Шаммурамат
Шаммурамат | |
---|---|
Женщина дворца [а] | |
![]() | |
Рожденный | в. 850 г. до н.э. |
Умер | в. 798 г. до н.э. (около 52 лет ) |
Супруг | Shamshi-Adad V |
Проблема | Адад-нирари III |
аккадский | Самму-рамат или Самму-рамат |
Шаммурамат ( аккадский : Самму-рамат или Самму-рамат ), [4] [с] также известный как Саммурамат или Шамирам и Семирамида , [5] была могущественной царицей Неоассирийской империи . Начало карьеры в качестве основной супруги [д] при царе Шамши-Ададе V ( годы правления 824–811 до н.э.) Шаммурамат достигла необычайно видного положения в правление своего сына Адад-нирари III ( годы правления 811–783 до нашей эры). Хотя существуют споры относительно формального статуса и положения Шаммурамат, и следует ли считать ее соправителем , ясно, что она была среди самых могущественных и влиятельных женщин древнего Ближнего Востока ; она единственная известная ассирийская царица, сохранившая свой статус царицы после смерти мужа, и единственная известная древняя ассирийская женщина, принимавшая участие в военной кампании и, возможно, даже возглавлявшая ее.
Происхождение Шаммурамата неясно; ее имя с равной вероятностью могло иметь западносемитское или восточносемитско- аккадское происхождение. Предлагаемые регионы происхождения включают саму Ассирию, говорящую на аккадском языке, Вавилонию (также говорящую на аккадском языке), Левант и Финикию . Если она родилась иностранкой, ее обычно считают принцессой. Ничего не известно о ее жизни или относительном влиянии и власти во время правления ее мужа. При Адад-нирари ее роль была исключительно заметной для женщины того времени. Согласно Пазарджикской стеле, она сопровождала своего сына в кампании против арамейского Кумму в Сирии, и ей, и Адад-нирари приписывают расширение границ империи во всех направлениях. В некоторых надписях местные правители делали посвящения не только царю (как было принято), но в исключительных случаях и Шаммурамату. Все данные свидетельствуют о том, что Шаммурамат была одной из самых известных фигур своего времени. [7]
Шаммурамат была увековечена в более поздней литературной традиции как легендарная царица-воительница и героиня Семирамида , полубожественная дочь богини Дерчето и жена вымышленного Нина , легендарного основателя Ниневии и Ассирийской империи. Среди легендарных подвигов, приписываемых Семирамиде, — обеспечение победы во время осады города Бактры , основание Вавилона и изобретение типа штанов/брюк, позднее популярного среди мидян и персов . Можно провести многочисленные параллели между историческим Шаммураматом и легендарной Семирамидой.
Фон
[ редактировать ]Имя
[ редактировать ]Имя Шаммурамат, пишется Я. са-ам-му – ра-мат в ассирийских надписях (транслитерируется как Самму-рамат , Самму-рамат [8] или Шамму-Рамат ), [9] имеет западносемитское или аккадское происхождение. На западносемитском языке это, вероятно, было бы переведено как šmyrm или šmrmt . Наиболее вероятная этимология имени заключается в том, что оно следует общему архетипу имени как в западно-семитском, так и в аккадском языках в форме dn - кадр/кадр (" dn возвышен») на западносемитском языке или дн -рамат (" dn — любимый») на аккадском языке, где dn – теофорный (имя бога) элемент. Самму , представленный как д са(-а)-му (что означает «красный») — имя плохо подтвержденного божества неоассирийского периода . [8]
Также были предложены различные альтернативные этимологии. В классических греческих источниках имя Шаммурамат встречается в формах Σεμιραμις ( Семирамида ) и Σεμυραμις ( Семерамида ). По словам классического греческого историка I века до нашей эры Диодора Сицилийского , название в конечном итоге произошло от ассирийского слова, означающего «голубь», этимология, вероятно, основана на приравнивании Σεμι- ( полу- ) к аккадскому summatu или summu (что означает голубь). VII века Еврейский мидраш «Левитикус Рабба» возводит этимологию имени к западносемитскому šmy rʻm («гром небесный»), связывая его с легендой о том, что она родилась в громе. В 1991 году Моше Вайнфельд предположил, что название происходит от финикийского šmm rmm («высокие небеса»). [8]
Источник
