Священнический источник
Жреческий источник (или просто Р ), пожалуй, наиболее широко признанный из источников, лежащих в основе Торы, как стилистически, так и богословски отличающийся от другого содержащегося в нем материала. [ 1 ] Большинство ученых считают его самым поздним из всех источников и «предназначаемым как своего рода редакционный слой, объединяющий все Пятикнижие». [ 2 ] Он включает в себя набор утверждений, которые противоречат несвященническим отрывкам и поэтому имеют уникальную характеристику: никакие жертвоприношения до того, как учреждение будет установлено Яхве (Богом) на Синае , возвышенный статус Аарона и священства, а также использование божественного титула. Эль-Шаддай, прежде чем Бог откроет свое имя Моисею , и это лишь некоторые из них. [ 3 ]
В целом, работа священников связана со священными вопросами – ритуальным законом, происхождением святынь и ритуалов, а также генеалогией – все это выражено в формальном, повторяющемся стиле. [ 4 ] В нем подчеркиваются правила и ритуалы богослужения, а также решающая роль священников. [ 5 ] значительно расширяя роль, отведенную Аарону (все левиты являются священниками, но, согласно P, только потомкам Аарона должно было быть разрешено служить во внутреннем святилище). [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]История Иуды в изгнании и после изгнания малоизвестна, но краткое изложение современных теорий можно сделать следующим образом: [ 7 ]
- Религия в монархической Иудее была сосредоточена вокруг ритуальных жертвоприношений в Иерусалимском Храме . Там богослужение находилось в руках священников, известных как садокиты, то есть они вели свое происхождение от предка по имени Садок , который, согласно еврейской Библии , был первосвященником, назначенным Самуилом . [ 8 ] Существовал также низший класс религиозных деятелей, называемых левитами , которым не разрешалось приносить жертвоприношения и которые были ограничены черными функциями.
- Хотя садокиты были единственными священниками в Иерусалиме, в других центрах были и другие священники. Одним из наиболее важных из них был храм в Вефиле, к северу от Иерусалима. Вефиль , центр культа « золотого тельца », был одним из главных религиозных центров Северного Израильского царства и пользовался королевской поддержкой, пока не был разрушен Неоассирийской империей в 721 году до нашей эры. Аарон каким-то образом был связан с Вефилем.
- В 587 г. до н.э. Нововавилонская империя завоевала Иерусалим и увела большую часть священства садокитов в изгнание, оставив позади левитов, которые были слишком бедны и маргинализированы, чтобы представлять угрозу их интересам. Храм в Вефиле теперь играл важную роль в религиозной жизни жителей Иудеи, и священники-несадокиты под влиянием вефильских священников-ааронитов стали называть себя «сыновьями Аарона», чтобы отличить себя от «сыновей Аарона», чтобы отличиться от «сыновей Аарона». сыновья Садока».
- Когда жрецы садокиты вернулись из вавилонского плена после ок. В 538 г. до н.э. и началось строительство Второго Храма , они вступили в конфликт с левитами. Садокиты выиграли конфликт, но приняли имя Ааронита, либо в рамках компромисса, либо для того, чтобы обойти своих противников с фланга, кооптировав своего предка.
- Садокиты одновременно оказались в конфликте с левитами, которые возражали против их подчиненного положения. Священники также выиграли эту битву, вписав в священнические документы такие истории, как восстание Корея , которое изображает вызов прерогативе священников как нечестивый и непростительный.
