Jump to content

Мавзолей Саманидов

Координаты : 39 ° 46'37 "N 64 ° 24'02" E  /  39,77694 ° N 64,40056 ° E  / 39,77694; 64.40056
(Перенаправлено из Гробницы Саманидов )
Общий вид мавзолея
Внешний вид мавзолея

Мавзолей Саманидов — мавзолей, расположенный в северо-западной части Бухары , Узбекистан , недалеко от ее исторического центра. Он был построен в 10 веке нашей эры как место упокоения могущественной и влиятельной исламской династии Саманидов, которая правила Империей Саманидов примерно с 900 по 1000 год. [1] [2] В нем было три захоронения, одно из которых, как известно, принадлежало Насру II .

Мавзолей считается одним из знаковых примеров ранней исламской архитектуры. [3] и известен как старейшее погребальное сооружение среднеазиатской архитектуры. [4] Саманиды установили свою фактическую независимость от Аббасидского халифата в Багдаде и правили частями современного Афганистана , Ирана , Узбекистана, Таджикистана и Казахстана . Это единственный сохранившийся памятник эпохи Саманидов, но американский историк искусства Артур Апэм Поуп назвал его «одним из лучших в Персии ». [5]

Совершенно симметричный, компактный по своим размерам, но монументальный по своей структуре, мавзолей не только сочетал в себе многокультурные строительные и декоративные традиции, такие как согдийская , сасанидская , персидская и даже классическая и византийская архитектура , но и вобрал в себя черты, характерные для исламской архитектуры – круглый купол и мини-купола, остроконечные арки, сложные порталы, колонны и замысловатые геометрические узоры в кирпичной кладке . В каждом углу строители мавзолея использовали косы — архитектурное решение проблемы поддержки круглого в плане купола на площади. Здание было погребено под илом через несколько столетий после постройки и обнаружено в XX веке в ходе археологических раскопок, проводившихся при СССР .

В X веке столица Саманидов Бухара была крупным политическим, торговым и культурным центром, покровительствовавшим науке, архитектуре, медицине, искусству и литературе. [1] Культурному и экономическому процветанию способствовало стратегическое положение Саманидов на торговых путях между Азией, Ближним Востоком, Россией и Европой. Считается, что Мавзолей был построен, чтобы подчеркнуть династическую власть семьи Самани и связать ее историю с их недавно основанной столицей.

Исследователи приводят разные оценки того, когда был построен Мавзолей. Некоторые связывают это с правлением Исмаила Самани ( годы правления 892–907 гг. Н. Э. ), [6] [5] основатель династии ( р. 849), [7] некоторые упоминания об отце Исмаила, Ахмаде , [3] который управлял Самаркандом . Другие приписывают здание периоду правления внука Исмаила Насра II. [3] кто правил ( годы правления 914–943 гг. н.э. ). [8] Причиной этой более поздней атрибуции является перемычка с надписью куфического письма с его именем. [9] найден на восточной стороне здания во время реставрационных работ 1930-х годов.

В 1930-х годах советские исследователи обнаружили копию вакфного документа X века (скопированного около 1568 года). [8] В нем уточнялось, что Исмаил Самани подарил бухарское кладбище Науканда. [3] землю для погребального здания его отца Ахмада, что подтверждает более ранние предположения о династическом характере памятника. [8] Считается , что до и осады Чингисханом разграбления Бухары в 1220 году мавзолей, как полагают, был погребен в грязи и песке в результате наводнений и оползней и оставался таковым на протяжении веков. [7] Таким образом, когда монгольские войска достигли Бухары, гробница уцелела от их разрушения, в отличие от большинства других построек той эпохи. По тем же причинам здание не было известно миру до начала 20 века, когда его заново открыли археологи. [9]

Крупные поисковые исследования и раскопки проводились в 1926–1928 годах советской группой архитекторов и исследователей. [9] В 1937–1939 годах под руководством Б. Н. Засыпкина Мавзолей продолжал изучаться и проводились крупные реставрационные работы. [9] Обнаружены могилы трех мужских тел. Один из них идентифицирован как Наср II по надписи на перемычке; личности двух других не известны. [3] В советское время, через некоторое время после Второй мировой войны , кладбище, окружавшее Мавзолей, было заасфальтировано, а рядом со зданием и вокруг него был построен парк развлечений (действующий до сих пор).