[ редактировать ]Шаммурамат родился ок. 850 г. до н.э. [10] Из современных источников о происхождении Шаммурамат ничего не известно. В более поздней классической традиции Шаммурамат по-разному описывался как человек левантийского или коренного ассирийского происхождения. Современные историки также предлагали различные альтернативные источники происхождения, хотя все такие предложения являются всего лишь предположениями. В 1910 году Карл Фердинанд Фридрих Леманн-Гаупт предположил, что она была вавилонской принцессой, хотя доказательств такой идеи нет. В 1971 году Вильгельм Эйлерс предположил, что она могла быть принцессой из Урарту. [11] а в 1991 году Вайнфельд предположил, что она принцесса из Ашкелона . Ашкелон кажется маловероятным местом происхождения, поскольку город находился далеко за пределами ассирийских имперских амбиций того времени, и поскольку маловероятно, чтобы ассирийский царь женился на ком-то из города, имеющего такой небольшой дипломатический вес. [12] В 2001 году Джейми Новотны предположил, что она могла быть принцессой из Сирии, возможно, из Каркемиша , Гургума , Намри , Ке , Патины , Субрии , Бит-Адини или Самала . [11]
Статус и деятельность
[ редактировать ]Правление Шамши-Адада V
[ редактировать ]Шаммурамат была женой и царицей неоассирийского царя Шамши-Адада V ( годы правления 824–811 до н. э.). Сохранившийся исходный материал о Шаммурамате относительно ограничен. В известных материалах времен правления ее мужа она упоминается только в единственной бусине на глазу, на которой написано ее имя. [13] Ее роль и влияние при дворе мужа практически неизвестны. [9] Надпись на глазной бусине гласит: [14]
Иштар посвятила (это) ее госпожа Шаммурамат, царица Шамши-Адада , царь Ассирии, для ее благополучия. [14]
Правление Адад-Нирари III
[ редактировать ]Шаммурамат наиболее ярко засвидетельствована во время правления ее сына Адад-нирари III ( годы правления 811–783 до н.э.). [15] когда она достигла необычайно видного положения. [16] Хотя Адад-Нирари, вероятно, не был несовершеннолетним на момент своего восшествия на престол, [17] Обычно считается, что он был довольно молод, что могло отчасти объяснить, почему Шаммурамату было разрешено взять на себя такую заметную роль. [15] [18] Из-за ограниченности исходного материала ее точная роль и позиция остаются спорными. [19] хотя ясно, что она была среди самых известных фигур своего времени. [7]
В 2013 году Дэвид Кертай предположил, что Шаммурамат продолжала использовать титул «царица» во время правления ее сына, единственный достоверный ассирийский пример этого: [и] могло указывать на то, что какое-то время она была царствующей королевой . [15] В 2004 году Сара К. Мелвилл написала, что Шаммурамат «вероятно, не был» соправителем своего сына. [17] но в 2014 году она написала, что Шаммурамат «возможно, даже выступал в качестве регента в первые годы правления ее сына». [18] В своей статье в 2013 году Стефани Дэлли не верила, что Шаммурамат был соправителем Адад-Нирари. [21] Некоторые недавние исследователи, такие как Саана Свард и Себастьян Финк, в своих трудах просто упоминают, что можно ли считать ее соправителем, до сих пор является предметом споров. [22] [23] В 2012 году Свард писала, что, несмотря на свое формальное положение, Шаммурамат явно была авторитетной женской фигурой, сыгравшей важную роль в управлении империей, возможно, действуя как своего рода pater familias после смерти Шамши-Адада, когда ее сын был молод. [24] Шаммурамат не упоминается в более поздних ассирийских источниках. [ф] возможно, по мнению Сварда, из-за того, что ассирийской царской идеологии было трудно «смириться с присутствием авторитетной женской фигуры». [24]

