движение Саси
Движение Саси [ а ] представлял собой набор заговоров и заговоров, направленных против ассирийского царя Асархаддона в 671–670 гг. до н.э., каждый из которых так или иначе включал Саси , высокопоставленного чиновника сомнительной лояльности. Заговоры, направленные на свержение Асархаддона, включали одновременное провозглашение, возможно, трех конкурирующих претендентов на трон, включая самого Саси. Заговорщики действовали по всей Ассирийской империи, по-видимому, сосредоточившись вокруг города Харран. [ 2 ] но также действовали в Вавилонии и даже в центральной Ассирии. [ 1 ]
Официальные ассирийские записи не содержат информации о заговорах, а вместо этого их история реконструируется на основе современных писем и косвенных свидетельств. Самое раннее известное упоминание, которое может быть связано с более поздними событиями, датируется 675 годом до нашей эры. Истинное начало заговоров, вероятно, было связано с ассирийским завоеванием Египта в 671 г. до н.э. , в частности с визитом Асархаддона в Харран перед завоеванием. Во время этого визита Асархаддон получил пророчество, предсказавшее успешное вторжение. Король также показал себя публично, что заставило население осознать его слабое физическое здоровье. В древней Ассирии плохое здоровье считалось признаком божественного недовольства правлением царя. [ 3 ] Благодаря своей обширной шпионской сети и информаторам-лоялистам Асархаддон смог раскрыть заговоры и в ответ устроил жестокую резню подозреваемых чиновников, что, вероятно, нанесло империи более серьезный ущерб, чем она могла бы понести, если бы один из заговоров увенчался успехом.
Фон
[ редактировать ]
Асархаддон правил Неоассирийской империей в 681–669 гг. до н.э. В то время Ассирия была доминирующей державой на Ближнем Востоке , ее империя охватывала территорию современного Ирака, Сирии и Ливана, а также значительную часть Палестины, Ирана и Турции. [ 4 ] Каждый гражданин империи был связан с правящим королем клятвой верности , возлагаемой на население во время важных событий, таких как восшествие на престол нового короля или провозглашение наследника престола. [ 5 ] Любой родственник ассирийского царя мужского пола имел право на трон; Действующий правитель назначал наследного принца , обычно одного из своих сыновей, на которого возлагались административные обязанности по подготовке к их правлению. [ 5 ]
Асархаддон был назначен наследным принцем своим отцом Сеннахиримом в 683 году. При этом Сеннахирим уволил предыдущего наследного принца, старшего сводного брата Асархаддона Арда-Мулиссу . Арда-Мулиссу занимал пост наследного принца более двенадцати лет и, не сумев убедить отца повторно назначить его, организовал заговор с целью убийства Сеннахирима и захвата власти. Асархаддону удалось стать царем только после победы над сторонниками своего брата, и последующие события оказали на него большое влияние. После вступления на престол Асархаддона была проведена крупная чистка чиновников, включавшая, например, казнь всего персонала охраны дворцов в Ниневии (столица Ассирии) и Нимруде . Всю оставшуюся часть своего правления Асархаддон был параноиком и не доверял окружающим. [ 6 ]
Еще одной проблемой, которая беспокоила Асархаддона, было его здоровье. Король часто страдал от тяжелых заболеваний, у него наблюдались такие симптомы, как лихорадка, головокружение, рвота, диарея и болезненные боли в ушах. Его самым заметным и тревожным состоянием была большая кожная сыпь, которая покрывала большие части его тела, включая лицо. Королевские врачи не смогли вылечить эти симптомы. Асархаддон также был в депрессии и, похоже, боролся с постоянным страхом смерти. Эти проблемы только усугубились после того, как его жена, царица Эшарра-Хаммат , умерла в 673 году. [ 7 ] Все сохранившиеся источники указывают на то, что Асархаддон был обеспокоенным и слабым царем, который в основном предпочитал свою собственную компанию. [ 8 ] Важным элементом царской легитимности в Ассирии было то, что царь обладал прекрасным здоровьем, как физически, так и психически. [ 5 ] Состояние Асархаддона беспокоило бы население в целом и было бы истолковано как противодействие богов правлению царя. Таким образом, ближайшее окружение Асархаддона успешно добилось того, чтобы состояние царя было скрыто от общественности. [ 7 ]
