Jump to content

Шаммурамат

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Саммурамата )

Шаммурамат
Женщина дворца [а]
Надпись на стеле , воздвигнутой в Ассуре Шаммураматом. [б]
Рожденный в. 850 г. до н.э.
Умер в. 798 г. до н.э. (около 52 лет )
Супруг Shamshi-Adad V
Проблема Адад-нирари III
аккадский Самму-рамат или Самму-рамат

Шаммурамат ( аккадский : Самму-рамат или Самму-рамат ), [4] [с] также известный как Саммурамат или Шамирам и Семирамида , [5] была могущественной царицей Неоассирийской империи . Начало карьеры в качестве основной супруги [д] при царе Шамши-Ададе V ( годы правления 824–811 до н.э.) Шаммурамат достигла необычайно видного положения в правление своего сына Адад-нирари III ( годы правления 811–783 до нашей эры). Хотя существуют споры относительно формального статуса и положения Шаммурамат, и следует ли считать ее соправителем , ясно, что она была среди самых могущественных и влиятельных женщин древнего Ближнего Востока ; она единственная известная ассирийская царица, сохранившая свой статус царицы после смерти мужа, и единственная известная древняя ассирийская женщина, принимавшая участие в военной кампании и, возможно, даже возглавлявшая ее.

Происхождение Шаммурамата неясно; ее имя с равной вероятностью могло иметь западносемитское или восточносемитско- аккадское происхождение. Предлагаемые регионы происхождения включают саму Ассирию, говорящую на аккадском языке, Вавилонию (также говорящую на аккадском языке), Левант и Финикию . Если она родилась иностранкой, ее обычно считают принцессой. Ничего не известно о ее жизни или относительном влиянии и власти во время правления ее мужа. При Адад-нирари ее роль была исключительно заметной для женщины того времени. Согласно Пазарджикской стеле, она сопровождала своего сына в кампании против арамейского Кумму в Сирии, и ей, и Адад-нирари приписывают расширение границ империи во всех направлениях. В некоторых надписях местные правители делали посвящения не только царю (как было принято), но в исключительных случаях и Шаммурамату. Все данные свидетельствуют о том, что Шаммурамат была одной из самых известных фигур своего времени. [7]

Шаммурамат была увековечена в более поздней литературной традиции как легендарная царица-воительница и героиня Семирамида , полубожественная дочь богини Дерчето и жена вымышленного Нина , легендарного основателя Ниневии и Ассирийской империи. Среди легендарных подвигов, приписываемых Семирамиде, — обеспечение победы во время осады города Бактры , основание Вавилона и изобретение типа штанов/брюк, позднее популярного среди мидян и персов . Можно провести многочисленные параллели между историческим Шаммураматом и легендарной Семирамидой.

Имя Шаммурамат, пишется Я. са-ам-му ра-мат в ассирийских надписях (транслитерируется как Самму-рамат , Самму-рамат [8] или Шамму-Рамат ), [9] имеет западносемитское или аккадское происхождение. На западносемитском языке это, вероятно, было бы переведено как šmyrm или šmrmt . Наиболее вероятная этимология имени заключается в том, что оно следует общему архетипу имени как в западно-семитском, так и в аккадском языках в форме dn - кадр/кадр (" dn возвышен») на западносемитском языке или дн -рамат (" dn — любимый») на аккадском языке, где dn теофорный (имя бога) элемент. Самму , представленный как д са(-а)-му (что означает «красный») — имя плохо подтвержденного божества неоассирийского периода . [8]

Также были предложены различные альтернативные этимологии. В классических греческих источниках имя Шаммурамат встречается в формах Σεμιραμις ( Семирамида ) и Σεμυραμις ( Семерамида ). По словам классического греческого историка I века до нашей эры Диодора Сицилийского , название в конечном итоге произошло от ассирийского слова, означающего «голубь», этимология, вероятно, основана на приравнивании Σεμι- ( полу- ) к аккадскому summatu или summu (что означает голубь). VII века Еврейский мидраш «Левитикус Рабба» возводит этимологию имени к западносемитскому šmy rʻm («гром небесный»), связывая его с легендой о том, что она родилась в громе. В 1991 году Моше Вайнфельд предположил, что название происходит от финикийского šmm rmm («высокие небеса»). [8]

Источник

[ редактировать ]

