Jump to content

Космический океан

(Перенаправлено с «Космического океана »)

Космический океан раскрывает Брахму, Вишну и Шиву (бумага, непрозрачная акварель и золото, Музей Сан-Диего, 1835 г.)

Космический океан , первозданные воды или небесная река — это мифологический мотив , который представляет мир или космос, окутанный огромным первозданным океаном. Космический океан, встречающийся во многих культурах и цивилизациях, существовал до сотворения Земли. Из первобытных вод возникла Земля и весь космос. Космический океан представляет или воплощает хаос. Представление о водном хаосе лежит также в основе широко распространенного мотива всемирного потопа, произошедшего в древние времена. Возникновение Земли из воды и сдерживание глобального потопа или подземных вод обычно представляют как фактор космического порядка.

В мифах о творении первичный океан обычно разделяется на верхнюю и нижнюю границы воды (т.е. космические водоемы, расположенные над небом или под землей) путем создания твердой структуры, известной как твердь . Некоторые космологии изображают мировую равнину окруженной круговой рекой-океаном, например Океан в греческой космологии или Раха в зороастрийской космологии . [ 1 ]

Космический океан также присутствует в мифологии древних египтян , древних греков , авраамов , древних индийцев , древних персов , шумеров и зороастрийцев . Она играет заметную роль в древней ближневосточной , библейской и других космологиях.

Первичный космический океан

[ редактировать ]

В мифах о сотворении первозданные воды часто представляются заполнившими всю вселенную и являющимися первым источником богов . Акт творения – это создание обитаемого пространства, отдельного от окружающих вод. [ 2 ] Космический океан — это форма Вселенной до ее создания. [ 3 ]

Океан безграничен, неупорядочен, неорганизован, аморфен, бесформен, опасен и ужасен. В некоторых мифах его какофония противопоставляется упорядоченному ритму моря. [ 4 ]

Хаос может быть персонифицирован как вода или неорганизованное взаимодействие воды и огня. Превращение хаоса в порядок – это также переход от воды к суше. [ 5 ] Во многих древних космогонических мифах океан и хаос равнозначны и неразделимы. Океан остается за пределами космоса даже после возникновения суши. При этом способность океана к генерации реализуется в появлении из него Земли и наличии в океане мифологического существа, способствующего зарождению или, наоборот, ревностно защищающего «старый порядок» и предотвращает начало цепи рождений из океана. [ 4 ]

Общие темы

[ редактировать ]
Из марийского мифа о сотворении мира Кугу-Юмо и его брат Йын (Кижамат) в образе селезней создают мир на водах мирового океана.

Ю. Е. Березкин и Е. Н. Дувакин обобщают мотив первичных вод так: «Вода первична. Земля пускается в воду, появляется над водой, вырастает из куска твердого вещества, помещенного на поверхность воды, или жидкой грязи. , с острова в океане, обнажается, когда вода спадает и т. д.» [ 6 ]

Повсеместно распространена идея о главенстве океана как стихии, из недр которой возникает или создается Земля. [ 2 ] Это изображение присутствует во многих мифологиях мира. [ 7 ]

В Северной Азии и Северной Америке распространен миф о ныряльщике с Земли. В этом мифе бог-творец ныряет в космический океан, чтобы вырастить и сформировать Землю. [ 8 ] Ныряющая птица, вылавливающая ком земли из первозданного океана, часто появляется в мифологиях коренных народов Америки и самодийских народов . В тотемических мифах люди-птицы часто представлены как фратриальные предки . Мировые яйца — распространенная тема в мифах о сотворении мира. добывают Водоплавающие птицы из вод ил, из которого постепенно создается суша. [ 8 ]

В полинезийской мифологии Мауи ловит рыбу на островах в океане. В скандинавской мифологии боги поднимают землю, а Тор ловит « змея Средиземья », обитающего на дне океана. В древнеегипетской мифологии сама Земля выходит на поверхность в виде холма. В « Брахмане» говорилось, что Праджапати вынул Землю из воды, приняв облик вепря . [ 5 ]

