Халифа Солтан
Халифа Солтан | |
---|---|
![]() Портрет Халифе Солтана работы Моэна Мосаввера , ок. 1650 г. , бумага, непрозрачная акварель, тушь, золото. | |
Великий визирь империи Сефевидов | |
В офисе 1623/4–1632 | |
Монархи | Аббас I Чистый |
Предшественник | Салман Хан Устаджлу |
Преемник | Мирза Талиб Хан |
Великий визирь империи Сефевидов | |
В офисе 1645–1654 | |
Монарх | Аббас II |
Предшественник | Сару Таки |
Преемник | Мохаммад Бег |
Личные данные | |
Рожденный | 1592/3 Исфахан |
Умер | 5 марта 1654 г. Ашраф , Мазандаран |
Супруг | Хан-Ага Бегум |
Родители |
|
Сайед Ала ад-Дин Хосейн ( персидский : سيد علادين حسين ) (около 1592 - 5 марта 1654), более известный как Халифе Солтан [а] ( Халиф Султан ), также известный как Солтан аль-Улама ( Султан Ученых-Практиков ), был иранским государственным деятелем и священнослужителем, служившим великим визирем царя Сефевидского ( шаха ) Аббаса I (годы правления 1588–1629), внук последнего Сафи (годы правления 1629–1642) и Аббас II (годы правления 1642–1666).
Член известной семьи Сайидов , происходящей из королевской семьи Мараши в Мазандаране , Халифе Солтан был хорошо образованным литератором, сыгравшим важную роль в делах иранского духовенства, а также позже в администрации Сефевидов, когда он был назначен великим визирем в 1623/4 г.
Однако в 1632 году он был опозорен и сослан безжалостным новокоронованным шахом Сафи. Позже, в 1645 году, Халифе Солтан был повторно назначен великим визирем сыном и преемником последнего Аббасом II, с которым он стал близким соратником и приобрел значительное влияние. Халифе Солтан позже умер 5 марта 1654 года на своей прародине Мазандаране из-за болезни, и ему наследовал Мохаммад Бег .
Происхождение
[ редактировать ]Полное имя Халифе Солтана было Сайед Ала ад-Дин Хосейн аль-Хосейни Мараши Амоли Исфахани; [ 1 ] он родился ок. 1592/3 в Исфахане , где он вырос; его отец Мирза Рафи ад-Дин Мухаммад был видным аристократом, занимавшим высокие посты в империи Сефевидов, и принадлежал к семье, известной как «Шахристанские сайиды», которая происходила от шаха Ниматуллы , основателя ордена Ниматуллахи . Мать Халифе Солтана принадлежала к семье, известной как « Халифе сайиды », семье происхождения мараши , чей предок, Амир Незам ад-Дин, был вынужден поселиться в квартале Голбар в Исфахане в 15 веке. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Таким образом, Халифе Солтан был родственником шаха Аббаса I , чьей матерью была Хайр ан-Ниса Бегум , принцесса мараши, которая бежала ко двору Сефевидов и вышла замуж за предыдущего сефевидского шаха Мохаммеда Ходабанду (годы правления 1578–1587). [ 5 ]
Хотя семья Халифе Сайидов была известна как потомки знаменитого марашиского правителя Мир-и Бузурга (годы правления 1359–1362), они еще не были одной из ведущих семей Исфахана. Но они все еще были достаточно богатыми и знатными, чтобы вступать в брак с местными известными семьями. [ 6 ] По словам придворного историка Сефевидов Искандара Мунши , «Семья Халифе на протяжении поколений владела поместьями в районе Исфахана». [ 3 ]
У Халифе Солтана был брат по имени Мирза Кавам ад-Дин Мохаммад , который позже, как он сам и их отец, занял высокие посты. [ 7 ]
Биография
[ редактировать ]Первый срок на посту великого визиря (1623/4–1632).
[ редактировать ]
28 ноября 1607 года Халифе Солтан женился на третьей дочери шаха Аббаса I, Хан-Ага Бегум. После свадьбы Халифе Солтан попросил пост губернатора Тебриза по благоприятным обстоятельствам, но получил отказ. Это демонстрирует раннюю страсть Халифе Солтана к получению роли в государственной бюрократии. [ 8 ]
Позже, в 1623/4 году, шах назначил Халифе Солтана своим великим визирем. [ 4 ] Когда Халифе Солтан стал великим визирем, Багдад недавно был захвачен , а армия Сефевидов двинулась к Басре , чтобы захватить его. Кроме того, в этот период армяне страдали от преследований со стороны Аббаса I. В конце 1624 года, после празднования Навруз , Аббас I уехал в Грузию для подавления восстания, оставив таким образом молодого Халифе Солтана в Исфахане, чтобы он занимался делами Сефевидов.
