Газан
Газан | |||||
---|---|---|---|---|---|
Хан Падешах Ирана и ислама [ 1 ] | |||||
Иль хан | |||||
Царствование | 4 октября 1295 г. - 11 мая 1304 г. | ||||
Коронация | 19 октября 1295 г. | ||||
Предшественник | Море | ||||
Преемник | Убей это | ||||
Порок | Навруз | ||||
Наместник Хорасана | |||||
Царствование | 1284 - 1295 | ||||
Предшественник | Аргун | ||||
Преемник | Нирун Ака | ||||
Рожденный | 5 ноября 1271 г. Абаскун , Ильханство | ||||
Умер | 11 мая 1304 г. Казвин , Ильханат | (32 года) ||||
Супруга | Yedi Kurtka Khatun Булуган Хатун Хорасани Кёкёчин Булуган Хатун Муаззама Эшиль Хатун Донди Хатун Малая Хатун Хутулун | ||||
| |||||
Отец | Аргун | ||||
Мать | Култак Эгечи | ||||
Религия | Суннитский ислам «после 1295 года», Церковь Востока |
Махмуд Газан (5 ноября 1271 - 11 мая 1304) ( персидский : Газан-хан , Газан-хан , иногда архаично пишется как Казанус ) жителями Запада [ 2 ] ) был седьмым правителем империи Монгольской Ильханата на территории современного Ирана с 1295 по 1304 год. Он был сыном Аргуна , внуком Абака-хана и правнуком Хулагу-хана , продолжая длинную линию правителей, которые были прямые потомки Чингисхана . Считающийся самым выдающимся из ильханов , он, пожалуй, наиболее известен тем, что принял ислам и встретился с имамом Ибн Таймийей в 1295 году, когда тот занял трон, что ознаменовало поворотный момент для доминирующей религии монголов в Западной Азии: Иране , Ираке , Анатолия и Южный Кавказ .
Одной из его многочисленных главных жен была Кёкёчин , монгольская принцесса (первоначально обрученная с отцом Газана Аргуном перед его смертью), посланная его двоюродным дедушкой Хубилай-ханом .
Военные конфликты во время правления Газана включали войну с Мамлюкским султанатом за контроль над Сирией и сражения с тюрко-монгольским Чагатайским ханством . Газан также поддерживал дипломатические контакты с Европой, продолжая безуспешные попытки своих предшественников сформировать франко-монгольский союз . Человек высокой культуры, Газан говорил на нескольких языках, имел много хобби и реформировал многие элементы Ильханата, особенно в вопросах стандартизации валютной и фискальной политики.
Детство
[ редактировать ]Родителями Газана были Аргун и его наложница Култак Эгечи из Дорбода . На момент свадьбы Аргуну было 12 лет. Старшая сестра Култака Аслун была женой Тюбшина, сына Хулагу и предыдущего наместника в Большом Хорасане . По словам Рашид ад-Дина Хамадани , бракосочетание состоялось в Мазандаране , где Аргун был наместником. [ 3 ]
Газан родился 5 ноября 1271 года в Абаскуне (ныне недалеко от Бандар-Торкамана ), [ 4 ] [ 5 ] хотя он был воспитан в кочевом дворце орды любимой жены своего деда Абаки, Булухан-хатун , которая сама была бездетной. [ 6 ] [ нужна полная цитата ] Газан и Аргун не виделись до нападения Абаки на Караунас в 1279 году, когда они ненадолго встретились.
Газан был воспитан восточным христианином , [ 7 ] как и его брат Оляйту . Монголы традиционно были терпимы к множеству религий , и в юности Газан получил образование у китайского буддийского монаха , который научил его старому китайскому языку и буддизму , а также монгольскому и уйгурскому алфавиту . [ 8 ]
Под Текудером
[ редактировать ]он жил вместе с Гайхату в Булухан-хатун лагере в Багдаде После смерти Абаки . Он снова воссоединился со своим отцом, когда Булухан Хатун вышла замуж за Аргуна и стала мачехой Газана.
Правило в Хорасане
[ редактировать ]Под Аргуном
[ редактировать ]После свержения Текудера в 1284 году отец Газана Аргун был возведен на трон как иль-хан, 11-летний Газан стал наместником, и он переехал в столицу Хорасан , чтобы никогда больше не видеть Аргуна. Его заместителем был назначен эмир Тегене, которого он не очень любил. В 1289 году конфликт с другими монголами разразился, когда восстание против Аргуна возглавил Навруз , молодой эмир из клана Ойратов , чей отец был гражданским правителем Персии до прибытия Хулагу. Заместитель Газана Тегене был среди жертв набега Навруза 20 апреля 1289 года, в ходе которого он был схвачен и заключен в тюрьму. Протеже Навраза, принц Хулачу, был арестован командиром Газана Мулаем десять дней спустя. [ 9 ] Когда в 1290 году Навруз потерпел поражение от подкреплений Аргуна, [ 10 ] он бежал из Ильханства и присоединился к союзу Кайду , еще одного потомка Чингисхана, который был правителем как Дома Угедея , так и соседнего Чагатайского ханства . Следующие десять лет Газан провел, защищая границы Ильханства от вторжений Чагатайского ханства в Центральной Азии.
