр. 122–123.
- ^ Названия лет Ур-Намму
- ^ Гарсиа Ресио, Кастро Лодейро и Санчес Абаррио 2021 .
- ^ Jump up to: а б Хэмблин, Уильям Дж. , Войны на Древнем Ближнем Востоке до 1600 г. до н. э. (Нью-Йорк: Routledge, 2006).
- ^ Jump up to: а б Frayne 1997 .
- ^ Привет, Уильям В., «Королевские титулы с периферии Месопотамии», Anatolian Studies, vol. 30, стр. 189–95, 1980 г.
- ^ Маркези 2013 .
- ^ Стейнкеллер 2013a .
- ^ «Зиккурат (и храм?) Ур-Намму» . Архивировано из оригинала 8 июля 2007 г. Проверено 8 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Шарлах 2017а .
- ^ "Ур-Намма, землекоп-канал (Ур-Намма D)" на ETSCL
- ^ Привет, 1966 год .
- ^ Тинни 1999 .
- ^ «Смерть Ур-Наммы (Ур-Намма А)» на ETSCL
- ^ Крамер, Сэмюэл Ной, «Смерть Ур-Намму и его спуск в преисподнюю», Журнал клинописных исследований, том. 21, стр. 104–22, 1967 г.
- ^ Кастеллино, Г., «Урнамму. Три религиозных текста», в Journal of Assyriology 52, стр. 1–57, 1957 г.
- ^ Крамер, Сэмюэл Ной, «Смерть Ур-Намму», в «Ближневосточных исследованиях». Посвящается Его Высочеству принцу Такахито Микасе по случаю его семьдесят пятого дня рождения. Мори, Масао, Огава, Хидео и Ёсикава, Мамору (ред.). Висбаден: Отто Харрасовиц, стр. 193–214, 1991 г.
- ^ Jump up to: а б Михаловский 2012 .
- ^ Зима 2008 г. , с. 77.
- ^ Соллбергер и Бринкман 1967 .
- ^ Стейнкеллер 2013b .
- ^ Шарлах 2017б .
- ^ Мури 1984 .
- ^ Краус 1951 .
- ^ Соллбергер 1956 .
- ^ [1] «Названия лет Ур-Намму», Инициатива цифровой библиотеки клинописи
- ^ Дайсон 1977 , стр. 15–16.
- ^ Легрен 1933 .
- ^ Кэнби 2004 .
- ^ Вулли 1925 .
- ^ Вулли 1974 .
- ^ Зима 2003 г.
- ^ Сутер 2005 .
- ^ Легрен 1927 .
- ^ Кэнби 2006 .
- ^ Кэнби 1987 .
- ^ Читать 2001 .
- ^ «Цилиндровая печать Хаш-Хамер Ур-Намму» . Британский музей .
Источники
[ редактировать ]- Кэнби, Джинни Ворис (1987). «Монументальная загадка — реконструкция стелы Ур-Намму» (PDF) . Экспедиция . 29 (1): 54–64.
- Кэнби, Джинни Ворис (2004). «Подробнее о стеле Ур-Намму». Журнал Американского восточного общества . 124 (2): 323–324. дои : 10.2307/4132219 . JSTOR 4132219 .
- Кэнби, Джинни Ворис (2006). Стела «Ур-Намму» . Монография университетского музея. Том. 110. Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета. ISBN 978-1-931707-89-3 .
- Дайсон, Роберт Х. (1977). «Архивные сведения об Урской экспедиции 1920–1926 годов» (PDF) . Экспедиция . 20 (1): 5–23.
- Фрейн, Дуглас (1997). «Ур-Намму E3/2.1.1» . III период Ура (2112-2004 гг. до н.э.) . РИМ Царские надписи Месопотамии. Том. 32. Университет Торонто Пресс. стр. 100-1 5–90. дои : 10.3138/9781442657069 . ISBN 9781442657069 .
- Гарсиа Ресио, Хесус; Кастро Лодейро, Хосе Антонио; Санчес Абаррио, Хосе Андрес (2021). «Ур-Намма ан Адаб». В Домингесе Монедеро, Адольфо Х. (ред.). Встреча в аква скрипте. Homenaje a Хоакин Мария Кордова Зойло (на испанском языке). стр. 467–486.
