Jump to content

движение Саси

(Перенаправлено с Саси (узурпатора) )

Движение Саси [ а ] представлял собой набор заговоров и заговоров, направленных против ассирийского царя Асархаддона в 671–670 гг. до н.э., каждый из которых так или иначе включал Саси , высокопоставленного чиновника сомнительной лояльности. Заговоры, направленные на свержение Асархаддона, включали одновременное провозглашение, возможно, трех конкурирующих претендентов на трон, включая самого Саси. Заговорщики действовали по всей Ассирийской империи, по-видимому, сосредоточившись вокруг города Харран. [ 2 ] но также действовали в Вавилонии и даже в центральной Ассирии. [ 1 ]

Официальные ассирийские записи не содержат информации о заговорах, а вместо этого их история реконструируется на основе современных писем и косвенных свидетельств. Самое раннее известное упоминание, которое может быть связано с более поздними событиями, датируется 675 годом до нашей эры. Истинное начало заговоров, вероятно, было связано с ассирийским завоеванием Египта в 671 г. до н.э. , в частности с визитом Асархаддона в Харран перед завоеванием. Во время этого визита Асархаддон получил пророчество, предсказавшее успешное вторжение. Король также показал себя публично, что заставило население осознать его слабое физическое здоровье. В древней Ассирии плохое здоровье считалось признаком божественного недовольства правлением царя. [ 3 ] Благодаря своей обширной шпионской сети и информаторам-лоялистам Асархаддон смог раскрыть заговоры и в ответ устроил жестокую резню подозреваемых чиновников, что, вероятно, нанесло империи более серьезный ущерб, чем она могла бы понести, если бы один из заговоров увенчался успехом.

Асархаддон , изображенный на его победной стеле (671 г. до н.э.)

Асархаддон правил Неоассирийской империей в 681–669 гг. до н.э. В то время Ассирия была доминирующей державой на Ближнем Востоке , ее империя охватывала территорию современного Ирака, Сирии и Ливана, а также значительную часть Палестины, Ирана и Турции. [ 4 ] Каждый гражданин империи был связан с правящим королем клятвой верности , возлагаемой на население во время важных событий, таких как восшествие на престол нового короля или провозглашение наследника престола. [ 5 ] Любой родственник ассирийского царя мужского пола имел право на трон; Действующий правитель назначал наследного принца , обычно одного из своих сыновей, на которого возлагались административные обязанности по подготовке к их правлению. [ 5 ]

Асархаддон был назначен наследным принцем своим отцом Сеннахиримом в 683 году. При этом Сеннахирим уволил предыдущего наследного принца, старшего сводного брата Асархаддона Арда-Мулиссу . Арда-Мулиссу занимал пост наследного принца более двенадцати лет и, не сумев убедить отца повторно назначить его, организовал заговор с целью убийства Сеннахирима и захвата власти. Асархаддону удалось стать царем только после победы над сторонниками своего брата, и последующие события оказали на него большое влияние. После вступления на престол Асархаддона была проведена крупная чистка чиновников, включавшая, например, казнь всего персонала охраны дворцов в Ниневии (столица Ассирии) и Нимруде . Всю оставшуюся часть своего правления Асархаддон был параноиком и не доверял окружающим. [ 6 ]

Еще одной проблемой, которая беспокоила Асархаддона, было его здоровье. Король часто страдал от тяжелых заболеваний, у него наблюдались такие симптомы, как лихорадка, головокружение, рвота, диарея и болезненные боли в ушах. Его самым заметным и тревожным состоянием была большая кожная сыпь, которая покрывала большие части его тела, включая лицо. Королевские врачи не смогли вылечить эти симптомы. Асархаддон также был в депрессии и, похоже, боролся с постоянным страхом смерти. Эти проблемы только усугубились после того, как его жена, царица Эшарра-Хаммат , умерла в 673 году. [ 7 ] Все сохранившиеся источники указывают на то, что Асархаддон был обеспокоенным и слабым царем, который в основном предпочитал свою собственную компанию. [ 8 ] Важным элементом царской легитимности в Ассирии было то, что царь обладал прекрасным здоровьем, как физически, так и психически. [ 5 ] Состояние Асархаддона беспокоило бы население в целом и было бы истолковано как противодействие богов правлению царя. Таким образом, ближайшее окружение Асархаддона успешно добилось того, чтобы состояние царя было скрыто от общественности. [ 7 ]

