Шейх Хамдулла
Шейх Хамдулла | |
---|---|
![]() Кадры для Корана копии Насх , автор шейх Хамдулла. , написанные шрифтом | |
Рожденный | Хамдулла 1436 |
Умер | 1520 г. (83–84 года) Стамбул , Османская империя |
Известный | Исламская каллиграфия |
Шейх Хамдулла (1436–1520) ( турецкий : шейх Хамдулла ), родившийся в Амасье , Османская империя , был мастером исламской каллиграфии .
Жизнь и работа
[ редактировать ]Шейх Хамдулла родился в Амасье, северо-центральном городе Анатолии . Его отец, Мустафа Деде, был шейхом ордена Сухраварди и мигрировал из Бухары (на территории современного Узбекистана ) в Анатолию. [ 1 ] [ 2 ]
В Амасье он изучил шесть сценариев под руководством Хайреддина Мараси. [ 3 ] Он изучил традиционный метод старых мастеров, но изо всех сил пытался воспроизвести его. [ 4 ] Во время учебы он встретил Баязида , сына султана Мехмеда, Завоевателя , который был его однокурсником, и пара подружилась. Когда Баязид вступил на престол в 1481 году после смерти своего отца, он пригласил своего друга шейха Хамдуллу в столицу Стамбул. Хамдулла впоследствии стал мастером-каллиграфом в Императорском дворце. [ 5 ]
В 1485 году Баязид II приобрел семь работ великого каллиграфа Якута аль-Мустасими . Затем Баязид призвал своего придворного каллиграфа Хамдуллу разработать новый шрифт, вдохновленный этим приобретением. Хамдулла считал работу аль-Мустасими непревзойденной, но по настоянию Баязида Хамдулла неохотно согласился. Ученые предполагают, что энтузиазм Баязида по поводу нового сценария был символом его желания основать новую империю и новую династию. [ 6 ]
Хамдулла пережил период затворничества, во время которого он утверждал, что пророк научил его новым письменностям в видении. [ 7 ] В конечном итоге он перекодифицировал и усовершенствовал насх стиль каллиграфии , первоначально разработанный Якутом аль-Мустасими . Сценарии Хамдуллы были более элегантными, сбалансированными и разборчивыми. С 1500 года большинство Корана переняли новый стиль Хамдаллы, который стал известен как османский стиль или «манера Сейха». За это его часто считают «отцом османской каллиграфии». [ 8 ] Его многочисленные ученики распространили его стиль по всей Османской империи. [ 9 ] Его стиль сохранялся на протяжении 150 лет, что сделало его одним из величайших османских каллиграфов всех времен. [ 10 ] Спустя два столетия студенты, изучающие каллиграфию, такие как Хафиз Осман, продолжали усердно копировать его работы в рамках своего обучения. [ 11 ]
Всю свою жизнь он посвятил искусству каллиграфии, продолжая создавать произведения даже в свои 80 лет. Он создал 47 мусхафов , книгу Корана , а также бесчисленные энамы , еврады и джузы , некоторые из которых хранятся в коллекции дворца Топкапы. [ 12 ] Его надписи также украшают мечети Баязид, Фирузага и Давуд в Стамбуле и мечеть Баязид в Эрдине. [ 13 ]
Его сын, Мавлана Деде Чалаби, стал каллиграфом после обучения у Хамдаллы (его отца), а дочь Хамдаллы, имя которой неизвестно, вышла замуж за каллиграфа по имени Шукруллах Халифе из Амасьи, который также был одним из учеников ее отца. Внуки Хамдуллы также стали каллиграфами; Пир Мухаммад Деде (ум. 986/1580, сын дочери Хамдаллы) и Дервиш Мухаммад (ум. 888/1483, сын Мавланы Деде). [ 14 ]
По мере роста его репутации возникло множество мифов о его способностях за пределами каллиграфии. Говорили, что он был великим лучником, сокольничим, пловцом и даже выдающимся портным. [ 15 ]
Он умер в Стамбуле в 1520 году и был похоронен на кладбище Караджаахмет в районе Ускюдар в Стамбуле . Сохранившиеся образцы его работ хранятся в коллекции Топкапы . [ 16 ]
-
Каллиграфии, приписываемые Шейху Хамдулле из Муракки (каллиграфический альбом)
-
Лист из каллиграфического альбома (иллюминация XVIII века)
-
Страница османской каллиграфии шейха Хамдуллы
-
Страница упражнений с пером шейха Хамдуллы
Наследие
[ редактировать ]Биографические словари, описывающие родословную каллиграфов, возникли как небольшой, но важный литературный жанр в 16-17 веках. В этих работах очевидна традиция прослеживать непрерывную линию отношений мастер-ученик до шейха Хамдуллы, человека, которого считали отцом османской каллиграфии. Эти «генеалогии» продолжают публиковаться и по сей день. [ 17 ]
Примеры этих каллиграфических генеалогий включают:
- Мустафа Али , «Эпические деяния художников», впервые опубликовано в 1587 году. [ 18 ]
- Нефес-заде Ибрагим Эфенди (ум. 1650), «Гюльзар-и Саваб» («Розарий правильного поведения»), впервые опубликовано ок. 1640 г. [ 19 ]
- Сайоклузаде Мехмед Неджиб (ум. 1757), Девхату'л-куттаб (دوحة الكتّاب) [Генеалогия писцов, иногда переводимая как Великое Древо писателей], впервые опубликовано ок. 1737 г. [ 20 ]
- Мустаким-заде Сулейман Саадеддин Эфенди, Тухфей Хаттатин [Подарок для каллиграфов или иногда переводится как «Лучший подарок для каллиграфов», впервые опубликовано ок. 1788 г. [ 21 ]
- «Генеалогия османских каллиграфов» в: М. Угур Дерман (редактор), « Письма в золоте: османская каллиграфия из коллекции Сакипа Сабанджи», Нью-Йорк, Гарри Абрамс, 2010, стр. 186–189.