Шаммурамат родился ок. 850 г. до н.э. [10] Из современных источников о происхождении Шаммурамат ничего не известно. В более поздней классической традиции Шаммурамат по-разному описывался как человек левантийского или коренного ассирийского происхождения. Современные историки также предлагали различные альтернативные источники происхождения, хотя все такие предложения являются всего лишь предположениями. В 1910 году Карл Фердинанд Фридрих Леманн-Гаупт предположил, что она была вавилонской принцессой, хотя доказательств такой идеи нет. В 1971 году Вильгельм Эйлерс предположил, что она могла быть принцессой из Урарту. [11] а в 1991 году Вайнфельд предположил, что она принцесса из Ашкелона . Ашкелон кажется маловероятным местом происхождения, поскольку город находился далеко за пределами ассирийских имперских амбиций того времени, и поскольку маловероятно, чтобы ассирийский царь женился на ком-то из города, имеющего такой небольшой дипломатический вес. [12] В 2001 году Джейми Новотны предположил, что она могла быть принцессой из Сирии, возможно, из Каркемиша , Гургума , Намри , Ке , Патины , Субрии , Бит-Адини или Самала . [11]

Статус и деятельность

[ редактировать ]

Правление Шамши-Адада V

[ редактировать ]
Стела короля
Стела короля
Стелы мужа Шаммурамат Шамши-Хадада V ( годы правления 824–811 до н.э.; слева) и их сына Адад-нирари III ( годы правления 811–783 до н.э.; справа)

Шаммурамат была женой и царицей неоассирийского царя Шамши-Адада V ( годы правления 824–811 до н. э.). Сохранившийся исходный материал о Шаммурамате относительно ограничен. В известных материалах времен правления ее мужа она упоминается только в единственной бусине на глазу, на которой написано ее имя. [13] Ее роль и влияние при дворе мужа практически неизвестны. [9] Надпись на глазной бусине гласит: [14]

Иштар посвятила (это) ее госпожа Шаммурамат, царица Шамши-Адада , царь Ассирии, для ее благополучия. [14]

Правление Адад-Нирари III

[ редактировать ]

Шаммурамат наиболее ярко засвидетельствована во время правления ее сына Адад-нирари III ( годы правления 811–783 до н.э.). [15] когда она достигла необычайно видного положения. [16] Хотя Адад-Нирари, вероятно, не был несовершеннолетним на момент своего восшествия на престол, [17] Обычно считается, что он был довольно молод, что могло отчасти объяснить, почему Шаммурамату было разрешено взять на себя такую ​​заметную роль. [15] [18] Из-за ограниченности исходного материала ее точная роль и позиция остаются спорными. [19] хотя ясно, что она была среди самых известных фигур своего времени. [7]

В 2013 году Дэвид Кертай предположил, что Шаммурамат продолжала использовать титул «царица» во время правления ее сына, единственный достоверный ассирийский пример этого: [и] могло указывать на то, что какое-то время она была царствующей королевой . [15] В 2004 году Сара К. Мелвилл написала, что Шаммурамат «вероятно, не был» соправителем своего сына. [17] но в 2014 году она написала, что Шаммурамат «возможно, даже выступал в качестве регента в первые годы правления ее сына». [18] В своей статье в 2013 году Стефани Дэлли не верила, что Шаммурамат был соправителем Адад-Нирари. [21] Некоторые недавние исследователи, такие как Саана Свард и Себастьян Финк, в своих трудах просто упоминают, что можно ли считать ее соправителем, до сих пор является предметом споров. [22] [23] В 2012 году Свард писала, что, несмотря на свое формальное положение, Шаммурамат явно была авторитетной женской фигурой, сыгравшей важную роль в управлении империей, возможно, действуя как своего рода pater familias после смерти Шамши-Адада, когда ее сын был молод. [24] Шаммурамат не упоминается в более поздних ассирийских источниках. [ф] возможно, по мнению Сварда, из-за того, что ассирийской царской идеологии было трудно «смириться с присутствием авторитетной женской фигуры». [24]

Пазарджикская стела , в которой упоминается участие Шаммурамата в кампании против Кумму.

