Баха ад-Дин аль-Амили
Баха ад-Дин аль-Амили | |
---|---|
Бахауддин Мухаммад бин Иззуддин Хосейн бин Абдель Самад бин Шамсуддин Мухаммад бин Хасан бин Амели Джабай | |
Рожденный | 18 февраля 1547 г. |
Умер | 1 сентября 1621 г. | (74 года)
Национальность | Сефевиды [1] Иранский [2] |
Другие имена | Шейх Бахаи, Шейх Бахаи, Бахаддин Амили, Шейх Бахаи, Шейх Бахаи |
Заголовок | Шейх |
Академическое образование | |
Влияния | Ниматулла Вали |
Академическая работа | |
Эра | Сефевидский Иран |
Дисциплина | Шиитский эрудит, ученый, поэт, философ, архитектор и математик |
Школа или традиция | Исфаханская школа |
Основные интересы | Математика , Архитектура , Астрономия , Философия и Поэзия |
Известные работы | Ташрих Аль-Афлак , Аль-Хашкуль , Нан ва Халва |
Под влиянием | Хайдар Амули , Мир Дамад , Мулла Садра , Мохсен Фаиз Кашани |
Баха ад-Дин Мухаммад ибн Хусейн аль-Амили ( арабский : Баха ад- Дин Мухаммад ибн Хусейн аль-Амили , латинизированный : Баха ад-Дин Мухаммад бин Хусейн аль-Амили ; 18 февраля 1547 г. - 1 сентября 1621 г.), [1] также известный как Бахаддин Амили , или просто Шейх Бахаи ( персидский : شیخ بهایی) в Иране, был левантийским арабом. [2] Шиитский исламский учёный , [3] поэт , философ , архитектор , математик и астроном , живший в конце 16 — начале 17 веков в Сефевидском Иране . [4] Он родился в Баальбеке , Османская Сирия (современный Ливан ), но в детстве иммигрировал в Сефевидский Иран вместе с остальной частью своей семьи. [4] Он был одним из первых астрономов в исламском мире, предположивших возможность движения Земли до распространения теории Коперника . [1] Его считают одним из главных соучредителей Исфаханской школы исламской философии . В последующие годы он стал одним из учителей Муллы Садры . [5]
Он написал более 100 трактатов и книг на разные темы. [1] на арабском и персидском языках . Ему приписывают ряд архитектурных и инженерных проектов, но ни один из них не может быть подтвержден источниками. [1] К ним, возможно, относились площадь Накш-э-Джахан и проспект Чарбаг в Исфахане . [6] Он похоронен в храме Имама Резы в Мешхеде в Иране.
Биография
[ редактировать ]Шейх Баха ад-Дин (также пишется как Бахауддин) Мухаммад ибн Хусейн аль-Амили родился недалеко от Баальбека , в Османской Сирии (современный Ливан) в 1547 году. [4] Его семья переехала сюда из небольшой деревни недалеко от Джеззина . [4] После казни аш-Шахида ат-Тани в 1558 году, наставника его отца, он с семьей переехал в соседнюю империю Сефевидов ; сначала в Исфахан , а оттуда в Казвин , тогдашнюю иранскую королевскую столицу. [4] В то время царством Сефевидов правил король Тахмасп I (годы правления 1524-1576). [4] Тахмасп I назначил отца шейха Бахаи служить шейхом аль-Исламом в нескольких важных городах Сефевидов, чтобы пропагандировать шиизм двунадесятников среди населения. [4]
Шейх Бахаи завершил обучение в Исфахане . Намереваясь отправиться в Мекку в 1570 году, он посетил многие исламские страны, включая Ирак , Сирию и Египет , и, проведя там четыре года, вернулся в Иран.
Шейх Баха ад-Дин умер в 1621 году в Исфахане. Его тело было похоронено в Мешхеде согласно его завещанию.
Точные даты рождения и смерти
[ редактировать ]Точные даты его рождения и смерти на надгробии и керамике стен комнаты, где он похоронен, различны. [ нужна ссылка ]
Дата рождения :
- На керамике стены : 27 февраля 1547 г.
- На могильном камне : март 1546 г.
Дата смерти :
- На керамике стены : 30 августа 1621 г.
- На могильном камне : август 1622 г.