Несмотря на хаотичное начало правления Асархаддона и его личные проблемы, он был в значительной степени успешным царем. [ 9 ] В 673 году он попытался вторгнуться в Египет, но потерпел поражение от фараона Тахарки . [ 7 ] Хотя это было первое крупное поражение Ассирии за столетия, Асархаддон это не испугало. [ 10 ] В начале 671 года он предпринял новую попытку вторжения. По пути в Египет с войском Асархаддон посетил город Харран, чтобы посоветоваться с культом бога луны Сина . [ 11 ] Этот визит, вероятно, связан с болезнью Асархаддона. Каждое месопотамское божество было связано с определенным проклятием, а проклятие Сина было неизлечимой кожной болезнью. [ 3 ] Пытаясь умиротворить Сина в Харране, Асархаддон также получил от местных жрецов обнадеживающее пророчество: ему удастся завоевать Египет. Три месяца спустя ассирийская армия одержала победу в своей первой битве против Тахарки. Через одиннадцать дней после этой победы Асархаддон ушел из кампании и провел ритуал « замещающего короля ». [ б ] в результате чего он отсутствовал на сто дней. Ассирийское вторжение в Египет тогда, вероятно, возглавил главный евнух Ашшур-Насир. [ 12 ] Евнухи занимали многие высокопоставленные ассирийские должности, поскольку считалось, что у них нет династических амбиций из-за неспособности иметь детей. [ 13 ] При Ашшур-Насире ассирийцы снова разгромили силы Тахарки, захватили и разграбили Мемфис и завоевали Египет. [ 12 ]

Хотя завоевание Египта было величайшим триумфом Асархаддона, [ 14 ] его визит в Харран перед кампанией имел непредвиденные последствия. То, что пророчество о завоевании было верным, придало пророчествам из Харрана определенную достоверность. [ 12 ] Еще более тревожно то, что этот визит, по-видимому, также позволил населению узнать о физическом состоянии Асархаддона, которого до этого момента избегали и который мог вызвать вопросы о его праве на трон. [ 3 ]

Источники

[ редактировать ]

В официальных документах Неоассирийской империи, таких как царские надписи Асархаддона и неоассирийские хроники, не упоминаются какие-либо заговоры против Асархаддона. [ 15 ] Вместо этого историю заговоров 671–670 годов приходится строить на основе косвенных свидетельств в некоторых летописных текстах, а также на основе писем того времени, написанных на глиняных табличках . [ 15 ] Плохо сохранившийся характер некоторых букв и неявный стиль их написания (предполагалось, что получатель понимает окружающий контекст) затрудняют восстановление полной последовательности событий. [ 16 ]

Карен Раднер считает наиболее важными источниками заговоров буквы SAA 10 179, SAA 10 377 и SAA 16 59–62. Есть также ряд других писем, включая тексты из Вавилонии , которые, по-видимому, относятся к тому же контексту. [ 1 ] Большую часть известного соответствующего материала можно найти в переводе и обсуждении в книге Мартти Ниссинена « Ссылки на пророчества в неоассирийских источниках» (1998). [ 17 ]

Заговоры

[ редактировать ]

Ранние записи Саси

[ редактировать ]

Личность и происхождение Саси неизвестны. [ 3 ] Самым ранним датируемым упоминанием человека с таким именем, которого можно предполагать одним и тем же человеком, является письмо SAA 10 112, написанное Бел-ушезибом в 675 году. [ 18 ] Белушезиб был вавилонским ученым. [ 18 ] работавший в Ниневии астрономом и прорицателем. [ 19 ] Бел-ушезиб информировал Асархаддона о божественных знамениях звезд, а также писал ему о предательстве и планах внутри империи, основываясь на информации, которую он получил от своей собственной сети информаторов. [ 19 ] В SAA 10 112 Бел-ушезиб написал царю, чтобы сообщить ему, что сын Шуму-иддина, правителя Ниппура , вывез контрабандой золото и другие сокровища из Вавилонии. Затем Шуму-иддина, в свою очередь, передал их трем людям по имени Сасия, Силлайя и третьему человеку, имя которого не сохранилось. [ 18 ] «Сасия» — это вавилонский способ написания имени Сасси. [ 20 ] Сын Шуму-иддина, похоже, был арестован, хотя Бел-ушезиб далее сообщил Асархаддону, что, по его мнению, против короля существовал заговор. Бел-ушезиб полагал, что Шуму-иддина был частью этого заговора, а также подозревал Шарру-лу-дари, египтянина, среди друзей которого были Сасия и человек по имени Бел-Этир. [ 18 ]

