Jump to content

Шейх Хамдулла

Шейх Хамдулла
Кадры для Корана копии Насх , автор шейх Хамдулла. , написанные шрифтом
Рожденный
Хамдулла

1436
Умер 1520 г. (83–84 года)
Стамбул , Османская империя
Известный Исламская каллиграфия

Шейх Хамдулла (1436–1520) ( турецкий : шейх Хамдулла ), родившийся в Амасье , Османская империя , был мастером исламской каллиграфии .

Жизнь и работа

[ редактировать ]

Шейх Хамдулла родился в Амасье, северо-центральном городе Анатолии . Его отец, Мустафа Деде, был шейхом ордена Сухраварди и мигрировал из Бухары (на территории современного Узбекистана ) в Анатолию. [ 1 ] [ 2 ]

В Амасье он изучил шесть сценариев под руководством Хайреддина Мараси. [ 3 ] Он изучил традиционный метод старых мастеров, но изо всех сил пытался воспроизвести его. [ 4 ] Во время учебы он встретил Баязида , сына султана Мехмеда, Завоевателя , который был его однокурсником, и пара подружилась. Когда Баязид вступил на престол в 1481 году после смерти своего отца, он пригласил своего друга шейха Хамдуллу в столицу Стамбул. Хамдулла впоследствии стал мастером-каллиграфом в Императорском дворце. [ 5 ]

В 1485 году Баязид II приобрел семь работ великого каллиграфа Якута аль-Мустасими . Затем Баязид призвал своего придворного каллиграфа Хамдуллу разработать новый шрифт, вдохновленный этим приобретением. Хамдулла считал работу аль-Мустасими непревзойденной, но по настоянию Баязида Хамдулла неохотно согласился. Ученые предполагают, что энтузиазм Баязида по поводу нового сценария был символом его желания основать новую империю и новую династию. [ 6 ]

Хамдулла пережил период затворничества, во время которого он утверждал, что пророк научил его новым письменностям в видении. [ 7 ] В конечном итоге он перекодифицировал и усовершенствовал насх стиль каллиграфии , первоначально разработанный Якутом аль-Мустасими . Сценарии Хамдуллы были более элегантными, сбалансированными и разборчивыми. С 1500 года большинство Корана переняли новый стиль Хамдаллы, который стал известен как османский стиль или «манера Сейха». За это его часто считают «отцом османской каллиграфии». [ 8 ] Его многочисленные ученики распространили его стиль по всей Османской империи. [ 9 ] Его стиль сохранялся на протяжении 150 лет, что сделало его одним из величайших османских каллиграфов всех времен. [ 10 ] Спустя два столетия студенты, изучающие каллиграфию, такие как Хафиз Осман, продолжали усердно копировать его работы в рамках своего обучения. [ 11 ]

Всю свою жизнь он посвятил искусству каллиграфии, продолжая создавать произведения даже в свои 80 лет. Он создал 47 мусхафов , книгу Корана , а также бесчисленные энамы , еврады и джузы , некоторые из которых хранятся в коллекции дворца Топкапы. [ 12 ] Его надписи также украшают мечети Баязид, Фирузага и Давуд в Стамбуле и мечеть Баязид в Эрдине. [ 13 ]

Его сын, Мавлана Деде Чалаби, стал каллиграфом после обучения у Хамдаллы (его отца), а дочь Хамдаллы, имя которой неизвестно, вышла замуж за каллиграфа по имени Шукруллах Халифе из Амасьи, который также был одним из учеников ее отца. Внуки Хамдуллы также стали каллиграфами; Пир Мухаммад Деде (ум. 986/1580, сын дочери Хамдаллы) и Дервиш Мухаммад (ум. 888/1483, сын Мавланы Деде). [ 14 ]

По мере роста его репутации возникло множество мифов о его способностях за пределами каллиграфии. Говорили, что он был великим лучником, сокольничим, пловцом и даже выдающимся портным. [ 15 ]

Он умер в Стамбуле в 1520 году и был похоронен на кладбище Караджаахмет в районе Ускюдар в Стамбуле . Сохранившиеся образцы его работ хранятся в коллекции Топкапы . [ 16 ]

Наследие

[ редактировать ]

Биографические словари, описывающие родословную каллиграфов, возникли как небольшой, но важный литературный жанр в 16-17 веках. В этих работах очевидна традиция прослеживать непрерывную линию отношений мастер-ученик до шейха Хамдуллы, человека, которого считали отцом османской каллиграфии. Эти «генеалогии» продолжают публиковаться и по сей день. [ 17 ]

Примеры этих каллиграфических генеалогий включают:

  • Мустафа Али , «Эпические деяния художников», впервые опубликовано в 1587 году. [ 18 ]
  • Нефес-заде Ибрагим Эфенди (ум. 1650), «Гюльзар-и Саваб» («Розарий правильного поведения»), впервые опубликовано ок. 1640 г. [ 19 ]
  • Сайоклузаде Мехмед Неджиб (ум. 1757), Девхату'л-куттаб (دوحة الكتّاب) [Генеалогия писцов, иногда переводимая как Великое Древо писателей], впервые опубликовано ок. 1737 г. [ 20 ]
  • Мустаким-заде Сулейман Саадеддин Эфенди, Тухфей Хаттатин [Подарок для каллиграфов или иногда переводится как «Лучший подарок для каллиграфов», впервые опубликовано ок. 1788 г. [ 21 ]
  • «Генеалогия османских каллиграфов» в: М. Угур Дерман (редактор), « Письма в золоте: османская каллиграфия из коллекции Сакипа Сабанджи», Нью-Йорк, Гарри Абрамс, 2010, стр. 186–189.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Казань, Хилал (2017). «Хамдулла Эфенди» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN   1873-9830 .
  2. ^ Угур Дерман, М., Письма в золоте: Османская каллиграфия из коллекции Сакипа Сабанджи, Метрополитен-музей, 1998, стр. 46
  3. ^ Традиционное турецкое искусство: каллиграфия Турецкая Республика, Стамбул, Министерство культуры и туризма, дата, с. 9
  4. ^ Хуарт, К., Каллиграфы и миниатюристы мусульманского Востока , 1972, с. 108 по цифровой копии
  5. ^ Угур Дерман, М., Письма в золоте: Османская каллиграфия из коллекции Сакипа Сабанджи, Метрополитен-музей, 1998, стр. 46
  6. ^ Озкафа, Ф., «Стамбул и искусство каллиграфии» в: Юсуф Чаглар (ред.), Сквозь зеркало изображения : выдающиеся каллиграфы Стамбула], Стамбул: Муниципалитет Стамбула, 2010, стр. 114.
  7. ^ Шиммель, А. Риволта, Б., «Исламская каллиграфия», Бюллетень Метрополитен-музея , том. 50, нет. 1, 1992, с. 21
  8. ^ Türk ve İslâm Eserleri Müzesi, Искусство Корана: Сокровища из Музея турецкого и исламского искусства , Смитсоновский институт, 2016, стр. 82
  9. ^ Улкер, М. Турецкая каллиграфия между прошлым и настоящим (на турецком и английском языках), Türkiye İş Bankası Kültür, nd, .p. 71
  10. ^ М. Угур Дерман, «Письма в золоте: Османская каллиграфия из коллекции Сакипа Сабанджи», Стамбул , Нью-Йорк, Метрополитен-музей, 1998, стр. 19
  11. ^ Осборн, младший, Буквы света: арабское письмо в каллиграфии, печати и цифровом дизайне , издательство Гарвардского университета, 2017, [издание электронной книги], np
  12. ^ Байдар и Хепворт, «Два тематических исследования: воссоединение текстового блока и новое использование восстанавливаемой ткани», в: Дрисколл, М.Дж. и Мосесдоттир, Э. (ред.), Уход и сохранение рукописей 11 , [Материалы Одиннадцатый международный семинар, Копенгагенский университет, 24–25 апреля 2008 г.], Музей Тускуланум Пресс, 2009, с. 135
  13. ^ Дийкема, Ф.Т. (ред.), Османские исторические монументальные надписи в Эдирне , BRILL, 1977, стр. 45
  14. ^ Акин-Киванц, Э., Эпические деяния художников Мустафы Али: критическое издание самого раннего османского текста о каллиграфах и художниках исламского мира , BRILL, 2011 г.
  15. ^ Хуарт, К., Каллиграфы и миниатюристы мусульманского Востока , 1972, с. 108 по цифровой копии
  16. ^ Альбомы T Diez: Контексты и содержание , BRILL, c. 2016, стр.136
  17. ^ Беренс-Абусейф, Д. и Вернуа, С., Исламское искусство XIX века: традиции, инновации и эклектика , BRILL, 2006, стр.90-93; Халили, Н.Д., Видения великолепия исламского искусства и культуры , Worth Press Limited, 2008, стр. 44; Ауджи, Х., Современная арабская полиграфия: книжная культура и американская пресса в Бейруте девятнадцатого века , BRILL, 2016, стр. 27
  18. ^ Акин-Киванц, Э., Эпические деяния художников Мустафы Али: критическое издание самого раннего османского текста о каллиграфах и художниках исламского мира , BRILL, 2011, стр.5
  19. ^ Беренс-Абусейф, Д. и Вернуа, С., Исламское искусство XIX века: традиции, инновации и эклектика , BRILL, 2006, стр.90-91; Баяни, М., Украшенное слово: Кораны 17-19 веков, Том 4, Часть 1, Фонд Нур, 1999, стр. 66; Акин-Киванц, Э., Эпические деяния художников Мустафы Али: критическое издание самого раннего османского текста о каллиграфах и художниках исламского мира , BRILL, 2011, стр.10. Возможно, стоит отметить, что переизданное издание оригинала вышло в 1938 году под редакцией Килисли Муаллима Рифата.
  20. ^ Беренс-Абусейф, Д. и Вернуа, С., Исламское искусство XIX века: традиции, инновации и эклектика , BRILL, 2006, стр.90-93; Баяни, М., Украшенное слово: Кораны 17-19 веков, Том 4, Часть 1, Фонд Нур, 1999, стр. 66; Акин-Киванц, Э., Эпические деяния художников Мустафы Али: критическое издание самого раннего османского текста о каллиграфах и художниках исламского мира , BRILL, 2011, стр.10. Возможно, стоит отметить, что оригинал был переиздан в издании 1939 года под редакцией Килисли Муаллима Рифата и опубликован в Стамбуле.
  21. ^ Беренс-Абусейф, Д. и Вернуа, С., Исламское искусство XIX века: традиции, инновации и эклектика , BRILL, 2006, стр.91; Акин-Киванц, Э., Эпические деяния художников Мустафы Али: критическое издание самого раннего османского текста о каллиграфах и художниках исламского мира , BRILL, 2011, стр.11.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 38310f92aec2c20748912965412b9610__1694922120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/10/38310f92aec2c20748912965412b9610.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sheikh Hamdullah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)