Даты на стене содержат день, месяц и год, а даты на надгробии содержат только месяц и год. Керамика стены изготовлена в 1945 году. Кажется, тогда проводятся исследования точных дат, поэтому к датам добавляется информация о дне. [ нужна ссылка ]
Псевдоним
[ редактировать ]По словам веры бахаи исследователя Абдул-Хамида Ишрак-Хавари , шейх Баха ад-Дин принял псевдоним ( тахаллус ) «Баха» после того, как его вдохновили слова шиитского имама Мухаммада аль-Бакира (пятого имама). и Имам Джафар ас-Садик (шестой Имам), который заявил, что Величайшее Имя Бога было включено либо в Дуай-и-Сахар , либо в Дуай-и-Умм-и-Давуд . В первом стихе Дуай-и-Сахар, утренней молитвы Рамадана , имя «Баха» встречается четыре раза: «Аллахумма инни как 'алука мин Баха' ика би Абхах ва кулла Баха' ика Бахи». [7]
Астрономия и математика
[ редактировать ]Его интерес к наукам также очевиден в некоторых его работах и договорах, хотя многие из его астрономических трактатов еще предстоит изучить. [1] Вероятно, он написал 17 трактатов и книг по астрономии и смежным предметам. Ниже приведены некоторые его работы по астрономии:
- Рисалах дар Халл-и ишкарид ва камар ( Трактат о проблемах Луны и Меркурия ) о попытках разрешить несоответствия системы Птолемея в контексте исламской астрономии .
- Ташрих аль-афлак ( «Анатомия небесных сфер »), краткое изложение теоретической астрономии, в котором он подтверждает точку зрения, поддерживающую позиционное вращение Земли. Он был одним из исламских астрономов, отстаивавших возможность вращения Земли в 16 веке независимо от западного влияния. [1]
- Холасат аль-Хесаб ( «Сумма арифметики ») была переведена на немецкий язык Г.Ф. Нессельманом и опубликована еще в 1843 году. [8]
Архитектура
[ редактировать ]Шейх Баха ад-Дин был известен своими познаниями в математике, архитектуре и геометрии. Ему приписывают ряд архитектурных и инженерных проектов, но ни один из них не может быть подтвержден источниками. [1]
Шейху Баха ад-Дину приписывают архитектурное планирование города Исфахан в эпоху Сефевидов. Он был архитектором площади Имама в Исфахане , мечети Имама и Хессара Наджафа . Он также сделал солнечные часы к западу от мечети Имама.
Он также известен своим мастерством топографии. Одним из примеров этого является направление воды реки Заянде в различные районы Исфахана. Он спроектировал канал Зарин Камар в Исфахане, который считается одним из величайших каналов Ирана. Он также определил направление Киблы (направления молитвы) от площади Нагш-э-Джахан.
Он также спроектировал и построил печь для общественной ванной комнаты, которая до сих пор существует в Исфахане и известна как Баня шейха Бахая . Говорят, что печь питалась от единственной свечи, помещенной в ограждение, и что свеча горела долгое время, кипятя воду в бане. Говорят также, что, согласно его собственным инструкциям, огонь свечи погаснет, если огород когда-нибудь откроется. Предполагается, что это произошло во время реставрации и ремонта здания и заставить систему снова работать не удалось. Фактически, шейх Бахаи использовал горючие газы, которые естественным образом образовывались в близлежащей выгребной яме, для нагрева воды в ванне. В 1969-70 годах были раскопаны системы отопления ванных комнат и обнаружен ряд подземных трубопроводов из высушенной на солнце глины. Хотя существует множество теорий о работе этой системы отопления, недавно был сделан вывод, что он знал о биогазе, и что сеть должна была прокладывать туалетные колодцы, которые были обычными для иранских домов и мечетей.
Говорят, что он спроектировал Манар Джонбан (трясущиеся минареты), которые до сих пор существуют в Исфахане; но это здание было построено в четырнадцатом веке, в период Ильханидов, на могиле Аму Абдоллы Соклы , благочестивого шейха и факира, который умер в том же веке.
Высший совет культурной революции Ирана объявил 23 апреля Днем национального архитектора , отмечая годовщину рождения шейха Бахаи.
