Earhaddon
Earhaddon | |
---|---|
![]() Эсархаддон, крупным планом из своей Стелы победы , в настоящее время находится в музее Пергамона | |
Король нео-ассирийской империи | |
Правление | 681–669 до н.э. |
Предшественник | Сеннахериб |
Преемник | Ашбурбанипал ( Король Ассирии ) Шамаш-Шума-Укин ( Король Вавилона ) |
Рожденный | в 713 до н.э. [ 1 ] |
Умер | 1 ноября 669 г. до н.э. [ 2 ] (В возрасте дг. 44) Харран (Теперь şanlıurfa , индейка ) |
Супруг | Эчарра-Иммат Другие жены |
Проблема Среди другие | Šerʾa-chirat Ашбурбанипал Шамаш-Шума-Укин |
Аккадиан | Ашур-а-и-Иддина Ашшур-Этель-Илани-Мукинни [ А ] |
Династия | Династия Саргонида |
Отец | Сеннахериб |
Мать | Репортаж |
Эсархаддон , также написал Эссархаддон , [ 5 ] Ассархаддон [ 6 ] и Ашурхаддон [ 7 ] ( Нео-ассирийский akkadian : 𒀭𒊹𒉽𒀸 , также 𒀭𒊹𒉽𒋧𒈾 ashéthur-aḫa-iddina , [ 8 ] [ 9 ] То есть « Ашур дал мне брата»; [ 5 ] Библейский иврит : אֵסַר־חַדֹּן ʾēsar -chaddōn ) был королем нео-ассирийской империи от смерти его отца Сеннахериба в 681 году до нашей эры до своей собственной смерти в 669 году. Третий король династии Саргонида , Эсархаддон наиболее известен своим завоеванием Египет в 671 году до нашей эры, [ 5 ] что сделало его империю самой большой, которую когда -либо видел мир, и за его реконструкцию Вавилона , которая была разрушена его отцом. [ 10 ]
После того, как старший сын Сеннахериба и наследник Ашшур-Надин-Шуми были захвачены и предположительно казнены в 694 году, новый наследник изначально был вторым старшим сыном, Арда-Мулиссу , но в 684 году Эсархаддон, младший сын, был назначен вместо этого. Разброшенные этим решением, Арда-Мулису и другой брат, Набу-Шарру-Ушур , убили своего отца в 681 году и планировали захватить неоассирийский трон. [ B ] Убийство, и устремления Арда-Мулиссу к тому, чтобы стать самим королем, затрудняли рост Эсархаддона на престол, и ему сначала пришлось победить своих братьев в шестинедельной гражданской войне.
Попыный переворот его братьев был неожиданным и неприятным для Эсархаддона, и его страдает от паранойи и недоверительно для его чиновников, губернаторов и членов мужского пола до конца его правления. В результате этой паранойи большинство дворцов, используемых Эсархаддоном, были укреплениями высокой безопасности, расположенными за пределами основных населенных пунктов городов. Также, возможно, в результате его недоверия к его родственникам-мужчинам, женщинам-родственникам Эсархаддона, такими как его мать Накия и его дочь Шруруа-а-хират , было разрешено иметь значительно больше влияния и политической власти во время его правления, чем женщины были разрешены в любом предыдущем периоде Ассирийская история, за возможным исключением Саммурамата в 8 веке до нашей эры.
Несмотря на относительно короткое и трудное правление и страдающие паранойей, депрессией и постоянной болезнью, Эсархаддон остается признанным одним из величайших и наиболее успешных ассирийских царей . Он быстро победил своих братьев в 681 году, завершил амбициозные и крупномасштабные строительные проекты как в Ассирии , так и в Вавилонии , успешно проводившись в СМИ , Персии , Эламе , Аравийском полуострове , Анатолии , Кавказе и Леванте , победил Кушитскую империю и завоеванные Египет и Ливия , введены в договор о минях и персах и обеспечили мирного перехода власти к двум сыновьям и наследникам Ашранипалу в качестве правителя империи и Шмаш-Шума-Укин в качестве короля Вавилонии после его смерти.
Фон
[ редактировать ]
Хотя Эсархаддон был наследным принцем Ассирии в течение трех лет и назначенным наследником короля Сеннахериба , когда вся империя придерживалась клятвы, чтобы поддержать его, только с большими трудностями он успешно поднялся на ассирийский трон. [ 14 ]
Первым выбором Сеннахериба в качестве преемника был его старший сын Ашшур-Надин-Шуми , которого он назначил правителем Вавилона примерно в 700 г. до н.э. [ 10 ] Вскоре после этого Сеннахериб напал на землю Элама (современный южный Иран), чтобы победить эламитов и некоторых халдейских повстанцев, которые там бежали. В ответ на эту атаку эламиты вторглись в Вавилонию на юге империи Сеннахериба, а в 694 году успешно захватил Ашур-Надин-Шуми в городе Сипар . Принц был доставлен обратно в Элам и, вероятно, казнен, заставляя Сеннахериба взять дикую мести на эламитов, халдеев и вавилонян. [ 15 ]
После того, как предполагаемая смерть Ашшур-Надина-Шуми Сеннахериб поднял своего второго старшего выжившего сына Арда-Мулису в качестве наследного принца. После нескольких лет в качестве наследного принца Арда-Мулису был заменен как наследник Эсархаддоном в 684 году. Причина внезапного увольнения Арда-Мулиссу с выдающейся позиции неизвестна, но ясно, что он был очень разочарован. [ 14 ] Эсархаддон описал реакцию своих братьев на его назначение в качестве наследника в более поздней надписи:
Из моих старших братьев младший брат был я. Но по указу [богов] Ашур и Шамаш , Бел и Набу , мой отец возвышал меня, среди собраний моих братьев, он спросил Шамаш: «Это мой наследник?» И боги ответили: «Он твое второе я».
А потом мои братья сошли с ума. Они нарисовали свои мечи безбожных, посреди Ниневии. Но Ашур, Шамаш, Бел, Набу, Иштар , все боги смотрели с гневом на поступки этих негодяев, привлекли свои силы до слабости и смирили их под мной. [ 10 ]
Арда-Мулису был вынужден поклясться в преданности Эсархаддону его отцом, но неоднократно обращался к Сеннахерибу, чтобы снова принять его как наследника. Эти апелляции не были успешными, и Сеннахериб понял, что ситуация была напряженной, поэтому он отправил Эсархаддона в изгнание в западных провинциях для своей собственной защиты. [ 14 ] Эсархаддон был недоволен его изгнанием и обвинил своих братьев в этом, [ 16 ] описывая это следующими словами:
Злоучредительные сплетни, клевета и ложь, которые они [то есть братья Эсархаддона] развалились вокруг меня безбожным, лжи и неискренностью. Они заставили зла за моей спиной. Против воли богов они оттолкнули от меня хорошо отданное сердце моего отца, хотя в тайне его сердце было затронуто состраданием, и он все еще намеревался использовать царство. [ 16 ]
Хотя Сеннахериб предвидел опасность удержать Эсархаддона возле своих амбициозных братьев, он не предвидел опасности своей жизни. 20 октября 681 года Арда-Мулиссу и еще один из сыновей Сеннахериба, Наб-Шарру-Ушур, напали и убили их отца в одном из . храмов Ниневии [ B ] Тем не менее, мечты Арды-Мулису о том, чтобы утверждать, что трон будет раздавлен. Убийство Сеннахериба вызвало некоторое трение между Арда-Мулиссу и его сторонниками, которые задержали потенциальную коронацию, а в то же время Эсархаддон поднял армию. [ 14 ] С этой армией на спине он встретил армию, поднятую его братьями в Ханигалбате , регионе в западных частях империи, где большинство солдат покинули его братьев, чтобы присоединиться к нему, и вражеские генералы бежали. Затем он пошел на Ниневию без оппозиции. [ 5 ] [ 17 ]
Через шесть недель после смерти отца он был принят и признан новым ассирийским королем в Ниневии. Вскоре после принятия трона Эсархаддон позаботился о том, чтобы казнить всех заговорщиков и политических врагов, которые он мог получить, включая семьи своих братьев. Все слуги, вовлеченные в безопасность Королевского дворца в Ниневии, были «уволены» (т.е. казнен). Арда-Мулису и Наб-Шарру-Уур пережили эту чистку, поскольку они сбежали в изгнании в Северное королевство Урарту, вассальное состояние ассирийской империи в Анатолии . [ 10 ] [ 14 ] Частые упоминания Арда-Мулису и других братьев Эсархаддона в его надписях указывают на то, что он был удивлен и обеспокоен их действиями. [ 18 ] Собственная надпись Эсархаддона, хроника его входа в Ниневию, и его чистка тех, кто в поддержку заговора читается следующим образом:
Я с радостью вошел в Ниневию, мой королевский город, и занял свое место на престоле моего отца в безопасности. Южный ветер дул, дыхание EA , ветер, чей дует благоприятен для осуществления царства. Там ждал меня благоприятной знаки на небесах и на земле, послание о себе, подчинения от богов и богинь. Постоянно [пропавшая часть] и набрал мое сердце смелость.