Во время Гайхату
[ редактировать ]Когда его отец, Аргун, умер в 1291 году, Газан не смог реализовать свои претензии на лидерство в столице, потому что он был занят как набегами Навруза, так и борьбой с восстанием и голодом в Хорасане и Нишапуре . Тагачар , командующий армией, служивший трем предыдущим поколениям иль ханов, вероятно, стоял за смертью Аргуна и поддержал дядю Газана Гайхату как нового иль хана. [ 11 ] Несмотря на то, что в детстве Гайхату был соперником, он направил помощь Газану в борьбе против Навруза в Хорасане под предводительством принца Анбарчи (сына Мункке Темура ) и эмиров Туладая, Кункукбала и Эль Темура; сам отправился в Анатолию для подавления туркменских восстаний. Однако весной голод достиг и его двора, и Анбарчи, не имея возможности прокормить своих солдат, вскоре был вынужден снова уехать в Азербайджан. Он снова попытался навестить Гайхату, но после его отказа ему пришлось вернуться обратно. Газан принял Кёкёчин , монгольскую принцессу из династии Юань в Китае, на обратном пути из Тебриза в Хорасан. Ее привезли с востока в караване, в котором был Марко Поло среди сотен других путешественников . Первоначально она была обручена с отцом Газана, Иль Ханом Аргуном, но, поскольку он умер во время ее многомесячного путешествия, вместо этого она вышла замуж за его сына Газана. [ 12 ]
В 1294 году Газан вынудил Навруз сдаться в Нишапуре. [ 13 ] и Навруз затем стал одним из помощников Газана. Газан был верен своему дяде, хотя и отказался последовать примеру Гайхату в введении бумажных денег в своей провинции, объяснив это тем, что погода в Хорасане была слишком влажной для обращения с бумажными деньгами. [ 14 ]
Против Байду
[ редактировать ]В 1295 году Тагачар и его заговорщики, которые, вероятно, стояли за смертью Аргуна, приказали убить и его преемника Гайхату. Затем они посадили на трон управляемого Байду , двоюродного брата Газана. Байду был прежде всего номинальным главой, позволившим заговорщикам разделить Ильханство между собой. Услышав об убийстве Гайхату, Газан двинулся на Байду. Байду объяснил тот факт, что Газан отсутствовал во время событий, приведших к падению Гайхату, поэтому у знати не было другого выбора, кроме как возвести его на трон. [ 15 ] Тем не менее, Амир Навруз призвал Газана предпринять шаги против Байду, потому что он был не чем иным, как подставным лицом, находящимся под контролем знати. Войска Байду под командованием Ильдара (его двоюродного брата и сына принца Аджая), Эльджидея и Чичака встретили его возле Казвина . Армией Газана командовали принц Согай (сын Йошмута ), Буралги, Навруз, Кутлукшах и Нурин Ака. Первую битву выиграл Газан, но ему пришлось отступить, поняв, что отряд Ильдара - лишь часть всей армии, оставив Навруз позади. Тем не менее он захватил Арслана, потомка Джучи Касара . [ 16 ]
После непродолжительного перемирия Байду предложил Газану соуправление Ильханатом и предложил Новрузу пост сахиб-и дивана , чему в качестве встречного условия Газан потребовал доходы от наследственных земель своего отца в Фарсе , Персидском Ираке и Кермане . Навруз отказался от этих условий, что привело к его аресту. Согласно анекдоту, он пообещал вернуть Газана связанным при условии его освобождения. Достигнув Газана, он отправил котел обратно Байду; игра слов на турецком слове казан . Навруз пообещал ему трон и свою помощь при условии обращения Газана в ислам . Газан принял суннитский ислам 16 июня 1295 года. [ 17 ] [ 18 ] от рук Ибрагима ибн Мухаммада ибн аль-Муайида ибн Хамавейха аль-Хурасани аль-Джувайни [ 19 ] как условие военной поддержки Навруза. [ 20 ] Навруз вошел в Казвин с 4000 солдат и потребовал дополнительно 120 000 солдат под командованием Эбюгена (по другим источникам - 30 000). [ 21 ] - потомок Джучи Касара - на пути в Азербайджан, что вызвало панику среди масс, за которой последовало дезертирство подчиненных Тагачара (благодаря визирю Тагачара Садр уль-Дину Занджани) и других могущественных эмиров, таких как Курумиши и Чупан , 28 августа 1295 года.
Видя неминуемое поражение, Байду попросил поддержки Тагачара, не зная о его бегстве. Осознав уход Тагачара, он бежал к эмиру Тукалу в Грузию 26 сентября 1295 года. Командиры Газана нашли его недалеко от Нахчывана , арестовали, отвезли обратно в Тебриз и казнили 4 октября 1295 года.
Раннее правление
[ редактировать ]Газан объявил о своей победе после казни Байду на окраине Тебриза 4 октября 1295 года. [ 22 ] он вошел в город. После этого заявления, как обычно, последовало несколько назначений, приказов и казней - был казнен сын Гайхату Алафранга, зять Эльджидай Кушчи, Навруз был награжден государственным нахибатом и получил чрезвычайную власть, сродни той, что была у Буки во времена Аргун. Навруз, со своей стороны, издал официальный указ против других религий Ильханства. Сторонники Навруза преследовали буддистов и христиан до такой степени, что буддизм в Иране так и не восстановился. [ 23 ] Была разграблена церковь Восточного собора в монгольской столице Мараге , церкви в Тебризе и Хамадане разрушены .