Самый серьезный показатель исключительной власти и влияния Шаммурамата. [18] [21] и основные доказательства, используемые учеными, поддерживающими ее статус соправителя, [23] — это пограничная стела (указатель границы), воздвигнутая Адад-Нирари недалеко от современного Пазарджика в Турции. [18] [21] Вариации часто шаблонных ассирийских царских надписей обычно имели историческое и идеологическое значение. [24] Пазарджикская стела устанавливает, что Шаммурамат сопровождала своего сына в военной кампании против Королевства Кумму в Сирии; она единственная известная древняя ассирийская женщина, принимавшая участие в кампании. [18] В 2020 году Себастьян Финк предположил, что тот факт, что она упоминается так же заметно, как и в тексте, может указывать на то, что кампанию на самом деле возглавлял Шаммурамат и что Адад-Нирари не присутствовал. [23] Надпись на стеле приписывает сами боевые действия исключительно Адад-нирари, что-либо иное было бы невозможно в ассирийской идеологии, но важная деятельность по расширению ассирийской территории и установке стелы, в противном случае традиционная привилегия только царя, приписывается как Адад-нирари, так и Шаммурамату, на что указывает множественное число «они». [18] Кроме того, важно, что на стеле указано происхождение Адад-Нирари как от Шамши-Адада, так и от Шаммурамата, учитывая, что цари обычно упоминали только свою отцовскую линию. [23] Полностью надпись на пограничной стеле гласит: [18]
Пограничный камень Адад-Нирари, царя Ассирии, сына Шамши-Адада, царя Ассирии (и) Шаммурамата, царицы Шамши-Адада, царя Ассирии, матери Адад-Нирари, могущественного царя, царя Ассирии, дочери Зять Салманасара , царя Четырех Углов . Когда Ушпилулуме, царь Куммуха, заставил Адад-Нирари, царя Ассирии (и) Шаммурамат, царицу, пересечь реку Евфрат ; Я разбил Аттар-Шумки, сына Абирами, из города Арпада , вместе с восемью царями, которые были с ним, у города Пакархубуну, их границы и земли. Я лишил их лагеря. Чтобы спасти свою жизнь, они поднялись (в горы). В тот год они установили этот пограничный камень между Ушпилулуме, царем Куммуха, и Кальпарудой, сыном Палалама, царем Гургума. Кто отнимет его из владения Ушпилулуме, его сыновей, его внуков, да боги Ашур , Мардук , Адад , Син , (и) Шамаш не поддержат его иск . Запрет Ашуру, моему богу, (и) Сину, живущему в Харране . [26]
Шаммурамат уже при жизни была известной личностью. Среди так называемых stelenreihen , набора стел, воздвигнутых в центре Ассура , религиозного и церемониального центра Неоассирийской империи, есть бесчисленные стелы, воздвигнутые царями, влиятельными чиновниками и генералами-мужчинами, но только три из них воздвигнуты женщинами ( две другие женщины — Либбали-шаррат , царица Ашшурбанипала , и неизвестная жена Сеннахирима ). [21] [3] Хотя функция и назначение этих стел остаются неизвестными, очевидно, что только исключительные женщины смогли воздвигнуть свои собственные стелы среди других. Стела Шаммурамат в Ассуре дает ей те же титулы, что и на пограничной стеле Пазарджика. [3]
Шаммурамат упоминается в надписях на двух одинаковых статуях из Калху , ассирийской столицы. [11] Эти надписи сообщают, что статуи были посвящены богу Набу Бел -тарши-илуммой , губернатором Калху, который установил их в храме бога в городе. После отрывка, восхваляющего Набу, в обеих надписях отмечается, что Бел-тарши-илумма имел статус, созданный и посвященный «на жизнь» Адад-нирари, царя Ассирии, и Шаммурамат, царицы. [11] Обычно упоминался только король. [11] [21]
Ранее признанным главным доказательством правления Шаммурамата империей была стела Сабаа , возведенная Адад-Нирари в 806 году до нашей эры. Более старые переводы стелы, такие как перевод Дэниела Дэвида Лакенбилла 1927 года , предполагают, что Шаммурамат правила империей в течение пяти лет, с момента смерти мужа до 806 года до нашей эры, поскольку текст стелы был интерпретирован как Адад-нирари, в котором говорится, что он «сел на царский престол» и двинулся в Арамею только в 806 г. до н. э. Однако соответствующий термин в этом случае, rabîš ašābu , интерпретируемый Лакенбиллом как «достичь совершеннолетия» или «взойти на трон», скорее всего, означает что-то вроде «славно» или «великолепно» согласно другим известным его использованиям в надписях. . [27]
Вполне возможно, что Шаммурамат после периода политической известности ушла в отставку и стала храмовницей одного из выдающихся храмов империи, возможно, храма Набу в Калху, где ранее ей были посвящены статуи. [12] Шаммурамат, вероятно, умер около ок. 798 г. до н. э. [28]
