Круглый город Багдад
Город мира | |
Альтернативное название | Город Мира / Аль-Мансур |
---|---|
Расположение | Багдад , Ирак |
Координаты | 33 ° 20'51 "N 44 ° 20'06" E / 33,34750 ° N 44,33500 ° E |
Тип | Урегулирование |
Круглый город Багдад — это первоначальное ядро Багдада , построенное аббасидским халифом аль-Мансуром в 762–766 годах нашей эры в качестве официальной резиденции двора Аббасидов. Его официальное название во времена Аббасидов было «Город мира» ( араб . مدينة السلام , латинизированное : Мадинат ас-Салам ). знаменитая библиотека, известная как Дом Мудрости На его территории располагалась .
Описание
[ редактировать ]По словам Якуби , план города был составлен, но строительство началось только 2 августа 762 года под руководством четырех архитекторов. [1] Для проекта были собраны огромные ресурсы: арабские летописцы сообщают о 100 000 рабочих и ремесленников, а также суммах в 18 миллионов золотых динаров или 100 миллионов серебряных дирхамов . [2] Халифский дворец Золотые Ворота и главная мечеть , а также некоторые административные помещения, очевидно, были завершены к 763 году, что позволило аль-Мансуру перенести свою резиденцию в город, а остальная часть Круглого города была завершена к 766 году. . [1]
Мансур считал Багдад идеальным городом для того, чтобы стать столицей исламской империи при Аббасидах . Мансуру настолько понравилось это место, что его цитируют: «Это действительно город, который мне предстоит основать, где я буду жить и где мои потомки будут править впоследствии». [3] Целью было заменить Харран в качестве резиденции халифского правительства; однако город Багдад упоминается в доисламских текстах, в том числе в Талмуде , [4] и город Аббасидов, вероятно, был построен на месте этого более раннего поселения.
Багдад затмил Ктесифон , столицу Сасанидской империи , расположенную примерно в 30 км (19 миль) к юго-востоку, находившуюся под контролем мусульман с 637 года и быстро опустевшую после основания Багдада. Территория Вавилона , заброшенная со II века, находится примерно в 90 км (56 миль) к югу.
Старый Багдад был небольшой деревней, и, несмотря на ее название, имевшее иранское происхождение ( мешок «бог» + дад «одаренный»), коренными жителями, вероятно, были арамейском языке говорившие на набатейцы, . Новый город, однако, был в основном арабоязычным , со значительными персидскими элементами в населении и городской среде, хотя, возможно, не было какого-либо крупного персидского поселения в деревне Багдад или прилегающих к ней общинах: все они были поглощены новый город Багдад. Скорее, персидские элементы появились после основания нового города и включали персидское архитектурное влияние, ранние персидские военные поселения, постоянную иммиграцию персидских ученых и позднее прибытие правителей персидского происхождения (таких как Буиды ). [5]
Город был спроектирован как круг радиусом около 1 км (0,62 мили), поэтому его стали называть «Круглым городом». Учитывая эту цифру, можно подсчитать, что первоначальная площадь города вскоре после его строительства составляла около 3 км2. 2 (1,2 квадратных мили) (Однако исторические источники не сходятся во мнении о размерах города. [6] ) Первоначальный проект показывает кольцо жилых и коммерческих построек вдоль внутренней части городских стен, но в окончательной конструкции было добавлено еще одно кольцо, внутри первого. [7] В центре города располагался дворец халифа, мечеть, а также штаб гвардии. Назначение и использование оставшегося пространства в центре неизвестно. Круглый дизайн города был прямым отражением традиционного персидского сасанидского городского дизайна. Древний сасанидский город Гур/ Фирузабад почти идентичен своим общим круглым дизайном, расходящимися проспектами, а также правительственными зданиями и храмами в центре города. Это указывает на то, что оно было основано на персидских прецедентах. [8] [9] Двумя дизайнерами, которые были наняты аль-Мансуром для планирования дизайна города, были Наубахт , бывший зороастрийец , [10] и Машаллах ибн Атари , персидский еврейский астролог/астроном.
В городе было четверо ворот : Баб аль-Куфа («ворота Куфы »), Баб аль-Шам («ворота аль-Шама или Дамаска »), Баб аль-Хорасан («ворота Хорасана ») и Баб аль-Шам. Басра («ворота Басры »). [11] Это тоже похоже на круглые города Дарабгард и Гор, у которых было четверо ворот. [9] Дворец Хульд , главный дворец Багдада, построенный аль-Мансуром , располагался недалеко от Баб аль-Хорасана. [12] Хорасанские ворота положили начало Великой Хорасанской дороге .