Самый серьезный показатель исключительной власти и влияния Шаммурамата. [18] [21] и основные доказательства, используемые учеными, поддерживающими ее статус соправителя, [23] — это пограничная стела (указатель границы), воздвигнутая Адад-Нирари недалеко от современного Пазарджика в Турции. [18] [21] Вариации часто шаблонных ассирийских царских надписей обычно имели историческое и идеологическое значение. [24] Пазарджикская стела устанавливает, что Шаммурамат сопровождала своего сына в военной кампании против Королевства Кумму в Сирии; она единственная известная древняя ассирийская женщина, принимавшая участие в кампании. [18] В 2020 году Себастьян Финк предположил, что тот факт, что она упоминается так же заметно, как и в тексте, может указывать на то, что кампанию на самом деле возглавлял Шаммурамат и что Адад-Нирари не присутствовал. [23] Надпись на стеле приписывает сами боевые действия исключительно Адад-нирари, что-либо иное было бы невозможно в ассирийской идеологии, но важная деятельность по расширению ассирийской территории и установке стелы, в противном случае традиционная привилегия только царя, приписывается как Адад-нирари, так и Шаммурамату, на что указывает множественное число «они». [18] Кроме того, важно, что на стеле указано происхождение Адад-Нирари как от Шамши-Адада, так и от Шаммурамата, учитывая, что цари обычно упоминали только свою отцовскую линию. [23] Полностью надпись на пограничной стеле гласит: [18]

Пограничный камень Адад-Нирари, царя Ассирии, сына Шамши-Адада, царя Ассирии (и) Шаммурамата, царицы Шамши-Адада, царя Ассирии, матери Адад-Нирари, могущественного царя, царя Ассирии, дочери Зять Салманасара , царя Четырех Углов . Когда Ушпилулуме, царь Куммуха, заставил Адад-Нирари, царя Ассирии (и) Шаммурамат, царицу, пересечь реку Евфрат ; Я разбил Аттар-Шумки, сына Абирами, из города Арпада , вместе с восемью царями, которые были с ним, у города Пакархубуну, их границы и земли. Я лишил их лагеря. Чтобы спасти свою жизнь, они поднялись (в горы). В тот год они установили этот пограничный камень между Ушпилулуме, царем Куммуха, и Кальпарудой, сыном Палалама, царем Гургума. Кто отнимет его из владения Ушпилулуме, его сыновей, его внуков, да боги Ашур , Мардук , Адад , Син , (и) Шамаш не поддержат его иск . Запрет Ашуру, моему богу, (и) Сину, живущему в Харране . [26]

Фотография стелы Шаммурамата.
Рисунок стелы Шаммурамата
Фотография и рисунок стелы Шаммурамата из Ассура.

Шаммурамат уже при жизни была известной личностью. Среди так называемых stelenreihen , набора стел, воздвигнутых в центре Ассура , религиозного и церемониального центра Неоассирийской империи, есть бесчисленные стелы, воздвигнутые царями, влиятельными чиновниками и генералами-мужчинами, но только три из них воздвигнуты женщинами ( две другие женщины — Либбали-шаррат , царица Ашшурбанипала , и неизвестная жена Сеннахирима ). [21] [3] Хотя функция и назначение этих стел остаются неизвестными, очевидно, что только исключительные женщины смогли воздвигнуть свои собственные стелы среди других. Стела Шаммурамат в Ассуре дает ей те же титулы, что и на пограничной стеле Пазарджика. [3]

Шаммурамат упоминается в надписях на двух одинаковых статуях из Калху , ассирийской столицы. [11] Эти надписи сообщают, что статуи были посвящены богу Набу Бел -тарши-илуммой , губернатором Калху, который установил их в храме бога в городе. После отрывка, восхваляющего Набу, в обеих надписях отмечается, что Бел-тарши-илумма имел статус, созданный и посвященный «на жизнь» Адад-нирари, царя Ассирии, и Шаммурамат, царицы. [11] Обычно упоминался только король. [11] [21]

Ранее признанным главным доказательством правления Шаммурамата империей была стела Сабаа , возведенная Адад-Нирари в 806 году до нашей эры. Более старые переводы стелы, такие как перевод Дэниела Дэвида Лакенбилла 1927 года , предполагают, что Шаммурамат правила империей в течение пяти лет, с момента смерти мужа до 806 года до нашей эры, поскольку текст стелы был интерпретирован как Адад-нирари, в котором говорится, что он «сел на царский престол» и двинулся в Арамею только в 806 г. до н. э. Однако соответствующий термин в этом случае, rabîš ašābu , интерпретируемый Лакенбиллом как «достичь совершеннолетия» или «взойти на трон», скорее всего, означает что-то вроде «славно» или «великолепно» согласно другим известным его использованиям в надписях. . [27]

