Каменная паутина
Каменная паутина | |
---|---|
Материал | Гранит |
Высота | 95 см |
Ширина | 1,37 метра |
Созданный | в. 722 г. до н.э. |
Текущее местоположение | Лондон , Англия , Великобритания |
Камень Шабака , иногда Шабако , представляет собой реликвию, на которой высечен древнеегипетский религиозный текст, датируемый Двадцать пятой династией Египта . [1] В последующие годы камень, вероятно, использовался как жернов , что повредило иероглифы . Эти повреждения сопровождаются другими умышленными повреждениями, в результате которых иероглифическая надпись находится в плохом состоянии.
Провенанс
[ редактировать ]Историческое происхождение
[ редактировать ]Первоначально установленный как долговечный памятник в Великом храме Птаха в Мемфисе в конце восьмого века до нашей эры, камень в какой-то момент был перевезен (по неизвестным причинам) в Александрию . [2] Оттуда он был перевезен на военном корабле из Александрии в Англию . Он был привезен обратно в качестве балласта вместе с капителью египетской колонны, фрагментами греко-римской черной базальтовой капители, двумя фрагментами кварцитовой перемычки Сенусерта III и коленопреклоненной статуей Рамсеса II из черного гранита . [3] В 1805 году камень был подарен Британскому музею Джорджем Спенсером, 2-м графом Спенсером (1758–1834), который был первым лордом Адмиралтейства и с 1794 года попечителем музея. [4] В 1901 году камень был впервые расшифрован, переведен и интерпретирован американским египтологом Джеймсом Генри Брестедом . [5] Памятник находится в музее и по сей день. [2]
Встречаться
[ редактировать ]Во введении к камню утверждается, что это копия уцелевшего содержимого разлагающегося червячного папируса , найденного фараоном Шабакой в Великом храме Птаха. [6] Гомер В. Смит датирует оригинальный текст Первой династией , называя его «древнейшим письменным свидетельством человеческой мысли». [7]
Брестед, Адольф Эрман , Курт Зете и Герман Юнкер датировали камень Древним Королевством . [8] Камень архаичен как лингвистически (его язык аналогичен языку, используемому в Текстах пирамид Старого царства), так и политически (он намекает на важность Мемфиса как первого королевского города). [8] Таким образом, Анри Франкфорт , Джон Уилсон, Мириам Лихтхайм и Эрик Иверсен также оценили камень как принадлежащий Старому Королевству. [8] Однако с тех пор Фридрих Юнге и большинство других ученых утверждали, что памятник был создан во времена Двадцать пятой династии . [8] Сегодня учёные считают очевидным, что оно не могло предшествовать Девятнадцатой династии . [9]
Состав
[ редактировать ]Ширина стелы составляет около 137 сантиметров (54 дюйма), высота левой стороны оценивается в 91 сантиметр (36 дюймов), а высота правой стороны - около 95 сантиметров (37 дюймов). [10] Письменная поверхность составляет 132 сантиметра (52 дюйма) в ширину и в среднем 66 сантиметров (26 дюймов) в высоту. [10] Прямоугольное отверстие в центре имеет размеры 12 на 14 сантиметров (4,7 на 5,5 дюйма) с одиннадцатью расходящимися линиями длиной от 25 до 38 сантиметров (от 9,8 до 15,0 дюйма). [10] Площадь полностью изношенной поверхности составляет 78 сантиметров (31 дюйм) в поперечнике. [10]
В 1901 году Джеймс Генри Брестед идентифицировал камень как прямоугольную плиту из черного гранита . [11] В то время как другие ученые постулировали, что памятник представлял собой плиту, базальт или каменный конгломерат, недавний анализ, проведенный ученым Британского музея, показал, что камень представляет собой зеленую брекчию, происходящую из Вади Хаммамат . [12]
Содержание
[ редактировать ]Текст включает два основных раздела с кратким введением и заключительным резюме. Первое разделение связано с объединением Верхнего и Нижнего Египта . Птах работает через Гора, чтобы осуществить это объединение. Другой — миф о сотворении мира , «Мемфисская теология» или «Мемфисская драма». [7] это утверждает Птаха как создателя всего сущего, включая богов.
