Абд аль-Самад
Абд аль-Самад | |
---|---|
Рожденный | Ходжа Абд-ус-Самад Шираз , Иран |
Национальность | персидский |
Заметная работа | Иллюстрация Хамзанамы ; Хамсе Низами |
Награды | Мастер монетного двора (1576 г.) Совет Мултана (1584 г.) |
Покровитель(и) | Хумаюн ; Акбар |

Абд аль-Шамад или Ходжа Абд-ус-Самад был художником персидских миниатюр XVI века , который переехал в Индию и стал одним из мастеров-основателей традиции миниатюры Великих Моголов , а позже занимал ряд высоких административных должностей. Карьера Абда при Великих Моголов, примерно с 1550 по 1595 год, относительно хорошо задокументирована, и ему авторизован ряд картин этого периода. Примерно с 1572 года он возглавлял императорскую мастерскую императора Акбара и «именно под его руководством стиль Великих Моголов достиг зрелости». [ 1 ] Недавно ведущий специалист Барбара Бренд заявила, что Самад — это тот же человек, что и Мирза Али , персидский художник, чья задокументированная карьера, похоже, заканчивается в то же время, когда Абд аль-Самад, кажется, работает на Великих Моголов . [ 2 ]
Мирза Али
[ редактировать ]Имя Мирзы Али впервые появляется в знаменитой рукописи «Хамса Низами» , ныне Британской библиотеки Востока № 2265, датированной мартом 1543 года. [ 3 ] По словам Стюарта Кэри Уэлча , в современных записях о нем есть только три других упоминания. Говорят, что он был сыном другого ведущего художника придворной мастерской, Султана Мухаммеда , поэтому вырос в среде придворной мастерской и был выдающимся живописцем. Камаль из Тебриза записан как его ученик. [ 4 ] Надписи в BL Ор. 2265 являются одними из основных источников атрибуции персидских миниатюр того периода. Названы имена шести художников, и хотя надписи являются дополнениями, а не подписями, в целом они были признаны правильными. Имя Мирзы Али начертано на двух миниатюрах, обе сцены во дворе, и имя его отца на одной, к которой Уэлч добавляет еще две миниатюры без надписей. [ 5 ]
Уэлч далее приписывает Мирзе Али несколько более ранних миниатюр, в том числе шесть из «Шахнаме» шаха Тахмаспа 1520-х годов; Бренд симпатизирует по крайней мере двум из этих атрибуций, но считает две маловероятными с точки зрения соответствия стилю более поздних работ. [ 6 ] Рассмотрев некоторые другие отдельные работы, получив неоднозначные оценки его авторства, она твердо разделяет мнение Уэлча по поводу его приписывания Мирзе Али шести миниатюр в другой известной рукописи, Хафт Ауранг , сделанной для принца Ибрагима Мирзы в 1555–1556 годах (ныне галерея Фрира). искусства ), после чего он должен был, если бы он действительно был также Самадом, уехать в Афганистан , а затем в Индию. Уэлч признает, что стиль этих картин разный, но объясняет это изменением духа времени, и Бренду трудно принять это объяснение. [ 7 ] хотя эти приписывания повторяются другими учеными, написавшими после статьи Бренда; Шейла С. Блэр считает, что они демонстрируют «растущую духовность и манерность художника». [ 8 ] Обсудив другие аспекты вопроса и сравнив стили Мирзы Али и Самада, Бренд предполагает, что это действительно тот же художник, который принял прозвище при переезде в новую страну. [ 9 ] Стилистические сходства включают в себя расположение дворовых композиций и цветовое расположение, такие детали, как любовь к виртуозному изображению решеток и ажурных ширм, а также схожую обработку фигур. [ 10 ]
ТРАВМЫ
[ редактировать ]
Написана гуашью и золотом на тонкой хлопчатобумажной ткани. Британский музей
