Jump to content

Правление кутиев в Месопотамии

(Перенаправлено из периода Кутиан )
Династия Гутиев в Шумере
в. 2141 г. до н.э. – ок. 2050 г. до н. э.
Капитал манеры
Общие языки Гутианский язык и шумерский язык
Правительство Монархия
эт. в. 2141—2138 гг. до н.э.
Эрриду-пизир (первый)
эт. в. 2055—2050 гг. до н.э.
Тириган (последний)
Историческая эпоха Бронзовый век
• Учредил
в. 2141 г. до н. э.
• Упразднено
в. 2050 г. до н. э.
Предшественник
Преемник
Аккадская империя
Третья династия Ура
Сегодня часть Ирак

Династия Гутиев ( шумерский : 𒄖𒋾𒌝𒆠 , гу-ти-ум К ) — линия царей, берущая свое начало среди народа кутиев . Первоначально считавшиеся ордой, которая вторглась и свергла аккадское и шумерское правление в Месопотамии, теперь известно, что к тому времени гутии жили в этом районе уже по крайней мере столетие. К концу аккадского периода шумерский город Адаб был занят кутиями, которые сделали его своей столицей. [1] [2] Династия Гутиев пришла к власти в Месопотамии ближе к концу III тысячелетия до нашей эры, после упадка и падения Аккадской империи . Как долго гутианские цари правили Месопотамией, неизвестно: по оценкам, от нескольких лет до столетия. Конец династии Гутиев ознаменован приходом на престол Урука правителя Уту-Хенгала ( ок. 2055–2048 до н.э.), что ознаменовало недолговечную «Пятую династию Урука», за которой последовал правитель Ура Ур-Намму ( ок. 2047–2047). 2030 г. до н. э.), основатель Третьей династии Ура .

Существует очень мало достоверных фактов о правителях династии Гутиев, и еще меньше о народе гутян; даже их родина не известна. У нас есть несколько царских надписей одного правителя, Эрриду-Пизира , булава с надписью другого, Ла-эрабама , несколько мимолетных упоминаний современных месопотамских правителей и одна длинная надпись Урука правителя Уту-хенгала . Существует множество версий Шумерского списка царей , большинство редакций которых были написаны намного позже времен династии Кутиев и содержат разные, иногда противоречивые версии истории. Самая ранняя версия Шумерского списка царей, написанная в период Ура III, вскоре после этого, не упоминает кутиев и называет кутианского правителя Тиригана царем Адаба. [3] Тем не менее, SKL остается нашим единственным источником информации о большинстве кутианских королей.

Тем не менее, очевидно, что кутианские правители оказали огромное влияние на Месопотамию конца III тысячелетия, что отражено в огромном количестве литературных сочинений с их участием, продолжавшееся почти два тысячелетия.

Ла-Эрабум, «Великий король Гутиима».
Вотивная булава кутийского царя Ла-Эрабума , около 2150 г. до н.э., и ее надпись «Ла-эрааб, великий царь Гутиима» ( 𒆷𒂍𒊏𒀊 𒁕𒈝 𒈗 𒄖𒋾𒅎 la-e-ra-ab da-num lugal gutiim ). Название сильно повреждено и первоначально читалось как «Лазираб». [4] Британский музей (BM 90852)
Гутии атакуют вавилонский город, в то время как аккадцы выступают за пределы своего города. Современная иллюстрация XIX века.