Чтение семирамиды
[ редактировать ]
Шаммурамат уже давно признана главным источником вдохновения для создания легендарной ассирийской царицы-воительницы и героини Семирамиды. [10] [11] [18] [22] [24] [29] хотя традиция Семирамиды, вероятно, также черпает вдохновение из некоторых других реальных и мифологических фигур древнего Ближнего Востока . [11] такие как более поздние ассирийские супруги Аталия (жена Саргона II ) и Накиа (жена Сеннахирима ). [30] Хотя никаких клинописных писаний, касающихся легенды о Семирамиде, не сохранилось и до сих пор не обнаружено, считается, что она возникла как местная ассирийская месопотамская легенда и лишь позже проникла сначала в персидскую , а затем в греко-римскую литературу. [31] Легенда сегодня известна главным образом благодаря трудам Диодора Сицилийского. [32] и историк V века до нашей эры Ктесий . [29]
По мнению Ктесия, Семирамида родилась в Ашкелоне как дочь левантийского смертного и греческой богини Деркето . Предположительно, Дерчето был проклят влюбиться в обычного левантийского мужчину из-за того, что разозлил Афродиту . Хотя она родила дочь, Дерчето позже стыдилась того, что переспала с этим мужчиной, поэтому убила его и бросила дочь, бросившись в озеро. Это привело к тому, что она превратилась в существо, похожее на русалку. По словам Ктесия, жители Ашкелона и остальной части Леванта с тех пор больше не ели рыбу, вместо этого почитая ее как богов. Младенцу Семирамиде удалось сохранить жизнь благодаря голубям, которые согревали ее своими крыльями и кормили, пока в конце концов ее не нашел и не усыновил пастух по имени Симмас. [33] Связь Семирамиды с Ашкелоном и культом рыбы вызывает недоумение. В древней Месопотамии бог Набу иногда ассоциировался с рыбами, водяными, а русалки часто фигурировали в виде статуй в его храмах и как часть его иконографии. Учитывая, что посвящение храма Бел-тарши-илуммой, в котором упоминается Шаммурамат, касалось храма Набу, возможно, можно было провести ложную связь с исторической царицей. Возможно, в Ашкелоне существовал культ Нево (западносемитская версия ассирийско-вавилонского Набу), но никаких доказательств этому не существует. [34] Еще одним источником вдохновения для этой сказки, в частности, связь Семирамиды с голубями и Семирамидой и ее матерью, убивающими своих любовников, могла быть Иштар , месопотамская богиня любви и войны. [35] Ассирийские и вавилонские царицы были тесно связаны с Иштар в иконографии. [36] Если Шаммурамат ушла в отставку и стала храмовой женщиной, возможно, это послужило источником вдохновения для более поздних традиций, обозначающих ее как божественную фигуру. [12]

Почти во всех легендах Семирамида становится женой Нина (чисто легендарной фигуры), легендарного основателя Ниневии и Ассирийской империи и фигуры, которая практически во всех историях, в которых он появлялся, была затмеваема своей женой. [37] Ктесий датировал время Семирамиды и основание Ассирийской империи 2166 годом до нашей эры. [29] По словам Ктесия, юная Семирамида сначала была замужем за ассирийским полководцем Оннесом , от которого у нее было двое детей. Оннес описывается как сражающийся вместе с Нином в попытке захватить город Бактру . Когда осада затягивается, он посылает за своей женой, по которой очень скучает, и Семирамида интерпретирует это сообщение как призыв к военной помощи. Таким образом, она экипируется для войны и, используя одежду и доспехи, маскирует свою женскую сущность. [38] В качестве части своего снаряжения Семирамида изобрела штаны с длинными рукавами, которые намеренно маскировали пол носителя, по словам Ктесия, предшественника более поздних штанов, популярных среди мидян и персов . [5] По прибытии в Бактру Семирамида оказывается опытным воином, и ей удается захватить город, завоевав восхищение и привлекательность Нина. Когда Нинус угрожает ослепить Оннеса из-за того, что Оннес отказывается отдать ему свою жену, Оннес вешается. После этого Семирамида становится женой Нина. [38] Царь, похищающий жену генерала, имеет параллели в ассирийской истории; в письме неизвестной даты говорится, что чиновник восстал против короля из-за того, что жену чиновника взяли в королевский гарем. [39]
