Восстание Захири
Восстание Захири | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Мамлюкский султанат ( династия Бурджи ) |
Захиритские повстанцы Сирийские бедуинские племена | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Баркук |
Аль-Бурхан Ахмад аз-Захири Халид аль-Химси | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто | 5 взяты в плен (2 умерли в заключении) |
было Восстание Захири заговором, приведшим к неудавшемуся государственному перевороту против правительства Мамлюкского султаната 14-го века , которое было охарактеризовано как политическая борьба и теологический конфликт. [ 1 ] [ 2 ] Хотя первоначальная поддержка потенциального свержения султана началась в Египте , передвижение египетских идеологических агитаторов в Сирию в конечном итоге привело к фактическому запланированному восстанию в Дамаске в 1386 году. [ 3 ] [ 4 ] Сплотившись вокруг Ахмада аз-Захири, священнослужителя захиритской школы суннитского ислама , агитаторы мобилизовались из Хамы в столицу. Не сумев заручиться поддержкой ни мамлюков, ни местных арабских племен, они были арестованы властями Баркука еще до начала вооруженного конфликта. [ 5 ]
Хотя не все участники восстания приняли взгляды юридической школы Захири, этот термин использовался для обозначения всех, кто был готов участвовать в вооруженном конфликте против мамлюкского султана. [ 6 ] Подавление восстания как практически, так и идеологически было описано как признак нетерпимости властей Мамлюка к нонконформистским идеям и готовности вмешиваться в религиозные вопросы, которые обычно считаются прерогативой богословов в мусульманских империях. [ 7 ] [ 8 ]
Фон
[ редактировать ]В декабре 1382 года мусульманский юрист Ибн Аби аль-Изз из ханафитской школы попал под следствие за свою богословскую критику стихотворения, которое в конечном итоге было дискредитировано, но не раньше короткого расследования, проведенного юристом. [ 9 ] подписал письменные показания, 27 декабря того же года султан Баркук осуждающие юриста, а также призывающие к расследованию слухов о других юристах, продвигающих захиритскую школу суннитского мусульманского права в Дамаске. [ 9 ] Четырех юристов, которые, по слухам, пропагандировали нонконформистские взгляды, звали просто аль-Кураши, Ибн аль-Джаби, Ибн аль-Хусбани и Садр ад-Дин аль-Ясуфи.
Четыре года спустя сирийский ханбалит , известный как Халид из Хомса , который на самом деле был из Алеппо , переехал в Дамаск под опекой суфийского аскета Ахмада ибн Мухаммада ибн Исмаила ибн Абд ар-Рахима Шихаб ад-Дина Абу Хашима аз-Захири. , также известный как аль-Бурхан. В это время ряд египтян, находившихся под влиянием захиритской теологии, эмигрировали в Сирию. [ 3 ] [ 4 ] Бурхан занимался изучением Ибн Хазма книги « Аль-Мухалла» вместе с Ясуфи, а Ибн аль-Джаби и Ибн аль-Хусбани следовали за двумя другими. [ 10 ] Кураши, с другой стороны, общался с вышеупомянутыми четырьмя только с целью изучения, но лично не любил Бурхана.
Открытие
[ редактировать ]В августе 1386 года Халид Хомсский посетил местного вождя бедуинов, заключенного в тюрьму в Цитадели Дамаска, чтобы найти поддержку в свержении султана и установлении халифата . Баркук сам сверг халифа аль-Мутаваккиля Мухаммада ибн Аби Бакра, чтобы прийти к власти. Вождь предложил Халиду поговорить с Ибн аль-Химси, высшим должностным лицом Цитадели, не имеющим никакого отношения к Халиду, несмотря на похожее по звучанию имя, поскольку он, скорее всего, поддержит свержение. [ 11 ]
Халид сообщил командиру Цитадели о заговоре, заявив, что он не только пользуется поддержкой местных бедуинских племен и городских жителей Дамаска, но и нашел подходящего кандидата на пост нового халифа. У офицера сложилось впечатление, что он поддерживает заговор, и попросил встретиться с этим новым халифом, после чего Халид раскрыл, что это Бурхан, и даже дал офицеру точный адрес дома Бурхана. [ 11 ] [ 12 ] Офицер отправил запрос на присутствие Бурхана; по прибытии он и Халид были немедленно арестованы.
