Шульги
Шульги 𒀭𒂄𒄀 | |
---|---|
![]() ![]() | |
Король неошумерской империи | |
Царствование | в. 2094 г. до н.э. – 2046 г. до н.э. |
Предшественник | Ур-Намма |
Преемник | Любить-Без |
Проблема | Амар-Син , Ливир-Миташу |
Династия | Третья династия Ура |
Отец | Ур-Намма |
Мать | Ватартум |
( ок. 2094 -2046 до н. э.)

нин-а-ни........ "его Леди",
шул-ги.................... "Шульги"
нита калаг-га...... "могучий человек"
регион........................"Король"
ЕСЛИ БЫ к -ма............... "Ура"

лугаль ки-эн-............... "Царь Шумера "
ги ки-ури-ке 4 ..........."и Аккад ",
е 2 -а-ни........................ "ее храм"

му-на-ду 3 ................... "он построил" [ 3 ]
Шульги ( 𒀭𒂄𒄀 д шул-ги , ранее читавшийся как Дунги ) Ура — второй царь Третьей династии Ура . Он правил 48 лет, с ок. 2094 – ок. 2046 год до нашей эры ( Средняя хронология ). [ 4 ] Среди его достижений — завершение строительства Великого Зиккурата Ура , начатого его отцом Ур-Намму . На своих надписях он взял титулы «Царь Ура», « Царь Шумера и Аккада », добавив « Царь четырех сторон вселенной ». во второй половине своего правления [ 5 ] Он использовал символ божественности ( 𒀭 ) перед своим именем, отмечая свой апофеоз , начиная с 23-го года своего правления. [ 6 ]
Жизнь и царствование
[ редактировать ]Шульги был сыном Ур-Намму, царя Ура , и его супруги-царицы Ватартум. Названия лет известны за все 48 лет его правления, что дает достаточно полное современное представление об основных моментах его карьеры. [ 7 ]
Шульги, по-видимому, возглавил крупную модернизацию Третьей династии Ура . Он улучшил связь, реорганизовал армию, реформировал систему письма и мер и весов, унифицировал налоговую систему и создал сильную бюрократию . [ 8 ] Он также обнародовал свод законов, известный как Кодекс Ур-Намму в честь своего отца. [ 6 ]
Шульги наиболее известен своим обширным пересмотром учебной программы школы писцов. Хотя неясно, сколько он на самом деле написал, существует множество хвалебных стихов, написанных этим правителем и адресованных ему. Он провозгласил себя богом на 23-м году своего правления. [ 9 ] и был признан таковым всем Шумером и Аккадом . [ 10 ]
Некоторые гораздо более поздние хроники критикуют Шульги за его нечестие: « Хроники Вейднера» (ABC 19), литературное сочинение, написанное в I тысячелетии до нашей эры, утверждает, что «он не выполнял свои обряды в точности, он осквернил свои очистительные ритуалы». [ 11 ] CM 48, написанный в конце I тысячелетия до н.э., обвиняет его в ненадлежащем вмешательстве в обряды, составлении на них «лживых стел, наглых писаний». [ 11 ] «Хроника ранних царей» (ABC 20), написанная в середине 2-го тысячелетия до нашей эры, обвиняет его в «преступных наклонностях, а имущество Эсагилы и Вавилона он отнял в качестве добычи». [ 11 ]
Имя
[ редактировать ]Ранняя неуверенность в чтении клинописи привела к тому, что до конца XIX века чтения «Шульги» и «Дунги» стали распространенной транслитерацией. Однако на протяжении 20-го века научный консенсус отклонялся от дуна к шулу как правильному произношению знака 𒂄 . Написание имени Шульги писцами с определителем диир отражает его обожествление во время его правления, статус и написание, ранее заявленные его в Аккадской империи предшественником Нарам-Сином . [ 6 ]
-
Портрет Шульги-строителя на гвозде. Метрополитен-музей
Личное прославление
[ редактировать ]
Шульги также хвастался своей способностью поддерживать высокую скорость при беге на длинные дистанции. Он утверждал, что на седьмом году своего правления пробежал от Ниппура до Ура расстояние не менее 100 миль. [ 12 ] Крамер называет Шульги «первым чемпионом по бегу на длинные дистанции». [ 13 ]
Шульги написал 26 королевских гимнов, чтобы прославить себя и свои действия. В одном из них Шульги утверждал, что он говорил на эламском языке так же хорошо, как и на шумерском . [ 14 ] [ 15 ] В другом он называет себя «королем четырех четвертей, пастырем черноголового народа ». [ 16 ]
