Двадцать пятая династия Египта
Двадцать пятая династия Египта | |
---|---|
754 г. до н.э. – 656 г. до н.э. | |
Статуи различных правителей конца 25-й династии – начала напатанского периода. Слева направо: Тантамани , Тахарка (сзади), Сенкаманискен , снова Тантамани (сзади), Аспельта , Анламани , снова Сенкаманискен ; Музей Кермы . [1] | |
Капитал | Схватить Мемфис |
Общие языки | египетский , меройский |
Религия | Религия Древнего Египта Кушитская религия |
Правительство | Монархия |
фараон | |
• 744–712 гг. до н.э. | Пийе (первый) |
• 664–656 гг. до н.э. | Тантамани (последний) |
Историческая эпоха | Третий промежуточный период Египта |
• Учредил | 754 г. до н.э. |
• Упразднено | 656 г. до н.э. |
Двадцать пятая династия Египта (обозначается как XXV династия , альтернативно 25-я династия или 25-я династия ), также известная как Нубийская династия , Кушитская империя , Черные фараоны , [2] [3] или Напатаны , по названию их столицы Напаты , [4] была последней династией третьего промежуточного периода Египта , возникшей после кушитского вторжения.
25-я династия представляла собой линию фараонов, происходящую из Королевства Куш , расположенного на территории современного северного Судана и Верхнего Египта . Большинство королей этой династии считали Напату своей духовной родиной. Они правили Древним Египтом частично или полностью в течение почти столетия, с 744 по 656 год до нашей эры. [5] [6] [7] [8]
25-я династия была сильно египетской, использовала египетский язык и письменность в качестве средства записи и демонстрировала необычную преданность религиозным, художественным и литературным традициям Египта. Ранее ученые приписывали происхождение династии иммигрантам из Египта, в частности египетским жрецам Амона. [9] [10] [11] Видные ученые до сих пор придерживаются точки зрения на египетские стимулы третьего промежуточного периода, особенно то, что раскопки кладбища Эль-Курру, ключевого места возникновения государства Напата, показывают внезапное прибытие и влияние египтян в течение третьего промежуточного периода, одновременно с Процесс египтизации. [12] [13]
, Верхнего Египта и Куша при 25-й династии Объединение Нижнего Египта создало крупнейшую египетскую империю со времен Нового царства . Они ассимилировались в обществе, подтвердив древнеегипетские религиозные традиции, храмы и художественные формы, а также представив некоторые уникальные аспекты кушитской культуры. [14] Именно во времена 25-й династии в долине Нила было впервые со времен Среднего царства широко распространено строительство пирамид (многие на территории современного Северного Судана). [15] [16] [17]
После того, как Саргон II и Сеннахирим разгромили попытки нубийских царей закрепиться на Ближнем Востоке , их преемники Асархаддон и Ашурбанипал вторглись, победили и изгнали нубийцев в ходе ассирийского завоевания Египта . Падение 25-й династии знаменует собой начало позднего периода Древнего Египта . Двадцать шестая династия изначально была марионеточной династией, установленной ассирийцами и вассалами ассирийцев, и была последней местной династией, правившей Египтом до вторжения Персидской империи Ахеменидов .
Традиционное представление династии как «Черных фараонов» вызвало критику со стороны ученых, особенно потому, что этот термин предполагает, что другие династии не имели схожего южного происхождения. [18] Они также утверждают, что этот термин упускает из виду генетический континуум, связывавший древних нубийцев и египтян. [19] [20]
История
[ редактировать ]Как
[ редактировать ]Двадцать пятая династия возникла в Куше , который в настоящее время находится в Северном Судане . Город-государство Напата был духовной столицей, и именно оттуда Пийе ( писалось как Пианхи или Пианхи в старых работах ) вторгся и взял под свой контроль Египет . [21] Пийе лично возглавил нападение на Египет и записал свою победу на длинной, заполненной иероглифами стеле, названной «Стела Победы». Стела объявляет Пие фараоном всего Египта и подчеркивает его божественное царство, называя его «Сыном Ра» (правителем Нижнего Египта) и «Возлюбленным Амона» (правителем Верхнего Египта). [7] : 166 Успех Пие в достижении двойного царства после нескольких поколений кушитского планирования стал результатом «кушитских амбиций, политического мастерства и решения фиванцев воссоединить Египет именно этим способом», а не полного истощения Египта, «как часто предполагается в египтологических исследованиях». [16] Пийе возродил одну из величайших особенностей Старого и Среднего царств – строительство пирамид. Энергичный строитель, он построил старейшую известную пирамиду на царском захоронении Эль-Курру . Он также расширил Храм Амона в Джебель-Баркале. [16] добавив «огромный двор с колоннадой». [7] : 163–164
Пийе предпринял различные безуспешные попытки расширить египетское влияние на Ближнем Востоке , который тогда контролировался из семитской неоассирийской Месопотамии империей . В 720 году до нашей эры он послал армию для поддержки восстания против Ассирии в Филистии и Газе , однако Пийе потерпел поражение от Саргона II , и восстание провалилось. [24] Хотя Манефон не упоминает первого царя Пие, ведущие египтологи считают его первым фараоном 25-й династии. [15] [16] [17] [25] Манефон также не упоминает последнего царя Тантамани , хотя существуют надписи, подтверждающие существование как Пие, так и Тантамани.
