Площадь Накш-э Джахан
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Расположение | Исфахан , провинция Исфахан , Иран |
Критерии | Cultural: (i)(v)(vi) |
Ссылка | 115 |
Надпись | 1979 г. (3-я сессия ) |
Координаты | 32 ° 39'26,82 "с.ш. 51 ° 40'40" в.д. / 32,6574500 ° с.ш. 51,67778 ° в.д. |
Площадь Накш-э Джахан ( персидский : میدان نقش جهان Maidān-e Naghsh-e Jahān ; перевод: «Образ Мировой площади»), также известная как площадь Шаха (میدان شاه) до 1979 года, представляет собой площадь, расположенную на центр Исфахана , Иран . Построенный между 1598 и 1629 годами, сейчас он является важным историческим объектом и одним из ЮНЕСКО наследия объектов Всемирного . Его ширина 160 метров (520 футов), длина 560 метров (1840 футов). [ 1 ] (площадь 89 600 квадратных метров (964 000 квадратных футов)). Ее также называют площадью Шаха или площадью Имама . [ 2 ] Площадь окружена зданиями эпохи Сефевидов . Мечеть Шаха расположена на южной стороне этой площади. На западной стороне находится дворец Али Капу . Мечеть Шейха Лотф Аллаха расположена на восточной стороне этой площади, а на северной стороне ворота Кейсари выходят на Большой базар Исфахана . Сегодня Намаз-е Джоме в мечети Шаха проводится (мусульманская пятничная молитва).
Квадрат изображен на реверсе иранской банкноты номиналом 20 000 риалов . [ 3 ] Магазины принадлежат тресту Остандари Исфахан .
История
[ редактировать ]В 1598 году, когда Аббас Великий решил перенести столицу своей империи из северо-западного города Казвин в центральный город Исфахан , он инициировал то, что впоследствии стало одной из величайших программ в истории Персии; полная перестройка города. Выбрав центральный город Исфахан с Заянде-рудом (« Живоносная река »), лежащим как оазис интенсивного возделывания посреди обширной территории засушливого ландшафта, он дистанцировал свою столицу от любых будущих нападений со стороны Османы , главные соперники Сефевидов, [ 4 ] и узбеки , и в то же время получили больший контроль над Персидским заливом , который недавно стал важным торговым маршрутом для голландской и британской Ост-Индских компаний . [ 5 ]
Главным архитектором этой колоссальной задачи городского планирования был Шейх Бахаи (Баха ад-Дин аль-Амили), [ 6 ] который сосредоточил программу на двух ключевых особенностях генерального плана Шаха Аббаса: проспекте Чахар Баг , окруженном с обеих сторон всеми выдающимися учреждениями города, такими как резиденции всех иностранных высокопоставленных лиц, и площади Накш-э Джахан (« Образец Мира »). [ 7 ] До прихода короля к власти в Иране существовала децентрализованная структура власти, в которой за власть боролись различные институты, включая как военных ( Кызылбаш ), так и губернаторов различных провинций, составляющих империю. Аббас хотел подорвать эту политическую структуру, и воссоздание Исфахана как великой столицы Ирана было важным шагом в централизации власти. [ 8 ]
Майдан – Королевская площадь
[ редактировать ]Майдан был местом встречи короля и народа. В течение дня большая часть площади была занята палатками и ларьками торговцев, которые платили правительству еженедельную арендную плату. Были также артисты и артисты. Для голодных были готовые блюда или кусочки дыни, а стаканы с водой раздавались бесплатно водоносами, оплачиваемыми владельцами магазинов. У входа на Императорский базар располагались кофейни, где люди могли расслабиться за чашечкой свежего кофе и кальяном. [ 9 ] Эти магазины можно найти и сегодня, хотя в прошлом веке в моде был чай, а не кофе. В сумерках лавочники собирали вещи, и гул торговцев и нетерпеливых покупателей, торгующихся о ценах на товары, отдавался дервишам , ряженым, жонглерам, кукольникам, акробатам и проституткам. [ 10 ]
Время от времени площадь освобождали для проведения публичных церемоний и гуляний. Одним из таких событий может стать ежегодное мероприятие Навруз , персидский Новый год. Кроме того, на Майдане можно было играть в национальный персидский вид спорта – поло , развлекая шаха, проживающего во дворце Али Капу, и занятых покупателей. [ 11 ] [ 12 ]
