Иуда бен Шалом

Иуда бен Шалом (умер около 1878 г.) ( иврит : יהודה בן שלום ), также известный как Мори (Мастер) Шукер Кохаил II или Шукр Кухайл II ( иврит : מרי שקר קהיל ), был йеменским мессианским претендентом середины 19 века. .
Возвышение Шукра Кухайла II
[ редактировать ]Иуда бен Шалом был либо гончаром, либо сапожником, родом из Саны , Йемен , и, очевидно, был опытным каббалистом . [1] В марте 1868 года он объявил евреям Йемена , что на самом деле он тот самый мессианский претендент, известный как Шукр Кухайл I , который был убит и обезглавлен арабами всего за три года до этого, а теперь воскрешен Илией . Точный способ, которым Иуда бен Шалом смог перенять личность покойного Шукра Кухайла и при этом полностью стереть свою личную историю, должен оставаться загадкой.
Новый (или обновленный ) Шукр Кухайл продолжал проповедовать послание покаяния, с которым йеменские евреи были знакомы по предыдущим мессиям, а также по местной религиозной традиции. Евреям он провозгласил себя Мессией, посланным искупить их, а арабам он объявил, что он мусульманин, посланный провозгласить приход Махди . Кажется, в его репертуар не входили чудеса, и об этой заметной неудаче он упоминает в некоторых своих письмах. Основная причина заключается в том, что Бог еще не позволил ему совершать чудеса и что (естественно) Божье разрешение просто ждет момента, когда евреи наконец объединятся вокруг своего Мессии. [2]
В отличие от Шукра Кухайла I, который работал в основном в качестве странствующего проповедника, Иуда бен Шалом разработал значительную организационную структуру, которая, возможно, включала сотни функционеров. Из своей штаб-квартиры, которая последовательно располагалась в Таниме , ат-Тавиле , аль-Карани и снова Таниме, он координировал обширную переписку с еврейскими лидерами в других общинах Йемена , Адена , Александрии , Бомбея , Калькутты , Иерусалима. и Цфат , [3] в основном с целью получения средств. Именно из этой переписки мы имеем самый крупный источник информации о деятельности Иуды бен Шалома в этот период. В отличие от Шукра Кухайла I, который на протяжении своей короткой мессианской карьеры вел аскетический образ жизни в уединении и бедности, Шукр Кухайл II представляет собой мошенника, искусно манипулирующего отдельными людьми и обществом в целом ради собственной выгоды.
Помимо призывов Иуды бен Шалома к покаянию (которые были характерны также для его предшественника Шукра Кухайла I и других йеменских мессий), его переписка отличается поощрением выплаты десятины ( маасера ) его организации. В его переписке приводятся различные мотивы и эффективность десятины. [3] — среди них спасение от «мук Мессии» — и эти просьбы, по всем сообщениям, оказались чрезвычайно успешными. По одному сообщению, евреи Адена переправили Кухайлу всю казну своей синагоги . В конечном итоге он приобрел большое количество последователей среди евреев Йемена (а также многих арабов), которые продолжали жертвовать на его дело большие суммы денег. Использование этих средств – независимо от того, были ли они розданы бедным, использованы для приобретения защиты или для финансирования роскошного образа жизни Кухайла – является предметом противоречивых отчетов.
Шукр Кухайл II не остался без критиков даже в Йемене. Ему противостояли люди, лично знавшие первого Шукра Кухайла II и считавшие чрезмерный образ жизни Шукра Кухайла II несовместимым со скромностью человека, которого они знали. [4] Леновиц цитирует некоторые письма, в которых выражается это негодование. Однако величайшим противником Кухайла II был Иаков Сапфир из Иерусалима , который в конечном итоге сыграл важную роль в прекращении карьеры мессии. [5]
Причины его успеха
[ редактировать ]Причины глубокого успеха мессианских движений в Йемене в такой недавний период, как конец 1800-х годов, различны, хотя в свете еще более поздней мессианской деятельности – например, той, которая происходила в любавичском хасидизме – возможно, уже не так трудно понять . Однако для писателя, находящегося под влиянием Wissenschaft, такого как Сассун, единственным правдоподобным объяснением является недостаток йеменской интеллектуальной культуры:
Во все времена среди евреев были самозванцы и лжемессии, но в Йемене их было очень много, несомненно, потому, что йеменские евреи доверчивы и лишены эрудиции. Его исследования в основном ограничиваются Зоаром и книгами по קבלה « Каббала », סגולות «каббалистические практики», רפואות «лечение», גורלות «бросание жребия» и קמיעות « талисманы ». Многие из них целыми днями запираются и воображают, что разговаривают с ангелом Гавриилом и другими небесными существами...
- Сассун (1907)
Хотя Сассун имеет преимущество близости к событиям, живя почти одновременно с мессианским движением, которое он описывает, можно усомниться в справедливости некоторых из этих замечаний, особенно если они не имеют параллелей в . отчетах Сафира [5] Похоже , что йеменские евреи действительно были склонны к определенному увлечению мессианскими атрибутами, включая расчеты искупления, апокалиптические видения, потерянные племена и т. д. [4] но одно это не объясняет их восприимчивость к мессианским притязаниям.