Вооруженные конфликты
[ редактировать ]Хотя Дер был одним из городов, чьими храмовыми делами руководил Шульги в первой половине своего правления, на 20-м году своего правления он заявил, что боги решили, что теперь он будет разрушен, очевидно, в качестве наказания. В надписях говорится, что он «привел в порядок полевые счета» киркой. Его 18-й год был назван Годом Ливир-миташу, царской дочери, которая была возведена в титул светлости в Мархаши , имея в виду страну к востоку от Элама и ее династический брак с ее королем Либанукшабашом. После этого Шульги вступил в период экспансионизма за счет горцев, таких как лулуби , и девять раз уничтожил Симуррум (еще одно горное племя ) и лулубум в период с 26 по 45 годы своего правления. [ 17 ] На 30-м году жизни его дочь вышла замуж за губернатора Аньшаня ; на 34-м году жизни он уже начал карательную кампанию против этого места. Он также разрушил Кимаш и Хурти (города к востоку от Ура , где-то недалеко от Элама ) на 45-м году своего правления. [ 18 ] [ 19 ] В конечном итоге Шульги так и не смог управлять ни одним из этих далеких народов; в какой-то момент, на 37-м году жизни, ему пришлось построить большую стену, пытаясь не допустить их. [ 12 ]
Сузы
[ редактировать ]( ок. 2094–2047 гг. до н.э.)

нинь-а-ни............ "его леди",
д шул-ги.................... "Шульги"
нита калаг-га........ "могучий человек"
местный к -ма..... "Король Ура"
лугаль ки-эн-........... "Царь Шумера "
ги ки-ури-ке 4 ............... "и Аккад ",
нам-ти-ла-ни-ше 3 ........... "за свою жизнь"

а му-на-ру........................ "посвящается (этому)"
Известно, что Шульги совершал посвящения в Сузах гвозди с его именем, посвященные богу Иншушинаку . , поскольку там были найдены [ 24 ] На одном из гвоздей в фундаменте написано: «Бог «Господь Сузы», его царь Шульги, могучий мужчина, царь Ура, царь Шумера и Аккада, построил... свой любимый храм». . [ 25 ] [ 26 ] В Сузах также была найдена травленая бусина из сердолика , ныне находящаяся в Лувре ( Sb 6627 ) и с надписью Шульги, надпись гласила: « Нингаль , его мать, Шульги, бог своей земли, царь Ура, царь из четырёх мировых кварталов, за свою жизнь посвятил (этому)» . [ 27 ] [ 28 ]
Династия Ура III владела Сузами после упадка Пузур-Иншушинака и построила там многочисленные здания и храмы. Этот контроль продолжал Шульги, о чем свидетельствуют его многочисленные заслуги в городе-государстве. [ 29 ] Он также участвовал в брачных союзах, выдавая своих дочерей замуж за правителей восточных территорий, таких как Аншан , Мархаши и Башиме . [ 29 ]
-
Сердоликовая бусина с дарственной надписью Шульги, найденная в Сузах . Лувр, Sb 6627
Названия годов
[ редактировать ]
Существуют обширные остатки названий лет Шульги, которые были в значительной степени реконструированы с 1 по 48 год. Современных списков названий лет нет, есть только частичные тексты древневавилонского периода, поэтому порядок не совсем определен. Некоторые годы также имеют несколько названий, что не является беспрецедентным. Например, 20-й год — это «Год: «Нинурсага из Нутура была приведена в ее храм»» и «Год: «Сыновья Ура были призваны в качестве улан»». [ 32 ] Некоторые из наиболее важных:
1. Год: Шульги — король.
2. Год: Заложен фундамент храма Нингубалаг.
6. Год: Царь выровнял дорогу в Ниппур.
7. Год: Царь совершил путешествие туда и обратно между Уром и Ниппуру (за один день).
королевский горный дом (дворец). 10. Год: Построен
18. Год: Ливирмитташу, дочь короля, была возведена в сан королевы Мархаши.
21в. Год: Дер был разрушен
24. Год: Карахар был разрушен.
25. Год: Симуррум был разрушен.
27. Год спустя: «Шулги, сильный человек, король четырех углов вселенной, уничтожил Симуррум во второй раз»
27б. Год: «Харси был уничтожен»
30. Год: Губернатор Аншана выдал замуж царскую дочь.