Солдаты, повстанцы, которые раздвинули заговор, чтобы захватить правление Ассирии для моих братьев, их ряды, которые я рассмотрел до последнего человека, и я уложил на них тяжелый штраф, я уничтожил их семя. [ 19 ]
Правление
[ редактировать ]Паранойя
[ редактировать ]
В результате своего бурного подъема на трон Эсархаддон не доверял своим слугам, вассалам и членам семьи. Он часто обращался за советом о оракулах и священниках о том, желал ли кто -нибудь из его родственников или должностных лиц нанести ему вред. [ 14 ] Несмотря на то, что Эсархаддон, похоже, не доверял своим родственникам -мужчинам, он, похоже, не был параноиком в отношении его родственников. Во время его правления его жена Эшарра-Иммат , его мать Нациа и его дочь Шруруа-Хират, все обладали значительно большим влиянием и политической властью, чем женщины во время более ранних частей ассирийской истории. [ 20 ]
Паранойя Эсархаддона также отразилась на том, где он решил жить. Одним из его главных резиденций был дворец в городе Нимруд, первоначально построенный в качестве арсенала его предшественником Шалманезером III (р. 859–824 гг. До н.э.) почти двести лет назад. Вместо того, чтобы занимать центральное и видимое место в культовом и административном центре города, этот дворец был расположен на окраине на отдельном кургане, который сделал его хорошо защищенным. Между 676 и 672 годами дворец был укреплен, когда его шлюзы были изменены в неприступные укрепления, которые могли полностью закрыть все здание от города. Если бы эти входы были запечатаны, единственный путь во дворец был бы через крутой и узкий путь, защищенный несколькими сильными дверями. Подобный дворец, также расположенный на отдельной насыпи, далеко от центра города, был построен в Ниневии. [ 20 ]
Известно, что все ассирийские цари искали руководство по солнечному богу Шамаш (который был получен путем интерпретации того, что было воспринято как признаки от богов) для совета по политическим и военным вопросам, например, к кому назначить на определенную должность или если Запланированная военная кампания будет успешной. Запросы, касающиеся возможности предательства, известны только из правления Эсархаддона. [ 21 ]
Большинство ученых классифицировали Эсархаддона как параноидальный, [ 22 ] Некоторые из них заходят до того, что он предположил, что у него развилось расстройство личности после убийства своего отца. [ 23 ] Другие ученые воздерживались от использования этого лейбла, вместо этого просто охарактеризуя его как «недоверие» и отмечая, что паранойя «по определению бредовой и иррациональной», в то время как Эсрахаддон, вероятно, имел много реальных противников и врагов. [ 24 ]
Реконструкция Вавилона
[ редактировать ]
Эсархаддон хотел обеспечить поддержку жителей Вавилонии, южной части его империи. С этой целью, спонсируя король проекты по строительству и восстановлению по всему югу в гораздо большей степени, чем любой из его предшественников. Вавилония стала только частью ассирийской империи относительно недавно, которой были управляли местные короли в качестве вассалов ассирийцев до его завоевания и аннексии ассирийским королем Тиглатом-Пилезером III в прошлом веке. Благодаря своей программе строительства Эсархаддон, вероятно, надеялся продемонстрировать преимущества продолжения ассирийского правления по всему региону и что он хотел управлять Вавилоном с той же уходом и щедростью, что и родной вавилонский король. [ 26 ]
Город Вавилон, который дал свое название Вавилонии, был политическим центром южной Месопотамии более тысячи лет. В попытке подавить вавилонские устремления независимости, город был разрушен отцом Эсархаддона в 689 году до нашей эры, а статуя Бел (также известная как Мардук ), божество покровителя города, была перенесена глубоко в ассирийскую территорию. Восстановление города, объявленное Эсархаддоном в 680 году, [ 27 ] стал одним из его самых важных проектов. [ 28 ] [ 26 ]
На протяжении всего правления Эсархаддона сообщается от чиновников, которые король назначил для наблюдения за реконструкцией, говоря о великой масштабах проекта строительства. [ 28 ] Амбициозное восстановление города включало в себя удаление большого количества мусора, оставленного с момента разрушения города Сеннахериба, переселения многих вавилонян, которые к этому моменту были либо порабощены, либо разбросаны по всей Империи, реконструкция большинства зданий, восстановление Великий храмовый комплекс, посвященный Бел, известный как Эсагила , и огромный комплекс Зиггурата, называемый Etemenanki , а также восстановление двух внутренних стен города. [ 29 ] Проект был не только важен, потому что он проиллюстрировал добрую волю по отношению к вавилонскому народу, но и потому, что он позволил Эсархаддону принять одну из основных характеристик, которые вавилоняне инвестировали в царство. В то время как король Ассирии, как правило, должен был быть военной фигурой, король Вавилона был в идеале строителем и реставратором, особенно храмами. [ 30 ] Осторожно не связывать себя с разрушением города, он называет себя только королем, «рукоположенным богами» в своих надписях в Вавилоне, только упоминая Сеннахериб в своих надписях на севере и обвинение в разрушении города не на его отце, но и на Вавилон «оскорбляет своих богов». [ 10 ] Письмо о его реконструкции Вавилона, Эсархаддон заявляет следующее:

Великий царь, могучий монарх, лорд всех, царь земли Ассур, правитель Вавилона, верный пастырь, возлюбленный Мардука, Господь лордов, послушный лидер, любимый супругом Мардука Цурпанитум, скромный, послушный, полный похвала за их Сила и поражают его самые ранние дни в присутствии их божественного величия [я, Эсархаддон]. Когда в правлении более раннего царя были больные предзнаменования, город обидел своих богов и был уничтожен по их командованию. Это был я, Эсархаддон, которого они решили восстановить все до его законного места, чтобы успокоить их гнев, смягчить их гнев. Вы, Мардук, поручили мне защиту земли Ассура. Тем временем боги Вавилона сказали мне восстановить их святынь и возобновить правильные религиозные обряды их дворца, Эсагила. Я позвонил всем своим рабочим и призвал всех людей Вавилонии. Я заставил их работать, копая землю и уносив землю в корзинах. [ 10 ]
Эсархаддон успешно восстановил городские ворота, битвы, стоки, внутренние дворы, святыни и различные другие здания и сооружения. Во время восстановления эсагилы была принята большая забота, осаждая драгоценные камни, ароматизированные масла и духи в свои основы. Драгоценные металлы были выбраны, чтобы покрыть двери храма, и пьедестал, который должен был разместить статую Бел, была построена в золоте. [ 28 ] В докладе губернатора Эсархаддона, установленного в Вавилоне, подтверждается, что реконструкция была очень хорошо принята вавилонянами:
Я вошел в Вавилон. Вавилоняне приняли меня любезно, и ежедневно благословляют короля, говоря: «То, что было взято и разграблено из Вавилона, он вернулся» и от Сипар до Баба-Мартара, вождей халдеев, благословляющие короля, говоря: «Это Он), который пересел (народ) Вавилона ». [ 31 ]

Во время правления его преемников также было проведено восстановление города не было завершено в течение жизни Эсархаддона. Точно, сколько реконструкции была сделана во время правления Эсархаддона, неясно, но камни с его надписями встречаются в руинах храмов города, что предполагает, что значительный объем работы был завершен. [ 32 ] Вполне вероятно, что Эсархаддон выполнил большинство своих целей по восстановлению, включая почти полное восстановление Эсагилы и Этеменанки, за исключением возможных городских стен, которые, вероятно, были полностью восстановлены его преемником. [ 33 ]
Эсархаддон также спонсировал программы восстановления в других южных городах. В своем первом регламенте Эсархаддон вернул статуи различных южных богов, которые были захвачены в войнах и проходили в Ассирии. В течение времени разрушения города Сеннахериба, статуя Бел, наряду со статуями нескольких других традиционных вавилонских божеств, была сохранена в городе Иссете в северо -восточных частях Ассирии. [ 28 ] Хотя статуя Бел оставалась в Ассирии, статуи других богов были возвращены в города Дер , Гуммумию и Сипар-Аруру . [ 34 ] В последующие годы статуи также были возвращены в города Ларса и Урук . Как и в Вавилоне, Эсархаддон также очистил мусор в Уруке и отремонтировал городской храм Энны , посвященный богине Иштар. [ 35 ] Подобные мелкомасштабные проекты по восстановлению были предприняты в городах Ниппур , Борсиппа и Аккад . [ 36 ]
Из -за обширных строительных проектов Эсархаддона на юге и его попыток связать себя с вавилонской королевской традицией, некоторые ученые назвали его «вавилонским королем Ассирии», но такая мнение может исказить фактические усилия царя. Эсархаддон был королем как Ассирии, так и Вавилонии, и его военная и политическая база оставались на севере, так же, как и его предшественники. В то время как его южные строительные проекты были впечатляющими, амбициозными и беспрецедентными, он также завершил проекты в ассирийском центре, хотя они не были такими гражданскими, как в Вавилонии. В Ассирии Эсархаддон построил и восстановил храмы, но также работал над дворцами и военными укреплениями. [ 37 ]