Несмотря на хаотичное начало правления Асархаддона и его личные проблемы, он был в значительной степени успешным царем. [ 9 ] В 673 году он попытался вторгнуться в Египет, но потерпел поражение от фараона Тахарки . [ 7 ] Хотя это было первое крупное поражение Ассирии за столетия, Асархаддон это не испугало. [ 10 ] В начале 671 года он предпринял новую попытку вторжения. По пути в Египет с войском Асархаддон посетил город Харран, чтобы посоветоваться с культом бога луны Сина . [ 11 ] Этот визит, вероятно, связан с болезнью Асархаддона. Каждое месопотамское божество было связано с определенным проклятием, а проклятие Сина было неизлечимой кожной болезнью. [ 3 ] Пытаясь умиротворить Сина в Харране, Асархаддон также получил от местных жрецов обнадеживающее пророчество: ему удастся завоевать Египет. Три месяца спустя ассирийская армия одержала победу в своей первой битве против Тахарки. Через одиннадцать дней после этой победы Асархаддон ушел из кампании и провел ритуал « замещающего короля ». [ б ] в результате чего он отсутствовал на сто дней. Ассирийское вторжение в Египет тогда, вероятно, возглавил главный евнух Ашшур-Насир. [ 12 ] Евнухи занимали многие высокопоставленные ассирийские должности, поскольку считалось, что у них нет династических амбиций из-за неспособности иметь детей. [ 13 ] При Ашшур-Насире ассирийцы снова разгромили силы Тахарки, захватили и разграбили Мемфис и завоевали Египет. [ 12 ]
Хотя завоевание Египта было величайшим триумфом Асархаддона, [ 14 ] его визит в Харран перед кампанией имел непредвиденные последствия. То, что пророчество о завоевании было верным, придало пророчествам из Харрана определенную достоверность. [ 12 ] Еще более тревожно то, что этот визит, по-видимому, также позволил населению узнать о физическом состоянии Асархаддона, которого до этого момента избегали и который мог вызвать вопросы о его праве на трон. [ 3 ]
Источники
[ редактировать ]В официальных документах Неоассирийской империи, таких как царские надписи Асархаддона и неоассирийские хроники, не упоминаются какие-либо заговоры против Асархаддона. [ 15 ] Вместо этого историю заговоров 671–670 годов приходится строить на основе косвенных свидетельств в некоторых летописных текстах, а также на основе писем того времени, написанных на глиняных табличках . [ 15 ] Плохо сохранившийся характер некоторых букв и неявный стиль их написания (предполагалось, что получатель понимает окружающий контекст) затрудняют восстановление полной последовательности событий. [ 16 ]
Карен Раднер считает наиболее важными источниками заговоров буквы SAA 10 179, SAA 10 377 и SAA 16 59–62. Есть также ряд других писем, включая тексты из Вавилонии , которые, по-видимому, относятся к тому же контексту. [ 1 ] Большую часть известного соответствующего материала можно найти в переводе и обсуждении в книге Мартти Ниссинена « Ссылки на пророчества в неоассирийских источниках» (1998). [ 17 ]
Заговоры
[ редактировать ]Ранние записи Саси
[ редактировать ]Личность и происхождение Саси неизвестны. [ 3 ] Самым ранним датируемым упоминанием человека с таким именем, которого можно предполагать одним и тем же человеком, является письмо SAA 10 112, написанное Бел-ушезибом в 675 году. [ 18 ] Белушезиб был вавилонским ученым. [ 18 ] работавший в Ниневии астрономом и прорицателем. [ 19 ] Бел-ушезиб информировал Асархаддона о божественных знамениях звезд, а также писал ему о предательстве и планах внутри империи, основываясь на информации, которую он получил от своей собственной сети информаторов. [ 19 ] В SAA 10 112 Бел-ушезиб написал царю, чтобы сообщить ему, что сын Шуму-иддина, правителя Ниппура , вывез контрабандой золото и другие сокровища из Вавилонии. Затем Шуму-иддина, в свою очередь, передал их трем людям по имени Сасия, Силлайя и третьему человеку, имя которого не сохранилось. [ 18 ] «Сасия» — это вавилонский способ написания имени Сасси. [ 20 ] Сын Шуму-иддина, похоже, был арестован, хотя Бел-ушезиб далее сообщил Асархаддону, что, по его мнению, против короля существовал заговор. Бел-ушезиб полагал, что Шуму-иддина был частью этого заговора, а также подозревал Шарру-лу-дари, египтянина, среди друзей которого были Сасия и человек по имени Бел-Этир. [ 18 ]