Другие письма, касающиеся вавилонских дел в Саси, включают CT 54 37 и CT 54 462. Они не могут быть датированы с уверенностью, но, вероятно, предшествуют более поздним письмам, касающимся заговоров. [ 21 ] CT 54 37 рассказывает о свержении Ашареду, губернатора Куты , и упоминает, что три человека, верные Асархаддону — «возница», «губернатор Харрана » (возможно, Харрана) и «мэр Сасия» — могли бы сможет подобрать свидетелей для Ашареду. [ 21 ] CT 54 462 был написан Асархаддону человеком по имени Мардук-насир и сообщил царю о деятельности Сасии, Эреши, «Реманни-Адада, колесничего», Набу-ухашу и «Бел-эхира, правителя ... ". Эти люди (в неизвестном контексте) взяли где-то быструю колесницу и отказывались от приказа царя вернуть эту колесницу. [ 21 ] Реманни-Адад может быть идентичен одноименному вознице, который позже занимал высокий пост возничего наследного принца (а позже и короля) Ашшурбанипала . [ 22 ] В совокупности эти письма позволяют предположить, что Саси был человеком, вовлеченным в подозрительную деятельность, который общался с человеком, который, возможно, был губернатором Харрана, и с известным колесничим Реманни-Ададом. [ 22 ]

Указывается, что как «мэр Сасия» Саси в какой-то момент стал мэром города. [ 19 ] Документально подтверждено, что он занимал должность высокопоставленного чиновника в царских библиотеках Асархаддона в Ниневии, где отвечал за надзор за учеными. [ 13 ] [ 20 ] Заговоры, в которых участвовал Саси, в частности его провозглашение королем, могли предполагать, что он имел царское происхождение; Карен Рэднер предположила, что он мог быть потомком деда Асархаддона, Саргона II . [ 2 ] [ 3 ]

Саси провозглашается королем

[ редактировать ]

Примерно в то же время, когда Ашшур-Насир одержал победу в Египте, в Харране было сделано второе пророчество. На этот раз оно было произнесено девушкой-рабыней, которая, как сообщается, впала в экстаз, и звучало следующим образом: «Это слово бога Нуску : Царство принадлежит Саси. Я уничтожу имя и семя Сеннахирима!» . [ 12 ] Об инциденте было сообщено Асархаддону в письмах, написанных Набу-рехту-усуром: [ 16 ] чиновник [ 23 ] которого, возможно, наняла мать Асархаддона Накиа . [ 16 ] Набу-рехту-усур не назвал имени пророчицы, а только сообщил, что она была рабыней ( амту ). [ с ] принадлежит человеку по имени Бел-аху-усур [ 23 ] который, кажется, жил в Харране. [ 24 ] Современные историки иногда называют ее « Оракулом Нуску ». [ 25 ] Сообщается, что она была каким-то образом «восхищена» в течение трех месяцев, что, возможно, было признаком божественного владения, и говорила эти слова прямо, как если бы она была рупором бога. [ 23 ] Выбор бога и место пророчества не могли быть случайными. Нуску в неоассирийский период считался сыном Сина. Новое пророчество было описано как произнесенное на «окраинах Харрана», та же формулировка, которая использовалась в текстах, в которых упоминается предыдущее харранское пророчество Асархаддона, и, следовательно, возможно, в том же самом месте. [ 26 ]