Возможно, чтобы убедить ассирийского народа в том, что его проекты на юге будут сопоставлены с проектами равной доли на севере, Эсархаддон гарантировал, что ремонт был сделан в храме Эшарры в Ассуре , одном из главных храмов северной Месопотамии. [ 27 ] Аналогичные проекты были проведены для храмов в столице Ассирийской столицы, Ниневии и в городе Арбела . [ 38 ] Хотя проекты по строительству храма, проведенные на юге, были сопоставлены с проектами по строительству храма на севере, приоритеты Эсархаддона Ассирии над Вавилонией очевидны из различных административных и военных строительных проектов, предпринятых на севере и полного отсутствия таких проектов в юг. [ 39 ]
Военные кампании
[ редактировать ]
Васалы, которые надеялись использовать нестабильный политический климат в Ассирии, чтобы освободиться, возможно, полагая, что новый король еще недостаточно хорошо укрепил свою позицию, чтобы остановить их, и иностранные державы, стремящиеся расширить свою территорию вскоре (несмотря на недоверие Эсархаддона ) Губернаторы и солдаты Ассирии полностью поддержали нового короля. [ 20 ] Двумя основными угрозами Ассирии были Королевство Урарту под руководством короля Руса II на севере, присяжным врагом Ассирии, который до сих пор укрывал своих братьев, и нитяну , кочевое племя, которое преследует его западные границы. [ 10 ]
Эсархаддон объединился с кочевыми скифами , известными своей кавалерией, чтобы отговорить нити, но это не помогло. В 679 году до н.э., нитьяне вторглись в самые западные провинции империи, и к 676 году они проникли в империю Эсархаддона, уничтожив храмы и города по дороге. Чтобы остановить это вторжение, Эсархаддон лично возглавил своих солдат в битве в Килисии и успешно отразил каммеров. В своих надписях Эсархаддон утверждает, что лично убил циммеровского короля Теушпы . [ 10 ]
В то время как вторжение в силу, один из вассалов Эсархаддона в Леванте, город Сидон , восстал против его правления. [ 10 ] [ 20 ] Сидон только недавно был завоеван Ассирией, которая была сделана вассалом отцом Эсархаддона в 701 году. [ 40 ] Эсархаддон прошел свою армию вдоль средиземноморского побережья и захватил мятежный город в 677 году, но его король, Абди-Милкатти , сбежал на лодке. [ 40 ] [ 10 ] Он был захвачен и казнен год спустя, в том же году, когда Эсархаддон решительно победил нитянов. Другой мятежный король вассалов, Сандуарри из «Кунду и Сиссу» (вероятно, мест в Киликии) также был побежден и казнен. Чтобы отпраздновать свою победу, Эсархаддон оказал головы двух вассальных королей, висевших на шеях их дворян, которые были напоказ вокруг Ниневии. [ 40 ] которые находились под контролем сидонского царя, были одарены другому вассаловому королю, Баале Тира Сидон был сведен к ассирийской провинции, и два города , . [ 40 ] [ 20 ] Эсархаддон обсуждает свою победу над Сидоном в современной надписи:
Абди-Милкатти, король Сидона, который не боялся моего величества, не прислушался к слову моих губ, который доверял страшному морю и отбросила мое иго-Сидон, его гарнизон, который лежит в разгар моря [отсутствующая часть]
Как рыба, я поймал его из моря и отрезал голову. Его жена, его сыновья, жители его дворца, имущества и товаров, драгоценных камней, одежды из цветной шерсти и льна, клена и ящика, все виды сокровищ его дворца, в огромной изобилии, я унесла я. Его широко распространенные народы - их не было, скот, овец и задниц, в большом количестве я перевезен в Ассирию. [ 41 ]


После решения проблем в Сидоне и Чиликии Эсархаддон обратил свое внимание на Урарту. Сначала он ударил по маннеанам , людям, объединенным с Урарту, но к 673 году он был открыто на войне с самим Королевством Урарту. [ 10 ] В рамках этой войны Эсархаддон атаковал и покорил Королевство Шуприа , Вассальное королевство Урарту, чья столица Убуму была расположена на берегу озера Ван . [ 42 ] Король Касус Белли для этого вторжения был королем отказа Шупририи передать политическим беженцам из Ассирии (возможно, некоторые из заговорщиков, стоящих за смертью Сеннахериба), и хотя Шуприанский король согласился отказаться от беженцев после длинной серии писем, Эсархаддона Считалось, что ему потребовалось слишком много времени, чтобы смягчиться. Ассирийцы захватили и разграбили город после того, как защитники попытались сжечь ассирийское осадное оружие, и вместо этого пожары распространились в Убуму. Политические беженцы были захвачены и казнены. Некоторые преступники из Урарту, которых король Шуприана также отказался отказаться от короля Урарту, были изъяты и отправлены в Урарту, возможно, для улучшения отношений. Убуму был отремонтирован, переименован и аннексирован, а два евнуха были назначены его губернаторами. [ 43 ]
В 675 году эламиты вторглись в Вавилонию и захватили город Сипар. Ассирийская армия в то время отсутствовала, проводила кампанию в Анатолии, и была вынуждена отказаться от этой кампании, чтобы защитить южные провинции. Мало что зарегистрировано в этом конфликте, и, поскольку падение Сипар было смущением, Эсархаддон не упоминается ни в одном из его надписей. Вскоре после захвата Сипар, убийство эламитского короля Кхамбан-Ххальташ II , в результате чего новый король эламитов Уртак был в плохом положении. Чтобы восстановить отношения с Ассирией и избежать дальнейшего конфликта, Уртак отказался от вторжения и вернул некоторые статуи богов, которые украли эламиты. Два монарха вступили в альянс и обменялись детям, которые будут воспитаны в судах друг друга. [ 44 ]
Ближе к концу седьмого года Эсархаддона на престоле, зимой 673 года, король вторгся в Египет. Это вторжение, которое обсуждает лишь несколько ассирийских источников, закончилось тем, что предположили некоторые ученые, возможно, было одним из худших поражений Ассирии. [ 45 ] Египтяне годами спонсировали повстанцы, а несогласные в Ассирии и Эсархаддон надеялись штурмовать Египет и вывести этого соперника одним махом. Поскольку Эсархаддон прошел свою армию с большой скоростью, ассирийцы были истощены, когда они прибыли возле египтянского контролируемого города Ашкелон , где они потерпели поражение от Кушита фараона Тахарка . После этого поражения Эсархаддон отказался от своего плана, чтобы на данный момент победить Египет и отказаться от Ниневии. [ 10 ]
Ухудшение здоровья и депрессии
[ редактировать ]Ко времени первого неудачного вторжения Эсархаддона в Египет в 673 году до нашей эры стало очевидно, что здоровье короля ухудшается. [ 46 ] Это представило проблему, поскольку одно из главных требований быть ассирийским королем заключалось в том, что у кого -то было идеальное психическое и физическое здоровье. [ 14 ] Король постоянно страдал от какой -то болезни и часто проводил дни в своих спальнях без еды, напитков и человеческого контакта. Смерть Эшарра-Хаммата, его любимой жены, в феврале 672 года до нашей эры вряд ли улучшила его состояние. [ 46 ] Выжившие судебные документы в подавляющем большинстве указывают на то, что Эсархаддон часто грустно. Смерть его жены и их недавно родившегося ребенка -младенца сделала Эсархаддон вдаваться. Это ясно можно увидеть в письмах, написанных главным изгнанием короля Адад-Шуму-Усур, человеком, который был в основном ответственным за благополучие Эсархаддона. [ 21 ] Одно такое письмо гласит:
Что касается того, что король, мой Господь, написал мне: «Мне очень грустно; как мы действовали, что я настолько подавлен для этого малыша?» Если бы это было излечимо, вы бы отдали половину своего королевства, чтобы его вылечить! Но что мы можем сделать? О Царь, мой Господь, это то, что не может быть сделано. [ 21 ]
Примечания и письма, сохраненные от тех, кто находится в Королевском дворе, в том числе врачей Эсархаддона, описывают его состояние в некоторых деталях, обсуждая насильственную рвоту, постоянную лихорадку, кровотечения носа, головокружение, болезненную болю в ухах, диарею и депрессию. Король часто боялся, что его смерть была близка, и его состояние было бы очевидно для любого, кто видел его, так как на него повлияла постоянная кожная сыпь, которая покрывала большую часть его тела, включая его лицо. Врачи, вероятно, лучшие в Ассирии, были озадачены и в конечном итоге пришли признаться, что они были бессильны, чтобы помочь ему. [ 46 ] Это четко выражено в их письмах, например, следующее:
Мой Господь, король, продолжает говорить мне: «Почему ты не определяешь природу моей болезни и не находишь лекарство?» Как я уже говорил королю лично, его симптомы не могут быть классифицированы. [ 46 ]
Поскольку ассирийцы рассматривали болезнь как божественное наказание, царь, который был больным, рассматривался бы как признак того, что боги не поддерживают его. Из -за этого плохое здоровье Эсархаддона должно было быть скрыто от его подданных любой ценой. [ 46 ] То, что его субъекты оставались не знать, было обеспечено в древней королевской ассирийской традиции, что любой, кто приблизился к королю, должен был быть как на коленях, так и завуалирован. [ 47 ]
Планирование преемственности
