Баптистерий Бутринта
Баптистерий Бутринта ( албанский : Pagëzuesi i Butrintit ) — археологический объект в округе Влёра, Албания , являющийся частью национального парка Бутринт . расположенное на археологическом участке Бутринт Это позднеантичное сооружение, , известное своим хорошо сохранившимся мозаичным полом. Круглый баптистерий с центральным планированием также примечателен как древнеримский памятник, адаптированный к нуждам христианства. [ 1 ]
Построенный в VI веке нашей эры, баптистерий был раскопан в мае 1928 года итальянской археологической миссией в Албанию под руководством Луиджи Марии Уголини . [ 2 ]
Крестильная купель и водопровод
[ редактировать ]
Круглая конструкция баптистерия диаметром 14,5 метров была построена внутри большого прямоугольного помещения, которое было либо частью римской бани, либо бытовым банным комплексом. Археологи определили небольшую комнату к северо-востоку от баптистерия как кальдарий или горячую комнату римской гипокаустовой системы отопления. Предыдущее существование этой системы может объяснить решение построить здесь баптистерий. [ 3 ]
Крестообразная купель, центральная особенность баптистерия, имеет две внутренние ступени, позволяющие тем, кто собирается креститься, спуститься в чашу. Там епископ обливал их водой из небольшого сосуда. В восточной угловой комнате находился резервуар для воды и префурний , или печь для нагрева воды. Горячая вода подавалась под землю прямо к купели, где она смешивалась с холодной водой из цистерны, встроенной в старый римский кальдарий. [ 3 ]
Внутри арочной конструкции в стене баптистерия находится еще один небольшой фонтан. Он расположен прямо напротив входа, что необычно для баптистерия. Археологи полагают, что оно служило символической цели как изображение Источника Жизни , христианского иконографического символа, связанного с крещением. [ 3 ]
Столбцы
[ редактировать ]
Две концентрические колоннады (каждая с восемью колоннами, всего 16) когда-то поддерживали деревянную крышу. Колонны, сделанные из египетского гранита, стояли на различных переделанных основаниях. Однако ионические импостные капители с листьями аканта и крестами, вероятно, были изготовлены специально для этого здания. Внутренняя часть стены также имела 24 полуколонны, была покрыта штукатуркой и окрашена. Низкая скамейка, возможно, когда-то покрытая полированным мрамором, непрерывно тянулась вокруг подножия внутренней стены. [ 3 ]
Археолог Джон Митчелл в своей книге «Баптистерий Бутринта и его мозаика » отмечает уникальность этих двух колоннад с архитектурной точки зрения, написав: «...тот факт, что каждая состоит из восьми колонн, означает, что расстояние между валами в внешнее кольцо примерно в два раза больше, чем внутреннее. Это порождает технические и эстетические проблемы - гораздо более широкие и высокие арки на внешней аркаде - которые, должно быть, подвергли изобретательности архитектора пределу. должно быть, это было обусловлено символическими соображениями - силой числа восемь... Ни одно другое здание того периода не принимает такой формы». [ 3 ]
Мозаика
[ редактировать ]
Сегодня самым примечательным аспектом баптистерия Бутринта является его мозаичный пол. Мозаичный пол , скорее всего, созданный мозаичистами из Никополя , считается самым сложным из всех позднеантичных крестильных сооружений, до сих пор существующих в Средиземноморье. [ 2 ] Она состоит из семи кружащихся полос, вращающихся вокруг центральной купели. Мозаика представляет собой иконографию, относящуюся как к христианству, так и к аристократической жизни. [ 3 ]
Мозаики баптистерия Бутринта представляют собой две выдающиеся сцены, каждая из которых сильно напоминает христианскую иконографию, соответствующую теме крещения. На одном из них павлины изображены по обе стороны от кантароса , из которого свисают лозы с гроздьями винограда. По словам Митчелла, поскольку считалось, что плоть павлина не разлагается, появление животного в позднеантичном искусстве символизировало вечную жизнь. Другая основная сцена изображает двух оленей у источника, что является отсылкой к стиху из 42-го псалма («Как сердце стремится к потокам вод, так томится душа моя к Тебе, Боже»). Вместе эти два изображения связывают воду с концепцией вечной жизни. [ 3 ]
Остальные мозаики, изображающие животных, изображенных в пересекающихся кругах на полу, не несут явного христианского значения, хотя Митчелл интерпретирует их как представителей библейского Эдемского сада. Сопоставлены птицы и морские животные, а также домашние и экзотические существа. Однако на некоторых панно также упоминается охота, хорошо известная во времена классической античности как излюбленный вид спорта аристократии. Таким образом, включение экзотических существ, таких как леопарды, наряду с такими символами, как охотничья собака и сеть, также может отсылать к организованной охоте на животных, проводимой элитой. [ 3 ]
Различные мотивы по всему закругленному полу также могли разграничивать зоны церемониального значения внутри баптистерия, а не просто служить украшением. Митчелл отметил, что клетчатый узор вокруг центрального фонтана совпадает с клетчатым узором на некоторых крайних кольцах медальонов. Это могло указывать на место, где стоял епископ, и визуально связывать церемониальную силу фонтана с силой епископа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Список всемирного наследия, Бутринт, Албания» . Whc.unesco.org . 26 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кроу, Джим (2006). «Обзор: Византийский Бутринт. Раскопки и исследования 1994-99 гг. Р. Ходжеса; У. Боудена; К. Лако». Журнал эллинистических исследований . 126 : 218–219. дои : 10.1017/S0075426900008478 . JSTOR 30033481 . S2CID 164136969 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Митчелл, Джон (2008). Баптистерий Бутринта и его мозаики . Лондон: Фонд Бутринта. стр. 19–25. ISBN 9780953555659 .