Один источник сообщает, что отец Самада был визирем шаха Шуджи Шираза . Трудность с ее теорией Бренд объясняет, предполагая, что это был его дедушка, в доме которого он воспитывался, пока султан Мухаммед делал свою карьеру при дворе. [ 11 ] Согласно записям Великих Моголов, Самад стал мастером в придворной мастерской персидского шаха Тахмаспа I. Он также был каллиграфом , [ 12 ] кое-что не упомянутое в связи с Мирзой Али. До 1544–1545 годов ему обычно не приписывают никаких произведений. [ 13 ] миниатюру из гораздо более раннего произведения Шаха Тахмаспа Шахнаме хотя Уэлч приписывает ему . Бренд считает эту картину «неудовлетворительной» и работой неопытного художника. [ 14 ]
Самад впервые встретился с изгнанным императором Великих Моголов Хумаюном в Тебризе в 1544 году. [ 15 ] В 1546 году Хумаюн попросил Тахмаспа освободить Самада и его соотечественника-перса Мир Сайида Али от его службы, чтобы он мог нанять их. [ 16 ] и примерно в 1549 г. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] они прибыли во временную столицу Хумаюна в Кабуле , где Хумаюн нанял Самада, чтобы он научил своего сына Акбара , а возможно, и самого императора, рисованию. [ 18 ] [ 20 ] Вместе с Миром Сайидом Али и Дастом Мухаммадом , еще одним персом, Самад «ввел полностью имперский персидский стиль в ателье Великих Моголов», которые, кажется, раньше были небольшими и состояли из художников, обучавшихся в различных центрах, включая Бухару . [ 21 ] Самад, вероятно, работал над необычно большой картиной « Принцы дома Тимура» ( Британский музей ), которую Хумаюн заказал около 1550–55, в частности, на пейзажном фоне. [ 22 ] В 1552 году группа отдельных миниатюр, включающая работы двух персов, была включена в дипломатический подарок правителю Кашгара , поскольку Хумаюн работал над сбором поддержки для возвращения своего трона. [ 20 ] Некоторые из его работ этого периода находятся в муракке или альбоме в библиотеке дворца Голестан в Тегеране (рукопись 1663–1664 гг.), В них все еще сохраняется полностью сефевидский стиль. [ 18 ] [ 23 ] На одной из этих миниатюр изображен Акбар, дарящий миниатюрную картину своему отцу Хумаюну , а также имя Самада в портфолио; фигура рядом с ней, вероятно, его портрет. Изображение выполнено полностью в персидском стиле и включает в себя тематические элементы, в том числе автопортрет, которые представляют собой «потрясающие новые направления в исламской живописи». [ 24 ]
Самад и Мир Сайид Али последовали за императором по его возвращению в Индию, всего за семь месяцев до его смерти в 1556 году. Их нанял четырнадцатилетний Акбар, который через несколько лет приступил к значительному расширению своей придворной мастерской. [ 25 ] На рисунке приглушенных цветов с именем Самада, хранящемся в Бодлианской библиотеке в Оксфорде, изображен арест через три дня после вступления на престол Акбара Хумаюна проблемного фаворита . Абдула Маали , которого схватил сзади дородный придворный . [ 26 ] Оба художника, вероятно, работали над « Тутинамой» , первой крупной комиссией, завершенной в период нового правления, где несопоставимые стили нескольких использованных художников остаются ясными. Но сначала Мир Сайиду Али было поручено руководить огромной комиссией Акбара по созданию 1400 больших иллюстраций для « Акбар Хамзанама» , создание которой должно было занять четырнадцать лет. [ 18 ] [ 27 ]