[ редактировать ]Видя, как он сам приобрел только ассирийский престол с большими трудностями, Эсархаддон предпринял несколько шагов, чтобы обеспечить, чтобы переход власти после его собственной смерти был бы плавным и мирным. Договор завершился между Эсархаддоном и его вассальной Раматаей , правителем среднего королевства на Востоке, называемом Ураказабарной в c. 672 г. до н.э. ясно дает понять, что все сыновья Эсархаддона в то время все еще были несовершеннолетними, что было проблематичным. Тот же договор также показывает, что Эсархаддон был обеспокоен тем, что может быть несколько фракций, которые могут выступить против роста его преемника на престол после его смерти, перечислив потенциальные противоположные силы, как братья его преемника, дяди и двоюродные братья и даже «потомки бывшей королевской семьи» и «» и «« один из вождей или губернаторов Ассирии ». [ 48 ]
Это указывает на то, что, по крайней мере, некоторые из братьев Эсархаддона были все еще живы в этот момент и что они или их дети могут представлять угрозы для его собственных детей. [ 48 ] Упоминание о «потомках бывшей королевской власти» может ссылаться на тот факт, что дедушка Эсархаддона Саргон II приобрел ассирийский престол посредством узурпации и, возможно, не был связан с каким -либо более ранним ассирийским королем. Вполне возможно, что потомки более ранних королей, возможно, все еще были живы и в состоянии прижать свои претензии на ассирийский трон. [ 49 ]
Чтобы избежать гражданской войны после его смерти, Эсархаддон назначил своего старшего сына Син-Надин-Апли наследным принцем в 674 году, но он умер всего два года спустя, снова угрожая кризису преемственности. На этот раз Эсархаддон назначил двух наследных принцев; Его старший живой сын Шамаш-Шум-Укин был выбран в качестве наследника Вавилона, в то время как младший сын, Ашбанипал , был выбран в качестве наследника Ассирии. [ 49 ] Два принца прибыли в столицу Ниневии вместе и участвовали в праздновании с иностранными представителями и ассирийскими дворянами и солдатами. [ 50 ] Продвижение одного из его сыновей в качестве наследника Ассирии и другого, как наследник Вавилона, было новой идеей, в течение последних десятилетий ассирийский король одновременно был королем Вавилона. [ 47 ]
Выбор назвать младшего сына как наследного принца Ассирии, который явно был основным названием Эсархаддона, а старший сын в качестве наследного принца Вавилона может быть объяснена матерями двух сыновей. В то время как мать Ашурбанипала, вероятно, была ассирийской по происхождению, Шамаш-Шум-Укин был сыном женщины из Вавилона (хотя это неясно, ашбанипал и Шамаш-Шум-Укин, возможно, имел ту же мать [ 51 ] Это, вероятно, имело бы проблематичные последствия, если бы Шамаш-Шум-Укин был подняться на ассирийский трон. С тех пор, как Ашбурбанипал был следующим старшим сыном, он тогда стал кандидатом на престол. Эсархаддон, вероятно, предположил, что вавилоняне будут довольны кем-то из вавилонского наследия как их короля и как такого набора Шамаш-Шум-Укина, чтобы унаследовать Вавилон и южные части его империи. [ 52 ] Договоры, составленные Эсархаддоном, несколько неясны в отношении отношений, которые он намеревал иметь своих двух сыновей. Понятно, что Ашранипал был основным наследником империи, и что Шамаш-Шум-Укин должен был поклясться ему клятой верности, но другие части также указывают, что ашбанипал не должен вмешиваться в дела Шамаш-Шум, что указывает на большее равное положение. [ 53 ] Вскоре два наследника стали активно связаны с ассирийской политикой, которая подняла часть бремени от плеч их болезненного отца. [ 47 ]
Мать Эсархаддона Нациа позаботилась о том, чтобы любые потенциальные враги и заявители принесли клятву в поддержку подъема Ашранипала на ассирийский трон, еще один шаг, чтобы избежать кровопролития, начавшего собственное правление Эсархаддона. [ 47 ] Чтобы обеспечить преемственность ашербанипального и Шамаш-Шум-Укина, сам Эсархаддон также заключил преемственные договоры с по меньшей мере шестью независимыми правителями на востоке и с несколькими из его собственных губернаторов за пределами ассирийского центра в 672 году. [ 54 ] Возможно, основным мотивирующим фактором для создания этих договоров была возможность того, что его братья, особенно Arda-Mulissu, все еще живы и стремились претендовать на ассирийский престол. Некоторые надписи предполагают, что они были живы и свободны еще в 673 году. [ 55 ]
Завоевание Египта и заменителей королей
[ редактировать ]В первые месяцы 671 г. до н.э. Эсархаддон снова выступил против Египта. [ 56 ] Армия, собравшаяся на эту вторую егитическую кампанию, была значительно больше, чем тот, который Эсархаддон использовал в 673 году, и он пошел на гораздо более медленной скорости, чтобы избежать проблем, которые преследовали его предыдущую попытку. [ 10 ] По пути он прошел через Харран , один из крупных городов в западной части его империи. Здесь было раскрыто пророчество, которое предсказывало, что завоевание Египта Эсархаддона в Египте будет успешным. [ 56 ] Согласно письму, отправленному в Ашрубанипал после смерти Эсархаддона, пророчество было следующим:
Когда Эсархаддон отправился в Египет, в Харране был построен храм Кедра Вуда. Там, Божий грех был наткнут на деревянную колонну, две короны на его голове, и перед ним стоял Бога Нуска . Эсархаддон вошел и положил короны на голову, и следующее было провозглашено: «Вы пойдете и победите мир!» И он пошел и покорил Египет. [ 56 ]
Через три месяца после того, как получив это пророчество, силы Эсархаддона одержали победу в своей первой битве с египтянами. Несмотря на пророчество и первоначальный успех, Эсархаддон не был убежден в своей собственной безопасности. Спустя всего одиннадцать дней после того, как он победил египтян, он выполнил ритуал заместителя короля , древний ассирийский метод, предназначенный для защиты и защиты короля от неизбежной опасности, объявленной каким -то предзнаменованием. Эсархаддон выполнил ритуал ранее в своем правлении, но на этот раз он оставил его неспособным командовать его вторжением в Египет. [ 57 ]

Ритуал «Заместительного короля» включал ассирийский монарх, который скрывался в течение сто дней, в течение которого замена (предпочтительно с психическими недостатками) заняла место короля, спал в королевской кровати, в короне и королевских одеждах и съедав Королевская еда. В течение этих ста дней фактический король оставался скрытым и был известен только под псевдонимом «Фермер». Цель ритуала заключалась в том, что любое зло, предназначенное для короля, вместо этого будет сосредоточено на заместителе царя, который был убит, независимо от того, произошло ли что -то в конце сто дней, обеспечивая безопасность настоящего монарха. [ 57 ]
Что бы ни опасалось, что Эсархаддон не боялся, он пережил 671 и выполнял ритуал дважды в течение двух лет, которые оставили его неспособным выполнить свои обязанности в качестве ассирийского короля в общей сложности почти год. В течение этого времени большая часть гражданской администрации его империи была контролирована его короночными принцами, а армия в Египте, вероятно, командовал его главным евнухом Ашур-Насиром . Ассирийская армия победила египтян в двух дополнительных битвах и успешно захватила и разграбила египетскую столицу Мемфиса . [ 57 ] Ассирийская армия также была вынуждена сражаться с некоторыми из их вассалов в Леванте, таких как Баал Тира, который союзнился с египтянами против Эсархаддона. [ 58 ]
Хотя фараон Тахарка сбежал, Эсархаддон захватил семью фараона, включая его сына и жену, и большинство Королевских судов, которые были отправлены обратно в Ассирию в качестве заложников. Губернаторы, преданные ассирийскому королю, были помещены в ответственность за завоеванные территории. В своей победе Стела , возведенной в честь поражения Египта, Эсархаддон изображен в величественной позе с военной булавой в руке и королем Вассала, стоящий на коленях перед ним. Также присутствует сын побежденного фараона, стоящего на коленях и с веревкой на шее. [ 10 ] Завоевание привело к перемещению большого количества египтян в ассирийское сердце. [ 59 ] В отрывке из текста, написанного на его победной стеле, Эсархаддон описывает завоевание следующими словами:
Я убил множество его людей [например, Тахарки] , и я пять раз ударил его с точкой моего копья, с ранами, из которых не было выздоровления. Мемфис, его королевский город, через полдня, с шахтами, туннелями, нападениями, осаждая я, я захватил, я уничтожил, я опустошил, я сгорел от огня. Его королева, его гарем, Ушанахуру, его наследник и остальные его сыновья и дочери, его имущество и его товары, его лошадей, его скот, его овцы, в бесчисленных количествах, я отправился в Ассирию. Корень Куша, который я вырвал из Египта, и не тот, кто в нем не сбежал, чтобы подчиняться мне. По всему Египту я назначил заново королей, наместников, губернаторов, комендантов, надзирателей и книжников. Предложения и фиксированные взносы, которые я создал для Assur и великих богов на все время; Моя королевская дань и налог, ежегодно без прекращения, я навязал их.