Чисткам подверглись и сторонники Байду - эмиры Джиргадай и Кончукбал были казнены 10 и 15 октября соответственно. Кончукбала особенно ненавидели за убийство Ак-Буки Джалаира, палачом которого был брат Навраза Хаджи, который также был зятем Ак-Буки. [ 24 ] Протеже Тагачара, Садр ад-Дин Занджани, получил должность визиря после свержения визиря Байду, Джамал ад-Дина. Он повторно назначил Тагачара анатолийским наместником 10 ноября 1295 года. Еще одна серия казней произошла после 1296 года: сын принца Аджая Ильдар бежал в Анатолию 6 февраля, но был схвачен и казнен; [ 25 ] Есутай, ойратский командир, который поддерживал зятя Хулагу Тарагая в его миграции в мамлюкский султанат Сирии, был казнен 24 мая, а Буралги Киятай, командир, восставший против Аргуна, был казнен 12 февраля.
Тем временем Ногай-хан , цареначальник Золотой Орды , был убит, а его жена Чубей бежала в Газан с сыном Тораем. [ 26 ] (или Бури [ 27 ] ), который был . зятем Абаки в 1296 году
Чистка дворян
[ редактировать ]Газан облегчил проблемы с Золотой Ордой , но Дом Угедея и Чагатая Средней Азии продолжал представлять серьезную угрозу как для Ильханства, так и для его сюзерена и союзника Великого хана в Китае. Когда Газан был коронован, Чагатайский хан Дува вторгся в Хорасан 9 декабря 1295 года. Газан послал двух своих родственников, принца Согая (сына Йошмута ) и Эсена Темура (сына Конкуртая ), против армии Чагатайского ханства, но они дезертировали. полагая, что это был заговор Навраза с целью еще больше лишить знать их имущества. [ 28 ] Науру сообщил Газану об этом заговоре, впоследствии казнив их в 1296 году. Другой принц Борджигидов, Арслан, который ранее был схвачен Газаном и помилован, восстал в Билясуваре . После серии сражений под Байлаканом он тоже был схвачен и казнен вместе с мятежными эмирами 29 марта.
Считалось, что после чистки принцев Тагачар был замешан в восстании принца Согая и был объявлен мятежником. [ 29 ] Тагачар укрепился в Токате и оказал сопротивление военачальникам Газана Харманджи, Балту и Арапу (сыну Самагара ). Вскоре он был арестован Балту возле Деличе и доставлен в Газан в 1296 году. Вскоре после этого Газан неохотно приказал убить Тагачара; он признал, что был помощником и не представлял непосредственной угрозы, и объяснил свое решение ссылкой на китайскую историю о казни полководца, который спас будущего императора, предав бывшего. [ 30 ] Его протеже Садр уль-Дин Занджани был отстранен от должности визиря и арестован в марте 1296 года, но помилован благодаря вмешательству Булухан-хатун.
За чистками последовали казни внука Чормакана Байгута 7 сентября 1296 года, правителя Хазараспидов Афрасиаба I в октябре 1296 года, визиря Байду Джамаля уд-Дина Дастгердани 27 октября 1296 года.
Восстание Балту
[ редактировать ]Смерть Тагачара спровоцировала восстание Балту Джалаира в Анатолии, где он находился со времен правления Абаки. Его поддержал Ильдар (сын Конкуртая ), который был арестован и казнен в сентябре 1296 года. Два месяца спустя Кутлукшах вторгся в Анатолию с 30 000 человек и подавил восстание Балту, арестовав его в июне. Его привезли в Тебриз и заключили там в тюрьму до 14 сентября 1297 года, когда он был казнен вместе со своим сыном. сельджукский султан Рума Месуд II С другой стороны, был арестован и заключен в тюрьму в Хамадане . [ 29 ]
Падение Навруза
[ редактировать ]Вскоре Навруз ввязался в спор с Нурин Акой, который пользовался большей популярностью среди военных, а затем покинул Хорасан . Вернувшись на запад, он пережил покушение, совершенное солдатом по имени Туктай, который утверждал, что Навруз убил его отца Аргуна Аку . Вскоре его обвинил в измене Садр ад-Дин Халади, сахиб-диван Газана, заключивший тайный союз с мамлюками . Действительно, согласно мамлюкским источникам, Навруз переписывался с султаном Ладжином . [ 32 ] Воспользовавшись возможностью, Газан начал чистку против Навраза и его последователей в мае 1297 года. Его брат Хаджи Нарин и его последователь Саталмиш были казнены вместе с детьми Навраза в Хамадане , а другой его брат Лагзи Гюреген также был казнен в Ираке 2 апреля. 1297. Его 12-летний сын Тогай был спасен благодаря усилиям Булуган Хатун Хурасани, внучки жены Газана Аргуна Аки , и передан в дом Амира Хусейна. Другими, кого пощадили, были его брат Йол Кутлук и его племянник Кучлук. Позже в том же году Газан выступил против самого Навраза, который в то время был командующим армией Хорасана. Войска Газана одержали победу в битве под Нишапуром. Навруз укрылся при дворе царя Герата на севере Афганистана , но Малик предал его и доставил Навруза Кутлушаху , который немедленно казнил Навруза 13 августа. [ 33 ]
Отношения с другими монгольскими ханствами
[ редактировать ]Газан поддерживал прочные связи с Великим ханом Юаня и Золотой Ордой. В 1296 году Темур-хан , преемник Хубилай-хана, отправил военачальника Байджу в монгольскую Персию. [ 34 ] Пять лет спустя Газан отправил своих монгольских и персидских вассалов собирать доходы от владений Хулагу в Китае. Находясь там, они воздали дань уважения Темуру и участвовали в культурном обмене по всей монгольской Евразии. [ 35 ] Газан также призвал других монгольских ханов объединить свою волю под властью Темур-хана, в чем его поддержал враг Кайду, Баян-хан Белой Орды . При дворе Газана присутствовали китайские врачи. [ 36 ]
Позднее правление
[ редактировать ]Чтобы стабилизировать ситуацию в стране, Газан попытался взять ситуацию под контроль. [ 37 ] и продолжил казни — Тайджу (сына Мункэ Темура ) 15 апреля 1298 года по обвинению в подстрекательстве к мятежу , визиря Садр уль-Дина Занджани 4 мая и его брата Кутб уль-Дина и с двоюродным братом Кавамом уль-Мульком 3 июня по обвинению в растрата , Абу Бакр Дадкабади 10 октября. Газан назначил новообращенного в ислам еврея Рашид-ад-Дина Хамадани новым визирем, сменившим Садра уль-Дина Занджани, и этот пост Рашид занимал в течение следующих 20 лет, до 1318 года. [ 33 ] Газан также поручил Рашид-ад-Дину написать историю монголов и их династии, « Джами ат-таварих», «Сборник хроник» или «Всеобщая история » . За несколько лет расширения работа выросла и охватила всю мировую историю со времен Адама и была завершена во время правления преемника Газана Оляйту. Было сделано множество копий, некоторые из которых сохранились до наших дней.