Примерно в 1572 году Самад сменил Мир Сайида Али (вернувшегося в Персию) на посту главы императорской мастерской. [ 28 ] вероятно, потому, что при Сайиде работа над иллюстрациями к «Хамзанаме» шла слишком медленно. На тот момент комиссии исполнилось семь лет, и только четыре тома были завершены. Под руководством Самада оставшиеся десять томов были завершены еще за семь лет. Неизвестно, нарисовал ли Самад что-нибудь из них сам. [ 29 ] но «направление живописи Великих Моголов все больше стало следовать целям, преследуемым Абд аль-Самадом. Вполне вероятно, что усиленный центральный контроль, который стал очевидным в период Лахора [1580-е годы], может быть приписан этому художнику». [ 1 ] Среди преимущественно индуистских художников, обучавшихся у Самада, были Дасвант и Басаван , которые впоследствии стали известными художниками Великих Моголов. [ 18 ]
Несмотря на его роль в создании нового синтеза могольского персидского и индийского стилей, собственные работы Самада остаются консервативными, с большим интересом к деталям и, скорее, с меньшим интересом к новому стилю драматического повествования и реализма, предпочитаемому молодым Акбаром. Но к 1590-м годам элементы его стиля, в том числе внимание к деталям, были в моде, хотя после его смерти живопись Великих Моголов повернулась в сторону более простых композиций, подчеркивающих человеческие взаимодействия. У него не было дара к реалистической портретной живописи, который живопись Великих Моголов привнесла в исламскую миниатюру, и, в отличие от многих художников Великих Моголов, он демонстрирует мало заимствований из европейских гравюр и другого искусства, доступного при дворе Акбара. [ 30 ]
В 1576 году Акбар поручил Самаду управлять Фатехпур-Сикри монетным двором , в 1582 году он был назначен «надзирателем за торговлей», а в следующем году назначен руководителем королевского двора. [ 15 ] В 1584 году Акбар назначил его деваном (чиновником, отвечающим за финансы) Мултана . Ему дали мансаб в размере 400 человек и удостоили звания Ширин Калам (сладкое перо). [ 31 ] Эти шаги, возможно, были вызваны признанием его таланта к управлению, но было высказано предположение, что «Акбар предпочел более надежный подход, чем подход его романтизированного персидского стиля живописи». [ 32 ] Но он продолжал рисовать, и его последняя известная работа — это миниатюра Хосрова охоты на иллюстрациях рукописи Хамсы Низами 1595 года . [ 18 ] [ 33 ] Среди работ с вписанным его именем — рисунок Акбара с дервишем ( Музей Ага Хана , ок. 1586–1587). [ 34 ] Другая поздняя работа — это версия знаменитой персидской композиции Бехзада , изображающей двух сражающихся верблюдов , которая, как говорится в надписи, была написана по просьбе его сына Шарифа, когда он был немощен. [ 35 ] Он «должно быть, умер в последние годы века». [ 36 ]
У него было два сына-художника, Мухаммад Шариф. [ 37 ] и один, названный Бижад, в честь известного персидского художника Бехзада (ок. 1450 – ок. 1535). [ 38 ] Мухаммад Шариф был другом следующего императора Джахангира , и, как и его отец, ему были предоставлены важные административные должности, что является уникальным примером среди многих семей художников Великих Моголов. [ 15 ] Не все ученые убеждены, что эти сыновья были не одним, поскольку, хотя Мухаммад Шариф относительно хорошо задокументирован, Бижад, по-видимому, известен только по надписям на миниатюрах. [ 39 ]
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б Роща
- ^ Бренд, 213
- ^ Бранд, 213–214.
- ^ Бренд, 214
- ^ Бренд, 214–215; Уэлч, атрибуция султана Мухаммеда: листы 21 (жалующаяся старуха, его атрибуция), 25 («Купание Ширин», надпись) и 32/33 ( Мирадж , его атрибуция). См. также Титли, 84–85.
- ^ Бренд, 216
- ^ Бренд, 218
- ^ Блэр, Шейла С. в Мирзе Али , в Oxford Art Online .
- ^ Бренд, 232 и предыдущие страницы.
- ^ Бренд, 225–230.
- ^ Бренд, 230–232.
- ^ Титли, 192
- ^ Бренд, 214; Бич, Блэр и Блум заявляют: «Не известно никаких надписей Абд аль-Самада с периода, когда он работал в Сефевидском Иране, хотя атрибуция была предложена».