24 марта 1626 года произошло событие, которое «предвещало трагедию и превратилось в комедию». день Халифе Солтан, который все еще был новичком на посту великого визиря, отправил 200 солдат в монастырь кармелитов В тот , католического религиозного ордена . Солдаты осмотрели монастырь, а затем избили монахов и отвезли их в Халифе Солтан. Монахи думали, что их собираются убить, и, предположительно, были в восторге от того, что их собираются принять мученическую смерть . [ 9 ]
Однако это было не так; Халифе Солтан, разгневанный обращением своих солдат с монахами, пригрозил убить офицера, возглавлявшего солдат. Однако монахи убеждали Халифе Солтана пощадить его, что он и сделал. Затем Халифе Солтан и его чиновники начали задавать монахам несколько вопросов о христианстве. Затем он обнаружил, что монахи не были монахами -августинцами , которых ему посоветовали переселить в Шираз «из-за португальцев в Басре, которые считались противоречащими персидским интересам». Затем он отпустил кармелитов. [ 9 ]
Увольнение и ссылка
[ редактировать ]Аббас I умер в 1629 году, и ему наследовал его внук Сафи , который в 1632 году казнил и сослал большинство офицеров, служивших его деду, в том числе Халифе Солтана, который был уволен 14 февраля и впоследствии сослан в Кум , а его четыре сына , принадлежавшие царскому дому Сефевидов по матери, были ослеплены. [ 4 ] [ 10 ] Во время своего изгнания в Куме он сосредоточился на изучении и наблюдениях над несколькими ценными текстами. По словам человека, редактировавшего « Дастур аль-вузара» , Халифе Солтан был композитором этого произведения, написанного между 1645–1654 годами. В 1638/9 году Халифе Солтан, возможно, вернулся в Исфахан. Однако известно, что к 1645 году он жил в городе, совершив паломничество в Мекку . Во время своего паломничества он встретил Оттаки Эфенди, шейха Мекки, который описал его как «человека большой учености и проницательности» и человека, с которым у него было «много приятных сеансов научных дискуссий». [ 4 ]
Второй срок на посту великого визиря (1645–1654).
[ редактировать ]11 октября 1645 года великий визирь Сару Таки был убит по приказу Аббаса II , который 14 октября назначил Халифе Солтана своим великим визирем. Халифе Солтан сначала отклонил это предложение, но быстро принял его. [ 4 ] Его признанный бюрократический опыт и прошлые знания, безусловно, были решающими факторами в этом повторном назначении, хотя возможно, что Аббас II отозвал его на должность отчасти с целью подавить недовольство по поводу нехватки должностей, предоставленных религиозным деятелям под его руководством. предшественник. [ 4 ] Голландский торговец Виннинкс , находившийся в то время в Исфахане для сделок с королевским двором, так прокомментировал ситуацию; «Сначала он отказался принять эту должность, заявив, что он слишком стар и недостаточно компетентен для выполнения этой задачи. Однако все ожидали, что он примет эту должность. Халифе Солтан пользовался всеобщей симпатией и считался честным человеком». [ 11 ]

Действия Халифе Солтана во время его второго срока на посту великого визиря описаны гораздо лучше и раскрывают сложную личность. Воспользовавшись своей известностью как преданный своему делу человек и священнослужитель, он начал свой второй срок с операции по борьбе с «греховным поведением», которая была нацелена на пари, проституцию и распитие вина, которые были обычными в кофейнях и тавернах. Операция была в основном направлена против известных форм суфизма , но не помешала Халифе Солтану проявить (более добродетельные) мистические наклонности или стать одним из близких соратников Аббаса II после того, как шах начал пить в 1649/50 году. Современный персидский историк Насрабади предполагает, что шах заставил Халифе Солтана пить против его воли, что вполне вероятно. [ 4 ] Годом ранее (1648 г.) Халифе Солтан сопровождал Аббаса II во время его похода против Великих Моголов. [ 7 ] закончившееся победой Сефевидов, сумевших захватить Бост и Кандагар .