У меня была стела, сделанная с надписью на нем, и на нем я заставил его написать славу и доблесть Ассура, моего Господа, моих могущественных поступков, как я ходил в защиту Ассура, моего Господа и Сили моей завоевающей руки. Для взгляда всех моих врагов, до конца дней я настроил его. [ 60 ]
Заговор 671–670 до н.э.
[ редактировать ]
Вскоре после победы Эсархаддона в Египте новости распространились по всей его империи нового пророчества в Харране. С тех пор, как Эсархаддон завоевал Египет и доказал предыдущее пророчество из города, оракулы Харрана считались заслуживающими доверия. [ 61 ] Пророчество, произнесенное экстатической женщиной ( оракул Нусу ), [ 61 ] было следующее:
Это слово Бога Нуску: Царство принадлежит Саси. Я уничтожу имя и семя Сеннахериба! [ 61 ]
Значение пророчества было ясным: оно предоставило возможную религиозную основу для восстания против правления Эсархаддона, объявив всех потомков Сеннахериба как узурпиров. [ 61 ] Возможно, что состояние кожи Эсархаддона стало бы очевидным во время его визита в Харран, что может быть причиной объявления его незаконным. Личность Саси , которого провозгласили как законного короля, неизвестна, но он мог бы быть связан с предыдущей ассирийской королевской властью, чтобы дать ему претензию на трон. Возможно, он был потомком деда Эсархаддона Саргона II . Саси удалось быстро сплотить большую поддержку по всей империи, возможно, даже сплотить главного евнуха Ашур-Насира Эсархаддона. [ 62 ]
Эсархаддону не потребовалось много времени, чтобы узнать о заговоре. Из -за своей паранойи Эсархаддон имел обширную информационную сеть слуг по всей Империи, которую он присягнул, чтобы сообщить ему, как только они услышали о каких -либо запланированных действиях против него. Благодаря этим сообщениям Эсархаддон был осведомлен о том, что заговорщики были активны не только в Харране, но и в Вавилоне и в ассирийском сердце. Некоторое время Эсархаддон просто собирал информацию о деятельности заговорщиков и опасаясь за свою жизнь, выполнил ритуал «Заместитель Короля» во второй раз в 671 году до нашей эры, всего через три месяца после того, как он ранее завершил его. [ 63 ]
Как только ритуал был завершен, Эсархаддон появился из -за скрытия и жестокого убийства заговорщиков, второй такой чистки во время его правления. Судьба Саси и женщины, которая провозгласила его, король, неизвестна, но вполне вероятно, что они были захвачены и казнены. Из -за степени убитых должностных лиц административная структура Ассирии пострадала больше, чем за многие годы. В течение первых нескольких месяцев 670 года ни один чиновник не был выбран для выбора названия года, что было чрезвычайно редко в истории ассирийской истории. Остатки нескольких зданий в различных городах, которые, как считается, были дома сторонников Саси, были датированы как разрушенные в 670 году. Последствия заговора увидели, что Эсархаддон значительно ужесточил безопасность. Он ввел две новые ряды в иерархию суда, чтобы затруднить его встречу с ним, что также ограничило количество чиновников, которые контролировали доступ к его дворцам. [ 64 ]
Смерть
[ редактировать ]
Хотя он успешно пережил заговор, Эсархаддон оставался больным и параноиком. Всего год спустя, в 669 году до нашей эры, он еще раз исполнил ритуал «Заместительного короля». Примерно в это же время побежденный фараон Тахарка появился с юга и, возможно, в сочетании с хаотической политической ситуацией в Ассирии, вдохновил Египет попытаться освободиться от контроля Эсархаддона. [ 5 ] [ 65 ]
Эсархаддон получил известие об этом восстании и узнал, что даже некоторые из его собственных губернаторов, которых он назначил в Египте, прекратил отдать дань ему и присоединился к повстанцам. [ 10 ] После того, как он выйти из сотен дней укрытия, по -видимому, относительно здоровым по его стандартам, Эсархаддон ушел на кампанию против Египта в третий раз. Король умер в Харране [ 66 ] 10 Araḫsamn [ Сломан якорь ] 669 г. до . н [ 2 ] Прежде чем достичь египетской границы. Отсутствие доказательств наоборот предполагает, что его смерть была естественной и неожиданной. [ 65 ]
После смерти Эсархаддона его сыновья ашербанипальная и Шамш-Шум-Укин успешно поднялись на престолы Ассирии и Вавилона без политических беспорядков и кровопролития, а это означает, что планы преемственности Эсархаддона были успешным, по крайней мере, изначально. [ 65 ]
Дипломатия
[ редактировать ]Дипломатия с арабов
[ редактировать ]
Поддержка арабских и других племен Синайского полуострова была важна в египетской кампании Эсархаддона 671 г. до н.э. Эсархаддон также был полон решимости сохранить верность арабских племен, которые были подчинены его отцом на Аравийском полуострове , особенно в городе Адуммту . Король Адуммуту, Хазаэль , отдал дань уважения Эсархаддону и послал ему несколько подарков, которые были взаимны Эсархаддоном за счет возвращения статуй богов Хазаэля, которые были захвачены Сеннахерибом много лет назад. Когда Хазаэль умер, и его сменил его сын Яута, позиция Яуты как короля была признана Эсархаддоном, который также помог Новому королю победить восстание против его правления. Вскоре после этого Яуту восстал против Эсархаддона, и, хотя ассирийская армия потерпела поражение, он успешно сохранил свою независимость до правления ашбанипала . [ 58 ]
Эсархаддон также успешно назначил женщину, которая была воспитана в Ассирийском Королевском дворце, Табуа , «королевой арабов», и позволила ей вернуться и управлять своим народом. В другом эпизоде Эсархаддон вторгся в страну «Базза» в 676 году (предполагается, что он находится на востоке Аравийского полуострова) после того, как его ходатайствовал о помощи местным королем города под названием Яди. Кампания, по -видимому, видела, как ассирийцы победили восемь царей этого региона и предоставили свои завоевания королю Яди. [ 58 ]
Дипломатия с местами
[ редактировать ]Правление Эсархаддона видела, как многие миды и персы стали или оставшиеся ассирийские вассалы. Армии Эсархаддона доказывают митины, что Ассирия была большой силой, которую следует бояться, когда ассирийцы победили медианных королей Эпарна и Шидирпара возле горы Бикни (место которого неизвестно, находясь где -то в центральных СМИ ) в какой -то момент до 676 г. до н.э. Полем В результате этой победы многие из мидов охотно поклялись в Ассирии и принесли подарки в Ниневию и позволили Эсархаддону назначить ассирийских губернаторов на свои земли. [ 42 ]
Когда Эсархаддон заставил своих подданных клясться, чтобы отстаивать свои желания в отношении преемственности ашербанипального и шамаш-шук-укона, некоторые из вассалов, созданных для того, чтобы клянуться в верность его преемникам, были правители и князья от СМИ. Отношения Эсархаддона с местами не всегда были мирными, так как существуют записи средних рейдов против Ассирии, в течение 672 года, а мидины постоянно упоминаются в просьбах Эсархаддона к своему оракулу в качестве потенциальных врагов Ассирии. Среди главных соперников Эсархаддона в СМИ была фигура, которую ассирийцы называли Каштарити , которые совершили набег на ассирийскую территорию. Этот царь, возможно, идентичен Фраорту , второму королю средней империи . [ 42 ]