Одно время считалось, что Гутиум известен с 24 века до нашей эры, задолго до того времени.династии Гутиев. Это было основано на табличке, предположительно принадлежавшей раннединастическому правителю Адаба Лугал-Анне-Мунду . Надпись включала Гутиума в этом районе, отдающего дань уважения правителю. Сейчас считается, что эта надпись представляет собой литературное произведение древневавилонского периода, написанное много столетий спустя после времен Лугал-Анн-Мунду. [5] [6] Первое свидетельство о Гутиуме относится к началу саргонического периода, когда гутии упоминаются в именах годов аккадских правителей и основали столицу в выдающемся раннединастическом шумерском городе Адаб . [1]

Полная история династии Гутиев неизвестна. Известно, что он находится примерно между двумя крупными империями конца 3-го тысячелетия до нашей эры: Аккадской империей и более поздней империей Ура III. К концу правления последнего известного аккадского правителя Шар-Кали-Шари ( ок. 2153–2129 до н.э.) Аккадская империя пережила период беспорядка под властью нескольких слабых правителей, начав смутное время в Месопотамии как раннединастический период. города-государства, такие как Лагаш и Урук, начали вновь заявлять о себе. Гутианские новички в Адабе также заявили о своих претензиях на власть. [1] Это спорное время закончилось возвышением Ура III под властью Ур-Намму ( ок. 2048–2030 до н. э.). [7]

Конечная точка династии Гутиев, судя по длинной надписи Уту-хенгала ( ок. 2055–2048 гг. до н. э.), который был правителем Урука (и считался братом первого правителя Ура II Ур-Намму, считается очевидным). ), в котором описывалось уничтожение гутиев при их царе Тиригане . [8] Поскольку то, что произошло до того времени, нашими единственными источниками являются многочисленные противоречивые редакции «Списка шумерских царей» (SKL) и различные литературные сочинения, созданные в последующие столетия и тысячелетия. Ни один из них не является исторически надежным источником, но его можно использовать для понимания событий кутийского периода. [3] [9] [10] [11] [12]

Современные источники

[ редактировать ]

Названия лет Шар-кали-шарри

[ редактировать ]

В период до того, как династия Гутиев получила власть над Месопотамией, Аккадская империя контролировала этот регион. Двухлетние имена аккадского правителя Шар-кали-шарри (последнего перед началом распада империи) отражают взаимодействие с Гутием.

  • «В год, когда Шаркалисарри заложил фундамент храмов богини Аннунитум и бога Абы в Вавилоне и когда он победил Шарлака, царя Гутия» [13]
  • «Год, в котором иго было наложено на Гутия». [14]

Название года Ур-Намму

[ редактировать ]

Год назад в имени правителя Ура Ур-Намму упоминается Гутиум. Неясно, было ли это название года датировано тем временем, когда он был всего лишь правителем Ура, что позволяет предположить, что это было отраженное название года Уту-хенгала, или это было позже, после того, как он принял на себя управление Месопотамией.

  • «Год уничтожения Гутия» [15] [16]

Таблетка Лугаланнатума

[ редактировать ]
«Гутиум»
Имя 𒄖𒋾𒌝𒆠 , гу-ти-ум К появляется в последнем столбце. Музей Лувр .

На табличке отмечено строительство храма Э-гидру в Умме. Попутно упоминается имя кутийского правителя.

  • «Лугал-ана-тума, правитель Уммы — спустя 35 лет с тех пор, как (территория) Уммы была разделена, — построил Э-гидру в Умме, вбил в землю колышки для его фундамента, (и) распилил все, что было необходимо для этого. В то время Сиум был царем Гутиума». [17]

Цилиндрическая табличка Наммахни

[ редактировать ]

Правитель уммы Наммахни, отмечая строительство храма богине Нинуре , вскользь упомянул имя кутийского правителя.

  • «Для богини Нинуры, матери Уммы, Намахни, правитель Уммы, построил ее храм Э-ула (и) восстановил его. В то время Ярлаган был царем Гутиума». [17]

Табличка Ишарума

[ редактировать ]

Табличка из Уммы, датируемая закатом Аккадской империи, упоминает кутийского правителя.