- ^ Бренд, 222; это картина: Убийство Хосроэса Парвеза
- ^ Jump up to: а б с Бич, Блэр и Блум
- ^ Кэнби, Шейла. Золотой век персидского искусства, 1501–1722 гг.
- ^ Титли, 103 года, говорит 1549 год; или «около 1549–1550 годов», согласно Криллу и Джаривале, 50 лет; Бич, Блэр и Блум говорят, что это 1550 год.
- ^ Jump up to: а б с д и ж « Абд-ус-Самад, Ходжа» . Британская энциклопедия . Том. В: А-Ак – Байес (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия, Inc. 2010. стр. 18 . ISBN 978-1-59339-837-8 .
- ↑ Другие источники говорят, что уже в 1548 году.
- ^ Jump up to: а б Пляжная, 49
- ^ Кембридж, 15–21 (цитата, стр. 21); см. также Пляж, Глава I.
- ^ Крилл и Джаривала, 50 лет.
- ^ Бич, Блэр и Блум
- ^ Бренд, 225–226.
- ^ Титли, 188
- ^ Крилл и Джаривала, 52–53.
- ^ Пляж, 60–61.
- ^ Титли, 191
- ^ Пляж, 61
- ^ Бич, Блэр и Блум; см. также Соучек, 170–172.
- ^ Блохманн, Х. (тр.) (1927, переиздание 1993 г.). «Айн-И Акбари» Абу 'л-Фазла Аллами , Том. Я, Калькутта: Азиатское общество, стр. 554–5.
- ^ Титли, 192–193.
- ^ Титли, 193
- ↑ Акбар с дервишем. Архивировано 24 июля 2011 года в Wayback Machine Музее Ага Хана , ок. 1586–87
- ^ Соучек, 172
- ↑ Гроув, хотя Соучек, 166, указывает даты «ок. 1518–ок. 1600».
- ↑ Крилл и Джаривала, 68 лет.
- ^ Титли, 192, Соучек, 170
- ↑ Бич, 144, примечание 8, считает, что возможно, что они одинаковые, а Соучек, 170–172, уверен, что они разные.
Ссылки
[ редактировать ]- Пляж, Майло Кливленд, живопись ранних Великих Моголов , издательство Гарвардского университета, 1987, ISBN 0-674-22185-0 , ISBN 978-0-674-22185-7
- «Пляж, Блер и Блум»: Бич, Майло Кливленд, обновлено Блером, Шейлой С. и Блумом, Джонатаном, «Абд аль-Самад» в Oxford Art Online , ограниченный доступ, по состоянию на 21 февраля 2011 г. (более полную библиографию см.).
- «Кембридж»: Бич, Майло Кливленд, живопись Великих Моголов и раджпутов, Часть 1, Том 3 Новой Кембриджской истории Индии , Cambridge University Press, 1992, ISBN 0-521-40027-9 , ISBN 978-0-521-40027-5
- Бренд, Барбара. «Еще одна карьера Мирзы Али?» в Ньюмане, Эндрю Дж. (редактор), Общество и культура на Ближнем Востоке раннего Нового времени: исследования Ирана в период Сефевидов, Том 1998 г. , Том 46 исламской истории и цивилизации , BRILL, 2003 г., ISBN 90-04-12774-7 , ISBN 978-90-04-12774-6
- Крилл, Розмари и Джаривала, Капил. Индийский портрет, 1560–1860 , Национальная портретная галерея, Лондон , 2010, ISBN 978-1-85514-409-5
- «Роща», Oxford Art Online , разные авторы, «Индийская субстанция, §VI, 4(i): стили ptg Великих Моголов, 16–19 века», ограниченный доступ, по состоянию на 21 февраля 2011 г.
- Соучек, Присцилла П., «Персидские художники в Индии Великих Моголов», в Мукарнасе , том 4, 1988, BRILL, ISBN 90-04-08155-0 , ISBN 978-90-04-08155-0
- Титли, Нора М., Персидская миниатюрная живопись и ее влияние на искусство Турции и Индии , 1983, University of Texas Press, 0292764847