Семья и дети
[ редактировать ]
Из надписей можно определить, что Эсархаддон имел несколько жен, так как его договоры о преемственности различаются между «сыновьями, родившимися матерью Ашбанипала» и «остальные сыновья, порожденные Эсархаддоном». Только название одной из этих жен, королева Эсархаддона Эшарра-Хаммат ( Эшарра-Иммат ) [ 68 ] известен. [ 68 ] Эшарра-Хаммат в основном известен из источников после ее смерти, особенно в отношении мавзолея Эсархаддона, построенного для нее. Неясно, кто из многих детей Эсархаддона был ее. [ 51 ]
У Эсархаддона было не менее 18 детей. Некоторые из этих детей страдали от постоянного заболевания, аналогичного Эсархаддону, и требовали постоянной и постоянной медицинской помощи со стороны судебных врачей. [ 47 ] Современные письма подданных Эсархаддона, обсуждающие «многочисленные дети» короля, подтверждают, что его семья считалась такими же большими по древним ассирийским стандартам. [ 69 ] Люди из детей Эсархаддона, известные под названием, являются следующими:
- Объединенное обслуживание ( 𒊩𒀭𒂔𒂊𒉈𒋥 Seru'a-eṭirat ) [ 70 ] [ 68 ] -Старший из дочерей Эсархаддона и единственный, известный по имени, Серуа-Этерат был старше ашербанипала и мог быть старшим из всех детей Эсархаддона. Она занимала важную позицию в суде Эсархаддона и в более позднем суде Ашранипала, подтверждаемый многочисленными надписями. [ 71 ]
- Sin-nadin-Apli ( 𒌍𒋧𒈾𒌉𒍑 или 𒁹𒀭𒌍𒋧𒈾𒀀 sîn-nadin-apli ) [ 72 ] [ 68 ] - Старший сын Эсархаддона и наследный принц с 674 г. до н.э. до его неожиданной смерти в 672 году. [ 49 ] [ 68 ]
- Шамаш Шум Укин ( o the Shate -Sort Ukin ) [ 68 ] - Второй старший сын Эсархаддона, [ 68 ] наследный принц и наследник Вавилона 672–669 и короля Вавилона после этого. [ 49 ]
- Shamash- ( 𒁹 Metublves Gree [ 73 ] [ 68 ] - Возможно, третий старший сын Эсархаддона. [ 68 ] Его имя, которое означает «Шамаш воплотил в жизнь мертвых», предполагает, что он страдал от плохого здоровья или тяжело родился. Он был еще жив к 672 году, и его здоровье может быть причиной, почему его упустили из виду в пользу своего младшего брата в качестве наследника. Вполне возможно, что Шамаш-Мету-Убаллит не принял преемственность ашбанипала и заплатил за него своей жизнью. [ 74 ]
- Ашранипал ( 𒋩𒆕 Сорта-Бан-Пайл ) [ 75 ] ) - возможно, четвертый старший сын Эссархадона, [ 68 ] наследный принц и наследник Ассирии 672–669 и король Ассирии после этого. [ 49 ]
- Ашур-испанный-Либлт ( непривлекательный Такиша-Либс ) [ 68 ] - Возможно, пятый старший сын Эсархаддона. [ 74 ] Считалось, что был болезненным ребенком, возможно, мертвым до 672 года. [ 76 ]
- Ашур-Мукин-Паяалея ( 𒁹𒀭𒊹𒈬𒆥𒁄𒈨𒌍𒐊 šr-mukin-paleʾa ) [ 77 ] [ 68 ] - Возможно, шестой старший сын Эсархаддона. [ 74 ] Вероятно, родился после того, как Эсархаддон уже был королем. Был сделан священником в Ассуре во время правления ашбанипала. [ 76 ]
- Ashur-Atel-Shame-Setseti-Muballissu ( 𒁹𒀸𒋩𒈗𒀭𒆠𒋾𒁉 ashЮСЕР-ЭТЕЛ-РЕРЕТИ-МУБАЛИССУ ) [ 78 ] [ 68 ] - Возможно, седьмой старший сын Эсархаддона. [ 74 ] Вероятно, родился после того, как Эсархаддон уже был королем. Был сделан священником в Харране во время правления Ашбанипала. [ 76 ]
- Ашур-Саррани Мубаллису ( 𒁹𒈀𒉌 Hong ‷ Lettock ) [ 79 ] [ 80 ] -подтверждено только в одной букве, возможно, что Ашур-Саррани-Мубаллису идентичен Ашур-Этель-Эрсети-Мубаллису. [ 80 ]
- Sin-potato-ukin ( 𒁹𒀭𒌍𒉭𒁺𒅔 sîn-per in-ukin [ 81 ] ) [ 80 ] - Известно из письма, спрашивающего о том, когда было уместно посетить короля, и еще одно письмо, в котором он описывается как здоровый. [ 80 ]
Наследие
[ редактировать ]Ассирия после смерти Эсархаддона
[ редактировать ]
После смерти Эсархаддона его сын Ашурбанипал стал королем Ассирии. После посещения коронации своего брата Шамаш-Шум-Укин вернул украденную статую Бела в Вавилон и стал королем Вавилона. [ 82 ] В Вавилоне ашбанипал спонсировал роскошный фестиваль коронации для своего брата. [ 83 ] Несмотря на его королевский титул, Шамаш-Шум-Укин был вассалом для ашербанипала; Ashurbanipal продолжал приносить королевские жертвы в Вавилоне (традиционно предлагаемая вавилонским монархом), а губернаторы на юге были ассирийскими. Армия и охранники, присутствовавшие на юге, также были ассирийцами. Большая часть раннего правления Шамаш-Шум-Укина в Вавилоне была проведена мирно, восстанавливая соприкосновения и храмы. [ 82 ]
После того, как он и его брат были должным образом открыты как монархи, Ашранипал ушел в 667 году до нашей эры, чтобы завершить незаконченную финальную кампанию Эсархаддона против Египта. В своей кампании 667 года Ашранипал прошел на юг, как Фивы , разграбляясь на своем пути, и после своей победы он оставил совместных фараонов Псамтика I (который получил образование в суде Эсархаддона) и нече I в качестве суда -правителей. В 666–665 гг. Ашранипал победил попытку Тантамани , племянника фараона Тахарки, вернуть Египет. [ 83 ]
По мере того, как Шамаш-Шум-Укин стал сильнее, он все больше заинтересован в том, чтобы стать независимым от своего брата. В 652 [ 84 ] Шамаш-Шум-Уин, союзник с коалицией врагов Ассирии, включая Элама, Куша и Халдея, и запрещал ашербанипалу от любых дополнительных жертв в любом южном городе. Это привело к гражданской войне, которая затянулась в течение четырех лет. К 650 ситуации Шамаш-Шум-Укина выглядела мрачной, с силами Ашубанипала осасывали Сипар, Борсиппу, Куту и Саму Вавилон. Вавилон, наконец, упал в 648 году и был разграблен Ашбурбанипалом. Шамаш-Шум-Укин умер, возможно, совершив самоубийство. [ 85 ]
На протяжении всего своего долгого правления Ашбанипал проводил кампанию против всех врагов и соперников Ассирии. [ 83 ] После смерти Ашурбанипала его сыновья Ашур-Этил-Илани и Синшаришкун какое-то время сохранили контроль над своей империей, [ 85 ] Но во время их правления многие из вассалов Ассирии воспользовались возможностью объявить себя независимыми. С 627 по 612 ассирийская империя эффективно распалась и коалиция ассирийских врагов, в основном возглавляемая Медианская империя и недавно независимая нео-бабилонская империя, внедренная в ассирийское сердце. В 612 году сама Ниневия была разграблена и разрушена. [ 83 ] Ассирия упала с поражением своего последнего короля, Ашур-Обаллита II , в Харране в 609 году. [ 86 ]
Оценка историков
[ редактировать ]Эсархаддон, его предшественник Сеннахериб и его преемник Ашбанипал признаны тремя из величайших ассирийских королей. [ 87 ] Обычно он охарактеризован как более мягкий и мягкий, чем его предшественник, прилагая большие усилия, чтобы успокоить и интегрировать народов, которых он покорил. [ 88 ] Король был описан как один из самых успешных из нео-ассирийских правителей из-за его многочисленных достижений, включая подчинение Египта, успешный и мирный контроль над печально известной мятежной Вавилонией и его амбициозными строительными проектами. [ 89 ] По словам ассириолога Карен Раднер , Эсархаддон проявляется более четко как индивидуум из доступных источников, чем все другие ассирийские короли. [ 90 ] Большинство ассирийских королей известны только по их королевским надписям, но десятилетие правила Эсархаддона исключительно хорошо документировано, потому что многие другие документы, датирующие его правление, такие как судебная переписка, также выжили. [ 91 ]