См. также
[ редактировать ]- Культура Османской империи
- Исламское искусство
- Исламская каллиграфия
- Список османских каллиграфов
- Османское искусство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Казань, Хилал (2017). «Хамдулла Эфенди» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- ^ Угур Дерман, М., Письма в золоте: Османская каллиграфия из коллекции Сакипа Сабанджи, Метрополитен-музей, 1998, стр. 46
- ^ Традиционное турецкое искусство: каллиграфия Турецкая Республика, Стамбул, Министерство культуры и туризма, дата, с. 9
- ^ Хуарт, К., Каллиграфы и миниатюристы мусульманского Востока , 1972, с. 108 по цифровой копии
- ^ Угур Дерман, М., Письма в золоте: Османская каллиграфия из коллекции Сакипа Сабанджи, Метрополитен-музей, 1998, стр. 46
- ^ Озкафа, Ф., «Стамбул и искусство каллиграфии» в: Юсуф Чаглар (ред.), Сквозь зеркало изображения : выдающиеся каллиграфы Стамбула], Стамбул: Муниципалитет Стамбула, 2010, стр. 114.
- ^ Шиммель, А. Риволта, Б., «Исламская каллиграфия», Бюллетень Метрополитен-музея , том. 50, нет. 1, 1992, с. 21
- ^ Türk ve İslâm Eserleri Müzesi, Искусство Корана: Сокровища из Музея турецкого и исламского искусства , Смитсоновский институт, 2016, стр. 82
- ^ Улкер, М. Турецкая каллиграфия между прошлым и настоящим (на турецком и английском языках), Türkiye İş Bankası Kültür, nd, .p. 71
- ^ М. Угур Дерман, «Письма в золоте: Османская каллиграфия из коллекции Сакипа Сабанджи», Стамбул , Нью-Йорк, Метрополитен-музей, 1998, стр. 19
- ^ Осборн, младший, Буквы света: арабское письмо в каллиграфии, печати и цифровом дизайне , издательство Гарвардского университета, 2017, [издание электронной книги], np
- ^ Байдар и Хепворт, «Два тематических исследования: воссоединение текстового блока и новое использование восстанавливаемой ткани», в: Дрисколл, М.Дж. и Мосесдоттир, Э. (ред.), Уход и сохранение рукописей 11 , [Материалы Одиннадцатый международный семинар, Копенгагенский университет, 24–25 апреля 2008 г.], Музей Тускуланум Пресс, 2009, с. 135
- ^ Дийкема, Ф.Т. (ред.), Османские исторические монументальные надписи в Эдирне , BRILL, 1977, стр. 45
- ^ Акин-Киванц, Э., Эпические деяния художников Мустафы Али: критическое издание самого раннего османского текста о каллиграфах и художниках исламского мира , BRILL, 2011 г.
- ^ Хуарт, К., Каллиграфы и миниатюристы мусульманского Востока , 1972, с. 108 по цифровой копии
- ^ Альбомы T Diez: Контексты и содержание , BRILL, c. 2016, стр.136
- ^ Беренс-Абусейф, Д. и Вернуа, С., Исламское искусство XIX века: традиции, инновации и эклектика , BRILL, 2006, стр.90-93; Халили, Н.Д., Видения великолепия исламского искусства и культуры , Worth Press Limited, 2008, стр. 44; Ауджи, Х., Современная арабская полиграфия: книжная культура и американская пресса в Бейруте девятнадцатого века , BRILL, 2016, стр. 27
- ^ Акин-Киванц, Э., Эпические деяния художников Мустафы Али: критическое издание самого раннего османского текста о каллиграфах и художниках исламского мира , BRILL, 2011, стр.5
- ^ Беренс-Абусейф, Д. и Вернуа, С., Исламское искусство XIX века: традиции, инновации и эклектика , BRILL, 2006, стр.90-91; Баяни, М., Украшенное слово: Кораны 17-19 веков, Том 4, Часть 1, Фонд Нур, 1999, стр. 66; Акин-Киванц, Э., Эпические деяния художников Мустафы Али: критическое издание самого раннего османского текста о каллиграфах и художниках исламского мира , BRILL, 2011, стр.10. Возможно, стоит отметить, что переизданное издание оригинала вышло в 1938 году под редакцией Килисли Муаллима Рифата.
- ^ Беренс-Абусейф, Д. и Вернуа, С., Исламское искусство XIX века: традиции, инновации и эклектика , BRILL, 2006, стр.90-93; Баяни, М., Украшенное слово: Кораны 17-19 веков, Том 4, Часть 1, Фонд Нур, 1999, стр. 66; Акин-Киванц, Э., Эпические деяния художников Мустафы Али: критическое издание самого раннего османского текста о каллиграфах и художниках исламского мира , BRILL, 2011, стр.10. Возможно, стоит отметить, что оригинал был переиздан в издании 1939 года под редакцией Килисли Муаллима Рифата и опубликован в Стамбуле.
- ^ Беренс-Абусейф, Д. и Вернуа, С., Исламское искусство XIX века: традиции, инновации и эклектика , BRILL, 2006, стр.91; Акин-Киванц, Э., Эпические деяния художников Мустафы Али: критическое издание самого раннего османского текста о каллиграфах и художниках исламского мира , BRILL, 2011, стр.11.