После казни Тайдзю он назначил Нурина Аку наместником Аррана 11 сентября 1298 года .
Восстание Сулемиша
[ редактировать ]Сулемиш (внук Байджу ), которого Кутлугшах назначил наместником в Анатолии после восстания Балту, восстал в 1299 году. Он собрал 20-тысячное войско, которое отложило план Газана по вторжению в Сирию. Кутлугшах был вынужден вернуться из Аррана и одержал над ним победу 27 апреля 1299 года возле Эрзинджана , в результате чего повстанцы бежали в мамлюкский Египет . Он вернулся с подкреплением мамлюков в Анатолию, но снова потерпел поражение. Его привезли в Тебриз и казнили через сожжение 27 сентября 1299 года. [ 29 ]
Мамлюкско-Ильханидская война
[ редактировать ]Газан был одним из длинной линии монгольских лидеров, которые поддерживали дипломатические контакты с европейцами и крестоносцами в попытках сформировать франко-монгольский союз против их общего врага, в первую очередь египетских мамлюков . Он уже использовал силы христианских вассальных стран, таких как Киликийская Армения и Грузия . План заключался в координации действий сил Газана, христианских военных орденов и аристократии Кипра для победы над египтянами, после чего Иерусалим должен был быть возвращен европейцам. [ 38 ] Известно, что многие европейцы работали на Газана, например Изоль Пизанский или Бускарелло де Гисольфи , часто занимая высокие должности. Сотни таких западных авантюристов поступили на службу монгольским правителям. [ 39 ] По словам историка Питера Джексона , в 14 веке на Западе возникла такая мода на монгольские вещи, что многих новорожденных детей в Италии называли в честь монгольских правителей, в том числе Газана: такие имена, как Кан Гранде («Великий хан»), Алаоне ( Хулагу , прадед Газана), Аргон ( Аргун , отец Газана) или Кассано (Газан). С высокой частотой записывались [ 40 ]
В октябре 1299 года Газан двинулся со своими войсками в сторону Сирии и пригласил христиан присоединиться к нему. [ 41 ] Его армия взяла город Алеппо , и там к ней присоединился его вассальный король Хетум II из Армянского королевства Киликии , в силы которого входили некоторые тамплиеры и госпитальеры , и который участвовал в остальной части наступления. [ 42 ] Монголы и их союзники разгромили мамлюков в битве при Вади-эль-Хазандаре 23 или 24 декабря 1299 года. [ 43 ] Затем одна группа монголов отделилась от армии Газана и преследовала отступающие войска мамлюков до самой Газы . [ 44 ] оттеснив их обратно в Египет. Основная часть войск Газана направилась к Дамаску , который сдался где-то между 30 декабря 1299 года и 6 января 1300 года, хотя его Цитадель сопротивлялась. [ 43 ] [ 45 ] [ 46 ] Затем в феврале большая часть войск Газана отступила, вероятно, потому, что их лошадям нужен был корм. Он пообещал вернуться зимой 1300–1301 гг., чтобы напасть на Египет. [ 47 ] [ 48 ] Около 10 000 всадников под командованием монгольского генерала Мулая остались недолго править Сирией, прежде чем они тоже отступили. [ 49 ]
Газана действительно боялись и презирали мамлюки , которые в январе 1300 года отправили делегацию ведущих ученых и имамов , включая Ибн Таймию , к северу от Дамаска в ан-Набк , где Газан расположился лагерем, чтобы убедить Газана прекратить нападение на Газана. Дамаск. Ибн Таймия также, возможно, встречался с посланниками Газана, включая кади Дия ад-Дина Мухаммада, в Дамаске в августе 1301 года. [ 50 ] Сообщается, что в одном из таких случаев ни один из ученых не осмелился ничего сказать Газану, кроме Ибн Таймийи, который сказал:
«Вы утверждаете, что вы мусульманин и с вами есть муаззины, муфтии , имамы и шейхи, но вы вторглись в нас и достигли нашей страны для чего? Хотя ваш отец и ваш дед Хулагу были неверующими, они не нападали на нас. и они сдержали свое обещание. Но ты обещал и нарушил свое обещание».