В мифологиях многих азиатских стран, в которых присутствует образ бескрайнего и вечного первозданного океана или моря, присутствует мотив сотворения Земли небесным существом, спустившимся с неба и мешающим водам океана. железной дубинкой, копьем или другим предметом. В результате образуется конденсат, который дает начало Земле. В японской мифологии острова Японии возникли из пены, поднятой в результате смешивания вод океана с копьем богов ( Идзанаги и Идзанами ). В мифологиях монгольских народов роль уплотнителя океанских вод играет ветер, создающий из них молочную субстанцию, которая затем становится твердью Земли. По мнению калмыков, из этой млечной жидкости рождались растения, животные, люди и боги. В индийской мифологии есть аналогичный миф о пахтании Молочного океана. [ нужна ссылка ]

Литография, изображающая пахтание Молочного океана.

Мифы о мировом океане повсеместно сопровождаются мифами о его сдерживании, когда Земля уже была создана, и мифами о попытках океана вернуть себе безраздельное господство. В китайской мифологии существует представление о гигантской впадине или яме, определяющей направление вод океана и отводящей излишки воды. Во многих мифологиях есть многочисленные повествования о потопе. [ нужна ссылка ]

Известно противопоставление двух типов мифов (например, в Океании ) — о земле, погружающейся в океан, и об отступлении океана или моря. Примером первого типа является легенда о происхождении острова Пасхи , записанная на этом острове. В мифе о сотворении народа нганасан сначала Земля была полностью покрыта водой, затем вода спала и обнажила вершину Шайтанского хребта Койка-моу. На эту вершину падают первые два человека – мужчина и женщина. В мифе о создании Туамоту создатель Тане , «Проливающая Вода», создал мир в водах повелителя вод Пуны и призвал свет, положивший начало созданию Земли. [ 4 ]

Широко распространен мотив космогонической борьбы с драконом или змеем в плане подавления воды и хаоса. Змей в большинстве мифологий ассоциируется с водой, часто как ее похититель. Он грозит либо наводнением, либо засухой, то есть нарушением меры, водного «баланса». Поскольку космос отождествляется с порядком и мерой, хаос связан с нарушением меры.

Повествование о сотворении мира в книге Бытия содержит сильно сокращенное описание Яхве и Техома. [ 9 ]

Переход от бесформенной водной стихии к суше — важнейший акт, необходимый для превращения хаоса в пространство. Следующий шаг в том же направлении — отделение неба от земли, что, пожалуй, по существу совпадает с первым актом, учитывая первоначальное отождествление неба с океанами. Но именно повторение акта – сначала вниз, а затем вверх – привело к выделению трех сфер – земной, небесной и подземной, что представляет собой переход от бинарного деления к троице. Средняя сфера, земля, противостоит водному миру внизу и миру небесному вверху. Возникает трихотомическая схема космоса, включающая необходимое пространство между землей и небом. Это пространство часто изображают в виде космического дерева . Земля и небо почти повсеместно представлены как женские и мужские, супружеская пара, стоящая в начале теогонического или теокосмогонического процесса. В то же время женское начало иногда ассоциируется со стихией воды и с хаосом; обычно оно мыслится со стороны «природы», а не «культуры». [ нужна ссылка ]

Мифические существа, олицетворяющие хаос, побежденные, скованные и свергнутые, зачастую продолжают существовать на окраинах космоса, по берегам океанов, в подземном «нижнем» мире, в каких-то особых частях неба. В скандинавской мифологии йетнары , первобытные великаны, предшествуют времени и располагаются на окраине земного круга в холодных местах вблизи океанов. [ 5 ]

В мировых культурах

[ редактировать ]

Шумерская космология

[ редактировать ]
Абзу (клинопись)