Последствия
[ редактировать ]В отсутствие Цитадели и сирийского губернатора Байдамура в отпуске Ибн аль-Химси взял на себя исполняющую обязанности губернатора. Он написал Баркуку в Каир, добавив к этой истории свои собственные подробности. [ 13 ] Ибн аль-Химси не только сообщил султану о поимке двух главарей, но и обвинил губернатора в соучастии в заговоре, что привело к аресту губернатора, его сына Мухаммада Шаха, его племянника Аладдина аль-Хазиндара и двух депутатов в Рамадан того же года, соответствующий сентябрю 1386 года. [ 14 ] Через несколько недель после ареста Бурхана и Халида акцент сместился на охоту на ведьм для всех, кто связан с Байдамуром, что привело как к политическим, так и к финансовым санкциям. [ 15 ] [ 16 ]
На основании признания Бурхана Ясуфи был арестован, а Ибн аль-Хусбани скрылся. Второй ханбалитский юрист, Амин ад-Дин ибн ан-Наджиб из Баальбека , также был арестован как сообщник; хотя он не принимал непосредственного участия в заговоре, в прошлом он открыто выступал против султана. [ 13 ] В ноябре 1386 года Бурхан и Халид были перевезены в Каир, чтобы султан Баркук встретился с ними лицом к лицу. В их отсутствие по подозрению в причастности к заговору был арестован ряд других местных чиновников и священнослужителей. В конце концов, заключенные подали прошение с просьбой либо освободить их, либо убить; Вместо этого их заковали в кандалы и приговорили к физическому труду на объектах общественного строительства. Это вызвало цепную реакцию; местные дамасцы, пожалев павших политиков и священнослужителей, начали демонстрации на стройках против как принудительного ручного труда, так и администрации Бурджи в целом. [ 17 ] Военные, опасаясь распространения восстания среди низов, немедленно отменили каторжные приговоры и вернули узников в Цитадель. [ 18 ] Оппозиция правящей династии усилилась, когда местный священнослужитель Юсуф аз-Зуайфарини начал разъезжать по Цитадели на лошади, утверждая, что он освободит Байдамур, популярный среди простых людей Дамаска как религиозный священнослужитель сам по себе, так и за отказ для сбора налогов, взимаемых мамлюками, которые не имели никакого происхождения в исламском праве. [ 19 ] Также был отдан приказ об аресте Зуайфарини, хотя, как и Ибн аль-Хусбани, он смог избежать внимания правоохранительных органов Бурджи. [ 20 ]
24 декабря 1386 года Бурхан, Халид и Ибн ан-Наджиб прибыли в Каир. Были предъявлены обвинения в заговоре с целью свержения правительства Бурджи и установления халифата с лидером курашитского происхождения. [ 21 ] 16 января 1387 года они предстали лично перед султаном для допроса и суда. Бурхан проявил непокорность, устно обвинив Баркука в плохом управлении путем присвоения налогов, которые не имели текстовой основы в исламском праве , и заявив о своем требовании лидера кураши. Не заинтересованный в полемических дебатах, Баркук просто приказал пытать заключенных до тех пор, пока они не раскроют имена всех своих сообщников. [ 21 ]
Имя павшего губернатора Байдамура было очищено, но не раньше, чем он умер один в своей камере в Цитадели в феврале 1387 года. [ 20 ] В марте 1389 года Бурхан и Халид были освобождены в Каире, отсидев всего два года и семь месяцев, благодаря заступничеству влиятельного шафиитского юриста; Ибн ан-Наджиб, которого отправили обратно в Дамаск, был освобожден вместе с другими захиритами в Цитадели несколько дней спустя. [ 22 ] Единственным исключением, помимо Байдамура, был Ясуфи, который умер в Цитадели в августе 1387 года, более чем за год до условно-досрочного освобождения его товарищей. [ 23 ]
Наследие
[ редактировать ]Хотя восстание на начальном этапе набрало силу благодаря идеям захирита, сегодня оно рассматривается скорее с точки зрения политической агитации против мамлюков и общего недовольства маргинализацией халифата. [ 24 ] Историк Аль-Макризи , обычно отстраненный от тем своих сочинений, не только сообщил о восстании, но и попытался оправдать его теологически, вероятно, из-за своего собственного статуса захирита. [ 25 ] Макризи также был прямым учеником Бурхана по теологии. [ 26 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Чибли Маллат, Введение в право Ближнего Востока , стр. 116. Оксфорд : Издательство Оксфордского университета , 2007. ISBN 9780199230495
- ^ Шейх Си Хамза Бубакер, Современный трактат по исламскому богословию , стр. 383–384. Париж: Maisonneve & Larose, 1993.