  • «Так говорит Ишарум Ме-сагу: «Что касается того, что Лугаль-Гиш и? Ка-Уту… Как может мой верный слуга, который держал мои ноги, стать враждебным? (По) Иштар и Илаба клянусь, что он приблизится ко мне, я не натравлю на него кровавое оружие. Впредь я назначу его заново гутианским энси...» [18]

Табличка Уту-хенгал

[ редактировать ]
Стела победы Уту-Хенгала АО 6018 (фотография и расшифровка аверса). Лувр

Надпись правителя Урука Уту-хенгала, известная по 3 старовавилонским копиям, увековечивает поражение Гутиана (и его царя Тиригана) и возвращение власти Шумеру. Обратите внимание на месопотамские имена генералов Тиригана.

  • «Бог Энлиль — (что касается) Гу[тия], клыкастый змей гор, который действовал с насилием против богов, который унес царство земли Шумера в горную страну, который наполнил землю Шумера со злом, который отнял жену у того, у кого была жена, который отнял ребенка у того, у кого был ребенок, который навел нечестие и зло в земле (Шумера) — бог Энлиль, владыка чужих земель поручил Уту-хегалу, могучему человеку, царю Урука, царю четырех сторон, царю, чьи слова невозможно отменить, уничтожить их имя (Вслед за этим) он (Уту-хегал) отправился к. богиня Инанна, его госпожа, (и) молилась ей: «Моя госпожа, львица битвы, которая бодает чужие земли, бог Энлиль поручил мне вернуть царство в земле Шумера». Да будешь ты моим] союзником. Вражеские полчища растоптали (все). Тири[ган], царь Гутиума, имел..., (но) никто не выступил против него. Он захватил оба берега. Река Тигр. На юге, в Шумере, он заблокировал (воду) полей. На севере он перекрыл дороги (и) заставил вырасти высокую траву вдоль шоссе (шоссе). (Но), царь даровал власть богу Энлилю, избраннику в сердце богини Инанны — Уту-хегаль — могучий человек, вышел из Урука (и) поселился… в храме бога Ишкур. Он обратился к жителям своего города (говоря): «Бог Энлиль дал мне Гутиум. Моя госпожа, богиня Инанна, моя союзница. Бог Думузи-ама-ушумгал-ана заявил: «Это мое дело». Бог Гильгамеш, сын богини Нинсун, поручил мне его (Думузи) управляющим. Он осчастливил жителей Урука (и) Куллаба. Его город следовал за ним, как если бы они были (всего лишь) одним человеком. Он (Уту-хегал) выстроил в правильном порядке свои избранные элитные войска. После того как он (Уту-хегал) покинул (из) храма бога Ишкура, на четвертый день он поселился... в городе Нагсу на канале Итурунгал. На пятый день он поставил... в святилище Или-таппе. Он захватил Ур-Ниназу(и) Наби-Энлиля, полководцев, которых он (Тириган) отправил в качестве послов в землю Шумера, (и) надел на них наручники. После того как он ушел (из) святилища Или-таппе, на шестой день он поселился... в Каркаре. Он подошел к богу Искуру (и) помолился ему, (говоря): «О бог Ишкур! Бог Энлиль дал мне (свое) оружие. Будь моим союзником». Посреди той ночи он [встал] и на рассвете [продолжил] (до определенной точки) вверх по течению от Адаба. Он [молился] ему (Уту), (говоря): «О бог Уту! Бог Энлиль подарил мне Гутиум. Да будешь ты моим союзником». В этом месте против кутиев он устроил ловушку (и) повел против них (свои) войска. Уту-Хегал, могучий человек, победил их генералов. Тогда Тириган, король Гутиума, бежал один пешком. В том месте, где он (пытался) спасти свою жизнь — Дабруме — он (сначала) был в безопасности. (Но) поскольку граждане Дабрума поняли, что Уту-Хегал был царем, которому бог Энлиль даровал власть, они не отпустили Тиригана. Послы Уту-хегала захватили Тиригана вместе с его женой (и) детьми в Дабруме. На него надели наручники и завязали глаза. Уту-хегал заставил его лечь к ногам бога У[ту] и поставил ногу ему на шею. Гутиум, клыкастый змей горный -... пил воду (из[?]) водотоков.... (Уту-хегал) удалил... Он вернул царство в земле Шумера". [8]

