Мечеть шейха Лотфоллы
Мечеть шейха Лотфоллы | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Шиитский ислам |
Провинция | Провинция Исфахан |
Расположение | |
Расположение | Исфахан , Иран |
Муниципалитет | Исфаханский уезд |
Географические координаты | 32 ° 39'26 "N 51 ° 40'44" E / 32,65722 ° N 51,67889 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Остад Мохаммед Реза Исфахани |
Тип | Мечеть |
Стиль | Исфахани [1] |
Завершенный | 1619 |
Технические характеристики | |
Купол (ы) | 1 |
Высота купола (внешняя) | 32 м |
Диаметр купола. (внешний) | 22 м |
угрожать (а) | 0 |
Мечеть шейха Лотфоллы ( персидский : Мечеть шейха Лотфоллы ) [2] — один из шедевров иранской архитектуры , построенный во времена империи Сефевидов , стоящий на восточной стороне площади Накш-и-Джахан в Исфахане , Иран . Строительство мечети началось в 1603 году и было завершено в 1619 году. Она была построена главным архитектором Мохаммадрезой Исфахани во время правления персидского шаха Аббаса I. По совету Артура Апхама Поупа Реза Шах Пехлеви перестроил и отремонтировал мечеть в 1920-х годах.
История
[ редактировать ]Целью этой мечети было сделать ее частной для королевского двора (в отличие от мечети Шаха , которая предназначалась для публики). [3] По этой причине мечеть не имеет минаретов и имеет меньшие размеры. Действительно, немногие жители Запада во времена Сефевидов даже обращали какое-либо внимание на эту мечеть, и они, конечно, не имели к ней доступа.
Чтобы избежать необходимости идти через площадь к мечети, Шах Аббас поручил архитектору построить туннель, охватывающий площадь от дворца Али Капу до мечети. Достигнув входа в мечеть, нужно было пройти по петляющему коридору, пока, наконец, не достигнешь главного здания. Вдоль этого прохода стояла стража, и очевидной целью этой конструкции было максимально оградить женщин гарема от проникновения в здание. [4]
Сегодня эти двери открыты для посетителей, а проход под полем больше не используется.
Шейх Лотфолла
[ редактировать ]На протяжении всей своей истории эта мечеть называлась под разными названиями. Для Джунабади это была мечеть с большим куполом (Масджед-э куббат-е азим) и купольная мечеть (куббат масед), а современный историк Искандар Мунши называл ее мечетью великой чистоты и красоты . [5] С другой стороны, европейские путешественники, такие как Жан Шарден , называли мечеть под нынешним названием, а коранические надписи внутри мечети, выполненные иранским каллиграфом Бакиром Банаем , также включают имя шейха Лутфаллаха. Кроме того, подсчеты Мухибба Али-бека, императорского казначея, показывают, что зарплата имама поступала непосредственно из ресурсов императорского дома. Все это говорит о том, что не только здание действительно было названо в честь шейха Лутфаллы, но и то, что этот знаменитый имам был одним из первых молящихся при королевском дворе именно в этой мечети. [6]
Архитектура
[ редактировать ]Входные ворота, как и ворота Большого базара и Масджед-э-Шаха , представляли собой утопленный полумесяц. Кроме того, как и в Масджед-е Шахе, нижний фасад мечети и ворота построены из мрамора, а плитки хафт-ранги ( персидский : هفترنگی, освещенная, «семицветная», «полихромная мозаика») украшают верхние части конструкции. [7]