Набу-рехту-усур не хотел принимать слова пророчицы как подлинное божественное послание, отчасти потому, что они выступали против царя, а отчасти потому, что она не была профессиональной пророчицей. [ 27 ] Послание было предательским, даже если оно исходило от бога, [ 23 ] и обеспечил идеологическое обоснование возможного восстания против Асархаддона. [ 12 ] Набу-рехту-усур все еще считал это пророчество настолько серьезным, что в его письмах цитировались недавние оракулы и пророчества, которые больше поддерживали Асархаддона. [ 28 ] Он также был убежден, что Асархаддону грозит неминуемая опасность, и умолял его уничтожить заговорщиков и сохранить жизнь себе и царской семье. [ 23 ] Он предложил царю провести экстиспику (исследование внутренностей животного для выяснения посланий богов) на баране , чтобы определить, было ли новое пророчество правдивым, надеясь, что оно продемонстрирует, что пророчица подделала предсказание. божественное послание. [ 29 ] Пророчицу, видимо, привели к властям стражники. [ 30 ] хотя позже взяла себя под защиту Саси. [ 1 ] Вероятно, она была весьма харизматичной личностью, сыгравшей ключевую роль в распространении заговорщического движения; [ 1 ] Саси быстро приобрел сторонников в империи, и одно письмо (SAA 16 243) указывает на то, что ему, возможно, начали приносить клятвы верности, как если бы он уже был королем. [ 1 ]

Набу-рехту-усур не предлагал наказать пророчицу, поскольку клятва Асархаддона на верность просто требовала осуждения лжепророков, а казнить могли только настоящих заговорщиков. [ 30 ] Однако имеются записи о планах попытаться похитить ее из дома Саси. [ 31 ] Набу-рехту-усур предложил допросить Саси и его соратников и умолял Асархаддона оставаться в безопасности своего дворца. Лично он надеялся, что заговорщики будут казнены, написав: «Да погибнут имя и семя Саси, Бел-аху-ушура и их сообщников». [ 29 ] Во втором письме Набу-рехту-усур также сообщил царю о своем собственном видении, хотя трудно понять, что он утверждает, что видел. Он также упомянул, что, по его мнению, Саси готовил засаду с целью убить Асархаддона. [ 29 ] [ 32 ]

В письмах упоминается еще несколько имен, как предполагаемых соратников Саси, так и информаторов-лоялистов. В большинстве случаев об этих фигурах мало что можно узнать, кроме их преданности, как это понимает Набу-рехту-усур. [ 33 ] Среди фигур, которых он четко обозначил как сообщников Саси разными буквами, - вышеупомянутый Бел-аху-усур, [ 29 ] «Иссар-надин-апли писец», Набу-этир, «Авьяну евнух», [ 34 ] Но-бель- [х] , [ д ] и Убру-Набу. [ 33 ] Убру-Набу можно отождествить с человеком с тем же именем, который фигурирует в документе 671 года (SAA 6 296:5) как хранитель баранов, быков и ослов Реманни-Адада, возничего Ашшурбанипала. Саси также фигурирует в этом документе в качестве свидетеля. [ 33 ] Имена Милки-нури и Урад-Иссар упоминаются Набу-рехту-усуром в неясных ролях (из-за обрывков текста), но также кажутся приверженцами Саси. [ 34 ] Набу-рехту-усур также упомянул человека по имени Арда, который, судя по всему, является информатором, а не подозреваемым, с которым властям следует поговорить. [ 30 ] Арда также упоминается в другом фрагментарном письме, в котором он и человек по имени Адад-шуму-ушур сообщили анонимному писателю, что «они поднимают восстание». [ 34 ] Арда, должно быть, принадлежал к ближайшему окружению Саси, поскольку он, по-видимому, знал о разговорах и встречах Саси в определенные дни. [ 34 ] Наряду с Ардой и Адад-шуму-усуром Набу-рехту-усур, кажется, упоминает дочь человека по имени Бамба как информатора. [ 34 ]

Дальнейшие отчеты

[ редактировать ]

Набу-ушаллим

[ редактировать ]