В пределах городских стен и в непосредственной близости от исторического центра Бухары расположены архитектурные памятники тысячелетней давности, старейшим из которых является мавзолей Саманидов . [10]

Возведение мемориальных мавзолеев поначалу категорически противоречило некоторым нормам ислама , но этот запрет впервые был нарушен «разрешенным» строительством первого мусульманского мавзолея Кубба ас-Сулабия над могилой арабского халифа аль-Мунтасира (861-861 гг.). 862), в котором позже были похоронены еще два халифа: аль-Мутаз (866-869) и аль-Мухтади (869-870), [11] после чего началось возведение мавзолеев во всех исламизированных странах Ближнего и Ближнего Востока, входивших в состав Арабского Халифата. [12] Не стал исключением и мавзолей Саманидов, династии правителей Трансоксианы .

В средние века этот и другие не сохранившиеся до наших дней мавзолеи располагались на территории большого некрополя династии Саманидов. [13] С падением династии (999 г.) площадь некрополя постепенно сокращалась, мавзолеи разрушались, а в XVI-XVIII веках на его территории начали строить городские жилые кварталы. В раннем средневековье территория некрополя называлась Науканда, позже Чахар-гумбазан (четыре купола), [14] а в позднем средневековье Бахадур-бия, а мавзолей Саманидов считался мазаром Исмаила Самани . [15]

Мавзолей впервые был исследован в 1924 году экспедицией Моисея Яковлевича Гинзбурга . Тогда же был принят план здания. В 1925 году ученый секретарь Бухарской комиссии по охране памятников древности и искусства Муса Саиджанов организовал восстановление облицовки купола здания. [16] [17] В ходе дальнейших археологических исследований - раскопок Василия Вяткина, проведенных в 1926-1928 годах, выяснилось, что внутри некрополя находилось несколько захоронений, в том числе и самого Исмаила Самани . [18] При этом выяснилось, что здание некрополя стоит на руинах еще более древнего, вероятно, как-то связанного с солярными мифами . [19] [20] В 1928-1930 годах частичную реставрацию мавзолея провели П. С. Касаткин и Н. М. Бачинский. [21]

Деталь интерьера с прищуром
Мавзолей Саманидов, деталь экстерьера
Деталь экстерьера с заостренными арками и перемычками.
Наружная кирпичная кладка с глухой аркадой

Архитектура

[ редактировать ]

Памятник знаменует собой новую эпоху в развитии персидской и среднеазиатской архитектуры, которая возродилась после арабского завоевания региона. Многие исследователи отмечали, что сооружение выполнено похожим на открытые, четырехарочные, часто квадратные по форме, зороастрийские храмы огня из Сасанидского Ирана. [1] широко известный как чахар так на персидском языке - отсылка к заявлению Саманидов о сасанидском происхождении. [3] Форма здания кубовидная, как и структура Каабы Великой мечети Мекки в Саудовской Аравии , а тяжелые угловые контрфорсы, похожие на крепость, заимствованы из согдийских традиций Центральной Азии. Синтетический стиль гробницы отражает 9-й и 10-й века – время, когда в регионе еще проживало большое население зороастрийцев на ранних стадиях обращения в ислам. Сложная отделка из обожженного кирпича уникальна по уровню детализации и ритмичности узоров и сочетает в себе мультикультурные декоративные мотивы (согдийские, сасанидские, персидские, арабские, античные). Однако архитекторы зданий пошли дальше простого заимствования существующих традиций в структуре и отделке зданий; они привнесли новые черты, символические для монументальной династической архитектуры. В своей конструкции неизвестные архитекторы Мавзолея использовали косынки, [5] содержащий четыре внутренние арки [22] и восьмиугольную структуру, [9] это позволило перераспределить вес круглого купола на квадратное основание, альтернативу подвескам .