Надпись на стеле Пие описывает Пие как очень религиозного, сострадательного и любителя лошадей. [26] Пийе ругал тех, кто жестоко обращался с лошадьми, требовал лошадей в качестве подарков и похоронил вместе с собой восемь своих лошадей. [26] Исследования скелетов лошадей в Эль-Курру, текстовых свидетельств и иконографических свидетельств, связанных с использованием лошадей в кушитской войне, показывают, что «лучшие лошади, используемые в Египте и Ассирии, были выведены и экспортированы из Нубии». [7] : 157–158 Лучшие лошади, колесницы и развитие тактики кавалерии помогли Пие победить Тефнахта и его союзников. [7] : 158
Спор о хронологии Шабаки и Шебитку
[ редактировать ]Хотя манетонские и классические традиции утверждают, что именно вторжение Шабаки привело Египет под власть кушитов, самые последние археологические данные показывают, что Шабака правил Египтом после Шебитку, а не раньше, как считалось ранее. Путаница может возникнуть из-за того, что Шабака вступил на престол через кушитскую побочную преемственность по сравнению с египетской патрилинейной преемственностью. [7] : 168 Конструкция гробницы Шебитку (Ку. 18) напоминает гробницу Пийе (Ку. 17), а гробница Шабаки (Ку. 15) — гробницу Тахарки (Ку. 1) и Тантамани (Ку. 16) [39 – Д. Данэм, Эль-Курру, Королевские кладбища Куша, I, (1950) 55, 60, 64, 67; также Д. Данэм, Нури, Королевские кладбища Куша, II, (1955) 6–7; Дж. Лулль, Царские египетские гробницы третьего переходного периода (династии XXI-XXV). Tradición y cambios, BAR-IS 1045 (2002) 208.]. [27] Во-вторых, Пайро отмечает по-французски, что «Божественная Адоратриса Шепенупет I, последняя Ливийская Адоратриса, была еще жива во время правления Шебитку, поскольку она изображена совершающей обряды и описывается как «живущая» в тех частях часовни Осириса-Хекаджета, построенной во время его правления (стена и внешняя часть ворот) [45 – Ж. Легрен, "Le Temple et les chapelles d'Osiris à Karnak. Le Temple d'Osiris-Hiq-Djeto, party éthiopienne", RecTrav 22 (1900) 128; JWIS III, 45.]. [27] В остальной части комнаты находится Аменирдис I (сестра Шабаки), которая изображена с титулом Адоратрисы и коронационным именем. Таким образом, преемственность Шепенупета I – Аменирдиса I произошла во время правления Шебитку/Шабатако. Одной этой детали достаточно, чтобы показать, что правление Шабаки не может предшествовать правлению Шебитку/Шабатако. [27] Наконец, документ Джерарда Брукмана GM 251 (2017) показывает, что Шебитку правил до Шабаки, поскольку верхний край надписи Шебитку NLR № 30 на набережной Карнака 2-го года был вырезан над левой стороной нижнего края надписи Шебитку NLR № 33 3-го года. . [28] Это может означать только то, что Шабака правил после Шебитку.
Shebitku
[ редактировать ]Согласно более новой хронологии, Шебитку завоевал всю долину Нила , включая Верхний и Нижний Египет, около 712 г. до н.э. Шебитку приказал Бочориса сжечь из предыдущей династии Саис за сопротивление ему. После завоевания Нижнего Египта Шебитку перенес столицу в Мемфис . [28] Даниэль Кан предположил, что Шебитку был царем Египта к 707/706 году до нашей эры. [29] Это основано на свидетельствах надписи ассирийского царя Саргона II , которая была найдена в Персии (тогда это была колония Ассирии) и датирована 706 годом до нашей эры. Эта надпись называет Шебитку царем Мелухи и утверждает, что он отправил обратно в Ассирию мятежника по имени Ямани в наручниках. Аргументы Кана были широко приняты многими египтологами, включая Рольфа Краусса и Эйдана Додсона. [30] и другие ученые, участвующие в проекте SCIEM 2000 (Синхронизация цивилизаций Восточного Средиземноморья во втором тысячелетии до нашей эры), за заметным исключением Кеннета Китчена и Манфреда Биетака в настоящее время.