Набу-Ушаллим был чиновником, верным Асархаддону. [ 29 ] который был известен как толкователь снов. [ 35 ] В этой роли с ним консультировался Абда, городской надзиратель Ассура . [ 36 ] Абда описал сон, в котором ребенок вручил ему посох и сказал, что он достигнет могущества и власти. Набу-ушаллим подтвердил, что этот сон предполагает, что Абда мечтал стать королем, что, возможно, было пророческим посланием. Абда быстро завербовал на свою сторону 120 элитных солдат и заставил их присягнуть ему на официальной церемонии. Некоторые солдаты призвали Набу-Ушаллима также присягнуть Абде. Несмотря на то, что его окружили повстанцы, он отказался и остался верен Асархаддону. [ 35 ]

После отказа Набу-Ушаллима два лидера этого заговора, Абда и (что интересно) Саси, наняли двух человек для поездки в Ниневию, чтобы убедить Асархаддона в том, что на самом деле именно Набу-Ушаллим был предателем, замышлявшим заговор против царя. Человек, представившийся другом Набу-Ушаллима, убедил его написать царю и объяснить, что произошло, чтобы очистить свое имя. Набу-ушаллим так и сделал и передал сообщение предполагаемому другу. Затем этот неназванный человек предал его и вместо этого доставил сообщение Саси, тем самым проинформировав Саси о том, что знал Набу-ушаллим, и не позволив Асархаддону узнать о лояльности Набу-ушаллима. Вскоре после этого более отчаявшийся Набу-ушаллим снова написал Асархаддону, вероятно, опасаясь за свою жизнь как со стороны короля, так и со стороны Саси, пересказал историю и попытался убедить царя в своей лояльности. [ 35 ]

Кудурру был вавилонским писцом, которого вместе с другими писцами насильно привезли из Вавилона в Ниневию, где они в плену помогали переписывать глиняные таблички для царских библиотек. [ 13 ] Кудурру мог быть тем же человеком, что и Кудурру, который был депортирован в Ассирию в 675/674 году и был сыном Шамаш-ибни, правителя халдейского племени Бит-Даккури. [ 37 ] В письме SAA 11 156 записано, что Кудурру и его коллега-писец Куная находились под руководством Саси. [ 20 ] Асархаддон в одном письме поручил своему наследному принцу Ашшурбанипалу допросить Саси не по поводу подозрительной деятельности Саси, а по поводу деятельности Кудурру и Куная. [ 13 ] Возможно, что другие вести еще не дошли до Асархаддона; Кудурру написал письмо Асархаддону в том же месяце, когда Набу-рехту-усур сообщил о своем видении. [ 38 ]

Хотя записей о деятельности Куная нет, Кудурру был вовлечен в заговоры против Асархаддона. [ 13 ] Кудурру написал письмо (SAA 10 179) Асархаддону, в котором рассказал о своем опыте. Главный виночерпий [ 39 ] Набу Киллани [ 37 ] послал командира когорты, чтобы освободить Кудурру от его обязанностей. Этот командир подтвердил Кудурру, что Кудурру был знатоком знаний писцов, и вместе они отправились в храм Сина в Харране. [ 37 ] [ 38 ] В храме Кудурру сначала подвергся перекрестному допросу неназванным собеседником, прежде чем командир снова появился и отвел его в верхнюю комнату, где его ждали четверо самых могущественных людей Ассирии: [ 39 ] Набу-киланни, камергер , мажордом , [ 37 ] и неназванный чиновник. [ 39 ] Командир когорты тоже остался в комнате. [ 39 ] и еще одна присутствовавшая фигура, которая, как заметил Кудурру, постоянно входила и выходила из комнаты, была «надзирателем города». [ 37 ] [ и ] Заговорщики с таким высоким рангом означали, что они могли использовать развитую государственную сеть связи Ассирийской империи , увеличивая скорость распространения движения. [ 41 ] Кудурру усадили в комнате, и он вместе с мужчинами пил вино до заката. [ 39 ] Затем раскрылась цель его присутствия. [ 37 ] Один из мужчин спросил Кудурру, является ли он экспертом в гадании , а затем попросил его провести для них гадание. [ 42 ] Вопрос, на который мужчины хотели получить ответ, заключался в следующем: «Примет ли главный евнух королевский сан?». [ 3 ]