Хотя в рассказе Ктесия Семирамида и Дерцерто описываются как свирепые женщины, напоминающие древнюю Иштар, в более поздних работах Семирамида и Дерцерто иногда превращались в почти неузнаваемые фигуры. I века до нашей эры В романе о Нине Нин и Семирамида описываются как два несчастных влюбленных, которые встречаются в то время, когда они слишком молоды, чтобы жениться. В этой сказке Дерчето, которую теперь зовут Дерсея, - заботливая мать, желающая облегчить путь к роману, а Семирамида - косноязычный, застенчивый и плаксивый подросток. [40]
В рассказах Ктесия и Диодора Сицилийского Нин был стар на момент их брака и умер вскоре после рождения их сына Ниния . Смерть Нина, когда Ниний был еще молод, оставила Семирамиду править империей. Семирамида возводит огромный курган над могилой Нина, используя его кости для украшения Ниневии и превращая его могилу в памятник своей собственной силы и могущества. Позже она строит еще несколько курганов для захоронения останков генералов, чиновников и своих бывших любовников, иногда хоронимых заживо. Семирамиде, которая соперничает с Ниневией, основанной ее мужем, приписывают основание Вавилона . Ктесий приписывает Семирамиде создание Висячих садов Вавилона , хотя Диодор Сицилийский приписывает их более позднему царю. [41] Если не считать необоснованных предположений о том, что Шаммурамат имел вавилонское происхождение, [11] нет никаких свидетельств какой-либо исторической связи между Шаммураматом и Вавилоном, а также каких-либо строительных работ, вевшихся в городе при Адад-нирари (который не контролировал Вавилонию). [12]
Легендарная Семирамида также описывается как возглавившая военные кампании, например, против Армении и Индии. [42] Рассказ о конфликте Семирамиды с Арменией, возможно, мог быть основан на воспоминаниях о походах Адад-нирари, некоторые из которых были направлены против Урарту (предшественника Армении). Одним из частых врагов Адад-нирари был урартский царь Аргишти I , чей отец Менуа , современник Шаммурамата, построил большой канал, который позже, как ни странно, в какой-то момент был назван в честь Шаммурамата как канал Шамирам . [32] Индийская кампания, возможно, параллельная индийской кампании Александра Великого , описывается Ктесием как единственная неудача Семирамиды, когда она вынуждена повернуть назад после того, как индийский царь дважды ранил ее. В нескольких легендах, в том числе о Ктесии, жизнь Семирамиды подходит к концу, когда ее убивает ее сын Ниний, который описывается как слабый человек, избегавший других мужчин и воинственных действий. [43] По словам историка II века нашей эры Юстина , Нинья убил Семирамиду за то, что она попыталась вступить с ним в сексуальные отношения; В истории обвинения в сексуальной ненасытности часто предъявлялись женщинам-воинам из-за их необычного положения и вдовам. Некоторые другие поздние традиции обвиняли Семирамиду в сексе с лошадью и покончили жизнь самоубийством, сжег себя заживо. Эти негативные изображения имеют мало общего с более древними версиями легенды, такими как легенда о Ктесии, в которой Семирамида убивает своих любовников и никогда больше не выходит замуж из-за страха потерять трон. [44]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя сегодня историки обычно используют его, [1] титула «царица» как такового в Неоассирийской империи не существовало . Женской версией слова «король» ( шаррум ) было «шарратум» , но оно предназначалось для богинь и иностранных королев, которые правили самостоятельно. Поскольку супруги королей не управляли собой, их не считали равными и поэтому не называли шарратумами . Вместо этого термин, зарезервированный для главной супруги, был MUNUS É.GAL (женщина дворца). [2] На ассирийском языке этот термин был переведен issi ekalli , позже сокращен до sēgallu . [1]
- ^ В тексте говорится: «стела Шаммурамат, царицы Шамши-Адада , царя Вселенной , царя Ассирии , матери Адад-нирари , царя Вселенной , царя Ассирии , невестки Салманасара , царя Четыре угла ». [3]
- ^ Альтернативную транслитерацию и этимологию имени см. в разделе « имя ».