Интернет
[ редактировать ]Согласно традиционной хронологии, Шабака «подвел всю долину Нила до Дельты под власть империи Куша и, как полагают, приказал сжечь заживо Бокхориса, династии Саиса». [15] [7] : 166–167 Прямых доказательств того, что Шабако действительно убил Бакенранефа, нет, и хотя более ранние ученые в целом принимали эту традицию, в последнее время к ней относятся более скептически. [31] Первоначально Шабака поддерживал хорошие отношения с Ассирией, о чем свидетельствует его экстрадиция мятежника Иамани Ашдодского в Ассирию в 712 г. до н.э. [7] : 167 Шабака поддержал восстание против ассирийцев в филистимском городе Ашдод, однако он и его союзники потерпели поражение от Саргона II . [ нужна ссылка ]
Шабака «перенес столицу в Мемфис» [7] : 166 и восстановил великие египетские памятники и храмы, «в отличие от своих ливийских предшественников». [7] : 167–169 Шабака положила начало эпохе египетской архаики, или возврату к историческому прошлому, который был воплощен концентрированными усилиями по религиозному обновлению и восстановлению святых мест Египта. [7] : 169 Шабака также вернул Египет к теократической монархии, став первым жрецом Амона . Кроме того, Шабака известен тем, что создал хорошо сохранившийся образец мемфисского богословия, вписав старый религиозный папирус в Камень Шабака .
Тахарка
[ редактировать ]В 690 г. до н.э. [7] Тахарка был коронован в Мемфисе. [26] и правил Верхним и Нижним Египтом как фараон из Таниса в Дельте. [35] [15] Правление Тахарки было процветающим временем в империи с особенно большим разливом реки Нил и обильным урожаем и вином. [36] [7] Надписи Тахарки указывают на то, что он подарил большое количество золота храму Амона в Каве. [37] Он восстановил и построил великие сооружения по всей долине Нила, в том числе в Джебель-Баркале, Каве (из ливанского кедра), [7] Каср Ибрим и Карнак. [38] [39] «Фивы обогатились в монументальных масштабах». [7] В Карнаке сооружения Священного озера, киоск в первом дворе и колоннады у входа в храм принадлежат Тахарке и Ментуемхету. Тахарка и кушиты ознаменовали ренессанс искусства фараонов. [40] Тахарка построил самую большую пирамиду (52 квадратных метра в основании) в Нубийском регионе в Нури (недалеко от Эль-Курру ) с самой сложной кушитской гробницей, высеченной в скале. [41] Тахарка был похоронен с «более 1070 шабти разного размера, сделанными из гранита, зеленого анкерита и алебастра». [42]
Армия Тахарки предприняла успешные военные кампании, о чем свидетельствует «список завоеванных азиатских княжеств» из храма Мут в Карнаке и «покоренные народы и страны (ливийцы, кочевники Шасу, финикийцы?, Хор в Палестине)» из надписей храма Санам. [7] Имперские амбиции Месопотамии, , базирующейся в Ассирийской империи сделали войну с 25-й династией неизбежной. В 701 г. до н.э. Тахарка и его армия помогли Иудее и царю Езекии выдержать осаду царя Сеннахирима (4 Царств 19:9; Исаия 37:9). ассирийского [43] Существуют различные теории (армия Тахарки, [44] болезнь, божественное вмешательство, капитуляция Езекии) о том, почему ассирийцам не удалось взять город и отступить в Ассирию. [45] Торок упоминает, что египетская армия «была разбита при Элтеке» под командованием Тахарки, но «битву можно было интерпретировать как победу двойного царства», поскольку Ассирия не взяла Иерусалим и «отступила в Ассирию». [7] : 170 Многие историки утверждают, что Сеннахирим был правителем Хора после осады в 701 г. до н.