Другие письма, касающиеся вавилонских дел в Саси, включают CT 54 37 и CT 54 462. Они не могут быть датированы с уверенностью, но, вероятно, предшествуют более поздним письмам, касающимся заговоров. [ 21 ] CT 54 37 рассказывает о свержении Ашареду, губернатора Куты , и упоминает, что три человека, верные Асархаддону — «возница», «губернатор Харрана » (возможно, Харрана) и «мэр Сасия» — могли бы сможет подобрать свидетелей для Ашареду. [ 21 ] CT 54 462 был написан Асархаддону человеком по имени Мардук-насир и сообщил царю о деятельности Сасии, Эреши, «Реманни-Адада, колесничего», Набу-ухашу и «Бел-эхира, правителя ... ". Эти люди (в неизвестном контексте) взяли где-то быструю колесницу и отказывались от приказа царя вернуть эту колесницу. [ 21 ] Реманни-Адад может быть идентичен одноименному вознице, который позже занимал высокий пост возничего наследного принца (а позже и короля) Ашшурбанипала . [ 22 ] В совокупности эти письма позволяют предположить, что Саси был человеком, вовлеченным в подозрительную деятельность, который общался с человеком, который, возможно, был губернатором Харрана, и с известным колесничим Реманни-Ададом. [ 22 ]
Указывается, что как «мэр Сасия» Саси в какой-то момент стал мэром города. [ 19 ] Документально подтверждено, что он занимал должность высокопоставленного чиновника в царских библиотеках Асархаддона в Ниневии, где отвечал за надзор за учеными. [ 13 ] [ 20 ] Заговоры, в которых участвовал Саси, в частности его провозглашение королем, могли предполагать, что он имел царское происхождение; Карен Рэднер предположила, что он мог быть потомком деда Асархаддона, Саргона II . [ 2 ] [ 3 ]
Саси провозглашается королем
[ редактировать ]Примерно в то же время, когда Ашшур-Насир одержал победу в Египте, в Харране было сделано второе пророчество. На этот раз оно было произнесено девушкой-рабыней, которая, как сообщается, впала в экстаз, и звучало следующим образом: «Это слово бога Нуску : Царство принадлежит Саси. Я уничтожу имя и семя Сеннахирима!» . [ 12 ] Об инциденте было сообщено Асархаддону в письмах, написанных Набу-рехту-усуром: [ 16 ] чиновник [ 23 ] которого, возможно, наняла мать Асархаддона Накиа . [ 16 ] Набу-рехту-усур не назвал имени пророчицы, а только сообщил, что она была рабыней ( амту ). [ с ] принадлежит человеку по имени Бел-аху-усур [ 23 ] который, кажется, жил в Харране. [ 24 ] Современные историки иногда называют ее « Оракулом Нуску ». [ 25 ] Сообщается, что она была каким-то образом «восхищена» в течение трех месяцев, что, возможно, было признаком божественного владения, и говорила эти слова прямо, как если бы она была рупором бога. [ 23 ] Выбор бога и место пророчества не могли быть случайными. Нуску в неоассирийский период считался сыном Сина. Новое пророчество было описано как произнесенное на «окраинах Харрана», та же формулировка, которая использовалась в текстах, в которых упоминается предыдущее харранское пророчество Асархаддона, и, следовательно, возможно, в том же самом месте. [ 26 ]
Набу-рехту-усур не хотел принимать слова пророчицы как подлинное божественное послание, отчасти потому, что они выступали против царя, а отчасти потому, что она не была профессиональной пророчицей. [ 27 ] Послание было предательским, даже если оно исходило от бога, [ 23 ] и обеспечил идеологическое обоснование возможного восстания против Асархаддона. [ 12 ] Набу-рехту-усур все еще считал это пророчество настолько серьезным, что в его письмах цитировались недавние оракулы и пророчества, которые больше поддерживали Асархаддона. [ 28 ] Он также был убежден, что Асархаддону грозит неминуемая опасность, и умолял его уничтожить заговорщиков и сохранить жизнь