Священническая работа
[ редактировать ]Пятикнижие или Тора еврейский термины соответственно для библейских книг Бытие , Исход , Левит , Числа и Второзаконие ) описывают предысторию израильтян (греческий и от сотворения мира, через самых ранних библейских патриархов и их странствия. к исходу из Египта и встрече с Богом в пустыне. В книгах много несоответствий, повторов, разных стилей повествования и разных имен Бога. [ 9 ] Джон Ван Сетерс отмечает, что в первых четырех книгах Четверокничества, то есть без Второзакония, «есть два описания творения, две генеалогии Сифа, две генеалогии Сима, два завета между Авраамом и его богом, два откровения Иакову». в Вефиле, два призыва Моисея спасти свой народ, два свода законов, данных на Синае, две Шатры Собрания/кущи, поставленные на Синае». [ 10 ] Повторения, стили и названия не случайны, а следуют узнаваемым закономерностям, и изучение этих закономерностей привело ученых к выводу, что за ними стоят четыре отдельных источника. [ 9 ] [ 11 ]
Ученые XIX века рассматривали эти источники как независимые документы, которые редактировались вместе, и на протяжении большей части XX века это было общепринятым консенсусом. Но в 1973 году американский библеист Фрэнк Мур Кросс опубликовал влиятельную работу под названием «Ханаанский миф и еврейский эпос» , в которой утверждал, что Р не является независимым документом (т. е. письменным текстом, рассказывающим связную историю с началом, серединой и концом). , но редакционное расширение другого из четырех источников, объединенного яхвистско-элохистского (называемого JE). [ 12 ] Исследование Кросса стало началом серии нападок на документальную гипотезу, продолженную, в частности, работой Ганса Генриха Шмида (« Так называемый Яхвист» , 1976, ставящая под сомнение дату яхвистского источника), Мартина Роуза (1981, предполагающего, что Яхвист был составлен как пролог к истории, которая начинается с Иисуса Навина), а Ван Сетерс ( «Авраам в истории и традициях» , предполагая дату VI века до нашей эры). для истории Авраама и, следовательно, для яхвиста). [ 13 ] а также Рольфа Рендторфа ( «Проблема процесса передачи в Пятикнижии» , 1989), который утверждал, что ни «Яхвист», ни «Элохист» никогда не существовали в качестве источников, а вместо этого представляли собой собрания независимых фрагментарных рассказов, стихов и т. д. [ 14 ]
Никакого нового консенсуса, который мог бы заменить документальную гипотезу, не возникло, но примерно с середины 1980-х годов возникла влиятельная теория, которая связывает появление Пятикнижия с ситуацией в Иудее в V веке до нашей эры под властью Персидской империи. Центральным учреждением в персидской провинции Йехуд после плена (персидское название бывшего Иудейского царства) был реконструированный Второй Храм , который функционировал одновременно как административный центр провинции и как средство, с помощью которого Йехуд платил налоги народу. центральное правительство. Центральное правительство было готово предоставить автономию местным сообществам по всей империи, но сначала было необходимо, чтобы потенциальное автономное сообщество представило местные законы на утверждение империи. Это послужило мощным стимулом для различных групп, составлявших еврейскую общину Йехуда, прийти к соглашению. Основными группами были землевладельческие семьи, контролировавшие основные источники богатства, и семьи священников, контролировавшие Храм. Каждая группа имела свою собственную историю происхождения, которая узаконивала ее прерогативы. Традиция помещиков основывалась на старой Девтерономическая традиция, существовавшая по крайней мере с VI века до н.э., а корни уходящие еще раньше; состав жреческих семей был составлен для «исправления» и «дополнения» помещичьего состава. [ 15 ] В заключительном документе Бытие 1–11 закладывает основы, Бытие 12–50 определяет народ Израиля, а книги Моисея определяют законы сообщества и отношения к его Богу. [ 16 ]
Со второй половины 20-го века взгляды на относительный возраст P и Кодекса святости (H) претерпели серьезный пересмотр. Ученые, включая Карла Эллигера , Исраэля Кноля и Кристофа Нихана , приводили доводы в пользу более молодого возраста H по сравнению с P. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Вместе с Джейкобом Милгромом Кнол также идентифицирует отрывки, связанные с H, в других местах Пятикнижия. [ 18 ] [ 20 ] Такие авторы, как Билл Т. Арнольд и Пааво Н. Такер, утверждали, что большинство повествовательных разделов, традиционно приписываемых P, вместо этого должны быть связаны с H. [ 21 ] [ 22 ]