Ашранипал, который знал бы древние мезопотамские литературные произведения для своей знаменитой библиотеки , уже начал собирать такие работы во время правления Эсархаддона. Вполне возможно, что Эсархаддон должен быть приписан поощрению коллекции и образованию Ашранипала. [ 22 ]
Названия
[ редактировать ]
В надписи, описывающей его назначение в качестве наследного принца и его подъема к власти, Эсархаддон использует следующие королевские названия:
Эсархаддон, великий царь, король Ассирии, вице -король Вавилона, царь Шумера и Аккад , царь четырех регионов Земли , фаворит великих богов, его лордов. Которых Ассур, Мардук и Набу, Иштар из Ниневии и Иштар Арбелы, [пропавшая часть] и чье имя они назвали в честь царствования. [ 92 ]
В другой надписи названия Эсархаддона прочитали следующее:
Эсархаддон, великий царь, могучий царь, король вселенной , король Ассирии, вице -король Вавилон, король Шумера и Аккад, сын Сеннахериба, великого короля, могучий царь, король Ассирии, внук Саргона, Саргона, Великий король, могучий царь, король Ассирии; которые под защитой Ассура, греха, Шамаша, Набу, Мардука, Иштара из Ниневия, Иштара из Арбелы, великих богов, его лордов, пробился от подъема к заходящему солнцу, не имея соперника. [ 93 ]
Более длинная версия королевских титулов Эсархаддона и сопровождающая хвастовство его даров от богов, сохранившаяся в другом из его надписей, гласит:
Я - Эсархаддон, король вселенной, король Ассирии, могучий воин, первый среди всех князей, сын Сеннахериба, короля Ассирии, внука Саргона, короля вселенной, короля Ассирии. Существо Ассур и Нинлила , возлюбленное греха и Шамаша, фаворита Набу и Мардука, объект привязанности королевы Иштара, желание сердца к великим богам; Мощные, мудрые, вдумчивые и знающие, которых великие боги призвали к царству за восстановление образов великих богов и полное восстановление святынь каждого мегаполиса. Строитель Храма Ассура, реставратора Эсагилы и Вавилона, который восстановил образы богов и богинь, живущих в ней, которые вернули пленные боги земель из Ассура на их места и заставили их жить в мирных местах, пока он не Полностью восстановил все храмы и поселил богов в своих святынях, чтобы остановиться там вечно.
Это я триумфально прошел, полагаясь на свою мощь, от подъема до заходящего солнца и не имел соперника, который принес у меня подчиненные князья князей четырех четвертей мира. Против каждой земли, которая восстала против Ассура, они прислали меня. Ассур, отец богов, он поручил мне заставить людей успокоиться и жить в мире, чтобы расширить границы Ассирии. Грех, Господь Тиары - власть, мужественность, храбрость - он сделал мою партию. Шамаш, свет богов, - к моему почитаемому имени он принес высшее известное. Мардук, царь богов,-он заставил страх перед моим правлением ошеломить земли четырех четвертей мира, как могучий ураган. Нергал , Всемогущий среди богов,-страх, террор, страх, вдохновляющий великолепие, он подарил мне в качестве подарка. Иштар, королева битвы и войны, - могучий лук, чудовищный копье, она подарила мне в качестве подарка. [ 94 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Договор Эсархаддона с Ba'al of Tire (K 3500 + K 4444 + K 10235)
- Договор о правоседании Эсархаддона или вассальный договор с Раматаия Ураказабарны (BM 132548)
- Список ассирийских королей
- Военная история неоассирийской империи
- Список библейских фигур, выявленных в внебиблейских источниках
- Дворец Эсархаддона обнаружен в Мосуле (Ниневия) в 2017 году под могилом Иона (Юнус), уничтоженной ИГИЛ в 2014 году
- Ша-Набу-Шу
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ашшур-Этель-Илани-Мукинни был более формальным «именем суда» Эсархаддона. Это было бы использовано только теми, кто находится в Королевском дворе. [ 3 ] Это переводится как «Ашур, Господь богов, установил меня». [ 4 ]
- ^ Jump up to: а беременный Подавляющее большинство ученых принимают вину Арад-Мулису в качестве факта. [ 11 ] В то время были предложены другие гипотезы, например, преступление было совершено каким -то неизвестным вавилонским симпатизатором или даже самим Эсархаддоном. [ 12 ] В 2020 году Эндрю Кнапп предположил, что Эсархаддон мог бы фактически быть за убийством, сославшись на несоответствия в отчете о вине Арад-Мулиссу, что Эсархаддон также мог иметь трудные отношения со Сеннехериб. и другие косвенные доказательства. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Видмер 2019 , сноска 53.
- ^ Jump up to: а беременный Fales 2012 , p. 135.
- ^ Halton & Svärd 2017 , с.
- ^ Tallqvist 1914 , тел.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Энциклопедия Британская .
- ^ Энциклопедия Ираника .
- ^ Cunliffe 2015 , p. 514.
- ^ "Cdli-Archival View" . cdli.ucla.edu .
- ^ Postgate 2014 , с. 250
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а Марк 2014 .
- ^ Чуть менее 2020 , с. 166
- ^ Чуть менее 2020 , с. 165.
- ^ Чуть менее 2020 , с. 167–181.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Radner 2003 , p. 166
- ^ Бертман 2005 , с. 79
- ^ Jump up to: а беременный Jong 2007 , p. 251.
- ^ Nissinen 2003 , стр. 139-141.
- ^ Barcina Pérez 2016 , с. 12
- ^ Luckenbill 1927 , p. 202–203.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Radner 2003 , p. 168.
- ^ Jump up to: а беременный в Radner 2015 , p. 50
- ^ Jump up to: а беременный Damrosch 2007 , p. 181.
- ^ Калими и Ричардсон 2014 , с. 221
- ^ Почти 2015 , с. 325.
- ^ «Памятник Британский музей» . Британский музей .
- ^ Jump up to: а беременный Портер 1993 , с. 41
- ^ Jump up to: а беременный Портер 1993 , с. 67
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Cole & Machinist 1998 , p. 11–13.
- ^ Портер 1993 , с. 43
- ^ Портер 1993 , с. 44
- ^ Портер 1993 , с. 47
- ^ Портер 1993 , с. 52
- ^ Портер 1993 , с. 56
- ^ Портер 1993 , с. 60
- ^ Портер 1993 , с. 61.
- ^ Портер 1993 , с. 62–63.
- ^ Портер 1993 , с. 66
- ^ Портер 1993 , с. 68
- ^ Портер 1993 , с. 71
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Грейсон 1970 , с. 125
- ^ Luckenbill 1927 , p. 205.
- ^ Jump up to: а беременный в Грейсон 1970 , с. 129
- ^ Грейсон 1970 , с. 130.
- ^ Грейсон 1970 , с. 131–132.
- ^ Ephʿal 2005 , p. 99
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Radner 2003 , p. 169
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Radner 2003 , p. 170.
- ^ Jump up to: а беременный Ахмед 2018 , с. 62
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Ахмед 2018 , с. 63.
- ^ Ахмед 2018 , с. 64
- ^ Jump up to: а беременный Novotny & Singletary 2009 , с. 174–176.
- ^ Ахмед 2018 , с. 65–66.
- ^ Ахмед 2018 , с. 68
- ^ Barcina Pérez 2016 , с. 5
- ^ Barcina Pérez 2016 , с. 9–10.
- ^ Jump up to: а беременный в Radner 2003 , p. 171.
- ^ Jump up to: а беременный в Radner 2003 , p. 171–172.
- ^ Jump up to: а беременный в Грейсон 1970 , с. 126
- ^ Radner 2012 , p. 471.
- ^ Luckenbill 1927 , p. 227
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Radner 2003 , p. 172.
- ^ Radner 2003 , p. 173.
- ^ Radner 2003 , p. 174.
- ^ Radner 2003 , p. 174–176.