э. В анналах Сеннахирима записано, что после осады Иуда был вынужден платить дань. [24] Однако этому противоречит частое использование Хором египетской системы весов для торговли. [46] 20-летнее прекращение в Ассирии (до 701 г. и после смерти Сеннахирима) неоднократного вторжения в Хор, [47] Хор отдает дань уважения Амону Карнакскому в первой половине правления Тахарки, [7] и Тахарка нарушил запрет Ассирии на экспорт ливанского кедра в Египет, в то время как Тахарка строил свой храм Амона в Каве. [48] Сеннахирим был убит собственными сыновьями в отместку за разрушение мятежного месопотамского города Вавилона , города, священного для всех месопотамцев, включая ассирийцев. [ нужна ссылка ]
В 679 г. до н.э. преемник Сеннахирима, царь Асархаддон , провел кампанию в Хоре и взял город, лояльный Египту. Разрушив Сидон и заставив Тир платить дань в 677–676 гг. до н. э., Асархаддон вторгся в Египет в 674 г. до н. э. Согласно вавилонским записям, Тахарка и его армия полностью разгромили ассирийцев в 674 г. до н.э. [49] Египет Тахарки все еще господствовал в Хоре в этот период, о чем свидетельствует аннал Асархаддона 671 г. до н.э., в котором упоминается, что царь Тира Балу «доверился своему другу Тахарке», союз Ашкелона с Египтом и надпись Асархаддона, спрашивающая, «будут ли египетские войска победить Асархаддона при Ашкелоне». [50] Однако Тахарка потерпел поражение в Египте в 671 г. до н. э., когда Асархаддон завоевал Северный Египет, захватил Мемфис, обложил данью, а затем отступил. [35] В 669 г. до н.э. Тахарка вновь оккупировал Мемфис, а также Дельту и возобновил интриги с царем Тира. [35] Асархаддон снова повел свою армию в Египет, и после его смерти командование перешло к Ашшурбанипалу . Ашурбанипал и ассирийцы продвинулись на юг до Фив, но прямой ассирийский контроль не был установлен». [35] Тахарка отступил в Нубию, где умер в 664 г. до н.э.
Тахарка остается важной исторической фигурой в Судане и других странах, о чем свидетельствует недавний проект Уилла Смита по изображению Тахарки в крупном кинофильме. [51] По состоянию на 2017 год статус этого проекта неизвестен.
Исследование сфинкса, который был создан для изображения Тахарки, указывает на то, что он был кушитским фараоном из Нубии. [52]
Тантамани
[ редактировать ]Преемник Тахарки, Тантамани, отплыл на север из Напаты через Элефантину и с большой армией в Фивы, где он «ритуально был провозглашен царем Египта». [7] : 185 Из Фив Тантамани начал свое завоевание. [7] : 185 и восстановил контроль над Египтом, вплоть до Мемфиса. [35] В стеле сна Тантамани говорится, что он восстановил порядок в хаосе, когда королевские храмы и культы не поддерживались. [7] : 185 После победы над Саисом и убийства вассала Ассирии Нехо I в Мемфисе «некоторые местные династия формально сдались, а другие отошли в свои крепости». [7] : 185 Тантамани двинулся к северу от Мемфиса, вторгся в Нижний Египет и осадил города в дельте, некоторые из которых сдались ему. [ нужна ссылка ]
Сын Нехо Псамтик I бежал из Египта в Ассирию и вернулся в 664 г. до н.э. с Ашшурбанипалом и большой армией, состоящей из карийских наемников . [ нужна ссылка ] По прибытии ассирийцев в Египет Тантамани бежал в Фивы, где его преследовали ассирийцы. [7] : 186–187 Затем Тантамани бежал в Нубию, и ассирийская армия разграбила Фивы «и опустошила эту территорию» в 663 г. до н.э. [35] Псамтик I был возведен на трон Нижнего Египта как вассал Ашшурбанипала. [ нужна ссылка ] Псамтик быстро объединил Нижний Египет и изгнал ассирийскую армию, став первым правителем Двадцать шестой династии . [7] : 186 В 656 г. до н. э. Псамтик послал большой флот на юг, в Фивы, мирно взяв под свой контроль все еще мятежный Верхний Египет, тем самым объединив весь Египет.