Архитектором памятника был Мохаммад-Реза Исфахани, который решил проблему разницы между направлением киблы и воротами здания, разработав L-образный соединительный вестибюль между входом и ограждением. Надпись Резы Аббаси на въездных воротах указывает дату начала строительства. [8] Ориентация Майдана с севера на юг не согласуется с направлением киблы на юго-запад ; он установлен под углом 45 градусов к нему. [9] Эта особенность, называемая пашна ( پاشنه ), в персидской архитектуре [10] из-за этого купол стоял не точно за входом в Айван ( см. рисунок ). [9]
Его одностенный купол имеет диаметр 13 метров (43 фута). [11] Внешняя сторона богато покрыта изразцами . [9]
По сравнению с мечетью Шаха конструкция мечети Шейха Лютф Аллаха довольно проста: здесь нет внутреннего двора и нет внутренних айванов . Само здание представляет собой уплощенный купол, опирающийся на квадратное купольное помещение. [12] Однако, в отличие от простой конструкции этой мечети, ее внутреннее и внешнее убранство чрезвычайно сложно. [13] при его строительстве использовались лучшие материалы и работали самые талантливые мастера. Роберт Байрон писал об этом зрелище: «Я не знаю более прекрасного примера персидского исламского гения, чем внутренняя часть купола:
Купол украшен сетью отсеков в форме лимона, которые уменьшаются в размерах по мере подъема к оформленному павлину на вершине... Михраб на западной стене покрыт эмалью крошечных цветов на темно-синем лугу. Каждая часть рисунка, каждая плоскость, каждое повторение, каждая отдельная ветка или цветок имеют свою мрачную красоту. Но красота целого приходит по мере движения. Опять же, блики разбиваются игрой глазурованных и неглазурованных поверхностей; так что с каждым шагом они перестраиваются в бесчисленные блестящие узоры... Никогда еще я не встречал такого великолепия. [14]
«Павлин» в центре внутренней стороны купола — одна из уникальных особенностей мечети. Если встать у входных ворот внутреннего зала и посмотреть в центр купола, можно увидеть павлина, хвост которого — это солнечные лучи, проникающие из дыры в потолке.
На внутренней стороне купола становится очевидным эстетическое назначение длинного, низкого и мрачного прохода, ведущего в купольную камеру, ибо вход в святилище происходит с чувством повышенного ожидания. Низкость сменяется высокой высотой, а мрак рассеивается ровным освещением почти двадцати окон. [15]
Барбара Бренд описала следующее: «Под куполом виден бирюзовый кабель арки, в котором концентрические кольца из тридцати двух ромбов уменьшаются в размерах по мере приближения к центру, что создает впечатление сияния. Дизайн, который предполагает и то, и другое. движение и неподвижность - это мощное, хотя и не явное средство религиозной символики, говорящее о гармонии вселенной ... Система поддержки купола иллюстрируется восемью большими арками из бирюзовой плитки в форме троса, поднимающимися с низкого дадо. на всю высоту стены, четыре в положении кос и четыре у боковых стенок; между ними - змеевидные косы-подвески. Внутри купола ряды плиточной кладки формы огги-мандорла установлены в решетку. из простого кирпича и уменьшаются в размерах, пока не встречаются с центральным солнечным узором, украшенным узором арабески». [9]
Считается , что структура купола мечети Лотфоллах и Голубой мечети Тебриза заимствована из купола мечети Шах Вали в Тафте, Йезд . [16]
Дизайн плитки этой мечети, как и мечети Шаха и других персидских мечетей еще до Сефевидского периода, кажется не совсем симметричным, особенно по цветам узоров. Их описывают как преднамеренную «симметричную» асимметрию. [17]