Вполне возможно, что Шаммурамат после периода политической известности ушла в отставку и стала храмовницей одного из выдающихся храмов империи, возможно, храма Набу в Калху, где ранее ей были посвящены статуи. [12] Шаммурамат, вероятно, умер около ок. 798 г. до н. э. [28]

Чтение семирамиды

[ редактировать ]
Семирамида строит Вавилон (1861), Эдгар Дега

Шаммурамат уже давно признана главным источником вдохновения для создания легендарной ассирийской царицы-воительницы и героини Семирамиды. [10] [11] [18] [22] [24] [29] хотя традиция Семирамиды, вероятно, также черпает вдохновение из некоторых других реальных и мифологических фигур древнего Ближнего Востока . [11] такие как более поздние ассирийские супруги Аталия (жена Саргона II ) и Накиа (жена Сеннахирима ). [30] Хотя никаких клинописных писаний, касающихся легенды о Семирамиде, не сохранилось и до сих пор не обнаружено, считается, что она возникла как местная ассирийская месопотамская легенда и лишь позже проникла сначала в персидскую , а затем в греко-римскую литературу. [31] Легенда сегодня известна главным образом благодаря трудам Диодора Сицилийского. [32] и историк V века до нашей эры Ктесий . [29]

По мнению Ктесия, Семирамида родилась в Ашкелоне как дочь левантийского смертного и греческой богини Деркето . Предположительно, Дерчето был проклят влюбиться в обычного левантийского мужчину из-за того, что разозлил Афродиту . Хотя она родила дочь, Дерчето позже стыдилась того, что переспала с этим мужчиной, поэтому убила его и бросила дочь, бросившись в озеро. Это привело к тому, что она превратилась в существо, похожее на русалку. По словам Ктесия, жители Ашкелона и остальной части Леванта с тех пор больше не ели рыбу, вместо этого почитая ее как богов. Младенцу Семирамиде удалось сохранить жизнь благодаря голубям, которые согревали ее своими крыльями и кормили, пока в конце концов ее не нашел и не усыновил пастух по имени Симмас. [33] Связь Семирамиды с Ашкелоном и культом рыбы вызывает недоумение. В древней Месопотамии бог Набу иногда ассоциировался с рыбами, водяными, а русалки часто фигурировали в виде статуй в его храмах и как часть его иконографии. Учитывая, что посвящение храма Бел-тарши-илуммой, в котором упоминается Шаммурамат, касалось храма Набу, возможно, можно было провести ложную связь с исторической царицей. Возможно, в Ашкелоне существовал культ Нево (западносемитская версия ассирийско-вавилонского Набу), но никаких доказательств этому не существует. [34] Еще одним источником вдохновения для этой сказки, в частности, связь Семирамиды с голубями и Семирамидой и ее матерью, убивающими своих любовников, могла быть Иштар , месопотамская богиня любви и войны. [35] Ассирийские и вавилонские царицы были тесно связаны с Иштар в иконографии. [36] Если Шаммурамат ушла в отставку и стала храмовой женщиной, возможно, это послужило источником вдохновения для более поздних традиций, обозначающих ее как божественную фигуру. [12]

Иллюстрация Николя де Лоне, 1784 Ниньясом год , изображающая Семирамиду, убитую ее сыном .

Почти во всех легендах Семирамида становится женой Нина (чисто легендарной фигуры), легендарного основателя Ниневии и Ассирийской империи и фигуры, которая практически во всех историях, в которых он появлялся, была затмеваема своей женой. [37] Ктесий датировал время Семирамиды и основание Ассирийской империи 2166 годом до нашей эры. [29] По словам Ктесия, юная Семирамида сначала была замужем за ассирийским полководцем Оннесом , от которого у нее было двое детей. Оннес описывается как сражающийся вместе с Нином в попытке захватить город Бактру . Когда осада затягивается, он посылает за своей женой, по которой очень скучает, и Семирамида интерпретирует это сообщение как призыв к военной помощи. Таким образом, она экипируется для войны и, используя одежду и доспехи, маскирует свою женскую сущность. [38] В качестве части своего снаряжения Семирамида изобрела штаны с длинными рукавами, которые намеренно маскировали пол носителя, по словам Ктесия, предшественника более поздних штанов, популярных среди мидян и персов . [5] По прибытии в Бактру Семирамида оказывается опытным воином, и ей удается захватить город, завоевав восхищение и привлекательность Нина. Когда Нинус угрожает ослепить Оннеса из-за того, что Оннес отказывается отдать ему свою жену, Оннес вешается. После этого Семирамида становится женой Нина. [38] Царь, похищающий жену генерала, имеет параллели в ассирийской истории; в письме неизвестной даты говорится, что чиновник восстал против короля из-за того, что жену чиновника взяли в королевский гарем. [39]