Тантамани и нубийцы больше никогда не представляли угрозы ни для Ассирии, ни для Египта. После смерти Тантамани был похоронен на королевском кладбище Эль-Курру , выше по течению от кушитской столицы Напаты . Ему наследовал сын Тахарки, царь Атланерса . [24] В общей сложности Двадцать пятая династия правила Египтом менее ста лет. [5] [53] Преемники Двадцать пятой династии вернулись на свою родину в Нубии, где они продолжили свое царство в Напате (656–590 до н.э.) и продолжали предъявлять пустые претензии на египетское царствование в течение следующих 60 лет, в то время как эффективный контроль над Египтом находился в руках Псамтика I и его преемников. [54] Затем кушиты правили южнее, в Мероэ (590 г. до н.э. - 4 век н.э.). [24]
Армии 25-й династии
[ редактировать ]Нубийские/египетские солдаты 25-й династии представлены на нескольких ассирийских рельефах, связанных с ассирийским завоеванием Египта , таких как Осада египетского форта в 667 году до нашей эры . Представлены нубийские солдаты, защищающие свой город, а также пленные под ассирийским конвоем, многие из которых носят типичные головные уборы с одним пером, характерные для солдат Тахарки. [55] [56]
- Бронированные кушитские солдаты Тахарки защищают свой город от нападения ассирийцев
- Нубийские пленные, которых ассирийские охранники выводят из египетского города. [55]
- Нубийские пленные. Они носят типичный головной убор с одним пером солдат Тахарки. [55]
Месть Псамтика II
[ редактировать ]Псамтик II , третий правитель следующей династии, Двадцать шестой династии , намеренно разрушил памятники, принадлежащие 25-й династии кушитских царей в Египте, стирая их имена и их королевские эмблемы со статуй и рельефов в Египте. Затем он послал армию в Нубию в 592 г. до н.э., чтобы стереть все следы их правления во время правления кушитского царя Аспельты . Эта экспедиция и ее разрушения зафиксированы на нескольких победных стелах, особенно на Стеле Победы Калабши . Египетская армия «возможно, продолжила разграбление Напаты, хотя нет убедительных доказательств того, что они действительно это сделали». [35] : 65 Это привело к переносу кушитской столицы дальше на юг, в Мероэ . [57] [58]
Искусство и архитектура
[ редактировать ]Хотя Двадцать пятая династия контролировала Древний Египет всего 91 год (747–656 до н. э.), она занимает важное место в истории Египта благодаря восстановлению традиционных египетских ценностей, культуры, искусства и архитектуры.
Двадцать пятая династия Египта возродила утерянную египетскую традицию строительства пирамид для своих умерших правителей. Нубийские короли построили свои собственные пирамиды через 1000 лет после того, как методы захоронения в Египте изменились. [59] Нубийские пирамиды были впервые построены в Эль-Курру в 751 году до нашей эры для Пие , первого правителя 25-й династии, и многие другие были построены в Нури . [60] Пирамиды в нубийском стиле имитировали форму египетской частной элитной семейной пирамиды, которая была распространена во времена Нового царства (1550-1069 гг. до н.э.). [61] Сегодня сохранилось в два раза больше нубийских пирамид, чем египетских. [59]
Фараоны 25-й династии
[ редактировать ]Фараоны 25-й династии правили Египтом около 91 года, с 747 по 656 год до нашей эры.
фараон | Изображение | Преномен (имя трона) | Имя Гора | Царствование | Пирамида | Супруга(и) | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Как | Использовать | Канахтхамнепет | в. 747–714 гг. до н.э. | Курра 17 |
| Кашту иногда считают первым фараоном династии, в отличие от Пие. | |
Shebitku | Дедушки | Джедхау | 714–705 гг. до н.э. | Курра 18 | Арти (Курру 6) | ||
Интернет | Неферкаре | Себактави | 705–690 до н.э. | Курра 15 |
| ||
Тахарка | Хунефертумре | Кахау | 690–664 гг. до н.э. | Нури 1 |
| ||
Тантамани | Голый | Вахмерут | 664–656 до н.э. | Курра 16 | Потерял контроль над Верхним Египтом в 656 г. до н. э., когда Псамтик I в том же году захватил Фивы. |
Период, начинающийся с Кашты и заканчивающийся Малонакеном, иногда называют периодом Напатана . Более поздние короли из двадцать пятой династии правили Напатой , Мероэ и Египтом. а Мероэ был провинциальным В этот период резиденция правительства и королевский дворец находились в Напате, городом . Короли и королевы были похоронены в Эль-Курру и Нури . [63]
Алара , первый известный нубийский царь и предшественник Кашты, не был царем 25-й династии, поскольку во время своего правления он не контролировал ни один регион Египта. Хотя Пийе считается основателем 25-й династии, в некоторых публикациях может упоминаться Кашта, который уже контролировал некоторые части Верхнего Египта. Его стела была найдена в Элефантине , и Кашта, вероятно, оказывал некоторое влияние в Фивах (хотя он не контролировал ее), поскольку он имел достаточно влияния, чтобы его дочь Аменирдис I усыновила там в качестве следующей Божественной Поклонницы Амона .
Хронология 25-й династии
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Периоды и династии Древнего Египта |
---|
Все годы указаны до нашей эры. |
- Эфиопия — древнегреческий географический термин, обозначавший регионы Судана и районы к югу от пустыни Сахара.