Архитекторами комплекса были шейх Бахаи (главный архитектор) и устад Мохаммад Реза Исфахани. [1]
Строительство было завершено в 1618 году (1028 г. хиджры). [18]
Искусство
[ редактировать ]Дизайн ковра Ардебиль основывался на той же концепции, что и дизайн внутренней стороны купола. [19] Также дизайн «Ковра чудес», который станет самым большим ковром в мире, основан на дизайне интерьера купола. [20] Было высказано предположение, что концепции философа-мистика Сухраварди о единстве существования , возможно, были связаны с этим узором на внутренней стороне купола. [21] [22] Али Реза Аббаси, ведущий каллиграф при дворе Шаха Аббаса, украсил вход над дверью величественными надписями с именами и титулами Шаха Аббаса, Хусайни и Мусави, то есть потомков Имамов Хусейна и Мусави. Муса. [23]
Бегущая надпись белой плиткой на синем фоне на внешнем барабане купола , видимая публике, состоит из трех сур (глав) из Корана; аль-Шамс (91, Солнце), аль-Инсан (76, Человек) и аль-Каутар (108, Изобилие). В суре подчеркивается правота чистой души и участь в аду тех, кто отвергает Божий путь, скорее всего, имея в виду турок-османов. [24]
Повернув направо у входа в куполообразную молитвенную комнату, впервые встречаешь полный текст суры 98 «Аль-Байина, Ясное Доказательство». Смысл этой главы заключается в том, что ясные доказательства истинности Священного Писания не были доступны Людям Книги (т.е. христианам или евреям) до тех пор, пока Бог не послал своего посланника Мухаммеда. Горизонтальная полоса надписи в нижней части арки не является коранической, но утверждает, что (шиитские) мученики ниспосланы Божьими благословениями. Таким образом, шиитское обращение перекликается со стихами Корана, подчеркивая правдивость послания Бога. [25]
Тот факт, что два стихотворения шейха Бахаи, преданного суфия, украшают стены частной мечети шаха Аббаса, доказывает, что, хотя некоторые суфийские элементы в империи были подавлены, суфизм как общее явление продолжал играть важную роль в Сефевидах. общество. [26]
Дизайн внутренней части купола также вдохновил дизайн площади Азади в Тегеране. [27] [28]
-
Мраморный дворец в Тегеране
-
Кум Ковер
-
Персидский ковер
-
Фарш-е Хаки ( فرش خاکی ), «ковер», созданный с использованием красочной почвы острова Ормоз .
-
купол шейха Лотфоллы интерьер вектор
Галерея
[ редактировать ]-
Вид спереди - вид с балкона дворца Али Капу.
-
Детали дизайна интерьера мечети шейха Лотф Аллаха
-
Внутренние стены и потолок
-
Интерьер купола
-
Михраб
-
Плитка
-
Входные ворота мечети шейха Лотф Аллаха
-
Деталь интерьера мечети шейха Лотфоллы (1)
-
Деталь интерьера мечети шейха Лотфоллы (2)
-
Деталь интерьера мечети шейха Лотфоллы (3)
-
Купол мечети шейха Лотфоллы
-
Площадь Накш-э Джахан ночью
См. также
[ редактировать ]- Площадь Накш-э Джахан
- Чехель Сотун
- Хашт Бехешт
- Сефевидское искусство
- Список мечетей в Иране
- Исламская архитектура
- Иранская архитектура
- История персидских куполов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Азарнуш, Азарташ . «اصفهان» [Исфахан]. Исламская энциклопедия (на персидском языке). Тегеран: Центр Большой исламской энциклопедии . Архивировано из оригинала 25 ноября 2010 г. Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ Также транслитерируется как Лотфаллах, Лотфаллах, Лутфуллах, Лутфаллах, Лутфаллах.