Многие ученые объясняют законы в источнике Р желанием прославить жреческую касту Ааронидов, ответственную за их состав. [ 23 ]
Повествование священнического источника
[ редактировать ]Священнический источник начинается с повествования о сотворении мира и заканчивается на краю Земли Обетованной, рассказывая историю израильтян и их взаимоотношений со своим богом Яхве . [ 24 ] охватывающий, хотя и не постоянно, первые четыре книги Пятикнижия (Бытие, Исход, Левит и Числа). Священнический источник делает очевидными четыре завета с Адамом, Ноем, Авраамом и Моисеем, поскольку Бог постепенно открывает Себя как Элохим , Эль-Шаддай и Яхве. Фрагменты, принадлежащие источнику Пристли, известные как тексты P, количество и объем которых достигли определенного консенсуса среди ученых (например, Дженсон 1992, Кнол 2007, Рёмер 2014 и Фауст 2019). [ 25 ]
Недавно Аксель Бюлер и др. (2023), чтобы применить алгоритм, считал «священнический базовый текст» ( Priesterliche Grundschrift ), продолжающийся, хотя и не постоянно, от Бытия 1 до Исхода 40 и «характеризующийся всеобъемлющим монотеизмом, при котором божество постепенно раскрывается перед человечеству и народу Израиля в частности». [ 26 ] начиная с Бытия 1-11, где Бога зовут Элохим, [ 27 ] и заканчивая «постройкой скинии собрания (Исход 25–31*; 35–40*),» отражая, наряду с культом, «прогрессирующее откровение ЯХВЕ». Этот текст датирован ранним персидским периодом (конец VI века или начало V века до нашей эры), и поскольку выделенные там обряды, обрезание и суббота , не нуждаются в храме, текст показывает его «универсалистский, монотеистический и мирное видение». [ 28 ] [ 29 ] Бюлер и др. (2023) также пришли к выводу, что тексты P соответствуют примерно 20% повествования в Бытии (292/1533 стихов), 50% в Исходе (596/1213 стихов) и 33% в обоих случаях (888/2746 стихов). [ 30 ]
Характеристики, дата и сфера применения
[ редактировать ]Характеристики
[ редактировать ]Жреческая работа связана со священными вопросами – ритуальным законом, происхождением святынь и ритуалов, а также генеалогией – все это выражено в формальном, повторяющемся стиле. [ 4 ] В нем подчеркиваются правила и ритуалы богослужения, а также решающая роль священников. [ 5 ] значительно расширяя роль, отведенную Аарону (все левиты являются священниками, но, согласно P, только потомкам Аарона должно было быть разрешено служить во внутреннем святилище). [ 6 ]
Бог П величественный и трансцендентный, и все происходит благодаря его силе и воле. [ 5 ] Он раскрывает себя поэтапно: сначала как Элохим (еврейское слово, означающее просто «бог», взятое из более раннего ханаанского слова, означающего «боги»), затем Аврааму как Эль-Шаддай (обычно переводимое как «Бог Всемогущий») и, наконец, Аврааму как Эль-Шаддай (обычно переводится как «Бог Всемогущий») Моисею по его уникальному имени Яхве . [ 31 ] P делит историю на четыре эпохи от Сотворения мира до Моисея посредством заветов между Богом и Ноем , Авраамом и Моисеем. [ 32 ] Божий Израильтяне — избранный народ , его отношения с ними регулируются заветами, и Бог П обеспокоен тем, чтобы Израиль сохранял свою идентичность, избегая смешанных браков с неизраильтянами. [ 5 ] P глубоко озабочен «святостью», то есть ритуальной чистотой народа и земли: Израиль должен быть «священническим царством и святым народом» (Исход 19:6), а тщательно продуманные правила и ритуалы P направлены на создание и сохраняя святость. [ 33 ]
Были выдвинуты предположения как о сочинении в изгнании, так и после изгнания, что привело к выводу, что оно состоит как минимум из двух слоев, охватывающих широкий период времени - 571–486 гг. До н.э. [ 34 ] Это был период, когда тщательное соблюдение ритуалов было одним из немногих доступных средств, которые могли сохранить самобытность народа. [ 5 ] и повествования авторов-священников создали по существу стабильный и безопасный мир, в котором история Израиля находилась под контролем Бога, так что даже когда Израиль отдалился от Бога, что привело к разрушению Иерусалима и изгнанию в Вавилон, искупление все еще могло быть совершено. через жертвоприношения и ритуалы. [ 31 ]
Дата