- ↑ У ассирийских царей иногда было несколько жен одновременно, но не все были признаны царицами (или «дворцовыми женщинами»). Хотя в прошлом это оспаривалось, [1] [6] Похоже, что только одна женщина носила этот титул в любой момент времени, поскольку этот термин обычно появляется без уточнений (что указывает на отсутствие двусмысленности). [1]
- ^ Единственная другая царица, которая, как предполагается, сохранила свой статус таким образом, - это более ранняя Мулиссу-муканнишат-Нинуа , царица Ашурнасирпала II ( годы правления 883–859 до н.э.), чья надгробная надпись записывает ее как «царицу Ашурнасирпала и Салманасар »; доказательства в ее случае не являются убедительными, и было предложено несколько альтернативных объяснений. Со времен Сеннахирима ( годы правления 705–681 ) бывшие царицы могли во время правления своих сыновей называться умми шари («Мать короля»). [20]
- ^ Например, она не включена в список ассирийских царей . [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кертай 2013 , стр. 109.
- ^ Спурриер 2017 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б с Мелвилл 2014 , с. 233.
- ^ Новотный 2004 , с. 1083.
- ^ Jump up to: а б Мэр 2014 , с. 193.
- ^ Спурриер 2017 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б Мелвилл 2004 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с Новотный 2004 , стр. 1083–1084.
- ^ Jump up to: а б Мелвилл 2004 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б Дэлли 2005 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Новотный 2004 , с. 1084.
- ^ Jump up to: а б с д Дэлли 2005 , с. 14.
- ^ Кертай 2013 , стр. 112–113.
- ^ Jump up to: а б Мелвилл 2014 , с. 234.
- ^ Jump up to: а б с Кертай 2013 , стр. 113.
- ^ Мелвилл 2004 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Мелвилл 2004 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мелвилл 2014 , с. 228.
- ^ Мелвилл 2014 , с. 236.
- ^ Кертай 2013 , стр. 111–112.
- ^ Jump up to: а б с д и Далли 2013 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Мечи 2016 , стр. 130.
- ^ Jump up to: а б с д Финк 2020 .
- ^ Jump up to: а б с д CDLI .
- ^ Гера 1997 , с. 69.
- ^ Мелвилл 2014 , стр. 228–229.
- ^ Тадмор 1973 , с. 147.
- ^ Фрам 2017 , стр. 174.
- ^ Jump up to: а б с Гера 1997 , с. 68.
- ^ Далли 2005 , с. 15.
- ^ Гера 1997 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Дэлли 2005 , с. 13.
- ^ Гера 1997 , стр. 70–71.
- ^ Далли 2005 , стр. 13–14.
- ^ Гера 1997 , с. 72.
- ^ Ганселл 2018 , с. 159.
- ^ Гера 1997 , стр. 73–74.
- ^ Jump up to: а б Гера 1997 , стр. 74–75.
- ^ Гера 1997 , с. 75.
- ^ Гера 1997 , стр. 72–73.
- ^ Гера 1997 , стр. 77–78.
- ^ Гера 1997 , стр. 80–81.