Дополнительным фактором было то, как йеменские мессии воспользовались двумя уникальными особенностями йеменского иудаизма. Во-первых, йеменская еврейская культура придавала большое значение индивидуальному и коллективному покаянию (наряду с ужасными последствиями неадекватного покаяния), и мессии воспользовались этим, включив в свои послания благочестивые и эмоционально мощные призывы к коллективному покаянию перед лицом надвигающихся бедствий. опасности. В результате чрезмерного благочестия к посланиям мессии общинным лидерам было очень трудно отвергнуть посланника. [5] Во-вторых, традиция среди йеменских евреев заучивать наизусть весь Танах позволяла такому знающему человеку, как Кухайл II, звучать в высшей степени «мессиански», искусно вплетая в свои сочинения (и, несомненно, в свои речи) стихи из Невиим и Кетувим . Его йеменские читатели сразу же узнали бы эти стихи и их пророческое происхождение, что, несомненно, придавало посланию мессии огромный авторитет и снова делало посланника трудным для того, чтобы его отвергнуть. [2]
В целом, вполне вероятно, что нагноение мессианской деятельности в Йемене стало возможным благодаря слабости еврейского руководства перед лицом мрачной и хаотичной политической ситуации. [6] внутри общины, которая была в значительной степени изолирована от остальной еврейской культуры, обстоятельства, которые мало изменились по сравнению с теми, которые побудили Маймонида написать свое знаменитое «Письмо в Йемен» ( Игерет Тайман ) в XII веке, в котором он выразил обеспокоенность по поводу слабой реакции йеменского руководства анонимному псевдо-мессии того раннего периода. Что касается настоящего эпизода, то Леновиц рассматривает его в рамках всей истории йеменской мессианской деятельности следующим образом: [7]
Лидеры йеменской еврейской общины продолжали играть ту роль, в которой они фигурируют в Письме [ к Йемену ]: они были нерешительны; они не были осуждающими; ими управляли собственные желания; они понимали и сочувствовали своему народу; и они не могли не уважать мессий за поведение, которое они проповедовали, даже опасаясь результатов своих притязаний и угрозы, которую их движения представляли для мирной, хотя и скромной, жизни евреев Йемена под мусульманским деспотизмом. Местные еврейские общины, в частности Сана, также будут играть роль, намеченную для них в Письме ; репрессии и периодическая нестабильность в обществе возобновятся; и, наконец, Йемен представляет поразительно единую историю мессии, охватывающую период более 600 лет.
Кончина Шукра Кухайла II
[ редактировать ]В конце концов, именно Якоба Сафира » 1872 года «Игерет Тайман (сознательно заимствовавший название из Рамбама более раннего Послания ), противоречащее мессианским притязаниям Иуды бен Шалома и подписанное раввинами Иерусалима , привело к ухудшению авторитета Кухайла среди лидеры сообщества контролируют его денежный поток. [3] Поскольку доходы уменьшились, он был вынужден занять деньги у богатых арабов и, очевидно, не выполнив свои обязательства по этим кредитам, в конце концов был отправлен в тюрьму. Освободившись через некоторое время, он не смог вернуть былое признание и умер в нищете около 1878 года.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сассун 1907 .
- ^ Jump up to: а б Леновиц 2000 .
- ^ Jump up to: а б с Клорман 1989 .
- ^ Jump up to: а б Леновиц 1998 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б с Леновиц 1998 .
- ^ Клорман 1993b .
- ^ Леновиц 1998 , с. 229.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Клорман, Бат-Цион Эраки (1989), «Мессия Шукр Кухайл II (1868–75) и его десятина (ма-асер): идеология и практика как средство ускорения искупления», Jewish Quarterly Review , 79 (2–3). ): 199–217, номер документа : 10.2307/1454252 , JSTOR 1454252.
- Клорман, Бат-Цион Эраки (1993a), Мессианские движения во второй половине девятнадцатого века , Лейден, Нидерланды : Э. Дж. Брилл.
- Клорман, Бат-Цион Эраки (1993b), Евреи Йемена в девятнадцатом веке: портрет мессианской общины , Лейден : Э. Дж. Брилл
- Леновиц, Харрис (2000), «Шукр Кухайл II читает Библию», в LJ Greenspoon & BF LeBeau (редактор), Sacred Text, Secular Times: The Jewish Bible in the Modern World , Омаха, Небраска: Creighton University Press, стр. . 245–266, ISBN. 1-881871-32-0
- Леновиц, Харрис (1998), Еврейские мессии: от Галилеи до Краун-Хайтс , Нью-Йорк : Oxford University Press
- Сассун, Дэвид С. (1907), «Письмо с автографом псевдомессии», Jewish Quarterly Review , 19 (1): 162–167, doi : 10.2307/1451110 , JSTOR 1451110