В шумерской мифологии существовал образ первоначальной морской пучины — Абзу , на месте которой поселился самый деятельный из богов Энки , олицетворявший землю, пресную воду и земледелие на орошаемых землях. [ 5 ] Вначале все пространство мира было заполнено океаном, не имевшим ни начала, ни конца. Вероятно, считалось, что он вечен. В его недрах таилась праматерь Намму. В ее чреве возникла космическая гора в форме полушария, ставшая впоследствии землей. Дуга из блестящей жести, вертикально опоясывающая полусферу, позже стала небом. В вавилонской версии в бескрайнем первозданном Океане не было ничего, кроме двух чудовищ — праотца Апсу и праматери Тиамат . [ 4 ]

Египетская космология

[ редактировать ]
Мистическое Заклинание 17 из Папируса Ани. На виньетке изображен (слева) Ню.
Мистическое Заклинание 17 из Папируса Ани . На виньетке изображен (слева) Ню.

В древнеегипетской мифологии вначале вселенная состояла только из огромного хаотического космического океана, а сам океан назывался Ну . В некоторых версиях этого мифа в начале времен Мехет-Верет , изображаемая в виде коровы с солнечным диском между рогами, рождает солнце, которое, как говорят, поднялось из вод творения и породило бог Солнца Ра в некоторых мифах. [ 10 ] Вселенная была захвачена огромной массой первобытных вод, и среди этого первобытного хаоса возник Бенбен , пирамидальный курган. был цветок лотоса , С Бенбеном [ 11 ] и тогда, когда он расцвел, появился Ра. [ 12 ] Существовало множество версий появления солнца, и говорили, что оно вышло прямо из кургана или из цветка лотоса, выросшего из кургана, в форме цапли, сокола, жука-скарабея или человеческого ребенка. [ 13 ] [ 14 ] В Гелиополе творение приписывали Атуму , божеству, тесно связанному с Ра, которое, как говорили, существовало в водах Ну как инертное потенциальное существо.

Некоторые направления египетской космологии, по-видимому, также имели представление о реке-океане, окружающем Землю, поскольку одно из слов, обозначающих море, шен-вер , означает «великий окружающий». [ 15 ]

Понятие хаоса этимологически связано с тьмой ( кек ), но прежде всего с хаосом в виде первичного океана (Ню) или, в германском варианте, пяти божественных пар, представляющих разные его аспекты. Главный холм отождествляется с богом Солнца Ра . Водному хаосу противостоит выступающий из него первый земной холм, с которым в Гелиополе ассоциируется Атум (как Ра-Атум), а в Мемфисе Птах . Первоначально существующий океан олицетворяется в образе «отца богов» Ну. В историческую эпоху океан, находившийся под землей, дал начало реке Нил. В гераклеопольской версии мифа отмечается внутренняя связь океана и хаоса. [ 4 ]

Греческая космология

[ редактировать ]
Реконструкция карты Гекатея

Представления раннегреческой космологии об океане демонстрируют типологически более продвинутую стадию, когда образ Океана становится объектом «донаучных» исследований и натурфилософии . Океан представлен прежде всего как величайшая мировая река (Hom. Il. XIV 245), [ 4 ] окружающий землю и море, [ 16 ] порождающие реки, источники, морские течения (XXI 196), приют солнца, луны и звезд, которыми они поднимаются из океана и входят в него (VII 422; VIII 485). Река Океан касается моря, но не смешивается с ним. [ 4 ] На крайнем западе океан омывает границы между миром жизни и смерти. [ 17 ]