- Привет, Уильям В. (1966). «Коронация Ур-Намму». Журнал клинописных исследований . 20 (3/4): 133–141. дои : 10.2307/1359648 . JSTOR 1359648 .
- Якобсен, Торкильд (1939). Список шумерских царей (PDF) . Ассирологические исследования. Том. 11. Издательство Университета Чикаго.
- Крамер, Сэмюэл Ной (1967). «Смерть Ур-Намму и его спуск в преисподнюю». Журнал клинописных исследований . 21 : 104–122. дои : 10.2307/1359365 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1359365 . S2CID 163757208 .
- Краус, Ф.Р. (1951). «О хронологии царей Ур-Намму и Сулги Ура». Orientalia (на немецком языке). 20 (4): 385–398. JSTOR 43072988 .
- Легрен, Леон (1927). «Стела Летающих ангелов» (PDF) . Музейный журнал . 18 : 74–98.
- Легрен, Леон (1933). «Реставрация стелы Ур-Намму». Журнал ассириологии и восточной археологии (на французском языке). 30 (3): 111–115. JSTOR 23284043 .
- Маркези, Джанни (2013). «Завоевание Суз Ур-Наммой (к)» . В Де Грефе, Катриен; Тавернье, Ян (ред.). Сузы и Элам. Археологические, филологические, исторические и географические перспективы . Мемуары о делегировании в персе. Том 58. Брилл. стр. 285–291. дои : 10.1163/9789004207417 . ISBN 978-90-04-20741-7 .
- Михаловский, Петр (2012). «Смертные цари Ура: короткий век божественного правления в древней Месопотамии» (PDF) . В Брише, Николь (ред.). Религия и власть: Божественное царствование в древнем мире и за его пределами (PDF) . Семинары Восточного института. Том. 4. Чикаго: Восточный институт. стр. 33–45. ISBN 978-1-885923-55-4 .
- Мури, PRS (1984). «Где хоронили царей III династии Ура?». Ирак . 46 (1): 1–18. дои : 10.2307/4200207 . JSTOR 4200207 .
- Рид, Джулиан Э. (2001). « Фрагменты Стелы Урнамму в Лондоне». Revue d'Assyriologie et d'archéologie Oriental . 94 (2): 175–176. дои : 10.3917/сборка.094.0175 .
- Шарлах, ТМ (2017a). «Историческое введение: Царствование Ур-Наммы и Шульги Ура» . Собственный бык: царские жены и религия при дворе третьей династии Ура . Де Грютер. стр. 3–30. дои : 10.1515/9781501505263 . ISBN 978-1-5015-0526-3 .
- Шарлах, ТМ (2017b). «Смерть Шульги и его жены» . Собственный бык: царские жены и религия при дворе третьей династии Ура . Де Грютер. стр. 175–188. дои : 10.1515/9781501505263 . ISBN 978-1-5015-0526-3 .
- Соллбергер, Эдмонд (1956). «О хронологии царей Ура и некоторых связанных с этим вопросах». Archiv für Orientforschung (на французском языке). 17 :10–14. JSTOR 41624486 .
- Соллбергер, Эдмонд; Бринкман, Дж. А. (1967). «Дамы Империи Ур-III». Журнал ассириологии и восточной археологии . 61 (1): 69–70. JSTOR 23283400 .
- Штейнкеллер, Петр (2013a). «Пузур-Иншушинак в Сузах: новый взгляд на поворотный эпизод ранней эламской истории» . В Де Грефе, Катриен; Тавернье, Ян (ред.). Сузы и Элам. Археологический, филологический, исторический и географический аспекты . Мемуары о делегировании в персе. Том. 58. С. 298–299. дои : 10.1163/9789004207417 . ISBN 978-90-04-20741-7 .