В более поздней литературе

[ редактировать ]

Великое восстание против Нарам-Сина

[ редактировать ]

Этот источник живет на грани между историей и литературной композицией. Некоторые его элементы взяты из старовавилонских копий царских надписей Нарам-Сина. Это ядро ​​трансформировалось в самые разнообразные литературные произведения с такими названиями, как «Нарам-Син и вражеские орды». Соответствующим примером является «Гула-АН и семнадцать королей против Нарам-Сина». Повествование таково, что кутианский король Гула-АН, возглавляя 17 других царей, нападает на Аккад и терпит поражение, захватывается, а затем условно-досрочно освобожден Нарам-Сином только для того, чтобы атаковать снова, что привело к огромной битве, результаты которой неизвестны.

  • «...Гула-АН, царь Гут(и)ума, [...], которого я [победил] в моей сильной битве [...], и которого я отпустил, чтобы он вернулся на свою землю (но) PN [он присоединился], тот, кто не есть ни плоть, ни кровь, воистину он [.] В Аманусе, кедровой горе, его оракулы [он советовался]. его ворота он захватил и тайком ночью атаковал, и мои [вооруженные силы] он убил, он опустошил и [вытоптал] запутанную массу их трупов. Впадины и вади были. [наполненный] их кровью. До восхода солнца он в течение шести двойных часов [совершал форсированный марш]. Они не давали (мне?) покоя [.]. ПН], он убил, опустошил и растоптал]. В своих 360 000 войсках я [был уверен в себе] . 90 000 моих солдат, находившихся под командованием [ .], Он окружил меня ради (?) жизни Саргона [моего пра(отца)]...» [19] (БМ 79987)

Географический трактат о Саргоне Аккадской империи

[ редактировать ]

Еще один источник неопределенной историчности или датировки. Он известен по единственной табличке, местом находки которой считается Калат Шеркат, которая была переведена в 1925 году, на заре клинописи. Гутиум указан среди территорий владений Саргона.

  • «...От Сину (?) до [ ] земли Армани. От [ ]иззата до Абул-Адада, земли Гутиума. От Абул-Адада до Халлаба, земли Аккада. ... От Хисата до Сиппара. , земля Аккад. От Тиркана Гутиума до Узарилулу, земли Эдамарус. От Узарилулу до Бит-Сина, земли Мари...». [20] (КАВ 092)

Хроники Вейднера

[ редактировать ]

«Хроника Вейднера» — литературное произведение, известное по семи главным образом фрагментарным неоассирийским и нововавилонским (1-е тысячелетие до н. э.) редакциям, предположительно являющимся копией поврежденного оригинала древневавилонского периода (1894–1595 до н. э.), в котором описываются события столетий назад. В случае с кутианами предпосылка состоит в том, что кутианы разрушили Аккадскую империю, потому что Нарам-Син плохо обращался с городом Вавилоном. [21] Есть ученые, которые утверждают, что описание правления гутиев над частями Месопотамии было выдумкой или, по крайней мере, придавало орде гути чрезмерное значение. Считается, что летописцы Урука увековечили это, чтобы превратить небольшую победу Уту-Хегала в событие вселенского значения с целью укрепления поддержки его нового режима. Эта точка зрения основана на различных отчетах о сохранившихся рукописях, многие из которых полностью расходятся во мнениях относительно продолжительности правления короля и даже личности царей Гути. [12] Хроника Вейднера описывает кутянский период следующим образом:

  • «Нарам-Син осквернил народ Вавилона. Дважды он призвал против него орду Гутиума. не знали божественного поклонения; обряды и правила они не знали, как правильно их выполнять. , она не была предложена какому-либо другому богу. Гутии отобрали у него приготовленную рыбу до того, как она была предложена. По своему высокому повелению он отобрал власть у орды и отдал ее Утухегалу». [22]