Хотя в рассказе Ктесия Семирамида и Дерцерто описываются как свирепые женщины, напоминающие древнюю Иштар, в более поздних работах Семирамида и Дерцерто иногда превращались в почти неузнаваемые фигуры. I века до нашей эры В романе о Нине Нин и Семирамида описываются как два несчастных влюбленных, которые встречаются в то время, когда они слишком молоды, чтобы жениться. В этой сказке Дерчето, которую теперь зовут Дерсея, - заботливая мать, желающая облегчить путь к роману, а Семирамида - косноязычный, застенчивый и плаксивый подросток. [40]

В рассказах Ктесия и Диодора Сицилийского Нин был стар на момент их брака и умер вскоре после рождения их сына Ниния . Смерть Нина, когда Ниний был еще молод, оставила Семирамиду править империей. Семирамида возводит огромный курган над могилой Нина, используя его кости для украшения Ниневии и превращая его могилу в памятник своей собственной силы и могущества. Позже она строит еще несколько курганов для захоронения останков генералов, чиновников и своих бывших любовников, иногда хоронимых заживо. Семирамиде, которая соперничает с Ниневией, основанной ее мужем, приписывают основание Вавилона . Ктесий приписывает Семирамиде создание Висячих садов Вавилона , хотя Диодор Сицилийский приписывает их более позднему царю. [41] Если не считать необоснованных предположений о том, что Шаммурамат имел вавилонское происхождение, [11] нет никаких свидетельств какой-либо исторической связи между Шаммураматом и Вавилоном, а также каких-либо строительных работ, вевшихся в городе при Адад-нирари (который не контролировал Вавилонию). [12]