Ни одно из сооружений города не сохранилось, а сведения основаны на литературных источниках. халифский дворец Золотые ворота В центре круга располагались и главная мечеть. Под влиянием ападанского дизайна древней иранской архитектуры мечеть была построена с гипостильным молитвенным залом с деревянными колоннами, поддерживающими плоскую крышу. В халифском дворце был айван и купольная камера сразу за ним, напоминающая дизайн сасанидского дворца (например, Гора и Сарвестана ). Строительные материалы в основном состояли из кирпича (иногда укрепленного тростником), что отражало месопотамскую архитектуру . [9]
Жители были двух типов: военные люди, которых поселил халиф, и большое количество простых людей, которые позже поселились в городе из-за экономических возможностей. Вторую группу составляли в основном арабы и местные набатейцы . Первую группу составляли в основном персы из Хорасана и Трансоксании , которые расселились в северо-западном округе, известном как Харбия ( حربية ). Харбия Фарса включала в себя Марврудия дивизию ( مرورودية , для выходцев из Марв-эль-Рудха , т.е. современного Мургаба , Афганистан ), пригород Фурус ( « персы », или, возможно, выходцы из ) , пригород хорезмийцев и мечеть. посвящён жителям Бухары . Когда в 768 году будущий халиф Аль-Махди переехал из ар-Рая в Багдад, там поселилась вторая волна персидских военных. Были также знатные иранские роды Бармакиды (из Балха ) и Сулиды (из Гургана ). Потомки этих иранцев взяли титул абнах ( أبناء ), сокращенный от абна' ад-давла ( أبناء الدولة , буквально «сыны государства»), но также говорят, что он повторяет титул Абна из Йемена, также персидского происхождения. К началу 9 века персы Багдада постепенно аккультурировались. [9]
Современные отсылки к «открытию» Круглого города.
[ редактировать ]Будучи местом расположения одного из главных интеллектуальных центров халифов Аббасидов, Большая библиотека Багдада, также известная как «Дом мудрости» , вероятно, привлекала ученых нескольких дисциплин. Среди них географы, историки или простые летописцы предоставили подробные описания Мадинат аль-Мансура даже спустя годы после упадка города. Вся имеющаяся у нас сегодня информация о физических характеристиках, структурных функциях и общественной жизни в Аббасидском Багдаде взята из этих литературных источников, к которым повторно обращались в 20 веке. Некоторые из наиболее важных сохранившихся литературных источников конца X и XI веков в Багдаде: «Описание Месопотамии и Багдада», написанное Ибн Серапионом; «Тарих Багдад (История Багдада)» ученого и историка Аль-Хатиба аль-Багдади и «Географический словарь» географа и историка Якуби . Эти три книги составили основу и потребовали прочтения для современных исследований по этому вопросу.
Определенное откровение для академического сообщества о существовании Круглого города Багдада было зафиксировано Ги Ле Стрейнджем , британским востоковедом, видным специалистом в области исторической географии. В его работе «Багдад во время халифата Аббасидов: из современных арабских и персидских источников» (1900 г.) он, среди других ученых, вновь обратился к работам Серапиона и Якуби, чтобы реконструировать план старого города. Сам Ле Стрэндж написал в предисловии к своей книге:
«(...) реальной основой нынешней реконструкции средневекового плана является описание Багдадских каналов, написанное Ибн Серапионом примерно в 900 году нашей эры. Путем объединения сети водной системы, как описано этим писателем Благодаря расходящимся по лучам шоссейным дорогам, описанным его современником Якуби, можно было наметить различные кварталы старого Багдада, дополняя детали отчетами других авторитетных источников, которые сами по себе оказались бы слишком фрагментарными, чтобы их можно было понять. служить для любой систематической реконструкции плана». [13]
Через несколько лет после первой публикации Ле Стрейнджем плана Круглого города новая волна раскопок в Германии и Великобритании была заказана новыми музеями и университетами. Два учёных вновь обратились к этой теме во время работы в Ираке, проводя раскопки в соседних городах, таких как Самарра. Первым, кто улучшил первоначальный план Ле Стрейнджа, был Эрнст Герцфельд , немецкий археолог, который в период с 1905 по 1913 год подготовил большой объем работ, включая переводы, рисунки, полевые записи, фотографии и описи предметов из своих раскопок в Самарре и других местах Ирака и Иран. Обеспокоенный критическими проблемами, обнаруженными в оригинальных описательных текстах, Герцфельд, архитектор по профессии, предложил новые интерпретации и разработал новые планы Круглого города Багдада. Его исследование было больше связано с описанием, расположением и функциями главных зданий города, что контрастировало с более урбанистическим подходом Ле Стрейнджа. Его реконструкции были отмечены как первая «крупная архитектурная работа на эту тему». [14] было принято последующими учеными. Одним из них был британский историк искусства сэр К.К. Кресвелл , чья публикация в 1932 году первого тома его монументального обзора «Ранняя мусульманская архитектура» по-прежнему широко признана как важный справочник по ранней исламской архитектуре.