В этом тексте гутианы «рассеяны» неизвестной ордой, Умман Манда, направляющейся в атаку на Нарам-Син, а гутианы затем собирают осколки. [23] Отрывок читается

  • «...Они рассеяли (армию верхних) морей, и достигли Гутиума. ...Они рассеяли (армию) Гутия и достигли Элама. ...» [24]

Табличка острова Мэн

[ редактировать ]

Табличка, предположительно из Урука и относящаяся к периоду после падения Аккадской империи Исликун-Даган, известная по другой табличке, гласила:

  • «Исликун-Дагану... Обработать землю и сохранить скот. До сих пор кутианы землю не обрабатывали. Не спрашивайте: «Как так?» Вы сильны, так что поселитесь в Аккаде (?), и возделывайте землю. Пусть склады и пруды будут искать (?) для вас, чтобы подступиться, и привести скот в город. (?) скот, выращенный кутианами (?), теперь о себе я ничего не скажу, я заплачу вам деньги. Клянусь жизнью Шаркалишарри, что если вы действительно отдадите скот, выращенный кутианами (?) по собственному желанию я перевезу (? букв. перевезу), и что я заплачу тебе деньги, когда (скот) придет ко мне. [25]

Надпись Лугал-Ане-мунду

[ редактировать ]

Первоначально считавшаяся подлинной надписью правителя XXIV века до нашей эры, теперь известно, что это псевдоавтобиографическое литературное произведение. Известен по трем древневавилонским табличным спискам. Во фрагментарном тексте перечислены территории, являющиеся притоками Лугал-Ане-мунду. [5]

  • «...... широкой Гутии... захватили... в Зулуме,... Главные министры Кедровой горы, Элама, Мархаши, Гутиума, Субарту, Амурру, Сутиума и... . ... Кедровой горы, Элама, Мархаши, Гутиума, ... Субарту, Амурру, Сутиума и горы (?) Эанны"

Проклятие Аккада

[ редактировать ]

Чаще называемое «Проклятие Агаде» (известное у шумеров как «Хмурый взгляд Энлиля»), это шумерское литературное произведение, найденное во многих источниках и версиях, предположительно описывающее падение Аккадской империи, поскольку оно было проклят богами. О гутианах сказано:

  • «Энлиль вывел из гор тех, кто не похож на других людей, кого не причисляют к Земле, кутиев, необузданный народ, с человеческим интеллектом, но с собачьими инстинктами и обезьяньими чертами. Как маленькие птицы, они налетели на Из-за Энлиля они протянули руки через равнину, как сеть для животных. Ничто не ускользнуло от их когтей, никто больше не выходил из их рук, посланники больше не ходили по дорогам, лодки курьеров больше не проходили по рекам. Гутии выгнали верных (?) коз Энлиля из своих загонов и заставили своих пастухов следовать за ними, они выгнали коров из загонов и заставили своих пастухов следовать за ними. Разбойники заняли дороги. Двери городских ворот Земли лежали в грязи, и все чужие земли издавали горькие крики со стен своих городов. Они разбили для себя сады внутри городов, а не, как обычно, на широкой равнине снаружи. Как будто это было до того, как были построены и основаны города, большие пахотные площади не давали зерна, затопленные просторы не давали рыбы, орошаемые сады не давали ни сиропа, ни вина, густые облака (?) не шли дождем, Растение макгурум не росло». [26] [27]

Мы мало знаем о том, каким божествам поклонялись гутианские правители, хотя мы знаем, что они действительно следовали богам (как своим, так и богам Месопотамии, основываясь на надписях их первого известного правителя Эрриду-Пизира, таких как этот:

  • «[На своего врага] он наложил наказание. Их выжившие доставили (букв. «взяли сюда») свои подношения – своих ослов, своих лошадей, свой крупный и мелкий рогатый скот. Они обняли ноги бога Гутиума и Эрриду-пизир, (говоря): «Пусть господин наш... (отдохнет сломленным)» [28]