31. Год: Кархар был разрушен во второй раз.
32. Год: Симуррум был разрушен в третий раз.
34. Год: Аншань был разрушен.
37. Год: Была построена стена земли.
42. Год: Король разрушил Шашрум.
44. Год: Симуррум и Лулубум были уничтожены в девятый раз.
45. Год: Шульги, сильный человек, царь Ура, царь четырех четвертей, разбил головы Урбилума, Симуррума, Лулубума и Кархара в одной кампании.
46. Год: Шульги, сильный человек, царь Ура, царь четырех четвертей, уничтожил Кимаша, Хурти и их территории за один день.
Название 39-го года Шульги было «Год Шульги, царь Ура, царь четырех четвертей, построил Э-Пузриш-Даган, резиденцию {дворец? Храм?} Шульги». [ 35 ]
Браки
[ редактировать ]Шульги был современником Шакканакку правителей Марии , в частности Апил-кина и Идди-илума . [ 36 ] [ 37 ] В надписи упоминается, что Тарам-Урам , дочь Апил-кина, стала «невесткой» Ур-Намму , а значит, царицей царя Шульги. [ 38 ] [ 39 ] В надписи она называла себя «невесткой Ур-Намму » и «дочерью Апил-кина, Лугала («короля») Мари, предполагая для Апил-кина положение верховного правителя, и указывая на брачный союз Мари и Ура . [ 40 ] [ 41 ]
Нин-калла , Геме-Нинлилла и Эа-ниша были царицами Шульги. Оно имело влияние и выполняло официальные функции, которые продолжались даже после смерти Шульги. [ 42 ] [ 43 ] Другая царица, Шульги-симти , известная по многочисленным текстам, свидетельствующим о ее экономической мощи, имела аналогичный статус. Архив показывает, что она приказала использовать различных крупных животных в ритуалах для божеств, включая Белет-Шухнир и Белет-Террабан , Аннунитум , Улмашитум , Нанну, Нинлиль и Энлиль. [ 44 ] С тридцать второго по сорок седьмой год правления Шульги она ведала приемкой ритуальных животных. После их смерти для нее и Шульги были созданы «места возлияния». [ 45 ] [ 46 ] Другой важной женщиной была Геме-Нинлилла , которая появляется в текстах в конце правления короля. Другие, менее известные королевские женщины — Шукуртум и Симат-Эа .
Известно, что у Шульги, имеющего множество жен и наложниц, было по меньшей мере шестнадцать сыновей, включая Амар- д Да-му, Лу- д Нанна, Лугал-а-зи-да, Ур- д Суен, Амар-Син (его тронное имя), а также одна дочь Пеш-тур-тур. [ 47 ] [ 48 ] Имя еще одной дочери, Шат-Кукути, известно по клинописной табличке. [ 49 ] Дочь Тарам-Шульги была замужем за правителем Пашиме Шудда-бани. [ 38 ]
Артефакты и надписи
[ редактировать ]-
Лугал Уримкима/ Лугал Киенги Киури 𒈗𒋀𒀊𒆠𒈠𒈗𒆠𒂗𒄀𒆠𒌵 , «Царь Ура , царь Шумера и Аккада , на вотивной табличке Шульги. Конечный ke 4 𒆤 представляет собой соединение -k ( родительный падеж ) и -e (эргативный падеж). [ 50 ]
-
Шульги завершила великий Зиккурат Ура.
-
Серьги с надписью имени Шульги. [ 51 ]
-
Печать Шульги с поклоняющимся и сидящим божеством: «Шульги, могучий герой, царь Ура, царь четырех регионов, Ур-(Пасаг?) Писец, твой слуга». [ 52 ]
-
Голова булавы на имя Шульги (надпись перевернутая). Британский музей.
-
Официальный вес в форме утки 2 мины, время правления Шульги, из Ура, Ирак. Британский музей.
-
Вес + 1 ⁄ мины (фактический вес 248 гр.) , посвященный царем Шульги и несущий эмблему полумесяца: он использовался в храме Лунного Бога в Уре. Диорит, начало XXI века до н. э. (Ур III). Лувр, Отдел восточных древностей, Ришелье, первый этаж, зал 2, корпус 6
-
Табличка Шульги прославляет короля и его победы над народом Луллуби, а также упоминает современный город Эрбиль и современный район Сулеймания, Музей Сулеймании, Ирак.