Легендарная Семирамида также описывается как возглавившая военные кампании, например, против Армении и Индии. [42] Рассказ о конфликте Семирамиды с Арменией, возможно, мог быть основан на воспоминаниях о походах Адад-нирари, некоторые из которых были направлены против Урарту (предшественника Армении). Одним из частых врагов Адад-нирари был урартский царь Аргишти I , чей отец Менуа , современник Шаммурамата, построил большой канал, который позже, как ни странно, в какой-то момент был назван в честь Шаммурамата как канал Шамирам . [32] Индийская кампания, возможно, параллельная индийской кампании Александра Великого , описывается Ктесием как единственная неудача Семирамиды, когда она вынуждена повернуть назад после того, как индийский царь дважды ранил ее. В нескольких легендах, в том числе о Ктесии, жизнь Семирамиды подходит к концу, когда ее убивает ее сын Ниний, который описывается как слабый человек, избегавший других мужчин и воинственных действий. [43] По словам историка II века нашей эры Юстина , Нинья убил Семирамиду за то, что она попыталась вступить с ним в сексуальные отношения; В истории обвинения в сексуальной ненасытности часто предъявлялись женщинам-воинам из-за их необычного положения и вдовам. Некоторые другие поздние традиции обвиняли Семирамиду в сексе с лошадью и покончили жизнь самоубийством, сжег себя заживо. Эти негативные изображения имеют мало общего с более древними версиями легенды, такими как легенда о Ктесии, в которой Семирамида убивает своих любовников и никогда больше не выходит замуж из-за страха потерять трон. [44]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Хотя сегодня историки обычно используют его, [1] титула «царица» как такового в Неоассирийской империи не существовало . Женской версией слова «король» ( шаррум ) было «шарратум» , но оно предназначалось для богинь и иностранных королев, которые правили самостоятельно. Поскольку супруги королей не управляли собой, их не считали равными и поэтому не называли шарратумами . Вместо этого термин, зарезервированный для главной супруги, был MUNUS É.GAL (женщина дворца). [2] На ассирийском языке этот термин был переведен issi ekalli , позже сокращен до sēgallu . [1]
  2. ^ В тексте говорится: «стела Шаммурамат, царицы Шамши-Адада , царя Вселенной , царя Ассирии , матери Адад-нирари , царя Вселенной , царя Ассирии , невестки Салманасара , царя Четыре угла ». [3]
  3. ^ Альтернативную транслитерацию и этимологию имени см. в разделе « имя ».
  4. У ассирийских царей иногда было несколько жен одновременно, но не все были признаны царицами (или «дворцовыми женщинами»). Хотя в прошлом это оспаривалось, [1] [6] Похоже, что только одна женщина носила этот титул в любой момент времени, поскольку этот термин обычно появляется без уточнений (что указывает на отсутствие двусмысленности). [1]
  5. ^ Единственная другая царица, которая, как предполагается, сохранила свой статус таким образом, - это более ранняя Мулиссу-муканнишат-Нинуа , царица Ашурнасирпала II ( годы правления 883–859 до н.э.), чья надгробная надпись записывает ее как «царицу Ашурнасирпала и Салманасар »; доказательства в ее случае не являются убедительными, и было предложено несколько альтернативных объяснений. Со времен Сеннахирима ( годы правления 705–681 ) бывшие царицы могли во время правления своих сыновей называться умми шари («Мать короля»). [20]
  6. ^ Например, она не включена в список ассирийских царей . [25]
  1. ^ Jump up to: а б с д Кертай 2013 , стр. 109.
  2. ^ Спурриер 2017 , с. 173.
  3. ^ Jump up to: а б с Мелвилл 2014 , с. 233.
  4. ^ Новотный 2004 , с. 1083.
  5. ^ Jump up to: а б Мэр 2014 , с. 193.
  6. ^ Спурриер 2017 , с. 166.
  7. ^ Jump up to: а б Мелвилл 2004 , с. 53.
  8. ^ Jump up to: а б с Новотный 2004 , стр. 1083–1084.
  9. ^ Jump up to: а б Мелвилл 2004 , с. 44.
  10. ^ Jump up to: а б Дэлли 2005 , с. 11.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Новотный 2004 , с. 1084.
  12. ^ Jump up to: а б с д Дэлли 2005 , с. 14.
  13. ^ Кертай 2013 , стр. 112–113.
  14. ^ Jump up to: а б Мелвилл 2014 , с. 234.
  15. ^ Jump up to: а б с Кертай 2013 , стр. 113.
  16. ^ Мелвилл 2004 , с. 57.
  17. ^ Jump up to: а б Мелвилл 2004 , с. 45.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мелвилл 2014 , с. 228.
  19. ^ Мелвилл 2014 , с. 236.
  20. ^ Кертай 2013 , стр. 111–112.
  21. ^ Jump up to: а б с д и Далли 2013 , с. 118.
  22. ^ Jump up to: а б Мечи 2016 , стр. 130.
  23. ^ Jump up to: а б с д Финк 2020 .
  24. ^ Jump up to: а б с д CDLI .
  25. ^ Гера 1997 , с. 69.
  26. ^ Мелвилл 2014 , стр. 228–229.
  27. ^ Тадмор 1973 , с. 147.
  28. ^ Фрам 2017 , стр. 174.
  29. ^ Jump up to: а б с Гера 1997 , с. 68.
  30. ^ Далли 2005 , с. 15.
  31. ^ Гера 1997 , с. 67.
  32. ^ Jump up to: а б Дэлли 2005 , с. 13.
  33. ^ Гера 1997 , стр. 70–71.
  34. ^ Далли 2005 , стр. 13–14.
  35. ^ Гера 1997 , с. 72.
  36. ^ Ганселл 2018 , с. 159.
  37. ^ Гера 1997 , стр. 73–74.
  38. ^ Jump up to: а б Гера 1997 , стр. 74–75.
  39. ^ Гера 1997 , с. 75.
  40. ^ Гера 1997 , стр. 72–73.
  41. ^ Гера 1997 , стр. 77–78.
  42. ^ Гера 1997 , стр. 80–81.
  43. ^ Гера 1997 , стр. 81–82.
  44. ^ Гера 1997 , стр. 82–83.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4dbd8f098f3f1d889845338392ecf2f3__1704378600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/f3/4dbd8f098f3f1d889845338392ecf2f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shammuramat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)