В целом здание построено в форме небольшого, слегка сужающегося куба, длина каждой стороны которого составляет примерно 31 фут (9,4 м). [5] Четыре фасада одинакового дизайна, которые с увеличением высоты плавно наклоняются внутрь. Толщина стены примерно 6 футов (1,8 м). [9] Основание здания обеспечивало структурную прочность и выживаемость на протяжении веков. С каждой стороны есть входной портал, украшенный остроконечными арками. Многие исследователи отмечают хорошо изученные, [5] почти математический, [9] пропорции здания и его гармония [6] иерархия. [5] Основание здания тяжелое, что подчеркивается более широким фундаментом; четыре тяжелых построены в три четверти [23] угловые колонны классического дизайна, [7] способствуют его крепостному виду. Верхняя часть здания освещена элегантной аркадной галереей, расположенной под карнизом , которая имеет множество арочных проемов для уменьшения общего веса и пропускания света внутрь здания (напротив, большинство построек чахар так не имели окон). Большой полукруглый купол высотой около 23 футов (7 метров). [22] ) по диаметру венчает сооружение и похоже на буддийские купола в этом районе. [7] Четыре мини-купола, размещенные по углам крыши, носят скорее декоративный характер. В целом строители мавзолея добились элегантной иерархии уменьшающихся пропорций и вертикальной перспективы за счет уменьшения размеров куполов (одного большого и четырех маленьких), колонн (расположенных по углам, порталов и галереи) и арок (порталов и галереи). Типично для исламской архитектуры в целом, существует совпадение и двусмысленность между структурными и декоративными элементами внутри здания: кирпичи являются структурой и декором, и оба они одинаково важны. [24]

Строители использовали обожженный кирпич различных прямоугольных и квадратных размеров как для конструктивных, так и для декоративных элементов здания. Крупные кирпичи образовывали большие полосы по всему зданию для устойчивости конструкции, кирпичи меньшего размера использовались для отделки, обычно блоками по два-пять кирпичей. Обожженный кирпич был известным материалом в этом регионе, однако такое широкое и творческое использование считается беспрецедентным. Местные строители в основном использовали необожженный кирпич, штукатурку и дерево, поскольку эти материалы были дешевле, но не так прочны, как обожженный кирпич. В Мавзолее используется несколько лепных и деревянных элементов, но они минимальны с точки зрения их относительного участия в строительном процессе. В ходе раскопок было обнаружено несколько связующих соединений, одним из которых является алебастр. Интересно, что из-за исламских ограничений на использование изображений украшение мавзолея Саманидов по своей планировке и узорам в основном геометрическое, по сравнению с доисламскими строительными традициями Средней Азии, которые сочетали в себе архитектуру, скульптуру и живопись. [9] Исследователи нашли общие элементы между декором мавзолея Саманидов и узорами, выполненными из дерева Пенджикента VIII века . [25]

Повторяющиеся узоры создают расчетливую гармонию и ощущение бесконечности, что важно для погребальной конструкции. Разнообразные узоры, выполненные из обожженного кирпича, включают плетение корзин , [22] шахматная доска , « собачий зуб » [22] орнамент (на перемычках и главном куполе), бордюры розеток , растительный орнамент, ленты, жемчужные ленты. Существует заметная согласованность между внешним и внутренним декором с точки зрения узоров, материалов и подхода, и это означает, что строительство, скорее всего, выполнялось одним и тем же человеком или командой. Повторность декора и общая симметрия помогли во время реставрационных работ 1930-х годов, когда археологи использовали уцелевшие элементы для восстановления утраченных. Перед началом реставрационных работ были проведены тщательные исследования типа материалов, раствора, узоров, толщины и формы исторических слоев. [9] До ремонта большая часть повреждений была расположена на уровне галереи. Где-то в XX веке внутри порталов были установлены металлические экраны, ограничивающие доступ в здание. Неизвестно, были ли на оригинальных порталах установлены какие-либо экраны.