См. также
[ редактировать ]- Переписка царей Ура
- История Шумера
- Список месопотамских династий
- Список шумерских царей
- Самовосхваление Шульги
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Полная транскрипция: «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
- ^ Эндервиц, Сюзанна; Зауэр, Ребекка (2015). Коммуникация и существенность: письменная и неписьменная коммуникация в досовременных обществах . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 28. ISBN 978-3-11-041300-7 .
- ^ Перейти обратно: а б «(Для богини) Ниминтабба, его госпожа, Шульги, могучий человек, царь Ура, царь Шумера и Аккада, построил ей дом». в Экспедиция . Университетский музей Пенсильванского университета. 1986. с. 30.
- ^ Оксфордский спутник археологии. 1. Аче-Хохо . Издательство Оксфордского университета. 2012. с. 458. ИСБН 9780195076189 .
- ^ [1] Сутер, Клаудия Э., «Статуэтка Шульги из Телло», Journal of Cuneiform Studies 43.1, стр. 63-70, 1991.
- ^ Перейти обратно: а б с Поттс, Д.Т. (1999). Археология Элама . Издательство Кембриджского университета. п. 132. ИСБН 9780521564960 .
- ^ «T6K2.htm» . Cdli.ucla.edu . Проверено 7 августа 2019 г.
- ^ [2] Петр Михаловски, «Смертные короли Ура: короткий век божественного правления в древней Месопотамии», в книге «Религия и власть: Божественное царствование в древнем мире и за его пределами», Николь Бриш, изд., Семинары Восточного института 4, Чикаго: Институт Востока, 2008. Второе издание с небольшими исправлениями, стр. 33-45, 2012 г. ISBN 978-1-885923-55-4
- ^ Ван Де Миеруп, Марк. (2005). История Древнего Ближнего Востока ок. 3000–323 до н.э. , Оксфорд: Blackwell Publishing, с. 76
- ^ Вулли, К. Леонард . Шумеры . Нью-Йорк: WW Нортон . стр. 132 . ISBN 0-393-00292-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Жан-Жак Гласснер, «Месопотамские хроники», Общество библейской литературы, Атланта, 2004 г. ISBN 1-58983-090-3
- ^ Перейти обратно: а б Хэмблин, Уильям Дж. Война на Древнем Ближнем Востоке до 1600 г. до н.э. Нью-Йорк: Рутледж, 2006.
- ^ [3] Крамер, Сэмюэл Ной, «Шульги из Ура: первый чемпион на длинные дистанции», в книге «История начинается в Шумере: тридцать девять первых в зарегистрированной истории», University of Pennsylvania Press, стр. 284–289, 1981.
- ^ Кляйн, Джейкоб, «Королевские гимны Шульги, царя Ура: поиски человека бессмертной славы», Труды Американского философского общества 71.7, стр. 1-48, 1981
- ^ Крамер, Сэмюэл Ной, «Шульги из Ура: царский гимн и божественное благословение», The Jewish Quarterly Review 57, стр. 369-380, 1967
- ^ «Я царь четырёх четвертей, я пастырь, пастырь «черноголового народа»» в Ливерани, Марио (2013). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Рутледж. п. 167. ИСБН 978-1-134-75084-9 .
- ^ Сэмюэл Ной Крамер (17 сентября 2010 г.). Шумеры: их история, культура и характер . Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-45238-8 .
- ^ Гобадизаде, Хамзе и Саллабергер, Вальтер, «Шульги на равнине Кухдашт: кирпичи из боевого памятника на перекрестке Западного Пиш-э Куха и локализация Кимаша и Хурти», Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том. 113, № 1, стр. 3-33, 2023 г.
- ^ Себахи, Захраа Абдель-Сада и Джассим Абид аль-Аммер Джассим, «Город ки-машки, военный поход короля Шульги на него в свете опубликованных и неопубликованных клинописных текстов современного шумерского периода (2112-2004 гг. До н. э.)», ISIN Журнал 4. С. 121-146, 2022 г.
- ^ (РИМ 3/2, стр. 161-162)
- ^ "ДИНГИР.НИН.ЛИЛА / НИН-А-НИ / ДИНГИР.ШУЛ.ГИ / НИТА-КАЛАГ.ГА / ЛУГАЛ УРИ/ .КИ-МА / ЛУГАЛ.КИ.ЕН / ГИ КИ-УРИ3.КИ / НАМ.ТИ .IS.ОНА3/ НЕ.ЗДЕСЬ." Перевод надписи: «Нинлиль, его госпожа Шульги, могучий муж, царь Ура, царь Шумера и Аккада, посвятила (этот камень) ради своей жизни». «цилиндрическое уплотнение / буртик» . Британский музей .