себе и царской семье. [ 23 ] Он предложил царю провести экстиспику (исследование внутренностей животного для выяснения посланий богов) на баране , чтобы определить, было ли новое пророчество правдивым, надеясь, что оно продемонстрирует, что пророчица подделала предсказание. божественное послание. [ 29 ] Пророчицу, видимо, привели к властям стражники. [ 30 ] хотя позже взяла себя под защиту Саси. [ 1 ] Вероятно, она была весьма харизматичной личностью, сыгравшей ключевую роль в распространении заговорщического движения; [ 1 ] Саси быстро приобрел сторонников в империи, и одно письмо (SAA 16 243) указывает на то, что ему, возможно, начали приносить клятвы верности, как если бы он уже был королем. [ 1 ]
Набу-рехту-усур не предлагал наказать пророчицу, поскольку клятва Асархаддона на верность просто требовала осуждения лжепророков, а казнить могли только настоящих заговорщиков. [ 30 ] Однако имеются записи о планах попытаться похитить ее из дома Саси. [ 31 ] Набу-рехту-усур предложил допросить Саси и его соратников и умолял Асархаддона оставаться в безопасности своего дворца. Лично он надеялся, что заговорщики будут казнены, написав: «Да погибнут имя и семя Саси, Бел-аху-ушура и их сообщников». [ 29 ] Во втором письме Набу-рехту-усур также сообщил царю о своем собственном видении, хотя трудно понять, что он утверждает, что видел. Он также упомянул, что, по его мнению, Саси готовил засаду с целью убить Асархаддона. [ 29 ] [ 32 ]
В письмах упоминается еще несколько имен, как предполагаемых соратников Саси, так и информаторов-лоялистов. В большинстве случаев об этих фигурах мало что можно узнать, кроме их преданности, как это понимает Набу-рехту-усур. [ 33 ] Среди фигур, которых он четко обозначил как сообщников Саси разными буквами, - вышеупомянутый Бел-аху-усур, [ 29 ] «Иссар-надин-апли писец», Набу-этир, «Авьяну евнух», [ 34 ] Но-бель- [х] , [ д ] и Убру-Набу. [ 33 ] Убру-Набу можно отождествить с человеком с тем же именем, который фигурирует в документе 671 года (SAA 6 296:5) как хранитель баранов, быков и ослов Реманни-Адада, возничего Ашшурбанипала. Саси также фигурирует в этом документе в качестве свидетеля. [ 33 ] Имена Милки-нури и Урад-Иссар упоминаются Набу-рехту-усуром в неясных ролях (из-за обрывков текста), но также кажутся приверженцами Саси. [ 34 ] Набу-рехту-усур также упомянул человека по имени Арда, который, судя по всему, является информатором, а не подозреваемым, с которым властям следует поговорить. [ 30 ] Арда также упоминается в другом фрагментарном письме, в котором он и человек по имени Адад-шуму-ушур сообщили анонимному писателю, что «они поднимают восстание». [ 34 ] Арда, должно быть, принадлежал к ближайшему окружению Саси, поскольку он, по-видимому, знал о разговорах и встречах Саси в определенные дни. [ 34 ] Наряду с Ардой и Адад-шуму-усуром Набу-рехту-усур, кажется, упоминает дочь человека по имени Бамба как информатора. [ 34 ]
Дальнейшие отчеты
[ редактировать ]Набу-ушаллим
[ редактировать ]Набу-Ушаллим был чиновником, верным Асархаддону. [ 29 ] который был известен как толкователь снов. [ 35 ] В этой роли с ним консультировался Абда, городской надзиратель Ассура . [ 36 ] Абда описал сон, в котором ребенок вручил ему посох и сказал, что он достигнет могущества и власти. Набу-ушаллим подтвердил, что этот сон предполагает, что Абда мечтал стать королем, что, возможно, было пророческим посланием. Абда быстро завербовал на свою сторону 120 элитных солдат и заставил их присягнуть ему на официальной церемонии. Некоторые солдаты призвали Набу-Ушаллима также присягнуть Абде. Несмотря на то, что его окружили повстанцы, он отказался и остался верен Асархаддону. [ 35 ]