При Аббасе Исфахан стал очень космополитичным городом, в котором проживало турки, грузины, армяне, индийцы, китайцы и все большее число европейцев. Аббас пригласил около 300 китайских мастеров для работы в королевских мастерских и обучения искусству изготовления фарфора. Индейцы присутствовали в очень больших количествах и разместились во многих караван-сараях . посвященных им [ 13 ] и в основном они работали торговцами и менялами. Европейцы были там как торговцы, католические миссионеры, художники и ремесленники. Даже солдаты, обычно имеющие опыт работы в артиллерии, совершали путешествие из Европы в Персию, чтобы заработать на жизнь. [ 14 ] Посол Португалии Де Гувеа однажды заявил, что:
«Жители Исфахана очень открыты в своих отношениях с иностранцами, им каждый день приходится иметь дело с людьми нескольких других национальностей». [ 15 ]
Также многие историки задаются вопросом о своеобразной направленности Майдана. В отличие от большинства важных зданий, эта площадь не находилась на одной линии с Меккой , поэтому, входя во входной портал мечети Шаха, человек, почти не осознавая этого, делает полуправый поворот, который позволяет главному внутреннему двору смотреть лицом к Мекка. Дональд Уилбер дает этому наиболее правдоподобное объяснение; Видение Шейха Бахаи заключалось в том, чтобы мечеть была видна везде, где бы на майдане ни находился человек. Если бы ось майдана совпадала с осью Мекки, купол мечети был бы скрыт от глаз высоким входным порталом, ведущим к нему. Создав угол между ними, две части здания, входной портал и купол, находятся в прекрасном обзоре, которым могут восхищаться все, кто находится на площади. [ 16 ]
Масджед-э Шах – вершина архитектуры Сефевидов
[ редактировать ]Жемчужиной короны на площади Накш-э-Джахан была Масджед-э-Шах , которая заменит гораздо более старую мечеть Джаме при проведении пятничных молитв. Для достижения этой цели была построена не только величественная мечеть Шаха, имеющая самый большой купол в городе, но и Шейх Бахаи также запланировал строительство религиозной школы и зимней мечети, примыкающей по обе стороны от нее. [ 17 ]
Мечеть Лотфоллах
[ редактировать ]Из четырех памятников, доминировавших по периметру площади Накш-э Джахан, мечеть Лотфоллах , расположенная напротив дворца, была построена первой. Целью этой мечети было сделать ее частной мечетью королевского двора, в отличие от Масджид-э Шаха, которая предназначалась для публики. [ 18 ]
Дворец Али Капу
[ редактировать ]Али Капу ( IPA: ɑliː qɑpuː) — это павильон, который отмечает вход в обширный королевский жилой квартал Сефевидов Исфахан, который простирался от Майдан Накш-е Джахан до бульвара Чахар Баг. Имя состоит из двух элементов: «Али», что по-арабски означает «возвышенный», и «Капу» по-тюркски, означающее портал или королевский порог. Комплекс означает «Возвышенная Порта». [ нужна ссылка ]
На шестом этаже проходил королевский прием и банкеты. На этом этаже расположены самые большие комнаты. Лепной декор банкетного зала изобилует мотивами различных сосудов и чаш. Шестой этаж в народе назывался (музыкальный зал), так как именно здесь исполняли музыку и пели песни различные ансамбли. С верхних галерей правитель Сефевидов наблюдал за играми в поло , маневрами и скачками внизу на площади Накш-э-Джахан. [ 19 ]
Императорский базар
[ редактировать ]Базар Исфахана — исторический рынок и один из старейших и крупнейших базаров Ближнего Востока . Хотя нынешняя структура восходит к эпохе Сефевидов, некоторым ее частям более тысячи лет, и они относятся к династии Сельджуков . Это сводчатая двухкилометровая улица, соединяющая старый город с новым. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Комплекс Гянджали Хана
- Иранская архитектура
- Список городских площадей по размеру
- Накш и Джахан дерби
- Сефевидская архитектура
- ЮНЕСКО Объекты всемирного наследия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 3 июля 2009 г. Проверено 12 октября 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Блейк, Стивен П.; Полмира. Социальная архитектура Сефевидов Исфахана, 1590–1722, стр. 117–9.