- ^ «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
- ^ Искусство первых городов: третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. с. 243. ИСБН 978-1-58839-043-1 .
- ^ Поттс, профессор Дэниел Т. (1999). Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства . Издательство Кембриджского университета. п. xiv. ISBN 978-0-521-56496-0 .
- ^ «Найденные CDLI тексты Лувра Sb 2881» . cdli.ucla.edu .
- ^ Поттс, Дэниел Т. (1999). Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства . Издательство Кембриджского университета. п. 133, табл. 5.1. ISBN 978-0-521-56496-0 .
- ^ Поттс, Д.Т. (29 июля 1999 г.). Археология Элама . п. 134, Табличка 5.2 Сб 6627. ISBN 9780521564960 .
- ^ "Шульги перле (цветное изображение)" . Музей Лувр .
- ^ Перейти обратно: а б Поттс, Дэниел Т. (2012). Спутник археологии Древнего Ближнего Востока . Джон Уайли и сыновья. п. 746. ИСБН 978-1-4051-8988-0 .
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelfr.louvre.fr .
- ^ Перейти обратно: а б «Названия годов Шульги (Ist по 00394)» . cdli.ox.ac.uk.
- ^ Перейти обратно: а б Сигрист, М., «Les noms d'anée du règne du roi Šulgi», в книге «Почему тот, кто что-то знает, должен это скрывать?» Клинописные исследования в честь Дэвида И. Оуэна к его 70-летию, изд. А. Кляйнерман и Дж. М. Сассон. Bethesda: CDL, стр. 219–38, 2010 г.
- ^ [4] Ричард Ферт, «Заметки о названиях годов периода раннего Ура III: Шульги 20-30», Журнал Cuneiform Digital Library 2013 (1), 2013
- ^ Гетце, Альбрехт, «Снова хронология Шульги», Ирак, том. 22, стр. 151–56, 1960 г.
- ^ [5] Шарлах, Тоня, «Шульги, Могучий человек, Царь Ура», Удача и несчастье на Древнем Ближнем Востоке, стр. 211-20, 2016 г.
- ^ Унгер, Меррилл Ф. (2014). Израиль и арамейцы Дамаска: исследование археологического освещения библейской истории . Wipf и Stock Publishers. п. 5. ISBN 978-1-62564-606-4 .
- ^ Абуш, И. Цви; Нойес, Кэрол (2001). Труды XLV Rencontre Assyriologique Internationale: историография в мире клинописи . CDL Пресс. п. 60. ИСБН 978-1-883053-67-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Шарлах, Т.М., «Архив Шульги-симти: исторические источники», Собственный бык: королевские жены и религия при дворе третьей династии Ура, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 189–210, 2017 г. ISBN 978-1-5015-0522-5
- ^ Эппихимер, Мелисса (2019). Образцы королевской власти: искусство, традиции и наследие аккадцев . Издательство Оксфордского университета. п. 121. ИСБН 978-0-19-090303-9 .
- ^ Липинский, Эдвард (1995). Иммиграция и эмиграция на Древнем Ближнем Востоке . Издательство Питерс. п. 187. ИСБН 9789068317275 .
- ^ Гражданский, Мишель (1962). «Новая Мари-III династия Урского синхронизма». Журнал ассириологии и восточной археологии . 56 (4): 213. ISSN 0373-6032 . JSTOR 23295098 .
- ^ Шарлах, ТМ, «Жизнь жен Шульги: Эа-ниша, Геме-Нинлилла и другие», Собственный бык: королевские жены и религия при дворе Третьей династии Ура, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, стр. 139-174, 2017 г. ISBN 978-1-5015-0522-5
- ^ Михаловски, Петр, «Королевские женщины периода Ура III, Часть II: Геме-Нинлила», Журнал клинописных исследований 31.3, стр. 171-176, 1979
- ^ Шарлах, Т.М., «Жертвоприношение: обзор культовых событий, в которых способствовал Фонд Шульги-симти», Собственный бык: королевские жены и религия при дворе Третьей династии Ура, Берлин, Бостон: Де Грюйтер , стр. 239-260, 2017 г.