Отсутствие археологических раскопок в предполагаемом месте расположения Круглого города означает, что задача реконструкции Мединат аль-Мансур является в основном гипотетической задачей. К этой теме вернулись во второй половине 20 века в новом контексте. Одним из последних ученых, занявшихся этой темой, является Джейкоб Ласснер , который представил новую критическую интерпретацию, основанную на оригинальных текстах «Тарих Багдад (История Багдада)», «Географического словаря» аль-Багдади и Йа' qubi, а также оценки Герцфельда и Кресвелла в начале XX в. В работах Ласснера «Топография Багдада в раннем средневековье» (1970) и «Формирование правления Аббасидов» (1980) представлена новая концепция плана города и контрастный взгляд на его архитектурную функцию и историческое развитие в самый ранний период. улучшение понимания дизайна города. В исследованиях Ласснера были пересмотрены как минимум четыре ранее существовавшие идеи о городе аль-Мансура.
Во-первых, Ласснер отверг идею о том, что сам аль-Мансур, «не имевший известного опыта в архитектурном проектировании (или с круглыми конструкциями), мог лично создать ex nihilo такой сложный и необычный дизайн». [15] Во-вторых, он выступает против мнения, что здание Багдада было знаком принятия Аббасидами иранского правления, являясь скорее видимым проявлением наследования Аббасидами персидско-сасанидской королевской традиции городского дизайна. [15] В-третьих, он отвергает утверждения о том, что город-дворец имел символическое космологическое значение «просто потому, что в источниках нет явных утверждений, связывающих халифа с такой символикой». [15] Наконец, он утверждает, что «Круглый город был фактически административным центром, а вовсе не городом в общепринятом смысле этого слова». [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дури 1960 , стр. 896.
- ^ Дури 1960 , стр. 896, 897.
- ^ Вит, Гастон (1971). Багдад: столица Аббасидского халифата . унив. Оклахома Пресс.
- ^ Кет. 7б, Зеб. 9а
- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» .
- ^ Кресвелл, KAC (1969). Ранняя мусульманская архитектура . Маргарита Готье-ван Берхем (2-е изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 8–9. ISBN 0-19-817154-4 . ОСЛК 227024 .
- ^ «Аббасидская керамика: План Багдада» . Архивировано из оригинала 2 сентября 2004 г. Проверено 2 сентября 2004 г.
- ^ См.:
- Хаттштейн, Маркус; Питер Делиус (2000). Исламское искусство и архитектура . Кенеманн. п. 96. ИСБН 3-8290-2558-0 .
- Энциклопедия Ираника , Колумбийский университет , стр.413.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кеннеди, Х. «БАГДАД i. До монгольского вторжения - Иранская энциклопедия» . Ираникаонлайн.орг . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ Хилл, Дональд Р. (1994). Исламская наука и инженерия . п. 10. ISBN 0-7486-0457-Х .
- ^ Куратола, введение Донни Джорджа; под редакцией Джованни (2007). Искусство и архитектура Месопотамии (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Abbeville Press. п. 156. ИСБН 9780789209214 .
{{cite book}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хиджази, Абу Тарик (1994). Ислам: 01 г. хиджры – 250 г. хиджры: хронология событий (1-е изд.). Нью-Йорк: Публикация сообщений. п. 159. ИСБН 9781883591038 .
- ^ Гай Ле Стрэндж (1900). Багдад во времена халифата Аббасидов Из современных арабских и персидских источников . Гарвардский университет. Кларендон Пресс.
- ^ Флад, Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру, ред. (21 августа 2017 г.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Уайли. дои : 10.1002/9781119069218 . ISBN 978-1-119-06921-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Беквит, Кристофер И. (1984). «План Города Мира: центральноазиатские иранские факторы в раннем проекте Аббасидов» . Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae . 38 (1/2): 143–164. ISSN 0001-6446 . JSTOR 23657647 .
- ^ Ласснер, Джейкоб (1968). «Личные владения халифа: пересмотр плана города Багдада» . Искусство Востока . 5 (1): 24–36. ISSN 0023-5393 . JSTOR 20752346 .
Источники
[ редактировать ]- Дури, А.А. (1960). «Багдад» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 894–908. OCLC 495469456 .
- Ле Стрэндж, Гай (1922). Багдад во времена халифата Аббасидов. Из современных арабских и персидских источников (второе изд.). Оксфорд: Кларендон Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Круглый город Багдад Аль-Мансура на сайте "archnet"
- Багдад (Мадинат аль-Салам) на сайте "исламского искусства"