и

  • «[Бог... — его (личный) бог], [богиня Эста]р-[Аннуни]тум (является) его…, (и) бог Илаба , могущественный из богов, — его клан (бог) Эрриду-пизир, могучий, царь Гутиума и четырех сторон: ... и посвятил свою статую богу Энлилю в Ниппуре. Что касается того, кто уберет эту надпись, да будут боги Самас. , Астар, [и] Ила[ба] вырывают его основания и уничтожают его [п]родение». [29]

И на булаве-голове более позднего гутианского правителя Ла-Эрабума

  • «Ласираб, могучий [hty, царь] нг [Г]утия, Лакуны… модифицировал и посвятил (эту булаву). Что касается того, кто удалит эту надпись и напишет свое собственное имя (вместо этого), может бог Гутиума, Астар и Син разрушают его основы и уничтожают его потомство». [29]

Был предложен один возможный бог Гутиума, Абублаб, отождествляемый с Нинуртой. [30]

Список гутианских королей

[ редактировать ]

«В армии Гутия поначалу не было знаменитого короля; они были сами себе королями и правили так 3 года». - СКЛ

За исключением нескольких надписей, в основном принадлежащих одному правителю, Эрридупизиру, большая часть того, что известно об именах и правилах правления гутианских правителей, взята из Шумерского списка царей . Существует около двух десятков источников, большинство из которых фрагментарны, по SKL, которые часто противоречат друг другу. Самый ранний источник относится к периоду Ура III, то есть намного позже некоторых описанных событий. В отличие от литературных повествований, в которых Аккадская империя падает под натиском кутийских орд, SKL передает власть от Аккада к Уруку, который затем переходит к кутианам. Также неизвестно, все ли династии, перечисленные в SKL, являются последовательными или же правление частично совпадает.

Гутианские короли не в SKL

[ редактировать ]
Правитель Эпитет Продолжительность правления Примерные даты ( краткая хронология ) Комментарии
Эрридупизир 3 года эт. в. 2141—2138 гг. до н.э. Считается «королем без имени» в SKL. Использовал титул Короля Четырех Углов . Известен по ряду царских надписей. [29]

Гутианские короли на SKL

[ редактировать ]

Обратите внимание, что порядок и даты различаются в разных редакциях Списка шумерских царей. Перечисленные сроки правления на протяжении большей части периода Гутиев сравнительно короткие и одинаковые:

Правитель Эпитет Продолжительность правления Примерные даты ( краткая хронология ) Комментарии
Взятый 3 года эт. в. 2138—2135 гг. до н.э.
любознательный 6 лет эт. в. 2135—2129 гг. до н.э.
Сарлагаб 6 лет эт. в. 2129—2123 гг. до н.э. Возможно, тот же человек, что и кутянский царь Шарлаг (попавший в плен к аккадскому царю Шар-кали-шарри ). [31]
Шульме 6 лет эт. в. 2123—2117 гг. до н. э.
Элулмеш 6 лет эт. в. 2117—2111 гг. до н.э.
Инимабакеш 5 лет эт. в. 2111—2106 гг. до н.э.
Игешауш 6 лет эт. в. 2106—2100 гг. до н.э.
Ярлагаб 5 лет эт. в. 2100—2095 гг. до н.э.
Держи это 3 года эт. в. 2095—2092 гг. до н.э.
Yarla or Yarlangab 3 года эт. в. 2092—2089 гг. до н.э.
Организация 3 года эт. в. 2089—2086 гг. до н.э.
Апилкин 3 года эт. в. 2086—2083 гг. до н. э.
Ла-эрабум или Ласираб 2 года эт. в. 2083—2081 гг. до н.э. Известен по надписи на алебастровой булаве, найденной в Сиппаре. [29]
гнева 2 года эт. в. 2081—2079 гг. до н.э.
Ибран 1 год эт. в. 2079—2078 гг. до н. э.
Хаблум 2 года эт. в. 2078—2076 гг. до н.э.
Пузурские деньги 7 лет эт. в. 2076—2069 гг. до н.э. сын Хаблума (по данным SKL)
Ярлаганда 7 лет эт. в. 2069—2062 гг. до н. э. Известен из надписи Наммахни Уммы. [29]
Сиум или Сиу Табличка_Лугаланнатума.7 лет эт. в. 2062—2055 гг. до н.э. Известен из фундаментальной надписи Лугаланнатума в Умме . [32]
Тириган Тириган_и_(Тири.....Лугал_Гутиум)_на_Стеле_Победы_Уту-Хенгала.40 дней эт. в. 2055—2055 гг. до н.э. Побежден Урука королем Уту-Хенгалом, согласно стеле победы, установленной в Уруке. [33]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с М. Молина, «Дворец Адаба в саргонический период», Д. Вике (редактор), Дворец на древнем и исламском Востоке, Коллоквиумы Немецкого общества Востока 9 , Висбаден: Харрассовиц 2019, стр. 151-20
  2. ^ Сюзанна Паулюс, «Мошенничество, подделка и художественная литература: есть ли еще надежда на Агум-Какриме?», Журнал клинописных исследований, том. 70, стр. 115–66, 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Штайнкеллер, Петр, «Рукопись Ура III из списка шумерских царей», В литературе, политике и праве в Месопотамии: Festschrift для Клауса Вильке , изд. 267–92, 2003 Orientalia Biblica et Christiana 14. Висбаден: Харрассовиц.
  4. ^ Список шумерских царей (PDF) . п. 119, примечание 305.
  5. ^ Перейти обратно: а б Дуглас Фрейн, «АДАБ». Пресаргонический период: ранние периоды, том 1 (2700–2350 до н.э.), RIM, Королевские надписи Месопотамии, том 1, Торонто: University of Toronto Press, стр. 17–34, 2008 г. ISBN   9780802035868
  6. ^ Гелб, И.Дж., «Дата крестообразного памятника Маништушу», Журнал ближневосточных исследований, том. 8, нет. 4, стр. 346–48, 1949 г.
  7. ^ Фрейн, Дуглас, «Ур-Намму E3/2.1.1». Период Ура III (2112–2004 гг. До н.э.), Торонто: University of Toronto Press, стр. 5–90, 1997 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Дуглас Фрейн, «Урук» в «Саргоническом и кутиевском периодах (2234–2113 до н. э.)», RIM The Royal Inscriptions of Mesopotamia Volume 2, Торонто: University of Toronto Press, стр. 274–296, 1993. ISBN   0-8020-0593-4
  9. ^ Михаловски, Петр, «История как хартия: некоторые наблюдения над списком шумерских царей», JAOS 103, стр. 237–47, 1983.
  10. ^ Винсенте, Клодин-Адриенн, «Высокая Лейланская редакция списка шумерских царей», ZA 85: 234–70, 1995
  11. ^ Привет, WW, «Начало и конец списка шумерских царей в Ниппурской редакции», JCS 17: 52–57, 1963
  12. ^ Перейти обратно: а б Жан-Жак Гласснер, «Месопотамские хроники», Общество библейской литературы, Атланта, 2004 г. ISBN   1-58983-090-3
  13. ^ Ламберт, Уилфред Г., «Вавилон: Происхождение». Вавилон: Культура знаний на Востоке и Западе», под редакцией Евы Канчик-Киршбаум, Маргарет ван Эсс и Иоахима Марцана, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 71–76, 2011 г.