- История Древнего Египта
- Список монархов Куша
- Двенадцатая династия Египта
- Генеалогическое древо двадцать пятой династии Египта
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эльшазлы, Хешам. «Керма и королевский тайник» .
- ^ Перейти обратно: а б «Нырните под пирамиды черных фараонов Судана» . Нэшнл Географик . 2 июля 2019 г. Архивировано из оригинала 2 июля 2019 г.
- ^ Моркот, Роберт (2000). Черные фараоны: нубийские правители Египта . Лондон: Рубикон Пресс. ISBN 0-948695-23-4 . OCLC 43901145 .
- ^ Оливер, Роланд (5 марта 2018 г.). Африканский опыт: от Олдувайского ущелья до XXI века . Рутледж. п. 66. ИСБН 978-0-429-97650-6 .
Напатаны где-то около 900 г. до н.э. завоевали как Нижнюю, так и Верхнюю Нубию, включая важнейшие золотые прииски, а к 750 г. были достаточно сильны, чтобы завоевать сам Египет, где их цари правили почти столетие в эпоху Двадцать пятой династии.
- ^ Перейти обратно: а б «Нубия | Определение, история, карта и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ Бард, Кэтрин А. (7 января 2015 г.). Введение в археологию Древнего Египта . Джон Уайли и сыновья. п. 393. ИСБН 978-1-118-89611-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Тёрёк, Ласло (1998). Королевство Куш: Справочник напатанско-мероитской цивилизации . Лейден: БРИЛЛ. стр. 132–133, 153–184. ISBN 90-04-10448-8 .
- ^ «Царь Пийе и кушитское управление Египтом» . Смартистория . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ Генрих, Бругш (1902). История Египта при фараонах . Джон Мюррей Лондон. п. 387.
- ^ Брестед, Дж. Х. (1924). История Египта с древнейших времен до персидского завоевания . Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 538–539.
- ^ Дриотон, Э. (1962). Дриотон, Э; Вандье, Дж. – Народы Средиземноморья и Востока II Египта . Париж: Press Universitaires de France. стр. 524, 537–538.
- ^ Ассманн, Ян (2002). Разум Египта: история и значение во времена фараонов . Столичные книги. стр. 317–321.
- ^ Литтл, Штеффен (1999). Происхождение государства Напатан: Эль Курру и свидетельства царских предков. В исследованиях древнего Судана: материалы 7-й Международной конференции по мероитским исследованиям, проходившей с 14 по 19 сентября 1992 г. в Госене / недалеко от Берлина . Харрасовиц; Двуязычное издание. стр. 3–117.
- ^ Бонне, Чарльз (2006). Нубийские фараоны . Нью-Йорк: Американский университет в Каире Press. стр. 142–154. ISBN 978-977-416-010-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мохтар, Г. (1990). Всеобщая история Африки . Калифорния, США: Издательство Калифорнийского университета. стр. 161–163. ISBN 0-520-06697-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Эмберлинг, Джефф (2011). Нубия: Древние королевства Африки . Нью-Йорк: Институт изучения древнего мира. стр. 9–11. ISBN 978-0-615-48102-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Сильверман, Дэвид (1997). Древний Египет . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 36–37 . ISBN 0-19-521270-3 .
- ^ Логан, Джим (21 сентября 2020 г.). «Африканский Египет» . Текущее / Калифорнийский университет в Санта-Барбаре .
Смит, который с 2000 года занимается раскопками древнего городища Томбос в современном Судане (Нубия), сосредоточил свои исследования на вопросах идентичности, особенно этнической принадлежности, и межкультурного взаимодействия между Древним Египтом и Нубией. Он отметил, что в VIII веке до нашей эры кушитские правители были коронованы как короли Египта, управляя объединенным нубийским и египетским королевством как фараоны 25-й египетской династии. Этих кушитских царей обычно называют «черными фараонами» как в научных, так и в популярных публикациях. Эта терминология, по словам Смита, часто преподносится как прославление черной африканской цивилизации. Но это также отражает давнюю предвзятость, согласно которой египетские фараоны и их народ не были африканцами, то есть не чернокожими. Этот образ уходит корнями в долгую историю расизма, восходящую к некоторым деятелям-основателям египтологии и их роли в создании «научного» расизма в США [...] «Это всегда казалось мне странным». что египтологи неохотно признавали, что древние (и современные) египтяне были довольно темнокожими африканцами, особенно южнее», — продолжил Смит.