Неясно, кто был в то время главным евнухом. Либо это был еще Ашшур-Насир, возглавлявший армию в Египте, либо другой главный евнух, о котором известно, что он служил под началом Асархаддона, Ша-Набу-шу. [ 43 ] Ашшур-насир обычно считается более вероятным. [ 3 ] [ 44 ] Также неясно, в чем именно заключается этот вопрос. Обычно это интерпретируется как предполагающее, что Ашшур-Насир также имел планы претендовать на трон; [ 44 ] Карен Раднер, с другой стороны, истолковала это в 2003 году как предположение, что Ашшур-Насир хотел бросить вызов правлению Асархаддона и действовать как создатель королей для другого претендента. [ 3 ] Кудурру легко мог убедиться, что эти люди не были верны Асархаддону; если бы они были, они, скорее всего, задали бы вопрос одному из признанных прорицателей в храме, а не вавилонскому узнику, который по совпадению имел некоторый опыт гадания. Вполне вероятно, что в этой схеме был замешан Саси; как руководитель Кудурру в библиотеке, он мог бы даже предложить его для этой работы. [ 45 ] Кудурру выполнил гадание в соответствии с просьбой и объявил, что «он примет королевский сан». Мужчины были этому очень рады и следующий день провели «[веселились], пока солнце не зашло», т. е. устроили большую вечеринку. Кудурру утверждал, что эти люди давали ему все более диковинные обещания за его службу, в том числе, что он будет возвращен домой и даже что он станет царем Вавилона . [ 45 ] [ ж ]

Согласно письму Кудурру, он всего лишь разыграл шараду и постоянно был на стороне Асархаддона. [ 45 ] По его собственным словам, гадание было «колоссальным мошенничеством» и «единственное, о чем [я] думал (было)« не убьет ли он меня »». [ 48 ] Кудурру сообщил Асархаддону о заговоре, назвал предателей и отметил, что опасается за свою жизнь. Кудурру боялся не только виночерпия и главного евнуха, которые могли бы отомстить, если бы узнали, что он разгласил их измену, но и Асархаддона, который мог услышать о его прорицании и счесть его предателем. [ 48 ]

Ответ Асархаддона

[ редактировать ]

Хотя сообщения Набу-рехту-усура, Набу-ушаллима и Кудурру различаются в деталях заговоров и даже в том, кто был главным царским кандидатом, выступавшим против Асархаддона, все упомянутые заговоры явно связаны между собой. [ 20 ] В случае этих заговоров паранойя Асархаддона и его клятвы верности принесли свои плоды. Все три сообщения дошли до короля, и он был быстро проинформирован о предателях по всей империи. [ 1 ] Поначалу Асархаддон не выступил против заговорщиков, а вместо этого собирал информацию. [ 1 ] Эти сообщения, должно быть, заставили Асархаддона не знать, чему верить, поскольку предсказания поддерживали различных кандидатов и очевидную измену на самых высоких уровнях администрации, возможно, в его собственном дворе. [ 48 ] Опасаясь за свою жизнь, Асархаддон снова провел ритуал «заместительного короля» в конце 671 года, менее чем через три месяца после завершения предыдущих ста дней. [ 3 ] После этого периода уединения Асархаддон принял немедленные меры. [ 3 ]

Используя обширную царскую шпионскую сеть, Асархаддон поймал и доставил в Ниневию многих предполагаемых заговорщиков. [ 48 ] Об этом записано в письме его придворного врача Урад-Наная: [ 49 ] который написал, что « Ашур и великие боги связали и передали царю этих преступников, которые замышляли заговор против [его] доброты». [ 48 ] За этим последовала резня, вторая, совершенная против ассирийских чиновников во время правления Асархаддона. В 670 году ассирийская хроника сообщает, что «царь убил мечом многих своих вельмож в Ассирии». [ 1 ] Заговоры вызвали у Асархаддона крайние подозрения; даже тем, кто был непричастен, пришлось пойти на многое, чтобы убедить его в своей лояльности [ 50 ] и меры безопасности в суде были значительно усилены. [ 31 ] Главный евнух, вероятно, был казнен за участие в заговорах. [ 43 ] Некоторым заговорщикам удалось избежать гнева Асархаддона. В письме SAA 10 316 упоминаются некоторые заговорщики, все еще находящиеся на свободе, в том числе «возничий» и «третий человек». [ 50 ] Это может быть связано с более поздним письмом ABL 1364, написанным во времена Ашшурбанипала на посту царя, в котором записаны три офицера, казненные Асархаддоном: «Дади-ибни третий человек», «Шулму-эреш возничий» и «Адад-Реманни ткач». . [ 51 ] В письме, написанном чиновником вавилонского храма Эсагила , упоминаются также евнухи, бежавшие в Вавилонию из Ассирии и укрывшиеся в Борсиппе . [ 52 ]