После отказа Набу-Ушаллима два лидера этого заговора, Абда и (что интересно) Саси, наняли двух человек для поездки в Ниневию, чтобы убедить Асархаддона в том, что на самом деле именно Набу-Ушаллим был предателем, замышлявшим заговор против царя. Человек, представившийся другом Набу-Ушаллима, убедил его написать царю и объяснить, что произошло, чтобы очистить свое имя. Набу-ушаллим так и сделал и передал сообщение предполагаемому другу. Затем этот неназванный человек предал его и вместо этого доставил сообщение Саси, тем самым проинформировав Саси о том, что знал Набу-ушаллим, и не позволив Асархаддону узнать о лояльности Набу-ушаллима. Вскоре после этого более отчаявшийся Набу-ушаллим снова написал Асархаддону, вероятно, опасаясь за свою жизнь как со стороны короля, так и со стороны Саси, пересказал историю и попытался убедить царя в своей лояльности. [ 35 ]
Кудурру
[ редактировать ]Кудурру был вавилонским писцом, которого вместе с другими писцами насильно привезли из Вавилона в Ниневию, где они в плену помогали переписывать глиняные таблички для царских библиотек. [ 13 ] Кудурру мог быть тем же человеком, что и Кудурру, который был депортирован в Ассирию в 675/674 году и был сыном Шамаш-ибни, правителя халдейского племени Бит-Даккури. [ 37 ] В письме SAA 11 156 записано, что Кудурру и его коллега-писец Куная находились под руководством Саси. [ 20 ] Асархаддон в одном письме поручил своему наследному принцу Ашшурбанипалу допросить Саси не по поводу подозрительной деятельности Саси, а по поводу деятельности Кудурру и Куная. [ 13 ] Возможно, что другие вести еще не дошли до Асархаддона; Кудурру написал письмо Асархаддону в том же месяце, когда Набу-рехту-усур сообщил о своем видении. [ 38 ]
Хотя записей о деятельности Куная нет, Кудурру был вовлечен в заговоры против Асархаддона. [ 13 ] Кудурру написал письмо (SAA 10 179) Асархаддону, в котором рассказал о своем опыте. Главный виночерпий [ 39 ] Набу Киллани [ 37 ] послал командира когорты, чтобы освободить Кудурру от его обязанностей. Этот командир подтвердил Кудурру, что Кудурру был знатоком знаний писцов, и вместе они отправились в храм Сина в Харране. [ 37 ] [ 38 ] В храме Кудурру сначала подвергся перекрестному допросу неназванным собеседником, прежде чем командир снова появился и отвел его в верхнюю комнату, где его ждали четверо самых могущественных людей Ассирии: [ 39 ] Набу-киланни, камергер , мажордом , [ 37 ] и неназванный чиновник. [ 39 ] Командир когорты тоже остался в комнате. [ 39 ] и еще одна присутствовавшая фигура, которая, как заметил Кудурру, постоянно входила и выходила из комнаты, была «надзирателем города». [ 37 ] [ и ] Заговорщики с таким высоким рангом означали, что они могли использовать развитую государственную сеть связи Ассирийской империи , увеличивая скорость распространения движения. [ 41 ] Кудурру усадили в комнате, и он вместе с мужчинами пил вино до заката. [ 39 ] Затем раскрылась цель его присутствия. [ 37 ] Один из мужчин спросил Кудурру, является ли он экспертом в гадании , а затем попросил его провести для них гадание. [ 42 ] Вопрос, на который мужчины хотели получить ответ, заключался в следующем: «Примет ли главный евнух королевский сан?». [ 3 ]
Неясно, кто был в то время главным евнухом. Либо это был еще Ашшур-Насир, возглавлявший армию в Египте, либо другой главный евнух, о котором известно, что он служил под началом Асархаддона, Ша-Набу-шу. [ 43 ] Ашшур-насир обычно считается более вероятным. [ 3 ] [ 44 ] Также неясно, в чем именно заключается этот вопрос. Обычно это интерпретируется как предполагающее, что Ашшур-Насир также имел планы претендовать на трон; [ 44 ] Карен Раднер, с другой стороны, истолковала это в 2003 году как предположение, что Ашшур-Насир хотел бросить вызов правлению Асархаддона и действовать как создатель королей для другого претендента. [ 3 ] Кудурру легко мог убедиться, что эти люди не были верны Асархаддону; если бы они были, они, скорее всего, задали бы вопрос одному из признанных прорицателей в храме, а не вавилонскому узнику, который по совпадению имел некоторый опыт гадания. Вполне вероятно, что в этой схеме был замешан Саси; как руководитель Кудурру в библиотеке, он мог бы даже предложить его для этой работы. [ 45 ] Кудурру выполнил гадание в соответствии с просьбой и объявил, что «он примет королевский сан». Мужчины были этому очень рады и следующий день провели «[веселились], пока солнце не зашло», т. е. устроили большую вечеринку. Кудурру утверждал, что эти люди давали ему все более диковинные обещания за его службу, в том числе, что он будет возвращен домой и даже что он станет царем Вавилона . [ 45 ] [ ж ]