В июле 1300 года крестоносцы сформировали небольшой флот из шестнадцати галер и нескольких судов меньшего размера для набега на побережье, и с ними отправился посол Газана. [ 51 ] [ 52 ] Силы крестоносцев также попытались создать базу на небольшом острове Руад , с которого совершались набеги на Тартус в ожидании сил Газана. Однако монгольская армия задержалась, и силы крестоносцев отступили на Кипр, оставив гарнизон на Руаде, который к 1303 году был осаждён и захвачен мамлюками (см. Осада Руада ).
В феврале 1301 года монголы снова двинулись вперед с силой в 60 000 человек, но мало что могли сделать, кроме как совершить несколько набегов вокруг Сирии. Генерал Газана Кутлуша разместил 20 000 всадников в долине реки Иордан для защиты Дамаска, где находился монгольский губернатор. [ 54 ] Но опять же, вскоре они были вынуждены отступить.
Планы совместных действий с крестоносцами были снова составлены для следующего зимнего наступления, и в конце 1301 года Газан попросил Папу Бонифация VIII прислать войска, священников и крестьян, чтобы снова сделать Святую Землю франкским государством. [ 54 ] Но опять-таки Газан со своими войсками не явился. Он снова написал Папе в 1302 году, и его послы также посетили двор Карла II Анжуйского , который 27 апреля 1303 года отправил Гвальтериуса де Лавенделя в качестве своего посла обратно ко двору Газана. [ 55 ]
еще одно письмо В 1303 году Газан отправил Эдуарду I через Бускарелло де Гисольфи , повторяя обещание своего прадеда Хулагу-хана, что монголы отдадут Иерусалим франкам в обмен на помощь против мамлюков. [ 56 ] Монголы вместе со своими армянскими вассалами собрали силы численностью около 80 000 человек для отражения набегов Чагатайского ханства , находившегося под предводительством Кутлуга Ходжи . [ 57 ] После успеха там они снова двинулись в сторону Сирии. Однако силы Газана были полностью разбиты мамлюками к югу от Дамаска в решающей битве при Мардж-ас-Саффаре в апреле 1303 года. [ 58 ] Это должно было быть последнее крупное вторжение монголов в Сирию. [ 59 ]
Конец правления
[ редактировать ]После военных кампаний Газан вернулся в свою столицу Уджан в июле 1302 года и произвел несколько назначений: Нирун Ака и Ольджайту были подтверждены в Арране и Хорасане наместниками соответственно, в то время как Мулай был отправлен в Дияр Бакр , а Кутлукшах был назначен в Грузию. В 1302 году он получил наложницу от Андроника II Палеолога , которая могла быть Деспиной Хатун, которая позже вышла замуж за Оляйту. [ 60 ] 17 сентября 1303 года Газан обручил свою дочь Олджей Кутлуг с Бистамом, сыном своего брата Оляйту . [ 61 ]
По словам Рашид ад-Дина, Газан впал в депрессию после смерти своей жены Карамун 21 января. Однажды он сказал своим амирам, что «жизнь — это тюрьма… а не благо». [ 62 ] Позже, в марте/апреле, он назначил своего брата Оляйту своим преемником, поскольку у него не было собственного сына. В конце концов, он умер 11 мая 1304 года недалеко от Казвина . [ 63 ] [ 4 ] Он купался в водах долины Лар Дамаванд в Мазендаране .
Сам Газан, похоже, увлекался суфизмом. По свидетельству шейха Садр ад-Дина Ибрагима Хаммуйи, записанному в нескольких мамлюкских источниках, Газану подарили от него шерстяное пальто, что указывает на то, что, возможно, Ильхан был инициирован в суфия. Нельзя сказать, что отношения Газана с суфиями были гладкими. В 703/1303 году до него дошло известие о заговоре суфийских шейхов и других с целью свергнуть его и заменить его двоюродным братом Ала Фиренгом, сыном Ильхана Гейхату (годы правления 1291–1295). [ 64 ]
Наследие
[ редактировать ]Религиозная политика
[ редактировать ]В рамках своего обращения в ислам Газан сменил свое имя на Исламский Махмуд , и ислам приобрел популярность на монгольских территориях. Он проявлял терпимость к множеству религий, поощрял процветание изначальной архаичной монгольской культуры, терпимо относился к шиитам и уважал религии своих грузинских и армянских вассалов. Таким образом, Газан продолжил подход своего предка к религиозной терпимости . Когда Газан узнал, что некоторые буддийские монахи симулировали обращение в ислам из-за того, что их храмы ранее были разрушены, он разрешил всем желающим вернуться в Тибет , Кашмир или Индию, где они могли свободно следовать своей вере и находиться среди других буддистов. [ 65 ] Монгольский кодекс Ясса оставался в силе, и монгольские шаманы оставались политически влиятельными на протяжении всего правления Газана и его брата и преемника Оляйту , но древние монгольские традиции в конечном итоге пришли в упадок после кончины Оляйту. [ 66 ] Другие религиозные волнения в Ильханате во время правления Газана были спровоцированы Наврузом. Газан положил конец этим поборам, издав указ, освобождающий христиан от джизьи (налога на немусульман). [ 67 ] и восстановил христианского патриарха Мара Ябаллаха III в 1296 году. Сообщается, что Газан наказал религиозных фанатиков, разрушивших церкви и синагоги в Тебризе 21 июля 1298 года. [ 68 ]
Реформы
[ редактировать ]Газан был человеком высокой культуры, имевшим множество увлечений, включая лингвистику, агротехнику, живопись и химию. По словам византийского историка Пахимера (1242–1310): «Никто не превзошел его в изготовлении седел, уздечек, шпор, поножей и шлемов; он умел ковать, шить и полировать, и на такие занятия тратил часы своего досуга от войны. ." [ 70 ] Газан говорил на многих языках, включая китайский, арабский и «франкский» (вероятно, латынь), а также на своем родном монгольском языке. [ 71 ]
Помимо своего глубокого религиозного влияния на Персию, Газан имел унифицированные меры , монеты и весы в Ильханате. династии Он приказал провести новую перепись населения в Персии, чтобы определить финансовую политику . Он начал повторно использовать дикую местность, непродуктивные и заброшенные земли для выращивания сельскохозяйственных культур, решительно поддерживая использование и внедрение восточноазиатских культур в Персию, а также улучшил систему Ям . Он построил общежития, больницы, школы и посты. Посланцы двора получали суточные , а представители дворянства путешествовали за свой счет. Газан приказал использовать укомплектованную почтовую ретрансляционную службу только посланникам, имеющим срочную военную разведку. Двор Ильханидов дал монгольским солдатам иктас , где им было разрешено собирать доход, обеспечиваемый участком земли. Газан также запретил кредитование под проценты. [ 72 ]
Газан реформировал порядок издания Джарликов (указов), создав установленные формы и градуированные печати, а также приказав хранить все Ярлыки в архиве суда. Ярлыки старше 30 лет подлежали аннулированию вместе со старыми пайзами (монгольскими печатями власти). Он сформировал новые пайзы в два ряда, на которых были указаны имена носителей, чтобы предотвратить их перемещение. Старые пайзы также должны были быть сданы в конце срока полномочий чиновника.