Шиитская юриспруденция
[ редактировать ]В традиции двунадесятников шейх Бахаи считается ведущим ученым своего времени и моджаддидом семнадцатого века. [8] Его эрудиция принесла ему восхищение шаха Аббаса , и он был назначен шейхом уль-исламом Исфахана после смерти предыдущего президента . [8] Он составил труды по тафсиру , хадисам , грамматике и фикху (юриспруденции). [8]
Мистика
[ редактировать ]Шейх Баха ад-Дин также был адептом мистицизма . У него были ярко выраженные суфийские взгляды, за что его критиковал Мохаммад Бакер Маджлеси. [8] Во время своих путешествий он одевался как дервиш. [8] и часто посещал суфийские кружки. [8] Он также появляется в цепочке суфийских орденов Нурбахши и Ниматуллахи . [8] В работе под названием «Ресала фил-вахда аль-воджудия» (Изложение концепции Вахдат аль-Вуджуд (Единство Существований)) он утверждает, что суфии являются истинно верующими, [8] призывает к непредвзятой оценке своих высказываний, [8] и ссылается на свой собственный мистический опыт. [8] Его персидская и арабская поэзия также изобилует мистическими аллюзиями и символами. [8] В то же время шейх Баха ад-Дин призывает к строгому соблюдению шариата в качестве обязательного условия для вступления в тарикат. [8] и не придерживался высокого мнения об антиномическом мистицизме. [8]
Работает
[ редактировать ]Шейх Баха ад-Дин написал множество работ по философии, логике, астрономии и математике. Его труды включают более 100 статей, посланий и книг. Шейх Баха ад-Дин также сочинял стихи на персидском и арабском языках . Его выдающиеся произведения на персидском языке — «Джами-и Аббаси» и два маснависа (рифмованных двустишия) по именам Шир у Шакар («Молоко и сахар») и Нан у Халва («Хлеб и халва»). [ нужна ссылка ]
Другая его важная работа — «Кашкул» , включающая рассказы, новости, научные темы, персидские и арабские пословицы .
Он также написал Хулашат аль-Хисаб ( араб . خلاصة الحساب , букв. «Основы арифметики»), арабский учебник, который стал популярным во всем исламском мире от Египта до Индии до 19 века. Он был переведен на немецкий язык в Берлине Г.Ф. Нессельманом и опубликован в 1843 году. Французский перевод появился позже в 1854 году. [1]
Другие работы
[ редактировать ]- Меклат (на арабском языке)
- Кашкул (на персидском и арабском языках) ( کشکول )
- Тути-Намах (на персидском языке )
- Нан у Панир (на персидском языке) ( хлеб и сыр )
- Шир у Шакар (на персидском языке) ( Молоко и сахар )
- Нан у Халва на персидском и арабском языках ( )
- Джами-и Аббаси (на персидском языке )
- Ташрих Аль-Афлак (на арабском языке) ( Анатомия сфер )
- Аль-Фавайид ас-Самадия (на арабском языке)
- Машрик аль-Шамсейн ва Икшир ас-Саадатайн (на арабском языке) ( Восходящее солнце и эликсир двух счастья )
- Аль-Асна Ашария (на арабском языке) ( десятичный период )
- Зубдат аль-Усул (на арабском языке) ( Масло активов )
См. также
[ редактировать ]- Университет Шейхбахаи в Исфахане, названный в его честь.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хашемипур 2007 .
- ^ Энциклопедия арабской литературы . Тейлор и Фрэнсис; 1998. ISBN 978-0-415-18571-4 . п. 85.
- ^ «Бахаддин Мухаммад ибн Хаусейн аль-Амили | Иранский ученый » энциклопедия Британская Получено 0 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кольберг 2009 , стр. 429–430.
- ^ Энциклопедия Ираника . МОЛЛА САДРА ШИРАЗИ .
- ^ Хейрабади Масуд (2000). Иранские города: формирование и развитие . Издательство Сиракузского университета. стр. 47.
- ^ Хадем, Зикрулла (март 1976 г.). «Бахаулла и Его Святейшая Святыня» . Новости бахаи . № 540. С. 4–5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Энциклопедия Ираника , БАХА-АЛЬ-ДИН АМЕЛИ, ШЕЙХ МОХАММЕД Б. ХОСАЙН БАХАИ Э. Кольберга.
Ссылки
[ редактировать ]- Кольберг, Э. (2009). «БАХА-ЭЛ-ДАЙ АМЕЛИ». Энциклопедия Ираника, Том. III, Фаск. 4 . пп. 429–430.
- Хашемипур, Беназ (2007). «Амили: Баха ад-Дин Мухаммад ибн Хусейн аль-Амили» . В Томасе Хоккей; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 42–3. ISBN 978-0-387-31022-0 . ( PDF-версия )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1547 рождений
- 1621 смерть
- Иранские астрономы XVI века
- Иранские астрономы 17 века
- Эмигранты из Османской империи в Иран
- Сефевидские богословы
- Захоронения в Иране
- Иранские математики XVI века
- Архитекторы 16 века
- Иранские математики 17 века
- Архитекторы 17 века
- Люди из Баальбека
- Иранские философы XVI века
- Иранские архитекторы
- Мусульманские ученые ислама XVI века
- Мусульманские ученые ислама 17 века
- Писатели XVI века из Сефевидского Ирана
- Писатели 17 века из Сефевидского Ирана
- Арабские люди 16 века
- Арабские люди 17 века
- Похороны в Мешхеде
- Похороны в храме Имама Резы
- Ливанские астрономы