- ^ Jump up to: а б Игнац Гольдцихер , Захири: их доктрина и их история , стр. 179. Лейден: Издательство Brill, 1997. ISBN 9789004026322
- ^ Jump up to: а б Насер Раббат: «Кем был аль-Макризи?» стр. 13. Взято из Обзора исследований мамлюков, Vol. 7, Часть 2. Ближневосточный центр документации, Чикагский университет, 2003 г.
- ^ Таха Талджи Таравина, «Провинция Дамаск во время второго периода мамлюков (784/1382-922/1516),» стр. 109. Публикации деканата исследований и аспирантуры Университета Мута , том. 25. 1994.
- ^ Кис Верстиг , « Ибн Мада как грамматик Захири», стр. 213. Взято из книги Ибн Хазма из Кордовы: Жизнь и творчество мыслителя-противоречивого мыслителя . Ред. Камилла Аданг , Марибель Фиерро и Сабина Шмидтке . Лейден : Издательство Brill , 2012. ISBN 9789004234246
- ^ Лутц Видерхольд, Законно-религиозная элита, светская власть и халифат в мамлюкском обществе: выводы, сделанные на основе изучения «восстания Захири» в Дамаске в 1386 году . Международный журнал исследований Ближнего Востока , том. 31, с. 225. Североамериканская ассоциация исследований Ближнего Востока , 1999.
- ^ Майкл Чемберлен, Знания и социальная практика в средневековом Дамаске, 1190–1350 гг ., стр. 167–174. Кембридж : Издательство Кембриджского университета , 1994.
- ^ Jump up to: а б Ибн Кади Шухба, аль-Илам би Тарих аль-Ислам , стр. 89.
- ^ Карл Брокельманн, История арабской литературы. Второе издание адаптировано к томам приложения . Том 1, стр. 400. Страдания: издательство Brill, 1937–1949.
- ^ Jump up to: а б Шухба, с. 304.
- ^ Ибн Хаджар аль-Аскалани , ад-Дурар аль-Камина , том. 1, стр. 514.
- ^ Jump up to: а б Шухба, стр. 186-176.
- ^ Аль-Макризи, Аль Селук Leme'refatt Dewall al-Melouk , vol. 3, часть 2, с. 549.
- ^ Ибн Хаджр, Ибна аль-Гумр , том. 2, стр. 343–345.
- ^ Аль-Сахави , Аль-Дау аль-лами ли Ахли аль-Карни аль-Таси , том. 7, с. 168.
- ^ Шухба, стр. 191.
- ^ Видерхольд, стр. 211.
- ^ Видерхольд, стр. 215.
- ^ Jump up to: а б Шухба, с. 227.
- ^ Jump up to: а б Макризи, том. 3, часть 2, с. 555.
- ^ Шухба, стр. 268–269.
- ^ Шухба, стр. 228–229.
- ^ Видерхольд, стр. 224.
- ^ Раббат, стр. 14.
- ^ Аль-Макризи, Таджрид аль-Таухид аль-Муфид , стр. 33 представления Сабри бин Саламы Шахина. Эр-Рияд : Дар аль-Кубс, 2005 г. ISBN 978-9960-49-202-5