- Штейнкеллер, Петр (2013b). «Барщинный труд в эпоху Ура III» . В Гарфинкле, Стивен Дж.; Молина, Мануэль (ред.). От 21 века до нашей эры до 21 века нашей эры . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 347–424. дои : 10.5325/j.ctv1bxgxr7 . ISBN 978-1-57506-296-9 .
- Сутер, Клаудия Э. (2005). «Рецензия Кэнби, Джинни Ворис, «Стела «Ур-Намму» ». Американский журнал археологии . 109 (2): 301–303. дои : 10.1086/AJS40024523 . JSTOR 40024523 .
- Тинни, Стив (1999). «Ур-Намма Землеройщик каналов: контекст, преемственность и изменения в шумерской литературе». Журнал клинописных исследований . 51 : 31–54. дои : 10.2307/1359728 . JSTOR 1359728 .
- Зима, Ирен (2003). «Рецензия на Кэнби, Джинни Ворис, «Стела Ур-Намму» ». Журнал Американского восточного общества . 123 (2): 402–406. дои : 10.2307/3217699 . JSTOR 3217699 .
- Зима, Ирен (2008). «Прикосновение богов: наглядное свидетельство божественного статуса правителей Древнего Ближнего Востока». В Брише, Николь (ред.). Религия и власть: Божественное царствование в древнем мире и за его пределами (PDF) . Семинары Восточного института. Том. 4. с. 75-101.
- Вулли, Леонард (1925). «Раскопки в Уре, 1923–1924». Журнал антикваров . 5 : 1–20. дои : 10.1017/S0003581500015249 .
- Вулли, Леонард (1974). Постройки Третьей династии . Урские раскопки. Том. VI. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0686177722 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бадамчи, Хосейн (2017). «Узурпация сельскохозяйственных земель и Кодекс Ур-Намма, 39». Аккадика . 138 (2): 81–188.
- Гражданский, Мигель (1985). «О некоторых текстах, упоминающих Ур-Намму». Ориенталия . 54 (1/2): 27–45. JSTOR 43075307 .
- Финкельштейн, Джейкоб Дж. (1968). «Законы Ур-Намму». Журнал клинописных исследований . 22 (3–4): 66–82. дои : 10.2307/1359121 . JSTOR 1359121 .
- Герни, Оливер Р. (1982). «Воротное гнездо Ур-Намму». Ирак . 44 (2): 143–144. дои : 10.2307/4200160 . JSTOR 4200160 .
- Джордан, Юлиус (1932). «Два глубоких храма с лестницами к Эанна Зикурат периода после Урнамму» . Третий предварительный отчет о раскопках, проведенных Notgemeinschaft der Deutschen Wissenschaft в Уруке (на немецком языке). Берлин: Издательство Академии. стр. 31–35. дои : 10.1515/9783112519349 . ISBN 978-3-11-251934-9 .
- Крамер, Сэмюэл Ной (1954). «Свод законов Ур-Намму». Ориенталия . 23 (1): 40–51. JSTOR 43073169 .
- Крамер, Сэмюэл Ной (1983). «Свод законов Ур-Намму: кто был его автором?». Ориенталия . 52 (4): 453–456. JSTOR 43075250 .
- Шлехтер, Эмиль (1953). «О Кодексе Ур-Намму». Обзор ассириологии и восточной археологии (на французском языке). 47 (1): 1–10. JSTOR 23295406 .
- Шлехтер, Эмиль (1955). «Кодекс Ур-Намму». Обзор ассириологии и восточной археологии (на французском языке). 49 (4): 169–77. JSTOR 23295601 .
- Ярон, Реувен (1985). «Некоторые замечания по новым фрагментам Законов Ур-Намму». Исторический обзор французского и зарубежного права (1922-) (на французском языке). 63 (2): 131–142. JSTOR 43848790 .
- Йылдыз, Фатма (1981). «Табличка Кодекса Ур-Намму из Сиппара». Ориенталия . 50 (1): 87–97. JSTOR 43075013 .
- [2] Зеттлер, Ричард Л., «Археология и проблема текстовых свидетельств Третьей династии Ура», Бюллетень Канадского общества исследований Месопотамии 38, стр. 49-62, 2003 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