- ^ Jump up to: а беременный в Radner 2003 , p. 176–177.
- ^ Дэвид 2002 , с. 23
- ^ Местное уведомление для Stelae 16 и 17
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м Novotny & Singletary 2009 , с. 168.
- ^ Novotny & Singletary 2009 , с. 167
- ^ "Usheruʾa-eṭerat [1] (pn)" . Oracc.museum.upenn.edu .
- ^ Novotny & Singletary 2009 , с. 172–173.
- ^ "Sin-Nadin-Apli [1] (PN)" . Oracc.museum.upenn.edu .
- ^ "Shoma-Metu-Uballiṭ [1] (PN) " orac.museum.upenn.edu
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Novotny & Singletary 2009 , с. 170.
- ^ Miller & Shipp 1996 , p. 46
- ^ Jump up to: а беременный в Novotny & Singletary 2009 , с. 171.
- ^ Аашшшен " oacc.mseum .
- ^ «Ашур-Этель Стыд-Эршети Мубаллиссу [1] (Пн) » orac.museum.upenn.edu
- ^ "Ашшур-крарани-мубаллиссу [1] (PN)" . Oracc.museum.upenn.edu . Архивировано из оригинала 14 сентября 2021 года . Получено 14 сентября 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Novotny & Singletary 2009 , с. 173.
- ^ "Sin-perʾu-ukin [1] (pn)" . Oracc.museum.upenn.edu .
- ^ Jump up to: а беременный Джонс 1913 , с. 124
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Марк 2009 .
- ^ Macginnis 1988 , p. 38
- ^ Jump up to: а беременный Джонс 1913 , с. 124–125.
- ^ Британский музей .
- ^ Бдитель 1880 , с. xii.
- ^ Бдитель 1880 , с. VII
- ^ Портер 1987 , с. 1–2.
- ^ Radner 2015 , p. 45
- ^ Radner 2015 , p. 47
- ^ Luckenbill 1927 , p. 199–200.
- ^ Luckenbill 1927 , p. 211.
- ^ Luckenbill 1927 , p. 203–204.
Библиография
[ редактировать ]- Ахмед, сказал Сами (2018). Южная Месопотамия Walter de Gruyter Gmbh & Co Kg. ISBN 978-3111033587 .
- Barcina Pérez, Cristina (2016). «Практики отображения в неоассирийском периоде» . Universiteit Leiden - Мастер исследований в области ассириологии .
- Бертман, Стивен (2005). Справочник по жизни в древней Месопотамии . Oxford University Press USA. ISBN 978-0195183641 .
- Блэйдж, Эрнест А. (2007) [1880]. История Эсархаддона . Routledge. ISBN 978-1136373213 Полем Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Получено 24 ноября 2019 года .
- Коул, Стивен У.; Машинист, Питер (1998). Письма от священников в королей Эсархаддон и Аспирбанипал (PDF) . Хельсинки университетское издательство. ISBN 978-1575063294 .
- Cunliffe, Barry W. (2015). Степи, пустыня и океан: рождение Евразии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199689170 .
- Дамрош, Дэвид (2007). Похороненная книга: потеря и повторное открытие великого эпоса Гильгамеша . Генри Холт и компания. ISBN 978-0805087253 .
- Дэвид, Энтони Э. (2002). Биографический словарь древнего Египта . Routledge. ISBN 9781135377045 .
- Дуглас, JD (1965). Новый Библейский словарь . Wm Eerdmans Publishing.
- Ephʿal, Израиль (2005). «Эсархаддон, Египет и Шубриа: политика и пропаганда». Журнал клинописных исследований . 57 (1). Университет Чикагской Прессы: 99–111. doi : 10.1086/jcs40025994 . S2CID 156663868 .
- Фалес, Фредерик Марио (2012). государства Новые политической истории ассирийской Пресс -университетские университеты Франции 106 (1): 133–1
- Грейсон, А.К. (1970). «Ассирия: Сеннахериб и Эсархаддон (704–669 гг. До н.э.)» . Кембриджская древняя история, Том 3 Часть 2: Ассирийская и вавилонская империя и другие государства Ближнего Востока, с восьмого до шестом веков до н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-3111033587 .
- Халтон, Чарльз; Svärd, Saana (2017). Женское написание древней Месопотамии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107052055 .
- Джонс, Чу (1913). Древняя Вавилония . Издательство Кембриджского университета. п. 124
Шамаш-Шум-Укин.
- Jong, Matthijs (2007). Исаия среди древних ближневосточных пророков: сравнительное исследование самых ранних этапов традиции Исаии и нео-ассирийских пророчества . Брилль ISBN 9789004161610 .
- Калими, Исаак; Ричардсон, Сет (2014). Сеннахериб у ворот Иерусалима: история, история и историография . Брилль ISBN 978-9004265615 .
- Кнапп, Эндрю (2015). Королевский апологетик на древнем ближнем Востоке . SBL Press. ISBN 978-0884140740 .
- Кнап, Эндрю (2020). Убийца Сеннахериба, снова: дело против Эсараддона " общество Восточное 140 (1): 165–1 doi 10.7817/jameroriesoci.140.1.0165: JSTOR 10.7817 . S2CID 219084248 .
- Лейхти, Эрл (2011). Королевские надписи Эсархаддона, короля Ассирии (680-669 гг. До н.э.) . Эйзенбрауны.
- Лакенбилл, Даниэль Дэвид (1927). Древние записи об Ассирии и Вавилонии Том 2: Исторические записи об Ассирии от Саргона до конца . Университет Чикагской Прессы.
- Macginnis, JDA (1988). «Ctesias и падение Ниневии» (PDF) . Классические исследования Иллинойса . 13 (1). Университет Иллинойса Пресс: 37–42. Архивировано из оригинала (PDF) 15 августа 2017 года . Получено 24 ноября 2019 года .
- McConville, JG (1985). Эзра, Неемия и Эстер . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0664245832 .
- Миллер, Дуглас Б.; Шипп Р. Марк (1996). Аккадский справочник: Парадигмы, помогают, глоссарий, логограммы и список знаков . Эйзенбрауны. ISBN 0931464862 .
- Nissinen, Martti (2003). Пророки и пророчество на древнем Ближнем Востоке . Брилль ISBN 978-90-04-12691-6 .
- Новотен, Джейми; Singletary, Дженнифер (2009). «Семейные связи: семья Асбурбанипала повторно» . Studia Orientalia Electronica . 106 : 167–177.
- Портер, Барбара Н. (1987). Символы власти: фигуративные аспекты вавилонской политики Эсархаддона (681–669 гг. До н.э.) . Университет Пенсильвании. С. 1–434.
- Портер, Барбара Н. (1993). Изображения, власть и политика: фигуративные аспекты вавилонской политики Эсархаддона . Американское философское общество. ISBN 9780871692085 .
- Postgate, Nicholas (2014). Бронзовый век бюрократия: написание и практика правительства в Ассирии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1107043756 .
- Раднер, Карен (2003). «Испытания Эсархаддона: заговор 670 г. до н.э.» . Исиму: Журнал на Ближнем Востоке и Египте по древности . 6 Автономный университет Мадрида: 165–183.
- Раднер, Карен (2012). «После Элтекех: Королевские заложники из Египта в ассирийском суде» . Истории давно. Памятная публикация для Майкла Д. Роафа . Угаритский издательство: 471–479.
- Раднер, Карен (2015). Древняя Ассирия: очень короткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-871590-0 .
- Tallqvist, Knut Leonard (1914). Ассирийские личные имена (PDF) . Лейпциг: Август Прис.
- Видмер, Мари (2019). «Перевод селевкидного βασίλισσα. Примечания о титалотуре стратоники в цилиндре Борсиппа» . Греция и Рим . 66 (2). Издательство Кембриджского университета: 264–279. doi : 10.1017/s001738351900007x . S2CID 199880564 .
.
Веб -источники
[ редактировать ]- "Comrain " Британская 22 2019ноября
- «Ассархаддон» . Энциклопедия Ираника . Получено 23 ноября 2019 года .
- «Cuneiform Tablet с частью вавилонской хроники (616–609 гг. До н.э.)» . Британский музей . Архивировано с оригинала 17 октября 2015 года . Получено 17 октября 2015 года .
- Марк, Джошуа Дж. (2009). "Ашбурбанипал" . Всемирная история энциклопедии . Получено 24 ноября 2019 года .
- Марк, Джошуа Дж. (2014). «Эсархаддон» . Всемирная история энциклопедии . Получено 23 ноября 2019 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Древние записи Дэниела Дэвида Лакенбилла об Ассирии и Вавилонии Том 2: Исторические записи об Ассирии от Саргона до конца , содержащие переводы большого количества надписей Эсархаддона.