У Гомера Океан не имеет начала. В «Теогонии 282» Гесиод представляет народную этимологию имени Пегас происходящую от πηγή pēgē «весна, колодец», имея в виду « пегаев Океана , , где он родился». [ 18 ] У Гомера и Гесиода Океан — живое существо, прародитель всех богов и титанов (Hom. Il. XIV 201, 246), но были у Океана и родители. По Гесиоду, Океан — сын старейшего из титанов Урана и Геи ( «Теогония», 133). [ 4 ] Океан — брат и муж Тефиды , от которой он породил все реки и источники. [ 16 ] – три тысячи дочерей – океанид ( Теогония 346–364) и столько же сыновей – речных потоков ( Теогония 367–370). [ 17 ] Боги почитают Океана как престарелого родителя, заботятся о нем, хотя он живет в одиночестве. [ 4 ] Океан не участвовал в битве титанов против Зевса и сохранил свою власть и доверие олимпийцев . Океан — отец Метиды , мудрой жены Зевса (Аполлод. I 2, 1). Известен своим миролюбием и добротой (Еврипид безуспешно пытался примирить Прометея с Зевсом; Prometheus Bound 284–396). [ 17 ] Геродот содержит критику мифологической концепции Океана как поэтического изобретения (Геродот. II, 23, ср. также IV 8, 36 и др.). Еврипид называл океан морем ( Орест 1376). С этого времени установилась тенденция различать большое внешнее море — океан — и внутренние моря. Позднее Еврипид начинает делить океан на части: Эфиопский океан , Эритрейский океан, Галльский океан, Германский океан , Гиперборейский океан и т. д. [ 4 ]

Индийская космология

[ редактировать ]

В индийской космологии существует идея тьмы и бездны, а также первичных вод, порожденных ночью или хаосом. [ 5 ] Древние индийские мифы об океанах содержат как типичные, так и оригинальные мотивы. В Мандале 10 Ригведы первоначальное состояние Вселенной представлено как отсутствие существующего и несуществующего, воздушного пространства и неба над ним , смерти и бессмертия, дня и ночи, но наличие воды и беспорядочного движения. В водах вечного океана существовало животворящее начало, порождённое силой тепла и рождающее всё остальное. Другая мандала Ригведы содержит иную версию: «Закон и истины родились из разожженного жара...», отсюда и бушующий океан. Из бушующего океана родился год, распределяя дни и ночи.

В Ригведе неоднократно упоминается порождающая сила океана («множественный», он ревет при первом своем разливе, порождая творения, носитель богатства), его тысячи потоков, текущих из глубин, говорится, что океан – это супруга рек. Космический океан образует каркас космоса, отделяя его от хаоса. Океан олицетворяет Варуна , который ассоциируется как с разрушительной и неконтролируемой силой вод Мирового океана, так и с плодотворными водами, приносящими людям богатство. [ 4 ]

Миф о пахтании молочного океана содержит мотив противостояния стихий воды и огня. В результате быстрого вращения загорается оборот — гора Мандара , но деревья и травы испускают свои соки в высыхающий океан. Этот мотив перекликается с тунгусскими мифами о сотворении земли небесным существом, которое с помощью огня высушивает часть первозданного океана, возвращая таким образом место земле. Мотив борьбы воды и огня в связи с темой мирового океана присутствует и в других традициях.

В индийской мифологии характерен образ бога-творца ( Брахмы или Вишну ), плавающего по первичным водам в цветке лотоса, на наге Шеше . [ 5 ]

Курма , также известный как «Черепаха», является аватаром Вишну, который изображается пахтающим космический океан. [ 19 ] Вишну принимает форму черепахи, чтобы держать палку, которой пахтают космический океан. [ 19 ]

Зороастрийская космология

[ редактировать ]

Вурукаша — название небесного моря в зороастрийской мифологии. Оно было создано Ахура Маздой , а в его середине стоял Харвисптохм или «дерево всех семян». [ 20 ] Другой космический океан из персидской мифологии Фраккард ( среднеперсидский : plʾhwklt , авестийский : Вурукаша также называется Варкаш ). ; на среднеперсидском языке [ 21 ]