[ редактировать ]Юлиус Веллхаузен , немецкий ученый XIX века, сформулировавший документальную гипотезу , зафиксировал хронологический порядок ее источников: Яхвистский и Элохистский , за которым следовал Девтерономист и, наконец, Священнический. [ 35 ] В конце 20-го века все большее число ученых относили как яхвистский (повествовательное направление), так и священнический материал (смесь повествовательного и юридического материала) к позднему нововавилонскому или персидскому периодам. [ 36 ] Лиана М. Филдман (2023) считает, что Пятикнижие было составлено «в пятом-четвертом веках до нашей эры», а источник Пристли, являющийся последним дополнением, мог быть добавлен примерно в четвертом веке до нашей эры. [ 37 ]
Объем
[ редактировать ]Хотя большинство ученых согласны с идентификацией жреческих текстов от Бытия до Исхода, мнения относительно первоначального окончания отдельного документа P разделились. Предлагаемые окончания можно найти в Книге Иисуса Навина , во Второзаконии 34 , Левите 16 или 9:24, в Исходе 40 или в Исходе 29:46. [ 38 ]
P отвечает за первую из двух историй творения в Бытии (Бытие 1), за генеалогию Адама, часть истории Потопа , Таблицу народов и генеалогию Сима (т.е. родословную Авраама). [ 39 ] Большая часть оставшейся части Книги Бытия взята из Яхвиста, но Р представляет завет с Авраамом (глава 17) и несколько других историй, касающихся Авраама, Исаака и Иакова. [ 40 ]
Книга Исход также разделена на Яхвистскую и П., и обычно считается, что священнические авторы добавляли к уже существующему Яхвистскому повествованию. [ 41 ] Главы 1–24 (от рабства в Египте до явления Бога на Синае) и главы 32–34 ( инцидент с золотым тельцом ) взяты из Яхвиста, а дополнения П относительно незначительны, в них отмечается послушание Израиля повелению плодиться и упорядоченный характер. Израиля даже в Египте. [ 42 ] П. отвечал за главы 25–31 и 35–40, инструкции по изготовлению Скинии и историю ее изготовления. [ 43 ]
Левит 1–16 рассматривает мир разделенным между светскими (т. е. не святыми) массами и святыми священниками. Любой, кто подвергся нечистоте, должен быть отделен от священников и Храма до тех пор, пока чистота не будет восстановлена через омовение, жертвоприношение и течение времени. [ 44 ] По мнению Нихана, ритуал очищения 16-й главы Левита стал завершением оригинального жреческого документа; с этой и подобных точек зрения, все P-подобные тексты после этого момента являются постсвященническими дополнениями. [ 19 ]
Левит 17–26 назван Кодексом святости из-за неоднократного утверждения, что Израиль должен быть святым народом; ученые принимают его как отдельный сборник внутри более крупного священнического источника и находят подобные сочинения о святости в других местах Пятикнижия. [ 18 ] [ 19 ] [ 45 ]
В Числах священнический источник включает главы 1–10:28, 15–20, 25–31 и 33–36, включая, среди прочего, две переписи населения, постановления о положении левитов и священников (включая предоставление особых городов для левитов), а также объем и защита Земли Обетованной . [ 46 ] Священнические темы в Числах включают значение священства для благополучия Израиля (ритуал священников необходим для удаления нечистоты) и предоставление Богом священства как средства, с помощью которого Он выражает свою верность завету. с Израилем. [ 47 ]
Священнический источник в Числах первоначально заканчивался рассказом о смерти Моисея и преемственности Иисуса Навина («Тогда Моисей взошел с равнин Моава на гору Нево...»), но когда к Пятикнижию было добавлено Второзаконие, это было перенесено. до конца Второзакония. [ 48 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ска 2006 , стр. 146.
- ^ Фельдман 2023 , с. 5: «Ряд учёных понимают, что жреческий слой является самым поздним источником, написанным после всех остальных и призванным быть своего рода редакционным слоем, удерживающим воедино всё Пятикнижие».
- ^ Баден 2009 , стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б Вивиано 1999 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д и Гилберт 2009 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Куглер и Хартин 2009 , стр. 101-1. XIX, 49.
- ^ Мин. 2004 г. , стр. 63–65.
- ^ Библейский комментарий Вирсбе: Ветхий Завет, Дэвид К. Кук. п. 499.
- ^ Jump up to: а б Гудер 2000 , стр. 11–12.
- ^ Ван Сетерс 1999 , стр. 23.
- ^ Кэмпбелл и О'Брайен 1993 .
- ^ Кэмпбелл и О'Брайен 1993 , стр. 1–6.