Согласно письму Кудурру, он всего лишь разыграл шараду и постоянно был на стороне Асархаддона. [ 45 ] По его собственным словам, гадание было «колоссальным мошенничеством» и «единственное, о чем [я] думал (было)« не убьет ли он меня »». [ 48 ] Кудурру сообщил Асархаддону о заговоре, назвал предателей и отметил, что опасается за свою жизнь. Кудурру боялся не только виночерпия и главного евнуха, которые могли бы отомстить, если бы узнали, что он разгласил их измену, но и Асархаддона, который мог услышать о его прорицании и счесть его предателем. [ 48 ]
Ответ Асархаддона
[ редактировать ]Хотя сообщения Набу-рехту-усура, Набу-ушаллима и Кудурру различаются в деталях заговоров и даже в том, кто был главным царским кандидатом, выступавшим против Асархаддона, все упомянутые заговоры явно связаны между собой. [ 20 ] В случае этих заговоров паранойя Асархаддона и его клятвы верности принесли свои плоды. Все три сообщения дошли до короля, и он был быстро проинформирован о предателях по всей империи. [ 1 ] Поначалу Асархаддон не выступил против заговорщиков, а вместо этого собирал информацию. [ 1 ] Эти сообщения, должно быть, заставили Асархаддона не знать, чему верить, поскольку предсказания поддерживали различных кандидатов и очевидную измену на самых высоких уровнях администрации, возможно, в его собственном дворе. [ 48 ] Опасаясь за свою жизнь, Асархаддон снова провел ритуал «заместительного короля» в конце 671 года, менее чем через три месяца после завершения предыдущих ста дней. [ 3 ] После этого периода уединения Асархаддон принял немедленные меры. [ 3 ]
Используя обширную царскую шпионскую сеть, Асархаддон поймал и доставил в Ниневию многих предполагаемых заговорщиков. [ 48 ] Об этом записано в письме его придворного врача Урад-Наная: [ 49 ] который написал, что « Ашур и великие боги связали и передали царю этих преступников, которые замышляли заговор против [его] доброты». [ 48 ] За этим последовала резня, вторая, совершенная против ассирийских чиновников во время правления Асархаддона. В 670 году ассирийская хроника сообщает, что «царь убил мечом многих своих вельмож в Ассирии». [ 1 ] Заговоры вызвали у Асархаддона крайние подозрения; даже тем, кто был непричастен, пришлось пойти на многое, чтобы убедить его в своей лояльности [ 50 ] и меры безопасности в суде были значительно усилены. [ 31 ] Главный евнух, вероятно, был казнен за участие в заговорах. [ 43 ] Некоторым заговорщикам удалось избежать гнева Асархаддона. В письме SAA 10 316 упоминаются некоторые заговорщики, все еще находящиеся на свободе, в том числе «возничий» и «третий человек». [ 50 ] Это может быть связано с более поздним письмом ABL 1364, написанным во времена Ашшурбанипала на посту царя, в котором записаны три офицера, казненные Асархаддоном: «Дади-ибни третий человек», «Шулму-эреш возничий» и «Адад-Реманни ткач». . [ 51 ] В письме, написанном чиновником вавилонского храма Эсагила , упоминаются также евнухи, бежавшие в Вавилонию из Ассирии и укрывшиеся в Борсиппе . [ 52 ]
Вполне вероятно, что массовые убийства Асархаддоном высокопоставленных чиновников ассирийской администрации нанесли империи более серьезный ущерб, чем мог бы быть нанесен его собственной смертью и заменой соперником. [ 41 ] [ 1 ] Поскольку создание движения, похоже, стало фундаментальным вызовом божественно установленной легитимности Асархаддона, ни одного повстанца нельзя было пощадить. [ 41 ] В Ассирии лимму каждый год из числа высокопоставленных чиновников выбирался чиновник- , который давал свое имя следующему году. После резни в течение нескольких месяцев не было выбрано ни одного нового лимму , что указывает на то, насколько широкомасштабной была чистка. [ 1 ] Такая ситуация крайне редка в ассирийской истории. [ 15 ] Раскопки в поселениях недалеко от Харрана, таких как Самал и Бурмарина, показали, что примерно в это время было сожжено несколько домов, что, вероятно, связано с возмездием Асархаддона. [ 15 ]