Сообщается также, что Халифе Солтан организовывал постоянные публичные собрания для людей с призывами и жалобами, и эта процедура была отменена при его преемниках. Он также показал себя проницательным дипломатом с представителями иностранных военно-морских компаний. [ 4 ] Халифе Солтан был выбран представителем богатой и чистокровной иранской клерикальной элиты. Он владел деревней Голнабад на дороге, соединяющей Исфахан и Йезд , и построил важное медресе в Казвине . [ 4 ]
Проболев 40 дней, Халифе Солтан умер 5 марта 1654 года в Мазандаране , на родине своих предков. Затем его тело было доставлено в Наджаф в Ираке , где он и был похоронен. [ 7 ] сменил Мухаммад-бек , мусульманин армянского Его происхождения.
Потомство
[ редактировать ]Из-за этого четверо сыновей Халифе Солтана, которых Сафи ослепил в 1632 году, не могли занимать какие-либо посты. Однако они стали известными улемами . Один из этих сыновей, Мирза Сайед Хасан , был одним из самых влиятельных улемов своего времени. Он женился на сефевидской принцессе Зобейде Ханум, которая была дочерью более позднего шаха Сулеймана I (годы правления 1666–1694) и сестрой шаха Солтана Хосейна (годы правления 1694–1722). [ 12 ] Она родила ему Мирзу Мохаммада Бакера и Мира Сайеда Мортезу, которые оба служили садри хассе и садри мамаликом под началом своего двоюродного брата Солтана Хосейна. [ 13 ]
У Халифе Солтана также было несколько дочерей — в 1651/2 году одна из его дочерей вышла замуж за сына министра религии ( садр-и мамалика ) Мирзы Мухаммеда Караки . [ 4 ] Другая дочь была замужем за Мирзой Мохсеном Разави, а третья была замужем за курчи-баши Мортеза Коли Ханом Шамлу. [ 14 ] [ 15 ]
Примечания
[ редактировать ]^ a: Также пишется Халифа Султан и Халифе Султан .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сноска к знакам принципов; Сноска к признакам религии » . cgie.org.ir (на персидском языке).
- ^ Ньюман 2008 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б Этаж 2005 , с. 448.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мэтью 2010 , стр. 383–384.
- ^ Нашат и Бек 2003 , с. 158.
- ^ Этаж 2005 , стр. 447–448.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэтью 2011 , с. 45.
- ^ Этаж 2005 , с. 450.
- ^ Перейти обратно: а б Этаж 2005 , с. 451.
- ^ Бабайе 2004 , с. 41.
- ^ Этаж 2005 , с. 455.
- ^ Этаж 2005 , стр. 466–467.
- ^ Этаж 2005 , с. 467.
- ^ Этаж 2005 , с. 463.
- ^ Бабайе 2004 , с. 143.
Источники
[ редактировать ]- Блоу, Дэвид (2009). Шах Аббас: безжалостный король, ставший иранской легендой . Лондон, Великобритания: ISBN IB Tauris & Co. Ltd. 978-1-84511-989-8 . LCCN 2009464064 .
- Мэтти, Руди (2011). Персия в кризисе: упадок Сефевидов и падение Исфахана . ИБТаурис. стр. 100-1 1–371. ISBN 978-0857731814 .
- Бабайе, Сьюзен (2004). Рабы шаха: новые элиты Сефевидского Ирана . ИБТаурис. стр. 1–218. ISBN 9781860647215 .
- Матти, Руди (2010). «ДАЛИФА СОЛТАН». Иранская энциклопедия . Том. XV, Фаск. 4. стр. 382–384.
- Ньюман, Эндрю Дж. (2008). Сефевидский Иран: возрождение Персидской империи . ИБТаурис. стр. 1–281. ISBN 9780857716613 .
- Сэвори, Роджер (2007). Иран под властью Сефевидов . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–288. ISBN 978-0521042512 .
- Ремер, HR (1986). «Период Сефевидов». Кембриджская история Ирана, Том 5: Периоды Тимуридов и Сефевидов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 189–351. ISBN 9780521200943 .
- Флор, Виллем (2005), «Заметка о Великом визире в Персии семнадцатого века», Журнал Немецкого восточного общества , 155 (2), Harrassowitz Издатель: 435–481, JSTOR 43382107
- Нашат, Гуити; Бек, Лоис (2003). Женщины в Иране от возникновения ислама до 1800 года . Издательство Университета Иллинойса. стр. 1–253. ISBN 978-0-252-07121-8 .