- ^ Шарлах, Тоня М., «Шульги-симти и изображение женщин в исторических источниках», Древнее ближневосточное искусство в контексте. Исследования в честь Ирен Дж. Винтер, проведенные ее учениками. Лейден и Бостон, Брилл, стр. 363–368, 2007 г.
- ^ [6] Гоми, Тору, «Шульги-симти и ее место возлияния (ки-а-наг)», Orient 12, стр. 1-14, 1976.
- ^ Чангю Лю, «Просопография лиц, доставляющих животных в Пузриш-Даган в Уре III Месопотамии», Akadica 142/2, 2021, стр. 113-142
- ^ [7] Чангюй Лю, «Просопографическая статистика. Приложение к статье «Просопография лиц, доставляющих животные в Пузриш-Даган в Уре III Месопотамии», Препринты цифровой библиотеки клинописи, 24.0, 1 апреля 2022 г.
- ^ Али, Бэзил Башар и Халид Салим Исмаэль, «Шат-кукути, дочь короля Шульги в новом тексте из Иракского музея», Атар Альрафедайн 8.2, стр. 266-280, 2023 г.
- ^ Эдзард, Дитц Отто (2003). Шумерская грамматика . ОЧКИ. п. 36. ISBN 978-90-474-0340-1 .
- ^ «CDLI-Архивный просмотр» . cdli.ucla.edu .
- ^ Перейти обратно: а б Уорд, Уильям Хейс (1910). Уплотнительные цилиндры Западной Азии . Вашингтон: Институт Карнеги. п. 27 .
- ^ Перейти обратно: а б Симо Парпола, Аско Парпола и Роберт Х. Брансвиг-младший «Деревня Мелуха: свидетельства аккультурации хараппских торговцев в Месопотамии конца третьего тысячелетия?» в журнале экономической и социальной истории Востока Vol. 20, № 2, 1977, с. 136-137
- ^ «Коллекции онлайн Британского музея» . britishmuseum.org .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Обейд, Нур Саадун и Муханнад Ашвр Шнава, «Некоторые исторические формулы с военным значением от короля Шульги», ISIN Journal 5, стр. 311–318, 2023 г.
- Карруэ, Ф., «Шульги и храм Багара», ZA 90, стр. 161–93, 2000 г.
- де Майер, Р., «Юбилей Шульги: где вечеринка?», В книге «О третьей династии Ура: исследования в честь Марселя Сигриста», изд. П. Михаловский. Приложение JCS. 1. Бостон: ASOR, стр. 45–52, 2008 г.
- Фалькенштейн А., «Песня о Шульги», Ирак, том. 22, стр. 139–50, 1960 г.
- Фиш, Томас, «Культ короля Дунги во время третьей династии Ура», Бюллетень библиотеки Джона Райлендса 11.2, стр. 322–328, 1927 г.
- Краус, Фриц Р., «О хронологии царей Ура Ур-Намму и Шульги», OrNS 20, стр. 385–398, 1951.
- Лиме, Анри, «В начале правления Шульги», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, vol. 65, нет. 1, стр. 15–21, 1971 г.
- Михаловский П., «Смерть Шульги», OrNS 46, стр. 220–25, 1977 г.
- Шарлах, Тоня М., «Местная и импортированная религия в Уре в конце правления Шульги», Ур в XXI веке нашей эры: материалы 62-го Международного ассириологического собрания в Филадельфии, 11–15 июля 2016 г., стр. 429- 440, 2021 г.
- Соллбергер, Эдмонд, «Шульги, 41 год?», Revue d'Assyriologie et d'archeologie Orientale, vol. 44, нет. 1/2, стр. 89–90, 1950 г.
- Ван Де Миеруп, Марк, «Золотые подношения Шульги», Orientalia, том. 55, нет. 2, стр. 131–51, 1986 г.
- Уинтерс, Райан, «Королевские пастухи Ура: компенсация и централизация во время правления Шульги», Журнал клинописных исследований. JCS, том. 72, стр. 47–64, 2020 г.
- [8] Зеттлер, Ричард Л., «Археология и проблема текстовых свидетельств Третьей династии Ура», Бюллетень Канадского общества исследований Месопотамии 38, стр. 49-62, 2003 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Топор Шульги незаконно продан в Германии из немецкого журнала «Ближний Восток» «Зенит».
- Лицо Шульги. Реалистичная статуя показывает нам, как Шульги могла выглядеть в реальной жизни.