Точная роль самого Саси в заговорах и его судьба неизвестны. Он, безусловно, был глубоко вовлечен в события, хотя не совсем ясно, на чьей стороне он был. [ 53 ] Некоторые документы, в которых в качестве свидетеля упоминается Саси (иногда вместе с Реманни-Ададом, возничим), известны со времен правления Ашшурбанипала, хотя это не обязательно один и тот же человек. [ 54 ] В частности, письмо SAA 6 251 датировано 666 годом, и в нем в качестве свидетелей записаны Саси, Адад-шуму-ушур, Иссар-надин-апли и Набу-рехту-ушур, то есть имена предполагаемых заговорщиков и тех же людей, которые обвинил их в измене. Однако это не обязательно одни и те же люди. [ 55 ] В 1998 году Мартти Ниссинен предположил, что это действительно был тот же Саси и что он либо каким-то образом убедил Асархаддона в своей лояльности, либо что участие Сасси в многочисленных заговорах было разведывательной операцией и что на самом деле он был агентом, лояльным королю. держать Асархаддона в курсе действий заговорщиков. [ 55 ] В 2003 году Карен Раднер написала, что считает предположения Ниссинена «излишне запутанными». [ 1 ] Считая более позднего Саси другим человеком, Раднер счел вероятным, что и Саси, и пророчица, провозгласившая его королем, были либо казнены, либо бежали за границу в изгнание. [ 31 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Не существует широко используемого собирательного термина для обозначения различных заговоров против Асархаддона. Карен Раднер использовала термин «движение Саси» в статье 2003 года. [ 1 ]
- ↑ Этот ритуал проводился в те времена, когда считалось, что королю грозит неминуемая опасность. Король поменялся местами с подставным на сто дней; этот заместитель носил одежду короля и вел себя как он во всех мыслимых отношениях, в то время как король был скрыт от публики и известен только под псевдонимом катинну («фермер»). [ 11 ] [ 12 ] Ритуал был попыткой обмануть судьбу, перенаправив опасность, предназначенную королю, на подставного. [ 12 ]
- ^ Аманда Х. Подани предположила в 2022 году, что она, возможно, на самом деле не была рабыней и что амту могло быть клеветническим обозначением, добавленным Набу-рехту-усуром, чтобы лишить легитимности ее пророчество. [ 24 ]
- ^ Полное имя не сохранилось. [ 33 ]
- ↑ Нет никаких доказательств того, что Саси был чиновником Харрана или жил в нем. [ 40 ] Тем не менее Мартти Ниссинен в 1998 году предположил, что упомянутый здесь городской надзиратель был не кем иным, как Саси, который в других источниках указан как мэр неустановленного населенного пункта. [ 38 ] Абда, упомянутый в письме Набу-Ушаллима как главный заговорщик, также был городским надзирателем. [ 36 ]
- ↑ Человек по имени Кудурру позже служил губернатором Урука при Ашшурбанипале и, возможно, был прародителем халдейской династии , которая позже правила Нововавилонской империей . [ 46 ] Однако, скорее всего, это не тот же человек; Кудурру было распространенным именем в то время. [ 47 ] Принимая во внимание, что Кудурру, участвовавший в заговоре против Асархаддона, как полагают, был сыном Шамаш-ибни из Бит-Даккури, [ 37 ] тот Кудурру из Урука, вероятно, был сыном первосвященника Набу-Насира . [ 46 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Раднер 2003 , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б Раднер 2016 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Раднер 2003 , с. 173.
- ^ Раднер 2003 , с. 165.
- ^ Перейти обратно: а б с Раднер 2003 , с. 166.
- ^ Раднер 2003 , стр. 166–167.
- ^ Перейти обратно: а б с Раднер 2003 , с. 169.
- ^ Данные 2022 г. , стр. 472.
- ^ Раднер 2003 , с. 168.
- ^ Данные 2022 г. , стр. 477.
- ^ Перейти обратно: а б Раднер 2003 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Раднер 2003 , с. 172.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Учитывая 2022 год , стр. 467.
- ^ Фрам 2017 , с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б с д Раднер 2003 , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б с Ниссинен 1998 , с. 108.