Значение

[ редактировать ]

Тот факт, что религиозный закон ортодоксального суннитского ислама строго запрещает строительство мавзолеев над местами захоронений, подчеркивает значимость мавзолея Саманидов, который является старейшим из сохранившихся памятников исламской архитектуры. [5] в Средней Азии и единственный памятник, сохранившийся с эпохи династии Саманидов. Мавзолей Саманидов, возможно, является одним из первых отклонений от этого религиозного ограничения в истории исламской архитектуры.

Здание считается одним из старейших памятников Бухарской области. Мавзолей Саманидов фигурирует практически в каждом обзоре исламской архитектуры и является важным примером ранней исламской архитектуры в Центральной Азии и во всем мире. Его неизвестные создатели гармонично соединили отсылки к прежним региональным традициям и применили новаторские конструктивные элементы, такие как косынки , а также новые для того времени особенности, которые считаются привычными для исламской архитектуры во всем мире. Мавзолей Саманидов иногда называют «шкатулкой для драгоценностей» из-за его компактных размеров, изящных, математически рассчитанных пропорций и ритмичных узоров замысловатой, небывалой отделки из обожженного кирпича.

Мавзолей отца-основателя Пакистана Мухаммеда Али Джинны -Мазари-Куэйд в Карачи создан по образцу мавзолея Саманидов.

Знаки и символы на стенах мавзолея.

[ редактировать ]

Узбекский учёный Ш. С. Камолиддин представил убедительные доказательства буддийского происхождения этого проекта. [26] Символы на стенах мавзолея Саманидов образуют сложную геометрическую композицию, состоящую из врезанных квадратов и центрального круга, которые являются специфическим типом буддийско-манихейской мандалы и могут рассматриваться как символы буддизма . Считается, что общая планировка мавзолея, если смотреть сверху, представляет собой точное воспроизведение буддийско-манихейской мандалы. [27]

Народные истории и легенды

[ редактировать ]

