Зипарва
Зипарва | |
---|---|
Глава палайского пантеона , бог погоды и растительности. | |
Другие имена | Запарва |
Главный культовый центр | Кстати |
Генеалогия | |
Супруг | Катазипури |
Зипарва , первоначально известный как Сапарва , был главой пантеона палайцев, жителей региона северной Анатолии, известного как Пала в бронзовом веке . Часто предполагается, что по происхождению он был богом погоды , хотя он также был связан с растительностью. Сведения о поклонении Зипарве происходят исключительно из хеттских текстов, хотя некоторые из них указывают на то, что формулы на палайском языке использовались во время посвященных ему праздников, проводимых в хеттских городах, таких как Хаттуса .
Имя и характер
[ редактировать ]Зипарва был главой «чрезвычайно разнородного» пантеона палайцев , [ 1 ] [ 2 ] носители палайского языка, близкого к хеттскому и лувийскому . [ 3 ] В бронзовом веке они населяли Палу , [ 4 ] северный регион Анатолии , который позже стал известен как Пафлагония . [ 5 ]
Первоначальная палайская форма имени Зипарвы, Запарва, была написана клинописью как д Za-pár-wa a (-a)- , тогда как стандартное хеттское написание было д Зи-пар-ва и (-а)- . [ 6 ] Знаки с индексами , такие как ваа , представляли собой хеттское изобретение, и предполагается, что они отражали « хаттские слоги, начинающиеся со звука /f/ или /v/». [ 7 ] На этом основании предполагается, что имя Зипарвы имело хаттские корни. [ 6 ] Первоначально оно могло произноситься как /Запарфа/. [ 8 ]
Хеттские писцы, по-видимому, относили Зипарву к разряду богов погоды . [ 8 ] Было высказано предположение, что в палийском контексте логограмма д 10, используемый для обозначения таких божеств, можно читать как имя Зипарвы, но определенных доказательств в пользу такой интерпретации нет. [ 9 ] Петр Тарача предположил, что его имя могло первоначально быть эпитетом, применяемым к богу погоды, носившему палайское имя. [ 10 ] Это предположение основано на предполагаемой связи между его именем и Тапарвашу, титулом хеттского бога бури . [ 11 ] Оба могут быть вариантами одного и того же хаттского термина по происхождению. [ 8 ] Тарача предполагает, что под хаттским влиянием палайский бог получил новый титул и что его первоначальное имя было близко к хеттскому Таркунне и лувийскому Таркунцу . [ 11 ] это мог быть эпитет Хаттиан Тару . Дэниел Швемер отмечает, что другая возможность заключается в том, что по происхождению [ 8 ]
Предполагается, что Зипарава также был богом растительности. [ 1 ] [ 12 ] Он появляется в палайском мифе, который предположительно аналогичен хеттскому сочинению о Телипину . [ 13 ]
Катазипури , хаттская богиня, скорее всего, сравнимая или полностью идентичная Камрушепе. [ 11 ] вероятно, считался супругой Зипарвы. [ 6 ] [ 14 ] Они считались главной парой божеств в палайском пантеоне . [ 15 ]
Поклонение
[ редактировать ]Религия палеев известна только из хеттских источников. [ 11 ] В результате большая часть доступной информации о Зипарве взята из хеттских текстов, хотя нет никаких указаний на то, что он когда-либо был «панатолийским» божеством, и предполагается, что его культ был сосредоточен в Пале. [ 16 ] В какой-то момент он был включен в хеттский пантеон. [ 2 ] и посвященный ему храм существовал в Хаттусе . [ 11 ] Божества, которым вместе с ним поклонялись хетты, происходили в основном из палайской или лувийской среды, хорошо засвидетельствованными примерами являются Тияд (палайский бог солнца ), Илалиянтикеш или Хашамили . [ 11 ]
Торжества в честь Зипарвы составляли часть государственного праздника, посвященного богине Солнца Аринне и «богам Хатти» в целом, установленному во времена правления I. Шуппилулиума [ 17 ] Они принимали участие в двенадцатый и тринадцатый дни, [ 18 ] и в обоих случаях король должен был посетить свой храм. [ 19 ] Текст CTH 750 часто описывался как отчет об отдельном хеттском фестивале Зипарва по предложению Эммануэля Лароша от 1971 года. [ 20 ] Однако, по мнению Ханны Маркусон, это могло быть частью весенних AN.TAḪ.ŠUM и осенних празднований нунтаррияшха , а не отдельным праздником, посвященным конкретно этому богу. [ 18 ] Обряды включали в себя чтение «слов о хлебах» на палайском языке. [ 21 ] В соответствующем тексте CTH 751 упоминается принесение в жертву быка, во время которого звучит формула «Эй, Зипарва! Бык! Бык!» пришлось читать. [ 14 ] Старуха, говорящая на палайском языке, должна была заверить бога, что животное, которое ему предоставили, было высшего качества. [ 22 ] В тексте также объясняется, какие части тела не подходили для подношения Зипарве. [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Бекман 2005 , с. 311.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 38.
- ^ Тарача 2009 , стр. 18–19.
- ^ Хаас 2015 , с. 611.
- ^ Тарача 2009 , с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б с Швемер 2016 , с. 319.
- ^ Якобович 2022 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с д Швемер 2016 , с. 320.
- ^ Швемер 2008 , стр. 18–19.
- ^ Тарача 2009 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тарача 2009 , с. 58.
- ^ Хаас 2015 , с. 438.
- ^ Хаас 2015 , с. 707.
- ^ Перейти обратно: а б Сассвилль 2019 , с. 24.
- ^ Тарача 2009 , с. 114.
- ^ Якобович 2022 , с. 16.
- ^ Тарача 2009 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Маркусон 2011 , с. 71.
- ^ Маркусон 2011 , с. 64.
- ^ Маркусон 2011 , с. 63.
- ^ Сассвилль, 2019 , с. 22.
- ^ Сассвиль, 2019 , с. 28.
- ^ Сассвиль, 2019 , с. 26.
Библиография
[ редактировать ]- Бекман, Гэри (2005), «Пантеон A. II. Bei den Hethitern · Пантеон A. II. В хеттской традиции» , Reallexikon der Assyriologie , получено 5 декабря 2022 г.
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 4 декабря 2022 г.
- Маркусон, Ханна (2011). «Фестиваль Зипарва, фестивали АН.ТАХ.ШУМ и нунтаррияшха». Старые восточные исследования . 38 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 63–72. дои : 10.1524/aofo.2011.0003 . ISSN 0232-8461 . S2CID 163784528 .
- Сассвилл, Дэвид (2019). « «Показывать» в хеттских и палейских ритуалах» . Древние исследования Ближнего Востока . 46 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 22–32. дои : 10.1515/aofo-2019-0003 . ISSN 2196-6761 . S2CID 198490660 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования: Часть II» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Швемер, Дэниел (2016), «Ziparwa» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 5 декабря 2022 г.
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .
- Якубович, Илья (2022). «Народы и языки». Справочник Хеттской империи . Де Грютер. стр. 3–44. дои : 10.1515/9783110661781-002 . ISBN 9783110661781 .