- ^ Ниссинен 1998 , стр. 108–147.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ниссинен 1998 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с Учитывая 2022 год , стр. 461.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ниссинен 1998 , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б с Ниссинен 1998 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Ниссинен 1998 , с. 140.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Данные 2022 г. , стр. 463.
- ^ Перейти обратно: а б Ниссинен 1998 , с. 124.
- ^ Марк 2022 .
- ^ Ниссинен 1998 , стр. 122–124.
- ^ Эстари и Вер 2015 , с. 31–32.
- ^ Янг 2007 , с. 274.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Данные 2022 г. , стр. 464.
- ^ Перейти обратно: а б с Ниссинен 1998 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б с Раднер 2003 , с. 176.
- ^ Ниссинен 1998 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ниссинен 1998 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ниссинен 1998 , стр. 126.
- ^ Перейти обратно: а б с Данные 2022 г. , стр. 466.
- ^ Перейти обратно: а б Данные 2022 г. , стр. 465.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ниссинен 1998 , с. 133.
- ^ Перейти обратно: а б с Ниссинен 1998 , с. 134.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Учитывая 2022 год , стр. 469.
- ^ Холлоуэй 1995 , с. 289.
- ^ Перейти обратно: а б с Раднер 2016 , с. 53.
- ^ Учитывая 2022 год , стр. 469–470.
- ^ Перейти обратно: а б Ниссинен 1998 , с. 147.
- ^ Перейти обратно: а б Данные 2022 г. , стр. 468.
- ^ Перейти обратно: а б с Данные 2022 г. , стр. 470.
- ^ Перейти обратно: а б Юрса 2007 , с. 133.
- ^ Ниссинен 1998 , с. 137.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Данные 2022 г. , стр. 471.
- ^ Ниссинен 1998 , с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б Ниссинен 1998 , с. 129.
- ^ Ниссинен 1998 , с. 130.
- ^ Ниссинен 1998 , с. 131.
- ^ Данные 2022 г. , стр. 462.
- ^ Ниссинен 1998 , с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б Ниссинен 1998 , с. 146.
Источники
[ редактировать ]- Эстер, Река; Вер, Адам (2015). «Голоса Иштар: пророчицы и женские экстатики в неоассирийской империи». Религия и женское тело в древнем иудаизме и его среде . Де Грютер. дои : 10.1515/9783110410099 . ISBN 9783110406535 .
- Фрам, Эккарт (2017). «Неоассирийский период (ок. 1000–609 до н. Э.)». В Э. Фраме (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-118-32524-7 .
- Холлоуэй, Стивен В. (1995). «Харран: культовая география в Неоассирийской империи и ее значение для «Письма Сеннахирима Езекии» в книге «2 Царств». Кувшин разбит: мемориальные очерки Гёсты В. Альстрёма . А&С Черный. п. 289. ИСБН 978-1-85075-525-8 .
- Йонг, Маттейс Дж. Де (2007). Исайя среди древних ближневосточных пророков: сравнительное исследование самых ранних этапов традиции Исайи и неоассирийских пророчеств . БРИЛЛ. стр. 273–274. ISBN 978-90-04-16161-0 .
- Юрса, Майкл (2007). «Сыновья Кудурру и истоки нововавилонской династии » . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale (на немецком языке). 101 (1): 125–136. дои : 10.3917/сборка.101.0125 .
- Марк, Джошуа Дж. (12 октября 2022 г.). «Десять великих древних месопотамских женщин» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 16 августа 2023 г.
- Ниссинен, Мартти (1998). Ссылки на пророчества в неоассирийских источниках . Государственный архив ассириоведения, Том. VII. Проект неоассирийского текстового корпуса Хельсинкского университета. ISBN 951-45-8079-6 .
- Подани, Аманда Х. (2022). Ткачи, писцы и короли: новая история древнего Ближнего Востока . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-005904-0 .
- Раднер, Карен (2003). «Испытания Асархаддона: Заговор 670 г. до н. э.» . ISIMU: Журнал о Ближнем Востоке и Египте в древности . 6 . Автономный университет Мадрида: 165–183.
- Раднер, Карен (2016). «Восстания в Ассирийской империи: войны за наследство, восстания против ложного царя и движения за независимость». Восстание и сопротивление в древнем классическом мире и на Ближнем Востоке: в тигле Империи . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-33018-4 .