  14. ^ Ф. Тюро-Данжен, «Коллекция халдейских табличек», Париж, 1903 г.
  15. ^ Марсель Сигрист и Питер Дамероу, «Месопотамские названия лет», Инициатива цифровой библиотеки клинописи, 2001 г.
  16. ^ Хубер, Питер Дж., «Астрономическая датировка Ура III и Аккада», Архив восточных исследований, том. 46/47, стр. 50–79, 1999 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Дуглас Фрейн, «Умма» в «Саргоническом и кутиевском периодах (2234–2113 до н.э.)», RIM The Royal Inscriptions of Mesopotamia Volume 2, Торонто: University of Toronto Press, стр. 261–268, 1993. ISBN   0-8020-0593-4
  18. ^ Краус, Николас. «Оружие крови: политика и интриги в период упадка Аккада» Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 108, № 1, стр. 1-9, 2018 г.
  19. ^ Вестенхольц, Джоан Гудник. «Глава 9. Великое восстание против Нарам-Сина». Легенды о королях Аккаде: Тексты, Юниверсити-Парк, США: издательство Пенсильванского государственного университета, стр. 221–262, 1997 г.
  20. ^ Олбрайт, В.Ф., «Вавилонский географический трактат о Саргоне из Аккадской империи», Журнал Американского восточного общества, том. 45, стр. 193–245, 1925 г.
  21. ^ Финкельштейн, Дж. Дж., «Месопотамская историография», Труды Американского философского общества, том. 107, нет. 6, стр. 461–72, 1963 г.
  22. ^ Аль-Рави, FNH «Таблички из библиотеки Сиппара. I. «Хроники Вейднера»: ложное королевское письмо о видении». Ирак, том. 52, стр. 1–13, 1990 г.
  23. ^ О. Р. Герни, «Таблички Султантепе (продолжение). IV. Куфейская легенда о Нарам-Сине», Anatolian Studies, vol. 5, стр. 93–113, 1955 г.
  24. ^ Вестенхольц, Джоан Гудник, «Глава 10. «Нарам-Син и вражеские орды»: «Кутинская легенда» о Нарам-Сине». Легенды о королях Аккаде: Тексты, Юниверсити-Парк, США: издательство Penn State University Press, стр. 263–368, 1997 г.
  25. ^ Смит, Сидней, «Заметки о кутианском периоде», Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, вып. 2, стр. 295–308, 1932 г.
  26. ^ Купер, Джеррольд С., Проклятие Агаде., Издательство Университета Джона Хопкинса: Балтимор/Лондон, 1983.
  27. ^ Якобсен, Торкильд, Арфы, которые когда-то .... Шумерская поэзия в переводе. Издательство Йельского университета: Нью-Хейвен / Лондон, 1987 г.
  28. ^ Маркина, Екатерина, «Они обняли его ноги, говоря… и ezēbum как идиомы лояльности и неповиновения на саргоническом языке», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 100, № 2, стр. 165-168, 2010 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и Дуглас Фрейн, «Гутиум» в «Саргоническом и кутиевском периодах (2234–2113 до н.э.)», RIM The Royal Inscriptions of Mesopotamia Volume 2, Торонто: University of Toronto Press, стр. 219–230, 1993 ISBN   0-8020-0593-4
  30. ^ [1] Литке, Ричард Л., «Реконструкция ассиро-вавилонских списков богов», AN: д A NU-UM и AN: ANU SA AMÉLI», Нью-Хейвен: Йельский университет, 1998 г.
  31. ^ Дуглас Фрейн, «Аккад» в «Саргонический и кутианский периоды (2234-2113 до н.э.)», RIM The Royal Inscriptions of Mesopotamia Volume 2, Торонто: University of Toronto Press, стр. 5-218, 1993 ISBN   0-8020-0593-4
  32. ^ В. Саллабергер, «Культовый календарь Ура III - Период I», Берлин - Нью-Йорк, 1993 г.
  33. ^ ТЮРО-ДАНЖЕН, о. (1912). «Конец господства гутиев». Журнал ассириологии и восточной археологии . 9 (3): 111–120. ISSN   0373-6032 . JSTOR   23283609 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b29e738e01574cabb99c3eae068b713e__1717719120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/3e/b29e738e01574cabb99c3eae068b713e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gutian rule in Mesopotamia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)