Вполне вероятно, что массовые убийства Асархаддоном высокопоставленных чиновников ассирийской администрации нанесли империи более серьезный ущерб, чем мог бы быть нанесен его собственной смертью и заменой соперником. [ 41 ] [ 1 ] Поскольку создание движения, похоже, стало фундаментальным вызовом божественно установленной легитимности Асархаддона, ни одного повстанца нельзя было пощадить. [ 41 ] В Ассирии лимму каждый год из числа высокопоставленных чиновников выбирался чиновник- , который давал свое имя следующему году. После резни в течение нескольких месяцев не было выбрано ни одного нового лимму , что указывает на то, насколько широкомасштабной была чистка. [ 1 ] Такая ситуация крайне редка в ассирийской истории. [ 15 ] Раскопки в поселениях недалеко от Харрана, таких как Самал и Бурмарина, показали, что примерно в это время было сожжено несколько домов, что, вероятно, связано с возмездием Асархаддона. [ 15 ]

Точная роль самого Саси в заговорах и его судьба неизвестны. Он, безусловно, был глубоко вовлечен в события, хотя не совсем ясно, на чьей стороне он был. [ 53 ] Некоторые документы, в которых в качестве свидетеля упоминается Саси (иногда вместе с Реманни-Ададом, возничим), известны со времен правления Ашшурбанипала, хотя это не обязательно один и тот же человек. [ 54 ] В частности, письмо SAA 6 251 датировано 666 годом, и в нем в качестве свидетелей записаны Саси, Адад-шуму-ушур, Иссар-надин-апли и Набу-рехту-ушур, то есть имена предполагаемых заговорщиков и тех же людей, которые обвинил их в измене. Однако это не обязательно одни и те же люди. [ 55 ] В 1998 году Мартти Ниссинен предположил, что это действительно был тот же Саси и что он либо каким-то образом убедил Асархаддона в своей лояльности, либо что участие Сасси в многочисленных заговорах было разведывательной операцией и что на самом деле он был агентом, лояльным королю. держать Асархаддона в курсе действий заговорщиков. [ 55 ] В 2003 году Карен Раднер написала, что считает предположения Ниссинена «излишне запутанными». [ 1 ] Считая более позднего Саси другим человеком, Раднер счел вероятным, что и Саси, и пророчица, провозгласившая его королем, были либо казнены, либо бежали за границу в изгнание. [ 31 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Не существует широко используемого собирательного термина для обозначения различных заговоров против Асархаддона. Карен Раднер использовала термин «движение Саси» в статье 2003 года. [ 1 ]
  2. Этот ритуал проводился в те времена, когда считалось, что королю грозит неминуемая опасность. Король поменялся местами с подставным на сто дней; этот заместитель носил одежду короля и вел себя как он во всех мыслимых отношениях, в то время как король был скрыт от публики и известен только под псевдонимом катинну («фермер»). [ 11 ] [ 12 ] Ритуал был попыткой обмануть судьбу, перенаправив опасность, предназначенную королю, на подставного. [ 12 ]
  3. ^ Аманда Х. Подани предположила в 2022 году, что она, возможно, на самом деле не была рабыней и что амту могло быть клеветническим обозначением, добавленным Набу-рехту-усуром, чтобы лишить легитимности ее пророчество. [ 24 ]
  4. ^ Полное имя не сохранилось. [ 33 ]
  5. Нет никаких доказательств того, что Саси был чиновником Харрана или жил в нем. [ 40 ] Тем не менее Мартти Ниссинен в 1998 году предположил, что упомянутый здесь городской надзиратель был не кем иным, как Саси, который в других источниках указан как мэр неустановленного населенного пункта. [ 38 ] Абда, упомянутый в письме Набу-Ушаллима как главный заговорщик, также был городским надзирателем. [ 36 ]