- ^ Кэмпбелл и О'Брайен 1993 , стр. 10–11.
- ^ Кэмпбелл и О'Брайен 1993 , с. 11.
- ^ Ска 2006 , стр. 217–218, 226.
- ^ Ска 2006 , с. 231.
- ^ Эллигер 1966 .
- ^ Jump up to: а б с Кнол 1995 .
- ^ Jump up to: а б с Нихан 2007 .
- ^ Милгром 2000 .
- ^ Арнольд 2008 .
- ^ Такер 2017 .
- ^ Соммер, Бенджамин Д. (2015). Откровение и власть: Синай в еврейских Писаниях и традициях . Библейская справочная библиотека Анкорного Йельского университета. п. 18.
- ^ Фельдман, Лиана М. (16 апреля 2024 г.). Огонь поядающий, еврейское издание: Полный священнический источник от сотворения мира до земли обетованной . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520383685 .
- ^ Бюлер, Аксель и др. (17 ноября 2023 г.), стр. 8.
- ^ Бюлер, Аксель и др. (17 ноября 2023 г.), стр. 2.
- ^ Бюлер, Аксель и др. (17 ноября 2023 г.), стр. 3.
- ^ Бюлер, Аксель; и др. (17 ноября 2023 г.). «Изучение стилистической уникальности священнического источника в Бытии и Исходе через статистическую/вычислительную призму» . СоцАрXiv : 1–16. дои : 10.31235/osf.io/mduy2 .
- ^ Бюлер, Аксель и др. (17 ноября 2023 г.), стр. 3.
- ^ Бюлер, Аксель и др. (17 ноября 2023 г.), стр. 9.
- ^ Jump up to: а б Бандстра 2009 , с. 26.
- ^ Маккензи 2000 , с. 46.
- ^ Брюггеманн 2002 , стр. 98–99.
- ^ Мин 2004 , стр. 60–61.
- ^ Рендторфф, Куглер и Бартлетт 2003 , стр. 13.
- ^ Бедфорд 2001 , с. 8.
- ^ Фельдман 2023 , стр. 5, 6-7: «Ряд ученых понимают, что жреческий слой является самым поздним источником, написанным после всех остальных [...] Поскольку формирование Пятикнижия [произошло] с пятого по в четвертом веке до нашей эры ученые часто предполагали, что отредактированная форма Пятикнижия является основным текстом для ранних еврейских общин в будущем».
- ^ Гейнс 2015 , стр. 282–283.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , с. 55.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , с. 65.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , с. 75.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , с. 78.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , стр. 75–76.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , с. 83.
- ^ Стакерт 2009 , стр. 12–16.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , с. 97.
- ^ Куглер и Хартин 2009 , с. 98.
- ^ Кэмпбелл и О'Брайен 1993 , с. 90.
Ссылки
[ редактировать ]- Арнольд, Билл Т. (2008). Бытие . Новый Кембриджский библейский комментарий. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521000673 .
- Баден, Джоэл С. (2009). J, E и редакция Пятикнижия . Мор Зибек. ISBN 9783161499302 .
- Бандстра, Барри Л. (2009). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Уодсворт. ISBN 978-0495391050 .
- Бедфорд, Питер Росс (2001). Реставрация храма в раннеахеменидской Иудее . БРИЛЛ. ISBN 9004115099 .
- Брюггеманн, Вальтер (2002). Отголоски веры: богословский справочник по темам Ветхого Завета . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664222314 .
- Кэмпбелл, Энтони Ф.; О'Брайен, Марк А. (1993). Источники Пятикнижия: тексты, введения, аннотации . Крепость Пресс. ISBN 9780800627010 .
- Эллигер, Карл (1966). Левит . Справочник Ветхого Завета I/4. Мор Зибек. ISBN 978-3-16-108602-1 .
- Фельдман, Лиана М. (апрель 2023 г.). Огонь поядающий: Полный священнический источник от творения до земли обетованной . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520383654 .
- Гейнс, Джейсон М.Х. (2015). Поэтический священнический источник . Миннеаполис: Фортресс Пресс. ISBN 978-1-4514-9436-5 .
- Гилберт, Кристофер (2009). Полное введение в Библию . Паулист Пресс. ISBN 9780809145522 .