В налогово-бюджетной политике Газан ввел единую биметаллическую валюту, включая динары Газани, и реформировал процедуры закупок, заменив традиционную монгольскую политику в отношении ремесленников в Ильханате, такую как организация закупок сырья и оплата ремесленникам . Он также решил покупать большую часть оружия на открытом рынке.
На монетах Газан опустил имя Великого хана , вместо этого написав свое имя на своих монетах в Иране и Анатолии . Но он продолжал дипломатические и экономические отношения с Великим ханом в Даду. [ 72 ] В Грузии он чеканил монеты с традиционной монгольской формулой «Чекан Ильханом Газаном во имя кагана», поскольку хотел закрепить свои притязания на Кавказ с помощью Великих ханов династии Юань . [ 73 ] Он также продолжал использовать китайскую печать Великого хана, которая объявляла его вангом (принцем) ниже Великого хана. [ 74 ]
Его реформы распространились и на армию: Газан создал несколько новых гвардейских подразделений, в основном монголов, для своего армейского центра. Однако он ограничил политическое значение новой гвардии. Видя, что монгольские простолюдины продают своих детей в рабство, это наносит ущерб как живой силе, так и престижу монгольской армии, Газан заложил в бюджет средства для выкупа монгольских мальчиков-рабов и назначил своего министра Болада (посла Великого хана Хубилая) командиром воинского подразделения. выкупленных монгольских рабов.
Семья
[ редактировать ]У Газана было десять жен, шесть из них были основными женами и одна наложницей:
- Еди Куртка Хатун — дочь Мёнке Темура Гюрегена (из племени Сулдус ) и Туглугшаха Хатун (дочь Кара Хулагу )
- Булуган Хатун Хурасани — дочь Амира Тасу (из Эльджигин рода Хонгирада ) и Менглитегин, дочь Аргун Аки
- Мертворожденный сын (родился в 1291 году в Дамаванде )
- Кёкёчин Хатун (р. 1269, м. 1293 в Абхаре , ум. 1296) — родственница Булухан Хатун
- Булуган-хатун Муаззама (м. 17 октября 1295 г. в Тебризе , ум. 5 января 1310 г.) — дочь Отмана Нояна (из племени Хонгирад ), вдова Гайхату и Аргуна.
- Ульджай Кутлуг Хатун - замужем сначала за Бистамом, сыном Оляйту , затем женат на своем брате Абу Саиде.
- Алджу (род. 22 февраля 1298 в Арране — 20 августа 1300 в Тебризе )
- Эшиль Хатун (обручена в 1293 году, вышла замуж 2 июля 1296 года в Тебризе ) — дочь Туг Тимура Амира-Тюмана (сына Нокая Яргучи из Баяута )
- Донди Хатун (ум. 9 февраля 1298 г.) - дочь Ак-Буки (из племени Джалаир ), вдова Гайхату.
- Карамун Хатун (м. 17 июля 1299 г., ум. 21 января 1304 г.) - дочь Кутлуга Темура (двоюродная сестра Булуган Хатун Муаззама из Хонгирад ) племени
- Гюнжишкаб Хатун — дочь Шадая Гюрегена (правнука Чилауна) и Оргудак Хатун (дочери Джумгура )
- Ирена Палеологина, дочь Андроника II. [ 60 ] (женился в 1302 г.)
- Хутулун (ок. 1260 — ок. 1306), также известная как Айгиарне, Айюруг, Хотол Цагаан или Ай Ярук (букв. «Лунный свет»), была монгольской дворянкой и борцом, самой известной дочерью Кайду , двоюродной сестры Хубилай-хана .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фрагнер, Берт Г. (2013). «Правление Ильханидов и его вклад в иранскую политическую культуру» . Комарофф, Линда (ред.). За пределами наследия Чингисхана . Лейден: Мартинус Нийхофф Брилл. п. 73. ИСБН 978-90-474-1857-3 . Проверено 6 апреля 2017 г.