  6. Человек по имени Кудурру позже служил губернатором Урука при Ашшурбанипале и, возможно, был прародителем халдейской династии , которая позже правила Нововавилонской империей . [ 46 ] Однако, скорее всего, это не тот же человек; Кудурру было распространенным именем в то время. [ 47 ] Принимая во внимание, что Кудурру, участвовавший в заговоре против Асархаддона, как полагают, был сыном Шамаш-ибни из Бит-Даккури, [ 37 ] тот Кудурру из Урука, вероятно, был сыном первосвященника Набу-Насира . [ 46 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Раднер 2003 , с. 174.
  2. ^ Перейти обратно: а б Раднер 2016 , с. 52.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Раднер 2003 , с. 173.
  4. ^ Раднер 2003 , с. 165.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Раднер 2003 , с. 166.
  6. ^ Раднер 2003 , стр. 166–167.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Раднер 2003 , с. 169.
  8. ^ Данные 2022 г. , стр. 472.
  9. ^ Раднер 2003 , с. 168.
  10. ^ Данные 2022 г. , стр. 477.
  11. ^ Перейти обратно: а б Раднер 2003 , с. 171.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Раднер 2003 , с. 172.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Учитывая 2022 год , стр. 467.
  14. ^ Фрам 2017 , с. 187.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Раднер 2003 , с. 175.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Ниссинен 1998 , с. 108.
  17. ^ Ниссинен 1998 , стр. 108–147.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Ниссинен 1998 , с. 138.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Учитывая 2022 год , стр. 461.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Ниссинен 1998 , с. 135.
  21. ^ Перейти обратно: а б с Ниссинен 1998 , с. 139.
  22. ^ Перейти обратно: а б Ниссинен 1998 , с. 140.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и Данные 2022 г. , стр. 463.
  24. ^ Перейти обратно: а б Ниссинен 1998 , с. 124.
  25. ^ Марк 2022 .
  26. ^ Ниссинен 1998 , стр. 122–124.
  27. ^ Эстари и Вер 2015 , с. 31–32.
  28. ^ Янг 2007 , с. 274.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и Данные 2022 г. , стр. 464.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Ниссинен 1998 , с. 125.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Раднер 2003 , с. 176.
  32. ^ Ниссинен 1998 , с. 119.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д Ниссинен 1998 , с. 120.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д и Ниссинен 1998 , стр. 126.
  35. ^ Перейти обратно: а б с Данные 2022 г. , стр. 466.
  36. ^ Перейти обратно: а б Данные 2022 г. , стр. 465.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ниссинен 1998 , с. 133.
  38. ^ Перейти обратно: а б с Ниссинен 1998 , с. 134.
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и Учитывая 2022 год , стр. 469.
  40. ^ Холлоуэй 1995 , с. 289.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Раднер 2016 , с. 53.
  42. ^ Учитывая 2022 год , стр. 469–470.
  43. ^ Перейти обратно: а б Ниссинен 1998 , с. 147.
  44. ^ Перейти обратно: а б Данные 2022 г. , стр. 468.
  45. ^ Перейти обратно: а б с Данные 2022 г. , стр. 470.
  46. ^ Перейти обратно: а б Юрса 2007 , с. 133.
  47. ^ Ниссинен 1998 , с. 137.
  48. ^ Перейти обратно: а б с д и Данные 2022 г. , стр. 471.
  49. ^ Ниссинен 1998 , с. 128.
  50. ^ Перейти обратно: а б Ниссинен 1998 , с. 129.
  51. ^ Ниссинен 1998 , с. 130.
  52. ^ Ниссинен 1998 , с. 131.
  53. ^ Данные 2022 г. , стр. 462.
  54. ^ Ниссинен 1998 , с. 145.
  55. ^ Перейти обратно: а б Ниссинен 1998 , с. 146.

Источники

[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b7fc4ad8cbd651ac0c75b3c3626fb37c__1722111300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/7c/b7fc4ad8cbd651ac0c75b3c3626fb37c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sasî movement - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)