В тексте подчеркивается, что именно в Мемфисе произошло объединение Египта. [13] В надписи также говорится, что этот город был местом захоронения Осириса после того, как он сошёл на берег. [13]
Введение и титул короля
[ редактировать ]В первой строке камня изображен пятикратный царский титул царя: «Живой Гор: Кто процветает в Двух Землях; Две Дамы: Кто процветает в Двух Землях; Царь Верхнего и Нижнего Египта: Неферкаре; Сын Ра : [Шабака], возлюбленный Птаха-к югу от Его-Стены, который живет, как Ра, вечно». [14] Первые три имени подчеркивают проявление царя как живого бога (особенно Гора с головой сокола, бога-покровителя египетских царей), тогда как последние два имени (тронное имя царя и имя при рождении) относятся к разделению и объединению Египта. [6]
Во второй строке, посвященном предисловию, говорится, что камень представляет собой копию сохранившегося содержимого изъеденного червями папируса, найденного Шабакой во время осмотра Великого храма Птаха. [6]
Объединение Египта
[ редактировать ]Строки с 3 по 47 описывают объединение Верхнего и Нижнего Египта под властью бога Гора в Мемфисе. [14] В тексте сначала провозглашается политическое и теологическое превосходство мемфитского бога Птаха, царя Верхнего и Нижнего Египта и создателя Эннеады . [15] Затем надпись описывает, как Гор, как проявление Птаха, первоначально правил Нижним Египтом, в то время как его соперник Сет правил Верхним Египтом . [16] Однако Гор получает Верхний Египет от Геба , становясь единоличным правителем земель. [16]
Мемфисское богословие
[ редактировать ]Строки с 48 по 64 повествуют о мифе о сотворении мира, известном как Мемфисское богословие. [14] Птах , бог-покровитель ремесленников, мастеров по металлу, ремесленников и архитекторов, рассматривался как бог-творец, божественный мастер вселенной, ответственный за все существование. [17] Творение изначально было духовной и интеллектуальной деятельностью, которой способствовали божественное сердце (мысль) и язык (речь/слово) Птаха. [18] Затем творение стало физической деятельностью, осуществляемой Атумом , который, созданный зубами и губами Птаха, произвел Эннеаду из своего семени и рук. [18]
Так сказано о Птахе: «Тот, кто создал все и создал богов». И он
Та-тенен , породивший богов и от которого произошло все сущее
далее, пища, провизия, божественные приношения и все хорошее. Таким образом, это
признал и понял, что он самый могущественный из богов. Таким образом, Птах
был удовлетворен после того, как сотворил все вещи и все божественное слово. . . . Действительно,
Птах — источник жизни богов и всех материальных реальностей.
Краткое содержание
[ редактировать ]Строки с 61 по 64 суммируют текст в целом. [14]
Цель
[ редактировать ]По словам Рагнхильд Бьерре Финнестад, существует три теории возможной цели текста Шабака:
- Утверждать превосходство мемфисской богословской системы над гелиополитанской.
- Заявить о гегемонии Мемфиса и его священства над Гелиополем и его священством.
- Представить онтологию. [19]
Будучи храмовым текстом, записанным и установленным в храме Птаха, вполне вероятно, что Камень Шабака служил религиозной, культово-теологической цели, помещая его предмет в культовую систему координат. [19]
Повреждать
[ редактировать ]Из прямоугольного отверстия в центре камня выступают радиальные шероховатые полосы, разрушившие надпись в радиусе 78 см, измеренном от середины камня. [20] Согласно вторичной литературе о памятнике, повреждение произошло из-за того, что камень повторно использовался в качестве жернова. [20] Самая старая ссылка, предполагающая использование камня в качестве жернова, находится на экспозиции Британского музея 1821 года. [20] Однако вместо этого камень мог быть основанием чего-то круглого, возможно, колонны или столба. [21]
Некоторые части камня были намеренно вырезаны в династический период. [21] Сюда входило имя Сифа (строка 7), бога, который в то время был осужден. [21] Кроме того, Псамтик II или Псамтик III стер с камня собственное имя и тронное имя Шабака. [22] Затем Псамтик III выгравировал свое имя на камне, но его имя, в свою очередь, было стерто персами во время их завоевания. [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Камень Шабако , Британский музей.
- ^ Jump up to: а б Бодин 2009 , с. 5.
- ^ Эль Хавари 2007 , стр. 567–8.
- ^ Гавари 2007 , с. 567.
- ^ Бодин 2009 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Бодин 2009 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Смит, Гомер В. (1952). Человек и его боги . Нью-Йорк: Гроссет и Данлэп . п. 45 .
Внутренние данные убедили все авторитеты в том, что архетип, с которого была сделана копия, должен был быть написан в начале династического периода.
- ^ Jump up to: а б с д Бодин 2009 , с. 10.
- ^ Ван Де Миеруп, Марк (2011). История Древнего Египта. Массачусетс: Издательство Блэквелл. п. 303. ISBN 978-1-4051-6070-4
- ^ Jump up to: а б с д Бодин 2009 , с. 7.
- ^ Брестед, Джеймс Генри (1901). «Философия мемфисского священника». Журнал египетского языка и древности . 39 :39–54. дои : 10.1524/zaes.1901.39.jg.39 . S2CID 193638960 .
- ^ Бодин 2009 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Финнестад 1976 , стр. 81.
- ^ Jump up to: а б с д Бодин 2009 , с. 8.
- ^ Бодин 2009 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Бодин 2009 , с. 14.
- ^ Бодин 2009 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б Бодин 2009 , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б Финнестад, 1976 , стр. 82–83.
- ^ Jump up to: а б с Эль Хавари 2007 , с. 569.
- ^ Jump up to: а б с Эль Хавари 2007 , с. 570.
- ^ Гавари 2007 , с. 571.
- ^ Гавари 2007 , с. 572.
Источники
[ редактировать ]- Бодин, Джошуа Дж. (апрель 2009 г.). «Камень Шабака: Введение» . Студия Антиква . 7 (1): 17 - через BYU ScholarsArchive.
- Финнестад, Рагнхильд Бьерр (1976). «Птах, Создатель богов: пересмотр разделов Птаха Денкмаи». Нумен . 23 (2): 81–113. дои : 10.2307/3269662 . JSTOR 3269662 .
- Эль Хавари, Амр (2007). «Новые открытия о мемфисском богословии». В Гойоне, Жан-Клод; Карден, Кристина (ред.). Материалы Девятого международного конгресса египтологов . Левен (Бельгия): издательство Peeters и факультет востоковедения.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Камень Шабака , английский перевод М. Лихтхайма