Когда Газан-хан принял ислам и провозгласил себя «падишах-и Иран ва ислам» в конце тринадцатого века (...)
- ^ Шам, с. 806.
- ^ Хамадани 1998 , с. 590
- ^ Jump up to: а б Мэгилл, Фрэнк Нортен; Авес, Элисон (1998). «Махмуд Газан» . Словарь мировой биографии: Средние века . Рутледж. п. 381. ИСБН 978-1-57958-041-4 .
- ^ Эгль, Дениз (2024). Иран под властью монголов: ильханидские администраторы и персидская знать в Фарсе . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-7556-4575-6 .
- ^ Рашид ад-Дин - Всеобщая история
- ^ «Газан был крещен и воспитан христианином» Ричард Фольц , Религии Шелкового пути , Пэлгрейв Макмиллан, 2-е издание, 2010, стр. 120 ISBN 978-0-230-62125-1
- ^ Чарльз Мелвилл, «Падшах-и Ислам: обращение султана Махмуда Газан-хана, стр. 159–177»
- ^ Хамадани 1998 , с. 596
- ^ Надежда, Майкл (октябрь 2015 г.). «Король Навруз»: восстание Амира Навраза в Хорасане (688–694/1289–94) и его последствия для государства Ильхана в конце тринадцатого века» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 78 (3): 451–473. дои : 10.1017/S0041977X15000464 . ISSN 0041-977X . S2CID 154583048 .
- ^ Рашид ад- Дин – Там же , стр. I,d.III
- ^ Марко Поло, Джованни Баттиста Бальделли Бони, Хью Мюррей , Société de géographie (Франция) - Путешествия Марко Поло .
- ^ Джексон, с. 170.
- ^ Рене Груссе Империя степей .
- ^ Надежда 2016 , с. 148
- ^ Хамадани 1998 , с. 614
- ^ А. С. Атия (январь 1965 г.). Крестовый поход в позднем средневековье . Брилл. п. 195. ИСБН 9780527037000 .
- ^ Дашдондог, Баярсайхан (2010). Монголы и армяне (1220-1335) . БРИЛЛ. п. 34. ISBN 978-9004186354 .
- ^ Тазкират Аль-Хуффаз из Аль-Захаби
- ↑ Амир Навруз был мусульманином и предложил поддержку мусульманской армии, если Газан пообещает принять ислам в случае его победы над Байду» Фольц, стр. 128.
- ^ Хамадани 1998 , с. 623
- ^ Фишер 1998 , с. 379
- ^ Ру, с. 430.
- ^ Хамадани 1998 , с. 629
- ^ Брэк, Джонатан З. (2016). Посредничество в священном царстве: обращение и суверенитет в монгольском Иране (докторская диссертация). Мичиганский университет. hdl : 2027.42/133445 .
- ^ Хамадани, Рашидаддин (1971). Преемники Чингисхана (PDF) . Перевод Бойля, Джона Эндрю . Издательство Колумбийского университета. п. 129. ИСБН 0-231-03351-6 .
- ^ Хамадани 1998 , с. 365
- ^ Надежда 2016 , с. 166
- ^ Jump up to: а б с Мелвилл, Чарльз (12 марта 2009 г.). «Анатолия под монголами» . Во флоте, Кейт (ред.). Кембриджская история Турции (1-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 51–101. дои : 10.1017/chol9780521620932.004 . ISBN 978-1-139-05596-3 . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ Фишер 1998 , с. 381
- ^ Мишо, Яхия (Оксфордский центр исламских исследований) (2002). Ибн Таймия, Духовные тексты I-XVI», гл.
- ^ Надежда 2016 , с. 168
- ^ Jump up to: а б Ру, с. 432
- ^ Юань Чуэ Чингджунг чу-ши чи , гл. 34. с. 22.
- ^ Культура и завоевания в монгольской Евразии Томаса Т. Алсена , с. 34.
- ^ Дж. А. Бойл (1968). Дж. А. Бойл (ред.). Кембриджская история Ирана (переиздание, переиздание, иллюстрированное издание). Издательство Кембриджского университета. п. 417. ИСБН 0-521-06936-Х . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Джексон, с. 177.
- ^ «Суд над тамплиерами», Малкольм Барбер, 2-е издание, стр. 22: «Цель заключалась в том, чтобы соединиться с Газаном, монгольским Иль-ханом Персии, который пригласил киприотов участвовать в совместных операциях против мамлюков» .
- ^ Ру, с. 410.
- ^ Питер Джексон, Монголы и Запад , с. 315.
- ^ Демургер, с. 143.
- ^ Демургер, с. 142 (французское издание) «Вскоре к нему присоединился король Хетум, в чьи силы, по-видимому, входили госпитальеры и тамплиеры из королевства Армения, которые участвовали в оставшейся части кампании».
- ^ Jump up to: а б Демургер, с. 142.
- ^ Демургер, с. 142 «Монголы преследовали отступающие войска на юг, но остановились на уровне Газы»
- ^ Рансимен, с. 439.
- ^ «Записи Ад-Дабаби о разрушении Дамаска монголами в 1299–1301 годах», примечание 18, стр. 359.
- ^ Демургер, с. 146.
- ^ Шам, 1979, с. 810
- ^ Демургер (стр. 146, французское издание): «После того, как силы мамлюков отступили на юг, в Египет, основные силы монголов отступили на север в феврале, Газан оставил своего генерала Мулая править в Сирии».