По легенде, Исмаил Самани , известный бухарцам . как Хазрат Султан , продолжал править страной даже после своей смерти Люди, казалось, искренне верили в эту легенду, потому что даже после его смерти они все еще опускали письменные запросы через отверстие на южной стороне мавзолея, надеясь получить ответ на следующий день. Предположительно, ответ появится на северной стороне мавзолея. [28] По другой легенде, Исмаил Самани позже отказался от своего правления после того, как двое посетителей попытались обмануть его в мавзолее. Однако до начала 20 века сохранялось суеверие, что если написать просьбу о пощаде и положить ее у подножия могилы, то ваша просьба будет удовлетворена, а ответ, если он будет сделан праведным человеком с искренней верой, может получить в письменном виде. [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Михаилидис, Мелани (2012). «Серебро Саманидов и торговля по Меховому пути». Средневековые встречи . 18 (4–5): 315–338. дои : 10.1163/15700674-12342119 .
  2. ^ Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Бёверинг, Герхард; Кроун, Патрисия; Мирза, Махан. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. 2013. ISBN  978-1400838554 . OCLC   820631887 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Михаилидис, Мелани (2014). «Династическая политика и мавзолей Саманидов» . Арс Ориенталис . 44 (20220203): 20–39. дои : 10.3998/ars.13441566.0044.003 . ISSN   0571-1371 . JSTOR   43489796 .
  4. ^ Кноблох, Эдгар (1972). За Оксом: археология, искусство и архитектура Центральной Азии . Тотова, Нью-Джерси: Роуман и Литтлфилд. стр. 27–28, 66, 151.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Папа, Артур Апэм (1965). Персидская архитектура; торжество формы и цвета . Нью-Йорк: Г. Бразиллер. стр. 81–85.
  6. ^ Jump up to: а б Прайс, Уилл (2008). Мировая архитектура: шедевры . Лондон: Темза и Гудзон. п. 32. ISBN  978-0-500-34248-0 . OCLC   227016790 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Старр, С. Фредерик (2013). Утерянное Просвещение: Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до Тамерлана . Принстон. ISBN  978-0691157733 . OCLC   840582136 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ Jump up to: а б с Грабарь, Олег (1966). «Самые ранние исламские памятные сооружения, заметки и документы». Арс Ориенталис . 6 :7–46. JSTOR   4629220 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Bulatov, M.S. (1976). Mavzoleĭ Samanidov-zhemchuzhina arkhitektury Sredneĭ Azii (Samanid Mausoleum – an architectural jewel of Central Asia) . Taskent, Uzbekistan, USSR: Izdatelstvo Literaturi i Iskusstva (Publishinh house of Literature and Art).
  10. ^ Корнилов, 1936, с. 62—64.
  11. ^ «историческая культура» . Архивировано из оригинала 10 марта 2011 г. Проверено 5 ноября 2023 г.
  12. ^ Пугаченкова, 1962, p. 47—53.
  13. ^ Мирзаахмедов, 1984, с. 221—237.
  14. ^ Архитектурная эпиграфика Узбекистана. Бухара, 2016, p. 53—64.
  15. ^ Сухарёва, 1976, с. 132—133.
  16. ^ Ремпель, 1981, с. 17.
  17. ^ Саиджанов, 2005, с. 3—19.
  18. ^ Булатов, 1976, с. 13.
  19. ^ Булатов, 1976, с. 91.
  20. ^ Камолиддин, 2009, с. 49—61.
  21. ^ Ремпель, 1981, с. 17.
  22. ^ Jump up to: а б с д Грубе, Эрнст Дж .; Мичелл, Джордж (1978). Архитектура исламского мира: ее история и социальное значение . Нью-Йорк. ISBN  0688033245 . OCLC   4401627 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  23. ^ История цивилизаций Центральной Азии . Дэни, Ахмад Хасан; Массон, В. М. (Вадим Михайлович); Харматта, Дж. (Янос); Пури, Байдж Натх; Этемади, Г.Ф.; Литвинский Б.А. (Борис Анатольевич). Париж: ЮНЕСКО. 1992–2005 гг. ISBN  9231027190 . OCLC   28186754 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  24. ^ Хилл, Дерек; Грабарь, Олег (1966). «Исламская архитектура и ее украшение 800–1500 гг. Н.э. (Фотографический обзор Дерека ХИЛЛА. Со вступительным текстом Олега ГРАБАРА), I vol. petit in-4°, 88 стр. и 527 рис. на 144 табл., ht + 4 пл., Лондон (Фабер и Фабер), 1964». Арабика . 13 (3): 326–329. дои : 10.1163/157005866x00606 . ISSN   0570-5398 .
  25. ^ Воронина, В. (1969). Архитектурные памятники Средней Азии: Бухара, Самарканд . Издательство «Аврора». OCLC   4729898 .
  26. ^ Стивен, Фредерик (2017). Утраченное Просвещение: Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времени Тамерлана [ The Lost Enlightenment: The Golden Age of Central Asia from the Arab Conquest to the Time of Tamerlane ] (in Russian). Альпина паблишер.
  27. ^ Камолиддин (2009). Символика Саманидов [ Samanid symbolism ] (in Russian). Asiatica.
  28. ^ Архитектурная эпиграфика Узбекистана [ Architectural epigraphy of Uzbekistan ] (in Russian). Tashkent: Uzbekistan today. 2016.
  29. ^ Александровна, Ольга; Сухарева (1976). Квартальная община позднефеодального города Бухары [ Quarterly community of the late feudal city of Bukhara ] (in Russian). Наука.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

39 ° 46'37 "N 64 ° 24'02" E  /  39,77694 ° N 64,40056 ° E  / 39,77694; 64.40056

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a872bf76f5e85829108068a5d0eacd38__1701357480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/38/a872bf76f5e85829108068a5d0eacd38.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samanid Mausoleum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)