Согласно Вендидаду , Ахура Мазда послал чистые воды Вурукаши на землю, чтобы очистить мир, и отправил воду обратно в небесное море Пуитика . Позже это явление было интерпретировано как приход и уход прилива. В центре Ворукаши располагалось Харвисптохм или «дерево всех семян», содержащее семена всех растений мира. На дереве сидит птица Синамру , которая заставляет ветку ломаться и семена разбрасывают все вокруг, когда она садится. [ 20 ]

В центре Вурукаши также растет Гаокерена или «Белая Хаома », считающаяся «королем целебных растений». [ 22 ] Он окружен десятью тысячами других целебных растений. [ 20 ]

В более поздние времена Вурукаша была связана с Персидским морем , а Пуитика — с Оманским заливом . [ 20 ]

Библейская космология

[ редактировать ]

В первой библейской истории творения мир создан как пространство внутри воды или Техома и, следовательно, окружен ею. «Бог сказал: «Да будет пространство посреди воды, чтобы отделять воду от воды». Бог создал пространство, и отделил воду, которая была под пространством, от воды, которая была над пространством. И стало так». ( Бытие 1:6 ). Неясно, относятся ли эти верхние воды к облакам или к «небесному океану» за звездами. Однако есть намеки на то, что космический океан был окутан густыми облаками.

В Книге Исхода космический океан — это Ям Суф и упоминается в Исходе 15:4, « Песне моря» . Армия фараона была брошена в «море вымирания». Яхве поднимает Египет из этого моря. [ 23 ] Саргон II , правитель Неоассирийской империи Говорят, что , мыл свое оружие в космическом океане. Космический океан снова упоминается в Иисусе Навине 1 :4 и обозначается как граница вселенной. [ 23 ]

В мифе о Ноевом ковчеге после сорока дней и ночей дождя космический океан затопляет землю. [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Оберлис 2023 , с. 65.
  2. ^ Jump up to: а б Бакстон, Смит и Болле, 2022 г.
  3. ^ Вятт 2001 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Toporov 2008 , pp. 751–752.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Мелетинский 2006 .
  6. ^ Березкин и Дувакин 2021 .
  7. ^ Гринвуд 2015 , с. 63.
  8. ^ Jump up to: а б «Поклонение природе | Ритуалы, анимизм, религии и история | Британника» . www.britanica.com . Проверено 18 апреля 2023 г.
  9. ^ Уотхэм, AE (1910). «Миф о Яхве-Техоме» . Библейский мир . 36 (5): 329–333. дои : 10.1086/474395 . ISSN   0190-3578 . JSTOR   3141790 . S2CID   144762059 .
  10. ^ Полное собрание богов и богинь Древнего Египта .
  11. ^ «Древнеегипетские мифы о сотворении мира: от водного хаоса до космического яйца» . Музей Гленкэрн . 13 июля 2021 г. Проверено 21 мая 2023 г.
  12. ^ «Лотос – Лесной монастырь Суннатарам» . www.sunnataram.org . Проверено 21 мая 2023 г.
  13. ^ Аллен, Среднеегипетский , с. 144.
  14. ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. стр. 206–207 . ISBN  0-500-05120-8 .
  15. ^ Хильбер 2020 , с. 67.
  16. ^ Jump up to: а б Корш 1894 , с. [ нужна страница ] .
  17. ^ Jump up to: а б с Тахо-Годи 2008 , с. 751.
  18. Отмечается Карлом Кереньи , «Герои греков» связь с источником pege ». , 1959:80: «В самом имени Пегас выражена
  19. ^ Jump up to: а б Лазер 2014 , с. 45.
  20. ^ Jump up to: а б с д Дарместетер 1880 , стр. 54.
  21. ^ «Фраккард» . Энциклопедия Ираника .
  22. ^ Дармштадт 1880 , с. 69
  23. ^ Jump up to: а б с Вятт 2001 , с. [ нужна страница ] .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d091bb7891f461463f9ebe58200e7d30__1722349140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/30/d091bb7891f461463f9ebe58200e7d30.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cosmic ocean - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)