- Гудер, Паула (2000). Полное введение в Библию . Т&Т Кларк. ISBN 9780567084187 .
- Кноль, Израиль (1995). Святилище молчания. Священническая Тора и Школа святости . Аугсбург: Крепость. ISBN 0800627636 .
- Куглер, Роберт; Хартин, Патрик (2009). Введение в Библию . Эрдманс. ISBN 9780802846365 .
- Маккензи, Стивен Л. (2000). Завет . Чалис Пресс. ISBN 9780827205888 .
- Милгром, Джейкоб (2000). Левит 17-22 . Ведущие библейские комментарии Йельского университета. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300140569 .
- Мин, Кён Джин (2004). Левитское авторство Ездры-Неемии . Т&Т Кларк. ISBN 9780567632722 .
- Нихан, Кристоф (2007). От Священнической Торы до Пятикнижия. Исследование состава книги Левит . Мор Зибек. ISBN 9783161492570 .
- Рендторфф, Рольф; Куглер, Роберт А.; Бартлет, Сара Смит (2003). Книга Левит: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 9004126341 .
- Ска, Жан-Луи (2006). Введение в чтение Пятикнижия . Айзенбрауны. ISBN 9781575061221 .
- Ван Сетерс, Джон (1999). Пятикнижие: комментарий социальных наук . А&С Черный. ISBN 978-1-84127-027-2 .
- Стакерт, Джеффри (2009). Переписывание Торы: литературный пересмотр Второзакония и кодекса святости . Мор Зибек. ISBN 9783161492983 .
- Такер, Пааво Н. (2017). Композиция о святости в книге Исход . Исследование Ветхого Завета 98. Мор Зибек. ISBN 978-3-16-155190-1 .
- Вивиано, Полина А. (1999). «Критика источников» . В Хейнсе, Стивен Р.; Маккензи, Стивен Л. (ред.). Каждому свое значение: введение в библейскую критику и ее применение . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 9780664257842 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альбертц, Райнер (1994). История израильской религии, Том 1: От начала до конца монархии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664227197 .
- Альбертц, Райнер (1994). История израильской религии, Том 2: От изгнания до Маккавеев . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664227203 .
- Альбертц, Райнер (2003). Израиль в изгнании: история и литература Общества библейской литературы шестого века до нашей эры. ISBN 9781589830554 .
- Блюм, Эрхард (1998). «Вопросы и проблемы современной дискуссии о священнических писаниях» . В Саре Шектман, Джоэл С. Баден (ред.). Пласты священнических сочинений: современные дискуссии и будущие направления . Богословский Верлаг. ISBN 9783290175368 .
- Карр, Дэвид М. (2014). «Изменения в критике Пятикнижия». В Саэбо, Магне; Ска, Жан Луи; Машинист Питер (ред.). Еврейская Библия/Ветхий Завет. III: От модернизма к постмодернизму. Часть II: Двадцатый век – от модернизма к постмодернизму . Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-525-54022-0 .
- Фауст, Авраам (2019). «Мир П: Материальная сфера священнических писаний» . Ветус Заветум . 69 (2): 173–218. дои : 10.1163/15685330-12341352 . ISSN 0042-4935 .
- Грир, Джонатан С. (2019). «Священническая часть» в еврейской Библии: ее древний ближневосточный контекст и ее значение для состава буквы P» . Журнал библейской литературы . 138 (2): 263–284. дои : 10.15699/jbl.1382.2019.515572 . ISSN 0021-9231 .
- Гурвиц, Ави (1982). Лингвистическое исследование связи священнического источника и книги Иезекииля: новый подход к старой проблеме . Cahiers de la Révue Biblique. Том. 20. Париж, Франция: Ж. Габальда.
- Гурвиц, Ави (2000). «Еще раз: лингвистический профиль священнического материала в Пятикнижии и его исторический век. Ответ Дж. Бленкинсоппу». Журнал исследований Ветхого Завета . 112 (2): 180–191. дои : 10.1515/zatw.2000.112.2.180 . S2CID 170948951 .
- Николсон, Эрнест (1998). Пятикнижие в двадцатом веке: наследие Юлиуса Велльхаузена . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199257836 .
- Рабин, Эллиотт (2006). Понимание еврейской Библии: руководство для читателя . Издательство КТАВ. п. 127 . ISBN 9780881258714 .