- ^ «Одна из других проблем с прозвищем «Черные фараоны» заключается в том, что оно подразумевает, что ни один из других додинастических, протодинастических или династических египетских правителей не может быть назван «черным» - в смысле кушитов - что, хотя и не особенно Интересно, но это неправда. Даже сэр Флиндерс Петри, отец теории азиатской «династической расы», ставшей основой династического Египта, утверждал, что различные другие династии имели «суданское» происхождение или имели связи с ними, основываясь на фенотипе, что подразумевает [неверно]; эти конкретные черты не могли быть египетскими, то есть быть частью его наследственной биологической вариации». Кейта, SOY (сентябрь 2022 г.). «Идеи о «расе» в истории долины Нила: рассмотрение «расовых» парадигм в недавних презентациях об Африке долины Нила, от «черных фараонов» до мумий Геномест» . Журнал древнеегипетских взаимосвязей .
- ^ Кроуфорд, Кейт В. (2021). «Критика темы «черных фараонов»: расистские перспективы египетских и кушитско-нубийских взаимодействий в популярных СМИ» . Африканский археологический обзор . 38 (4): 695–712. дои : 10.1007/s10437-021-09453-7 . ISSN 0263-0338 . S2CID 238718279 .
- ^ Геродот (2003). Истории . Книги о пингвинах. стр. 106–107, 133–134 . ISBN 978-0-14-044908-2 .
- ^ Лихи, Энтони (1992). «Королевская иконография и династические перемены, 750–525 гг. До н.э.: Синяя корона и шапка». Журнал египетской археологии . 78 :227 и фото XXVI. дои : 10.2307/3822074 . ISSN 0307-5133 . JSTOR 3822074 .
- ^ Лихтейм, Мириам (1980). Древнеегипетская литература: Книга для чтения . Издательство Калифорнийского университета. стр. 66–75. ISBN 978-0-520-04020-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ру, Жорж (1992). Древний Ирак (Третье изд.). Лондон: Пингвин. ISBN 0-14-012523-Х .
- ^ Мохтар, Г. (1990). Всеобщая история Африки . Калифорния, США: Издательство Калифорнийского университета. п. 67. ИСБН 0-520-06697-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хейнс, Джойс (1992). Харви, Фредрика (ред.). Нубия: Древние королевства Африки . Бостон, Массачусетс, США: Музей изящных искусств. стр. 25–30. ISBN 0-87846-362-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Пейродо, Ф. (2014). «Вернуть преемственность Шабако-Шабатако» (PDF) . Нехет . 1 : 115–127.
- ^ Перейти обратно: а б Брукман, Джерард П.Ф. (2017). «Генеалогические соображения относительно царей Двадцать пятой династии в Египте». Геттингер Мицеллен . 251 : 13–20. ISSN 0344-385X .
- ^ Кан, Дэниел (2001). «Надпись Саргона II в Танг-и Варе и хронология 25-й династии». Ориенталия . 70 (1): 1–18. JSTOR 43076732 .
- ^ Сайдботэм, Стивен Э. (2002). «Недавно открытые места в Восточной пустыне». Журнал египетской археологии . 82 : 181–192 [с. 182 н. 24]. дои : 10.1177/030751339608200118 . JSTOR 3822121 . S2CID 192102954 .
- ^ Литтл, Штеффен (1999). Исследования Древнего Судана: материалы 7-й Международной конференции по мероитским исследованиям, проходившей с 14 по 19 сентября 1992 г. в Госене / недалеко от Берлина . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 203. ИСБН 978-3-447-04139-3 .
- ^ Смит, Уильям Стивенсон; Симпсон, Уильям Келли (1 января 1998 г.). Искусство и архитектура Древнего Египта . Издательство Йельского университета. п. 235. ИСБН 978-0-300-07747-6 .
- ^ Бьянки, Роберт Стивен (2004). Повседневная жизнь нубийцев . Издательская группа Гринвуд. п. 207. ИСБН 978-0-313-32501-4 .
- ^ «Настенное панно; рельеф Британского музея» . Британский музей .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. стр. 64–65. ISBN 0-7141-0986-Х .
- ^ Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. п. 158. ИСБН 0-7141-0986-Х .
- ^ Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. п. 169. ИСБН 0-7141-0986-Х .
- ^ Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. стр. 16–34, 62–64, 175, 183. ISBN. 0-7141-0986-Х .
- ^ Диоп, Шейх Анта (1974). Африканское происхождение цивилизации . Чикаго, Иллинойс: Книги Лоуренса Хилла. стр. 219–221 . ISBN 1-55652-072-7 .
- ^ Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. п. 178. ИСБН 0-7141-0986-Х .
- ^ Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. стр. 103, 107–108. ISBN 0-7141-0986-Х .