- ^ Эгль, Дениз. Монгольские вторжения в Билад аш-Шам Газан Хана и Три «антимонгольские» фетвы Ибн Таймии (PDF) . Чикагский университет. п. 110 . Проверено 23 февраля 2017 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Демургер, с. 147.
- ^ Шам, 1979, с. 811.
- ^ В «Армянском Киликийском королевстве», стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б Жан Ришар, с. 481.
- ^ Шам, с. 813.
- ^ в энциклопедии Ираника Статья
- ^ Демургер, «Жак де Моле», с. 158.
- ^ Демургер, с. 158.
- ^ Николь, с. 80.
- ^ Jump up to: а б Хамадани 1998 , с. 654
- ^ Раби, Джулиан; Фицгерберт, Тереза, ред. (1996). Двор Иль-ханов, 1290–1340 гг.: Конференция Фонда Баракат по исламскому искусству и истории, Колледж Св. Иоанна, Оксфорд, суббота, 28 мая 1994 г. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 201. ИСБН 0-19-728022-6 . OCLC 37935458 .
- ^ Хамадани 1998 , с. 661
- ^ Колбас, Юдит (2013). Монголы в Иране: от Чингиз-хана до Улджайту 1220–1309 гг . Рутледж. п. 355. ИСБН 978-1-136-80296-6 .
- ^ Амитай-Прейсс, Реувен (1999). «Суфии и шаманы: Некоторые замечания по поводу исламизации монголов в Ильханате» . Журнал экономической и социальной истории Востока . 42 (1): 33–34. дои : 10.1163/1568520991445605 . ISSN 0022-4995 . JSTOR 3632297 .
- ^ Арнольд, сэр Томас Уокер (1896). «Проповедь ислама» . гугл.com .
- ^ Амитай, см. Раздел VI – Газан, ислам и монгольская традиция – стр. 9 и Раздел VII – Суфии и шаманы, с. 34.
- ^ Фольц, с. 129.
- ^ Хамадани 1998 , с. 642
- ^ Для нумизматической информации: Монеты Газана , архивированные 1 февраля 2008 г. в Wayback Machine , чтение монет Ильханида. Архивировано 1 февраля 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ "Махмуд Газан". энциклопедия Британская 2009 год
- ^ «Газан был человеком высокой культуры. Помимо своего родного монгольского языка, он более или менее говорил на арабском, персидском, индийском, тибетском, китайском и «франкском», вероятно, на латыни ». в «Истории монгольской империи» , Жан-Поль Ру , с. 432.
- ^ Jump up to: а б Энхболд, Энерелт (2019). «Роль ортока Монгольской империи в формировании деловых партнерств». Центральноазиатское исследование . 38 (4): 531–547. дои : 10.1080/02634937.2019.1652799 . S2CID 203044817 .
- ^ Культура и завоевания в монгольской Евразии Томаса Т. Алсена, с. 33.
- ^ Мостарта и Клив- Документы Труа , стр. 483.
Ссылки
[ редактировать ]- Ад-Забаби, Запись о разрушении Дамаска монголами в 1299–1301 годах . Перевод Джозефа Сомоджи. Из: Мемориал Игнаса Гольдзиера, Том, Часть 1, Интернет (перевод на английский язык).
- Амитай, Реувен (1987). «Набеги монголов на Палестину (1260 и 1300 гг. н. э.)». Журнал Королевского азиатского общества : 236–255.
- Барбер, Малькольм (2001). Суд над тамплиерами (2-е изд.). Университетское издательство, Кембридж. ISBN 978-0-521-67236-8 .
- Энциклопедия Ираника, статья о франко-персидских отношениях
- Фишер, Уильям Бейн (1998), Кембриджская история Ирана , том. 5
- Фольц, Ричард , Религии Шелкового пути , Пэлгрейв Макмиллан, 2-е издание, 2010 г. ISBN 978-0-230-62125-1
- Демургер, Ален (2007). Жак де Моле (на французском языке). Издания Payot&Rivages. ISBN 978-2-228-90235-9 .
- Джексон, Питер (2005). Монголы и Запад: 1221–1410 гг . Лонгман. ISBN 978-0-582-36896-5 .
- Хамадани, Рашидаддин (1998), Сборник хроник , перевод Такстона, В.М., Гарвардский университет, кафедра ближневосточных языков и цивилизаций, OCLC 41120851
- Хоуп, Майкл (2016), Власть, политика и традиции в Монгольской империи и Ильханстве Ирана , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-108107-1 , OCLC 959277759
- Мишо, Яхия (Оксфордский центр исламских исследований) (2002). Ибн Таймия, Духовные тексты I-XVI (PDF) (на французском языке). «Мусульманин», Оксфорд-Ле-Шебек.
- Николь, Дэвид (2001). Крестовые походы . Основные истории. Издательство Оспри. ISBN 978-1-84176-179-4 .
- Ричард, Джон (1996). История крестовых походов . Фаярд. ISBN 2-213-59787-1 .
- Рансиман, Стивен (1987) [впервые опубликовано в 1952–1954 годах]. История крестовых походов 3 . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-013705-7 .
- Шейн, Сильвия (октябрь 1979 г.). «Gesta Dei per Mongolos 1300. Генезис несобытия». Английский исторический обзор . 94 (373): 805–819. doi : 10.1093/ehr/XCIV.CCCLXXIII.805 . JSTOR 565554 .
- Ру, Жан-Поль (1993). История Монгольской империи (на французском языке). Фаярд. ISBN 2-213-03164-9 .