Лугальбанда в горной пещере
Королевский эпос Урука |
---|
|
Лугальбанда в горной пещере (или Лугальбанда I , Лугальбанда в пустыне ) — шумерский мифологический рассказ. Это одна из четырех известных историй, принадлежащих к одному циклу, описывающих конфликты между Энмеркаром , королем Унуга ( Урука ), и неназванным королем Аратты . За этой историей следует другая, известная как Лугальбанда и Птица Анзу , вместе образующие две части одной истории. События, с точки зрения композитора, происходят в далеком прошлом. Считается, что эти отчеты были составлены в период Ура III (21 век до н.э.), хотя почти все дошедшие до нас копии относятся к периоду Исин-Ларса (20-18 века до н.э.). [ 1 ] [ 2 ] Таблички с этими историями были найдены в различных местах южного Ирака, прежде всего в городе Ниппур , и были частью учебной программы шумерских школ писцов в старовавилонский период (20-17 вв. до н.э.). [ 3 ]


Краткое содержание
[ редактировать ]Шумерский царь Энмеркар хочет завоевать землю Аратта. Собрав свою армию, Энмеркар направляется к Аратте, городу на восточном нагорье. Среди солдат есть Лугальбанда , который серьезно заболел, и его братья оставили его жить или умереть в пещере вместе с некоторыми провиантами. Лугальбанда болеет два дня; он молится богам Шамашу , Инанне и Нанне , чтобы они исцелились от его болезни, и в конечном итоге они исцеляют его. Несколько дней спустя он ловит дикого быка и двух диких коз, прежде чем лечь спать. Ему ниспосылается сон, в котором ему приказано принести в жертву пойманных им животных, и он продолжает это делать. Конец текста очень фрагментирован и недостаточно понятен, но проливает свет на богов, которые, хотя и обладают огромной силой, проявляют темную сторону.
Комментарии
[ редактировать ]В отдельных шумерских традициях, в частности в тексте, упоминаемом как « Список шумерских царей» , Лугальбанда известен как преемник Энмеркара на посту царя Урука, но в этих историях о Лугальбанде такого указания нет, и Лугальбанда фигурирует лишь как один из воинов. короля Энмеркара. В других источниках Лугальбанда также известен как отец мифического героя Гильгамеша , который сменил Лугальбанду на троне Урука.
Среди шумерских литературных повествований, в том числе четырех из цикла Энмеркар-Аратта и пяти известных рассказов о Гильгамеше, «Лугальбанда в пустыне» и ее продолжение «Лугальбанда и птица Анзу» считаются наиболее сложными и сложными текстами своего периода, сочетающими в себе длиной в 1000 строк, а также их сложную символику, сильные мифологические элементы и непредсказуемый сюжет, перемещающийся между мирским и божественным мирами. [ 4 ]
Хотя предыдущие поколения ученых искали за этими историями историческую реальность, восходящую к раннединастическому периоду , такие попытки в основном основаны на объединении данных эпических традиций 2-го тысячелетия с неясными археологическими наблюдениями. [ 5 ] Утверждается, что даже если более ранние устные традиции могли оказать влияние на происхождение этих историй, дошедшие до нас тексты представляют собой сильно стилизованные и литературные произведения писцов периода Ура III и более поздних периодов, и для таких писцов «эти тексты были о настоящем, хотя и спроецированы в прошлое; на самом деле именно этот акт проекции отмечает их как фикцию, а не как этнография или история». [ 6 ]
Пролог
[ редактировать ]Подобно Гильгамешу, Энкиду и Преисподней , « Песне о мотыге » и шумерским поэмам-диспутам , история Лугальбанды начинается с космологического пролога. Следующий перевод взят из Гадотти 2014. [ 7 ]
1. [В далекие дни, когда небо отделилось от земли]. 2. [В далекие дни?], когда то, что в высшей степени подходит… 3. Когда древний урожай… ячменя… 4. Когда [границы?] были проложены и земля была разграничена, 5. Когда [межевые камни] были возведены и написаны имена, 6. Когда были очищены дамбы и каналы, 7. Когда… колодцы были вырыты прямо вниз, 8. Когда река Евфрат, обильная река Урук была открыта, 9. Когда... была воздвигнута, 10. Когда... была основана, 11. Когда яркий Ан оторвался […], 12. Когда должности эн-корабля и королевской власти были было проявлено в Уруке, 13. Когда скипетр и посох Кулабы были подняты в битве, 14. В битве, игровая площадка Инаны, 15. Когда черноголовые (люди) был благословлен долгой жизнью (…).
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ванстифут, Х. (2003). Эпосы шумерских королей , Атланта: SBL. стр.1
- ^ Существует неопубликованный фрагмент периода Ура III. Михаловски, П. (2009) «Может быть, эпопея: истоки и восприятие шумерской героической поэзии» в журнале «Эпос и история» , Д. Констанс и К. Раафлауб (ред.), Оксфорд: Блэквеллс. стр.18 и №8.
- ^ Ванстифут, стр.13
- ^ Михаловский, стр.15-17.
- ^ Лугальбанда, Reallexikon der Assyriologie 7, стр.117.
- ^ Михаловский, стр.17
- ^ Гадотти 2014 , с. 23–24.
Источники
[ редактировать ]- Гадотти, Альена (2014). Гильгамеш, Энкиду и преисподняя и шумерский цикл Гильгамеша . Де Грютер.
Внешние ссылки
[ редактировать ]