- ^ Уэлсби, Дерек А. (1996). Королевство Куш . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. п. 87. ИСБН 0-7141-0986-Х .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 141–144. ISBN 1-56947-275-0 .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 127, 129–130, 139–152. ISBN 1-56947-275-0 .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 119. ISBN. 1-56947-275-0 .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 155–156. ISBN 1-56947-275-0 .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 152–153. ISBN 1-56947-275-0 .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 155. ISBN. 1-56947-275-0 .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 158–161. ISBN 1-56947-275-0 .
- ^ Обен, Генри Т. (2002). Спасение Иерусалима . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Soho Press, Inc., стр. x, 159–161. ISBN 1-56947-275-0 .
- ^ Флеминг, Майкл (7 сентября 2008 г.). «Уилл Смит надевает шляпу фараона» . Разнообразие . Проверено 23 июля 2016 г.
- ^ Нётлинг, Ф.Дж. (1989). Доколониальная Африка: ее цивилизации и внешние контакты . Южное книжное издательство. п. 43. ИСБН 978-1-86812-242-4 . Проверено 2 апреля 2018 г.
Он перенес свою столицу в Фивы и стал царем Куша и Мисра (Египет), сформировав 25-ю династию. Кушитская власть простиралась от Средиземного моря до нынешней границы Эфиопии. Некоторые египтяне приветствовали присутствие кушитов и считали их цивилизованными людьми, а не варварами. Их культура представляла собой смесь местных египетских и суданских элементов, и физически их внешний вид включал египетские, берберско-ливийские и другие средиземноморские элементы, а также негроидную кровь, пришедшую из области пятого и шестого водопадов.
- ^ «Кушитское царство | Восточный институт Чикагского университета» . oi.uchicago.edu . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ «Следующие шесть десятилетий они и их преемники будут продолжать выдвигать фиктивные претензии наЕгипетское царство» Кендалл, Тимоти. Путеводитель по Джебель-Баркалу (PDF) . п. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с «Настенное панно; рельеф Британского музея» . Британский музей .
- ^ Бьянки, Роберт Стивен (2004). Повседневная жизнь нубийцев . Издательская группа Гринвуд. п. 206. ИСБН 978-0-313-32501-4 .
- ^ Лихи, Энтони (1992). «Королевская иконография и династические перемены, 750–525 гг. До н.э.: Синяя корона и шапка». Журнал египетской археологии . 78 :238. дои : 10.2307/3822074 . ISSN 0307-5133 . JSTOR 3822074 .
- ^ Эльшазлы, Хешам. Керма и королевский тайник . стр. 26–77.
- ^ Перейти обратно: а б Такач, Саролта Анна; Клайн, Эрик Х. (17 июля 2015 г.). Древний мир . Рутледж . ISBN 978-1-317-45839-5 .
- ^ Митчелл, Джозеф; Митчелл, Хелен Басс (27 марта 2009 г.). Принимая сторону: столкновение взглядов во всемирной истории, Том 1: От древнего мира до досовременной эпохи, в расширенном виде . Макгроу-Хилл Образование. ISBN 978-0-07-812758-8 .
- ^ Колб, Майкл Дж. (6 ноября 2019 г.). Осмысление памятников: рассказы о времени, движении и масштабе . Рутледж. ISBN 978-0-429-76492-9 .
- ^ Смит, Уильям Стивенсон; Симпсон, Уильям Келли (1 января 1998 г.). Искусство и архитектура Древнего Египта . Издательство Йельского университета. п. 234. ИСБН 978-0-300-07747-6 .
- ^ Данэм, Доус (1946). «Заметки по истории Куша 850 г. до н.э. – 350 г. н.э.». Американский журнал археологии . 50 (3): 378–388. дои : 10.2307/499459 . JSTOR 499459 . S2CID 193086188 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рейснер, Джорджия (1919). «Открытие гробниц египетской XXV династии». Суданские заметки и записи . 2 (4): 237–254. JSTOR 41715805 .
- Моркот, Р.Г. (2000). Черные фараоны, нубийские правители Египта . Лондон: Рубикон Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с 25-й династией Египта, на Викискладе?
- (на французском языке) Voyage au pays des pharaons noirs Путешествие в Судан: фотографии и заметки по истории Нубии
- Двадцать пятая династия Египта
- Государства и территории, основанные в 8 веке до нашей эры.
- Государства и территории, упраздненные в VII веке до нашей эры.
- 740-е годы до нашей эры
- История Нубии
- Королевство Куш
- Короли Куша
- Династии Древнего Египта
- Египетский народ нубийского происхождения
- Заведения VIII века до нашей эры в Египте
- Застой в Египте в 7 веке до н.э.