- ^ Гера 1997 , стр. 81–82.
- ^ Гера 1997 , стр. 82–83.
Источники
[ редактировать ]- Клансье, Филипп (2014). «Воинственные мужчины и невидимые женщины: как писцы Древнего Ближнего Востока представляли войну» . Клио: женщины, пол, история . 39 (39): 17–34. дои : 10.4000/cliowgh.440 . ISSN 2554-3822 . S2CID 159469407 .
- Дэлли, Стефани (2005). «Семирамида в истории и легендах: пример интерпретации ассирийской исторической традиции с наблюдениями над архетипами в древней историографии, эвгемеризмом до Евгемера и так называемым стилем греческой этнографии». В С. Грюн, Эрих (ред.). Культурные заимствования и этнические присвоения в древности . Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг . ISBN 3-515-08735-4 .
- Дэлли, Стефани (2013). «Греческий роман Нин и Семирамида : его предыстория в истории и памятниках Ассирии и Селевкидов». В Уитмарш, Тим и Томсон, Стюарт (ред.). Романтика Греции и Востока . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-03824-0 .
- Финк, Себастьян (2020). «Невидимые царственные женщины Месопотамии?» . В Карни, Элизабет Д. и Мюллер, Сабина (ред.). Routledge Companion о женщинах и монархии в древнем средиземноморском мире . Лондон: Рутледж. стр. 137–148. дои : 10.4324/9780429434105-15 . ISBN 978-0429434105 . S2CID 224979097 .
- Фрам, Эккарт (2017). «Неоассирийский период (ок. 1000–609 до н. Э.)». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1118325247 .
- Ганселл, Эми Ребекка (2018). «В поисках неоассирийских цариц: междисциплинарная методология исследования древних женщин и создания древней истории». В Сварде, Саана; Гарсиа-Вентура, Аньес (ред.). Изучение гендера на Древнем Ближнем Востоке . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Айзенбраунс. ISBN 978-1575067704 .
- Гера, Дебора (1997). Женщины-воины: Анонимный трактат о женщинах . Лейден: БРИЛЛ . ISBN 90-04-10665-0 .
- Кертай, Дэвид (2013). «Царицы Неоассирийской империи». Древние исследования Ближнего Востока . 40 (1): 108–124. дои : 10.1524/aof.2013.0006 . S2CID 163392326 .
- Мэр Адриенн (2014 г.). Амазонки: жизнь и легенды женщин-воительниц древнего мира . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-17027-5 .
- Мелвилл, Сара К. (2004). «Неоассирийские царственные женщины и мужская идентичность: статус как социальный инструмент» . Журнал Американского восточного общества . 124 (1): 37–57. дои : 10.2307/4132152 . JSTOR 4132152 .
- Мелвилл, Сара К. (2014). «Женщины в неоассирийских текстах». В Чаваласе, Марк В. (ред.). Женщины на Древнем Ближнем Востоке: Справочник . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-44855-0 .
- Новотный, Джейми (2004). «Самму-рамат или Самму-рамат» (PDF ) В Бейкере, Хизер Д. (ред.). Просопография Неоассирийской империи 3/1 . Хельсинки: Проект неоассирийского текстового корпуса. стр. 100-1 1083–1084. ISBN 951-45-9056-2 .
- «Самму-рамат» . Инициатива по цифровой библиотеке клинописи . 23 октября 2014 года . Проверено 19 января 2022 г.
- Спурриер, Трейси Л. (2017). «В поисках Хамы: об идентификации забытой царицы, похороненной в гробницах Нимруда» . Журнал ближневосточных исследований . 76 (1): 149–174. дои : 10.1086/690911 . S2CID 164734557 .
- Свард, Саана (2016). «Неоассирийские элитные женщины». В Будин, Стефани Линн и Турфа, Джин Макинтош (ред.). Женщины в древности: настоящие женщины древнего мира . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-138-80836-2 .
- Тадмор, Хаим (1973). «Исторические надписи Адад-Нирари III » ИРАК 35 (2): 141–150. дои : 10.2307/4199961 . JSTOR 4199961 . S2CID 163268792 .