- ^ Ферье, RW; «Путешествие в Персию», «Портрет империи семнадцатого века» Жана Шардена; п. 53, стр.143
- ^ http://www.kulturreiser.no/reisene/iran0411.asp [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Блейк, Стивен П.; Полмира, Социальная архитектура Сефевидского Исфахана, 1590–1722 гг.; п. 149
- ^ Блейк; стр. 149
- ^ Блейк; п. 148
- ^ Блейк; п. 147
- ^ Jump up to: а б с д Бренд, Барбара (1991). Исламское искусство . Издательство Гарвардского университета. п. 153 . ISBN 0-674-46866-Х . Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ Мечеть шейха Лотфоллы [Мечеть Шейха Лотф Аллаха] (на персидском языке). ИРИБ . Архивировано из оригинала 24 апреля 2012 г. Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ Л. Бейкер, Патрисия; Смит, Хилари (2009). Иран (3-е изд.). Брэдт Путеводители. п. 107. ИСБН 978-1-84162-289-7 . Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ Сэвори, Роджер; Иран при Сефевидах; п. 163
- ^ Jump up to: а б Сэвори, Роджер (1976). Введение в исламскую цивилизацию (10-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 94 . ISBN 0-521-09948-Х . Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ Байрон, Роберт; Дорога в Оксиану ; п. 177- 8
- ^ Джексон, Питер ; Локхарт, Лоуренс , ред. (1986). «Архитектура Сефевидов» . Кембриджская история Ирана : периоды Тимуридов и Сефевидов . Издательство Кембриджского университета. п. 785. ИСБН 0-521-24699-7 . Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ Джафари, Шива. «Тафт» [Тафт]. Исламская энциклопедия (на персидском языке). Тегеран: Центр Большой исламской энциклопедии . Архивировано из оригинала 9 сентября 2012 г. Проверено 7 апреля 2012 г.
Важность этой мечети заключается в ее куполе и ограждении, которые можно рассматривать как имитацию купола Масджид Кабуд в Тебризе и Шейха Лотфоллы в Исфахане.
- ^ Сулеймани, Амин (2007). Отсылка к отсутствию цвета в узорах плитки мечетей Имама и Шейха Лотфоллы в Исфахане. Асимметрия в дизайне плитки мечети Имама и мечети шейха Лотфоллы в Исфахане. Айене-йе Хиал (на персидском языке) (2). Иранская академия искусств : 6–17 . Проверено 7 апреля 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Холт, ПМ ; Ламбтон, Энн К.С .; Льюис, Бернард (1977). Кембриджская история ислама . Издательство Кембриджского университета. п. 737. ИСБН 0-521-29138-0 . Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ Мечеть шейха Лотфоллы [Мечеть Шейха Лотф Аллаха] (на персидском языке). isfahanportal.ir. Архивировано из оригинала 4 августа 2012 г. Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ Иранский ковер [Персидский ковер] (на персидском языке). Журнал Афтаб . Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ Хосрави, Шахназ. Доклад Мейцгерда «Необходимость составления и написания книг по правовым и философским основам искусства» (на персидском языке). Иранская академия искусств . Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 г. Проверено 7 апреля 2012 г.
- ^ Кэнби, Шейла Р.; Шах Аббас, «Переделка Ирана», стр. 28–35.
- ^ Кэнби; стр.28
- ^ Кэнби; п. 30
- ^ Кэнби; стр.30
- ^ Кэнби; стр.33
- ^ Наврузи Талаб, Хамид Риза (2013). Аз Тегеран та Тегеран: джилваха-йи зиндаги, хунар ва мимари [Тегеран, прошлое и настоящее: взгляд на особенности жизни, искусства и архитектуры] (на персидском языке). Тегеран: Ясавули. Мистер. 99. ИСБН 978-964-306-396-2 .
- ^ «BBCPersian.com» . www.bbc.com . Проверено 1 июня 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бозорг-ния, Зохре (2004). Мимаран-и Иран . Организация культурного наследия страны, вице-канцлер по вопросам внедрения и образования. ISBN 964-7483-39-2 .
- Ферранте, М. (1968), Зандер, Г. (редактор), Мечеть Шаиха Лутфуллы в Исфахане: планиметрическая съемка», Реставрационные работы на исторических памятниках в Иране , Рим, стр. 421–440
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шахани, Мохаммадхосейн (18 июня 2018 г.). «Мечеть шейха Лотфоллы: история дневного света в последовательных пространствах» . Пространство и культура . 24 :19–36. дои : 10.1177/1206331218782406 . S2CID 149995164 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мечеть Шейха Лотфоллы Документальный фильм режиссера Манучехра Тайяба (15 минут)
- Мечеть Шейха Лотфоллы, Исфахан. Шедевр исламской архитектуры.
- http://msol.ir/public/user_data/images/2685019604ea40eb362903.jpg