- ^ Центральный банк Ирана. Архивировано 3 февраля 2021 г. в Wayback Machine . Банкноты и монеты: 20 000 риалов. Архивировано 9 апреля 2009 г. в Wayback Machine . - Проверено 24 марта 2009 г.
- ^ Ротман 2015 , с. 236.
- ^ Сэвори, Роджер; Иран при Сефевидах , с. 155.
- ^ Хейрабади Масуд (2000). Иранские города: формирование и развитие . Издательство Сиракузского университета. стр. 47.
- ^ Сэр Роджер Стивенс; Страна Великой Софии , с. 172.
- ^ Пикантный; глава: Империя Сефевидов на пике своего могущества при шахе Аббасе Великом (1588–1629).
- ^ Блоу, Дэвид; Шах Аббас. Безжалостный король, ставший иранской легендой; стр. 195–6
- ^ Сэвори, Роджер; Иран при Сефевидах; стр. 158–9
- ^ Удар; стр. 195–6
- ^ Пикантный; стр. 159–60
- ^ Блейк, Стивен П.; Полмира. Социальная архитектура Сефевидов Исфахана, 1590–1722, стр. 117–9.
- ^ Удар, 206
- ^ Удар; п. 206
- ^ Уилбер, Дональд; Аспекты ансамбля Сефевидов в Исфахане , в иранских исследованиях VII: Исследования Исфахана, часть II , стр. 407-408.
- ^ Блейк, Стивен П.; Половина мира, Социальная архитектура Сефевидов Исфахана, 1590–1722 гг. , С. 143-144.
- ^ Ферье, RW; «Путешествие в Персию», «Портрет империи семнадцатого века» Жана Шардена; п. 53, стр.143
- ^ Оценка ЮНЕСКО
- ^ «Базар в Исфахане» . Archnet.org. Архивировано из оригинала 26 февраля 2006 г. Проверено 19 июля 2007 г.
Источники
[ редактировать ]- Э. Галдиери и Р. Орази: Проект аранжировки Майдан-и Шаха (Рим, 1969)
- Э. Галдиери: «Два этапа строительства во времена шаха «Аббас I в Майдан-и Шахе Исфахана: предварительное примечание», E. & W., ns, xx (1970), стр. 60–69.
- Х. Лущей: «Королевские конюшни в Исфахане и планография дворцового района Энгельберта Кемпфера в 1712 году», Иран, xvii (1979), стр. 71–9.
- Э. Галдиери: «Esfahan e la Domus Spectaculi Automatorum», Труды Первой европейской конференции иранских исследований, Societas Iranologica Europaea: Турин, 1987, ii, стр. 377–88
- А. Джабаламели: «Мейдан Эман в Исфахане», Patrimonio Mundial, xix (2000), стр. 20–31
- Э. Натали Ротман (2015). Посредническая империя: трансимперские субъекты между Венецией и Стамбулом . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801463129 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Площадь Накш-э-Джахан на Google Maps
- Мечеть Шейха Лотфоллы Документальный фильм режиссера Манучехра Тайяба (15 минут)
- Страница площади Эмам в Организации культурного наследия Ирана (на персидском языке )
- Площадь Накш-э-Джахан» о площади Накш-э-Джахан и окружающих зданиях, снятый Асли Пынар Тан (41:45 мин.) Видеодокументальный фильм «
- Посмотрите панораму VR на 360 градусов.
- Еще фотографии, Тишине
- 360-градусный вид на Масджид-э-Шах и площадь Накш-э-Джахан ночью